ГалКон все записи автора
Это российский народный художественный промысел росписи кованых металлических (жестяных) подносов, который существует с 1825 года в деревне Жостово Мытищинского района Московской области.
История Жостово и жостовского промысла восходит к началу XIX века, когда в ряде подмосковных сел и деревень бывшей Троицкой волости (сейчас это Мытищинский район Московской области) — возникли мастерские по изготовлению расписных лакированных изделий из папье-маше. Основной мотив жостовской росписи — цветочный букет. Жостовский мастер не работает по образцам. Он пишет по воображению, по хорошо усвоенным правилам, отточенным в долгой практике многих поколений местных художников.
Начало производства подносов в Жостове принято связывать с 1825 годом — датой открытия самостоятельной мастерской Осипа Филипповича Вишнякова. Как время основания промысла дата эта весьма условна.
Создание мастерских само по себе свидетельствует не о начале производства, а об определенном уровне его развития. К тому же из разных источников следует, что мастерская О. Ф. Вишнякова не была первой и единственной в это время.
Фрагмент Счёта Мастерской Вишняковых 1900-1912 г Начало производства подносов в Жостове принято связывать с 1825 годом — датой открытия самостоятельной мастерской Осипа Филипповича Вишнякова. Как время основания промысла дата эта весьма условна. Создание мастерских само по себе свидетельствует не о начале производства, а об определенном уровне его развития. К тому же из разных источников следует, что мастерская О. Ф. Вишнякова не была первой и единственной в это время.
Отец Осипа Вишнякова, Филипп Никитич, открыл производство еще в начале XIX века. После переезда Филиппа в Москву брат его Тарас продолжил дело в Жостове. В 1815 году открыл лаковое производство на папье-маше и металле Егор Вишняков в Осташкове (в двух километрах от Жостова).
В 1825 году, наряду с мастерской О.Ф.Вишнякова, в Жостове работала мастерская Ивана Митрофановича Митрофанова, занимавшаяся «переделкой подносов». В 1826 году изготовлением подносов в селе Троицкое стал заниматься Андрей Алексеевич Зайцев. 1830 годом датируется возникновение нескольких мастерских: Егора Федоровича Беляева, Тимофея Максимовича Беляева и Василия Леонтьевича Леонтьева — в Жостове; Филиппа Васильевича Шапкина — в деревне Сорокине; Ивана Сергеевича Коломенского — в деревне Хлебникове.
Братья Вишняковы — основатели жостовской росписи В 1830-х годах в Жостове стали делать подносы не только из папье-маше, но и из железа. В одном источнике 1839 года упоминаются «изделия из битой бумаги (папье-маше) и выколоченные из жести. подносы, лоточки. все под лаком с рисунками. Вешнякова Филиппа, Никитина с сыном, крестьянина графа Шереметева.
Клёдов (один из мастеров росписи) за работой Над созданием подноса трудилось по крайней мере три человека: коваль, изготовлявший форму; шпатлёвщик, наносивший на поверхность грунт; живописец, расписывавший поднос. Тот же грунтовщик после просушки покрывал изделие лаком. Поначалу на равных работали хозяин мастерской и члены его семьи. Но по мере увеличения производства мастерские расширялись, появлялись наёмные рабочие, а хозяин все больше превращался в предпринимателя, но всегда знакомого с тонкостями самого производства.
Рекламная вывеска Вишняковых В 1870-1880-х годах в подмосковном подносном промысле уже было занято более двухсот сорока рабочих. Самыми крупными мастерскими были: в Жостове — О. Ф. Вишнякова, где работало пятьдесят девять человек, из них пятьдесят три наемных рабочих; Е. Ф. Беляева, где работали пятьдесят один человек, из них — пятьдесят наемных; в Новосильцеве — основанные в 1860 и 1871 годах две мастерские Ефима Федоровича Цыганова, где работало сорок девять рабочих, из них сорок шесть наемных. Изделий в год производилось соответственно на двенадцать, двадцать и одиннадцать тысяч рублей .
Наиболее старые из доступных для изучения жостовских подносов относятся к 1870-1880-м годам. Определить время их создания и принадлежность к мастерским, большей частью династиям Вишняковых, помогают клейма, имеющиеся на тыльных сторонах подносов и содержащие, как правило, имя владельца фабрики и перечень наград-медалей за участие в крупных отечественных и зарубежных художественно-промышленных и кустарных выставках. Главным местом сбыта подносов была Москва, а через нее Нижний Новгород с обширной Макарьевской ярмаркой, юг России и Средняя Азия. Лучшие сорта везли в Петербург.
В XX веке живописный декоративный букет стал ведущим направлением в искусстве Жостова. Кроме собственно живописи и росписи, жостовские мастера использовали и другие приемы орнаментального украшения подносов. Был распространен способ «копчения», с помощью которого на поверхность наносился вибрирующий узор, напоминающий рисунок панциря черепахи и получивший местное название «под червячок». На старых подносах очень разнообразна «уборка» — украшения борта, где геометрические, растительные узоры индивидуальны на каждой вещи и являются своего рода аккомпанементом главной темы росписи.
В 1920-х годах в Жостове, Новосильцеве и Троицком возникшие несколько артелей, объединяются в 1928 году в одну — «Металлоподнос» (с 1960 года — Жостовская фабрика декоративной росписи). В их создании принимали участие опытные мастера, которым суждено было внести большой вклад в дело возрождения живописи на подносах и развитие традиций местного искусства в новых условиях.
Не совсем обычный путь в искусстве Жостова у К. В. Грибкова. Художник-оформитель, имевший контакты со Строгановским училищем, он, пожалуй, единственный из жостовских живописцев расписывал подносы не в духе традиционной народной импровизации, а по своему предварительному рисунку.
Сегодня на Жостовской фабрике декоративной росписи среди трехсот работающих, более ста девяноста живописцев. Несмотря на название «фабрика», промысел в творческих процессах сохраняет драгоценное качество народного искусства — его рукотворность.
Уже давно на специальных прессах штампуют формы подносов. Механизирована окраска, шлифовка некоторых форм. Но из двадцати шести типичных для Жостова форм подносов художник выбирает соответствующую своему замыслу, а если это уникальная работа — поручает ковалю выбить форму вручную.
Полтора века для развития промысла — срок сравнительно небольшой. Но за это время Жостово из центра кустарного ремесла стало уникальным очагом русского народного искусства, а жостовский поднос из предмета обихода — объектом любования.
Рубрики: | искусство/Прикладное искусство |
Метки: жостовская роспись истоки развития процесс этапы росписи Россия
Процитировано 10 раз
Понравилось: 16 пользователям
Источник: www.liveinternet.ru
Поэтапное описание техники жостовской росписи
Жостовские подносы уже не одно столетие радуют нас своей изысканной живой росписью. Их изготавливают мастера из подмосковной деревни Жостово. Великолепные георгины и розы, нежные васильки и ромашки, птички, бабочки, фрукты и ягоды выглядят как живые. Изящные узоры дополнены тонкими деталями. Жостовская роспись уникальна — двух одинаковых изделий найти невозможно.
История лаковой росписи
Лаковая роспись впервые появилась в Китае много сотен лет назад. Жители Поднебесной расписывали шкатулки, вазы, оружие и предметы обихода. Затем искусство росписи освоили жители других стран Юго-восточной Азии: Индии, Кореи, Японии.
Великолепные изделия восточных мастеров купцы привезли в Европу в 17 веке. Они сразу же покорили европейцев. В 18 веке во многих европейских странах появились мануфактуры, производящие предметы, отделанные росписью в «китайском стиле».
В Россию искусство росписи пришло в 18 веке. Владелец заводов Никита Демидов, который многократно посещал Европу, организовал в уральском городе Нижнем Тагиле мастерские, которые занимались цветочной росписью по металлу.
Изготовленные на Урале изделия быстро распространились по России. Мастера делали расписные металлические предметы домашнего обихода.
Идею лаковой росписи подхватили братья Вишняковы. В начале 19 века они открыли в Подмосковье семейное дело — изготовление расписных изделий, покрытых лаком. Сначала мастера производили предметы из папье-маше: табакерки, альбомы, шкатулки. Позже мастерские Вишняковых, расположенные в Жостово и других деревнях Троицкой волости, перестали выпускать изделия из папье-маше и освоили изготовление расписных металлических подносов.
Изделия быстро завоевали популярность. Ее пик пришелся на конец 19 века. Позже, в послереволюционные годы, жостовское производство резко пошло на спад. Но несмотря на тяжелые времена, искусство росписи сохранилось. В шестидесятые годы прошлого века началось восстановление производства жостовских подносов.
В настоящее время фабрика активно работает, произведения художников участвуют в международных выставках и украшают музеи мира.
Технология изготовления подносов
Поднос изготавливают методом ковки и штамповки. Штамповка подносов стандартных видов (их насчитывается более 20) производится на современном оборудовании из металлических листов. Подносы нестандартных форм изготавливаются кузнецами методом ручной ковки. Изготовленные подносы подвергают грунтовке, шпаклевке и тщательной шлифовке.
Обработанные изделия покрывают черной краской и масляным лаком, очищают и высушивают. После всех технологических операций подносы передаются художникам для росписи.
Кроме традиционных черных подносов, на жостовской фабрике изготавливают изделия с красным, синим, зеленым и голубым фоном. Благодаря особой технологической обработке подносы имеют интенсивно-насыщенный, но в то же время нежный и просвечивающий фон. Жостовская роспись подносов имеет свои особенности — так, тени и блики лишь слегка прорисовываются.
Основные мотивы
Раскраска жостовской росписи производится беличьими кисточками. Для работы используют масляные краски, разведенные скип@$
Как рождается жостовская роспись
Для работы лучше использовать круглые кисточки или изделия с тонким кончиком.
При работе малыши получают следующие навыки:
- Умение выделять художественные элементы узора, колорит и композицию;
- Изучение технических приемов рисования кистью: концом и всей поверхностью, выполнение «двойного мазка», «зигзага» и «запятой».
Изображение цветов
Обучение начинают с рисования больших цветов. Начать можно с техники изображения георгина поэтапно. Пусть он будет желто-красным. Чтобы начинающим художникам было проще учиться, предварительно делается карандашный набросок. Для изображения георгинов используется прием, который называется «двойной мазок».
Кисточку окунают в желтую краску и убирают лишнюю.
Затем окунают кончик в красную краску. Прорисовывают лепестки цветка вверху и внизу, справа и слева. Когда краска закончится, промывают кисть и опять набирают желтую и красную краску. Также прорисовывают второй ряд цветочных лепестков. Когда все они нарисованы, рисуют сердцевину цветка легкими мазками.
Ромашки также изображают двойными мазками. Окунают кисть в белую краску, а самый кончик — в голубую или синюю. Лепестки рисуют в следующей последовательности: сверху, снизу, справа, слева. Кончик кисти всегда направлен к центру цветка. Остальные лепестки рисуют строго посередине получающихся промежутков.
Следующий момент росписи — рисование мелких цветков. Незабудки рисуют ватными палочками. Лепесточки изображают голубыми, сердцевинки — желтыми. Для изображения клевера используют две краски: белую и цвета фуксии. Смешивают их, чтобы получился нежно-розовый цвет. Закрашивают небольшой кружок.
Затем кончик кисти опускают в краску цвета фуксии и рисуют на кружке ряды небольших штришков: внизу, чуть выше и поверху. Также клевер можно рисовать с помощью ватных палочек. Внизу цветка изображают небольшие листочки. Их можно нарисовать три или даже четыре.
Листья в движении
После того как нарисовали все цветы, переходят к изображению листьев. Их рисуют, используя небольшие прокручивание кисти по часовой стрелке. С помощью этого приема можно передать движение листьев. Они получаются с загнутыми кончиками. Для передачи цвета и оттенка используем технику «двойной мазок». Здесь набирают на кисть зеленую краску, а на кончик — желтую.
Если листья крупные, то применяют прием «зигзаг»: сначала рисуют кончиком кисти, затем всей поверхностью, затем кончиком с прокручиванием.
Перед тем как рисовать краской листья больших цветов, лучше сделать карандашный набросок. Первый мазок кисти делают посередине листа, используя прием «зигзаг», затем закрашивают весь листок. Для изображения листьев часто используется техника мазка «запятая»: сначала рисуют кончиком кисти, потом поверхностью.
Источник: natrukodel.ru
Жостовская роспись — русский народный промысел, основанный братьями-крепостными, который процветает и сегодня
Жостовская роспись. | Фото: puzzleit.ru.
Пожалуй, каждый хоть раз видел железные подносы с яркой росписью на черном фоне. А у многих такой хранится дома. Яркие, блестящие композиции, поражающие своим разноцветьем, являются визитной карточкой мастеров деревни Жостово. Несмотря на то, что этот народный промысел получил свое развитие только два века назад, он имеет любопытную историю своего развития.
Металлический расписной поднос. | Фото: ariananadia.livejournal.com.
Принято считать, что ремесло росписи металлических подносов зародилось в первой четверти XIX века в нескольких деревнях Троицкой волости (сегодня Мытищи, Московской области). Бывшие крепостные братья Вишняковы, сумевшие выкупить себе вольную, поселились в деревне Жостово и открыли мастерскую, в которой занимались росписью лаком изделий из папье-маше – шкатулок, портсигаров, сухарниц. К 1830 году они отказались от папье-маше в пользу металлических подносов.
Уникальная жостовская роспись. | Фото: subscribe.ru.
Промысел начал приносить неплохой доход, поэтому мастера из близлежащих деревень занялись тем же ремеслом. Близость к столице позволяла наладить рынок сбыта без посредников, да и материалы для работы можно было закупать по доступным ценам.
Металлический расписной поднос. | Фото: subscribe.ru.
Жостовская роспись. | Фото: leontievi.ru.
После революции спрос на жостовскую продукцию немного упал, отчего художники из Троицкого, Новосильцева, Жостова объединились в артель «Металлоподнос». Годы войны были катастрофическими для ремесленников. Чтобы как-то выжить, они стали выпускать детские расписные игрушки, спрос на которые был гораздо выше, чем на подносы.
Восхитительный металлический поднос. | Фото: ariananadia.livejournal.com.
Все изменилось во время правления Никиты Хрущева. По приказу генсека в 1960 году «артель Металлоподнос» претерпела реорганизацию и была переименована в «Жостовскую фабрику декоративной росписи». «Оттепель» позволила мастерам посылать свои изделия на международные выставки, появлялись заказы из-за рубежа, постепенно фабрика выходила из кризиса.
Знаменитые жостовские подносы. | Фото: fishki.net.
На сегодняшний день жостовский промысел процветает. Спрос на расписные подносы не падает, рисунок каждого изделия уникален, ведь мастера расписывают их вручную.
Деревня Жостово. | Фото: fishki.net.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Источник: kulturologia.ru