Система украшения сооружений фасада или здания картины или изделия

Архитектура (от греческих αρχι — «главный» и τέκτων — «строитель») — это древнее искусство проектирования и строительства разнообразных зданий и сооружений. Архитектура одновременно является сложной научной дисциплиной, которая решает задачи создания пространственной среды для комфортного проживания людей. Построенные объекты не только должны соответствовать прямому назначению и приносить пользу человеку. К зданиям и сооружениям также предъявляются многочисленные технические и эстетические требования. Они должны быть прочными, долговечными и иметь красивый внешний вид.

Архитектура в качестве разновидности строительного искусства в русском языке имеет альтернативное название — «зодчество». Этот термин обычно используется для обозначения старинных объектов, построенных мастерами из камня или дерева.

Особенности и основные области архитектуры

Архитектура наряду с литературой относится к числу статических выразительных видов искусства. Уникальные архитектурные шедевры прошлых эпох выполняют в наши дни, в первую очередь, эстетическую функцию.

Архитектурное освещение: Форматы. Решения. Новинки

Одной из важнейших задач при строительстве красивого здания или сооружения является обеспечение общего единства и гармоничности архитектурной композиции. Для этого необходимо точно соблюдать оптимальные пропорции и масштаб, принципы симметрии и асимметрии, а также умело использовать преимущества контраста и прочие нюансы.

В зависимости от объекта деятельности различают следующие области архитектуры:

  • Объемное проектирование. Занимается строительством отдельных зданий и сооружений.
  • Градостроительство. Решает задачи комплексной застройки городов в виде цельных архитектурных ансамблей.
  • Ландшафтная архитектура. Предназначена для проектирования и создания пространственной среды территории вокруг зданий и сооружений.
  • Интерьерная архитектура. Занимается решением вопросов проектирования внутреннего пространства зданий.

В наши дни архитекторы еще на стадии обучения в вузе обретают конкретную специализацию. Часть из них посвящает себя проектированию зданий, другие занимаются вопросами градостроительства, третьи — ландшафтным или интерьерным дизайном.

Но в европейской истории есть уникальные личности, которые не только до мельчайших деталей разрабатывали, а затем воплощали в жизнь грандиозные архитектурные проекты. Величайшие гении эпохи Ренессанса Микеланджело (Michelangelo), Рафаэль (Raffaello Santi) и Леонардо да Винчи (Leonardo da Vinci) также добились всемирного признания в сфере живописи и скульптуры.

История развития и основные стили архитектуры

История развития архитектуры охватывает огромный период времени длительностью более 8 000 лет. Обнаруженные археологами развалины самых древних архитектурных сооружений эпохи неолита датированы 60 столетием до нашей эры.

На протяжении многих тысячелетий в разных уголках земли возникали, развивались и исчезали древние цивилизации. Каждая из них вносила важный вклад в развитие искусства строительства зданий и сооружений.

Недорогой фасад своими руками, имитация кирпича

Уникальные направления в архитектуре формировались под воздействием климатических, религиозных и культурных факторов разных регионов. По этим признакам можно различить древние этнические архитектурные стили:

  • Шумерский.
  • Ассирийский.
  • Древнеегипетский.
  • Древнегреческий.
  • Древнеримский.
  • Византийский.
  • Мавританский.
  • Китайский.
  • Японский.
  • Индийский.
  • Персидский.
  • Древнерусский.
  • Майя.
  • Инков.
  • Ацтеков.

В начале Х века в Европе сложились предпосылки для возникновения первого общего архитектурного стиля — романского. Его появление было вызвано повсеместным распространением христианства в Старом Свете. Католические храмы в едином стиле начали массово строится в разных регионах Европы. Вслед за ними господство нового архитектурного направления проявилось в возведении замков и дворцов знати.

Читайте также:
С каким украшением кофту

На протяжении двух столетий романский стиль твердо удерживал свои позиции, но в начале XII века он уступил место готике. До наших дней сохранились величественные соборы той эпохи:

  • Кёльнский;
  • Реймский;
  • Амьенский;
  • Руанский;
  • Шартрский;
  • Собор Парижской Богоматери.

Эпоха Возрождения, сменившая в начале XV века период готического искусства, подарила миру множество великолепных образцов итальянской архитектуры. В истории сохранились и имена лучших зодчих Ренессанса:

  • Филиппо Брунеллески (Filippo Brunelleschi);
  • Микелоццо ди Бартоломео (Michelozzo di Bartolomeo);
  • Леон Баттиста Альберти (Leon Battista Alberti);
  • Донато Браманте (Donato Bramante).

В конце XVI века архитектурные традиции Ренессанса были дополнены более изысканными формами в причудливом стиле барокко. К числу самых известных мастеров той эпохи можно по праву отнести Джованни Лоренцо Бернини (Giovanni Lorenzo Bernini) — автора проекта площади Святого Петра в Ватикане.

Почти 200 лет барокко господствовал в большинстве стран Европе. В этом стиле построены величественные дворцовые ансамбли Санкт-Петербурга, а также огромное количество католических соборов на территории Италии, Австрии и Германии.

В начале XVII века во Франции появился легкий и игривый стиль рококо, которому была присуща максимальная декоративная эффектность. В отделке оконных проемов появились характерные стилизованные раковины, а фасады начали обильно украшать фигурной лепниной.

Рококо на протяжении большей части XVIII столетия соперничал с барокко за первенство в архитектурной сфере, но не добился такой же популярности. В этом стиле строились в основном малые дворцы и базилики региональных правителей Европы.

Уже в середине XVIII века отношение к барокко и рококо во всех сферах искусства начало меняться. Чрезмерная причудливость форм стала вызывать раздражение общества, возникла потребность в более строгих архитектурных композициях. Рождение классицизма ознаменовало собой возврат к античным основам проектирования — простоте, гармонии и логической ясности.

В первой трети XIX века началось массовое строительство общественных зданий: театров, музеев, библиотек, больниц. Воплощались в жизнь крупные градостроительные объекты, упорядочивалась застройка центральной части городов. Для решения этих масштабных задач идеально подошел классицизм.

Его высшей точкой развития стало рождение ампира — торжественного парадного стиля архитектуры в эпоху правления Наполеона Бонапарта. Помимо Франции ампир приобрел также большую популярность в Российской империи.

Середина XIX века ознаменовала собой рождение сразу двух новых направлений в архитектуре: историзма и эклектики.

Приверженцы историзма стремились вернуться к первоистокам древних архитектурных стилей и творчески дополнить их некоторыми деталями. В результате появилось множество разнообразных подстилей историзма:

  • неороманский;
  • неоготика;
  • неоренессанс;
  • неомавританский;
  • неогреческий;
  • псевдорусский;
  • необарокко.

Практически одновременно с историзмом начала стремительно набирать популярность эклектика, для которой характерно смешение различных стилей в проектировании зданий. Идеи этого направления часто использовались в строительстве общественных зданий, особенно — торговых пассажей и вокзалов.

На стыке XIX-XX веков в архитектуре появился стиль модерн, ярким символом которого считается знаменитая Эйфелева башня. Строители начали массово использовать новые материалы: бетон, стекло, металл, железобетон.

Модерн полностью соответствовал запросам индустриального общества. Большое внимание при проектировании зданий уделялось комфорту проживания людей, а применение революционных стройматериалов позволяло возводить многоэтажные здания.

В архитектуре модерна особо выделяется творчество гениального испанского мастера Антонио Гауди (Antoni Gaudí). Его уникальные шедевры зодчества по праву считаются визитной карточкой Барселоны и ежегодно привлекают миллионы туристов в столицу Каталонии.

Читайте также:
Чем делают гравировку на украшениях

Еще более революционным явлением в архитектуре стал в начале ХХ столетия модернизм. Это мощное направление объединяет в себе несколько отдельных стилей:

  • конструктивизм;
  • рационализм;
  • функционализм;
  • брутализм;
  • интернациональный стиль;
  • органическую архитектуру.

Общими тенденциями для всех перечисленных выше течений можно назвать отказ от украшательства фасадов и использование стальных конструкций (каркасов). Многочисленные промышленные здания и небоскребы в американских мегаполисах построены по этому принципу. Идеи модернизма также обрели яркое воплощение в типовой застройке советских городов во времена правления Хрущева и Брежнева.

Чрезмерная рациональность и функциональность модернизма привела к тому, что большие города начали терять свой уникальный облик. Однотипные многоэтажные здания навевали тоску на жителей, постепенно стали вызывать отторжение у людей. Возникла потребность в новых архитектурных идеях и появился постмодернизм.

Его сторонники были твердо намерены вернуть зданиям художественную образность и оригинальность. Они начали заимствовать эстетические принципы у древних стилей, подражать историческим памятникам, активно использовать декор в украшении фасадов. Постмодернисты отказались от аскетичности и стереотипности форм, пытались учитывать особенности городской среды при проектировании зданий.

В конце ХХ века грандиозные перспективы для реализации революционных идей в архитектурной сфере открылись с появлением трех новых стилей:

  • хай-тека;
  • био-тека;
  • деконструктивизма.

Хай-тек вобрал в себя основные принципы модернизма (рационализм и функционализм) и добавил к ним технологичность зданий. Этот стиль не приобрел много сторонников и в течение 20 лет практически перестал использоваться в строительстве. Зато хай-тек стал суперпопулярным направлением в дизайне интерьера среди самых богатых и успешных людей современности.

Био-тек или архитектурная бионика по своей сути является полной противоположностью хай-теку. В ее основе лежит стремление к гармоничному единству объектов строительства и живой природы. Силуэты зданий имеют биоморфную структуру, а для обеспечения жизнедеятельности людей используются только экологически чистые виды энергии.

Деконструктивизм — это современный архитектурный стиль с преобладанием криволинейных или острых форм. Здания, на первый взгляд, кажутся воплощением управляемого хаоса и имеют крайне необычные очертания. Ярким представителем деконструктивизма является всемирно известная британская художница арабского происхождения Заха Хади́д (Zaha Hadid).

Архитектура — это важная часть человеческого общества, которая окружает нас повсюду. Талантливые зодчие во все времена воплощают в жизнь не только комфортные для проживания здания, но и уникальные шедевры монументального искусства.

На портале Very Important Lot каждый посетитель может принять участие в арт-аукционах, чтобы приобрести уникальные шедевры антиквариата в режиме онлайн. Наш сайт также дарит всем желающим уникальную возможность купить картины и предметы интерьера напрямую у современных художников.

Источник: veryimportantlot.com

Как читать фасады домов

Фасад — наружная, лицевая сторона здания. Различают главный фасад, уличный фасад, боковые фасады, дворовый, парковый и другие фасады.

А — Антаблемент. Арка.

Антаблемент

Антаблемент — верхняя горизонтальная часть постройки, обычно лежащая на колоннах. Антаблемент состоит из несущей части (архитрава), опирающегося на него фриза и венчающего его карниза. В отсутствие колонн антаблемент часто завершает верхнюю часть стены.

В дорическом ордере фриз состоит из чередующихся триглифов (вертикально стоящих прямоугольных плит с несколькими желобкам) и метоп (прямоугольных каменных или керамических плит, украшенных рельефами или живописью), которые в нижней или верхней части могут быть украшены гуттами (маленькими усеченными конусами или цилиндрами). В ионическом и коринфском ордерах фриз заполняют сплошной лепниной или оставляют пустым. Также фризом называют сплошную полосу скульптурных или живописных изображений, окаймляющую верх стен.

Читайте также:
Как из моркови сделать украшение на холодец

Задача карниза — отделять крышу от стены или разделять плоскость стены по горизонтали. Поэтому карниз обычно выходит вперед и нависает над остальными частями антаблемента, одновременно защищая их от осадков. В основе карниза — выносная плита, нижняя часть которой имеет плоские наклонные выступы (мутулы), которые также могут быть украшены гуттами. А небольшой карниз над окном или дверным проемом (иногда опирающийся на консоли и украшенный фронтоном) называют сандриком.

Над карнизом антамблемента может быть еще надстроена декоративная каменная стенка — аттик. А небольшой выступ плоскости фасада, антаблемента или карниза называют раскреповкой.

Арка

Арка — дуга, изгиб, криволинейное перекрытие проема в стене или пролета между двумя опорами (пилонами). Несквозные проемы перекрывают с помощью слепых или ложных арок. А арку, опоры которой расположены на разных уровнях, называют ползучей.

Обычно арка опирается на импост в виде карниза или выступа. В вершине ее нередко можно увидеть клинообразный или пирамидальный блок, который может выступать над плоскостью арки и даже выделяться размерами. Это характерный для классицизма замковый камень. Он скрепляет и украшает арку. Веерный замок состоит из трех клинчатых камней, наподобие веера — крупного центрального и двух малых по бокам.

Нередко арочный проем обрамляют декоративным валиком — архивольтом. Он выделяет дугу арки из плоскости стены. А если арка сквозная, то обращенную книзу поверхность (софит) иногда украшают. Кстати, софиты есть и у других архитектурных элементов, например, у карниза. Но есть и другие способы украсить арки.

Например, с помощью висячей гирьки — опрокинутой пирамидки из кирпича или камня. Гирька подвешивается на скрытом в кладке железном стержне и служит опорой декоративным арочкам, обычно объединенным общей большой аркой. А трифорий (трехчастный арочный проем) не только украшает стену, но и укрепляет ее.

Ряд одинаковых по форме и размеру арок, опирающихся на колонны или столбы, образуют аркаду, а ряд декоративных ложных арок — аркатуру. Иногда аркатура может иметь вид пояса с колонками на кронштейнах (аркатурно-колончатый пояс). В целом арки украшают здания и увеличивают прочность стен.

Б — Балюстрада. Башня.

Балюстрада

Балюстрада — ограждение лестниц, террас и балконов из ряда фигурных столбиков (балясин), соединенных сверху горизонтальной балкой или перилами. Балясины также могут быть в виде доски с контурной прорезкой.

Заграждение, проходящее по краю крыши, террасы, балкона, вдоль моста или набережной, называют парапетом. Причем парапет может быть не только в виде балюстрады, но и в виде сплошной стенки. Иногда он становится постаментом для декоративных ваз и статуй.

Башня

Башня — сооружение, высота которого намного больше длины и ширины. Изначально башни с мощными куртинами (участками стен между ними) строили для обороны, затем для гражданских целей (например, пожарные каланчи). Сейчас башни нередко используют для украшения построек и создания высотной доминанты здания или архитектурного ансамбля.

Но есть и специальные декоративные башенки — пинакли. Обычно их венчают фиалы (завершение в виде пирамиды, фигурного шпиля, крестоцвета) и украшают краббы (крюкообразные декоративные элементы чаще всего в форме вырезанных из камня закрученных листьев, почек или цветов). Особенно популярны пинакли в готической архитектуре. И хотя башни обычно носят декоративный характер иногда с их помощью увеличивают вес и мощность контрфорсов.

Читайте также:
Как сделать сахарную глазурь для украшения печенья

В — Витраж

Витраж

Витраж — декоративное заполнение оконного проема из цветного стекла. Витражи изготавливали с расчетом на сквозное освещение, при котором картинка начинала сиять.

Г — Галерея

Галерея

Галерея — длинное крытое светлое помещение, где одну из продольных стен заменяют колонны, столбы или балюстрада. Также галереей называют удлиненный зал со сплошным рядом больших окон на одной из стен.

Древнерусские церкви нередко окружала наружная галерея на уровне перекрытий подклета — гульбище. А если она располагалась перед входом в храм, ее называли папертью.

Еще один исконно русский тип галереи — галдарейки. Они появились после отмены крепостного права, когда крестьяне хлынули в Москву. Тогда для решения жилищного вопроса стали строить дома по сверхбыстрой технологии: без подъездов и лестниц внутри. А для перехода с этажа на этаж ставили галдарейки — крытые (реже открытые) галереи вдоль дворовой части дома. Само слово стало искажением от галерея-галдарея.

Источник: liveinmsk.ru

Каким бывает фасад зданий, и из каких элементов он состоит

fasad-sdaniya

Фасад здания – это наружные стены строения со всеми сопутствующими архитектурными элементами и декоративной отделкой. Само название fasade походит от итальянского «faccia» — что означает «лицо». В архитектурной терминологии его синоним является экстерьер. Мы разобрались, что такое фасад здания, а теперь осталось понять, как трактовать его виды конфигурации относительно окружения. Все их различают около 4 основных типов:

  1. Главный фасад.
  2. Лицевой или уличный.
  3. Дворовой или парковый.
  4. Боковой.

Главный фасад – это сторона здания, где находится главный вход. Он иногда совпадает с уличным. Сам же лицевой или уличный экстерьер – это та сторона дома, которая видна с улицы, то есть та, которая выходит к проезжей части. А такая, которая наоборот остается в тылу, будет называться дворовой или парковой. Хотя в старинных дворцах парк порой обустраивали с лицевой стороны.

Исторические изменения

Декор экстерьера здания, его пропорции и формы проектируются в соответствии конкретного архитектурного стиля, при этом у каждого строения будет свой индивидуальный дизайн и соответственно – внешний вид.

Первые жилые постройки, созданные человеком были обтянуты шкурой мамонта и других диких животных – вот такой был в период палеолита «фасадный материала». Но уже в мезолите экстерьер своих жилищ делали из адоба, либо просто обмазывали глиной.

Pervye-zhilye-postrojki

Во время античности произошел настоящий взлет в архитектуре. Строение приобрели изысканность, порядок, четкую форму. Архитектурные приемы, которые использовались в то время, нашли отклик в последующих стилях эпохи Возрождения, Барокко, Рококо и Классицизме.

Колонны с роскошными капителями, лепной барельеф, виньетки и фризы – все это было создано античными мастерами, а сейчас только повторяется с помощью современных материалов.

Пик расцвета фасадного декора приходится на период Барокко. Элементы экстерьера в эту эпоху отличались особой сложностью, часто использовались объемные барельефы с уймой мелких, хорошо проработанных деталей. Но в отличие от Готики, здания были с округленными формами.

Готичные же здания тянулись ввысь, а сам декор был хоть и сложным, но удручающим, ведь целью готической архитектуры было показать низость человека перед богом и неизбежную кару после смерти.

Модерн, появившийся в XIX веке, смог частично отойти от канонов античности. Фасад дома в стиле модерн был гораздо проще, но в то же время не лишен интересного декора – причудливых форм, растительного орнамента и витражей. Последующие направления все больше склонялись к простоте и лаконичности.

Читайте также:
Украшения для скрапбукинга что это такое

Фасады зданий современных стилей (хай-тек, минимализм, лофт) лишены особенного декора. В них весь акцент ставиться на отделочных материалах и их гладкой, лишенной излишеств, поверхности. В отличие от Романского стиля, где экстерьер был представлен грубым природным камнем, в современных направлениях царствует строгая геометрия и новейшие материалы – металлический сайдинг, пластиковый, деревокомпозитные панели, энергосберегающие стеклопакеты размером в стену.

fasad-zdaniya-haj-tek

На сегодня отделка фасада здания может быть выполнена в таких направлениях, как классика, постмодерн и современные течения — хай-тек, био-тек, эко-стиль, минимализм, конструктивизм и лофт. Все зависит от предпочтений заказчика, идей архитектора и разрешений горсовета касательно строительства новых объектов в конкретном районе и изменений экстерьера старинных зданий.

Изменение фасада старинных сооружений

Кардинально менять экстерьер дома, который был построен в довоенный период, вряд ли кто-то разрешит. Так же, как построить что-либо в современном стиле рядом возле старинных архитектурных достопримечательностей. В европейских странах это строго запрещено. Поэтому в любом нормальном городе, который дорожит своей историей, комитет по архитектуре и градостроительству этот проект не одобрит.

Но это не значит, что вам нельзя сделать реконструкцию старинного фасада здания. Обычно такие постройки украшены гипсовой лепниной, которую можно заменить на более легкую полиуретановую или на сделанную из пенопласта с цементно-клеевым покрытием и декоративным слоем акриловой краски. Старый лепной декор демонтируется, делается штукатурка и покраска, а затем крепится современная лепнина.

Архитектурные элементы

Названия архитектурных элементов классического экстерьера:

  • Балюстрада – декоративные перила на балконах, лестницах и террасах с фигурными столбиками – балясинами.
  • Барельефы – выступающие фигурные лепные композиции растительной, анималистической, антропоидной тематики. Горельефы отличаются от барельефа тем, что по форме больше приближаются к объемной скульптуре.
  • Русты или рустовые камни – выпуклые прямоугольные части облицовки, которые служат для рельефной кладки поверх основной отделки. Рустовая кладка по углам здания придает его виду массивности и упорядоченности.
  • Консоль или кронштейн – фигурная опора для выступающих элементов экстерьера (балкона, подоконника, карниза), которая может быть любых размеров и форм, вплоть до объемной скульптуры.
  • Карниз – выступающий горизонтальный элемент по периметру здания, визуально разделяющий его по этажам, вдоль линии перекрытий.
  • Сандрики – декоративное оформление верхушки оконного проема.
  • Колонна – столбы цилиндрической формы из бетона, дерева или камня, зачастую являющиеся опорами для крыши, арки, террасы на втором этажи.

Иногда используются просто для декора без нагрузки. Верхняя расширенная часть, которая может иметь красивую декоративное оформление, называется капителью.

Виды современных фасадов

Экстерьер, который не имеет дополнительной декоративной отделки может быть:

  1. Кирпичный.
  2. Деревянный.
  3. Каменный.
  4. Бетонный.

Название «мокрый фасад» относится к отделке, для которой использовались различные растворы и смеси:

  • Оштукатуренный.
  • Плиточный.
  • Отделанный природным или искусственным камнем.

Есть еще и сухой вид, когда применяется облицовка с помощью каркаса и крепежей:

  • Фиброцементными плитами.
  • Плиткой из природного камня.
  • Блок-хаусом или вагонкой.
  • ПВХ-панелями и пр. сайдингом.

По такой технологии создается навесной вентилируемый фасад — это фасад что крепится к наружным стенам с помощью каркаса и имеет небольшой зазор между стеной дома и фасадной отделкой.

Источник: 1pofasadu.ru

Рейтинг
Загрузка ...