Визуальный мерчандайзинг – это не просто создание красивой картинки, а совокупность проектных, дизайнерских и коммуникационных решений. Грамотный подход к использованию этого инструмента охватывает многие бизнес-процессы, в том числе планирование продаж, формирование ассортимента, закупку оборудования. На требования к мерчандайзингу повлияла и пандемия: магазин сегодняшнего дня должен быть безопасным для клиента, гибким и настроенным на неизвестное будущее. Эксперты Retail.ru рассказали об особенностях и основных трендах визуального мерчандайзинга 2021.
Фото: STEKLO/shutterstock
Главная цель визуального мерчандайзинга – максимально эффективный сбыт товаров, формирование стимула для покупки. Сейчас, когда эмоции стали называть «третьей нефтью», возрастает роль визуального мерчандайзинга в создании эмоционального торгового пространства, воздействии на чувства потребителя и управление покупательским поведением при помощи чувств.
Украшение торгового зала к празднику
Что такое грамотный визуальный мерчандайзинг?
Визуальный мерчандайзинг – это совокупность проектных, дизайнерских, коммуникационных решений магазина, обеспечивающих высокую эмоциональную вовлеченность, комфорт покупателя в процессе покупки, заинтересованность и готовность совершить покупку. Эффективный и грамотный визуальный мерчандайзинг, по мнению генерального директора компании IdeaSupermarket Елены Кучихиной, состоит из:
- брендинга, соответствующего формату и целевой аудитории;
- грамотного проекта торгового предприятия, позволяющего клиенту ознакомиться со всем товарным ассортиментом и услугами, обеспечивающего комфортное передвижение покупателя и его взаимодействие со всеми торговыми отделами и зонами магазина;
- дизайнерского решения фасада, витрины и торгового зала, основанного на проекте, знании потребителя, маркетинговых приемах и технологиях стимулирования продаж;
- визуальных коммуникациях внутри торгового зала, в витрине и на фасаде, которые обеспечат информирование покупателя о предложениях и простимулируют совершение покупки;
- собственно самого мерчандайзинга как размещения товара на полках так, чтобы клиенты их заметили и купили.
«Визуальный мерчандайзинг описывается формулой: see it – like it – buy it (вижу – нравится – покупаю), – рассказывает эксперт в области трансформации и разработки современных розничных форматов, дизайн-концептов и стандартов магазинов Елена Лебедева. – Приемы мерчандайзинга сильно зависят от товарной категории, торгового оборудования, ценового позиционирования, способа обслуживания и рекламной политики магазина».
Управление мерчандайзингом влияет на коммерческие показатели – сокращение издержек и повышение продаж, поэтому грамотный мерчандайзинг должен охватывать все бизнес-процессы – продажи, закупки, формирование ассортиментной матрицы, планировочные решения, и оборудование, считает эксперт-консультант в области мерчандайзинга и организации торгового пространства Елена Пантелеймонова.
9 МОЩНЫХ ФРАЗ ДЛЯ ПРОДАЖ [PDF бонус]. Прокачайте скрипты продаж | Техники и приемы продаж
Фото: Naletova Elena/shutterstock
В зависимости от формата
Визуальный мерчандайзинг напрямую зависит от формата магазина. По сути, формат диктует правила проектирования и оформления торгового пространства, от него зависит выбор цветовой гаммы, материалов, расположения отделов и стиля коммуникаций.
«У каждого формата свои довольно устойчивые законы: вместимость SKU на квадратный метр, способы презентации товара, используемые материалы, язык рекламных и фото коммуникаций, POS-материалов и даже ценников, – поясняет Елена Лебедева. – В люксовом магазине не станут использовать крупные желтые ценники, а в дисконт-центре не сработают сдержанные черно-белые коммуникации мелкого размера».
Площадь магазина влияет на подготовку планировочного решения – последовательность расположения товарных групп, управление покупательским потоком. «Например, в минимаркете нет деления на отделы, все располагается компактно – холодильник с мясными полуфабрикатами и рядом – сопутствующие товары из бакалейной группы – масла, уксусы, паста, – поясняет Елена Пантелеймонова. – В супермаркете последовательность отделов выстраивается по направлению движения покупателя. Поэтому задача мерчандайзеров – знать все товарные группы с точки зрения логики совершения покупок и уже на этапе планировочного решения расположить отделы и оборудование так, чтобы покупателю не нужно было метаться по всему магазину в поисках нужного товара, а коммуникация была понятна на интуитивном уровне».
Фото: «Перекресток»
Фокусные точки
Один из важных вопросов управления – на чем следует фокусироваться при разработке решений визуального мерчандайзинга в офлайн-рознице.
«Ключевое слово – «фокус», то есть нельзя выделить все и сразу, – считает Елена Лебедева. – Фокусные точки должны быть «магнитами» на пути в магазине, расположенными примерно каждые 10–15 метров, и у каждого из них должна быть коммерческая цель. Ведь приемы мерчандайзинга – это «магия», которая помогает достигать цели бизнеса».
Более глобальный подход предлагает Елена Пантелеймонова, рекомендуя использовать в мерчандайзинге как можно больше цифр – штуки, метры, группы, SKU, планы и анализ продаж. При анализе ассортимента надо учитывать квадратные и линейные метры, чтобы понимать, каким категориям выделить больше места, а какие урезать, чтобы увеличить прибыль с 1 кв. м.
Например, сеть фиксировала постоянный отток покупателей. При анализе чеков выяснилось, что 35% покупателей приходят за молочными продуктами, а эта группа товаров занимает всего лишь 10% полочного пространства.
Анализ расположения торгового оборудования поможет понять, как сделать расстановку более удобной для покупателя. Надо знать максимальное количество фэйсов (количество единиц одного SKU на полке), высоту и глубину полки, чтобы правильно рассчитать минимальный товарный запас – сколько штук товара необходимо, чтобы заполнить полку. План выкладки должен влиять на план заказа – сколько и какого товара необходимо заказать.
Нередко расчеты ассортимента и объема делаются примерно, в результате, оказывается, что запланированный товар некуда размещать: например, в зале находятся три холодильника, а под такой ассортимент продуктов необходимо, как минимум, пять.
Нельзя поставить мерчандайзинг, не погружаясь в процесс, не зная, как устроена розница, работает продавец, удобно ли ему поддерживать планограмму, сколько времени это занимает и так далее.
Изображения: IdeaSupermarket
Тренды мерчандайзинга – 2021
Тренды визуального мерчандайзинга обусловлены изменением покупательского поведения.
«Покупатели испытывают огромную информационную нагрузку и стали очень избирательны в своем выборе, – рассказывает Елена Кучихина. – Внимание сейчас может привлечь либо очень релевантное запросу предложение (причем под предложением имеется в виду не только коммуникация, но и весь визуальный мерчандайзинг – от брендинга до выкладки на полках), либо что-то действительно необычное, яркое и смелое. Правда, с последним вариантом надо быть точно уверенным в позитивном восприятии смелых решений. Негатив тут не подойдет».
Кроме того, приходят новые поколения, чьи запросы и визуальное восприятие существенно отличаются от восприятия старших покупательских групп. Поэтому мерчандайзерам нужен свежий взгляд на оформление торгового пространства. Имеет смысл искать новые варианты, идеи и образы, осваивать новые дизайнерские направления.
Еще один фактор изменения предпочтений – затянувшаяся пандемия. «Люди в целом очень устали от стресса, вызванного пандемией, нестабильной экономикой и постоянно нагнетаемого в СМИ негатива, – отмечает Елена Кучихина. – Поэтом необходимо предложить им пространство, наполненное позитивом и хорошим эмоциональным фоном, ибо ритейл становится не просто местом совершения покупки, но и местом времяпрепровождения и именно так покупатели будут его оценивать».
Фото: O_Lypa/shutterstock
Выделим основные тренды визуального мерчандайзинга 2021:
- Модульность проектных и дизайнерских решений. Создаются легко изменяемые пространства, способные трансформироваться под изменения ассортимента, промо, сезонности и т.п. Используется гибкое и передвигающееся оборудование, позволяющее быстро делать перестановку в зависимости от задач и потребностей. Магазин сегодняшнего дня должен быть гибким и настроенным на неизвестное будущее.
- Экологичный дизайн, использование экологичных материалов и технологий, натуральной цветовой гаммы. При этом яркие акценты в коммуникациях приветствуются.
- Тщательная работа с коммуникациями на всех уровнях пространства магазина, а также на разных уровнях сознания потребителя.
- Создание эмоционального торгового пространства, пробуждение чувств и эмоций потребителя, воздействие на них и управление с их помощью потребительским поведением.
- Креативность – важный тренд для поколений z и альфа. «Один из новейших трендов – создание так называемых neon moment – элементов интерьера, достойных селфи и публикации фото соцсетях, – отмечает Елена Лебедева. – Недостаточно ровно расставить торговое оборудование и красиво развесить одежду. Надо знать, чем зацепить посетителя, что его остановит, чтобы восхититься и сделать фото, которым он потом поделится? Такими элементами дизайна могут быть как большие конструкции, целые инстазоны, так и маленькие детали на самом товаре или полке».
- Создание безопасного пространства (результат пандемии), которое включает в себя и широкие проходы, и возможность бесконтактной покупки, и размещение дезинфицирующих и защитных средств в торговых залах, и информирование потребителя о дополнительных мерах безопасности, предпринимаемые магазином для защиты своих покупателей.
- Организация удаленной работы мерчандайзеров, цифровизация мерчандайзинга.
- В пандемию особенно повысился спрос на автоматические, роботизированные решения для контроля за полкой. С помощью таких решений ритейл оперативно управляет выкладкой и меняет планограммы.
- Онлайн стал частью торгового зала – оснащаются специальные пространства для хранения онлайн-заказов, пункты выдачи заказа, устанавливаются терминалы. «Можно повысить доверие покупателей, если сделать склад прозрачным, – рассказывает Елена Пантелеймонова, – пусть все видят, что находится внутри, как разложены товары и формируется заказ. Это с одной стороны – элемент шоу, с другой – демонстрация открытости и устойчивого развития компании».
В кризис ритейлеры стали более серьезно относиться к вопросам кросс-мерчандайзинга и повышения эффективности прикассовой зоны, таким образом увеличивая количество позиций в чеке.
Инстазона в суперсторе «Магнита» в Тольятти. Фото: «Магнит».
Мерчандайзеры: штат или аутсорсинг?
Возрастает востребованность профессиональных мерчандайзеров, многопрофильных специалистов, способных обеспечить удобство покупателей и высокий уровень продаж. Многие компании приобретают автоматизированные мерчандайзинговые программы, но купить ИТ-решение недостаточно, надо уметь им пользоваться, владеть ситуацией, знать тренды и иметь аналитику. Как считает Елена Пантелеймонова, в России мало где готовят квалифицированных мерчандайзеров, до сих пор отрасль использует обучающие книги, которые уже морально устарели, так как ни в одной из книг не говорится про связь визуального мерчандайзинга с бизнес-аналитикой. Крупные компании не развивают своих мерчандайзеров, сужая круг из возможностей.
Остается актуальным вопрос иметь собственный штат сотрудников или обратиться к аутсорсингу.
«Конечно, у ритейлеров есть свои мерчандайзеры, но производители по-прежнему предпочитают оставлять контроль мерчандайзинга в торговой точке за собой, – рассказывает шеф-редактор портала Merchandising.ru Мария Григорьева. – Нанимать сотрудников в штат или привлекать на аутсорсинге – это вопрос, на который ни у производителей, ни у агентств нет простого ответа. Собственный штат – это, как правило, «привилегия» крупных компаний с развитой региональной сетью. Но и они обращаются к аутсорсингу, в том случае, когда это целесообразно. Например, в рамках пилотных проектов в отдельных регионах или на временных проектах, скажем, по техническому мерчандайзингу».
Согласно ежегодному исследованию портала Merchandising.ru « Рейтинг мерчандайзинговых агентств», в 2020 году самыми востребованными сервисами среди заказчиков оставались мерчандайзинг (более 80%) и технический мерчандайзинг (57%).
Спрос на мерчандайзеров растет, это подтверждает и рост количества вакансий, и повышение зарплатной ставки мерчандайзеров. Но в разных регионах ситуация может отличаться. Merchandising.ru представляет аналитику (отчеты Salary Index), позволяющую видеть ситуацию в динамике, по конкретным регионам и сегментам.
Источник: www.retail.ru
Дизайн магазина: особенности разработки интерьера
Современный покупатель избалован предложением; его трудно удивить только ассортиментом, поэтому на помощь приходит дизайн помещения, сочетание красоты и комфорта. Исследования показывают, что правильное оформление интерьера магазина, (интересная концепция и ее эффектная реализация) приводит к росту продаж на 15-20%. Оригинальный дизайн привлекает посетителей и удерживает их, поэтому владельцу так важно выделить свой магазин из ряда подобных.
Что учитывают при создании интерьера
Дизайн интерьера призван играть тройственную роль. Во-первых, он должен нравиться, другими словами, привлекать внимание. Во-вторых, он должен демонстрировать товар наиболее эффектным способом. Его третья задача — помочь запомнить торговую точку, оставить ее в памяти.
Главное влияние на выбор концепции дизайна оказывает вид товаров. Концепция дизайна, в сою очередь, включает выбор цветовой палитры и материалов, а также специфические параметры (такие, как, например, размещение витрин). Разрабатывая интерьер, дизайнер обязан учитывать следующие моменты:
- Специфика товаров. Салоны мебели, бытовой техники и ювелирных украшений будут проектироваться по-разному.
- Архитектуру здания. Дизайн-проект учитывает любые значимые детали: местоположение источников освещения, архитектурных элементов торгового зала (например, колонн). Инженерные коммуникации (воздуховоды и монтажные элементы на потолке) в одном случае нуждаются в маскировке, в другом — служат частью стилевого оформления.
- Корпоративный стиль бренда. В этом случае для дизайна используются фирменная цветовая гамма, логотипы и стилевые наработки.
- Ожидания покупателя. Важно знать, кто будет основными покупателями торговой точки — мужчины, женщины, родители, подростки, пенсионеры. Поэтому дизайнеру предоставляют всю нужную информацию (возраст, вкусы, пол). Проект должен учитывать потребности и ожидания целевой аудитории, чтобы, например, шикарный интерьер в магазине низких цен не отпугнул покупателя.
- Дизайн должен исправлять или обыгрывать недостатки помещения. Маленький салон можно увеличить при помощи цвета отделки и зеркал. Если недостаток (например, несущую колонну) невозможно замаскировать, придется придумать для него полезную функцию.
- Грамотный маркетинг. Чтобы сформировать продающую атмосферу, одного товара явно недостаточно. Повышению продаж способствует удобное расположение полок с товарами, касс и примерочных. Дизайнеру важно учитывать наработки инструментов маркетинга, определяющие оптимальное расположение торгового оборудования.
Смотрите также:
Каталог проектов двухэтажных деревянных домов.
Тонкости дизайна
Важное условие для интерьера любого магазина: оформление (цвет и фактура отделки, элементы дизайна, торговое оборудование) работает на выделение товара. Дизайн магазина должен гармонично сочетаться с товаром, ни в коем случае не перетягивая на себя внимание покупателей.
В работе над интерьером дизайнеру приходится учитывать специфику магазинов разной направленности. Например, если разрабатывается оформление салона цветов, не обойтись без яркого освещения, влагостойких материалов для отделки и теплой цветовой гаммы.
Оформление интерьера магазина одежды может быть любым по стилю, но здесь особую важность приобретает раскладка товара (мерчендайзинг).
Задача хозяина — обеспечить правильный ассортимент. Задача дизайнера — выбрать размер и форму витрин, правильно разместить примерочные. Чтобы покупатель смог с комфортом рассмотреть весь товар, вещи не только лежат на полках, но и висят на плечиках, красуются на манекенах. Из них создают интересные композиции, подбирают по цвету или теме.
Товар, предлагаемый магазином, зачастую определяет (или облегчает) выбор стиля оформления и отделочных материалов. Например, для магазина, продающего электронику, логичным выбором станет хай-тек с его любовью к стеклянным и хромированным поверхностям.
Для магазина, продающего элитные товары (часы, подарки), нередко выбирают респектабельный модерн или лофт, для салона итальянской мебели — нестареющую классику.
Дизайн должен учитывать интересам потенциальных покупателей. Именно поэтому ювелирные магазины оформляются в сдержанной стилистике. Задача лаконичного дизайна состоит в создании контраста: покупатель должен сосредоточиться на выборе ювелирного изделия, и не отвлекаться на окружающие красоты.
Смотрите также:
Каталог компаний, что специализируются на производстве и строительстве бань.
Особенности магазина одежды
Сегодня покупатели забегают в магазин на несколько минут, и за это время интерьер должен успеть продемонстрировать ассортимент, показать его с лучшей стороны. Чтобы внимание покупателей не рассеивалось, дизайнеры рекомендуют выбирать ненавязчивое, стилистически простое оформление, ориентированное на вкусы максимально широкой аудитории. При работе над проектом используют следующие приемы:
- Основная палитра. Она должна учитывать стилевую направленность товара. Для магазина, предлагающего деловой дресс-код, подойдет элегантная отделка в серой тональности. Повседневную одежду оттенит пастельная гамма. В отделе молодежной или спортивной моды к месту будут яркие элементы декора.
- Освещение. Его задача — создавать акценты на определенном товаре. Иногда общий свет приглушается, а полки, манекены и стойки подсвечиваются сверху или снизу. Чтобы достичь нужного эффекта, используют металлогалогенные лампы направленного света, дающие мощный и презентабельный световой поток. При этом надо следить, чтобы лампы не слепили посетителей и кассиров.
- Дизайн магазина для женщин. Для лучшей половины человечества важна каждая деталь оформления, поэтому женские отделы оформляются с особым вниманием к мелочам. Здесь продумывается музыкальное сопровождение, удобство примерочных кабин, наличие уголка отдыха. Важную роль играют витрины. Чтобы побудить проходящих мимо женщин рассмотреть коллекцию поближе, на витрины выставляют привлекательные модели среднего ценового сегмента.
- Дизайн магазина для мужчин. Оформление мужских отделов учитывает нелюбовь большинства мужчин к походам по магазинам. Отделы для мужчин — это царство четких линий, понятной планировки, лаконичной цветовой палитры, хрома и дерева в отделке. Модели одежды и аксессуары распределяются по залу достаточно свободно, в соответствии с размерным рядом, чтобы не пришлось тратить время на поиск.
- Магазин детской одежды. В детских отделах традиционно выделяются две зоны: для мальчиков и девочек. Внутри каждой зоны возможно деление по цвету, сезону и размеру. Для оформления выбирают светлые краски для фона, и более сочные — для акцентов. Большое значение имеет мягкое освещение и безопасное оборудование. Хорошим способом привлечь покупателей служит интерьерная изюминка — тематическое оформление торгового зала. Темой может стать сказка, мультфильм, экзотический пейзаж, игра.
Заключение
Существует немало приемов, помогающих магазину стать привлекательнее (и успешнее). Создать подходящую атмосферу помогают предметы, влияющие на эмоции — светильники, манекены, цветы, диванчики для отдыха. Они всегда замечаются покупателями и влияют на восприятие интерьера, а, значит, и магазина. Зал не должен вызывать ощущение захламленности из-за желания хозяина максимально использовать торговое пространство. Товар, распределенный по залу свободно и аккуратно, вызывает больше доверия, так как воспринимается более дорогим.
Источник: m-strana.ru
Оформление розничных точек
Рекламная продукция VALTEC поможет вам не только выделить продукцию нашей торговой марки, но также грамотно зонировать свой магазин и тематически оформить его в едином стиле.
Разнообразие ассортимента позволяет использовать рекламную продукцию VALTEC как в небольших магазинах сантехники, так и в крупных гипермаркетах.
Каждый элемент рекламного оборудования, от маленького воблера до полноформатного настенного панно, продуман и выполнен таким образом, чтобы сделать оформление внутреннего пространства торговой точки наглядным и логичным, а представление товаров – максимально эффективным.
- Декоративный фриз
- Панели для стендов и витрин (по запросу)
- Панели для прилавков (по запросу)
- Демонстрационные стенды
- Панно-схемы
- POS-материалы для продвижения товара
- Торговое оборудование
Декоративный фриз
Декоративный фриз VALTEC с изображением различных товарных групп инженерной сантехники мы рекомендуем использовать по периметру помещения. Всего имеется три варианта фриза с различными изображениями, которые можно объединять вместе и комбинировать.
Источник: valtec.ru