Приобщаясь к истокам хакасской земли, ее историко-культурным и археологическим особенностям, хочется отметить ту существующую нить, которая связывает поколения. Эта связь проходит через сохранение традиций, обрядов, праздников, идущих из прошлого и существующих сегодня в современной Хакасии. Хакасская национальная одежда и украшения, сохраняя основы культуры этноса, впитывает в себя оттенки современности, национальный фольклор приобретает то новое, что позволяет молодому поколению проявлять свое творчество и фантазию.
Цель занятия:
- формирование первоначальных знаний о хакасских украшениях, как одной из составляющей культуры этноса.
- Развитие интереса к изучению национальной культуры
- Воспитание эстетического вкуса, умения видеть прекрасное в простых вещах.
Задачи изучения:
- создание условий для выполнения творческой работы;
- знакомство с женскими хакасскими украшениями, способами их изготовления;
- приобретение умения свободно составлять схемы накосных подвесок и выполнять их с использованием техники низания бисером.
Ожидаемый результат: Результатом проведенного урока является выставка выполненных творческих накосных подвесок
Настя выпрашивает у папы новые наряды, украшения и косметику
- материалы, инструменты и приспособления для бисероплетения:
- бисер, стеклярус, бусины, пайетки, резинки для волос (по 2 на одного ученика), леска, бисерные иглы, ножницы, декоративная фурнитура (мех, перо, кожа, лента и др.)
- демонстрационная кукла;
- чистые листы, карандаши, ластик, цветные ручки или фломастеры;
- магнитофон для музыкального фона.
Литература для изучения темы:
1. Бутанаев В.Я. Традиционная культура и быт хакасов. Абакан: Хак.кн.изд., 1996.-224с.
2. Иллюстративная этнография хакасов. Альбом фотоматериалов Минусинского музея им. Н.М.Мартьянова.,г. Абакан,2004г
3. Чебодаев Л.И. История Хакасии, Хакасское книжное издательство. Абакан.1992.-156с.
1. Вводная беседа.
Сегодня мы поговорим с вами об одной составляющей культуры хакасского народа — национальных хакасских украшениях, неотъемлемой части женской одежды. Богатством украшений отличалась у хакасского народа женская одежда. Распространенным украшением на одежде хакасок являются узоры, вышитые крученым шелком ярких тонов. На наплечниках, рукавицах, обуви.
Узоры делались чаще всего в виде звезд, цветов, напоминающих по форме разноцветные цветочные растения и крестообразные длинные и квадратные фигуры. На вышитых узорах преобладали яркие радужные цвета шелка: малиновый, красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий и лиловый, расположенные в пестрых, контрастных сочетаниях тонов.
Богатые хакасские женщины употребляли для украшений дорогие коралловые, серебряные и позолоченные пуговицы. (рисунок № 1)
Рисунок 1 — слева.
Кроме вышивки, украшавшей национальный костюм, существуют и другие украшения. В современном понимании их можно назвать аксессуары или бижутерия.
2. Объяснение нового материала.
Серьги, кольца, перстни, браслеты и являются предметами украшения женского туалета.
Характерным женским украшением был нагрудник (пого) (рисунок № 2), надевавшийся на свадьбе поверх шубы или сигедека (безрукавка) замужней женщиной (свахой). Пого вырезался из куска дубленой кожи и обшивался черным шисом или другим плотным материалом. Лицевая поверхность его сплошь унизывалась в виде симметричного узора крупными и мелкими перламутровыми пуговицами, небольшими кораллами, раковинами, крупным бисером, разноцветными бусами и камнями.
По внешней стороне края пого украшалось бахромой из бисера. Пого одевали только на свадьбе. Его могли одевать свахи и невеста.
Рисунок 2. ПОГО (нагрудник) — справа.
Замужние женщины украшали себя коралловыми сережками «хос ызырга» (рисунок 3). Они готовились из медной проволоки, изогнутой вверху в виде кольца. На нижнюю часть нанизывались три коралловых бусины «суру», между ними вставлялись маленькие бусинки. На конце подвешивалась серебряная полурублевая монета с шелковой кисточкой. Вдовы не имели права носить сережки в полном снаряжении.
Они оставляли по две коралловых бусины, или одевали только одну сережку. Согласно поверьям, женские уши не должны быть пустыми, ибо к кораллам притягивается душа (хут сыынча).
Рисунок 3. ХОС ЫЗЫРГА (серьги-подвески) — справа.
Во время праздников замужние женщины и свахи, помимо сережек, одевали пару височных подвесок «Улуг ызырга» (большие серьги), состоящие из шести больших и шести маленьких кораллов. Между кораллами вставлялись серебряные пластинки, подвески заканчивались серебряными монетами и украшались шелковыми кисточками. Каждая пара соединялась на груди фигурной цепочкой «самзылга». Подвески укреплялись при помощи матерчатых петель «хандырга», которые одним концом привязывались за дужку (хараачы), а другим за небольшую косичку «хос сурмес», специально сплетенную на висках.
Молодые девушки носили в ушах маленькие сережки «ахча ызыргазы», состоящие из одного коралла и одной монетки. Пожилые женщины украшали уши сережками «котек», сделанные из пуха хвостов гусей или уток. Срезанный комок пуха мыли мылом и очищали от жира, затем катали в муке или золе. После этого он становился пушистым. Пушок пристегивали ниткой, которую продевали в ухо.
Пальцы украшали серебряными кольцами «пурба» и перстнями «чустук» (рисунок 4). Декоративный верх перстня делался в виде круга, сердечка, полумесяца или эллипса с кораллами и геометрическим орнаментом. Количество кораллов обязательно было нечетным (от одного до пяти).
Рисунок 4. ЧУСТУК (перстень) — справа.
Молодые девушки украшали кисти рук браслетами «кумус пiлектос» из цельной серебряной пластины с орнаментом и кораллами. Люди победнее носили браслеты из черной дубленой кожи, обшитой перламутром, бисером, стеклярусом. Браслеты часто служили желанным предметом, который девушки давали парням в знак согласия выйти замуж.
Замужние женщины заплетали волосы в две косы (тулун), связывали их и носили на груди. К косам прикреплялись серьги-подвески, состоящие из медной проволоки с нанизанными на нее розовыми кораллами. К концу проволоки подвешивалась серебряная монета от гривенника до рубля и кисти из цветного шелка или бисера.
Девушки заплетали свои волосы в одну косу или в мелкие косички (сюрмес). Косички украшались подвесками, называемыми поос (рисунок № 5). На концах передних косичек, рассыпанных по плечам (их насчитывалось девять или более с каждой стороны), привязывали кисточки «чачах поос» или «нинчi поос», сделанные из коралловых и бисерных снизок.
Вверху они прикреплялись к косичкам за шнурок из конского волоса. Затем в 19 веке девушки стали привязывать «чапрах» — серебряные монеты с косичкой. У бедняков передние косички украшались подвесками «сас поос», свитыми из шерсти загривка барана вместе с шелковой ниткой. К концам которых привязывали по жемчужной пуговице (узумчук).
Рисунок 5. ТАНА ПООС (накосная полвеска) — справа.
Основную декоративную нагрузку несли косички, носимые на спине (их было три или пять), к которым привязывались накосные украшения «тана поос». Основу, сделанную из четырехугольного куска дубленой кожи, покрывали плисом. Посредине нашивали от трех до девяти (три по три ряда) перламутровых блях «тана», иногда соединенных между собой вышитыми узорами.
Края орнаментировали радужной каймой «чеек». Внизу пришивались три кисточки из коралловых бус, каждая из которых разделялась еще на бисерные снизки. Накосные украшения «тана поос» вплетались в косички за шнурок из конского волоса гривы.
Как вы видите национальные хакасские украшения отмечаются сложностью и своеобразием выполнения, который передавался из поколения в поколение. В настоящее время традиционные украшения используются в фольклорных праздниках, украшения можно увидеть в музеях. В повседневной жизни очень редко используются такие украшения. Современные хакасские женщины и девушки используют украшения свойственные нашему времени. Однако чтобы не забыть свои истоки, а так же знать национальную культуру, в выполнение хакасских украшений часто вводятся элементы стилизации, что делает их доступными для использования в современной жизни.
Теперь можно выполнить накосные подвески, используя, проявляя свою фантазию, умения и навыки бисероплетения.
- Цветы своими руками
- Картины со стразами
- Куклы в костюмах народов мира
- Кельтские символы, их значение и правила использования
- Супербисер — выставка в Музейном центре Гамаюн
- Мордовская вышивка Бикеевой Марии Ивановны 1944 г.р.
- Остров Кихну, Эстония
Источник: www.hnh.ru
Исследовательская работа проводилась с целью формирования у молодёжи ценностного отношения к обычаям и традициям своего народа. Чтобы девочки будущие мамы с маленьких лет защищали жизненно важные органы женщины
На портале “Солнечный свет”
Более 100 номинаций
Cвыше 2 000 тестов олимпиад и викторин на профессиональном портале.
97% клиентов
Довольны порталом и становятся постоянными клиентами.
Свыше 1 000 000 участий
Более 1 000 педагогов и учащихся ежедневно участвует в наших конкурсах.
Вам доступны для участия более 100 конкурсов. Участвуйте в наших конкурсах и получите свой диплом победителя.
Этапы участия
1 шаг: Участие
Отправьте заявку с помощью специальной формы
2 шаг: Результат
Довольны результатом? Перейдите в свой личный кабинет
3 шаг: Диплом
Введите свои основные данные (ФИО, место работы) для оформления диплома победителя
Более 20 шаблонов и образцов для ваших дипломов и свидетельств
Создать дипломы
- Курсы повышения квалификации
- Тестирование для педагогов
- Олимпиады
- Викторины
- Творческий конкурс
- Опубликовать материал на сайте
- Опубликовать статью в печатном сборнике
- Заказать рецензию
- Пользовательское соглашение
- Политика конфиденциальности
- Реквизиты
Источник: solncesvet.ru
Пого украшение что это
фото Александра Колбасова
В Центре культуры и народного творчества имени С.П. Кадышева Абакана прошёл семинар-практикум для мастеров-ремесленников, профессиональных художников и начинающих рукодельниц, посвящённый «Женскому нагрудному свадебному украшению пого».
Об истории женских нагрудников, их сакральном значении рассказали Оксана Киштеева и Татьяна Коновец — преподаватели кафедры декоративно-прикладного искусства Института искусств Хакасского государственного университета имени Н.Ф. Катанова.
В апреле 2018 года «Женское нагрудное свадебное украшение пого» включено в объекты нематериального культурного наследия Республики Хакасия. Знаковость нагрудного украшения «пого» отразилась также в государственной геральдике республики. В описании герба Хакасии ему «присваивают» статус щита амазонок.
Женские нагрудники существуют у многих народов и не только тюркоязычных.
Семантика названия указывает, прежде всего, на его расположение и функциональность. В хакасском языке слово погах, родственное с пого, обозначает «зоб» у птицы или человека, что указывает на его расположение в костюме и связывает с назначением шейного украшения.
Пого представляет собой закруглённый кусок плотной ткани, кожи, войлока с лицевой стороны покрытый плисом или бархатом и сплошь зашитый жемчугом- (нинчi), кораллами (суру или морчан), монетами (монит), перламутровыми пуговицами (тана). Его нередко сравнивают с чашей, символом женского лона. По краю пого располагают подвески из бисера — салзырга, на концах которых могут быть нанизаны монеты.
Орнамент на пого несложен и представляет собой круги («тернихоз») символизирующие солярный знак. Таких «солнышек» может быть на одном украшении от трёх и более. По краю пого размещались мелкие перламутровые пуговицы, часто пришивались раковины каури (чыланмас). Помимо круговой зашивки в орнаменте на нагруднике встречаются мотивы «почки», «сердца», извилины.
Пого — это оберег, символизирующий плодородие. В хакасских улусах носить его имели право лишь замужние женщины-матери, как правило, свахи. Его форма и символика направлены на продолжение жизни на земле. Как все сакральные объекты, пого имеет пространственные характеристики — верх-низ, правую сторону (символизирует мужское начало) и левую сторону (женское начало).
В центре — узор солнца, с пуговицей или коралловой бусиной в сердцевине. Над «светилом» располагаются мужской и женский круги. Таким образом, от слияния «матери» с «отцом» появляется на свет дитя-солнце. Цветовая гамма традиционного пого ограниченна красным, синим, белым и чёрным цветами. Такая цветовая лаконичность не сказывается на его художественной ценности.
Более того, многогранные цветовые нюансы (тот же коралл может быть различных оттенков, от персикового до терракотового) дают простор для творчества рукодельниц.
Что касается сакральных значений, то белый цвет — это потенциальная светоносная мужская энергия. Красный — символ жизни на земле и женского начала. Синий — образ неба и в целом воздушного пространства. Черный цвет означает почитание предков.
По преданиям у богини Умай души зародышей мальчиков хранились в наконечниках стрел, а девочек — в кораллах. Множественное использование коралловых бусин на пого — символизировало бесконечное число рождений: у девочки рождается девочка и так далее, из поколения в поколение. Иными словами, мир, который родился единожды, уже никогда не закончится.
Наличие пого нередко зависело от материального достатка семьи. Это было ценное, в том числе и в материальном плане, украшение-оберег. Пого делает мать до замужества дочери, но случалось, что его заказывал муж после свадьбы для своей жены.
В конце XIX века пого стоило от 50 до 150 рублей. Для сравнения — зарплата учителя церковно-приходской школы составляла 180 рублей в год, женский и детский труд на приисках оценивался от 3 до 5 рублей в месяц.
Современные мастерицы (на семинаре в качестве образцов презентовались дипломные работы выпускниц кафедры декоративно-прикладного искусства) для основы пого используют драп, а для украшений — декоративный бисер и искусственные бусины. Сегодня хакасские замужние женщины надевают нарядные пого на праздники и самые значимые торжества. Эта красивая защита — обязательна для матерей, в том числе и будущих.
Мистическое значение нагрудника:
Пого имеет две основных магических функции — охранительную и множительную. Все нагрудные украшения закрывают жизненно-важные органы человека: грудь и живот. Перламутр, из которого выполнены тана, — материал сам по себе исцеляющий. Раковины каури отпугивают злых духов, кораллы — приносят богатство. Ряды бисера на бахроме символизируют лучи солнца, которые укрепляют жизнь человека.
Источник: gazeta19.ru