На многовековом историческом пути разработки риторики прослеживаются 2 подхода к ее определению: согласно первому — это наука о теоретических законах, мастерстве красноречия; согласно второму — это искусство речи. Становление риторики как науки произошло в Древней Греции в V в до н.э. и было связано с потребностями демократического общества высочайшей культуры.
По словам В. Г. Белинского, «республиканская форма правления сделала красноречие самым важным и необходимым искусством» [2, с. 73]. Жители классического города — государства должны были прекрасно владеть словом, даром убеждения. Политики выступали на народных собраниях (среди них — Фемистокл, Демосфен), полководцы произносили речи перед войском (к примеру, Перикл), граждане боролись за справедливость в суде (такие, как Антифон, Лисий), восхваляли героев, общественные события (в эпидейктическом (торжественном) красноречии были особенно искусны Горгий, Исократ, философы (Сократ, Платон и другие) вели диалоги, словесные баталии. Появились даже новые профессии — ритора — учителя красноречия, логографа — составителя речей.
ОРАТОРСКОЕ ИСКУССТВО лекция по риторике Роман Василенко #советмиллионера
Другая причина возникновения риторики не политического, а философского толка. Школа элеатов разорвала казавшуюся до тех пор естественной связь слова и вещи и сделала слово лишь условным обозначением вещи. Таким образом, слово было отделено, явилось особым предметом исследования. При этом слово стало делом.
Так постепенно сложилось теоретическое обобщение ораторской практики, собрание правил и методических приемов обучения. Анализ большого эмпирического материала был проделан Аристотелем («Риторика»), Цицероном («Оратор», «Об ораторе», «Брут, или О знаменитых ораторах»), Квинтилианом («Риторические наставления») и другими античными мыслителями.
Греки полагали, что главное — убедить слушателей, а римляне видели задачу в том, чтобы говорить хорошо. В эпоху Средневековья риторика считалась мастерством украшения речи, причем не только устной, но и письменной. Проповеди «отцов христианской церкви» Тертуллиана, Иоанна Златоуста, Августина Аврелия, Фомы Аквинского легли в основу гомилетики — теории церковного красноречия.
В этот период европейские риторические идеи проникли в Древнюю Русь. Встречается несколько видов древнерусского краснословия: политическое (вечевая речь), дипломатическое, военное, торжественное, духовное. История появления на Руси довольно развитой теории ораторского искусства датируется началом XV11 века.
К этому времени относятся первые работы — епископа Макария, М. И. Усачева, к более позднему — сочинения Стефана Яворского, Феофана Прокоповича. Становление риторики как научной дисциплины неотделимо от имени М. В. Ломоносова — автора «Краткого руководства к красноречию» (1748). В этом труде представлен свод правил, которым предлагалось следовать в устных и письменных произведениях на государственные, общественные и религиозно — философские темы.
Риторика активно развивалась в Европе до конца XVIII века, в России интерес к ней угас в XIX столетии. Ренессанс науки наблюдается с 60-х годов XX века. Интенсивная разработка проблем отечественного красноречия в последние годы связана с тем, что вновь появился заказ общества на мыслящего и говорящего человека. Демократия ослабляет власть приказа и усиливает значение убеждения.
Риторика 07. Украшение речи
В настоящее время термин «риторика» употребляется в узком и широком смыслах. Риторика (в узком смысле) — это обозначение филологической дисциплины, изучающей теорию красноречия, способы построения выразительной речи во всех областях речевой деятельности (прежде всего в разных устных и письменных жанрах). Риторику (в широком смысле) называют неориторикой (термин введен профессором Брюссельского университета Х. Перельманом в 1958 году) или общей риторикой. Ее быстрое и продуктивное развитие вызвано появлением новых языковедческих наук — лингвистики текста, семиотики, герменевтики, теории речевой деятельности, психолингвистики. Неориторика занимается поиском путей практического применения этих дисциплин, разрабатывается на стыке языкознания, теории литературы, логики, философии, этики, эстетики, психологии.
Цель обновленной риторики — определение наилучших вариантов (оптимальных алгоритмов) общения. Например, исследуются роли участников диалога, механизмы порождения речи, языковые предпочтения говорящих и т. п. Таким образом, неориторика — это наука об убеждающей коммуникации. Риторика учила и учит, как осуществлять общение, логично и выразительно излагать и развивать мысли, употреблять слова, как пользоваться речевой активностью в личной жизни и общественной деятельности, как выступать перед аудиторией. Первостепенное внимание теория красноречия всегда уделяла устному, «живому» контакту.
Традиционно риторику считали также искусством, сравнивали с поэзией, актерской игрой на основе важности творчества, импровизации в речи, эстетического наслаждения, которое доставляет публичное «размышление вслух». Такие взгляды характерны, например, для Аристотеля, Цицерона, А. Ф. Кони. Многим дано от природы ораторское дарование, являющееся залогом успешной практики. Однако, по утверждению исследователей Е. А. Ножина, Н. Н. Кохтева, Ю. В. Рождественского и других, в каждом человеке заложен «ген» риторических способностей, которые можно и нужно развивать. Скорее всего, в риторике — важнейшей области культуры — наука и искусство составляют сложный сплав, единство.
Методика обучения речи как наука, имеющая свои закономерности, возникнув в трудах дореволюционных русских методистов 40-60-ых годов, оформилась лишь во второй половине ХХ века.
Поиск генетических корней целенаправленного развития речи закономерно привёл исследователей к праматери методики развития речи — риторике. Несмотря на ведущиеся дискуссии о соотношении риторики и культуры речи (точки зрения многочисленны: от признания риторики высшим уровнем культуры речи — до подчеркивания их антиномической сущности), разумно принять положение: риторики не существует без речевой культуры, но они не равноценны по отношению друг к другу.
Колыбелью риторики была софистика, стремящаяся убедить кого угодно в чём угодно. А в средневековой культуре риторикой было отсутствие украшений на фоне всеобщего увлечения ею, т. е. речь лаконичная, точная, подчёркивающая нормативную кодифицированность.
Античная риторика занималась организацией судебного, политического и эпидейктического (оценочного) красноречия. Риторика средних веков входила в тривиум наук, включавший грамматику, риторику и диалектику. Платон, подчеркивая необходимость высокой этики оратора, замечает: «Искусство красноречия не есть ли вообще умение увлекать души словами, не только в судах и других общественных местах, но и в частном быту?» Аристотель, также неустанно выделяя нравственную основу риторики, говорит: «Определим риторику как способность находить возможные способы убеждения относительно каждого данного предмета». Значит, не собственно убеждение в чем-либо, а поиск способов убеждения составит компетенцию риторики, приучающей человека прежде всего к речевому мышлению в психологически воздействующих и эстетически организованных формах.
Человека встречают и провожают по речи. Сократ был и уродливым, и даже злым, но его уважали сильные и власть имущие. Иван Грозный остался в памяти россиян великим правителем потому, что являл везде, в том числе на площади перед народом, образцы убеждающего монолога.
Риторика как наука и учебная дисциплина существует тысячи лет. Общеизвестно, что уже в Древней Греции в школах, наряду с чтением, письмом и физическими упражнениями, обучали риторике.
Риторика ( от греческого «ритор» — оратор ) — одна из самых древних наук на земле. Ей примерно 25000 лет, если принять за точку отсчета V – IV в.в. до н. э. — период расцвета риторики в Древней Греции.
Древние верили в силу слова. Кроме того, слово было социально значимо: не случайно « сама риторика… зарождается в недрах различных цивилизаций».
Риторика возникла как наука об искусной, умелой, ясной речи – устной, прежде всего. ЦИЦЕРОН писал: «…сами правила явились как свод наблюдений за приёмами, которыми красноречивые люди ранее пользовались бессознательно. Но красноречие, стало быть, возникло из науки, а наука из красноречия». Из этого высказывания ясно не только, как возникла риторика, но и то, что древние осознавали ее дидактический, обучающий, практический характер.
У этой науки есть и другие названия: «ораторское искусство», «красноречие», «мастерство устного публичного выступления», «элоквенция». Они не совпадают полностью — есть тонкие различия, о которых в своей работе я упоминать не буду.
Главным понятием риторики является оратор (от латинского ORARE — говорить) — человек, произносящий публичную речь. Люди, к которым обращены его слова — аудитория (от латинского AUDIRE — слышать). Оратор и аудитория взаимодействуют друг с другом в процессе устного публичного выступления, где ораторская речь возможна только при наличии обоих элементов: говорящего и слушающих.
Слагаемыми мастерства оратора, по мнению М. А. Михайличенко, являются:
- логическая культура,
- языковая культура
- психолого – педагогическая культура,
- культура общения,
- техника речи.
Формирование этих качеств и составляет предмет риторики как учебной дисциплины, поскольку, по словам Демокрита, « ни искусство, ни мудрость не могут быть достигнуты, если им не учиться».
Риторика в России
Риторика в настоящее время — это филологическая наука, изучающая способы построения художественно выразительной, направленной и определённым образом воздействующей речи. Формы существования риторических структур — сверхфразовые единства: текст, сложное синтаксическое целое, диалогическое единство, организующее фразы в общее смысловое, коммуникативное и структурное целое.
В средние века риторика вошла в число изучаемых предметов в университеты и школы многих стран, в том числе и в России.
Знаменательно появление в России в XVII – XIX в.в. большого количества учебников по риторике (красноречию, сладкоречию, витийству, теории словесности и т.д.). В библиографии учебных книг по риторике около 150 наименований. При этом первая из них — митрополита Макария, датирована 1617 – 1619 гг., последняя — 1923 г. Д. Н. Овсянико-Куликовского.
Первым учебником риторики на русском языке было « Краткое руководство к риторике на пользу любителей сладкоречия» (1743 г.) М.В.Ломоносова. До этого времени риторика писалась и выходила в России на латыни и церковно-славянском языке. В этом труде говорится, что « риторика есть наука о всякой предложенной материи красно говорить и писать…». Данное определение риторики отражает сложившийся к тому времени взгляд на риторику как на науку, которая учит искусному — не только устному, но и письменному общению.
Все последующие российские риторики писались на основе риторики Ломоносова (И.С.Рижский, Н.Ф.Кошанский, А.С.Никольский, Е. Кари и др.). Небезынтересно отметить, что в 1877 году вышла «Детская риторика, или Благоразумный вития к пользе и употреблению юношества сочинённый». В названии книги точно отражён её адресат: дети, юношество.
Адресатно – ориентированные учебники риторики получили широкое распространение в России: для дворян (Феоктист Мочильский), в пользу молодых девиц (К.Глинка), для учащихся в российских духовных училищах (А. Никольский), военное красноречие (Я. В. Толмачёв) и др.
Известно, что к середине XIX в. в России, как и во многих других европейских странах, риторика подверглась резкой критике за схоластику, схематизм, рецептурность. Она вытеснялась другими предметами — вначале теорией словесности (где предметом изучения становятся главным образом художественная речь, тропы), а затем (конец XIX – начало XX вв.) культурой речи (где главным предметом внимания становятся нормы литературного языка). В школе занимаются развитием связной речи у детей, где основное внимание уделяется обучению с помощью изложений и сочинений, умению создавать устные и письменные тексты. При этом в школах России развитию коммуникативных умений всегда уделялось известное внимание, хотя далеко не во всех случаях эта работа обозначалась как риторическая.
Возрождение риторики началось в середине ХХ века. Риторика настоящего времени преодолела рамки, изначально очерченные её создателями: речь, ею организованная, существует как в устной, так и в письменной форме; она все более вторгается в область, прежде считавшуюся исключительной компетенций поэтики.
Разрабатываются критерии невербальной (несловесной) риторики — характеристики взаимодействия и воздействия мимики, жеста, голосовых модуляций, цвета. Современная риторика непредставима вне лингвистики текста, герменевтики (науки о восприятии), семиотики (науки о способах означивания и характерах знаков), психологии, физиологии, а также дидактики.
Сейчас в активе риторики труды Барта и в целом неориторической группы «Мю», опубликованные на русском языке в сборнике « Общая риторика» (1986), работы Лотмана, Б.А.Успенского, в известной мере продолженные коммуникативно-лингвистические исследования Бахтина. В 1958 г. вышел сборник статей и фрагментов «Об ораторском искусстве», 1967 г. — сборник «Мастерство устной речи», в 1978 г. появилось издание «Античные риторики», включившие работы Аристотеля, Деметрия, Дионисия Галикарнасского и др. В настоящее время объем литературы по проблемам риторики исключительно велик; полные библиографические справочники содержатся в номерах журнала «Риторика», издаваемом с 1995 года.
Устная словесность. Бытовая речь.
Рчь — это форма существования языка, его воплощения, реализация. Под речью понимают использование человеком языковых богатств в жизненных ситуациях, результат процесса формулирования и передачи мысли средствами языка. Речь отдельного говорящего обладает особенностями произношения, лексики, структуры предложений. Таким образом, речь конкретна и индивидуальна.
Источник: nsportal.ru
Ответ на вопрос номер 1
Риторика-это сложная филологическая наука,изучающая способы построения художественно выразитетельной,направленной и определенным образом воздействующей речи.
Роль риторики: Риторика -это классическая наука об уместном слове-востребованна в наши дни как инструмент управления и благоустройства жизни общества,формирование личности через слово.Риторика учит думать,воспитывает чувство слова,формирует вкус,устанавливает цельность мироощущения.Через советы и рекомендации,глубокомысленные и выразительные тексты риторическое образование диктует стиль жизни и стиль мысли свовременному обществу. Обучение публичной (ораторской)речи предусматривает формирование различных умений (лингвистических,логических,психологических),направленных на развитие риторической концепции учащихся,т.е. способности и готовности осуществлять эффективное общение. В России, так же как и в любой развитой демократической стране, публичное демократическое обсуждение различных общественных проблем является важнейшим условием самого существования демократического государства, основой его функционирования, гарантией общественного одобрения важных решений населением. Предмет и задачи риторики Сегодня риторика как комплекс дисциплин,включающий лингвистический,логический,психологический и художественный аспекты языкового мышления.Одним из главных понятий в риторике является понятие оратор (от греч. Orare –говорить) Люди,к которым обращены эти слова называются аудиторией. Слагаемые мастерства оратора: языковая,логическая,психо-педагогическая культуры,культура общения и техника речи. Формирование этих качеств и составляет предмет риторики. Известный отечественный теоретик и пропагандист риторики, автор ряда гимназических учебников К. П. Зеленицкий писал: «Предмет риторики есть речь. Речь есть устное или письменное, прозаическое или стихотворное выражение наших мыслей. Риторика показывает те условия и правила, которые приличны всем родам устной и письменной речи» Задачи педагогической риторики. 1)Формирование коммуникативной компетентности педагога. 2) выработать самостоятельный, обоснованный взгляд на предмет, 3) научить отстаивать свою точку зрения 4) обучить средствами убеждения 5) научить защищаться от речевой манипуляции. Основные подходы к определению понятия «риторика». Ораторское искусство лишь условно называется искусством, в значительной степени — это деятельность, овладеть которой можно, если даже у человека нет для этого особых данных. На протяжении веков на первый план выдвигались разные стороны ораторского искусства. Во времена греческой античности одной из ведущих была формула «риторика — искусство убеждать». В теории римского красноречия наиболее популярно было определение Квинтилиана: риторика — это «искусство говорить хорошо». Во времена Средневековья и Возрождения актуальной была такая трактовка: риторика — это искусство украшения речи. Таким образом, ораторское искусство — явление историческое. Оценивая деятельность того или иного оратора, мы всегда должны учитывать ту историческую эпоху, которая его породила. Становление и основные этапы развития риторики. Кроме термина риторика есть и другие названия: ораторское искусство,красноречие,мастерство публичного выступления. Риторика это одна из самых древних наук на земле (около 2,5 лет до н.э.) Период Период расцвета риторики в Древней Греции. Античность характеризуется повышенным интересом к гуманитарным наукам:философии,филологии. Тогда эта наука была важна: убеждением и поиском истины. Сегодня риторика – как комплекс дисциплин,включающая лингвистический,логический,психологический,физиологический и художественный аспекты языкового мышления. Риторика Древней Греции: Первая работа по риторике появилась в Древней Греции. Предпосылка-формирование к 5 веку рабовладельческой демократии. Умение быть красноречивым оратором становиться необходимым.Появляются софисты (мудрецы) и первые платные учителя. Самый главный принцип обучения: -Анализ выступлений -Слежка за выступлениями. 1)Софисты: их главный недостаток в их идее: они считали,что добиться убедительности можно так: выдвинуть самый неубедительный аргумент на 1 место,обогатив его оборотами речи. Известные софисты:Протагор ,Продил. 2)Сократ-выступал против софистов.Он считал истину- божественным даром.Сократ строил школцу на устной беседе,которую назвали «Сократической беседой»( умение так организовать беседу,чтобы привести учеников к истине) 3) Платон-ученик Сократа, около 387 года основал в Афинах школу (Академия платоновская). Платон интенсивно разрабатывал диалектику, закрепил понимание риторики как средства убеждения. Речь должна строиться так: вступление, изложение, доказательства, выводы 4) Аристотель По мнению Аристотеля,риторика –это наука,способная находить возможные способы убеждения,относительно каждого предмета. Мысли Платона об ораторском искусстве были блестяще развиты его учеником Аристотелем. В 335 году Аристотель основал Ликей, или перипатетическую школу. Учение Аристотеля было универсальным, так как охватывало различные области знания. Аристотель вывел триаду: -откровенность речи -речь -получатель речи Ястность – главное в речи. Риторика Древнего Рима: Демосфен (384-322) примером своей жизни доказал,что ораторскому искусству можно научиться,с помощью анализа речи опытных ораторов. Постановка звуков путем подражания,декларации перед зеркалом. ГОРТЕНЗИЙ (114-50 гг. до н.э.) Цицерон писал: «. Форум римского народа, это поприще, где Гортензий блистал своим талантом, теперь опустошено, осиротело и забыло изысканную речь, достойную слуха римлян и даже греков». Марк Турий Цицерон – не исключил возможности говорить без подготовки,однако самой лучшей речью считал подготовленное выступление. Цицерон считал полезным переложения с греческого языка и сам этим занимался. Марк Фобель Квинтилиан (136-96 до н.э.) Он говорил,как важно развивать ораторское искусство и намечает разные пути развития: приобретение запаса предложений,долгие устные беседы при долгих письменных работах.) Переосмысление ораторского искусства.Риторика перемещается в область церкви. Византийская риторика: В эту эпоху риторика стала пониматься как искусство «украшения речи», когда основным требованием к речи стали не только ее внешняя сторона, изящество, но и правильность, безошибочность. Наиболее ярким представителем византийской риторики, по мнению С.С.Аверинцева, был Гермоген. Вот перечень «идей» речи по учению Гермогена и его византийских последователей. К основным качествам речи были отнесены: ясность, высота и величавость слога, изысканность и красота, сжатость, нрав, правдивость, мощь, а к дополнительным — чистота, отчетливость, важность, суровость, напряженность, блеск, нарастание, обильность и полнота, простота, сладостность, пронзительность и острота, приятность, вескость. Эпоха Ренессанса возродило риторическую науку и ораторское искусство по миру. При этом происходило переосмысление античного наследия. Несомненна связь риторики в это время с господством отдельных художественных направлений (барокко, классицизм). Особое развитие получили духовное красноречие (гомилетика) и жанр так называемой схоластической риторики. Происходило постепенное формирование логического и стилистического направлений в риторике. Это определяло, с одной стороны, ее тяготение к грамматике, с другой — к поэтике. Европейские риторические идеи носили ярко выраженный поучительный характер. Риторика преподавалась в христианских учебных заведениях для подготовки священников к проповедям, к общению с паствой. |
Воспользуйтесь поиском по сайту:
Источник: studopedia.org
1. 17. 18. Статус риторики как важнейшей научной дисциплины, возникшей еще в античности.
Общая риторика представляет собой важнейшую часть гуманитарного знания. В древности риторика соперничала с философией и в некотором смысле пересекалась с ней, хотя постоянно велись споры, является ли риторика наукой. Ее статус как важнейшей научной дисциплины был закреплен еще в античности.
Современные специалисты в области риторики часто определяют ее как дисциплину филологическую: «Риторика – филологическая дисциплина, изучающая отношение мысли к слову» Риторика представляет собой по содержанию поиск истины (а, значит, науку), а по форме является и наукой, и настоящим искусством, мастерством (убеждения, красиво говорить и др.). В этом суть риторики как дисциплины.
Оба направления в риторике представляют собой уникальное явление, когда происходит взаимопереплетение и обогащение логического и литературного направлений при первенстве логического, с нашей точки зрения. На протяжении веков оба эти направления развивались и давали новые богатые сущностные основы для развития риторики.
В настоящее время традиционно различают: • общую риторику (неориторику) • частную риторику. Общая риторика — наука об универсальных принципах, риторическом каноне и других правилах построения качественной речи, которые дают основы для конкретных видов речевой коммуникации.
В зависимости от условий коммуникации, целей и функций речи, сфер деятельности человека различают следующие виды речевого общения: судебное, врачебное, политическое, торжественное и др. Частная риторика рассматривает особенности отдельных видов речевой коммуникации: судебная риторика, риторика менеджмента, риторика дипломата и др.
Можно различать столько же частных риторик, сколько существует сфер коммуникации. Самыми востребованными на сегодняшний день являются риторика СМК, политическая и деловая (коммерческая) риторика. (На Западе – это еще судебная риторика). Сходство ораторского и поэтического искусства отмечал еще Цицерон, а за ним и многие другие исследователи риторики и литературы.
Оратор и поэт пользуются одними и теми же правилами и принципами. Любому специалисту, который работает в этом пространстве, нужны уместность, чистота, ясность и точность языка. Эти качества ведут к развитию каких-либо идей, убедительности мысли.
2. Различные подходы к определению объекта и предмета исследования риторики.
Для научного познания существенным и важным является то, что исследуется и как исследуется. Ответ на вопрос, что исследуется, раскрывает природу объекта и предмета науки. Ответ на вопрос, как исследуется, раскрывает природу метода исследования. Нам необходимо выделить основные характеристики риторики, её предмет исследования.
Объектом исследования риторики, по нашему мнению, являются все процессы, связанные с проблемами взаимосвязи оратора со слушателями. В отношении понимания риторики как дисциплины, её сути наметилось несколько различных подходов.
3.4.5.6.7. Наиболее распространенные точки зрения в понимании сути такой науки как риторика.
Выделим четыре различных и наиболее распространённых точки зрения в понимании сути такой науки как риторика: Риторика как наука — средство поиска истины и приобретения нового знания. Платон характеризует искусство красноречия как умение «увлечь души словами», что важно как в общественной, так и в частной жизни. По его мнению, это как бы форма и техника мысли.
Он часто критиковал софистов за их красноречие, которое сводилось к «угодничеству», «сноровке», поэтому он говорил, что это «вообще не искусство». Его система философии вела к установлению истины при помощи диалогического мышления: истина рождается в споре. А диалектика служила методом этого рождения.
Платон предполагал в отличие от софистов, что существует абсолютная истина, которая возникает из столкновения двух противоположных мыслей об одной и той же вещи, и эта истина находится посередине. Софисты до этого просто не дошли. Они только стояли у истоков знания.
Позже Платон в своих диалогах отразил момент приобретения нового знания в результате размышлений и выхода на общие проблемы. Риторика не софистика. Также риторику как средство и метод поиска истины определяли и значительно позже. В XIX в. эта точка зрения была наиболее распространённой в Европе. Наш соотечественник Н.В.
Кошанский определял риторику как «науку изобретать, располагать и выражать мысли». Софистика: совокупность многообразных видов аргументации, основанных на субъективистском использовании правил логического вывода ради сохранения и утверждения наличных положений и теорий, которые по тем или иным причинам, независимо от фактического положения дел, признаются истинами, не подлежащими критике, пересмотру.
Риторика — это искусство убеждения. В противоположность Платону, софисты использовали риторику для своих целей. В концепции софистов риторика предлагает «говорить, убеждать, советовать», даёт людям свободу и власть над другими людьми, спасает человека в судах и служит справедливости.
Они называли красноречие «божественным и великим», «справедливым и величайшим», но убеждали при помощи словесных ухищрений. Поэтому софистов чаще всего не рассматривают как родоначальников риторики. На самом же деле, они открыли многие законы риторики и первыми открыли школы по риторике.
Платон приписывает определение красноречия как «искусства убеждения» софисту Горгию, иногда авторство связывают с Исократом. То есть, риторику понимают как искусство приобщить к своей вере слушателя, убедить в своей позиции.
Аристотель определял риторику как «способность находить возможные способы убеждения для каждого данного предмета» Риторика как искусство говорить хорошо. Существовала до средних веков. Хотя и в новое время и позже возникали подобные течения.
Такую наиболее ясно выраженную позицию мы находим у римского ритора, педагога и писателя I века Марка Фабия Квинтилиана, написавшего двенадцать книг риторических наставлений. Квинтилиан обращался к молодому человеку, который обязан был с детства учиться строить свою речь по законам красоты.
В своем трактате «Воспитание оратора» он рассматривал не только обучение искусству красноречия, но и все, что способствовало всестороннему воспитанию человека, так как только такой человек и может стать настоящим оратором. В риторике выделяли ее эстетический потенциал, литературно-языковую часть, хотя понятие «хорошо» должно включать не только оформление речи, но и ее суть.
Но чаще всего это «хорошо» понимается как «хорошая форма». Риторика как искусство украшения речи. Первоначально это понимание риторики возникло в период упадка красноречия, в эпоху эллинизма, и вылилось в пустословие.
Впоследствии стала выделяться именно эта часть науки в связи с тем, что познание (мысль) и оформление этих мыслей (язык) в определённый момент начинают своё раздельное существование. К этому периоду понимания риторики как украшения речи, например, относят и средневековье. Это сложно представить, так как тогда главным было не светское красноречие, а искусство проповеди.
Итак, мы рассмотрели несколько различных подходов к понятию «риторика». Три последних подхода можно объединить в одном понимании: риторика — это искусство (убеждения, украшения речи и др.). В итоге мы пришли к выводу, что особенности науки риторики в том, что она является либо методом нахождения истины, либо искусством быть красноречивым.
Источник: studfile.net