Только сегодня: 300 рублей в подарок на первый заказ.
Какую работу нужно написать?
Другую работу
Помощник Анна
Билет № 2 Что такое риторика: наука или искусство? Для кого она предназначена? Обоснуйте свою точку зрения. На многовековом историческом пути разработки риторики прослеживаются 2 подхода к ее определению: согласно первому — это наука о теоретических законах, мастерстве красноречия; согласно второму — это искусство речи.
Становление риторики как науки произошло в Древней Греции в V в до н.э. и было связано с потребностями демократического общества высочайшей культуры. По словам В. Г. Белинского, «республиканская форма правления сделала красноречие самым важным и необходимым искусством». Жители классического города — государства должны были прекрасно владеть словом, даром убеждения.
Появились даже новые профессии — ритора — учителя красноречия, логографа — составителя речей. Другая причина возникновения риторики не политического, а философского толка. Постепенно сложилось теоретическое обобщение ораторской практики, собрание правил и приемов обучения. Греки полагали, что главное — убедить слушателей, а римляне видели задачу в том, чтобы говорить хорошо.
Риторика на каждый день | Galina Baksheeva | TEDxVladivostok
В эпоху Средневековья риторика считалась мастерством украшения речи, причем не только устной, но и письменной. История появления на Руси довольно развитой теории ораторского искусства датируется началом XVII века.
Например, исследуются роли участников диалога, механизмы порождения речи, языковые предпочтения Традиционно риторику считали также искусством, сравнивали с поэзией, актерской игрой на основе важности творчества, импровизации в речи, эстетического наслаждения, которое доставляет публичное «размышление вслух». Такие взгляды характерны, например, для Аристотеля, Цицерона.
Многим дано от природы ораторское дарование, являющееся залогом успешной практики. Однако, по утверждению некоторых исследователей в каждом человеке заложен «ген» риторических способностей, которые можно и нужно развивать. Скорее всего, в риторике — важнейшей области культуры — наука и искусство составляют сложный сплав, единство.
Риторика – это наука о воздействии на человека с помощью слова. Центральная категория для изучения этого воздействия – категория убеждения. Но воздействовать с помощью слова можно не только убеждая. С одной стороны, сюда входят способы воздействия, связанные со скрытым или явным принуждением: манипулирование, обман, приказ.
Все это случаи принудительного словесного воздействия на слушателя. Только в приказе оно осуществляется напрямую, с опорой на силу, а при обмане и манипулировании недобровольность подчинения чужому слову скрыта от самого слушателя. С другой стороны, слушатель может испытать вполне добровольное влияние и помимо убеждения.
Речь, например, может производить хорошее впечатление, очаровывать, забавлять, но не убеждать. Однако прямой предмет риторики именно убеждающая речь. Манипулирование и обман для риторики явления периферийные, которые она рассматривает преимущественно с позиции воспринимающего речь: учит разгадывать уловки и противостоять им.
Риторика 07. Украшение речи
Такие свойства речи, как привлекательность, приятность, также периферийны для риторики. Они рассматриваются ею как вспомогательные, обеспечивающие главное – убедительность. Ключевым коммуникативным качеством речи, напрямую связанным с убедительностью и чрезвычайно важным для понимания сути риторики, является ясность речи.
Ясность выделяют наряду с такими коммуникативными качествами речи, как правильность, уместность и красота. Правильностью речи ведает ортология, куда входят орфография, пунктуация и орфоэпия – наука о правильном произношении. Для риторики это подготовительный уровень владения речью и специально ортологическими вопросами она не занимается.
Источник: studfile.net
Из истории ораторского искусства
Объективной основой зарождения ораторского искусства как социального явления стала необходимость публичного обсуждения и решения вопросов, имеющих общественную значимость.
Слово «риторика» пришло из греческого языка.Его синонимами являются латинское выражение «ораторское искусство» и русское слово «красноречие».
Другие рассматривали риторику как искусство украшения речи, основным достоинством считали её форму и стиль. Например, римский оратор Квинтилиан считал, что речь оратора должна быть чистой, ясной, красивой и уместной. Большой популярностью пользовалась его формула, которая сохранилась и поныне: ars bene dicendi — «искусство говорить хорошо».
В русской риторической науке делался упор на убедительность речи, о чём писал ещё Ломоносов: «Красноречие есть искусство о всякой … материи красно говорить и тем преклонять других к своему об оной мнению».
Современная риторика – это наука об убедительной и действенной речи в различных ситуациях общения.
Ораторской речью называют воздействующую, убеждающую речь, которая обращена к широкой аудитории и направлена на изменение поведения аудитории, её взглядов, убеждений. Огромную роль профессиональная ораторская речь играет в политике, бизнесе, научных изысканиях.
Таким образом, ораторское искусство — это искусство построения и публичного произнесения речи с целью оказания желаемого воздействия на аудиторию.
Кому и как служит ораторское искусство – вопрос, на который пытаются ответить на протяжении веков. Наиболее широкое применение оно всегда находило в политической деятельности.
Характеристика личности оратора. Человек, выступающий публично, находится в центре внимания аудитории. Слушатели воспринимают и оценивают не только речь, но и внешность, манеру поведения, личностные качества. Поэтому оратору просто необходимы такие качества как: обаяние, артистизм, уверенность, объективность, увлечённость. Каждый ли может стать хорошим оратором?
Одни считают, что только природные данные могут сделать человека оратором, другие утверждают, что перечисленные выше качества приобретаются, развиваются и каждый может воспитать их в себе. По утверждению Цицерона, «Poetae nascuntur, oratores flunt» (поэтами рождаются, ораторами делаются).
А древнегреческий ритор Горгий говорил о влиянии ораторского слова на судьбы людей: «Слово есть великий властелин, который …совершает чудеснейшие дела, ибо оно может и страх нагнать, и печаль уничтожить, и радость вселить, и сострадание пробудить».
История свидетельствует, что важнейшим условием свободного обмена мнениями являются демократические формы управления, поэтому ораторское искусство называют «духовным детищем демократии». Историческим примером служит сравнение Спарты и Афин, имевших различное государственное устройство. Казарменное спартанское государство не оставило потомкам ничего достойного, в то время как демократические формы управления в Афинах выдвинули выдающихся ораторов, мыслителей, поэтов.
Ораторское искусство характеризуется тем, что это явление историческое и должно учитывать общественные интересы своего времени. Каждая историческая эпоха возлагает на оратора свои обязательства и предъявляет свои требования.
Ещё одна особенность ораторского искусства заключается в том, что оно тесно связано с философией, психологией, педагогикой, логикой, языкознанием, этикой и эстетикой. Лингвисты, к примеру, разрабатывают теорию культуры устной речи и дают советы, как овладеть искусством красноречия, как воспользоваться богатством и разнообразием родного языка. Психологи рассматривают вопросы речевого воздействия и восприятия, исследуют психологию личности оратора и внимания аудитории, как социально-психологической общности людей. Логическая наука учит последовательному и стройному изложению мыслей, приёмам доводов и опровержений различных суждений.
История ораторского искусства составляет одну из самых замечательных страниц истории, а знакомство с опытом выдающихся ораторов прошлого позволяет совершенствовать современную риторическую культуру.
Ораторское искусcтво возникло одновременно в разных странах: Древней Греции, Риме, Ассирии, Египте, Вавилоне, Индии. В Древней Греции оно связано с такими именами, как Платон, Демосфен, Демокрит, Аристотель. Эти философы-просветители великолепно владели всеми формами ораторской речи, а риторика считалась «царицей всех искусств». В своём научном трактате «Риторика» Аристотель впервые определил, что действие убеждающей речи зависит от нравственного характера говорящего, качества самой речи и настроения слушателей.
Во второй половине V века до н.э. в Древней Греции господствовала эллинистическая риторика. Её представители — Дионисий, Деметрий, так называемые аттицисты, были сторонниками чистоты речи, они проповедовали утончённую образность и интеллектуальность речи.
Как уже говорилось выше, условием процветания ораторского искусства является демократическая форма управления государством. Именно на эти годы приходится расцвет Греции. Это видно на примере Перикла, который в течение 15 лет правил Афинами и был великолепным оратором; современники про него говорили, что «на его устах почивала богиня убеждения».
Замечательными ораторами своего времени были прогрессивные мыслители и поэты Востока: Алишер Навои, Шерози, Абу Али ибн Сино.
Особенно почетной и доходной ораторская карьера была в Древнем Риме. Умение убеждать аудиторию высоко ценилось людьми, которые готовились к политической карьере.
Одним из первых римских ораторов был Марк Катон Старший. Благодаря своему ораторскому таланту он добился почётной должности в Сенате.
Самым крупным политическим деятелем того времени был Марк Туллий Цицерон (106-43 гг.до н.э.). Его трактаты отражают богатый опыт античной риторики и его собственный практический опыт. Именно ему принадлежит фраза: «Есть два искусства, которые могут вознести человека на самую высшую ступень почета: одно – это искусство хорошего полководца, другое – искусство хорошего оратора». Он считал, что основа ораторского искусства – глубокое знание предмета речи, природное дарование, живость ума и чувства.
Знаменитый римский ритор Марк Фабий Квинтилиан (35- 100 г.до н.э.) автор хорошо систематизированного сочинения в двенадцати книгах «Риторические наставления» даёт полный теоретический анализ науке красноречия.
Ораторы и теоретики красноречия Древней Греции и Древнего Рима смогли проникнуть в тайну слова, расширить границы его познания, выдвинуть теоретические и практические принципы ораторской речи. В их работах настолько интересный и глубокий анализ искусства убеждения, что много столетий спустя их идеи по-прежнему актуальны.
Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:
Источник: studopedia.ru
Риторика. Предмет исследования
(Ссылка на публикацию: Риторика как дисциплина. предмет и категории науки — в Руководство по изучению дисциплины «Общая риторика», 2007 г. —
Россия стала приобщаться к западным риторическим традициям довольно поздно. Только в XVII в. стали создаваться первые учебники по этой дисциплине. В XVIII в.в. М.В. Ломоносов, М.М. Сперанский, А.Ф. Мерзляков развили практически все разделы теории риторики. Было востребовано и учебное, и военное и другие виды красноречия.
В конце XIX века Россия славилась такими блестящими судебными ораторами, как А.Ф. Кони, Ф.Н. Плевако, В.Д. Спасович, П.А. Александров и др.
В начале ХХ века стремительно развивались такие виды красноречия как парламентское, дипломатическое, политическое. Но этот довольно успешный процесс развития был прерван в начале XX века.
После Октябрьской революции 1917 года в стране произошла коренная ломка всех сфер общества. Коммунистическая идеология стала единственной. Постепенно вожди пролетариата были отстранены от власти. Харизматических лидеров сменили посредственные руководители. Красноречиво выступать перед большими аудиториями они не могли.
Стало модно читать речь, спрятавшись за трибуну и имея перед собой заранее составленный текст более грамотными помощниками. Такие выступления, например, на съездах партии, готовились не как дискуссия по какому-то сложному вопросу, а как декларация успехов в продвижении к новому обществу. Риторика оказалась ненужной дисциплиной.
Она разделила судьбу других наук – политологии, генетики, прикладной социологии, кибернетики, которые в советское время, многие годы не признавались в нашей стране. Например, политология – с приходом к власти большевиков в 1917 г. по 1989 г., генетика – с середины 30-х по 65 гг. Эти науки назывались лженауками, буржуазными науками, так как при Советской власти господствовал идеологический подход и в науке, и образовании. В советское время людей приучили говорить «по бумажке», чтобы в своих рассуждениях они не могли отклониться от «правильно» избранного партией и правительством пути развития.
Долгое время риторика числилась в разряде запрещенных наук и прозябала на задворках различных дисциплин. Радикальные перемены в нашей стране в 80 — х годах XX века поставили вопрос о пересмотре отношения ко многим наукам. В настоящее время в стране не существует единой идеологии. По статье 13 Конституции РФ (1993 г.) в нашей стране «признается идеологическое многообразие».
С конца XX века страна перешла к новому способу организации производства и к новой форме правления. В России стала поощряться свобода слова, хотя этот процесс у нас проходит очень медленно. Риторика постепенно стала возвращаться как научная дисциплина и как руководство в практике общения. Будущее науки в настоящее время неясно, так как единого руководства и направления в преобразованиях в нашей стране пока не выработано.
1. Речь должна открывать истину. Необходимо обоснование определенной позиции (точки зрения) по обсуждаемому вопросу.
Иначе рассуждения будут блужданием среди различных позиций по данному вопросу. Речь должна быть непротиворечивой и строиться по законам природы, а также в соответствии с законами гуманитарных дисциплин – философии, логики, психологии и др.
С другой стороны, закономерностями искусного владения аудиторией являются общие закономерности коммуникации оратора с аудиторией и пути оптимизации речевого общения, которые, как считает А.К. Михальская в своей книге «Основы риторики», только начинают разрабатываться в отечественной филологии (см. Риторика — 6, с.204).
Закономерности, которые можно выделить, необходимые для общения оратора с аудиторией, таковы (фактически, это основные требования, игнорирование которых может привести к осложнениям при общении с аудиторий):
• Закон проблематичности речи (или закон гармонизирующего диалога). Ведь эффективное речевое общение возможно только при диалогическом взаимодействии участников речевой ситуации. Имея перед собой пусть лишь воображаемого собеседника, оратору придется отстаивать свою точку зрения, а, значит, рассмотреть другие подходы к рассматриваемой проблеме и подкреплять аргументами свою позицию. При обсуждении какого-либо сложного вопроса необходимо не только рассматривать различные точки зрения, но и по возможности их сгруппировать.
• Речь должна строиться по плану (его называют законом продвижения и ориентации адресата). У оратора должна быть полная ясность плана его речи и четкое определение цели. Оратор должен ясно представлять структуру своей речи и так построить свое выступление, чтобы у слушателей возникало ощущение неуклонного продвижения к этой цели.
• Закон эмоциональности речи. Оратор должен не только рассуждать, но и рассуждать неравнодушно. Для исполнения этого закона используются различные фигуры и тропы речи.
• Речь должна доставлять удовольствие (радость) слушателю. Надо произносить речь легко. Именно такую речь приятно слушать. Этот закон сочетается с другими законами, здесь используются те же принципы. Неясная, путаная, невыразительная речь недопустима.
Источник: proza.ru