Роль украшений в народном костюме

«Девичья коса — всему миру краса» — говорилось в народе. До замужества в будни девушки чаще всего заплетали волосы в одну косу в три пряди, спускавшуюся по спине, и вплетали в нее тряпочки или простые ленты, по которым следили за ростом волос. В праздничные дни в косу вплетали яркую шелковую ленту, разнообразные бисерные или парчовые косники и даже колокольчики. Замужние крестьянки в отличие от девиц обычно заплетали волосы в две косы на висках и завязывали их надо лбом, образуя «рога» или закручивали узлом на затылке. Иногда волосы, не заплетая, прятали под головной убор.

Согласно древнему обычаю, девичьи головные уборы не закрывали темени и представляли собой жесткий обруч или мягкую повязку, которые скреплялись на затылке лентами. Иногда эти ленты завязывали бантом или заменяли одной шелковой либо бархатной полосой, сплошь расшитой золотыми нитками.

Вступление девушки в брак означало ее полное подчинение семье мужа. По представлениям древних славян, волосы обладали чарующей магической силой, связанной с идеей плодородия, продолжения рода и его благополучия, олицетворяли половую силу.

Русский народный костюм часть 9 Украшения в народном костюме

Этим объясняется большое значение, которое придавалось в свадебных обрядах акту перемены прически и головного убора (распускание и расчесывание волос перед венцом как символ вступления в брак, плачи невесты по ее девичьей косе — «красоте», выкуп женихом косы невесты, обряд «скручивания», когда после венца свахи заплетали волосы новобрачной в две косы и навсегда скрывали их от посторонних глаз под женским головным убором). У А. Н. Афанасьева читаем: «Как простоволосие считается за грех для замужних, так «самокрутье» (убирать голову по-бабьи) — для девиц.

Читайте также:
Почему индианки носят много украшений

Н. И. Гаген-Торн пишет, что открыть женщине волосы на людях считалось страшным грехом, так как это «освобождение своей магической силы и тем самым — бунт против чужого рода и брачных уз, ее к нему привязавших». С растрепанными, спутанными волосами представлялись славянам лишь представительницы нечистой силы — ведьмы, русалки. О нечесаной девке говорили: «Ходит как русалка «. Вместе с тем бывало, что женщинам позволялось распускать волосы и как бы освобождать свою половую силу. Например, во время родов, проведения сохой магического круга для предохранения селения от морового поветрия и проч.

Непременной частью одежды был тканый, витой, плетеный, вязаный или ременный пояс. Парни опоясывались по нижней одежде, а взрослые мужики — по верхней. Обычно молодые мужчины подпоясывались по талии, а пожилые, чтобы подчеркнуть дородность, — по бедрам. В целом силуэт мужского костюма, в отличие от женского, не скрывал, а подчеркивал места членения фигуры.

Важное место в костюме занимали различные украшения. В большом количестве надевались на шею ожерелки из жемчуга и бисера, цветной шерсти, гайтаны — низанные из бисера, к которым привешивались кресты, образки, янтарные бусы, бусы из дутого стекла, ленты. Большой любовью пользовались крупные серьги, подвески, иногда они достигали плеч. Цветные пояса, узкие плетеные опояски и широкие радужные тканые кушаки дополняли и украшали костюм, завершая цельность всего ансамбля.

Украшения как часть народного костюма

Роль и значение русского народного костюма

Русская крестьянская одежда была защитой от зноя и холода, отличалась удобством, «гармонировала с господствовавшим типом лица и фигуры местных жителей», имела обереговое, защитное и престижное значения, выполняла важную ритуальную роль в обрядах и праздниках. В традиционном костюме пересеклись мировоззренческие и эстетические представления народа, утилитарность и декоративность.

Читайте также:
Как сделать мишек для украшения торта

М.А.Некрасова в частности, пишет, что русский народный костюм участвовал наряду с интерьером дома, народной архитектурой в создании «духовно-пространственной среды, способной воздействовать на человека, формировать его внутренний мир».

Таким образом, народный костюм не только защищал тело от повреждений и давал окружающим понять социальной статус своего хозяина, он также воспитывал эстетический вкус человека с момента его рождения, защищал его от злых сил. Традиционному костюму отводят значительную эстетическую и мистическую роли.

Каждый элемент костюма нес смысловую, магическую и эстетическую нагрузку, что с детства приучало человека к многогранности окружающего мира, передавало философию его народа.

Народный костюм в совокупности самобытных устойчивых идейно-художественных принципов, в единстве природного и народного, коллективного и индивидуального в целом концентрированно выражает русский национальный характер и систему народных эстетических представлений. Как известно, каждый народ в первую очередь осознает и ценит свою национальную самобытность.

Источник: studbooks.net

ВЕСТНИК СЛАВЯНСКИХ КУЛЬТУР
НАУЧНЫЙ РЕЦЕНЗИРУЕМЫЙ ЖУРНАЛ

Дата поступления статьи

Статья посвящена анализу декора, аксессуаров и украшений, в контексте традиционного русского костюма XVI–XVII вв. Во введении авторы отмечают значимость сохранения и структурировании информации о старинных русских аксессуарах и украшениях костюма для современной творческой деятельности.

Первая часть исследования посвящена выявлению социокультурной значимости ансамбля украшений и костюма в традиционном русском обществе. В ней рассмотрены одежды южнорусского и северорусского комплекса женской одежды, отражающие специфику регионов России — от Поволжья до Сибири.

Во второй части исследования рассмотрены примеры использования аксессуаров и украшений в структуре традиционного народного женского костюма в зависимости от регионов России — одежды Орловской, Курской, Воронежской, Рязанской, Тамбовской, Тульской, Калужской губерний, относящиеся к южнорусскому комплексу. Северорусские комплексы женской русской одежды отражают специфику регионов от Поволжья до Сибири.

Читайте также:
Технология украшения для игрушек на бумаге

Головные уборы, традиционно являющиеся неотъемлемой частью женского народного костюма, представлены кокошниками, кичками, венцами. Серьги, перстни, цепи представлены различными школами мастеров-ювелиров. Определение признаков по назначению, материалам и способу изготовления украшений позволило уточнить порядок классификационного построения схемы использования украшений в системе костюм. Основные разделы статьи проиллюстрированы фотографиями с изображением костюмов и дополняющих их аксессуарами. Отдельно предоставлены украшения костюма, давно вышедшие из обихода, но значимые для исследования. В заключении говорится о значимости исследования элементов костюма как артефактов из натуральных материалов, являющихся драгоценным источником информации об уникальном русском декоративно-
прикладном искусстве и костюме.

украшения, аксессуары, традиционный женский костюм, народный костюм, декоративно-прикладное искусство, ювелирное искусство.

1 Белько Т. В. Природа. Искусство. Дизайн. Тольятти: Изд-во ТГУС, 2008. 189 с.

2 Бесчастнов Н. П. Изображение растительных мотивов: учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по направлению подготовка дипломированных специалистов «Художественное проектирование изделий текстильной и легкой промышленности». М.: ВЛАДОС, 2008. 175 с.

3 Ефимова Л. В., Алешина Т. С., Самонин С. Ю. Костюм в России XV – начало XX века. Из собрания Государственного исторического музея. М.: Арт-Родник, 2000. 235 с.

4 Калашникова Н. М., Плужникова Г. А. Одежда народов СССР. М.: Планета, 1990. 230 с.

5 Калашникова О. В. Роль аксессуаров в женском светском костюме Франции 1870–1910 гг.: автореф. дис. … канд. искусствоведения. СПб., 2006. 26 с.

6 Коварская С. Я., Костина И. Д. Русские ювелирные украшения XVIII – начала XX в. М.: Изобразительное искусство, 1988. 18 с.

7 Коварская С. Я., Костина И. Д., Шакурова Е. В. Русское золото XIV – начала XX века из фондов государственных музеев Московского Кремля. М.: Сов. Россия, 1987. 240 с.

Читайте также:
Как из красной рыбы сделать розочку для украшения на салат

8 Козлова Т. В. Теория художественного проектирования: учебник для вузов / Т. В. Козлова, Е. А. Заболотская, Е. А. Рыбкина. М.: Изд-во МГТУ им. А. Н. Косыгина, 2005. 382 с.

9 Крюк Г. М., Н. Г. Платонова, Н. Г. Троепольская и др. Русские ювелирные украшения XVI–XX века. М.: АСТ-Пресс Галарт, 2002. 400 с.

10 Мастера Русского Севера. Вологодская земля: фотоальбом / сост. Р. А. Армеева, А. В. Блохнина. М.: Планета, 1987. 319 с.

11 Мерцалова М. Н. Поэзия народного костюма. М.: Молодая гвардия, 1975. 192 с.

12 Тимохина А. В. Женские ювелирные украшения в системе русского народного костюма // Декоративное искусство и предметно-пространственная среда. Вестник МГХПА им. С. Г. Строганова. 2016. № 3. С. 264–272.

13 Шварков А. В. Роль металлических украшений как формообразующих элементов в костюме XX – начала XXI вв. Традиции и новаторство: автореф. дис. … канд. искусствоведения. СПб., 2007. 23 с.

Источник: vestnik-sk.ru

Роль украшений в народном костюме

Админ 2 9 апреля 2019

Особое место в национальных убранствах принадлежит украшениям. Изначально преобладали детали, которые располагались на шее, плечах и груди, но с течением веков их количество возрастало.

Когда требуется русский народный костюм купить в интернет магазине, не лишним будет задуматься о том, какие декоративные элементы следует использовать вместе с ним.

Есть несколько традиционных вариантов:

  • стеклянные бусы или подвески в виде ожерелья;
  • серебряные цепочки вместе с крестиками;
  • можно русский народный костюм мужской купить с готовой вышивкой, которая являлась важным декоративным элементом;
  • на руки надевают перстни, бронзовые кольца, а иногда браслеты.

В одежде для мужчин огромную роль играла русская косоворотка, купить которую можно и в наше время. Но женские наряды были более разнообразными. В древние времена их украшали металлическими деталями – фибулами, пряжками и другими. Пояса для мужчин декорировали металлическими пряжками и подвесками. С 15 века практически исчезли стеклянные и металлические элементы.

Читайте также:
Как правильно стол украшения

С этого времени стали популярными украшения головы, а именно булавки, серьги из серебра, жемчуга, меди и бронзы и другие. Сохраняли свою значимость пуговицы. Отдельно стоит сказать о вышивке, которая представляла собой не просто красивую деталь, но и выполняла функцию оберега.

Нынешняя мода разительно отличается от того, какие украшения носили наши предки. Но при воссоздании национальных убранств не лишним будет подобрать декоративные детали, соответствующие духу того времени.

Источник: ruskrasa.su

Рейтинг
Загрузка ...