Роскошь драгоценных камней, золота и серебра всегда сопровождала российских императриц. Настоящие произведения ювелирного искусства для них изготавливали лучшие мастера практически со всего мира. Часть украшений — подарки от королей, князей и знатных персон из других государств. И о красоте изделий можно судить по сохранившимся экземплярам, а также по фотографиям, которые передают только часть роскоши украшений русских цариц.
Драгоценности Елизаветы Петровны
Поистине царские украшения дополняли платья царицы 18 века, расшитые золотом и серебром. В музее Эрмитаж до сих пор хранится часть той роскоши, которая украшала шею и уши российской императрицы из династии Романовых — Елизаветы Петровны. Она была младшей дочерью Петра I и Екатерины I. И именно она руководила страной во время двух больших конфликтов — войны за австрийское наследство и Семилетнего сражения.
К самым роскошным украшениям Елизаветы Петровны относят:
- Колье с миниатюрными часами, изготовленное по ее собственному проекту. Именно после этого варианты с маленькими часиками стали модными и популярными среди знатных женщин 18 века.
- Корона царицы была изготовлена из двух полушарий, инкрустированных жемчугом и бриллиантами. На вершине был водворен алмазный крест. Вес изделия составлял около 2 кг, поэтому надевала его правительница только на самые особые торжества.
- Малая корона всегда присутствовала на голове императрицы. Она была копией большого варианта, но украшалась небольшими бриллиантами, что значительно уменьшало вес изделия.
- Коллекция брошей в виде цветов и с другими растительными мотивами подходили Елизавете. Самой знаменитой является ее диадема «веселой царицы», выполненная из белых, золотых, розовых бриллиантов и эмалевых зеленых лепестков с ассиметричной алмазной пчелкой.
- Драгоценные букеты, который выполнил знаменитый придворный ювелир Иеремия Позье. Они состояли из дорогих драгоценных камней, золота, серебра и эмали. Самый известный из них — Большой Букет. Он включал изумрудные листья и алмазные бутоны, которые считаются самыми редкими в природе.
- Уникальная бриллиантовая брошь-аграф для горностаевой мантии также была изготовлена мастером Позье по заказу царицы. Она сохранилась до наших дней и хранится в Алмазном фонде России. Ширина украшения — 25 см, высота — 11 см. Для блеска в изделии закреплено 805 бриллиантов.
- Уникальная брошь бант-склаваж выполнена в форме бабочки с 21 крупной алой шпинелью и россыпью маленьких бриллиантов. Закреплялась она на бархатной кружевной ленте, плотно облегающей шею.
Императрица Елизавета Петровна очень любила украшения и всегда радовалась новой драгоценной «безделушке». Особенно красива ее коллекция уникальных шкатулок ручной работы. А ее гардероб насчитывал несметное количество платьев, расшитых золотом и серебром. После ее смерти обнаружат более 15 тысяч вариантов роскошных нарядов в гардеробе.
Русские ювелиры — А есть ли в России свои Тиффани, Шамэ и Булгари?
Советские драгоценности.Самые популярные модели советских украшений.
Украшения императрицы Александры Федоровны
Ювелирная коллекция немецкой принцессы поражала большим количеством девичьих колечек уже по приезду в Россию. Она внучка королевы Англии Виктории, поэтому вкус к роскошным изделиям из золота и серебра проявлялся уже в детстве.
Коллекция драгоценностей Александры Федоровны начала обильно расширяться после получения статуса российской императрицы в ноябре 1894 года. В этот период она получила доступ к запредельным финансовым богатствам, но при этом сохранила умение бережно относиться к деньгам. Она понимала, что всегда может наступить «черный день».
За все время правления императрица собрала огромную ювелирную коллекцию, стоимость которой по современной оценке составила более 50 млн долларов США по ценам 1917 года. Самыми эксклюзивными экземплярами считаются:
- Свадебный подарок цесаревича Российской империи — перстень с розовой жемчужиной, ожерелье с жемчугом и брошь из сапфиров с бриллиантами. А также цепочка-браслет с подвеской из крупного изумруда.
- Ювелирные изделия от Фаберже, которыми молодая императрица пополняла свою коллекцию с 1896 года. К ним относят уникальный портсигар зеленой эмали, электролампу «Дельфин» и фигурки различных животных, статуэтки, пряжку, образок, медальоны, лупы и даже мольберт.
- Роскошная диадема, которая была надета на царице во время церемонии открытия 1-ой Государственной Думы. Выполнено украшение было в стиле «Узелки Любви», мода на которые началась в Европе не позднее 1825 года.
Часть украшений сохранилась до сих пор и периодически выставляется в различных музеях.
Какие еще украшения достойны внимания поколений
Коллекции драгоценностей Александры Федоровны и Елизаветы Петровны считаются самыми крупными. В них насчитываются тысячи различных вариаций подвесок, колец, корон и ожерелий. Но не только на этих царицах прекрасно смотрелись украшения из золота и серебра.
Украшения Марии Павловны — супруги князя Владимира
Она никогда не была императрицей, но на портрете Бориса Кустодиева легко рассмотреть ее уникальную Владимирскую тиару, которая сейчас принадлежит британской королеве Елизавете II и является ее любимой драгоценностью. Это украшение Владимир Александрович подарил молодой невесте. Она состоит из 15 перекрывающихся бриллиантовых колец, в центре каждого из которых по жемчужной подвеске.
Елизавета Алексеевна — супруга Александра I
Несмотря на статус и положение, Елизавете не были интересны представительские стороны двора. Именно поэтому единственное украшение, которое изображено на картине Владимира Боровиковского в 1795 году, — резная камея с профилем Екатерины, которая установлена в рамочку и осыпана бриллиантами.
Мария Федоровна — датская принцесса Дагмар
Скромная девушка, растущая в постоянном ощущении нехватки денег, была не прочь носить роскошные наряды и драгоценности рода Романовых. Новоиспеченная княгиня, а затем и императрица, носила золотые изделия с легкостью и элегантностью, словно была приучена к ним с детства.
На портрете императрицы, написанном в начале 1880-гг, Мария Федоровна изображена в роскошном жемчужном уборе. Оно состоит из трех тяжелых нитей, надетых на бриллиантовую тиару, напоминающую классический русский кокошник. В дополнение к нему изображены браслеты, броши и небольшие серьги-звездочки, которые, к сожалению, не сохранились до нынешних времен.
На портрете также изображено оригинальное жемчужное ожерелье, которое плотно облегает шею. Моду на такие изделия в России ввела сестра Марии Федоровны — принцесса Александра, которая впоследствии стала королевой Великобритании.
Великие украшения семьи Романовых
Великолепная коллекция драгоценностей Романовых с бриллиантами до Первой мировой войны хранилась в Зимнем дворце Санкт-Петербурга. До начала боевых действий все украшения были доставлены в Москву. И до весны 1922 года ларец с регалиями и коронами хранили в Оружейной палате.
Самыми красивыми в коллекции считаются:
- Алмазный скипетр императора, который хранится в Алмазном фонде. Слева и справа от него алмаз Шах, вверху — алмаз, украшающий державу. Все эти «детали» были распроданы по частям на различных аукционах.
- Бриллиантовая цепь ордена Св. Андрея Первозванного состояла из 12 съемных звеньев. В них чередуются розетки с вензелем Павла I и Александровский крест с двуглавым орлом.
- Уникальные бриллиантовые украшения времен правления Елизаветы Петровны, где драгоценные камни украшают золотые и серебряные нити.
- Бриллиантовый пояс с двумя кисточками был создан во времена правления Екатерины II. Специалисты предполагают, что изготовил его ювелир Людовик Давид Дюваль. Часть этого украшения в дальнейшем использовалась для создания венчальной короны.
- Императорская венчальная корона, созданная в 1840 году ювелирами Никольсом и Плинке, создавалась из большого пояса Екатерины II.
К сожалению, большая часть украшений не сохранилась в целостности или не представлена для открытого просмотра посетителей музеев и выставок. Такие драгоценности переводятся в Алмазные фонды различных стран и причисляются к национальному достоянию.
Зато современные ювелиры нередко пытаются повторить красоту украшений российских императриц. Они создают массивные коллекции с жемчугом и бриллиантами, напоминающие изделия тех веков.
Источник: russam.ru
Самые известные украшения россии
Старинные русские ювелирные изделия — это целый мир, уходящий корнями далеко в прошлое. Уже в XX-XIII вв. во времена Владимира Мономаха и Ярослава Мудрого такое искусство стало активно процветать. Уникальные по красоте изделия потрясали европейских путешественников, которые разнесли славу об удивительном творчестве мастеров Древней Руси по всему миру.
История русских ювелирных изделий
Истоки русских ювелирных украшений начинаются с древнего быта многочисленных крестьянских поселений Руси. Кстати, самыми первыми мастерами, которые занимались изготовлением украшений, были женщины.
Ювелирные украшения 16 века
В этот период антикварные ювелирные изделия носили в себе некую двойственность, одновременно являясь красивым украшением и символикой, которая определяла принадлежность человека к определенному сословию, обществу, показывал родовой статус.
К отличительным особенностям ювелирных изделий XVI в. относятся следующее моменты:
- на украшениях чеканились принятые магические орнаменты, чтобы уберечь свой род от напасти;
- первым материалом, из которого изготавливали ювелирку, была медь/бронза, золотые и серебряные изделия появись позже;
- наиболее популярными становились колечки, серьги и перстни;
- у камней популярностью пользовались жемчуга, коралловые вставки, рубины, перламутровые каменья, сердолики и изумруды.
Ювелиры Древней Руси 16 века создавали различные цепи, монисты, ожерелья и браслеты. Среди женских сережек были распространены тройчатки/двойчатки/одинцы (представляли собой стержни-прутки с нанизанными драгоценными бусинками). В моде шляпочные серьги и рясны (разновидность цепочек). Русские мастера применяли большое количество различных техник: серебряное чернение, литье, скань, литье, зернь, чеканка. В дело шли не только русские самоцветы, но и каменья, привозимые из среднеазиатских стран, Индии, Персии, Египта и Китая.
Ювелирные изделия 17 века
Модная индустрия в этом творчестве началась именно в XVII в. Период, когда страной управляла династия Романовых, стал настоящим развитием национального творчества и русских ювелирных украшений.
В 17 в. в повсеместный обиход был введен термин «ювелир», заменивший название «золоченых и серебряных дел мастеров».
Обновленное наименование профессии принесло за собой и обновленные веяния в творчестве. В моде был барокко, причудливый и вычурный стиль, популяризации которого способствовал Петр I. Модные убранства требовали соответствующих аксессуаров.
Ювелиры создавали в огромном количестве драгоценные:
- подвески;
- броши;
- обувные пряжки;
- декоративные оригинальные пуговицы;
- шатлена (красивые поясные цепочки).
В эпоху расцвета рококо и барокко особенно популярными были драгоценные каменья, которые стабильно поставлялись мастерам с открытых богатейших запасов Алтая и Урала. Россия 17 века принимала на своих землях ведущих зарубежных мастеров ювелирного искусства, которые не только пополняли коллекцию русского ювелирного мира, но и передавали свое мастерство многочисленным ученикам.
Ювелирные украшения 18 века
Петр I изменил облик России не только преобразованиями в культуре, политике и экономике. Он аккуратно приобщал страну к европейским ценностям, западной культуре. Это коснулось и ювелирки. В XVIII в. главную роль на ювелирной арене исполняет бриллиант. Русские ювелиры осваивают искусство его огранки.
В стране открывается большое количество гранильных производств, приглашаются именитые европейские мастера-ювелиры:
- Иеремия Позье;
- Иоганн Готлиб;
- Жанн Аддор.
В ювелирную моду 18 века успешно входит французский стиль. Популярны оригинальные фермуары, которые располагались на шейных оригинальных украшениях. Одним из необычных аксессуаров становится портбукет. Украшение представляло собой небольшую вазочку, ее крепили на поясе и применяли для ношения живых благоухающих цветов. Часто в портбукеты устанавливали и стилизованные под цветы золотые изделия, обильно украшенные драгоценностями.
Ювелирные изделия России того периода отличаются многоцветием, блестящими впечатляющими красками. Постепенно формируется национальный стиль в ювелирном искусстве. Украшения становятся намного сдержаннее и спокойнее. Драгоценному металлу уже не отводится главенствующая роль, он используется лишь как некий элемент конструкции.
Ювелирное искусство на Руси XVIII в. эксперты называют «временем сияющих драгоценностей».
Ювелирные украшения 19 века
Постепенно общество стало уставать от чрезмерной помпезности и шика. Роскошь ювелирного искусства сменилась на строгую классику. Мужчина XIX в. перестал быть похожим на разодетого «павлина», дамы стали более избирательными в нарядах и украшениях.
Ювелирку 19 века стали разделять на ежедневную, выходную и праздничную. Особенно модными стали украшения, снабженными маленькими портретами или просто красивыми миниатюрами на эмали. Такие изображения делали как на медальонах, так и на брошах, кольцах. Классический стиль плавно переплетался с романтичными нотками, которые отражались на модных в то время парных украшениях.
В России того периода в ювелирном творчестве сформировалось два различных направления:
- Петербургское, его представители работали исключительно в западноевропейском направлении. Яркими прообразом течения стали Дом Фаберже и артель Карла Болини.
- Московское, представители которого предпочитали исконно русскую стилистику. В таком направлении работали мастерские Овчинникова, Лорие, Курпякова, Чичелева.
Ювелиры этих мастерских трудились только над созданием украшений. Помимо них активно функционировали более мелкие лавочки, занимающиеся созданием разнообразных предметов сервиза, посуды, интерьера, церковной утвари.
Ювелирные украшения 20 века
В начале прошлого века, еще до начала революции ювелирное искусство претерпело некоторые преобразования. Дореволюционные ювелирные украшения, сделанные вручную в единственном экземпляре, стали отходить на второй план, их заменил автоматизированный труд. Ювелирка приобрела доступность и расширение рынка сбыта.
После революции изменения продолжились, некоторые известнейшие марки активно перепрофилировались:
- мастерская Хлебникова, некогда славившаяся уникальными по красоте изделиями, стала перерабатывать драгоценные камни для производственных и технических потребностей;
- известная фабрика Колыванского, считающая гордостью резного дела, наладило производство обычных точил;
- легендарный Фаберже полностью прекратил свое существование.
Но ювелирное искусство в это смутное время не пропало. Жизнь внесла собственные коррективы, постепенно люди стали нуждаться в оригинальных и красивых украшениях. Производством их начинает заниматься монопольное государство. В процессе становления советского общества открывались новые мастерские и кустарные центры, вспоминались старинные традиции.
В моду 20 века входит филигрань, кольчужное плетение. Мастерам удалось сберечь уникальные традиции русского ювелирного искусства.
Ценность антикварных ювелирных изделий
Коллекционеров, увлекающихся собирательством ювелирных антикварных украшений, много. Стоимость таких изделий зависит от периода создания, авторства, используемых материалов, техники создания, включенных в украшение драгоценных камней. Большим спросом пользуются оригинальные вещицы: медальоны, гребни, составные броши, тиары, подвески.
Пополнить собственную коллекцию, а также и выставить на продажу личные антикварные ювелирные изделия вы можете с помощью нашего Антикварного Дома №1. Регистрируйтесь на сайте, оформляйте личный кабинет, подписывайтесь на новости и активно принимайте участие в торгах, которые проводятся у нас регулярно.
Источник: antiqueauction.ru
Ювелирный туризм. Россия
Рассказываем о том, где и какие ювелирные изделия можно найти в России, и почему ради них стоит отправиться на другой конец нашей необъятной страны.
Мир украшений, таинственный и богатый, способен поведать много интересного. Не секрет, что по ювелирным изделиям можно много узнать о его обладателе: из какого сословия, семейное положение, настроение, знак зодиака. Ну и, конечно, географическое положение также влияет на «почерк» украшений.
Реклама — Продолжение ниже
У каждой страны своя история ювелирного искусства, и это повод отправиться в грандиозное путешествие. «Но даже путь в тысячу ли начинается с первого шага», и этот первый шаг — украшения нашей красивой и великой страны. Внутренний туризм развивается, становится все более популярным, поэтому информация о приобретении красивых и аутентичных украшениях в России будет весьма кстати. Сегодня мы поговорим о традиционных предметах ювелирного искусства России, их современной интерпретации и о том, как их приобрести.
Филигрань — кружево из металла
Филигрань (иначе — скань) — искусство древнее, известное на Руси с IX века, — представляет собой восхитительные узоры из тонкой металлической проволоки, иногда — с добавлением маленьких шариков (зернь). Филигрань бывает двух видов: ажурная (воздушная) и напаянная на металлическую основу. Филигрань часто комбинируют с эмалью. Традиционно сканью занимаются красносельские ювелиры (Костромская область) и во Владимире. Если же совмещать покупку сканных изделий с отдыхом на море, то Крым — самое подходящее для этого место: крымские татары с давних времен являются виртуозными мастерами филиграни.
Приобрести такие изделия можно не только в Красном селе, Крыму или во Владимире, но и в других городах России. Цены на филигранные кольца и серьги из серебра в среднем колеблются от 3500 до 5000 рублей. Предметы интерьера, конечно, дороже: небольшая серебряная шкатулка обойдется в 7000—10 000 рублей, а уж эксклюзивные вещи и посуда, такие, как самовар — от 135 000 до 150 000 рублей.
Реклама — Продолжение ниже
Янтарь — драгоценное солнце Калининграда
Если в Крыму для вас жарко, а на море поехать все же хочется, то Калининград точно для вас: и море есть, и увидеть можно много чего интересного, и, конечно, здесь есть янтарь. Янтарь — это окаменевшая смола деревьев. Этот красивый солнечный камень использовали еще в эпоху Неолита — IV тысячелетии до н.э. Уже в то время люди умели обрабатывать его костяными и кремниевыми инструментами, сверлить отверстия и шлифовать, создавая украшения и амулеты в виде фигурок животных и человека.
Постепенно Балтийский самоцвет стал предметом международной торговли. Добывали его долгое время примитивно — собирали вручную на побережье. Особенно много янтаря находили после сильных морских бурь. Добыча самоцвета в промышленных масштабах появилась много позже — в XIX веке. О развитии его добычи и обработки подробно можно узнать в музее янтаря.
Там проводят и экскурсии, и мастер-классы, есть программы для детей, а также выставки современных художников, использующих янтарь в своих произведениях. В музее можно и купить что-нибудь янтарное. А вообще, украшения и предметы интерьера из этого камня продаются чуть ли ни на каждом шагу. Но существует опасность купить подделку, если приобретать с лотков.
Ювелирный туризм. Испания
Конечно, можно бесконечно долго рассказывать способы отличия настоящего янтаря от его имитации (например, настоящий обладает магнитным свойством и не тонет в соленой воде), но вряд ли будет возможность проделать все эти трюки, не отходя от прилавка. Единственное, что можно упомянуть, — хороший качественный янтарь не может стоить дешево. Если покупаете изделие с камнем, в котором есть насекомые, обратите внимание на крылышки, они должны быть расправлены (ведь животное должно было пытаться выбраться из смолы в те далекие-далекие времена), а если нет — то, скорее всего, мушку поместили уже мертвую и залили эпоксидной смолой.
Реклама — Продолжение ниже
Цена на изделия с янтарем зависит от размеров, цвета и внешней схожести камней. Допустим, браслетик из неодинаковых мелких камней можно приобрести и за 300 рублей. Белый янтарь стоит значительно дороже, чем желтый: бусы из продолговатых камней такого цвета в два-три оборота на шее могут обойтись около 1500 рублей.
Финифть — живопись в ювелирном искусстве
Финифть — удивительное живописное направление ювелирного искусства. Произведения изготавливаются с помощью эмали — стекловидного порошка, который накладывается на металлическую пластинку-основу и запекается при высокой температуре. С горячей эмалью на Руси работали еще в III веке. А в XVII веке центром финифти становится Сольвычегодск (Архангельская область).
Основной мотив сольвычегодской эмали — природные композиции: сначала это были преимущественно тюльпаны, а затем — птицы и мифологические существа. К XVIII веку яркая разноцветная эмаль стала вытесняться однотонной.
Также в XVII веке набирает популярность ростовская финифть — красочная роспись никого не оставляет равнодушным и сейчас. В Ростове при фабрике существует музей финифти, где можно ознакомиться как с производством изделий, так и с результатами трудоемкой работы мастеров, и, конечно, купить эти великолепные произведения. Также можно самому попробовать себя в роли художника (проводятся групповые и индивидуальные мастер-классы).
Реклама — Продолжение ниже
Приобрети изделия можно не только в Ростове и Вологде, но и в фирменных магазинах в Москве, Санкт-Петербурге и Ярославле. Комплект в серебре обойдется в среднем около 10 000 рублей, серебряная брошь — около 2500 рублей, панно или посуда дороже — около 30 000 рублей.
Резная кость — скульптура в украшениях
Сказать, что изделия из резной кости впечатляют — не сказать ничего. Это ремесло известно на Руси с X века, а слухи о высочайшем уровне мастерства резчиков ходили и за ее пределами. Материалы используются разнообразные: от самой простой цевки (круглые кости крупного рогатого скота) до кости мамонта. Талантливые художники сегодня трудятся в Архангельской области (село Холмогоры, село Ломоносовское) — искусство художественной резьбы по кости здесь успешно развивалось с XVII века. В XIX веке резьбу по кости стали осваивать в Тобольске, а позднее — и в других городах: Хотькове (Московская область), Кисловодске и Сочи.
Найти такие необычные изделия можно в любом из перечисленных выше городов, однако часто резные украшения продаются и на выставках-ярмарках или в интернет-магазинах. А вот с ценой дело обстоит сложнее: материал, размер и тонкость работы — все это существенно влияет на окончательную стоимость, которая может варьироваться от 1000 до нескольких сотен тысяч рублей.
Реклама — Продолжение ниже
Северная чернь — монохромное очарование
Искусство черни занимает почетное место среди видов декоративно-прикладного искусства России. Великоустюгская чернь известна очень давно (одно из первых упоминаний относится к 1683 году), а к XVIII веку это искусство достигло своего расцвета.
Технология изготовления черненых изделий заключается в вплавлении черного сплава на основе серебра в углубления основного металла (в основном также серебра), что помогает создавать разнообразные узоры на украшении. Благодаря особым техническим приемам, северная чернь имеет свой неповторимый стиль и отличается сложностью сюжетов наносимых рисунков. Позднее, в начале XVIII века, это направление стало развиваться и в Москве.
Ювелирный туризм. Италия
В Великом Устюге можно купить разнообразные черненые изделия: ювелирные украшения, посуду и сувенирную продукцию. Стоимость зависит от сложности, ограниченности серии и веса изделия. Например, простое серебряное колечко может стоить и 500 рублей, а вот авторская ваза для фруктов — 300 000 рублей, и это не предел.
В завершение этого совсем небольшого обзора российских «ювелирных достопримечательностей», (мы не затронули литье, чеканку и еще многие другие замечательные промыслы), можно сказать, что зачастую нам совсем необязательно отправляться в далекие края, чтобы найти необыкновенные и красивые вещи.
Подписывайтесь на Jewellery Mag в Telegram и VK, чтобы первыми узнавать о новых публикациях.
Источник: jewellerymag.ru