С 1825 года в селе Жостово, что в Подмосковье, работает предприятие, которое славится уникальной росписью металлических подносов. Названия его менялись, появлялись мастерские и артели, и все же дошло до наших дней место, где производят известные далеко за пределами России подносы. Жостовская роспись – золотой фонд русского народного творчества. О том, как возник промысел, чем особенна эта роспись и как изготавливают необычной красоты изделия, мы расскажем вам в этом материале.
История промысла
В первой четверти 19 столетия в деревнях и селах Троицкой волости (сегодня – Мытищинский район) Жостово, Осташково, Хлебниково и Троицкое открылись мастерские, которые представляли, как сказали бы сегодня, высоконкурентный художественны продукт. Лакированные изделия из папье-маше – вот с чего начинали жостовцы, но быстро мастера перестроились, и, вдохновившись опытом уральских коллег, стали производить расписные металлические подносы.
И хоть корни жостовского искусства можно найти в творчестве умельцев других регионов, мастерам из Троицкой волости удалось соединить наиболее удачные находки других направлений, в результате чего появился уникальный, узнаваемый продукт высочайшего качества. Этот народный промысел никто не сможет назвать примитивным и простым: изображения на подносах словно воспаряют над поверхностью, рисунок настолько детализированный и продуманный, что сомнений в профессионализме художников нет.
Видеоурок «Жостовский поднос»
Жостовское искусство переживало не самые легкие периоды, во время становления соцреализма над ним нависла опасность исчезновения. Но мастера отстояли традиционный рисунок, цвета и формы, технологии и умения, что жостовские художественные изделия активно производятся и сегодня.
Цвета в росписи
Если говорить о классической подаче рисунка, в ней все достаточно канонично. Но промысел живет, развивается, появляются в нем новые цветовые решения, которые удачно вписываются в эстетику росписи Жостово.
Для фона
Черный или красный фон – основные в жостовской росписи. Современные концепции стараются и угодить традициям, и понравиться покупателю сегодня. Потому в продаже вы можете увидеть подносы с нежными пастельными тонами. От таких нововведений общая картина не расходится с восприятием промысла. Скорее, наоборот, нынешние мастера модернизируют направление, продолжают его, не умаляя добрых традиций.
Синий, зеленый, голубой, серебристый фон – все это вполне в духе промысла, просто такие варианты встречаются чуть реже красного и черного. Сегодня одним из самых востребованных оттенков считают «слоновая кость». Золото встречается реже, так как спрос на него не так высок. Наверное, это можно связать с особенностями современных интерьеров, где золотой декор бывает чужеродным.
Подносы с перламутровым покрытием – не новшество жостовского промысла. Изначально такое решение свойственно было Федоскино, но идеи других направлений могут использоваться в родственных или смежных промыслах, что вполне нормально. Переливы перламутра могут украшать весь фон жостовского подноса, могут применяться фрагментарно, в угоду замыслу мастера.
Для основного изображения
Цветовая палитра рисунков была довольно богатой и у родоначальников промысла. В цветочных композициях в виде букетов (самых частых мотивах росписи) встречаются жизнерадостные цвета и оттенки: от блекло-желтого до алого, насыщенные и разбавленные тона. Бургундский, голубой, янтарный, коричневый – все это можно увидеть на металлической поверхности подносов.
Музей Жостовских подносов
Импровизация с тонами и полутонами считается признаком мастерства. Интересный рисунок получается, если художник старается не просто реалистично передать цветы, а если он делает это в выгодном световом контексте. Изображение на плоскости выглядит объемным и точным, отчего хочется рассматривать каждую деталь на подносе.
Где еще, как не в музее подносов, расскажут самое интересное о появлении и тонкостях жостовской росписи.
Виды изображений
Цветочные композиции – частый выбор жостовских художников. Рисунок гармоничен, в нем соединены мелкие цветочки и крупные соцветия, нераспустившиеся нежные бутоны и листочки. Наиболее популярные «герои» изображения – розы, астры, а также пионы, тюльпаны, георгины. Но не только садовые композиции присутствуют в росписи, встречаются на подносах скромные фиалки и милые ландыши, вьюнки, анютины глазки.
Экзотический цветок тоже присутствовал в мотивах росписи, а точнее, цветок фантастический, нереальный, не существующий нигде в природе. Дополняют цветочные композиции ягодки и фрукты, бабочки и пташки. Сюжетные картины в жостовской живописи встречались реже, но однозначно украшали творчество местных мастеров. Бытовые сценки, пейзажи, детализированные ландшафтные изображения – очевидное достояние промысла.
ГЛАВНАЯ ОСОБЕННОСТЬ РОСПИСИ – ИМПРОВИЗАЦИЯ.
Главная особенность росписи – импровизация. Это самое сложное, но и самое ценное в направлении. Особенных шаблонов и образцов в росписи нет, как схем и натур. Жостовцы могли ранее, и могут и сегодня похвастаться большим выбором художественных приемов, впечатляющей импровизационной основой и желанием уникализировать работу. За почти 200 лет изготовлены мастерами миллионы подносов, и двух абсолютно одинаковых найти не удастся.
Создание подноса
Долгие десятилетия шлифовалась технология изготовления подноса. Есть работа ручная (метод ковки) и автоматизированная (метод штамповки).
Метод ковки
Кованые подносы создают по старинной кустарной традиции. Нельзя сказать, что сегодня ковали не занимаются таким изготовлением изделий: их стало немного меньше, так как технологии позволили оптимизировать производство, но запрос на ручную работу все еще есть.
Ручными ножницами мастер выкраивает скобу из нескольких металлических карт. Затем заготовка отправляется на наковальню, где она выбивается и вытягивается. Край подноса мастер закатывает и делает там проволочную заготовку, после чего на наковальне край выравнивается молотом.
Ковка сложна и трудоемка, но, как и любая ручная работа, особенно ценна. И финансово ценна, в том числе. Это, пожалуй, единственный «минус» такой технологии.
Метод штамповки
Изготовление части сегмента продукции на фабрике сегодня механизировано. И это не умаляет значимости изделия, оно все равно остается образцом в своем роде, но еще и символизирует, как органично могут сосуществовать технический прогресс и народные промыслы.
- Из железного листа мастер вырубает заготовку нужного размера.
- С помощью пресса ей придается задуманная форма – овальная либо же круглая, прямоугольная, восьмиугольная или «гитарная» (у мастера выбор из 32 форм, остальные можно делать только ручной ковкой, а это десятки форм).
- Затем следует этап обезжиривания, шпатлевки и шлифовки, благодаря чему поднос приобретает идеальной ровности поверхность.
Подготовка к росписи
Подготовка – трудоемкий процесс, который включает сразу несколько манипуляций.
Источник: dzen.ru
Основные этапы создания Жостовского подноса
Жостовские подносы по праву называют произведением искусства.
За многовековую историю они из бытового предмета трансформировались в предмет народного искусства.
Изделия мастеров из Жостово настолько самобытные, что хранятся в музеях и личных коллекциях первых лиц государств
Интересуетесь, как создается «легенда»?
Подносы-заготовки
Если заглянуть в цех на этом этапе, увидите, что кованые подносы изготавливаются кузнецами вручную кустарным способом.
При этом форма и размер подноса зависят от предпочтений мастера.
Из металла выкраивается скобка (до 5 слоёв), при помощи молота и наковальни добиваются необходимого вида.
В края перед закаткой закладывается для прочности проволока, теми же инструментами края выравниваются ковалем.
Заготовки стандартных подносов выкраиваются из листов металла, после чего нужная форма вырубается и вытягивается с помощью электрического пресса со специальными штампами и прессформами. Края закатываются там же.
За шаг до росписи
Прежде чем попасть в руки к художнику заготовка проходит ряд операций, чтобы сделать поверхность подноса зеркальной и подходящей для нанесения художественной росписи.
Заготовку обжигают, обезжиривают и грунтуют, затем послойно наносят чёрную эмаль.
Каждый слой сушится и зачищается вручную при помощи наждачной бумаги.
Если планируется роспись по золотистому фону, на поверхность наносится бронзовый или алюминиевый порошок. Просвечивая сквозь лак, он выглядит, как золото, придающий росписи красоту.
Художественное оформление
Этот этап состоит из двух: замалёвки и выправки, причём оба выполняются в технике импровизации.
Во время замалёвки художник берёт на беличью кисточку масляную краску, разбавляет скип@$https://samovary.ru/article/79/» target=»_blank»]samovary.ru[/mask_link]
Процесс украшения бортов жостовских подносов название
Подставка для столовых приборов «Романс».
Кружка «Музыкальные инструменты. Пианино»
Нож Зубр «Норманн» складной, 220 мм.
Цветы — картина на зеркале
Пивная кружка «Трубы горят».
Пейзаж — картина на зеркале.
Пейзаж 2700 рублей Подробнее.
Бабочка Данаида — картина на зеркале.
Бабочки 750 рублей Подробнее.
Картина на зеркале — Пейзаж.
Пейзаж 2700 рублей Подробнее.
Виды росписи
Самым распространенным видом жостовской росписи является букет, расположенный в центре подноса и обрамленный по борту мелким золотистым узором. В композициях много места отводится гладкому фону, который обладает красивой поверхностью, эффектно играющей на свету. Изображение цветов отличается особой мягкостью и округлостью рисунка.
Букет превращается в нарядную группу цветов, свободно положенную на блестящий лаковый фон. Три-четыре крупных цветка (роза, тюльпан, георгин, а порой и более скромные анютины глазки, вьюнки и т.п.) окружались россыпью более мелких цветочков и бутонов, связанных между собой гибкими стебельками и легкой «травкой», то есть небольшими веточками и листочками.
Изображение словно рождается из мерцающей глубины, растворяясь в ней прозрачными тенями и вспыхивая яркими бликами на поверхности. Чуть «утоленные» в фоне цветы кажутся легкими, полуобъемными, тактично данные ракурсы и повороты венчиков не прорывали зрительно плоскости предмета. Мастера умеют находить красивые и выразительные очертания букета в целом. Верх часто завершается двумя-тремя плавно и широко расходящимися в стороны веточками, изгибы которых следовали за формой самой вещи. Легкое узорное кружево из разнообразной «травки» окружает букет по краям, вписывая его в гладкий фон.
Много нового появляется в колорите, особенно в росписях на цветных фонах. Наряду с традиционным многоцветием можно встретить немало интересных тональных разработок (букеты в синей, голубой, зеленой гамме, изображение красных роз на красном фоне и т.д.). Фантазия мастеров дает удивительное разнообразие решений одного и того же мотива. Пишут букеты четко и компактно составленные, — так называемые «собранные», а также более легкие и свободные «букеты в раскидку», с широкими просветами красиво поблескивающего лакового фона — черного, золотистого, цветного.
Для жостовской росписи характерны и так называемые ландшафты, представлявшие собой чаще всего наивно-лубочную интерпретацию романтических пейзажей. Давая эффектные виды с экзотическими замками и руинами на берегах водоемов, причудливыми холмами и скалами, озаренными порой малиново-красным закатом, мастера стремились создать празднично-приподнятое декоративное изображение природы. В решении таких композиций большую роль играли и богатство фантазии, и «быстрота рук» мастера.
В сюжетных росписях изображаются главным образом колоритные сценки из русской народной жизни: стремительно мчащиеся тройки с веселыми ездоками, торжественные неторопливые чаепития с непременным самоваром в центре стола, плетение лаптей в крестьянской семье и т.д.
Во многих композициях явно чувствуется тенденция к более острому и непосредственному выражению авторами своего поэтического ощущения живой природы. Не случайно стали появляться такие образные названия вещей, как «Рассвет», «Розы и птицы» художника Графова, «Осенняя рапсодия», «Розы Гончаровой», «Утро», «Хризантема» Кледова, «Русское поле» Кледовой , «Осенний букет» Мажаева и т.д.
Не случайно художник Лапшин говорит о жостовском букете, как о целом содружестве. «разных по формам, но одинаковых по душе цветов». В лучших жостовских работах цветы действительно имеют живую душу. Не менее интересно и плодотворно стремление написать полусказочные, подчеркнуто орнаментальные изображения.
Был создан ряд очень своеобразных и интересных панно («Фантазия» Графова, «Сказочное» Мажаева, «Цветы» Леткова), в которых яркие, по-особенному праздничные цветы словно явились из затейливой народной сказки. В последние годы эта тенденция к сказочности проявляется не так явно, хотя Графов и ныне имеет полное право говорить о «полуфантастичности» жостовских букетов, ибо все больше пишется цветов, которые не значатся ни в одном ботаническом атласе, а даже такие известные «героини» жостовского письма, как розы, все чаще даются в условном колорите (голубом, синем, золотом и т.д.), да и формы их все более активно перерабатываются виртуозной кистью и богатой фантазией мастеров. Причем реальность и сказочность, «правда и условность» переплетаются органично и неразрывно.
Жостовские металлические подносы разнообразны по форме; подносы многоугольные, подносы круглые, подносы овальные, подносы комбинированные.
Техника росписи
Изготовляются подносы из обычного листового железа. Прежде они вырезались из железного листа и ковались вручную, ныне эти трудоемкие операции выполняются на механических прессах. Выкованные изделия грунтуют, шпаклюют, шлифуют и лакируют, что делает их поверхность безукоризненно ровной, затем расписывают масляными красками и покрывают сверху несколькими слоями прозрачного бесцветного лака.
Наиболее важной операцией, требующей подлинного творчества, является роспись, изображающая чаще всего красочные букеты цветов. Специфика работы мастеров Жостова заключается в том, что художник, расписывая поднос, не пользуется натурой. Цветы преображаются по воле и фантазии мастера. С XIX в. в Жостове пишут на черном, синем, желтом и красном фонах.
Наиболее распространенным стал черный фон. Крупные цветы, как правило, изображаются в центре и пишутся яркими красками. Мелкие даются по краям: они слегка затемнены и как бы сливаются с фоном. Цветы и листья словно выступают из глубины. Цветовая гамма строится на сочетании красных, розовых, фиолетовых и белых пятен.
Между ними — множество тональных переходов при соблюдении цветовых контрастов.
Во время работы над росписью художник сидит на стуле, держа поднос на коленях. Краски на палитре разводятся льняным маслом. Мазок должен быть «долгим», но упругим. Поднос постоянно вращают во время работы, что помогает осмотреть роспись со всех сторон и оценить композицию с разных точек.
Роспись выполняется в несколько приемов. Кратко опишем их.
Начинается она с «ЗАМАЛЕВКИ»: разбеленными красками намечается общий силуэт изображения (цветов и листьев), расположение основных пятен. “Замалеванные” подносы сушатся в печах в течение нескольких часов.
Следующим приемом на просохшем замалевке лессировочными (прозрачными) красками накладываются тени. Этот прием «ТЕНЕЖКА» погружает букет в глубину фона, выявляет теневые места растений.
Затем следует «ПРОКЛАДКА» — плотное корпусное письмо яркими красками, наиболее ответственный этап живописи. Формы букетов обретают плоть, уточняются, высветляются, возникает контрастный или гармоничный колорит композиции.
После этого следует «БЛИКОВКА», то есть нанесение белильных мазков (иногда слегка подцвеченных), уточняющих все объемы — операция завершает лепку форм, их условную материальность.
Последующая операция «ЧЕРТЕЖКА» размещает детали, быстро и легко очерчивает лепестки и листья, прожилки и семенца в чашечках цветов, выразительно подчеркивая по контрасту их сочную живопись.
Завершает письмо «ПРИВЯЗКА» – тонкие травка и усики, объединяющие все изображение в букете и мягким переходом связывающие его с фоном.
Эти сложившиеся в промысле традиционные приемы каждый мастер использует по-своему, творчески обыгрывая декоративные возможности кистевого письма (например, «бликовка» может мягко «сплавляться» с «прокладкой», а может четко выделяться на ней; мазки разной силы и очертаний в одних случаях спокойно лепят форму, в других — ложатся на ней своеобразным узором и т.д.). В результате появляются бесконечные варианты сходных мотивов и образов, но никогда не увидеть среди них буквальных копий или повторений.
Особое значение в рисунке придается бликам красок. Именно это определяет «почерк» мастера и придает объем, глубину рисунку. Для блика используются особые кисти. Их изготавливают из беличьих хвостов. Кисть собирается вручную, волосок к волоску, который нельзя ни подрезать, ни обламывать.
Лак тоже готовится особый. Совершенно уникальный лак в 50-е годы ХХ века изготавливал в Жостове мастер, которого все звали дед Андрей. Он варил лак из смолы капаловой пальмы, привозимой из Саудовской Аравии. Тот лак не боялся ни высокой, ни низкой температуры, покрытые им подносы могут служить не менее ста лет.
Источник: www.comgun.ru