Понятие о синтетичном характере народной культуры украшение костюма

На современном этапе развития культуры обращение к истокам русского народного костюма является актуальным. Народная одежда становится объектом исследования историков, искусствоведов, этнографов. В ней заложены традиции народа, проявляется умение народных мастеров соединить практичность и красоту.

В народном костюме — простота форм, строгость силуэта, богатство и разнообразие художественного оформления; органично сочетается искусство кроя, вышивки, ткачества, аппликации и т.д. К истокам народной одежды обращаются и известные модельеры, создавая на ее основе свои коллекции. Среди них и Джанни Версаче, и Пако Рабан. Российский модельер Вячеслав Зайцев неоднократно создавал коллекции на основе русского народного костюма, что «приводило в восторг не только соотечественников, но и зарубежных ценителей моды»[3].

В настоящее время традиционная сфера функционирования народного костюма существенно сузилась, «переместившись в область празднично-сценической деятельности»[3].

В сценическом костюме фольклорного жанра наблюдается трансформация народной культуры. На основе анализа ассортимента выпускаемой сценической одежды, проведенного Шатковской М.Л., были выявлены существенные нарушения при создании коллекций, причиной которых является «отсутствие научно обоснованных методов и профессионального подхода по проектированию одежды на основе народной культуры, а также методических рекомендаций по технологическим и композиционно-конструктивным особенностям изготовления сценической одежды фольклорного жанра на основе народной культуры» [5]. В основе такого костюма лежит набор повторяющихся элементов: белая рубаха, сарафан, кокошник или лента — у женщин, рубаха-косоворотка, штаны или порты (часто просто брюки), пояс — у мужчин. Причем цветовая гамма чаще всего строится на двух цветах — белого и красного. Таким образом, вырабатываются ложные представления о специфике народного костюма.

1.10 Понятие культуры. Формы и разновидности культуры ЕГЭ по обществознанию

Поэтому сценический костюм должен не только привлекать внимание своим красочным оформлением, но и отражать традиционные особенности кроя народной одежды, цвета, орнамента, способа ношения и др., чтобы через зрительное восприятие сценических образов человек смог приобщиться к культуре своего народа, ощутить дух времени и сохранить в памяти истинное представление о народном костюме с последующим обращением к первоисточнику для самообразования и саморазвития.

Создание фольклорного сценического костюма на основе народной одежды происходит по двум направлениям:

  • 1. Обращение к этнографическим источникам (сохранение основных композиционных приемов, заложенных в народной одежде). Художники сохраняют крой народной одежды и ее основные пропорции. Усиливается декоративность костюма: подчеркивается, укрупняется вышивка, отделка. Создаются новые композиционные формы постоения костюма.
  • 2. Стилизация — разработка сценического костюма по народным мотивам с выявлением наиболее характерных черт народного костюма конкретного района или области в современном понимании. Художники дают жизнь современному бытовому костюму, основываясь на народных традициях в одежде. В современный силуэт вводится народный орнамент, костюм кроится в зависимости от расположения орнамента на оригинале.
Читайте также:
Гирлянды на новый год своими руками для украшения класса

Сценический костюм рассчитан на зрительное восприятие с расстояния на менее 5-6 метров. Следовательно, ему должна быть присуща некоторая декоративность.

Русский народный костюм История Традиции

  • 1. В костюме для хороводных номеров особенно разрабатывается верхняя часть, т.к. в танце зрительное внимание акцентируется на движении рук. Рукава в этом случае — наиболее нарядная часть костюма. Использование цветовых градаций от светлого оттенка к более темному.
  • 2. В костюмах для подвижных номеров (кадриль, темповые танцы с требованиями высокой техники исполнения и т.п.) делается (в женских костюмах) акцент на оформление поневы или юбки, чтобы привлечь, таким образом, внимание к движению ног исполнительницы, подчеркнуть ритмичность номера. Цветовые сочетания строятся на контрастах, костюмы должны быть яркими и декоративными.
  • 3. Вышивка, строчка в сценическом костюме могут быть решены более декоративно путем использования трафарета (печать рисунка на ткани). Такие приемы применяют для создания большего эффекта восприятия строчки или орнамента вышивки со сцены; к тому же обычная строчка, например, как бы она крупна ни была, со сцены смотреться не будет. Аналогично происходит и масштабирование декоративных элементов (увеличение орнамента или частей декоративной отделки).
  • 4. Создавая образы для массового танца, не следует перегружать их орнаментацией и яркими красками, так как все костюмы воспринимаются единым цветовым пятном. Если на сцене один-два исполнителя, то здесь уже можно более тщательно поработать над орнаментацией костюмов, подчеркнуть индивидуальность исполнителя.
  • 5. Вышивка должна быть переработана под сценический костюм. Использование подлинных образцов нежелательно, т.к. из зрительного зала они просто не будут видны.
  • 6. Орнаментика выдерживается в подчиненности традиционному костюму. Ошибочным будет перенесение орнамента с полотенца на рукава, в результате чего пропадает ритм рисунка, так как рисунок рассчитан на восприятие с различных плоскостей и в определенных пропорциях.
  • 7. Орнамент выбирается крупный, хорошо «читающийся» с расстояния, четкий. Акцентирование внимания на силуэте отдельных цветовых пятен и их группировке.
  • 8. Излишняя пестрота в костюме нарушает целостное восприятие образа, гармонию всех его элементов. Это относится и к использования блесток в сценическом костюме: их использование усиливает эффект восприятия художественного образа костюма, придает праздничность, но не следует слишком увлекаться применением подобного рода отделки.

На основе анализа и систематизации знаний о специфике народной одежды можно найти оптимальное решение для создания конкретного сценического образа. Все детали сценического костюма должны не только гармонично сочетаться по своей цветовой гамме, крою, орнаменту, отделке, но и нести смысловую нагрузку. То есть девичий костюм должен по внешним характеристикам отличаться от женского, праздничный от повседневного, костюм пожилой женщины от костюма молодой замужней женщины и т.п. Все сравнительные характеристики отражены в народном костюме.

Читайте также:
Как создают эскизы ювелирных украшений

Немаловажное значение при создании сценического костюма имеет выбор ткани. Русский традиционный костюм выполнялся из домотканых тканей (шерстяное, льняное, хлопчатобумажное, конопляное полотна и др.), а впоследствии фабричных натуральных материалов (шелк, бархат, сатин, китайка и др.). Поэтому задачей при создании сценического народного костюма является передача фактуры ткани в соответствии с оригиналом.

Применяются различные эффекты для создания фактуры ткани:

  • 1. Роспись ткани.
  • 2. Наложение одной ткани на другую.
  • 3. Набойка (печать).
  • 4. Вышивка (строчка).
  • 5. Аппликация, нашивки и др.

Нельзя соединять бытовые ткани с театральными (например, платья фабричного рисунка у девушек и шелковые рубашки у юношей). Это выглядит безвкусно и безграмотно. Чтобы сделать костюмы яркими, им необходимо декоративное оформление. Если применять вышивки, то на всех костюмах — мужских и женских. Не надо здесь бояться однообразия, ибо не следует путать однообразие и единый стиль.

Костюмы с вышивкой — это костюмы единого стиля, разнообразие же достигается цветовыми соотношениями, характером кроя.

Для народных плясок, кадрилей, переплясов платья должны быть не выше 25 сантиметров от пола, а для современных и бальных танцев — 33-35 сантиметров, учитывая и каблук танцовщицы. В хороводных танцах длина сарафана должна закрывать половину каблука исполнительницы.

Мужские косоворотки для народного танца шьются не из атласа , а из простой легкой материи, из матового шелка, а еще лучше из хлопчатобумажных тканей, тонкой шерсти, льна. Длина косоворотки должна быть такой, чтобы от низа подола до колен было не менее 18-22 сантиметров, а напуск на рукава закрывал лишь половину манжеты.

Мужские костюмы не надо украшать роскошно, так как в подлинном народном костюме мужская одежда всегда была намного скромнее женской. Яркой деталью в мужском сценическом костюме может быть пояс.

При выборе материалов следует учитывать и освещение, так как некоторые ткани при искусственном освещении могут восприниматься иначе (в особенности сине-голубые цвета при электрическом свете блекнут, сереют).

Хорошим примером отражения народных традиций в современном сценическом костюме является детский фольклорный ансамбль «Звонница» (руководитель Заслуженный артист России Петр Сорокин). Костюмы для молодых исполнителей подобраны стилистически правильно, отражая возрастные и местные особенности. За основу взята общерусская традиция сарафанного типа, великолепно подобран материал изготовления, сохранены основы традиционного кроя.

Сценический костюм Белорусского хореографического ансамбля «Хорошки» сохранил традиции народной одежды Белоруссии. Все костюмы ансамбля — эксклюзивные и рукотворные. Они — итог внимательной творческой работы сотен исполнителей: конструкторов, закройщиков, швей, ткачих, вышивальщиков, мастеров соломоплетения.

Читайте также:
Обзор моих ювелирных украшений

На создание сценического народного костюма в целом влияет множество внешних и внутренних факторов. На основе изучения народных традиций в одежде, анализа и систематизации полученных знаний можно создать сценический костюм, отражающий специфику народного костюма и отвечающий требованиям культуры на современном этапе развития общества.

«Необходимо поддерживать интерес мастеров и модельеров, стремящихся к изучению, сохранению и развитию традиций русского костюма, воспитывать и помогать формировать эстетические вкусы подрастающего поколения на основе традиционной культуры, выявлять и поддерживать талантливых мастеров, новые коллективы и авторские центры в области создания русского костюма в его региональном многообразии» [3].

народный костюм фольклорный сценический

Источник: studwood.net

Разнообразие декоративных форм в природе. Стилизация природных форм. (Красоту надо уметь замечать.) (1 ч)

Многообразие и красота форм, узоров, расцветок и фактур в природе. Изображать (декоративно) птиц, бабочек, рыб и т. д., передавая характер их узоров, расцветки, форму украшающих их деталей, узорчатую красоту фактуры.

Разнообразие форм в природе как основа декоративных форм в прикладном искусстве.

Узоры на крыльях.) (1 ч)

Развитие навыков работы красками, цветом .Симметрия, повтор, ритм, свободный фантазийный узор. Знакомство с техникой монотипии (отпечаток красочного пятна).

Монотипия «Красивые рыбы». (1 ч)

Графические материалы, фантазийный графический узор (на крыльях бабочек, чешуйки рыбок и т. д.). Простые приемы работы в технике плоскостной и объемной аппликации, живописной и графической росписи, монотипии и т. д.

(Украшения птиц). (1 ч)

Объемная аппликация, коллаж, простые приемы бумагопластики. Предлагаемые сюжеты заданий: «Узоры на крыльях бабочек», «Украшения птиц».

Понятие о синтетическом характере народной культуры (украшение костюма). (Как украшает себя человек.) (1 ч)

Что могут рассказать украшения? Какие украшения бывают у разных людей? Когда и зачем украшают себя люди? Изображение сказочных героев, опираясь на изображения характерных для них украшений (шляпа Незнайки и Красной Шапочки, Кот в сапогах и т. д.).

Мастер Украшения помогает сделать праздник. Обобщение темы). (1 ч)

Традиционные новогодние украшения. Новогодние гирлянды, елочные игрушки. Новые навыки работы с бумагой и обобщение материала всей темы.

Ученик научится:

— передавать характерные черты внешнего облика, одежды, украшений человека;

— понимать простые основы симметрии;

— приёмам работы в технике плоскостной и объёмной аппликации, монотипии;

— находить в орнаментах природные и геометрические мотивы;

-использовать ритм и стилизацию форм для создания орнамента;

Ученик получит возможность научиться:

— создавать несложные украшения из цветной бумаги на основе алгоритма действий;

— находить орнаментальные украшения в предметном окружении человека;

— моделировать новые формы, различные ситуации, путем трансформации известного создавать новые образы природы, фантастического существа средствами изобразительного искусства

Читайте также:
Что такое камень кварц в украшениях

Ты строишь (11 ч.)

Виды художественной деятельности: архитектура, дизайн. (Постройки в нашей жизни.) (1 ч)

Первичное знакомство с архитектурой и дизайном. Первичные навыки структурирования пространственной формы.

Красота и разнообразие зданий, выраженные средствами рисунка и живописи. (Дома бывают разными). (1 ч)

Соотношение внешнего вида здания и его назначения. Из каких частей может состоять дом? Составные части (элементы) дома. Конструировать изображение дома с помощью печаток («кирпичиков») (работа гуашью).

Постройки в природе. Формы и конструкции природных домиков. (Дома, которые

Построила природа). (2 ч)

Многообразие природных построек (стручки, орешки, раковины, норки, гнезда, соты и т. п.), их формы и конструкции. Изображение (лепка) сказочные домики в форме овощей, фруктов, грибов, цветов и т. п.

Конструкция и декор традиционного жилища. (2 ч) (Дом снаружи и внутри.)

Соотношение и взаимосвязь внешнего вида и внутренней конструкции дома. Внутреннее устройство дома, его наполнение. Красота и удобство дома. Фантазийные дома (в виде букв алфавита, различных бытовых предметов и др.), их вид снаружи и внутри (работа восковыми мелками, цветными карандашами или фломастерами)

Строим город. (1 ч)

Архитектура. Архитектор. Конструирование игрового города. Приемы работы в технике бумагопластики. Создание коллективного макета.

Разнообразие форм предметного мира и передача их на плоскости и в пространстве.

(Все имеет свое строение). (1 ч)

Формирование первичных умений видеть конструкцию предмета, т. е. то, как он построен. Любое изображение — взаимодействие нескольких простых геометрических форм. Конструировать из простых геометрических форм (прямоугольников, кругов, овалов, треугольников) изображения животных в технике аппликации.

Единство декоративного строя в украшении предметов быта. (Строим вещи.) (1 ч)

Конструирование предметов быта. Знакомство с работой дизайнера. Строить из бумаги различные простые бытовые предметы, упаковки, а затем украшать их, производя правильный порядок учебных действий.

Дата добавления: 2018-02-28 ; просмотров: 1408 ; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:

Источник: studopedia.net

Тема 1. 2. Виды и формы народного художественного творчества

Народная художественная культура включает в себя всю совокупность художественных произведений различных видов и жанров, созданных народными массами, как и все разнообразные формы художественно-эстетической деятельности, передающиеся от поколения к поколению народные традиции, формы и способы создания, сохранения, распространения и бытования артефактов народного творчества. Народная художественная культура включает все виды словесного, песенного, музыкального, танцевального творчества, зрелищно-игровой фольклор; декоративно-прикладное творчество, народное зодчество, народный костюм, художественные ремесла, промыслы и т. п. Понятия «фольклор», «фольклористика», «фольклоризм», «устное народное творчество», «декоративно-прикладное искусство», «народные художественные традиции» и пр.

«Традиционный» и «современный» фольклор. Роль фольклора в художественной культуре общества. Функции фольклора в системе культуры. Взаимосвязь фольклора с классическим, современным искусством и литературой. Изучение русского народного художественного творчества как специфического явления культуры мы связываем с народным земледельческим календарем.

Читайте также:
Деревянные украшения для дачи своими руками

Создание, бытование и сохранение народного художественного творчества. Коллективность творчества в народной художественной культуре. Народные рассказчики, сказочники, певцы, умелые танцоры, скоморохи, калики перехожие, народные мастера, ремесленники и др., как одни из творцов народной художественной культуры.

Народная художественная культура функционирует не только под влиянием традиций, но и изменяющихся в обществе художественных норм, ценностей и идеалов. Народная художественная культура — синтетический по характеру вид культуротворчества масс, изначально связанная с трудовой деятельностью и представляющий одновременно как материальную, так и духовную культуру.

В широком смысле понятия ее можно представить как творчество народа, обеспечивающее культурный прогресс. На современном этапе народная художественная культура имеет несколько форм бытования и развития: — народная художественная культура, не вычлененная из своей этнографической среды, связанная с традициями, бытовым укладом жизни племен и народов, замкнутых в силу исторических условий и географического положения в отдаленных районах мира (Амазонка, Филиппины, Новая Гвинея, тропическая Африка, некоторые районы Арктики и др.). — творчество единичных мастеров, основанное на коллективном опыте, сохраняющее и развивающее художественные традиции.

Основным его стимулом является потребность мастера в процессе самого творчества. — художественные промыслы и ремесла, вырастающие на почве местной народной культурной традиции, поддерживаемый коммерческим спросом извне. — художественное творчество на базе профессиональных мастерских с необходимым современным оборудованием. Две последних формы связаны с производством сувенирной продукции, туристическими центрами и т. п. Существуя сегодня в названных формах, народная художественная культура сохраняет общую творческую структуру развития, ориентирована на традиции, устно-зрительную передачу следующим поколениям своего народа.

Оно отражает культурно-психологические структуры, связанные с этническим самосознанием, базируется на культуре народного мастерства, коллективном опыте поколений. Литература: 1. Астраханцева, С.В. [и др.] Методические основы преподавания декоративно-прикладного творчества // Астраханцева, С.В., Рукавица, В.Ю., Шушпанова, А.В. — Ростов на Дону : Феникс, 2006. — 352 с. 2. Каргин, А.С.

Структура народной художественной культуры // Народная художественная культура : курс лекций / А.С. Каргин. — Москва : Музыка, 1998. — С. 43-54. 3. Клиентов, А. Народные промыслы / А. Клиентов. — Москва : Искусство, 2002. — 142 с. 4. Новиков, В.С. Феноменология фольклора : монография / В.С.

Новиков. — Тюмень : РИЦ ТГАКИ, 2007. — 132 с. 5. Основы теории народной художественной культуры // Народная художественная культура : учебник. / под общ. ред. Т.И. Баклановой, Е.Ю. Стрельцовой. — Москва : МГУКИ, 2000. — С. 12-41.

27.04.2015 108.29 Кб 19 ТЕЗИСЫ.rtf

Ограничение

Для продолжения скачивания необходимо пройти капчу:

Источник: studfile.net

Рейтинг
Загрузка ...