«Девичья коса — всему миру краса» — говорилось в народе. До замужества в будни девушки чаще всего заплетали волосы в одну косу в три пряди, спускавшуюся по спине, и вплетали в нее тряпочки или простые ленты, по которым следили за ростом волос. В праздничные дни в косу вплетали яркую шелковую ленту, разнообразные бисерные или парчовые косники и даже колокольчики. Замужние крестьянки в отличие от девиц обычно заплетали волосы в две косы на висках и завязывали их надо лбом, образуя «рога» или закручивали узлом на затылке. Иногда волосы, не заплетая, прятали под головной убор.
Согласно древнему обычаю, девичьи головные уборы не закрывали темени и представляли собой жесткий обруч или мягкую повязку, которые скреплялись на затылке лентами. Иногда эти ленты завязывали бантом или заменяли одной шелковой либо бархатной полосой, сплошь расшитой золотыми нитками.
Вступление девушки в брак означало ее полное подчинение семье мужа. По представлениям древних славян, волосы обладали чарующей магической силой, связанной с идеей плодородия, продолжения рода и его благополучия, олицетворяли половую силу.
Русский народный костюм часть 9 Украшения в народном костюме
Этим объясняется большое значение, которое придавалось в свадебных обрядах акту перемены прически и головного убора (распускание и расчесывание волос перед венцом как символ вступления в брак, плачи невесты по ее девичьей косе — «красоте», выкуп женихом косы невесты, обряд «скручивания», когда после венца свахи заплетали волосы новобрачной в две косы и навсегда скрывали их от посторонних глаз под женским головным убором). У А. Н. Афанасьева читаем: «Как простоволосие считается за грех для замужних, так «самокрутье» (убирать голову по-бабьи) — для девиц.
Н. И. Гаген-Торн пишет, что открыть женщине волосы на людях считалось страшным грехом, так как это «освобождение своей магической силы и тем самым — бунт против чужого рода и брачных уз, ее к нему привязавших». С растрепанными, спутанными волосами представлялись славянам лишь представительницы нечистой силы — ведьмы, русалки. О нечесаной девке говорили: «Ходит как русалка «. Вместе с тем бывало, что женщинам позволялось распускать волосы и как бы освобождать свою половую силу. Например, во время родов, проведения сохой магического круга для предохранения селения от морового поветрия и проч.
Непременной частью одежды был тканый, витой, плетеный, вязаный или ременный пояс. Парни опоясывались по нижней одежде, а взрослые мужики — по верхней. Обычно молодые мужчины подпоясывались по талии, а пожилые, чтобы подчеркнуть дородность, — по бедрам. В целом силуэт мужского костюма, в отличие от женского, не скрывал, а подчеркивал места членения фигуры.
Важное место в костюме занимали различные украшения. В большом количестве надевались на шею ожерелки из жемчуга и бисера, цветной шерсти, гайтаны — низанные из бисера, к которым привешивались кресты, образки, янтарные бусы, бусы из дутого стекла, ленты. Большой любовью пользовались крупные серьги, подвески, иногда они достигали плеч. Цветные пояса, узкие плетеные опояски и широкие радужные тканые кушаки дополняли и украшали костюм, завершая цельность всего ансамбля.
Украшения как часть народного костюма
Роль и значение русского народного костюма
Русская крестьянская одежда была защитой от зноя и холода, отличалась удобством, «гармонировала с господствовавшим типом лица и фигуры местных жителей», имела обереговое, защитное и престижное значения, выполняла важную ритуальную роль в обрядах и праздниках. В традиционном костюме пересеклись мировоззренческие и эстетические представления народа, утилитарность и декоративность.
М.А.Некрасова в частности, пишет, что русский народный костюм участвовал наряду с интерьером дома, народной архитектурой в создании «духовно-пространственной среды, способной воздействовать на человека, формировать его внутренний мир».
Таким образом, народный костюм не только защищал тело от повреждений и давал окружающим понять социальной статус своего хозяина, он также воспитывал эстетический вкус человека с момента его рождения, защищал его от злых сил. Традиционному костюму отводят значительную эстетическую и мистическую роли.
Каждый элемент костюма нес смысловую, магическую и эстетическую нагрузку, что с детства приучало человека к многогранности окружающего мира, передавало философию его народа.
Народный костюм в совокупности самобытных устойчивых идейно-художественных принципов, в единстве природного и народного, коллективного и индивидуального в целом концентрированно выражает русский национальный характер и систему народных эстетических представлений. Как известно, каждый народ в первую очередь осознает и ценит свою национальную самобытность.
Источник: studbooks.net
ВЕСТНИК СЛАВЯНСКИХ КУЛЬТУР
НАУЧНЫЙ РЕЦЕНЗИРУЕМЫЙ ЖУРНАЛ
Дата поступления статьи
Статья посвящена анализу декора, аксессуаров и украшений, в контексте традиционного русского костюма XVI–XVII вв. Во введении авторы отмечают значимость сохранения и структурировании информации о старинных русских аксессуарах и украшениях костюма для современной творческой деятельности.
Первая часть исследования посвящена выявлению социокультурной значимости ансамбля украшений и костюма в традиционном русском обществе. В ней рассмотрены одежды южнорусского и северорусского комплекса женской одежды, отражающие специфику регионов России — от Поволжья до Сибири.
Во второй части исследования рассмотрены примеры использования аксессуаров и украшений в структуре традиционного народного женского костюма в зависимости от регионов России — одежды Орловской, Курской, Воронежской, Рязанской, Тамбовской, Тульской, Калужской губерний, относящиеся к южнорусскому комплексу. Северорусские комплексы женской русской одежды отражают специфику регионов от Поволжья до Сибири.
Головные уборы, традиционно являющиеся неотъемлемой частью женского народного костюма, представлены кокошниками, кичками, венцами. Серьги, перстни, цепи представлены различными школами мастеров-ювелиров. Определение признаков по назначению, материалам и способу изготовления украшений позволило уточнить порядок классификационного построения схемы использования украшений в системе костюм. Основные разделы статьи проиллюстрированы фотографиями с изображением костюмов и дополняющих их аксессуарами. Отдельно предоставлены украшения костюма, давно вышедшие из обихода, но значимые для исследования. В заключении говорится о значимости исследования элементов костюма как артефактов из натуральных материалов, являющихся драгоценным источником информации об уникальном русском декоративно-
прикладном искусстве и костюме.
украшения, аксессуары, традиционный женский костюм, народный костюм, декоративно-прикладное искусство, ювелирное искусство.
1 Белько Т. В. Природа. Искусство. Дизайн. Тольятти: Изд-во ТГУС, 2008. 189 с.
2 Бесчастнов Н. П. Изображение растительных мотивов: учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по направлению подготовка дипломированных специалистов «Художественное проектирование изделий текстильной и легкой промышленности». М.: ВЛАДОС, 2008. 175 с.
3 Ефимова Л. В., Алешина Т. С., Самонин С. Ю. Костюм в России XV – начало XX века. Из собрания Государственного исторического музея. М.: Арт-Родник, 2000. 235 с.
4 Калашникова Н. М., Плужникова Г. А. Одежда народов СССР. М.: Планета, 1990. 230 с.
5 Калашникова О. В. Роль аксессуаров в женском светском костюме Франции 1870–1910 гг.: автореф. дис. … канд. искусствоведения. СПб., 2006. 26 с.
6 Коварская С. Я., Костина И. Д. Русские ювелирные украшения XVIII – начала XX в. М.: Изобразительное искусство, 1988. 18 с.
7 Коварская С. Я., Костина И. Д., Шакурова Е. В. Русское золото XIV – начала XX века из фондов государственных музеев Московского Кремля. М.: Сов. Россия, 1987. 240 с.
8 Козлова Т. В. Теория художественного проектирования: учебник для вузов / Т. В. Козлова, Е. А. Заболотская, Е. А. Рыбкина. М.: Изд-во МГТУ им. А. Н. Косыгина, 2005. 382 с.
9 Крюк Г. М., Н. Г. Платонова, Н. Г. Троепольская и др. Русские ювелирные украшения XVI–XX века. М.: АСТ-Пресс Галарт, 2002. 400 с.
10 Мастера Русского Севера. Вологодская земля: фотоальбом / сост. Р. А. Армеева, А. В. Блохнина. М.: Планета, 1987. 319 с.
11 Мерцалова М. Н. Поэзия народного костюма. М.: Молодая гвардия, 1975. 192 с.
12 Тимохина А. В. Женские ювелирные украшения в системе русского народного костюма // Декоративное искусство и предметно-пространственная среда. Вестник МГХПА им. С. Г. Строганова. 2016. № 3. С. 264–272.
13 Шварков А. В. Роль металлических украшений как формообразующих элементов в костюме XX – начала XXI вв. Традиции и новаторство: автореф. дис. … канд. искусствоведения. СПб., 2007. 23 с.
Источник: vestnik-sk.ru
Роль украшений в народном костюме
Админ 2 9 апреля 2019
Особое место в национальных убранствах принадлежит украшениям. Изначально преобладали детали, которые располагались на шее, плечах и груди, но с течением веков их количество возрастало.
Когда требуется русский народный костюм купить в интернет магазине, не лишним будет задуматься о том, какие декоративные элементы следует использовать вместе с ним.
Есть несколько традиционных вариантов:
- стеклянные бусы или подвески в виде ожерелья;
- серебряные цепочки вместе с крестиками;
- можно русский народный костюм мужской купить с готовой вышивкой, которая являлась важным декоративным элементом;
- на руки надевают перстни, бронзовые кольца, а иногда браслеты.
В одежде для мужчин огромную роль играла русская косоворотка, купить которую можно и в наше время. Но женские наряды были более разнообразными. В древние времена их украшали металлическими деталями – фибулами, пряжками и другими. Пояса для мужчин декорировали металлическими пряжками и подвесками. С 15 века практически исчезли стеклянные и металлические элементы.
С этого времени стали популярными украшения головы, а именно булавки, серьги из серебра, жемчуга, меди и бронзы и другие. Сохраняли свою значимость пуговицы. Отдельно стоит сказать о вышивке, которая представляла собой не просто красивую деталь, но и выполняла функцию оберега.
Нынешняя мода разительно отличается от того, какие украшения носили наши предки. Но при воссоздании национальных убранств не лишним будет подобрать декоративные детали, соответствующие духу того времени.
Источник: ruskrasa.su