Пятно как украшение рисунка

Я думаю, многие в детстве глядя на облака, пытались понять, на что похожи эти воздушные массы, медленно плывущие по голубому небосводу. И каждый видел в облаке свой силуэт, а кто-то ничего не видел. Все зависело от фантазии смотрящего.

Или у многих бабушек висели в домах или квартирах цветастые ковры. Сколько мучительных минут в попытке погрузиться в сладостный сон проводили дети, разглядывая эти ковры, и находя в их пятнистом рисунке новые формы, знакомые очертания.

И стоит только включиться эту игру, и весь мир становится всего лишь большим скоплением пятен, похожих на что-то или кого-то. И вот эта детская игра натолкнула меня на мысль рисовать на бумаге безликие пятна в виде пустых контуров, превращая их потом в конкретные и знакомые зрительные образы. Для этого на чистом листе ручкой, карандашом, красками, пастелью или любым другим доступным материалом рисуется много-много пятен или силуэтов: их можно рисовать вплотную друг к другу или отдельно стоящими.

Главное здесь бездумное рисование какого-либо очертания при помощи замкнутой линии или очерченного цветом пятна. Затем каждый силуэт/пятно дорисовывается по контуру и внутри его, превращаясь в то, на что, по мнению художника, оно похоже. И здесь главным является умение абстрагироваться от обыденной повседневности и фантазировать как в детстве, когда мысли летят свободно и легко.

Ремонт одежды с помощью вышивки и рисунка по ткани. Закрываю пятна от белизны на платье.

Свой первый рисунок в этой тематике я нарисовала в институте (примерно в 2006 г.), когда на парах было безумно скучно. И рука сама начала рисовать что-то непонятное. И вдруг в одном из пятен я увидела знакомый образ. И понеслось. Остальные пятна вдруг тоже стали на что-то похожими.

Я не художник ни по образованию, ни по призванию. И не знаю, есть ли у этого способа рисования какое-то название. Или это плод только моего воображения (что вряд ли). Но я знаю точно, что такое рисование доступно каждому ребенку или взрослому, не обладающему высокими художественными навыками.

Читайте также:
Синие платье с чем носить украшения

Это своего рода детская игра, где игровым полем является лист бумаги, фантазия служит движущим фактором, а основной задачей является мысленное формирование знакомого образа с последующим перенесением его на лист. И играть в эту игру можно одному, вместе с детьми или друзьями, смешивая на одном листе плоды фантазий всех играющих.

Что даст такая художественная игра, кроме хорошего настроения и интересного времяпрепровождения? Ну конечно же колоссальное развитие образного мышления, художественного восприятия, посредством мыслительного формирования детальных образов с последующим воплощением их в художественных формах; формирование умения видеть глубже поверхностного созерцания, когда простые силуэты рождают сложные зрительные конструкции. В таком способе рисования простота изображения сочетается со сложностью умовосприятия, когда ценится не качество художественного изображения, а сложность увиденного образа, его оригинальность и неповторимость.

Источник: dzen.ru

Пятно и линия

Пятно как выразительный элемент декоративной живописи 558 слов читать ~4 мин.

В данной статье делается акцент на более узком, но очень значимом вопросе: специфике и роли пятна в жи­вописи, его общих и различных функциях в академической и декоративной живописи.

Фото с сайта gzhellux.ru

Разговор на языке художественной выразительности в де­коративной живописи, как правило, начинается с главного элемента в цве­товой композиции — многозвучного пятна, следа от кисти, передающего разнообразные возможности цветовых сочетаний, о возможностях декора­тивно-плоскостной (пятновой) живописи. Задание по декоративной живо­писи предусматривает создание гармоничной условно-плоскостной компо­зиции на заданную тему (натюрморт, пейзаж, портрет, фигура).

Цветовой строй пятен (плоскостей) связан с раскрытием образного строя композиции. Такая гармония должна вызы­вать у зрителя определенные чувства. «Первое достоинство картины состоит в том, чтобы быть праздником для глаз» — писал Эжен Делакруа.

Г. И. Панксенов говорит: «Пятно — это изобразительный след на поверх­ности плоскости или объема, содержащий в себе точку, линию, тон, цвет». К живописному пятну можно отнести пятна разного модуля в так называемой мозаичной живописи. Работы импрессионистов, пуантилистов наглядно де­монстрируют этот прием.

Пятновая живопись строится в трех диапазонах — темная, средняя, светлая. Декоративная живопись стремится к максимальной плоскостности изображения. В отдельных случаях она имеет незначительную глубину или абсолютно плоскостна, условна, силуэтна. Также декоративная композиция может претерпевать сильные стилистические изменения, приближаться по сути к беспредметной или абстрактной. Выразительность в таких компози­циях достигается, опираясь на творческую интуицию, в сочетании с хоро­шими знаниями основ композиции и цветоведения.

Читайте также:
Новогодние украшения своими руками елка на стену

Сочетание различных по конфигурации пятен (плоскостей) определяет изобразительные формы. Декоративность как особый прием работы заклю­чается в поисках композиционных и колористических решений, для чего не­обходимо иметь знания основных законов и категорий композиции и видов цветовых гармоний. В реалистической живописи отношения строятся на ос­нове мелкой нюансировки локальных пятен света, полутона, тени, рефлекса и передаче световой и воздушной среды вокруг изображаемых предметов. Плоскостной вид изображений создает условно-реалистические образы в условно-художественном пространстве.

Выразительная композиция может строиться исключительно на со­четании цветных плоскостей, отличающихся друг от друга по светлоте, насыщенности и цветовому тону. Такая техника широко распростроена в народных росписях, например в гжельских изделиях. Условно-плоскостные композиции с изо­бражением пейзажа современного художника Тона Шультена построены на гармоничных сочетаниях плоскостей, они выразительны по цвету и отли­чаются оригинальностью решения. Конфигурация пятна, его цвет играет огромную роль для восприятия. Несмотря на возможную абстрактность, формальность, беспредметность, изображение влияет на зрителя опосредо­ванно через цвет, форму, композицию и т. д.

Пятна, соприкасаясь между собой закругленными или ломаными кра­ями, на контрастных или сближенных отношениях создают новый лако­ничный образ, который несет в себе определенное настроение. Несмотря на родство многих видов искусств (живописи и музыки; живописи и архитек­туры; живописи и литературы), язык живописи очень своеобразен, он име­ет свои законы изображения и восприятия.

Зачастую художника обвиняют в «литературщине» картины, т.е. В ней идет литературный рассказ в крайне невыразительной форме, пластическом выражении. В живописи в первую очередь создается образ, состояние и настроение при помощи композици­онных и живописных средств: ритма, пластики, контраста, нюанса, цвета, колорита, характера письма и.т.д.

В реалистическом искусстве пластическое начало подчиняется смысловому. Абстрактное искусство беспредметно, оно является либо манифестом (серия «квадратов» Малевича), либо несет опре­деленный скрытый смысл, настроение, эстетику, например, композиции В. Кандинского, П. Мондриана, П. Клее, П. Миро. Такие понятия, как доми­ нанта, субдоминанта, тоника в цветовых пятнах важны и прорабатываются в реалистической живописи и в декоративно-плоскостной.

Использование основных закономерностей и принципов визуально­го восприятия в процессе создания декоративной живописной компози­ции дает возможность осознанно и эффективно применять основные вы­разительные средства. Живопись Возрождения построена на отношениях больших локальных пятен. Поздние работы Тициана, художника Высокого Возрождения, написаны трепетно мазково, своеобразна техника мазка ан­глийского художника Тернера.

Читайте также:
Для чего украшения из серебра покрывают родием

Пятна в живописи — это, может быть, след от кисти, неповторимый ха­рактер мазка художника, стихия мазка, то, на основании чего наряду с дру­гими элементами мы безошибочно узнаем художника.

Пятно как прием используется в различных декоративных компози­циях: имприматура (подбор цветного фона), витраж (контур, обводка), коллаж, аппликация, оверлеппинг, членение плоскости на части, моноти­пия, мозаика. Таким образом, можно сделать вывод, что в декоративной живописи цветовое пятно является одним из главных элементов, кото­рый обуславливает декоративный образ композиции и создает цветовую гармонию.

  • Современная живопись и концептуальный символизм
  • Публика не понимала картины Пикассо и Ван Гога сто лет назад
  • Масляная живопись — главная изюминка любого интерьера
  • Практика работы пастелью
  • История живописи
  • Живопись действия (техника живописи экшн)
  • Искусство барокко
  • Татьяна Быкова. Таинственный Петербург. Живопись

Источник: gallerix.ru

Тема 3.3. Пятно.

Пятно как украшение рисунка. «Характер пятен». Зависимость пятен от их плотности, размера и тональности. Техника создание пятна в рисунке. Изображение пятна разными способами: различным нажимом на рисовальный инструмент, наслоением штрихов друг на друга, нанесением на лист бумаги множества точек, сеточек или других элементов.

Пятно, полученное с помощью заливки тушью (четкий контур, схожесть с силуэтом). Практическое занятие. Выполнение заданий: «Танец бабочек», «Образ доброго и злого сказочного героя». Тема 3.4. Форма. Понимание формы предмета.

Знакомство с различными видами форм (геометрическими, природными, фантазийными), способы их изображения на бумаге. Формы и ассоциации. Практическое занятие. Задания-игры: «Построй сказочный город», «Дорисуй чудо-юдо», «Отгадай фантастическое животное». Тема 3.5. Контраст форм.

Контраст форм на примере осенних листьев и деревьев. Природа – самая талантливая художница (разнообразие «растительного царства»; различные природные формы и их строение). Соединение и комбинирование между собой различных контрастных форм. Практическое занятие. Выполнение заданий: «Листопад», «Дары осени», «Лесной хоровод».

Раздел 4. Декоративное рисование. Декоративное рисование и его роль в развитии детей младшего школьного возраста. Декоративное рисование и возможности развития абстрактного мышления, творческой импровизации ребёнка. Тема 4.1. Симметрия.

Читайте также:
Украшение из апельсина на елку как сделать

Понятие симметрии и асимметрии на примерах природных форм. Использование средней линии как вспомогательной при рисовании симметричной фигуры. Два игровых способа изображения симметрии: — одновременное рисование двумя руками сразу; — использование сложенного листа бумаги в технике «монотипия» с дальнейшей прорисовкой деталей. Практическое занятие. Задания-игры: «Чего на свете не бывает?», «Чудо-бабочка», «Образ из пятна».

Тема 4.2. Стилизация.

Стилизация как упрощение и обобщение природных форм. Особенности художественного видения мира детьми 7-8 лет: яркость восприятия, плоскостное мышление, двухмерность изображения. Стилизация как способ детского рисования. Знакомство с лучшими образцами народного творчества (прялки, туеса, вышивка, дымковская игрушка и др.). Практическое занятие.

Выполнение заданий: «Жар-птица», «Древо жизни», «Сказочные кони». Тема 4.3. Декоративные узоры. Узоры как средство украшения. Узоры, созданные природой (снежинки, ледяные узоры на стекле). Узоры, придуманные художником.

Выразительные возможности и многообразие узоров. Практическое занятие. Выполнение заданий с использованием необычных для рисования предметов – ватных палочек, расчёски, кулинарных формочек: «Узорчатые змейки», «Взлохмаченные человечки», «Пёстрая черепашка». Тема 4.4. Орнамент.

Орнамент – повторение рисунка через определённый интервал. Тайна ритма и создание с его помощью сложных узоров и орнамента. Чудесные ритмо-превращения (растительные и геометрические орнаменты). Практическое занятие. Выполнение заданий: «Весёлые строчки», «Мамины бусы», «Цветочные гирлянды».

Тема 4.5. Сказочная композиция. Сказка – любимый жанр художников. Сказка, увиденная глазами художника. Работа от эскиза («сказочной разминки») до композиции. Разнообразный характер сказочных героев. Практическое занятие. Выполнение заданий: «Оживший зачарованный мир», «Чудо-богатыри», «Добрая сказка».

Раздел 5. Конструирование из бумаги. Конструирование из бумаги и его художественные возможности. Основные способы работы с бумагой. Способы сгибания, разрезания, склеивания бумаги. Тема 5.1.

Работа с рваной бумагой. Рваная аппликация. Развитие мелкой моторики, подготовка детских пальчиков для более сложных действий. Практическое занятие. Выполнение заданий: «Лоскутный коврик», «Петушок – золотой гребешок и ребятки-цыплятки».

Тема 5.2. Работа с мятой бумагой. Пластичная техника мятой бумаги. «Лепка» из мятой бумаги. Возможности мятой бумаги в удержании формы. Эффекты поверхности мятой бумаги. Фигурки из тонкой цветной бумаги. Роль техники мятой бумаги в формировании интереса детей к художественному творчеству и в развитии мелкой моторики. Практическое занятие.

Читайте также:
Украшения из сутажа своими руками для начинающих

Выполнение заданий: «Лепим снеговика», «Лепим бабочку». Тема 5.3. Смешанная техника (скручивание, складывание, резание бумаги). Разнообразие сортов бумаги: от рыхлой до гладкой, от тончайшей, прозрачной до шершавой и плотной. Использование свойств различных сортов бумаги в разнообразных игровых приёмах (скручивание, скатывание, сгибание, резание бумаги и т.д.).

Практическое занятие. Выполнение заданий: «Волшебный лес», «Смешные человечки», «Маскарадные маски». Раздел 6. Выразительные средства графических материалов Разнообразие выразительных средств графических материалов. Художественные образы, создаваемые с помощью графических материалов: добрые и злые, весёлые и грустные, простые и загадочные. Тема 6.1.

Цветные карандаши. Техника работы цветными карандашами. Создание многочисленных оттенков цвета путем мягкого сплавления разных цветных карандашей. Практическое занятие. Выполнение заданий: «Цветной ветер», «Принцесса Осень», «Разноцветные ёжики». Тема 6.2. Гелевые ручки, тушь. Знакомство с выразительными возможностями работы гелевой ручкой и тушью.

Создание разнообразных линий (изящных и тонких или резких и жёстких). Рисование непрерывной линией и короткими мини-черточками (штрихами). Работа пером и тушью по влажной бумаге для передачи в рисунке характера «пушистого» пятна. Практическое занятие. Выполнение заданий: «Лесной волшебник», «В траве», «Паук и паутина». Тема 6.3. Восковые мелки, фломастеры.

Знакомство с техникой работы восковыми мелками и фломастерами. Экспериментирование с цветом (накладывание одного слоя на другой). Граттаж – процарапывание по восковому фону рисунка, залитого черной тушью. Рисование различными видами фломастеров (тонкими и широкими, цветными и монохромными). Практическое занятие.

Выполнение заданий: «Весёлые и грустные клоуны», «Карусель». Тема 6.4. Пастель, уголь. Художественная возможность пастели, угля. Различные приемы работы: растушевка пальцем, рисование боковинкой и кончиком.

Рисование на шероховатой тонированной бумаге: техника свободного, размашистого штриха с эффектом воздушности (пастель) и бархатностью (уголь). Практическое занятие. Выполнение заданий: «Золотой сон», «Букет в вазе», «Сказочный герой».

Раздел 7. Экскурсии в музеи и на выставки Посещение художественных музеев и выставок, знакомство с произведениями искусства (живописью, графикой, скульптурой). Путешествие в мир искусства: Государственная Третьяковская галерея, Музей изобразительного искусства им. А. С. Пушкина, Музей декоративно-прикладного искусства, Музей-квартира художника В. Васнецова. Раздел 8. Итоговое занятие Тестирование для проверки теоретических знаний обучающихся. Просмотр учебных работ и творческих заданий за учебный год.

Источник: studfile.net

Рейтинг
Загрузка ...