Текстиль — это ткань, созданная из искусственных или натуральных волокон, а само слово переводится с латинского как «плести, переплетать». Текстильные промыслы еще с первобытных времен были уделом прекрасной половины человечества. Женщины занимались прядением и ткачеством, а из полученного сырья делали одежду и обувь. Учили хозяюшек этому мастерству чуть ли не с пеленок. Как правило, пряли и ткали женщины в свободное от бытовых дел время и когда завершались полевые работы, то есть поздней осенью и зимой.
Народные текстильные промыслы в России
Показать еще
История развития
Считается, что возраст самого древнего куска ткани, найденного археологами недалеко от Мертвого моря, — 11 тысяч лет. В Древней Руси текстильные промыслы были очень распространены, а полотно являлось обменной монетой. Обнаруженные образцы текстиля X–XI веков свидетельствуют о высоком уровне мастерства русских искусниц уже тогда.
Ткать, вязать, прясть и вышивать учили каждую девочку, независимо от того, в какой она семье родилась — знатной или простой, крестьянской. С возрастом прялка становилась неотъемлемой спутницей девушки, а веретено каждая берегла как зеницу ока. Секреты мастерства бережно хранились и передавались в семье из поколения в поколение. Многие из них дошли и до наших дней.
Изумруды Романовых. Что сохранилось, а что утрачено
В Древней Руси тканное полотно являлось обменной монетой. Фото: PhotoXPress.ru
Объемными многослойными узорами украшали одежду, предметы быта. Фото: Shutterstock
Существует несколько техник вышивки, и все они обычно связаны с конкретной местностью. Фото: Фотобанк Лори
Традиции
Из ткани шили не только одежду и обувь, но и полотенца, покрывала, скатерти и другие предметы обихода. Самыми популярными материалами были лен и шерсть. Также использовали коноплю и крапиву, но из этого сырья получались менее прочные ткани. Нитки и ткани наши предки умели окрашивать в разные цвета. Лучше всего колористическим изменениям подвергалась шерсть, а вот полотна из растительных волокон приходилось отбеливать.
До начала XX столетия тканое ремесло было приоритетным домашним занятием у большинства народов России. По праздникам было принято вывешивать в доме работы мастерицы — скатерти, полотенца, салфетки, занавески. Девушки сами готовили себе приданое, стараясь перещеголять друг друга в умении и таланте. Чаще всего на тканях изображали строгий геометрический рисунок — ромбы.
Технологии русского ювелирного искусства
Отличительная особенность русского орнамента — это строгая симметрия. Растительные мотивы и узоры на тему животного мира или фигуры людей встречались гораздо реже.
Сегодня процесс получения тканей — полностью автоматизированный. Появилось больше разных техник и методов плетения нитей. Ручное ткачество до сих пор сохранилось, но уже в ранге экзотики. Готовые самотканые изделия презентуют на всевозможных выставках, продают в качестве сувениров в магазинах.
Ткать, вязать, прясть и вышивать учили каждую девочку. Фото: Shutterstock
Шерсть (козья, овечья, собачья, коровья) | Пояса, одеяла, обувь |
Лен | Платья, сарафаны, рубахи, штаны, платки |
Конопля | Верхняя одежда, паруса, мешки, рыболовные сети |
Крапива | Одежда, постельное белье, рыболовные сети |
Рогоз | Плащи, накидки |
Иван-чай, лопух, репейник, лебеда | Теплые вещи |
Виды текстильных промыслов России
Существует множество текстильных техник, которые позволяли создавать изделия из нити и волокна. К ним относится ткачество, вязание, кружевоплетение, чуть позже — ковроткачество. Широко было распространено декорирование тканей с помощью вышивки, росписи, аппликации, набойки. Нередко при изготовлении полотна использовалось одновременно несколько техник, что свидетельствовало о большом таланте рукодельницы.
Вышивка
Первые узоры на ткани вышивали красными нитками, шов был двусторонний — одинаково на лице и изнанке. Объемными многослойными узорами украшали одежду из льна, церковные облачения, предметы быта.
Существует несколько техник вышивки, и все они обычно связано с определенным населенным пунктом. Искусствоведы делят вышивку на северную и южную. Часто названия швов носят географическую привязку — по населенному пункту, где были созданы: владимирский, московский.
Например, крестецкая строчка получила свое название от села Крестцы в Новгородской губернии, где ремеслом занимались целыми семьями. Ценилась своей самобытностью калужская вышивка — это были сложные растительные орнаменты. В рязанских районах была в ходу ажурная вышивка, а в Нижегородской губернии особо славился гипюр.
В Торжке, Арзамасе, Городце активно развивалось золотное шитье и шитье жемчугом. Техника применялась при декорировании праздничных головных уборов и одежды. Вышивали на шелке, бархате и коже.
Мастерская вышивка. Фото: livemaster.ru
Дошло до нас и мастерство вышивальщиц Мстеры, которые умело создают не только сложные орнаменты, но и фигуры. Всего известно около 200 видов вышивальных швов, но большинство из них утеряны. В наше время чаще всего рукодельницы используют крест и полукрест, тамбур, мережку, цветную и белую гладь. Швы применяются как по отдельности, так и в комбинации с друг другом.
Платки
Павловопосадский и оренбургский пуховой платок являются одними из самых известных текстильных изделий в России, основой для появления которых стали народные промыслы. Сегодня это очень популярные бренды: изделия высоко ценятся на рынке, и их часто преподносят в качестве подарка.
Павловопосадский платок. Фото: Екатерина Рерберг / РИА Новости
Уже в XVIII веке в городе Павловский Посад существовало множество кустарных производств, занимающихся платочным «бизнесом». Одним из владельцев был зажиточный крестьянин Яков Лабзин, и именно ему в середине XIX века выпала честь запустить производство платков, которые впоследствии прославили Павловский Посад на весь мир. Поначалу это были преимущественно изделия черного или красного цвета, но уже через несколько лет палитра расширяется, а самыми популярными изображениями становятся розы и георгины.
До второй половины XX века узор на платки наносили с помощью деревянных форм, требовалось до 400 наложений рисунка. Сегодня технология усовершенствована, стал более разнообразным орнамент — не только цветы, но и так называемый турецкий узор.
Интересные факты
о текстильных промыслах
Считалось, что к веретену нельзя прикасаться мужчине или другой ткачихе, иначе пропадает особая магия для его владелицы.
За ткацким станком женщины проводили по 12 часов, а за 4 дня получался один квадратный метр полотна.
Чтобы проверить качество оренбургского платка, нужно просунуть его через кольцо. По-настоящему тонкое и воздушное изделие пройдет даже сквозь небольшое отверстие.
Источник: www.kp.ru
Предметы украшений на руси
Трудно представить в каком точно веке человеку впервые пришла мысль повесить на своё тело какое-то украшение.
Быть может, это был мужчина, повесивший себе на грудь охотничий трофей, чтобы показать свою силу и удаль перед соплеменниками? А возможно этим человеком была женщина, закрепившая в волосах цветок, чтобы всякий мог заметить её красоту, и сравнить с красотою цветка.
Так или иначе, но традиция украшать своё тело известна с глубочайшей древности, и давно уже превратилась в вид искусства, имеющий множество направлений, жанров и стилей.
Традиции украшений на Руси связаны с объединением в единое государство нескольких народов, которые уже к тому моменту имели богатую культуру и обрядовость. Согласно Повести Временных Лет, первыми народами, вошедшими в состав Руси стали чудь, меря, веси, кривичи, дряговичи, словене и др. То есть Русь была образована слиянием славянских, финно-угорских и скандинавских народов, и как следствие, слиянием их обрядов и традиций.
Наиболее распространёнными украшениями в тот период у, вошедших в состав Руси, народов были серьги, бусы и браслеты. За многовековую историю существования появилось множество форм и видов этих украшений.
Так, например, на Руси носили серьги таких видов: колты, пясы, одинцы, двойцы, тройчатки, орлики, голубцы и бабочки. Самые древние их этих украшений — колты. Наибольшую популярность они имели в IX–XIII вв. А самые молодые — бабочки. Их носили в XVIII–XIX веках.
Самые древние бусы делали из плодов растений и костей животных. Затем бусины стали деревянными и каменными. В этом виде они и дожили до наших дней. Разные виды ожерелий называются по-разному: гайтан, грибатка, колодочки, жгут, гривна, перлы, монисто, ленки, глунец или оплечье и множество других. Бисер — то есть мелкие бусины, был известен ещё в I веке нашей эры.
О стеклянном бисере писал ещё Плиний Старший. Стеклянные бусины и браслеты до сих пор находят археологи, проводя раскопки на территории Приильменья.
Существуют браслеты-пружинки, браслеты-цепочки, замкнутые, шарнирные, составные и т. д. Но это по типу конструкции. Есть браслеты с шипами, их часто носили воины. Ведь при ударе, они помогали травмировать врага. Кожаные браслеты имели охранное значение. Один из видов такого браслета — науз.
Наузы берегли от сглаза и порчи, защищали от нападения магией.
Весьма популярным украшением на Руси были русальные браслеты. Русальный браслет относится к ажурному типу. Одевался он в дни празднования Русалий — праздника поминовения мёртвых и общения с существами из мира Нави. Потому и украшался он узорами, в которых угадывались очертания мистических животных и богов.
Ношение такого браслета обеспечивало более тесную связь с навьим миром, а значит носившая его, имела возможность быть лучше понятой богами. Традиционными темами орнаментов так же были и Мировое Древо и скоморохи, и сами русалки. Каждый символ такого орнамента имеет своё глубокое значение.
Согласно древней традиции, мастер, изготавливающий такие предметы, сам шёл особым жизненным путём. Уж коли он создавал предметы, несущие радость людям, то путь его был светел, и следовал он законам Добра. Тогда и вещь, созданная им, обретала не только красоту, но и силу.
И такая, в этих кольцах да браслетах сила, что до сих пор люди приходят в музеи, чтобы восхищаться изделиями древних мастеров. А иные, впечатлённые ювелирным искусством, создают и в наше время украшения, способные поспорить с самыми именитыми мастерами прошлого.
Источник: xn--d1acn4ah5c.xn--p1ai
9 видов рукоделия, которые были популярны на Руси
Рукоделие на Руси – не только способ организовать досуг, но и возможность создания многих необходимых в быту вещей для себя и на продажу. Русские женщины всегда были знатными мастерицами. Рассмотрим какие виды рукоделия были основными.
Прядение
Прядение позволяло получить из шерсти овец и других животных пряжу, которая использовалась для вязания и создания одежды, тканей. Процесс получения нитей занимал много времени.
Предварительно шерсть состригали, стирали, разминали и чесали. После этого она годилась для работы с прялкой. Волокно фиксировали в верхней части приспособления, а девушка-пряха садилась на донце-сиденье. Левой рукой она управляла куделью, а правой – веретеном.
Нить получалась методом скручивания волокон на веретено, которое имело утолщение-шарик в нижней части для быстроты работы и устойчивости инструмента. Им управляли как игрушкой-волчком.
Вышивание
Готовые платья, скатерти и другие вещи девушки декорировали с помощью вышивки. «Гладь», «крестик» и другие методы сейчас хорошо известны, но на Руси подобное времяпрепровождение могли позволить себе состоятельные дамы. Они использовали дорогие шёлковые нити, атласные ткани. При этом и обычные крестьянки украшали скатерти, рушники и иные вещи яркими хлопковыми нитями.
Мотивы и узоры со временем совершенствовались и менялись. Огромное количество образцов народной вышивки можно увидеть в музеях. На Руси это рукоделие служило способом декора как повседневных, так и торжественных вещей.
Необычное восточное искусство — темари
Плетение лаптей
Популярным видом обуви были лапти. Их носили практически все крестьяне, так как пошив кожаной обуви им был не по карману. Тяжёлая и порой грязная работа не позволяла носить каждый день хорошую пару, а плетёные «шестерики» было не жалко.
Для создания использовалась кора и подкорье лиственных деревьев: берёзы, липы, дуба, ракиты, вяза и др. Для лёгкой обуви на весну-лето использовали до 7 лозовых полос. Иногда брали для работы длинные и тонкие корни растений. Большее количество применялось для зимних лаптей. Их проплетали в два слоя, дополняя пеньковой верёвкой, кожаной подмёткой.
Техника плетения отличалась в зависимости от региона. Всегда для рукоделия использовали железный или костяной крючок – кочедык. Необходимой была и деревянная колодка.
Создание игрушек
Глина – доступный и простой в работе материал. Поделки из него часто делали пастухи во время работы, а также обычные крестьяне. Затем производство стало массовым, и игрушки обрели большую популярность в XVII-XVIII веках.
Многие изделия изображали лошадей, петухов, лебедей, а также дам в пышных нарядах, русалок, птиц и др. Множество видов были выполнены по мотивам легенд и сказок, но немало вещей отображали будни на Руси. Всё это также создавалось из ткани (тряпичные куклы и пр.) и древесины. В последнем случае использовали режущие инструменты и мягкий материал, например, бук, сосна, кедр.
Кофейные зерна в интерьере: 7 идей применения, которые заставят ваш дом благоухать
Игрушки из мягкой глины после обжига в печи раскрашивали. Популярными стали дымковские, каргопольские, филимоновские, абашевские игрушки и керамика Скопина.
Окрашивание тканей
Ткани, полученные из натуральных нитей, не отличались на Руси приятным цветом. Для придания более красивого оттенка использовались натуральные травы, листья, цветы и другая растительность.
Жёлтый получали из целого комплекса трав: бессмертник, манжетка, вереск, череда, пупавка. Кора чёрной ольхи или корни зверобоя четырёхгранного позволяли получить оранжевый тон. Кора ясеня, цветы гречавки или василька помогали сделать полотно синим. Ежевика придавала тканям малиновый и фиолетовый оттенок.
Плетение корзин
Плетёные ёмкости всегда были необходимы в хозяйстве и поэтому ремесло занимало важное место в жизни крестьян на Руси. Создавали корзины из ивовых ветвей. Форма и объём изделия были разными.
Подобные вещи не устойчивы к грязи, влажности и механическим воздействиям. При этом они удобны для размещения плодов с огорода, транспортировки и пр. Для удобства к плетёным ёмкостям приделывали одну или две ручки.
Валяние
Овечья и другая шерсть на Руси служила не только для создания пряжи, но и для изготовления валенок и других вещей методом валяния. Особенно развито это искусство у народов северных регионов.
Технология изготовления пласта войлока была простой: шерсть выкладывали на плоскую поверхность слоем около 6 см, смачивали горячей водой и хлопали ладонями по всей площади. Готовый пласт сворачивали в рулон, обматывали циновкой или тканью, привязывали к телеге с лошадью и катали до готовности войлока.
Источник: redsol.ru