Лет 10 назад, будучи проездом в г.Москве, я посетил, в качестве зеваки-экскурсанта территорию
Кремля. Там же побывал на какой-то выставке старинных царских шмоток.
Если честно, ни когда не испытывал особенных чувств к разного рода именитым тряпкам, драгоценностям, украшениям и т.п. Поэтому, ни чего из того, что было на этой выставке я не запомнил, за исключением одной «мелочи».
В числе прочего на вышеуказанной выставке эскпонировалась Шапка Мономаха (далее — ШМ). Она то мне и запомнилась. А запомнилась она мне не из-за того, что её когда-то одевала на свою макушку царственная особа, а совсем по другой причине.
Все мы примерно представляем, как выглядит ШМ. В числе прочего, этот головной убор украшают драгоценные камни. Все мы представляем драгоценные камни, как нечто сверкающее и блестящее, переливающееся светом, отраженным от множества граней.
Каково же было мое удивление, когда я не увидел ни каких переливающихся граней на камнях, «украшающих» ШМ. Поверхность камней, конечно, была отполирована, но форма их напоминала тщательно выглаженные водой камешки на речном пляже.
Загадки и тайные знаки шапки Мономаха.
Я был удивлен. И это мягко сказано. Самому царю не смогли сделать нормальную шапку с блестящими камнями?! В тот момент авторитет русских царей, в моих глазах, упал ниже плинтуса.
Вобщем, описанное выше чувство разочарования от встречи с реальностью было то самое единственное, что и запомнилось мне на той выставке.
С тех пор прошло приличное число лет и совсем недавно, читая очередной отчет об археологических раскопках, я вспомнил ту самую ШМ, украшенную полированными булыжниками, вместо драгоценных камней.
Статья называлась: «Торговые отношения с востоком на основе изучения импорта украшений из полудрагоценных и поделочных камней и органических материалов» авт. А.В. Губайдуллина.
Напечатана в журнале «Средневековая археология» № 5 от 2018г.
Торговые отношения меня, на тот момент, не сильно интересовали. Меня больше интересовала классификация украшений из: сердолика, янтаря, гагата, хрусталя, халцедона, агата, оникса, лазурита, перламутра, — найденных археологами в процессе раскопок на территории разных городищ Поволжья.
В данной статье описывались бусы разнообразной формы. Но в основном их можно было разделить на бусы округлой формы и ограненные.
Читаю я значит статью и вдруг до меня доходит некая странность ситуации. А странность состоит в том, что с одной стороны археологи находят ОГРАНЕННЫЕ бусы, т.е. нечто, что носили обычные женщины, жившие в средние века на берегах Волги, а с другой – ШМ, т.е. царская шапка, украшена НЕОГРАНЕННЫМИ камнями.
Это так же странно, как если бы царь ходил в лаптях, а его подданные в сапогах, расшитых золотом.
Решил изучить тему попристальнее и начал конечно с ШМ. Выяснил, что оказывается ШМ не одна, а несколько.
Или, если выражаться точнее, было несколько Шапок Русского царства (далее — ШРЦ), сделанных по образцу самой первой, которая и получила название ШМ.
Шапка Мономаха | История с Элей Смит
По легенде ШМ была сделана в конце 13-го начале 14-го в.н.э. К московским князьям она попала через Ивана Даниловича Калиту (1284-1340 гг.), получившего её в подарок от хана Золотой орды (одно из названий Русского протогосударства — далее РПГ) Узбека.
К Владимиру Всеволодовичу Мономаху (1053-1125 гг.) ШМ не имеет ни какого отношения и почему её так назвали одному Богу известно.
На той самой, запомнившейся мне, выставке я видел не ШМ. Потому, что на той ШРЦ, которую видел я, на самой маковке, был закреплен большой криво-косо обработанный неограненный камень. Поэтому, скорее всего я видел «Казанскую шапку» (далее — КШ), фото которой помещено ниже:
Если приглядеться, то можно увидеть, что не только верхний камень, но и все остальные камни на КШ не огранены.
Впрочем, на других ШРЦ, фото которых можно найти по ссылке:
«Шапки Русского царства»
камни тоже не ограненные.
На самой же ШМ есть как ограненные, так и неограненные камни. См. фото:

Ограненые камни – это изумруды, а неограненые – сапфиры и рубины.
Почему же часть камней огранили, а часть – нет?
Простейший ответ: потому, что ограненые камни имеют меньшую твердость. И действительно, у изумруда твердость – 7,5-8 единиц по шкале Мооса, а у сапфира и рубина – 9.
Но не все так просто.
Для обработки камней невысокой твердости (менее 7 ед.) используют обычный речной песок, кристаллы которого представляют из себя оксид кремния (SiO2) и обладают твердостью 7. Более твердые камни можно обрабатывать абразивом на основе обыкновенной кирпичной пыли, в составе которой присутствуют кристаллы оксида алюминия (Al2O3), имеющие твердость 9. Исключением является алмаз, для обработки которого подходит только шлифовальный состав на основе алмазного порошка.
Теоретически, используя вышеуказанные средства, можно обрабатывать камни практически в ручную, если вы располагаете большим количеством свободного времени. Единственным недостатком ручного метода обработки является то, что в результате получается хоть и гладко отполированый, но бесформенный, округлый кусок камня. Такой, как мы видим почти на всех ШРЦ.
Что бы получить грани на камне, его необходимо зафиксировать.
Это во-первых.
Но даже если у вас есть приспособление вроде слесарных тисков, и вам удастся каким-то образом в них закрепить камень, то просто держа в руках шлифовальный инструмент и шаркая им по камню, вы не сможете получить желаемый результат. Грани получатся не плоскими, а бочкообразными.
Поэтому, во-вторых, необходимо иметь приспособление, с помощью которого можно будет зафиксировать также и инструмент относительно камня. При этом, обработка камня будет вестись под постоянным углом, что и обеспечит плоскость граней.
Другими словами, для того, что бы огранить камень, у мастера должно быть устройство вроде современного шлифовального станка. И если в ШМ есть ограненые камни, то совершенно точно у специалиста, делавшего их огранку, такое устройство было.
Возникает вопрос: если для огранки изумрудов станок имелся, то почему нельзя было на том же станке огранить и другие, более твердые, камни? Достаточно применить более твердый абразив (см. выше) и потратить немного больше времени и ШМ выглядела бы не так убого. Неужели же хан Золотой Орды не мог себе это позволить?
Конечно же мог. И наверняка в ШМ, подаренной Ивану Калите, огранеными были все камни. Но дело в том, что в истории Московского княжества, в начале 17-го в.н.э. было событие, называемое «Великая смута». В тот период Москва находилась под властью польского ставленника и в Кремле хозяйничали польские солдаты.
Очевидно, что самые дорогие камни, а это как раз те, которые труднее всего обработать, были украдены поляками. Позднее пропавшие камни заменили аналогичными, но неогранеными, поскольку в Московском государстве того времени не было технических средств для огранки камней.
Не появились они и к началу 18-го в.н.э. поскольку шапки для Петра 1-го и его брата Ивана 5-го тоже украшены неогранеными камнями. Ограненые камни в коронах Романовых начали появляться только во второй половине 18-го в.н.э.
Подытоживая вышесказанное, можно сделать вывод, что в РПГ, согласно археологическим данным, уже в 11-12 в.н.э. имелись технические устройства, аналогичные современным шлифовальным станкам, с помощью которых мастера-камнерезы гранили камни. Для рядовых граждан — из полудрагоценных и поделочных камней, для царей и ханов — из драгоценных.
Вроде, пока все логично.
Одним из центров камнерезного производства было Среднее Поволжье. Это доказано археологами по многочисленым находкам полуфабрикатов и бракованных изделий. Характерно, что подобные материальные подтверждения существования в РПГ высоких, для тех времен, технологий находят в культурных слоях вплоть до 17-го в.н.э.
И вот тут начинаются странности.
Согласно официальной истории, московский царь Иван 4-й, по кличке «Грозный», примерно в середине 16-го в.н.э. захватил Казанское и Астраханское ханства, располагавшиеся , соответственно, в среднем и нижнем течении р.Волги.
После завоевания Казани, Ивану 4-му подарили КШ. По официальной легенде сделали её именно казанские мастера.
Сделать то они её сделали, но почему-то украсили неограненными камнями.
Разумное объяснение этому факту существует только одно: в 16-ом в.н.э. Волгой называлась совсем не та река, что сегодня, а современный Днепр, и Казанское ханство, как и Астраханское, которые завоевал Иван Грозный, находились именно там. Поскольку в то время там проходила граница между бандитской Европой, в лице Московского княжества, и РПГ, совершенно естественно, что технологичные производства там были свернуты. Поэтому, завоевав территории этих ханств, Иван Грозный получил в подарок царскую шапку, украшенную, вместо драгоценных камней, полированными булыжниками.
Европе удалось захватить производственную базу РПГ только в начале 18-го в.н.э. Тогда, когда были оккупированы земли вдоль реки, которая стала называться Волгой только в 18-ом в.н.э.
Интересно, что примерно в то же время в Европе началась так называемая Эпоха Просвещения – период революционного развития науки.
Совпадение наверное.
Источник: dv-leonov.livejournal.com
Драгоценные камни Шапки Мономаха
Как-то не успевала я погрузиться к истокам регалий наших Рюриковичей, а поэтому пришло время убрать этот пробел. Сегодня я расскажу об уникальном произведении искусства — Шапке Мономаха, и секретах, связанных с ее происхождением.
Оружейная палата Московского Кремля. Венцы великих князей и царей. Справа снизу — Шапка Мономаха.
Тайна создания
Шапка Мономаха была создана в 15 веке, при этом, золотые пластины, из которых состоит каркас головного убора датируются ориентировочно серединой 13 века.
Первым единоличным князем, кто венчался на царство, используя Шапку Мономаха, был Иван Грозный. А последним был Иван V — старший брат и соправитель Петра I.
По главной версии, которой придерживаются многие современные историки и ученые, Шапка Мономаха имеет московское происхождение. Пластины были взяты из шлемов Дмитрия Донского и княжича Ивана (дети Ивана Красного), а сама работа на золотых пластинах (чеканка, филигрань) выполнена византийскими ювелирами в 13 веке. И уже лишь в 1506-1526 из них был создан единый предмет, сама шапка. Но есть еще и другие идеи, о которых я скажу чуть ниже.
Тайна названия
Шапка Мономаха, выполненная из золотых пластин (снизу каркас для устойчивости конструкции), украшена драгоценными камнями и соболиным мехом.
При великом князе Василии III была создана и поддерживалась легенда, будто шапка и несколько других предметов были щедрыми дарами византийского императора Константина Мономаха для князя Владимира. Будто бы Константин нарек Владимира Мономахом, государем всей Руси.
Эта легенда была развенчана лишь в 19 веке. Выяснилось, что Константин Мономах не дожил и до двухлетия княжича Владимира. К тому же, при жизни князь Владимир Всеволодович никаким Мономахом не назывался, и лишь позже при создании этой легенды появится это имя. Собственно, именно поэтому мы называем этот предмет Шапка Мономаха.
Драгоценные камни
Изумруды, шпинели, рубины, жемчуг и сапфиры украшают по периметру золотой венец. Подпишитесь на познавательный геммологический канал GEM STONES))
Шапка Мономаха состоит из сужающихся к верху, скрепленных золотых пластин, навершия (яблока) и креста. В шапку инкрустированы 43 драгоценных камня, и это жемчужины круглой и каплеобразной формы («бурмитские зерна»), рубины («червчатые яхонты»), желтые и синие сапфиры («желтый и лазоревый яхонты»), изумруды и шпинели («лалы»). Снизу шапка окаймлена густым мехом соболя.
Часто бывает такой вопрос: почему в Шапке Мономаха нет алмазов?Алмазов в ней и быть не могло, так как все первые алмазы, попавшие в Восточную Европу, будут иметь индийское происхождение, а до этого еще пару веков, как минимум.
Интересно, что Шапка Мономаха не всегда имела такой вид. Ранее, шапка состояла из двух рядов пластин, скрепленных друг с другом, а сверху был только крест.
Слева — первый вариант этой шапки, в центре — второй (15 век), справа — современный вид (с 19 века).
Затем, в 15 веке удалили нижний ряд золотых пластин, инкрустировали драгоценные камни и выполнили оторочку соболиным мехом.
В середине 16 века крест поместили на круглое навершие («яблоко»), шапка почти стала похожа на современный вид. И уже в 19 веке убрали нижние крепления, а соболиный мех подняли, чтобы закрыть некрасивую нижнюю часть. И с тех пор она имеет именно такой вид.
ИНЫЕ идеи происхождения реликвии
Помимо основной идеи московского происхождения есть еще ярые сторонники татарского происхождения Шапки Мономаха.
Согласно второй идее, шапку получил московский князь Юрий Данилович (1281—1325) от Узбек-хана. Якобы, сама шапка принадлежала сестре этого хана и по совместительству супруге Юрия. И лишь затем, за неимением наследников, Шапка Мономаха перешла к Ивану Калите (брат Юрия Даниловича).
До сих пор ученые и историки не пришли к согласию, и каждый считает, что его идея — истинная. А правда. думаю, правду мы узнаем со временем :))
Честно говоря, мне кажется диким, что князь мог надевать Шапку Мономаха, зная, что она «женская». Думаю, это весьма странно бы выглядело.
Еще по одной версии, Шапка Мономаха имеет египетское происхождение, будто бы хан Узбек получил шапку от египетского султана в начале 14 века. Но тут с доказательствами еще сложнее.
А как думаете Вы? На мой взгляд, самое главное — что эта историческая реликвия и память о наших великих князьях сохранилась и дошла до наших дней.
Благодарю, что дочитали до конца. Хотите сказать «спасибо» автору? Лайк, репост и комментарий будут отличной благодарностью))
Вас могут заинтересовать эти темы:
Источник: dzen.ru
Откуда взялись камни в Шапке Мономаха?
Продолжаю рассказывать об эволюции изумрудных украшений, в том числе живописи. В прошлый раз было про Рим и Ренессанс.
После открытия Америки: испанцы выходят на рынок
Помните, я говорила о важности торговых маршрутов? С открытием и покорением Америки появляется еще один источник изумрудов на рынке — причем, наконец, качественных. И ситуация с ними (в живописи в том числе) кардинально меняется.
В Латинской Америке на тот момент было добыто уже много изумрудов, наполнявших сокровищницы местных вождей. Обрабатывали их своеобразно: гранить, конечно, не умели.
Изумруд майя, 550-950 гг. н.э. Christie’s
Испанцы награбили все, что было можно. А потом начали и сами разрабатывать рудники (до сих пор в Колумбии — самые богатые месторождения изумрудов). Это знаковое событие — начало разработки копей в Чиворе, происходит в 1545 году. До этого, как вы помните, только захиревшие египетские и редкие австрийские. (Хотя спорадически что-то находили в Пешаваре: официально афганские изумруды открыли только в 1976 году, но анализы показывают, что несколько изумрудов по крайней мере точно 18 века происходит оттуда).
Итак, в 16-17 веках в Испанию хлынуло огромное количество изумрудов.
Испанцы ими активно торгуют.
Из Латинской Америки вывозят как сырье, так и готовые изделия.
Вещи, поднятые с корабля, затонувшего в 18 веке. Предназначались на экспорт.
Крокодил чудесный, несет черты еще индейского искусства.
Появляются большие украшения с крупными камнями, причем во всех странах.
2-я пол. 17 века. Латинская Америка (?). Roncesvalles. Colegiata de Santa María.
Ожерелье, 1575 год, Schatzkammer Munich
Судя по всему, сами испанцы очень любили вкладывать эти изумруды в церкви.
Драгоценности из сокровищницы храма в Лас Пальмас (источник)
Сохранилось заметное количество вотивных корон для Мадонн с изумрудами.
1. Испания (колонии?), ок. 1650, Christie’s
2. Испания, 18 век, Британский музей
Казалось бы, портретная живопись Испании 16-17 века должна порадовать нас огромным количеством изумрудных украшений. Но нет: ни у Веласкеса, ни у его предшественников на посту придворного портретиста — ничего.
Есть у меня, правда, подозрение, что кулоны, на которых от одной испанской королевы к другой кочует знаменитая жемчужина Перегрина, таки изумрудные, просто краски потемнели.
Индия Великих Моголов и другие восточные страны
Очень красивые изумруды происходят из индийской империи Великих Моголов.
И вообще, в Индии очень любят изумруды.
Только при Великих Моголах их не гранили, а полировали и, как и в других исламских странах, вырезали на них надписи.
1. Изумруд по имени Mogul Mughal Emerald, 217.8 карат, 5.2 x 4x 1.2 cm. Продан на Christie’s в 2001 году за 1,5 млн. фунтов. Сейчас в Museum of Islamic Art, Doha. 2. Изумрудный кубок, Индия, 1605-1627 годы (The Al Sabah Collection, Kuwait)
Изумруд по имени «Тадж-Махал»
Рогатый кулон, 18 век (фото)
Подвеска из Агры, 1610 (Британский музей)
Подвеская с танцующим Шивой, 20 век (фото)
Сарпеч (украшение для тюрбана). Crown Jewels of the Nizam of Hyderabad
В индийском искусстве тоже изумруды отыскиваются с легкостью, не то, что в Европе.
Мухаммед Шах с изумрудом в руке (1730)
Шах Акбар с соколом, 16 век
Аноним (Альварская школа). «Маратта в красной шали». Ок. 1820
С индийскими изумрудами Великих Моголов была связана большая загадка. Это большие, очень качественные камни, но никто не знал, откуда они взялись. В Индии изумрудов не добывают, афганские шахты в тот период не разрабатывались (они и сейчас — только перебежками, c опаской). Эти изумруды обычно называли «из старых шахт», подразумевая, что их добыли в каких-то потерянных, забытых, исчерпанных рудниках. Или «бактрийские» — почему-то считалось, что их мог привезти во время оно Александр Македонский, и вот у Великих Моголов дошли руки до их переогранки.
Загадка!
Где же находятся эти потерянные шахты Великих Моголов? Может, их можно найти и опять разрабатывать?!
В общем, в 2000 году ученые произвели анализ изотопов этих «индийских» изумрудов, и оказалось, что Великие Моголы банально покупали их у испанцев, из колумбийских шахт. А такие большие и качественные они — просто потому что индусы тщательно отбирали.
Oxygen Isotopes and Emerald Trade Routes Since Antiquity (статья 2000 года)
Другие «индийские» изумруды, которые теперь появляются на Кристис и Сотбис, вижу, теперь тоже идут с указанием, что из колумбийских шахт. Т.е. теперь это общепринятый доказанный факт.
В связи с этим возникает вопрос, где брали свои изумруды другие восточные народы? Не у испанцев ли тоже? (А также у отомкнувшихся от них португальцам, которым досталась Бразилия, со своими месторождениями).
Вот, например,
Иран (Персия)
Изумрудов крайне много в драгоценностях и регалиях Каджарской династии. Откуда они их брали?
Коронационные регалии персидского шаха: пояс
«Корона Киани»: в ней 300 изумрудов
Женская корона
Ожерелье (женское). Плохое фото, но видно, что центральный изумруд тоже резной.
Крышка блюда
Одеяния персидских шахов в живописи усыпаны изумрудами.
Художник Михр Али. «Портрет Фетх Али-шаха», 1809-10
Или вот другая страна, в сокровищнице которой тоже много изумрудов:
Россия
Откуда, откуда мы их брали? На Урале мы найдем их только в 1830-е, и качеством они будут не ахти.
Навершия жезлов, конец 17 века, Музеи Московского Кремля
Оклад Владимирской Богоматери (Музеи Кремля): два изумруда оазмером со спичечный коробок вложены Никоном (именно их крали в моей книге)
Шапка алмазная Петра I
На Шапке Мономаха (завершение которой теперь официально датируется 1505-1526 годами) — четыре изумруда. Интересно, что показал бы их изотопный анализ? Откуда они пришли к нам? Из Египта, из Австрии, Афганистана, или все-таки Колумбии?
Прочие царские шапки в последние годы были подвергнуты чистке и реставрации. Эх, как интересно, проводились ли подобные анализы происхождения камней из них? Доберусь до каталога и гляну.
В парсунах наших царей изумруды углядеть можно — в случае, если художнику хватало мастерства на их изображение. На этом куске даже заметно, насколько плоская, старая огранка.
«Портрет Алексея Михайловича» (фрагмент). 1680-е, ГИМ
Видимо, импорт шел к нам через Турцию и Иран.
Турция
Как и другие восточные, исламские страны, Османская империя обожала изумруды — цвет зелени в пустыни, цвет Корана, цвет пророка.
Изумрудные предметы в собрании дворца Топкапы (источник)
Турки вон на своем сайте пишут, что в 1517 году, после завоевания Египта, султан Селим (1508-1520) получил доступ к богатым изумрудным месторождениям, и что известно, что изумрудные копи разрабатывались в Сиврихисаре в Центральной Анатолии в эпоху Сулеймана Великолепного (1520-1566). Американские химики в процитированной выше статье почему-то данный факт не знают, и считают, что египетские копи были заброшены или даже исчерпаны к началу Средних веков. Беглый поиск, даже на турецком языке, про добычу изумрудов турками ничего не принес. Возможно ли, что османы тоже покупали изумруды у испанцев/португальцев, но из чувства нацгордости маскировали это?
Теперь об искусстве: если портреты с изумрудами индийских и персидских шахов (а также русских царей) ищутся элементарно, садись и выбирай, то османские султаны, увы, ими не щеголяют. Не видно этих камней в миниатюрах, которые сами по себе прекрасны, ни в портретах маслом (которые отвратительны).
Ну, давайте представим, что черные камни на этой потемневшей картине заезжего европейца — изумруды (потому что зеленые в ней — это явно жемчуг).
Неизвестный французский художник, 1-я пол. 18 века. «Наслаждаясь кофе», музей Пера
Еще вот такая работа Лиотара, который некоторое время жил в Стамбуле.
Jean-Étienne Liotard — Portrait présumé de Laura Tarsi en habit à la turque
***
В общем, изумруды (и вообще зеленый цвет) остается в европейской живописи за Востоком: Клеопатра, царица Савская, Саломея, одалиски и проч. Но изображений их все-таки встречается мало.
Aladdin and His Wonderful Lamp — Tingey, Cynthia
Henri Adrien Tanoux — The sultan’s favourite.
А что происходило в 18-19 веках в Европе, скажем, в портретах?
Появятся ли наконец нормальные картины с изумрудами? Хоть когда-нибудь?
источник — shakko.ru
[2 ссылок 68 комментариев 5700 посещений]
Источник: topbloger.livejournal.com