Шанкы накосное украшение как сделать

Думаю, ни для кого не станет откровением, что практически у каждого народа, проживающего на территории России, есть свой уникальный, самобытный, национальный костюм, который, помимо прямого назначения (защиты от неблагоприятных внешних факторов), обладает еще и ярко выраженным символизмом.

Алтайские национальные костюмы

Проще говоря, национальный костюм – это не просто одежда, в которой тепло и комфортно, но и своеобразная летопись, отражающая все вехи развития того или иного народа.

В сегодняшнем материале я хочу рассказать тебе, дорогой читатель, о национальном костюме алтайских женщин, поскольку именно этот вариант традиционного одеяния вызывает у меня неподдельный интерес. А все потому, что визуальная составляющая национального костюма жительницы Алтая (материал, цвет, декор) позволяет безошибочно определить не только возраст и социальный статус его обладательницы, но и ее характер, семейное положение и даже количество детей. Звучит неплохо, согласитесь!

Алтайские национальные костюмы

ЧАВАГА, салбак, боошкун — тувинские накосные украшения. (Доброе утро, Тува! 19.07.2018)

Итак, роль основных «определителей» возраста девушки практически всегда играют прически и всевозможные накосные (от слова «коса») украшения. По традиции волосы девочке стригут всего один раз за всю жизнь, да и то в годовалом возрасте. Этой чести, как правило, удостаивается родной дядя малышки по материнской линии — «таай».

Главным же критерием красоты девичьих волос считается их длина и густота, поэтому в качестве косметических средств используются молочная сыворотка и мыло, изготовленное в домашних условиях путем уваривания золы, травы «самын» с животным жиром. Любопытный факт. Совсем юным девушкам строго-настрого запрещается мыть волосы в речке, поскольку алтайцы верят, что вместе с речной водой может уплыть и девичье счастье.

Когда в алтайской семье рождается девочка, родители и близкие родственники дарят ей всевозможные декоративные безделушки — бусинки, бисер, ракушки каури. Все это делается для того, чтобы девочка, когда станет чуть постарше, могла мастерить себе всевозможные украшения.

Алтайская девушка

По мнению коренных алтайцев, наибольшей магической силой обладают именно ракушки моллюска каури, поскольку имеют форму схожую с человеческим глазом, а значит…оберегают от сглаза. Логика проста и понятна. Круглые пуговицы («топчы») дарят долголетие, а бусины и бисер («уркене») — многодетность и богатство.

Маленьким девочкам, от 3 до 8 лет, на одежду (со стороны спины) прикрепляют украшение под названием «шалтрак», сделанное из кожи с бусинами и ракушками, подаренными маленькой алтайке при рождении.

Девочка в «шалтраке»

Когда же девочке исполняется 8 лет, «шалтрак» снимают, и вплоть до 14 лет она носит другое украшение — «шымырак». Как правило, «шымырак» собирается из отдельных деталей «шалтрака». Также очень важным нюансом в образе подрастающей алтайки являются украшенные косы.

Девочка в «шымыраке»

С наступлением брачного возраста, а это, ориентировочно, 15-16 лет, девичью прическу украшают накосным аксессуаром, который называется «шанкы». Он сделан из раковин каури, которые вплетаются в косички специальными шнурами, продетыми через металлическую петельку круглой выпуклой пуговицы.

Читайте также:
Новогоднее украшение елочка своими руками

Как сделать накосные украшения-обереги для девушек.

Чтобы косички держали форму и не рассыпались, их скрепляют заколкой, а также пропускают под матерчатую опояску, концы которой опускаются сзади вместе с «шанкы» и доходят почти до самых пяток. Во время движения украшения из раковин и бусин издают негромкий звук, что-то наподобие звона, который не только отпугивает злых духов, но и сообщает окружающим, что девушка не замужем.

Девушка с «шанкы»

К слову, отличают замужнюю даму от холостячки не только украшения, но также прическа и…шапка. Во время свадебной церемонии алтайке расплетают, так называемую, девичью косу и заплетают две новые: над левой трудится родственница жениха, а над правой – родственница невесты.

Алтайская свадьба

Участие женщин с обеих сторон родственников, состоящих в счастливом браке, является обязательным условием, поскольку данный ритуал трактуется как переход невесты из одной семьи в дру­гую. В завершении на девушку надевают шапку из ягнячьего меха, обычно черного цвета, пирогообразной формы, которая называется «кураган бoрук». Наличие этой шапки означает получение девушкой нового статуса – теперь она замужем.

Алтайская свадьба

Вообще в традиционной культуре алтайцев насчитывается более 15 видов шапок, однако для женщин подходят далеко не все. Дело в том, что алтайкам запрещено носить шапки из меха зверей, имеющих когти. Алтайцы считают, что подобный наряд самым негативным образом сказывается на беременности и рождаемости детей.

С косами и шапками, вроде, разобрались. Самое время поговорить о традиционной одежде замужних алтайских женщин или, как ее называют на Алтае, «чегедек». «Чегедек» представляет собой безрукавное, распашное одеяние, выполняющее функции верхней одежды.

Девушка в «чегедеке»

При изготовлении «чегедека» портнихи используют особый прием, благодаря которому «крылья» этого наряда стоят наподобие горных вершин. По мнению алтайцев, «крылья» «чегедека» символизируют семейную пару: одно «крыло» — это женщина, жена, а второе — ее муж, с которым она пойдет по жизни. «Однокрылой птице не летать», -говорит народная мудрость о горькой вдовьей доле. Однако есть и такая пословица: «Нет чегедека без крыла, нет семьи без пары».

Девушка в «чегедеке»

Края, пол, проймы и ворота «чегедека» обшивают парчой и цветными шелковыми нитками, которые расположены в строгой последовательности и соответствуют цветам радуги. Алтайцы верят, что по этой «радужной дорожке» («солонызы») на землю спускается дух-покровитель материнства Умай-эне.

Женщина в «чегедеке»

Важным элементом «чегедека» считается украшение «бельдууш». Это такая металлическая подвеска, которую женщины носят на левом боку и на которую навешивается кисет, огниво, игольница и… ме­шочки с пуповинами детей. Да-да, вам не показалось, все именно так.

Визуально мешочки различаются в зависимости от пола ребенка. Пуповина девочки хранится в треугольном или ромбовидном мешочке. Треугольная форма говорит о том, что в будущем девочка станет хранительницей огня, а ее жизнь будет вращаться вокруг треножного очага. А вот ромбовидная или прямоугольная форма символизирует игольницу. Значит, из девочки получится отличная мастерица.

Читайте также:
Украшение столика своими руками

Мешочки для пуповины

Ну а пуповины мальчиков хранятся в мешочках, имеющих форму пороховницы или тажуура — сосуда для молока и араки (жидкость для ритуальных обрядов). У алтайцев есть такая поговорка: «Нет надобности спрашивать алтайку, сколько у нее детей: достаточно сосчитать число мешочков, висящих на поясе».

Девушка в «чегедеке»

Обычные ежедневные платья, которые носят алтайки, не представляют собой ничего примечательного. Однако особой формой отличаются манжеты, поскольку полностью закрывают кисти рук. Оголять эту часть тела у алтайцев считается неприличным, поэтому отогнуть манжеты девушка может лишь во время работы по дому и только в том случае, если рядом нет мужчины.

А вот обуви у алтайцев немного – всего несколько пар, и шьется она наподобие сапог, с обязательным и самым красивым элементом — загнутым вверх носком. В культуре тюркских народов высоко загнутый носок обозначает бережное отношение ко всему живому: к земле, траве и цветам.

Женскую обувь от мужской отличает сорт кожи и способ оформления. Так обувь для женщин изготавливается из красной кожи «шири», которая выделывается из жеребячьих шкур и украшается блестящей тесьмой. «Бычкак oдук» шьется из лапок косули, кабарги, оленя, овец и коз. Такая обувь подходит и взрослым, и детям.

Алтайские сапожки

А вот для изготовления «кoм» или «кату oдук» используются в основном шкуры крупно-рогатого скота и лошадей. Носят такую обувь с весны по осень, а вот на летний период из нее вынимают войлочный чулок («ук») и используют в качестве легкой обувки.

Подводя некий итог, можно сказать, что традиционный алтайский костюм не потерял своей актуальности и сегодня, однако его использование ограничивается свадьбами и национальными праздниками. В Республике Алтай практически в каждом селе можно встретить мастериц, сохранивших традиции изготовления национального костюма и передающих свои знания и умения последующим поколениям.

Алтайские девушки

Буду очень благодарен вашей подписке на мой канал и лайку под этой записью!

Обязательно подпишитесь на мой YouTube канал , где ежедневно выходят мои репортажи и короткие видео на тему истории, путешествий и личной жизни.

Источник: dzen.ru

Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе -изготовление накосного украшения -шанкы
план-конспект занятия по конструированию, ручному труду (старшая группа)

Воспитатель: «Здравствуйте, дети! сегодня я пришла к вам в гости, чтобы пригласить Вас вместе со мной отправиться в путешествие».

( раздается детский плач и стук в дверь)

Воспитатель : «Дети, слышите, кто-то плачет и стучится к нам в дверь. Я пойду, посмотрю кто там и что случилось». ( подходит к двери и вносит куклу в алтайской одежде)

Воспитатель: «Садись девочка ,как тебя зовут, почему ты плачешь, что у тебя случилось?»

Читайте также:
Украшения конплотт что это

Девочка: «Меня зовут Айана, я собиралась на праздник и вот… (плачет и показывает мешочек (Воспитатель заглядывает в мешочек, в мешочке на ниточках по бусинке, а остальные россыпью)

Воспитатель : « Не плачь, Айана, я кажется, догадалась в чем дело. ( обращается к детям)

Дети, здесь в мешочке лежат очень красивые вещи, хотите узнать что это?» ( ответы детей)

Воспитатель: я вам загадаю загадку, а отгадка находится в мешочке, слушайте.

Надели шарики на нити

Красиво очень, посмотрите

Блестят на солнце краше

Они на шее нашей

Воспитатель: «Что это, как вы думаете?» ( ответы детей)

Воспитатель : «Правильно, это бусы, а сейчас Айана расскажи, что у тебя случилось, почему ты плакала?»

2. Создание проблемной ситуации

Айана: «Сегодня у нас в Дом культуре праздник и меня пригласили, чтобы я станцевала алтайский танец. Я надела самое красивое платье и хотела украсить свою косу, а украшение рассыпалось на бусинки. Помогите мне собрать его»

Воспитатель: «Не расстраивайся, наши дети всегда помогают, правда, дети, поможем Айане» ( ответы детей )

11. Основная часть

1.Беседа о накосном украшении

—«Как вы думаете, как называется алтайское накосное украшение?» ( ответы детей, показ слайда ). Правильно, шанкы, скажем хором, скажи Коля, повтори Оля. ( Ответ ребенка: Это накосное украшение шанкы)

— В каком возрасте девушки украшали волосы накосным убранством «шанкы»

—— Кто из вас вспомнит, как из бусин делают украшение? ( ответы детей: шанкы состоит из квадратиков, которые чередуются связками бус из поперечных цветных полос. На конце каждой нитки прикреплялись раковины каури. Чтобы косички не рассыпались, их скрепляли заколкой.)
Воспитатель : «Очень хорошо, шанкы можно делать разной длины, из разных бусин. Видишь Айана , дети знают как сделать шанкы, мы тебе поможем

Воспитатель: сейчас я хочу пригласить вас в мастерскую по изготовлению украшений, но нам предстоит очень кропотливая и сложная работа , я предлагаю, прежде чем начать работу, вам нужно отдохнуть и сосредоточиться.

2. Игра «Разноцветные бусинки»

Воспитатель: Давайте поиграем , а Айана посмотрит и успокоится)

( Воспитатель рассказывает сказку о бусинах, дети показывают)

В некотором царстве, некотором государстве в красивой шкатулке, жили-были бусинки. Однажды красивая шкатулка открылась и бусинки оказались на свободе. Захотелось бусинкам побегать, поиграть, потом собраться в кружок, сначала в один кружок собрались только бусинки красного цвета, а в другой бусинки зеленого цвета. Затем бусинки образовали круг с разноцветными бусинками . Играли они, играли и не заметили, как наступил вечер. Собрались бусинки в шкатулку и шкатулка закрылась.

1.Пальчиковая игра «Покатаем бусинки»

Воспитатель: «Отдохнули? Давайте поторопимся, а то Айане тоже нужно успеть на праздник.» ( дети рассаживаются за столы)

Воспитатель: «Ребята, как я вам уже говорила, работа предстоит очень кропотливая, давайте сделаем гимнастику для наших рук, чтобы ручки лучше нас слушались».

(гимнастика: покатаю я в руках, бусинки –горошки

Читайте также:
Украшение витрин к новому году до какого числа

Быть послушными учу, пальчики- ладошки)

( повторяется первый раз громко, а второй раз тихо дети проговаривают)

2. Изготовление накосного украшения

Воспитатель: «Молодцы ребята!

— Посмотрите, у меня есть тоже ниточка и на конце бусинка. Которая называется… Как называется бусинка (ответы детей каури)

Правильно, бусинка называется каури. Я беру бусинку и вдеваю в нитку. Затем беру другую и опять вдеваю, и так пока все бусинки не окажутся на ниточке. Кто закончит работу, скажет мне, а теперь приступаем к работе

При работе никто бусинки в рот не берет. Справа от меня ребята вдевают бусинки красного цвета, а слева от меня, вдеваем бусинки, зеленого цвета.

Начинаем работу, а то Айане нужно успеть на праздник.

( самостоятельная работа по тихую музыку, кто сделал, приносит воспитателю, воспитатель закрепляет нити в украшении)

V. Заключительная часть

Воспитатель: «Посмотрите, дети, что у нас получилось, тебе нравится , Айана?

Ребята, как вы думаете, почему у нас так красиво получилось? ( работали дружно, старались, нанизывали правильно)

Айана: «Спасибо, ребята вам за помощь, я станцую на празднике очень хорошо. До свидания! (уходит)

Воспитатель: Наша работа подошла к концу, я рада, что вы помогли Айане в ее беде, оставайтесь всегда такими дружными и добрыми. И хочу подарить вам бусинки, чтобы вы вместе с воспитателем сделали такое же накосное украшение –шанкы. Спасибо за работу. До свидания!

Источник: nsportal.ru

Шанкы накосное украшение как сделать

ПОНЕДЕЛЬНИК — ЧЕТВЕРГ 9.00 — 20.00
ПЯТНИЦА 10.00 — 20.00
СУББОТА — ВЫХОДНОЙ
ВОСКРЕСЕНЬЕ 9.00 — 18.00

Девичья причёска и накосные украшения

Девичья причёска и накосные украшения
( отрывок из статьи « Традиционная женская одежда алтайцев». «Ажуда», январь 2004 г.)

«…Определителями возраста в девичьем костюме служили причёска и накосные украшения. Девочкам до 12 лет заплетали столько косичек, сколько ей полных лет. За всю жизнь волосы девочки стригли всего один раз, в годовалом возрасте. Этого почётного права удостаивался «таай» — дядя по материнской линии.

Девочек до брачного возраста называли «сырмалу бала», т.е. — «имеющая причёску «сырмал». Эта причёска была довольно сложной: делался косой пробор (у женщин — строго прямой), чёлка заплеталась в три косички, при этом одна из них укладывалась на левую, вплетая височные косички. Из волос на затылке заплетали несколько косичек.

Девушка, так и не вышедшая замуж, до смерти носила девичью причёску и хоронили её с ней же. По сообщенью этнографа В.П. Дьяконовой, женщины, имевшие внебрачного ребёнка — «сурас» и не вышедшие замуж, заплетали свои волосы в три косы. В девичьей причёске косичка, как и в мужской, называлась «Kejere», а в женской — «тулун».

Критерием красоты волос считались их густота и длина. В косметических целях волосы мыли молочной сывороткой, что способствовало их росту и придавало ей шелковистость. С этой же целью использовали мыло, которое изготовляли в домашних условиях путём уваривания золы травы «самын» с животным жиром. Молоденьким девушкам строго — настрого запрещалось мыть волосы в речке.

Читайте также:
Ювелирные украшения это серебро

Считалось, что вместе с водой может уплыть счастье девушки. К волосам вообще относились очень бережно. Выпавшие волосы никогда не выбрасывали, их собирали в мешочек на протяжении всей жизни и подкладывали усопшему под голову.

Чтобы зрительно удлинить волосы, к ним прикалывали специальное украшение из конских волос «шургуул».

Традиционная девичья причёска претерпела незначительные изменения. Например, начиная с 20-30-х годов прошлого века, многокосье сменилось одной косой. Двукосье же до наших дней остаётся элементом костюма замужней женщины. Двукосье у девушек допускалось лишь в том случае, когда волосы заплетались повыше (замужние женщины носили две косы, которые заплетались за ушами).

Накосные украшения тоже имели возрастные отличия и считались своеобразными оберегами. «Кыстын бажын кара салбас» — говорилось в народе, что означает: «Девичью голову нельзя держать чёрной», т.е. она не должна быть без украшений.

При рождении девочки родные и близкие дарили новорождённой различные украшения — бисер, бусы, раковины каури («jbmaMam»), кисточки из шёлковых кисточек, перламутовые кисточки и т.д., с расчётом, что они понадобятся малышке для её будущих украшений. По народному поверью, наибольшей магической силой обладали ракушки моллюска каури. По своей форме они напоминают глаз, поэтому считалось, что это украшение способно уберечь от сглаза. Каури завозились купцами, поэтому стоили очень дорого. В литературе описываются случаи, когда за одну ракушку отдавали быка.

Круглой пуговице «топчы» приписывали силу дарить долголетие. От «топчы», якобы, исходит пожелание: «Пусть живёт так долго, как я, да сбудется моё благопожелание!». Бусины (jhhjh) и бисер «уркене» считались символами многодетности и богатства.

Имитируя накосные украшения, маленьким девочкам от 3 до 8 лет на спинке одежды прикрепляли украшение «шалтрак». Шалтрак изготовляли из кожи и нашивали на неё различные украшения, подаренные при рождении.

Когда девочке исполнялось восемь лет, ей расстёгивали шалтрак, и до 14 лет она носила уже другое украшение — «шымырак». Шымырак собирали из деталей шалтрак. Особых норм здесь не придерживались, важно было, чтобы косы были украшены.

Девушке, достигшей 14 лет, вплетали в косы особое украшение — «шанкы». Шанкы — это знак того, что девушка достигла брачного возраста. Шанкы обычно изготовляли из пяти квадратиков парчовой ткани с пришитыми к ней ракушками каури. Эти квадратики чередовались связками бус из восьми параллельных ниток.

Последняя снизка бус была вдвое длиннее остальных и каждая нитка в ней оканчивалась маленькими колокольчиками или каури. Считалось, что звук от трения раковин и звон колокольчиков отпугивал злых духов, а также оповещал окружающих о наличии незамужней девушки. Социовозрастная ступень-«шанкылу бала» подразумевала святость, чистоту и требовала от девушек данного возраста соблюдения определённых норм поведения, главными из которых являлись скоомность и сдержанность».

Источник: nbra.ru

Рейтинг
Загрузка ...