Императорские драгоценности Алмазного фонда России
Роскошь и сияние экспонатов Алмазного фонда просто зашкаливает. Несмотря на то, что многие драгоценности большевиками были распроданы на аукционах, этому музею есть чем гордиться.
Оружейная палата в Москве
Алмазный фонд располагается в здании Оружейной палаты, занимает в ней два зала.
Его основателем по праву можно считать Петра I. Именно он в 1719 году собрал на хранение в одной из комнат все драгоценности. В середине 18 века их переместили в Зимний Дворец, в Бриллиантовую комнату.
Но началась война, и летом 2014 года коллекцию в срочном порядке эвакуировали в Москву. Привезли их в восьми сундуках без каких-либо описей и актов передачи. Так же, без проверки, их и приняли.
СОКРОВИЩНИЦА которая богаче АЛМАЗНОГО ФОНДА и хранилища английской королевы
Почти восемь лет они пролежали в подвалах Кремля, заваленные другими грузами. И только в 1922 году сундуки с драгоценностями передали в Гохран, где и занялись их разборкой и переписью. А, начиная с 1926 по 1938 гг., по личному поручению Ленина и советского правительства, очень много драгоценностей распродали на аукционах Европы и Нью-Йорка. Но потом все же остановились.
Комиссия по отбору изделий для продажи на аукционе «Кристи» в Лондоне в 1927г.
Лоты на продажу
«Семь чудес Алмазного фонда»
Алмаз «Орлов»
Удивительно прозрачный алмаз в 189 карат, переливающийся зеленоватым и голубым цветом. Самый крупный и самый ценный алмаз в коллекции. У него 180 граней, формой он напоминает индийскую розу. Изначально алмаз находился в Индии, но в результате череды похищений и продаж оказался у графа Орлова. А он, в свою очередь, подарил его Екатерине II.
Это второй по ценности алмаз в коллекции, тоже отличающийся идеальной прозрачностью, весом 88 карат. Найденный в Индии, он почти сохранил свою первоначальную форму, слегка подправлены у него лишь несколько граней. На этом алмазе отчетливо видны надписи, сделанные на персидском языке – это имена трех его предыдущих обладателей. В 1824 году этот великолепный алмаз с целью примирения привезли в дар Николаю I после жестокой расправы в Тегеране над Александром Грибоедовым, нашим послом, дипломатом и известным писателем.
Портретный алмаз
Один из самых крупных, так называемых портретных, алмазов. Он имеет плоскую форму и площадь – 7.5 квадратных сантиметром. А поскольку этот алмаз еще и совершенно прозрачный, его вполне можно использовать как портретный, что, собственно, и было сделано — под ним разместили портрет императора.
Гигантская шпинель
Вес этого великолепного, необыкновенно прозрачного самоцвета 399 карат. Именно он украшает российскую Большую императорскую корону.
Изумруд, инкрустированный в брошь
Изумруд, инкрустированный в брошь
Это также один из самых известных и ценных камней, его вес 136 карат. Он отличается очень красивым насыщенным цветом и ступенчатой огранкой. Очень красиво смотрится в обрамлении бриллиантов и серебряных виноградных листьев.
Цейлонский сапфир
Легендарный, крупнейший в мире ограненный сапфир в 260 карат. Верхняя его поверхность имеет более ста граней. Этот прекрасный камень в ажурной оправе, подчеркивающей его красоту, Александр II приобрел в 1862 году в Лондоне для своей супруги.
Совершенно уникальный камень весом в 192.6 карат, необыкновенно прозрачный, с великолепной огранкой.
Символы самодержавия
Помимо этих уникальных алмазов в музее имеются и другие эксклюзивные экспонаты и, в первую очередь, это главные регалии монаршей власти.
Символы самодержавия
Императорский скипетр — золото, бриллиант «Орлов», другие бриллианты, серебро, эмаль. Длина скипетра — 59,5 см. Начало 1770-х годов
Скипетр с двуглавым орлом на вершине изготовлен для Екатерины II. С 1774 года его украшает роскошный алмаз «Орлов», подаренный графом своей императрице.
Держава императорская 1762 г. Золото, бриллианты, сапфир (200 каратов), алмаз (46,92 карата), серебро
Высота с крестом 24 см Длина окружности шара 48 см
Держава, иначе именуемая «Царское яблоко», — творение ювелира Экарта, изготовленное для коронации Екатерины II. Уже при императоре Павле I ее дополнительно украсили великолепным сапфиром и бриллиантом.
Сапфир со скипетра
Большая корона Российской империи
Большая императорская корона Российской империи 1762 г.
Эта корона, по праву считающаяся самой красивой и дорогой в мире, – творение придворных ювелиров Георга-Фридриха Экарта и Иеремия Позье. Также создана по поручению Екатерины II для ее коронации в 1762 году в рекордные сроки — всего лишь за два месяца. После революции этот главный символ Российской империи около 30 лет находился в Ирландии, передали туда корону в качестве залога за оказанную финансовую помощь. Выкупить этот шедевр смогли лишь в 1950 году, тогда корона и вернулась в Москву.
В. Боровиковский. «Павел I в короне, далматике и знаках Мальтийского ордена». 1820 г. (?)
Другие экспонаты музея
Малая императорская корона Российской империи
Малая императорская корона Российской империи Бриллианты, серебро.Высота с крестом 13 см
Раньше предполагали, что она была изготовлена для Елизаветы Алексеевны братьями Дюваль. Сейчас же считают, что корону создал ювелир Зефтиген для Марии Александровны.
Корона императрицы Анны Иоанновны
Корона российской императрицы Анны Иоанновны 1730—1731 г.
Великолепная корона, сверкающая двумя с половиной тысячами драгоценных камней, инкрустированных в ее серебряный остов. В качестве украшения использован также темно-красный турмалин, снятый с короны Екатерины I.
Генрих Бухгольц (1735-1781. Портрет императрицы Анны Иоанновны
Бриллиантовая диадема императрицы Елизаветы Алексеевны
Эта диадема, украшенная розовым бриллиантом, — из свадебного набора великих княгинь дома Романовых.
Бриллиантовая диадема императрицы Елизаветы Алексеевны, жены императора Александра I Золото, серебро, розовый бриллиант, мелкие бриллианты, 1810 год
Большая пряжка-аграф и серьги
Большая пряжка-аграф и серьги, 1750-е годы. Мастер И. Позье
Предположительно, ее автор — Позье. Вначале принадлежали Екатерине II. Серьги-вишенки впоследствии тоже входили в свадебный набор невест дома Романовых.
Серьги-вишни на Марии Павловне, дочери великого князя Павла Александровича, внучке Александра II. 1908.
Браслет с портретом императора Александра I
Браслет с портретом императора Александра I
Портрет императора заключен не под стекло, его покрывает необыкновенный алмаз редкой чистоты.
Знаки ордена Андрея Первозванного
Косой крест с изображением распятого св. Андрея
Восьмиконечная звезда
Портрет графа Григория Григорьевича Кушелева с детьми. 1801
Украшение орденской шляпы
Один из знаков ордена св. Екатерины.
Украшение орденской шляпы Бриллианты, рубины, золото, серебро 8,5 х 8,5 см Конец XVIII века
Орден Золотого Руна
Орден Золотого Руна Золото, бриллианты, серебро, топазы 6,2 х 6,2 см Середина XIX века
Этот древний и почетный орден был учрежден еще в 1429 году. Награждали им лишь представителей древнейших дворянских родов.
Медальон с изумрудом
Медальон с изумрудом Золото,серебро, изумруд в 250 карат, бриллианты Середина XIX века
Большой букет Бриллианты, изумруды, золото, серебро 16 х 21 см Около 1760 г.
Большой букет и малый Бриллианты, изумруды, золото, серебро 16 х 21 см Около 1760 г.
Великолепный драгоценный букет, поражающий многообразием цветовых оттенков используемых камней, чувствуется рука большого мастера. Принадлежал императрице Елизавете Петровне.
Диадема-бандо и серьги
Диадема-бандо и серьги. Бриллианты, золото, серебро, эмаль 1750-е годы
Букет нарциссов Бриллианты, золото, серебро, эмаль 18,8 х 8,5 см Вторая половина XVIII века.
Эгрет — украшение для причёски или шляпы
Эгрет — украшение для причёски или шляпы. 1750-е гг.
Очень необычное украшение, представляющее собой фонтан из бриллиантовых струй, на концах которых свободно подвешены капельки из сапфиров. При малейшем движении внутри сапфиров вспыхивают темно-синие огни, отбрасывающие свои голубые тени на искрящиеся бриллианты.
Портбукет. Бриллианты, золото, серебро, эмаль 13,5 х 8 см Около 1770 года
Это украшение прикалывали на платье в качестве миниатюрной вазочки, в которую вставляли маленький букетик живых цветов.
Турмалин розовый. Золото, эмаль 4 х 2,7 х 2,3 см
Редкой красоты камень во время своего визита в Россию преподнес Екатерине II король Швеции Густав III в 1777 году. Долгое время считали, что это рубин. Очень необычна его гравировка в виде виноградной грозди.
Парюра «Бант-склаваж» императрицы Екатерины II
Бант-склаваж и серьги императрицы Екатерины II. Серебро, бриллианты, шпинели, золото
11,5х11 см. 1764 год. Мастер Леопольд Пфистерер
Склаваж – это небольшое ожерелье, которое носили на широкой ленте из кружева или бархота. Хотя на самом деле ожерелье довольно массивное, но выглядит очень легким, ажурным.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Источник: kulturologia.ru
Шедевры, которые стоит увидеть в Алмазном фонде
Удивительно, но в Москве всего один музей ювелирного искусства. Зато какой! Не имеющий равных во всем мире. Имя его – Алмазный фонд. Здесь представлены без преувеличения уникальнейшие коллекции редких драгоценных камней, самородков благородных металлов, полудрагоценных самоцветов, ювелирные изделия императорской семьи и орденских знаков. Каждый экспонат – шедевр.
У каждого – своя история. Только задумайтесь, если у вещей действительно есть память, сколько помнят эти предметы…
Коллекция фонда включает в себя около 70 предметов. Все не перечислить. Красоту такую словами не описать. Служители сокровищницы шутят: на экскурсию обязательно захватите солнцезащитные очки, чтобы не ослепнуть от блеска драгоценных камней. В общем, однозначно – смотреть собственными глазами.
Ну а мы расскажем о самых ценных экспонатах.
Императорские символы власти
Большая императорская корона Российской империи украшена 4 936 бриллиантами, 75 индийскими матовыми жемчужинами и ярко-красной шпинелью. Вес изделия почти 2 кг.
Источник: sunmag.me
Алмазный фонд России: самые знаменитые экспонаты, описание и фото 7 великих камней
Действующая экспозиция Алмазного фонда РФ находится в кремлевской Оружейной палате. Здесь представлены образцы ювелирного мастерства XVIII-XX веков, золотые слитки, орденские знаки, редкие самоцветы. Многие из экспонатов получены в дар от иностранных послов, найдены в щедрых земных недрах, отвоеваны в битвах.
- 1. История Алмазного фонда
- 2. Экспозиция музея
- 3. Самые ценные экспонаты Алмазного фонда
- 4. 7 великих камней
- 5. Видео по теме статьи
- 6. Комментарии посетителей по теме статьи
История Алмазного фонда
Экспозиция сокровищ работает с 1967 года, занимая два небольших зала в Оружейной палате. Однако сам фонд в России основан намного раньше, в эпоху правления Петра I. В 1731 царь-реформатор распорядился выделить в Петербурге место под хранилище ценностей, принадлежащих российскому государству. В сокровищнице нашлось место для орденских знаков, украшений, регалий, которые монархи надевали в исключительных случаях. Постепенно коллекция Романовых расширялась, пополнялась удивительными по красоте и ценности экспонатами.
В XVIII веке собрание переправили в Зимний дворец, где в 1856 для публичного осмотра открылась Галерея драгоценностей (165 предметов). К началу Первой мировой войны проведена масштабная проверка ценностей коллекции, а в 1914 году они были отправлены в Москву. Их приняли в Оружейной палате без описи и поместили в подвалы.
Большевики приступили к осмотру сокровищ лишь в послереволюционном 1922 году. Многие из ценностей по личному распоряжению вождей были реализованы на скандальных зарубежных торгах в 1926-1938 годах. После Великой Отечественной войны начался новый этап в жизни сокровищницы. Ее коллекцию пополнили самородки из Якутии, где было освоено несколько кимберлитовых трубок.
В ноябре 1967 года (50-летие советской власти) открылась общедоступная выставка фонда. Изначально она была задумана как временная. Однако интерес к экспозиции оказался чересчур велик, и она стала работать круглогодично.
С момента открытия здесь побывало более четырех миллионов человек. Появилась лаборатория, специалисты которой занимались воссозданием утраченных ценностей. Не раз Алмазному фонду поступали предложения о продаже уникальных экземпляров, однако совершенных сделок документально не зафиксировано.
Экспозиция музея
Полюбоваться роскошными экспонатами музея, узнать об их истории и роли в судьбе исторических персонажей могут жители и гости Первопрестольной. В первом зале представлены уникальные самородки, плоские камни и гиганты, найденные на территории России и в других уголках планеты. Здесь же можно полюбоваться ювелирными изделиями, выполненными советскими и российскими мастерами из камней, найденных в кимберлитовых трубках Якутии. На обозрение выставлен золотой самородок весом 36 кг и карта РФ, выложенная бриллиантами.
Второй зал знакомит с императорским наследием. Здесь представлены работы знаменитых ювелиров XVIII и XIX века и предметы, которые имеют историческое значение. Среди них — символы власти, ордена, диадемы, царские вещи. С графиком посещения экспозиции можно ознакомиться в интернете, на сайте фонда.
Самые ценные экспонаты Алмазного фонда
Каждый экспонат, принадлежащий Алмазному фонду России, по-своему удивителен. Однако есть украшения, которые представляют собой наибольшую материальную и историческую ценность. К ним относят императорские короны, скипетр, державу. Эти символы царской власти выполнены из драгоценных металлов, инкрустированы ограненными самородками исключительной чистоты. Полумрак, который поддерживается в залах экспозиции, позволяет насладиться игрой света на гранях камней.
Большую ценность представляет бриллиантовая диадема Елизаветы Алексеевны. Ее изюминка — крупный розовый бриллиант княгинь Романовых и россыпь небольших бриллиантов, которые излучают радужное сияние. Не менее важны знаки ордена Андрея Первозванного, Святой Екатерины, Золотого Руна. Удивительно красивы броши-букеты из самоцветов и украшения, которые принадлежали императрицам.
Выставка позволяет осмотреть редкие по красоте и весу алмазы, найденные на территории Якутии. Среди них – «50 лет СССР», «Большая Медведица», «Звезда Якутии». Крупнейший в собрании — алмаз «XXVI съезд КПСС» на 342,57 карат. Многие якутские самоцветы заслуженно попали в каталог бриллиантовой корпорации De Beers.
7 великих камней
Центральные фигуры Алмазного фонда России – семь исторических камней массой от 25 до 398 карат. Ювелиры приложили много усилий, чтобы раскрыть подлинную красоту семи самородков и создать удивительную игру света на идеально обработанных гранях.
Семь камней, которые волнуют воображение и заставляют сердце биться чаще от восторга:
- Бриллиант «Орлов». Ранее камень индийского происхождения принадлежал персидским шахам и великим моголам. Теперь это самый крупный самородок в коллекции фонда. «Орлов» — ограненный алмаз, который, словно далекие звезды, переливается зеленовато-голубым цветом. Если кратко, то после многочисленных похищений он попал к графу Орлову, который подарил его императрице Екатерине II. С 1774 года самородок украшает императорский скипетр. Реплика бриллианта есть в музее Мюнхена.
- Шпинель в Большой Императорской короне. Исключительно красивый и редкий по чистоте красный камень приобретен русскими дипломатами в XVII веке у китайского императора. Ошибочно его приняли за рубин, и он долго украшал головные уборы монархов. Для коронации Екатерины II в 1762 году была изготовлена Большая Императорская корона, которую увенчал этот камень. Его принадлежность к шпинели определена минералогами в начале XX века.
- Цейлонский сапфир (на фото). Весит около 260 карат, имеет древнюю индийскую огранку и редкий сиреневый цвет. Вставлен в оправу изящной броши, украшенной россыпью сияющих бриллиантов. Известно, что он прошел долгий путь из Индии через персидские и кавказские земли. Куплен Александром II для подарка супруге в 1862.
- Оливковый хризолит. Один из самых крупных в мире хризолитов весит 192,75 карата. Он отличается исключительной чистотой и эффектной огранкой.
- Алмаз «Шах». Камень безукоризненной чистоты обладает желтовато-бурым оттенком и весит 88,7 карат. Найден в Индии, впервые описан в XV веке. Надписи на самоцвете — имена трех его обладателей, персидских шахов. Получен Николаем I в качестве примирения после жестокой расправы над послом в Тегеране (А. Грибоедовым).
- Украшение броши княгини Александры Иосифовны – колумбийский изумруд «Зеленая королева» весом 136 с лишним карат. Обладает загадочным мерцанием и красивым оттенком. Эффектный изумруд подчеркивают бриллианты, в обрамлении которых он находится.
- Плоский алмаз XIX века, инкрустированный в браслет с портретом Александра I. Отличается исключительной чистотой и обладает площадью 7,5 кв. см. Изготовлением плоского алмаза на заказ занимались французские мастера.
Природная цветовая палитра и изысканные формы сокровищ музея вызывают эмоциональный отклик не только у эстетов. Самородки, которые здесь можно увидеть, несут в мир красоту, гармонию, вдохновляют на творчество.
Источник: moykamen.com