Приемы украшения речи критерии их использования

Риторические приемы, такие как использование образов, сравнений, метафор, повторов, аллегории и других, позволяют максимально полно раскрыть тему речи, сделать выступление живым, понятным и интересным для аудитории. Таких приемов существует довольно много, однако далеко не все из них используются в публичных выступлениях часто и активно.

Еще Цицерон говорил, что нет красноречия, если нет восхищения слушателей. Для этого нужны, в том числе, образы, нужны картины: пусть оратор своей речью сделает дело очевидным, представит его образно.

Великий английский адвокат 19 века Р.Гаррис писал: «Впечатление, сохраняющееся в представлении слушателей после настоящей ораторской речи, есть ряд образов. Люди не столько слушают большую речь, сколько видят и чувствуют ее. Слова, не вызывающие образов, утомляют их. Ребенок, перелистывающий книгу без картинок, — это то же, что слушатель перед человеком, способным только к словоизвержению».

Эстетическое наслаждение Шопенгауэр рассматривает как состояние чистого созерцания и безвольного познания вне времени и иных отношений. Эта мысль, как правило, смутно воспринимается. Однако за тем автор объясняет: «Тогда уже все равно, из-за тюремной решетки или из окон дворца смотреть на заходящее солнце». После пояснения определение автора становится ярким, понятным и запоминающимся.

Как научиться говорить красиво. Топ 5 приемов

Миль, сравнивая духовную неудовлетворённость и материализм, говорит, что лучше быть неудовлетворенным человеком, чем удовлетворенной свиньей.

Ниже представлен список самых распространенных и эффективных риторических оборотов, умение пользоваться которыми будет крайне полезно каждому оратору.

Сравнение и метафора

Сравнение – это один из главнейших приемов ораторского искусства, используемый настолько часто, что многие даже не задумываются о нем как о какой-то особой фигуре речи. Этот прием позволяет представить абстрактное наглядно, что бывает особенно полезно, когда необходимо донести до слушателя числовую информацию.

Например, если сообщить кому-то, что одна из самых крупных во Вселенной звезд VY Большого Пса имеет диаметр в два миллиарда километров, вряд ли обычный человек сможет представить, насколько это много. Совсем другое дело, если сравнить эту величину с чем-нибудь понятным и всем известным – например, горой Эверест. Так, если принять размер звезды за размер Эвереста, то Земля окажется не больше мячика для гольфа. И то, и другое может представить себе каждый.

Под сравнением также подразумевается и более простой прием уподобления одного предмета или явления другому по общему признаку с использованием сравнительных оборотов или союзов будто, словно, точно, как. Довольно близок к сравнению такой риторический оборот, как метафора, заключающийся в употреблении слов в переносном значении на основе аналогии, сходства или сравнения. Метафоры широко используются в литературе. Пример: «Это не человек, а какие-то погребальные дроги (И.Бунин)»; «Любовь – пьянящее вино (Пушкин)».

Повтор – еще один распространенный ораторский прием, широко используемый в публичных выступлениях.

Часто бывает так, что слушатель даже ненадолго отвлекся, вспомнил о доме, о незаконченных делах, о девушке, о чем-то еще, и в этом момент может прозвучать важная, возможно даже одна из ключевых мыслей, без которой все остальные рассуждения оратора останутся не вполне понятными. Поэтому наиболее важные положения желательно так или иначе повторять. Мысли, повторенная дважды, намного лучше усваивается, даже если никто не отвлекался. Кроме того, повторение какой-либо мысли способствует ее закреплению в сознании слушателей, позволяет при правильном использовании сделать речь оратора более убедительной.

Читайте также:
Топ украшений на новый год

Повторы могут быть дословными, варьируемыми, расширенными и частичными. Дословные повторы применяются относительно редко – в основном для цитирования и акцентирования внимания на какой-либо фразе. Чаще встречаются варьируемые повторы, когда сказанное ранее повторяется другими словами, а также расширенные – когда при повторении мысль развивается. Противоположность расширенного повтора – частичный повтор, или обобщение, позволяющий подытожить сказанное ранее.

Очень часто в результате использования не дословных повторов психологически кажется, что оратор смог в подтверждение своего тезиса привести несколько аргументов (хотя с логической точки зрения – аргумент был один:).

Риторический вопрос – это вопрос, ответ на который известен заранее или же дается самим спросившим. Использовать данный оборот следует только тогда, когда аудитория полностью разделяет мнение выступающего, иначе эффект будет лишь негативным.

Помимо риторического вопроса, также существует риторическое восклицание и риторическое обращение.

Существуют и так называемые цепляющие вопросы, когда оратор задает какой-нибудь вопрос аудитории или конкретному слушателю и затем ждет – ответят ему или нет. Здесь важно не давить на слушателей, не обижаться на то, что, по мнению оратора, слушатели какие-то не активные. Ответят на вопрос – хорошо.

Не ответят – ничего страшного (к такому варианту развития событий оратор готов и не испытывает каких-либо недобрых чувств или эмоций к своим слушателям). В этом случае оратор сам на него спокойно, без тени смущения отвечает. Так завязывается общение со слушателями, которое намного лучше, чем простое озвучивание текста выступления.

Представляет собой выражение отвлеченного понятия через конкретный образ. Например, в животном эпосе ягненок служит олицетворением кротости, муравей – трудолюбия, осел – упрямства и т.п. В риторике аллегория – это довольно сложный прием, требующий от оратора мастерства и хорошей подготовки.

Призыв – это весьма распространенный риторический прием, заключающийся в обращении к аудитории с воззванием к чему-либо. Призыв хорошо работает в том случае, если слушатели положительно относятся к личности оратора и его идеям, однако использовать такой прием слишком часто не рекомендуется.

Источник: www.ritorika-msk.ru

элокуция

Элокуция (от лат. «Elocurio» — «словесное выражение») — это раздел риторики, изучающий выразительность ораторской речи.

На этом этапе оратор должен обеспечить выразительность материала речи, был подобран и расположен на предыдущих этапах.

По сравнению с другими этот раздел был наиболее разработан классической риторикой. Теоретики ораторского искусства создавали многочисленные классификации различных риторических средств, обеспечивающих не только влиятельность, но и красоту речи. Отдельные подразделения элокуция (учение о стиле, риторические фигуры, тропы и др.) Во времена упадка риторики благополучно перешли в поэтику, стилистику, теорию литературы и тому подобное.

Еще античной риторикой были предложены следующие критерии к словесному выражению речи:

Первые три критерия можно развести по модусах убеждения следующим образом:

правильность связана с этосом оратора (действительно, может аудитория доверять человеку, который не владеет правилами определенного языка?);

ясность связана с логосом (П. Сергеич относительно судебной практики, например, подчеркивал:

«Не так говорите, чтобы мог понять, а так, чтобы не мог не понять вас судья»;

красота повязанная с пафосом (иногда даже считают, что фигуры как основные средства выразительности речи как раз и выражают доводы к пафосу).

Критерий уместности будто выражает общую установку ораторской речи — воздействие — и объединяет в себе три первые черты.

Следует отметить, что на сегодняшний день понятие правильности почти полностью переведено в плоскость культуры речи.

Правильность — это соответствия ораторской речи определенным языковым нормам.

Читайте также:
Елочные украшения из ваты как делать

Более подробно вопрос языковых норм освещаются в соответствующих языковедческих курсах, например, в курсе украинского делового языка и др. их основательный рассмотрение выходит за пределы риторики.

Требование ясности имеет очень важное значение для оратора. При публичном выступлении он должен стремиться к тому, чтобы речь была доступна и понятна слушателям. В основном ясность является результатом успешной работы оратора на этапе инвенции, когда он для себя понял сущность определенного предмета.

Требование ясности также главным правилом процессов аргументации / критики. А именно: тезис и аргументы должны быть сформулированы четко и ясно. Суть его заключается в том, что оратор:

o во-первых, может уточнить в случае необходимости все термины, используемые в тезисе или аргументах. Особенно это касается многозначных языковых выражений, иностранных выражений и выражений, которые не имеют четкого общепринятого значения;

o во-вторых, может уточнить количественные, модальные и оценочные характеристики аргументов. То есть установить, о каком количестве предметов говорится (весь класс, часть или отдельный предмет); или утверждаются в них возможны, необходимые или случайные свойства; или выражают они знания или мнение; касаются они настоящего, прошлого или будущего состояния дел; или опираются на нормы обязательного, разрешенного или запрещенного характера; есть аргументы истинными (достоверными) утверждениями, или правдоподобными.

Иногда ораторы в своих речах используют прием, который называется «усложнение речевых конструкций».

«Осложнения языковых конструкций» — это такой прием, суть которого заключается в том, что для фиксации определенных ситуаций, событий, предметов применяются сложные для восприятия и понимания языковые выражения.

Вместо того, чтобы «говорить просто о сложном», оратор «говорит сложно о простом». Попробуйте, например, выяснить значение языковой конструкции Б. Березовского:

«Каждый человек обладает ментальной доминантой, согласно которой превалирующей является экономическая мотивация».

Вообще вышеупомянутый прием имеет много различных форм: «бессмысленный аргумент», «умножения аргументов» и другие.

«Нелепый аргумент» — это такой прием, когда оратор в своей речи предлагает определенный набор фраз, которые не имеют смысла.

При этом человек исходит из того, что аудитория хотя их не понимает, но будет думать, что за ними что-то кроется. Особенно такой прием срабатывает тогда, когда слушатели стесняются признаться в своей неосведомленности в проблеме и делают вид, будто им все понятно. А. Шопенгауэр по этому поводу писал:

«Если противник в душе осознает свою слабость, если он привык слышать много непонятных ему вещей и делать вид, что все прекрасно понимает, то можно импонировать ему, упрекая его, с вполне серьезным выражением лица, ученым или такой, что глубокомысленно звучит, бессмыслицей, от которой у него немеет слух, зрение и мысль; и эту чушь можно представить беспрекословное доказательство своего положения «1.

«Умножение аргументов» — это такой прием, когда оратор один и тот же аргумент повторяет несколько раз в разных формулировках.

В больших речах иногда бывает очень трудно разобраться с тем, что перед нами: одна и та же мысль, но выраженная по-разному, или несколько различных мнений. С. Поварнина приводит пример подобного приема и предлагает читателям самостоятельно установить количество доводов:

«Тезис:» Бог существует «. Доказательство:» В нашем духе существует непосредственная уверенность в Боге. Мы не можем думать о мире, не можем думать о самих себе без того, чтобы невольно с этим сочеталась и мысль о Боге. Через все видимое и конечное наши мысли направляются к высшему, невидимого, бесконечного, и их движение не успокаивается раньше, чем они достигают своей цели. Мы по необходимости должны думать о Боге. Осознание Бога столь же существенным элементом нашего духа, как свето осознание и самосознания и т. Д., И т. Д. «.

Читайте также:
Украшение домов изнутри своими руками

Следует подчеркнуть, что в подготовленных аудиториях использования вышеупомянутых приемов вряд ли будет вызывать симпатии к выступающему.

Красота — это способность речи достигать эстетического эффекта.

В истории риторики существовали мысли о том, что красота речи является самоценной категории. Сама риторика в таком случае сводилась к «искусству украшения». Для этого создавались и совершенствовались системы различных средств украшения, то есть риторических фигур.

В средневековых риторике количество фигур превышала 200 На сегодняшний день надо отметить, что задачей элокуция как раздела риторики не является самоценна разработка средств выразительности. Использование фигур для вызова эстетических переживаний характеризует прежде всего художественные тексты.

Целью ораторской речи является убеждение аудитории, поэтому выбор средств выразительности должен руководствоваться этой общей установкой. Поэтому применение фигур в ораторской практике призвано привлекать внимание слушателей. Выразительная речь заставляет аудиторию внимательнее следить за тем, что говорит оратор. Подробнее об основных средствах выразительности речь пойдет в подразделениях 4.2 и 4.3.

Уместность предполагает прежде всего выбор оратором формы речевого воздействия.

Источник: studbooks.net

Художественные средства выразительности речи

Художественные средства выразительности речи

Наверное, вы не раз слышали, что русский язык – один из самых сложных. Почему? Всё дело в оформлении речи. Средства выразительности делают наши слова богаче, стихотворения – выразительнее, прозу – интереснее. Невозможно внятно передать мысли без использования особых лексических фигур, ведь речь будет звучать бедно и некрасиво.

Разберемся, какие бывают средства выразительности русского языка и где их найти.

Преимущества использования средств выразительности

Возможно, в школе вы плохо писали сочинения: текст «не шел», слова подбирались со скрипом, а закончить изложение внятной мыслью – вообще было нереально. Дело в том, что необходимые синтаксические средства закладываются в голову с прочтением книг. Однако только их недостаточно, чтобы писать интересно, красочно и легко. Необходимо развивать свой навык на практике.

средства выразительности

Просто сравните следующие две колонки. Слева – текст без средств выразительности или с их минимальным количеством. Справа – насыщенный выразительностью текст. Такие часто встречаются в литературе.

Возле дороги был дом. На подоконнике сидел голубь. Женщина прогнала кота с крыльца. Извилистая дорога проходила мимо дома, который будто только-только перенесли сюда из сказки: аккуратные ставни, чистые окна и нежная розовая крыша, напоминающая лепестки цветов весной. Непослушный голубь, качнув маленькой головой, приземлился на низенький подоконник, а толстый соседский кот-командир, разрушая идиллию, беспокойно мяукнул – какая-то женщина замахнулась на него мускулистой рукой, истомленной ежедневной работой.

Казалось бы, три банальных предложения, но как интересно их можно расписать! Выразительные средства языка помогают зрителю увидеть ту картину, которую вы пытаетесь описать. Использовать их – целое искусство, но его освоить несложно. Достаточно много читать и обращать внимание на интересные приемы, используемые автором.

Например, в абзаце текста справа использованы эпитеты, благодаря которым предмет мгновенно представляется ярко и необычно. Что читатель запомнит лучше – обычного кота или толстого кота-командира? Будьте уверены, что второй вариант наверняка будет больше по душе. Да и не возникнет таких конфузов, что в середине текста кот вдруг будет белым, а ведь читатель его уже давно серым представил!

Итак, синтаксические средства – особые приемы художественной выразительности, которые доказывают, обосновывают, рисуют информацию и задействуют воображение читателя или слушателя. Это крайне важно не только для письменной, но и для устной речи. Особенно если речь или текст составляется в художественном стиле. Однако и там, и там средства выразительности в русском языке должны быть в меру. Не перенасыщайте ими читателя или слушателя, иначе он быстро устанет пробираться сквозь такие «джунгли».

Читайте также:
Украшения с танцующими камнями отзывы

Существующие выразительные средства

Таких специальных приемов очень много, и вряд ли вы знаете о них всё. Начнем с того, что все средства выразительности сразу использовать не нужно – это делает речь тяжелой. Нужно употреблять их в меру, но не скупиться. Тогда вы достигнете нужного эффекта.

Традиционно они делятся на несколько групп:

  • фонетические – чаще всего встречаются в стихотворениях;
  • лексические (тропы);
  • стилистические фигуры.

Попробуем разобраться с ними по порядку. А чтобы вам было удобнее, после объяснения все выразительные средства языка поданы в удобных табличках – можно распечатать и повесить на стену, чтобы время от времени перечитывать. Так вы сможете выучить их ненавязчиво.

Фонетические приемы

Среди фонетических приемов чаще всего встречаются два – аллитерация и ассонанс. Они отличаются только тем, что в первом случае повторяются согласные, во втором – гласные.

Этот прием очень удобно использовать в стихотворениях, когда слов мало, а передать атмосферу нужно. Да и поэзию чаще всего читают вслух, и ассонанс или аллитерация помогает «увидеть» картинку.

Предположим, что нам нужно описать болото. На болоте растут камыши, которые шуршат. Начало строчки готово – шуршат камыши. Мы уже можем услышать этот звук, но этого недостаточно для полной картины.

Слышишь, как будто бесшумно шуршат и шипят камыши? Теперь мы можем прочувствовать эту атмосферу. Этот прием зовется аллитерацией – повторяются согласные буквы.

Аналогично и с ассонансом, повторением гласных. С этим немного проще. Например: слышу грозу весеннюю, то замолкаю, то пою. Этим автор передает лирическое настроение и весеннюю грусть. Эффект достигается при помощи умелого употребления гласных.

В объяснении, что такое ассонанс, поможет таблица.

Средство выразительностиОпределениеПример и объяснение
Алитерация Повторение согласных букв, позволяющее добиться реалистичности сказанного. Слышишь, как будто бесшумно шуршат и шипят камыши? (Создается картина камышей, безлюдного болота).
Ассонанс Повторение гласных букв, позволяющее добиться реалистичности сказанного. Слышу грозу весеннюю, то замолкаю, то пою. (Передается меланхолическое настроение автора).

Лексические приемы (тропы)

Лексические приемы используются гораздо чаще других средств выразительности. Дело в том, что часто люди используют их неосознанно. Например, мы можем сказать, что наше сердце одиноко. Но сердце фактически не может быть одиноким, это всего лишь эпитет, средство выразительности. Однако такие выражения помогают подчеркнуть глубокий смысл сказанного.

К основным лексическим приемам относят следующие тропы:

  • эпитет;
  • сравнение как средство выразительности речи;
  • метафора;
  • метонимия;
  • ирония;
  • гипербола и литота.

Иногда мы употребляем эти лексические единицы неосознанно. Например, сравнение проскакивает в речи каждого – это средство выразительности прочно вошло в повседневную жизнь, поэтому использовать его нужно с умом.

Метафора – более интересная форма сравнения, ведь мы не сравниваем медленную смерть с сигаретами, используя слово «словно». Мы и так понимаем, что медленная смерть – это сигарета. Или, например, выражение «сухие облака». Скорее всего, это значит, что давно не шел дождь. Эпитет и метафора часто перекликаются, поэтому при анализе текста важно их не перепутать.

Гипербола и литота – преувеличение и преуменьшение соответственно. Например, выражение «солнце вобрало в себя силу ста костров» – явная гипербола. А «тихонько, тише ручейка» – литота. Эти явления также прочно вошли в повседневную жизнь.

Читайте также:
Как упаковать ювелирное украшение

Метонимия и перифраз – интересные явления. Метонимия – это сокращение сказанного. Например, нет нужды говорить о книгах Чехова как «книги, которые написал Чехов». Можно употребить выражение «книги Чехова», и это будет метонимия.

А перифраз – это умышленная замена понятий синонимичными, чтобы избежать тавтологии в тексте.

Хотя при должном умении тавтология тоже может быть средством выразительности!

Также к лексическим средствам выразительности в речи относят:

  • архаизмы (устаревшую лексику);
  • историзмы (лексику, имеющую отношение к конкретному историческому периоду);
  • неологизмы (новую лексику);
  • фразеологизмы;
  • диалектизмы, жаргонизмы, афоризмы.

Стилистические фигуры

Стилистические фигуры часто вмещают в себя особые грамматические конструкции. К наиболее часто используемым относятся:

  • анафора и эпифора;
  • композиционный стык;
  • антитеза;
  • оксюморон или парадокс;
  • инверсия;
  • парцелляция;
  • эллипсис;
  • риторические вопросы, восклицания, обращения;
  • бессоюзие.

Анафору и эпифору часто относят к фонетическим приемам, но это ошибочное суждение. Такие приемы художественной выразительности – чистая стилистика. Анафора – одинаковое начало нескольких строк, эпифора – одинаковые окончания. Чаще всего применяются в поэзии, иногда – в прозе, чтобы подчеркнуть драматизм и нарастающую тревожность, либо же чтобы усилить поэтичность момента.

Композиционный стык – умышленное «наращивание» конфликта. Слово используется в конце одного предложения и в начале следующего. Оно дало мне всё, слово. Слово помогло мне стать таким, какой я есть. Вот такой прием и зовется композиционным стыком.

Антитеза – противопоставление двух понятий-антиподов: вчера и сегодня, ночью и днем, смерть и жизнь. Из интересных приемов можно отметить парцелляцию, которую применяют для наращивания конфликта и смены темпа повествования, а также эллипсис – пропуск члена предложения. Часто используется в восклицаниях, призывах.

Средство выразительностиОпределениеПример и объяснение
Анафора Одинаковое начало нескольких строк. Возьмемся за руки, братья. Возьмемся за руки и соединим наши сердца. Возьмемся за мечи, чтобы положить конец войне.
Эпифора Одинаковое окончание нескольких строк. Стираю не так! Глажу не так! Все не так!
Композиционный стык Одно предложение заканчивается на это слово, и на него же начинается второе предложение. Я не знал, что нужно делать. Делать для того, чтобы выжить в этой буре.
(Применяется для демонстрации драматизма).
Антитеза Противопоставление Я оживала с каждой секундой, но после этого умирала каждый вечер.
(Применяется для демонстрации драматизма).
Оксюморон Использование понятий, которые противоречат друг другу. Горячий лед, мирная война.
Парадокс Выражение, не имеющее прямого смысла, но несущее эстетический смысл. Горячие руки мертвеца были живее всех прочих. Поторопись как можно медленнее.
Инверсия Умышленная перестановка слов в предложении. Грустно мне было той ночью, боялся я всего на свете этом.
Парцелляция Разбивка слов на отдельные предложения. Он ждал. Опять. Сутулясь, плакал.
Эллипсис Умышленный пропуск слова. Вперед, за дело! (пропущено слово «возьмемся»).
Градация Наращивание экспрессии, употребление синонимов по степени нарастания. Его глаза, холодные, бесчувственные, мертвые, не выражали ничего.
(Применяется для демонстрации драматизма).

Особенности применения средств выразительности

Не следует забывать, что в устной русской речи также используются жесты. Порой они бывают красноречивее обычных средств выразительности, но мастерство оратора – в умелом соединении этих фигур. Тогда роль получится живой, насыщенной и яркой.

Не старайтесь вставить в речь как можно больше стилистических или лексических фигур. Это не сделает слово богаче, но при этом появится ощущение, что вы «надели» на себя слишком много украшений, отчего стали неинтересны. Средства выразительности – как умело подобранный аксессуар. Его, бывает, даже и не заметишь сразу, настолько гармонично он переплетается в предложении с другими словами.

Источник: vseorechi.ru

Рейтинг
Загрузка ...