Самый распространенный элемент кроме розы украшения павловопосадского платка

Уникальные цветочные орнаменты на павловопасадских платках запечатлели представления о красоте, веками существовавшее у русских женщин.

(c) Dilyara Ramazanova / EyeEm/Getty Images

Пожалуй, нигде больше не любят платки так, как в России. Их носят женщины всех возрастов и зимой как головной убор, или вместо шарфа, или накидывают на плечи летними вечерами. В России есть разные виды традиционных платков, но самый популярный — павловопосадский.

Именно этот платок, щедро украшенный цветочными узорами, чаще всего называют русским за границей и разбирают на сувениры. Кстати, отличить платок российского производства от другого довольно просто: во-первых, он имеет форму квадрата, причем это всего несколько регламентированных размеров (от 72х72 до 148х148 сантиметров). Во-вторых, традиционные платки имеют натуральный состав (шерсть, шелк или хлопок), хотя иногда может быть добавлена небольшая часть вискозы для прочности. В-третьих, каждый платок имеет свое название, придуманное художником. И конечно, хотя сегодня есть большое количество оригинальных рисунков, узнают русские платки именно по этим симметричным растительным узорам с крупными деталями в центре.

Наряды из павловопосадских платков!Как элегантно!Павловопосадские платки в Минске

1. «Восточный огурец»

(с) Nataliya Petrova / NurPhoto/Getty Images

Шали пришли в Европу с Востока, и неудивительно, что самыми первыми узорами на русских платках были так называемые пейсли — декоративные элементы в виде то ли огурца, то ли капли. При этом русские платки украшаются «огурцами», «бобами» и «опахалами» в собственном стиле: симметричные крупные узоры на углах и обязательно яркие цвета — для хорошего настроения холодной зимой. До середины XIX века именно восточные орнаменты были самыми популярными, причем не только на павловопосадских платках, но и на других русских мануфактурах, которых сегодня уже нет. Современные платки также выпускаются с разнообразными ориентальными узорами: «Восточное путешествие» (перевыпуск одного из первых платочных узоров — синие и бордовые пейсли на коричневом фоне), «Волшебница» (перевыпуск узора конца XIX века — коричневые завитки на черном фоне), «Женское счастье» (золотистый орнамент на синем фоне), «Жемчужные росы» (красные узоры на черном фоне).

Читайте также:
Изо 5 класс зачем людям украшения

2. Крупные розы

(с) Darunka Andreeva / EyeEm/Getty Images

Изображения больших распускающихся бутонов роз на тканях, в керамике и в интерьере входят в моду в России в 1870-х годах, но пожалуй, наибольшего расцвета они достигли именно на мануфактуре в Павловском Посаде. Изначально у цветочных орнаментов было три фона — черный, бордовый (или темно-красный) и светлый (цвета льна).

Современные художники используют также голубой, зеленый и розовый, расписывая фон затейливыми композициями из цветов. В разное время художники дополняли композиции «трендовыми» деталями, как бы сказали модные критики: то завиток добавят, то ленту, то хмельной стебль, то ветку малины, а то и вовсе «вплетут» в букет пару других цветов. Все, чтобы платок понравился покупателю.

Розы в широком смысле симолизировали роскошь, красоту, чувства, а потому платок с таким рисунком был всегда очень популярным подарком. Узоры с розами нередко перевыпускаются в течение многих лет. Например, и сегодня можно увидеть в магазинах платок «Белые розы» (розы на синем фоне) — это узор 1950-х, «Краски лета» (розовые цветы с зелеными листьями на красном фоне) — старинный узор, очевидно, конца XIX века, а также многие другие.

Особенностью павловопосадской техники считается натурализм бутонов, они кажутся объемными и реалистичными, будто бы только что собранными в саду.

3. Причудливые георгины

(с) Legion Media

Еще одним очень популярным цветком, которым любят украшать художники русские платки, считается георгин самых разных оттенков — но всегда ярких и контрастирующих с фоном. В природе георгины бывают белыми, красными, оранжевыми, а вот на павловопосадских платках встречаются и синие, и фиолетовые, и золотистые. Символизируют они признательность. Как и розы, георгины часто украшаются лентами и листьями по моде своего времени. Также георгины встречаются и в «букете» с другими садовыми цветами, например, пионами, лилиями или тюльпанами.

4. Полевые цветы

(с) Виктор Драчев /TASS

Кроме изящных роз и георгинов, на павловопосадских платках можно увидеть и простые полевые цветы. Чаще всего художники придумывают очень милые композиции из васильков, незабудок, ромашек — то есть тех цветов, которые растут летом на любом русском поле. В отличие от садовых цветов, эти цветочки чаще всего рисуют мелкими, но в композиции с другими цветами, собирая объемные гирлянды из «букетов».

Читайте также:
Чем чистить украшения в ультразвуке

Дорогие читатели, чтобы не пропустить наши свежие материалы, подписывайтесь на нас в социальных сетях: Telegram ; VK ; Яндекс Дзен

Источник: dzen.ru

Павловопосадские Узоры

Павловопосадские Узоры

Павловопосадские платки берут начало от простого куска белого полотнища с вышивкой, которое называлось убрус. В семнадцатом веке убрус, которым русские женщины покрывали голову в повседневной жизни уступает место платку, позже в русском языке появляется позаимствованное в персидском языке слово «шаль» означающее большой узорчатый платок носимый на теле. Платок всегда являлся одним из обязательных атрибутов русского национального традиционного костюма, как повседневного, так и праздничного. Показаться на людях с непокрытой головой (простоволосой) считалось верхом неприличия на Руси.

В традиционных рисунках платков всегда присутствовали древние языческие образы и символы, такие как певчие птицы, дерево жизни, образ лебедя. Позже в эти орнаменты виртуозно вписываются позаимствованные в Европе античные вазы и французские букетики, виноградная лоза и вазоны с крупными цветами. Так же в платке всегда присутствовала (как одно из направлений) тема восточных орнаментов – бобов и пейсли (или восточный огурец).

История Павловопосадской Платочной Мануфактуры насчитывает уже более двух веков, но известные во всем мире павловопосадские платки начали выпускать здесь не сразу. Известное производство было открыто двумя купцами: Яковом Лабзиным и Василием Грязновым в 60-х годах девятнадцатого, века- через пятьдесят лет после открытия фабрики. На протяжении всего девятнадцатого века предприятие постоянно модернизировалось и богатело, вместе с тем постоянно борясь с жесткой конкуренцией, т.к. широко востребованная в России продукция выпускалась на многих фабриках. Благодаря таланту художников и мастеров предприятию удалось не только выстоять, но и занять ведущее место в индустрии.

Постепенно предприятие разрасталось и уже в начале двадцатого века «Товарищество мануфактур Лабзина и Грязнова» крупнейшее предприятие в России по производству шерстяных платков, на котором работало более 2000 работников.

После революции 1917 года предприятие было национализировано и преобразовано в Старо-Павловскую фабрику. На протяжении советского периода фабрика выпускала платки в основном используя рисунки старых мастеров, но и изделия с «современной» тематикой (портреты вождей революции, индустриализация, коллективизация страны) пользовались популярностью. Но постепенно стилистика павловопосадских платков вернулась в классическое русло, и на платках снова заиграли яркими красками цветочные орнаменты и восточные узоры.

Читайте также:
Марки ювелирных украшений список

Мастера и художники Павловопосадской Платочной Мануфактуры и по сей день радуют глаз своих почитателей изысканными рисунками и орнаментами, которые постоянно совершенствуются и модернизируются, но сохраняют стилистику и традиции старых мастеров.

В музее платков можно увидеть всё разнообразие павловопосадских платков, от старинных классических образцов ручной набойки девятнадцатого века, авангардно-пропагандистских платков тридцатых годов прошлого века до современных платков и шалей выпускаемых предприятием в настоящее время.

За более чем двух вековое существование, Павловопосадская платочная мануфактура прошла огромный путь своего развития от крестьянской светлицы до современного конкурентоспособного производства, отвечающего всем мировым стандартам. Ее достижения неоднократно были отмечены на различных выставках, начиная от Малой Серебряной Медали на Московской выставке российских мануфактурных произведений, до Большой Золотой Медали на Всемирной выставке в столице Бельгии в Брюсселе.

Основные элементы декора павловопосадских платков – обвязку, как и два века назад делают вручную. На вязку бахромы одного платка у мастерицы уходит два часа – это семейная традиция, ее вяжут и мамы и бабушки и дети.

До того, как павлово-посадские платки стали неотъемлемой частью народного костюма крестьянства и купеческого сословия, они долгое время оставались модным аксессуаром дам благородных сословий. В начале 19 века этот элемент женского гардероба был настолько популярен, что существовал даже танец с шалью, в котором дамы могли демонстрировать свою благородную осанку. Платки того времени обычно декорировались турецкими орнаментами, чуть позднее в моду вошли так же и цветочные орнаменты. Их создание – особое искусство, бережно и ревностно хранимое художниками и мастерами набойного дела павловопосадской платочной мануфактуры.

Сегодня многие дизайнеры обращаются к национальному стилю вообще и к павловопосадским узорам в частности. Секрет такой популярности в том, что эти платки передают особенности национального русского характера, напоминая о свойственной ему духовности.

Спустя столько лет павловопосадский платок продолжает жить и развиваться: восстанавливаются старинные узоры, заимствуются орнаменты других народов и культур. К примеру, в настоящее время пользуются популярностью платки и шали с «турецкими огурцами» и «бобами», позаимствованные у знаменитых индийских кашемировых шалей.

Читайте также:
Украшения на машины из гербер

Это неудивительно, потому что настоящие, традиционные, качественные вещи найдут своих ценителей в любые времена, и павлово-посадские платки тому подтверждение.

История русского платка в программе «Вести»

Источник: www.perunica.ru

Не ткань, а букет цветов: символы узоров на павловопосадских платках

Павловопосадский платок – это самобытный, колоритный и исконно русский аксессуар. Яркий набивной рисунок на платке – словно целый сад цветов!

Уникальный цветочный узор или орнамент на платке получается путем сложной технологии. Главную роль в создании рисунка играет, конечно же, художник. Именно он творит чудо, воплощая его в жизнь!

Не ткань, а букет цветов символы узоров на павловопосадских платках, фото № 1

Не ткань, а букет цветов символы узоров на павловопосадских платках, фото № 2

Раньше узор переносился на ткань при помощи деревянных резных форм. Деревянные формы назывались «цветками» и «манерами». С помощью досок «цветки» на ткань наносились узоры. Досками «манеры» набивался контур орнамента или узора.

Не ткань, а букет цветов символы узоров на павловопосадских платках, фото № 3

Сейчас используются производственные трафаретная печать и нейлоновые шаблоны. Сегодня на один платок может быть нанесено до 23-х красок!

Особую культурную ценность России представляют павловопосадские платки, рисунок которых набит вручную. Это по-настоящему эксклюзивные модели!

Годом создания павловопосадских платков считается 1795 год, когда государственный предприимчивый крестьянин Иван Лабзин организовал производство платков из шёлковой нити. Шелковые нити Иван Лабзин покупал на ярмарках и привозил в свою деревню, которая позже вошла в поселение Павлово Посад (сейчас город Павловский Посад).

Цветочные узоры – это традиционный рисунок на павловопосадских платках.

Самым популярным цветком и главным элементом в цветочной композиции платка является РОЗА. Роза – символ любви, нежности и красоты. Цвет розы – также имеет значение. Красный цвет – символ страстной любви; белый цвет – цвет чистоты, невинности и смирения; розовый цвет – символ элегантности, восхищения, благодарности и симпатии. Это также может быть намеком на более глубокое чувство; жёлтые розы – это не символ разлуки, как многие считают, это символ дружбы и уважения; оранжевые розы – символ энтузиазма и горячих чувств; зелёные розы – символ изобилия и щедрости, а синие розы – символ таинственности.

Читайте также:
Почему плохо от украшений

Павловопосадский платок «Русская красавица»

Не ткань, а букет цветов символы узоров на павловопосадских платках, фото № 4

Высшим уровнем мастерства художника считается умение изобразить розу на платке так, что когда девушка идет в платке, издалека кажется, будто её украшают настоящие живые цветы.

Не ткань, а букет цветов символы узоров на павловопосадских платках, фото № 5

Розы редко встречаются на платке в одиночестве. Обычно они сочетаются с другими цветами.

Лилия – символ чистоты и непорочности. С лилиями делают букеты невесты, чтобы подчеркнуть её невинность, а платки с лилиями часто выбирают на венчание.

Павловопосадский платок «Первое свидание»

Не ткань, а букет цветов символы узоров на павловопосадских платках, фото № 6

Другим наиболее распространённым цветком на платке, после розы, считается Георгин. Богата палитра оттенков этих цветов. Георгины символизируют и силу жизни, и признательность, а могут выражать мимолетное увлечение и каприз.

Павловопосадский платок «Миндаль»

Не ткань, а букет цветов символы узоров на павловопосадских платках, фото № 7

Пион – символ роскоши, богатства и веселья. Одним из популярных и роскошных платков является «Розы и пионы», старинный рисунок которого восстановлен В. Зубрицким.

Павловопосадский платок «Розы и пионы»

Не ткань, а букет цветов символы узоров на павловопосадских платках, фото № 8

Тюльпан – Разные цвета бутонов тюльпана символизируют разные отношения между людьми. Так, красный тюльпан – начало отношений, страсть; белый тюльпан – обман и предательство, желтый тюльпан – безответная любовь и расставание. Напомню, что это касается только цвета ТЮЛЬПАНОВ!

Павловопосадский платок «Нежное прикосновение»

Не ткань, а букет цветов символы узоров на павловопосадских платках, фото № 9

Но не только садовые цветы можно встретить в рисунках павловопосадских платков, но и полевые цветы: ромашка, василёк, колокольчик, незабудка. Словно русское поле раскинулось на ткани платка! Полевые цветы придают яркости, красочности и неповторимости, ну, и конечно, придают платкам национальный колорит и Дух России.

Павловопосадский платок «Лужок»

Не ткань, а букет цветов символы узоров на павловопосадских платках, фото № 10

Фотографии платков взяты с сайта «Павловопосадская платочная мануфактура»

Выбирая павловопосадский платок, обратите внимание на внешность:

Брюнеткам с карими глазами прекрасно подойдут платки, на которых изображены голубые и синие георгины, белые ромашки, разбросанные по контрастному полю. Блондинкам к лицу будут розы на тёмном фоне. Рыженьких украсят платки с васильками и фиолетовыми георгинами.

Сегодня павловопосадский платок (или изделие из павловопосадского платка) в сочетании с живым букетов цветов – это незабываемый, уникальный и эффектный подарок дорогой женщине (маме, родственнице), любимой девушке или уважаемой коллеге.

Не ткань, а букет цветов символы узоров на павловопосадских платках, фото № 11

Дарите подарки со смыслом! Храните русские традиции!

С уважением, Ольга Лаврентьева, дизайнер и специалист по работе с мехом и кожей.

Источник: www.livemaster.ru

Рейтинг
Загрузка ...