Предметом современной риторики является мыслеречевая деятельность человека в разных жизненных ситуациях, т. е. мысль и слово. Причём современная риторика – это прежде всего школа мысли, а затем уже школа слова. Речь интересует риторику как средство выражения мысли. В первую очередь современная риторика занимается устной речью.
а) Риторика – фундаментальная теория и искусство речи: в теории исследуются законы и правила построения всех видов речи современного информационного общества, а искусство понимается как определенное умение, техническая «выучка», практическая «ловкость» владеть мыслями и словами в разных ситуациях общения. «Предмет риторики есть речь» Зеленецкий.
б) Риторика – искусство мыслить. Основой риторики всегда были философия и этика. Без философско-этической базы обучение риторике превращается в «праздноговорение».
в) Риторика – теория и практика совершенной речи: убедительной, украшенной, уместной, эффективной, целесообразной и т.д. Поэтому возможно говорить о том, что риторика формирует через стиль речи стиль жизни. В соответствии со стремлением человека к совершенному Слову целесообразно назвать риторику учением о совершенной речи.
Промышленная архитектура — речь сторонника
г) Риторика – учение о речевом воспитании личности. Поскольку в речи выражен весь человек, риторика способствует формированию всей личности человека, прежде всего его идеологии, знаний, жизненной позиции, способности выражать и защищать свою позицию словом.
д) Риторика – учение обо всех родах, видах и жанрах речи (словесности) в развитом информационном обществе. Неверно ограничивать риторику только ораторским искусством (ораторикой), современная риторика изучает все разнообразие текстов, включенных в культуру: от бытовой речи до речи средств массовой информации. Развитая языковая личность должна ориентироваться и владеть разными видами словесности, понимать их природу и иметь навыки общения в построении текстов.
Цель риторики и культуры речи – совершенствовать через стиль речи стиль жизни. Многие беды современного нашего Отечества в ХХ веке – от того, что слушать и различать смысл прозаических слов никто не научил. Так, в частности, рождался сладостный обман перестройки. Экономические реформы были начаты вне словесного обеспечения. Причина экономических неудач – в словесной необразованности и риторической неорганизованности общества.
На протяжении веков на первый план выдвигались разные стороны ораторского искусства. Во времена греческой античности одной из ведущих была формула «риторика — искусство убеждать». В теории римского красноречия наиболее популярно было определение Квинтилиана: риторика — это «искусство говорить хорошо». Во времена Средневековья и Возрождения актуальной была такая трактовка: риторика — это искусство украшения речи. Таким образом, ораторское искусство — явление историческое. Становление и основные этапы развития риторики:
1) древнегреческая риторика (софисты, Платон, Аристотель, ораторы демократического полиса);
Риторика на каждый день | Galina Baksheeva | TEDxVladivostok
2) древнеримская риторика (Цицерон, Квинтилиан, риторика времен раннего христианства);
3) средневековая европейская риторикаV-XVвв. (Ян Гус,
4) новые европейские риторики (XVI–XIX вв.);
5) неориторики (ХХв).
Кроме термина риторика есть и другие названия: ораторское искусство, красноречие, мастерство публичного выступления. Риторика это одна из самых древних наук на земле (около 2,5 лет до н.э.). Период расцвета риторики в Древней Греции. Античность характеризуется повышенным интересом к гуманитарным наукам: философии, филологии. Тогда эта наука была важна: убеждением и поиском истины.
Сегодня риторика – как комплекс дисциплин, включающая лингвистический, логический, психологический, физиологический и художественный аспекты языкового мышления. Риторика Древней Греции: Первая работа по риторике появилась в Древней Греции. Предпосылка-формирование к 5 веку рабовладельческой демократии. Умение быть красноречивым оратором становиться необходимым.
Появляются софисты (мудрецы) и первые платные учителя. Самый главный принцип обучения: Анализ выступлений -Слежка за выступлениями. 1)Софисты: их главный недостаток в их идее: они считали, что добиться убедительности можно так: выдвинуть самый неубедительный аргумент на 1 место, обогатив его оборотами речи. Известные софисты: Протагор, Продил. 2)Сократ-выступал против софистов.
Он считал истину- божественным даром. Сократ строил школу на устной беседе, которую назвали «Сократической беседой»(умение так организовать беседу, чтобы привести учеников к истине) 3) Платон-ученик Сократа, около 387 года основал в Афинах школу (Академия платоновская). Платон интенсивно разрабатывал диалектику, закрепил понимание риторики как средства убеждения.
Речь должна строиться так: вступление, изложение, доказательства, выводы 4) Аристотель По мнению Аристотеля, риторика –это наука, способная находить возможные способы убеждения, относительно каждого предмета. Мысли Платона об ораторском искусстве были блестяще развиты его учеником Аристотелем. В 335 году Аристотель основал Ликей, или перипатетическую школу.
Учение Аристотеля было универсальным, так как охватывало различные области знания. Аристотель вывел триаду: -откровенность речи -речь -получатель речи Ястность – главное в речи. Риторика Древнего Рима: Демосфен (384-322) примером своей жизни доказал, что ораторскому искусству можно научиться, с помощью анализа речи опытных ораторов.
Постановка звуков путем подражания, декларации перед зеркалом. ГОРТЕНЗИЙ (114-50 гг. до н.э.) Цицерон писал: «. Форум римского народа, это поприще, где Гортензий блистал своим талантом, теперь опустошено, осиротело и забыло изысканную речь, достойную слуха римлян и даже греков».
Марк Турий Цицерон – не исключил возможности говорить без подготовки, однако самой лучшей речью считал подготовленное выступление. Цицерон считал полезным переложения с греческого языка и сам этим занимался.
Марк Фобель Квинтилиан (136-96 до н.э.) Он говорил, как важно развивать ораторское искусство и намечает разные пути развития: приобретение запаса предложений, долгие устные беседы при долгих письменных работах.) Переосмысление ораторского искусства. Риторика перемещается в область церкви.
Византийская риторика: В эту эпоху риторика стала пониматься как искусство «украшения речи», когда основным требованием к речи стали не только ее внешняя сторона, изящество, но и правильность, безошибочность. Наиболее ярким представителем византийской риторики, по мнению С.С.Аверинцева, был Гермоген. Вот перечень «идей» речи по учению Гермогена и его византийских последователей.
К основным качествам речи были отнесены: ясность, высота и величавость слога, изысканность и красота, сжатость, нрав, правдивость, мощь, а к дополнительным — чистота, отчетливость, важность, суровость, напряженность, блеск, нарастание, обильность и полнота, простота, сладостность, пронзительность и острота, приятность, вескость. Эпоха Ренессанса возродило риторическую науку и ораторское искусство по миру.
При этом происходило переосмысление античного наследия. Несомненна связь риторики в это время с господством отдельных художественных направлений (барокко, классицизм). Особое развитие получили духовное красноречие (гомилетика) и жанр так называемой схоластической риторики. Происходило постепенное формирование логического и стилистического направлений в риторике.
Это определяло, с одной стороны, ее тяготение к грамматике, с другой — к поэтике. Европейские риторические идеи носили ярко выраженный поучительный характер. Риторика преподавалась в христианских учебных заведениях для подготовки священников к проповедям, к общению с паствой.
Источник: mydocx.ru
Риторика как объект изучения: предмет риторики, основные подходы к определению понятия «риторика»
Риторика (др.-греч. зфщсйкЮ— «ораторское искусство» от Юфщс— «оратор») — филологическая дисциплина, изучающая искусство речи, правила построения художественной речи, ораторское искусство, красноречие. Слово «риторика» пришло к нам из греческого языка. Его синонимами являются латинское выражение «ораторское искусство» и русское слово «красноречие».
В русской риторической науке обычно подчёркивалось, что красота и выразительность речи нужны для её убедительности. Так, М.В.Ломоносов в «Кратком руководстве к красноречию» отмечал: «Красноречие есть искусство о всякой данной материи красно говорить и тем преклонять других к своему об оной мнению».
Разные взгляды на ораторское искусство становились причиной ожесточённых споров вокруг риторики, основанием для осуждения, которое сопровождало её в течение ряда веков и тысячелетий. И до сих пор слово риторика порой употребляется в негативном смысле. Толковые словари современного русского литературного языка отмечают его переносное значение: «эффектность, внешняя красивость речи, напыщенность». Эти слова обычно характеризуют претенциозную, но бессодержательную речь политика, депутата, чиновника.
Не существует единого подхода к определению содержания современной риторики как научной дисциплины и учебного предмета. Не утвердилась терминология данной науки, нет чёткого разграничения с другими науками.
Исследователь С.И.Гиндин предлагает закрепить за термином риторика два смысла — узкий и широкий. В узком понимании предмет риторики — это ораторское искусство, термин для названия комплексной дисциплины, изучающей это явление. «С другой стороны, объектом риторики могут быть любые разновидности речевой коммуникации, рассмотренные под углом зрения осуществления некоторого (для каждого жанра своего) заранее выбираемого воздействия на получателя сообщения. Иначе говоря, риторика есть наука об условиях и формах эффективной коммуникации». То есть предметом современной риторики является не только ораторская (публичная) речь, но и различные виды речевой коммуникации. Среди которых беседы, переговоры, телефонные разговоры, совещания, интервью, дискуссии, дебаты и др.
Таким образом, современная риторика — это наука об убедительной действенной речи в различных ситуациях речевого общения.
Отметим ещё одну особенность ораторского искусства. Оно имеет сложный синтетический характер. Философия, логика, психология, педагогика, языкознание, этика, эстетика — вот науки, на которые опирается ораторское искусство. Специалистов разного профиля интересуют различные проблемы красноречия.
Например, лингвисты разрабатывают теорию культуры устной речи, дают рекомендации ораторам, как пользоваться богатствами родного языка. Психологи изучают вопросы восприятия и воздействия речевого сообщения, занимаются проблемами устойчивости внимания во время публичного выступления, исследуют психологию личности оратора, психологию аудитории как социально-психологической общности людей. Логика учит оратора последовательно и стройно излагать свои мысли, правильно строить выступления, доказывать истинность выдвигаемых положений и опровергать ложные утверждения противников.
Ораторское искусство никогда не было однородным. В зависимости от сферы применения оно подразделяется на различные виды. Так, публичная речь, произносимая с целью сообщить какую либо информацию называется информационной. Это, например, такие жанры устной научной речи как доклад, лекция, вступительное слово на защите дипломной работы.
Другая цель публичных речей — соблюсти этикет. Такую функцию выполняют протокольно-этикетные речи. Например, приветственное слово участникам конференции, поздравление юбиляра, выступление на панихиде.
К одному из видов публичных выступлений можно отнести и развлекательные речи (например, тост во время банкета, речь на банкете), цель которых — развлечь собравшихся, создать благоприятную эмоциональную атмосферу.
Самым распространённым видом публичных речей является речь убеждающая, целью которой является склонить аудиторию к своей точке зрения или призвать аудиторию к каким-либо действиям. К убеждающим публичным речам относится парламентские выступления, выступления на митинге, предвыборная речь кандидата, агитационные и рекламные выступления.
Нередко возникает спор: каждый ли человек может стать хорошим оратором? Мнения обычно расходятся — одни считают что только природные данные могут сделать человека оратором, другие утверждают, что качества хорошего оратора приобретаются, развиваются, воспитываются.
Спор этот не новый. Он ведётся на протяжении всей истории ораторского искусства. Ещё много тысячелетий тому назад знаменитый римский оратор Марк Туллий Цицерон произнёс фразу, которая стала крылатой: «Poetae nascuntur, oratores fiunt» (Поэтами рождаются, ораторами делаются).
Действительно, хорошим оратором может сделаться только тот, кто хочет им стать, кто стремится к этому, кто много работает над собой. Нужно изучать опыт известных ораторов, учиться на лучших образцах ораторского искусства и стараться как можно чаще выступать.
Источник: studwood.net
Во времена Средневековья и раннего Возрождения риторика стала пониматься как искусство украшения речи побеждать говорить убеждать
Как быстро выучить стихотворение наизусть? Запоминание стихов является стандартным заданием во многих школах.
Как научится читать по диагонали? Скорость чтения зависит от скорости восприятия каждого отдельного слова в тексте.
Как быстро и эффективно исправить почерк? Люди часто предполагают, что каллиграфия и почерк являются синонимами, но это не так.
Как научится говорить грамотно и правильно? Общение на хорошем, уверенном и естественном русском языке является достижимой целью.
- Обратная связь
- Правила сайта
Источник: www.soloby.ru