Я думаю, многие в детстве глядя на облака, пытались понять, на что похожи эти воздушные массы, медленно плывущие по голубому небосводу. И каждый видел в облаке свой силуэт, а кто-то ничего не видел. Все зависело от фантазии смотрящего.
Или у многих бабушек висели в домах или квартирах цветастые ковры. Сколько мучительных минут в попытке погрузиться в сладостный сон проводили дети, разглядывая эти ковры, и находя в их пятнистом рисунке новые формы, знакомые очертания.
И стоит только включиться эту игру, и весь мир становится всего лишь большим скоплением пятен, похожих на что-то или кого-то. И вот эта детская игра натолкнула меня на мысль рисовать на бумаге безликие пятна в виде пустых контуров, превращая их потом в конкретные и знакомые зрительные образы. Для этого на чистом листе ручкой, карандашом, красками, пастелью или любым другим доступным материалом рисуется много-много пятен или силуэтов: их можно рисовать вплотную друг к другу или отдельно стоящими.
Главное здесь бездумное рисование какого-либо очертания при помощи замкнутой линии или очерченного цветом пятна. Затем каждый силуэт/пятно дорисовывается по контуру и внутри его, превращаясь в то, на что, по мнению художника, оно похоже. И здесь главным является умение абстрагироваться от обыденной повседневности и фантазировать как в детстве, когда мысли летят свободно и легко.
Ремонт одежды с помощью вышивки и рисунка по ткани. Закрываю пятна от белизны на платье.
Свой первый рисунок в этой тематике я нарисовала в институте (примерно в 2006 г.), когда на парах было безумно скучно. И рука сама начала рисовать что-то непонятное. И вдруг в одном из пятен я увидела знакомый образ. И понеслось. Остальные пятна вдруг тоже стали на что-то похожими.
Я не художник ни по образованию, ни по призванию. И не знаю, есть ли у этого способа рисования какое-то название. Или это плод только моего воображения (что вряд ли). Но я знаю точно, что такое рисование доступно каждому ребенку или взрослому, не обладающему высокими художественными навыками.
Это своего рода детская игра, где игровым полем является лист бумаги, фантазия служит движущим фактором, а основной задачей является мысленное формирование знакомого образа с последующим перенесением его на лист. И играть в эту игру можно одному, вместе с детьми или друзьями, смешивая на одном листе плоды фантазий всех играющих.
Что даст такая художественная игра, кроме хорошего настроения и интересного времяпрепровождения? Ну конечно же колоссальное развитие образного мышления, художественного восприятия, посредством мыслительного формирования детальных образов с последующим воплощением их в художественных формах; формирование умения видеть глубже поверхностного созерцания, когда простые силуэты рождают сложные зрительные конструкции. В таком способе рисования простота изображения сочетается со сложностью умовосприятия, когда ценится не качество художественного изображения, а сложность увиденного образа, его оригинальность и неповторимость.
Источник: dzen.ru
Пятно и линия
Пятно как выразительный элемент декоративной живописи 558 слов читать ~4 мин.
В данной статье делается акцент на более узком, но очень значимом вопросе: специфике и роли пятна в живописи, его общих и различных функциях в академической и декоративной живописи.
Фото с сайта gzhellux.ru
Разговор на языке художественной выразительности в декоративной живописи, как правило, начинается с главного элемента в цветовой композиции — многозвучного пятна, следа от кисти, передающего разнообразные возможности цветовых сочетаний, о возможностях декоративно-плоскостной (пятновой) живописи. Задание по декоративной живописи предусматривает создание гармоничной условно-плоскостной композиции на заданную тему (натюрморт, пейзаж, портрет, фигура).
Цветовой строй пятен (плоскостей) связан с раскрытием образного строя композиции. Такая гармония должна вызывать у зрителя определенные чувства. «Первое достоинство картины состоит в том, чтобы быть праздником для глаз» — писал Эжен Делакруа.
Г. И. Панксенов говорит: «Пятно — это изобразительный след на поверхности плоскости или объема, содержащий в себе точку, линию, тон, цвет». К живописному пятну можно отнести пятна разного модуля в так называемой мозаичной живописи. Работы импрессионистов, пуантилистов наглядно демонстрируют этот прием.
Пятновая живопись строится в трех диапазонах — темная, средняя, светлая. Декоративная живопись стремится к максимальной плоскостности изображения. В отдельных случаях она имеет незначительную глубину или абсолютно плоскостна, условна, силуэтна. Также декоративная композиция может претерпевать сильные стилистические изменения, приближаться по сути к беспредметной или абстрактной. Выразительность в таких композициях достигается, опираясь на творческую интуицию, в сочетании с хорошими знаниями основ композиции и цветоведения.
Сочетание различных по конфигурации пятен (плоскостей) определяет изобразительные формы. Декоративность как особый прием работы заключается в поисках композиционных и колористических решений, для чего необходимо иметь знания основных законов и категорий композиции и видов цветовых гармоний. В реалистической живописи отношения строятся на основе мелкой нюансировки локальных пятен света, полутона, тени, рефлекса и передаче световой и воздушной среды вокруг изображаемых предметов. Плоскостной вид изображений создает условно-реалистические образы в условно-художественном пространстве.
Выразительная композиция может строиться исключительно на сочетании цветных плоскостей, отличающихся друг от друга по светлоте, насыщенности и цветовому тону. Такая техника широко распростроена в народных росписях, например в гжельских изделиях. Условно-плоскостные композиции с изображением пейзажа современного художника Тона Шультена построены на гармоничных сочетаниях плоскостей, они выразительны по цвету и отличаются оригинальностью решения. Конфигурация пятна, его цвет играет огромную роль для восприятия. Несмотря на возможную абстрактность, формальность, беспредметность, изображение влияет на зрителя опосредованно через цвет, форму, композицию и т. д.
Пятна, соприкасаясь между собой закругленными или ломаными краями, на контрастных или сближенных отношениях создают новый лаконичный образ, который несет в себе определенное настроение. Несмотря на родство многих видов искусств (живописи и музыки; живописи и архитектуры; живописи и литературы), язык живописи очень своеобразен, он имеет свои законы изображения и восприятия.
Зачастую художника обвиняют в «литературщине» картины, т.е. В ней идет литературный рассказ в крайне невыразительной форме, пластическом выражении. В живописи в первую очередь создается образ, состояние и настроение при помощи композиционных и живописных средств: ритма, пластики, контраста, нюанса, цвета, колорита, характера письма и.т.д.
В реалистическом искусстве пластическое начало подчиняется смысловому. Абстрактное искусство беспредметно, оно является либо манифестом (серия «квадратов» Малевича), либо несет определенный скрытый смысл, настроение, эстетику, например, композиции В. Кандинского, П. Мондриана, П. Клее, П. Миро. Такие понятия, как доми нанта, субдоминанта, тоника в цветовых пятнах важны и прорабатываются в реалистической живописи и в декоративно-плоскостной.
Использование основных закономерностей и принципов визуального восприятия в процессе создания декоративной живописной композиции дает возможность осознанно и эффективно применять основные выразительные средства. Живопись Возрождения построена на отношениях больших локальных пятен. Поздние работы Тициана, художника Высокого Возрождения, написаны трепетно мазково, своеобразна техника мазка английского художника Тернера.
Пятна в живописи — это, может быть, след от кисти, неповторимый характер мазка художника, стихия мазка, то, на основании чего наряду с другими элементами мы безошибочно узнаем художника.
Пятно как прием используется в различных декоративных композициях: имприматура (подбор цветного фона), витраж (контур, обводка), коллаж, аппликация, оверлеппинг, членение плоскости на части, монотипия, мозаика. Таким образом, можно сделать вывод, что в декоративной живописи цветовое пятно является одним из главных элементов, который обуславливает декоративный образ композиции и создает цветовую гармонию.
- Современная живопись и концептуальный символизм
- Публика не понимала картины Пикассо и Ван Гога сто лет назад
- Масляная живопись — главная изюминка любого интерьера
- Практика работы пастелью
- История живописи
- Живопись действия (техника живописи экшн)
- Искусство барокко
- Татьяна Быкова. Таинственный Петербург. Живопись
Источник: gallerix.ru
Тема 3.3. Пятно.
Пятно как украшение рисунка. «Характер пятен». Зависимость пятен от их плотности, размера и тональности. Техника создание пятна в рисунке. Изображение пятна разными способами: различным нажимом на рисовальный инструмент, наслоением штрихов друг на друга, нанесением на лист бумаги множества точек, сеточек или других элементов.
Пятно, полученное с помощью заливки тушью (четкий контур, схожесть с силуэтом). Практическое занятие. Выполнение заданий: «Танец бабочек», «Образ доброго и злого сказочного героя». Тема 3.4. Форма. Понимание формы предмета.
Знакомство с различными видами форм (геометрическими, природными, фантазийными), способы их изображения на бумаге. Формы и ассоциации. Практическое занятие. Задания-игры: «Построй сказочный город», «Дорисуй чудо-юдо», «Отгадай фантастическое животное». Тема 3.5. Контраст форм.
Контраст форм на примере осенних листьев и деревьев. Природа – самая талантливая художница (разнообразие «растительного царства»; различные природные формы и их строение). Соединение и комбинирование между собой различных контрастных форм. Практическое занятие. Выполнение заданий: «Листопад», «Дары осени», «Лесной хоровод».
Раздел 4. Декоративное рисование. Декоративное рисование и его роль в развитии детей младшего школьного возраста. Декоративное рисование и возможности развития абстрактного мышления, творческой импровизации ребёнка. Тема 4.1. Симметрия.
Понятие симметрии и асимметрии на примерах природных форм. Использование средней линии как вспомогательной при рисовании симметричной фигуры. Два игровых способа изображения симметрии: — одновременное рисование двумя руками сразу; — использование сложенного листа бумаги в технике «монотипия» с дальнейшей прорисовкой деталей. Практическое занятие. Задания-игры: «Чего на свете не бывает?», «Чудо-бабочка», «Образ из пятна».
Тема 4.2. Стилизация.
Стилизация как упрощение и обобщение природных форм. Особенности художественного видения мира детьми 7-8 лет: яркость восприятия, плоскостное мышление, двухмерность изображения. Стилизация как способ детского рисования. Знакомство с лучшими образцами народного творчества (прялки, туеса, вышивка, дымковская игрушка и др.). Практическое занятие.
Выполнение заданий: «Жар-птица», «Древо жизни», «Сказочные кони». Тема 4.3. Декоративные узоры. Узоры как средство украшения. Узоры, созданные природой (снежинки, ледяные узоры на стекле). Узоры, придуманные художником.
Выразительные возможности и многообразие узоров. Практическое занятие. Выполнение заданий с использованием необычных для рисования предметов – ватных палочек, расчёски, кулинарных формочек: «Узорчатые змейки», «Взлохмаченные человечки», «Пёстрая черепашка». Тема 4.4. Орнамент.
Орнамент – повторение рисунка через определённый интервал. Тайна ритма и создание с его помощью сложных узоров и орнамента. Чудесные ритмо-превращения (растительные и геометрические орнаменты). Практическое занятие. Выполнение заданий: «Весёлые строчки», «Мамины бусы», «Цветочные гирлянды».
Тема 4.5. Сказочная композиция. Сказка – любимый жанр художников. Сказка, увиденная глазами художника. Работа от эскиза («сказочной разминки») до композиции. Разнообразный характер сказочных героев. Практическое занятие. Выполнение заданий: «Оживший зачарованный мир», «Чудо-богатыри», «Добрая сказка».
Раздел 5. Конструирование из бумаги. Конструирование из бумаги и его художественные возможности. Основные способы работы с бумагой. Способы сгибания, разрезания, склеивания бумаги. Тема 5.1.
Работа с рваной бумагой. Рваная аппликация. Развитие мелкой моторики, подготовка детских пальчиков для более сложных действий. Практическое занятие. Выполнение заданий: «Лоскутный коврик», «Петушок – золотой гребешок и ребятки-цыплятки».
Тема 5.2. Работа с мятой бумагой. Пластичная техника мятой бумаги. «Лепка» из мятой бумаги. Возможности мятой бумаги в удержании формы. Эффекты поверхности мятой бумаги. Фигурки из тонкой цветной бумаги. Роль техники мятой бумаги в формировании интереса детей к художественному творчеству и в развитии мелкой моторики. Практическое занятие.
Выполнение заданий: «Лепим снеговика», «Лепим бабочку». Тема 5.3. Смешанная техника (скручивание, складывание, резание бумаги). Разнообразие сортов бумаги: от рыхлой до гладкой, от тончайшей, прозрачной до шершавой и плотной. Использование свойств различных сортов бумаги в разнообразных игровых приёмах (скручивание, скатывание, сгибание, резание бумаги и т.д.).
Практическое занятие. Выполнение заданий: «Волшебный лес», «Смешные человечки», «Маскарадные маски». Раздел 6. Выразительные средства графических материалов Разнообразие выразительных средств графических материалов. Художественные образы, создаваемые с помощью графических материалов: добрые и злые, весёлые и грустные, простые и загадочные. Тема 6.1.
Цветные карандаши. Техника работы цветными карандашами. Создание многочисленных оттенков цвета путем мягкого сплавления разных цветных карандашей. Практическое занятие. Выполнение заданий: «Цветной ветер», «Принцесса Осень», «Разноцветные ёжики». Тема 6.2. Гелевые ручки, тушь. Знакомство с выразительными возможностями работы гелевой ручкой и тушью.
Создание разнообразных линий (изящных и тонких или резких и жёстких). Рисование непрерывной линией и короткими мини-черточками (штрихами). Работа пером и тушью по влажной бумаге для передачи в рисунке характера «пушистого» пятна. Практическое занятие. Выполнение заданий: «Лесной волшебник», «В траве», «Паук и паутина». Тема 6.3. Восковые мелки, фломастеры.
Знакомство с техникой работы восковыми мелками и фломастерами. Экспериментирование с цветом (накладывание одного слоя на другой). Граттаж – процарапывание по восковому фону рисунка, залитого черной тушью. Рисование различными видами фломастеров (тонкими и широкими, цветными и монохромными). Практическое занятие.
Выполнение заданий: «Весёлые и грустные клоуны», «Карусель». Тема 6.4. Пастель, уголь. Художественная возможность пастели, угля. Различные приемы работы: растушевка пальцем, рисование боковинкой и кончиком.
Рисование на шероховатой тонированной бумаге: техника свободного, размашистого штриха с эффектом воздушности (пастель) и бархатностью (уголь). Практическое занятие. Выполнение заданий: «Золотой сон», «Букет в вазе», «Сказочный герой».
Раздел 7. Экскурсии в музеи и на выставки Посещение художественных музеев и выставок, знакомство с произведениями искусства (живописью, графикой, скульптурой). Путешествие в мир искусства: Государственная Третьяковская галерея, Музей изобразительного искусства им. А. С. Пушкина, Музей декоративно-прикладного искусства, Музей-квартира художника В. Васнецова. Раздел 8. Итоговое занятие Тестирование для проверки теоретических знаний обучающихся. Просмотр учебных работ и творческих заданий за учебный год.
Источник: studfile.net