Так хочется попутешествовать, мир посмотреть. Побывать в музеях. люблю историю! Моя давняя мечта — побывать в Санкт-Петербурге вообще и в Эрмитаже в частности. Но поскольку такой возможности пока нет и не предвидится, то как говорится «интернет мне в помощь»!
Задумала я сделать цикл публикаций о ювелирном искусстве по материалам экспозиций Государственного Эрмитажа. Приглашаю и Вас погрузиться вместе со мной в удивительный, волшебный мир древностей и драгоценностей! Экскурс в историю начнется с обзора скифской культуры (VII — IV в.в. до н.э.) и завершится, так сказать апогеем, расцветом ювелирного искусства конца ХХ — начала ХIХ столетия.
Галерея драгоценностей — интереснейшее собрание Эрмитажа, получившее свое название при Екатерине Великой в XVIII веке, состоит из двух разделов.
Первая экспозиция «Золотая кладовая. (Евразия, Античное Причерноморье, Восток)» представляет около полутора тысяч золотых изделий (c VII в. до н.э. по XIX в.).
Основная идея второй экспозиции — «Бриллиантовой кладовой» заключается в показе развития ювелирного дела на протяжении многовековой истории человечества — от III тысячелетия до н.э. до начала XX столетия.
Гробница алтайского скифа
Первая статья, как я уже сказала, посвящена загадочному и самобытному золоту скифов.
Начало коллекционированию в России золотых предметов так называемых «варварских» культур равнин Евразии было положено в 1715-1718 годах. Тогда в Санкт-Петербург по указу Петра I князь М.П. Гагарин прислал из Сибири двести древних золотых изделий, получивших известность как Сибирская коллекция Петра I.
Большая часть этих предметов, в числе которых великолепные поясные пластины-застежки со сценами борьбы животных, гривны, браслеты, нередко украшенные бирюзой, была куплена у грабителей древних могильников. В середине XIX века Сибирская коллекция поступила в Эрмитаж, куда Императорской Археологической комиссией, созданной в 1859 г. для поиска и изучения древностей, передавались скифо-сарматские памятники причерноморских степей.
Всемирно известна коллекция скифских памятников VII-IV вв. до н.э., в основе которой находки, полученные в результате раскопок многочисленных курганов Прикубанья, Поднепровья, Крыма. Среди шедевров собрания Эрмитажа — золотые накладки щита (олень из кургана у станицы Костромской и пантера Келермесского кургана), уникальный золотой гребень с изображением сражающихся воинов и ритуальная чаша из нетронутого царского погребения кургана Солоха, а также серебряный сосуд из кургана Чертомлык, украшенный орнаментами и прекрасно выполненными рельефами, представляющими скифов и их коней.
Нащитная бляха в виде фигуры оленя
Около 600 г. до н.э.
Костромской курган 1, Закубанье, станица Костромская Россия
Золото; литье, чеканка
Презентация ювелирной коллекции украшений от 585 *Золотой «Новые грани прекрасного»
Бляха в виде свернувшейся пантеры
VII — VI вв. до н.э.
Юг Западной Сибири, между течениями рек Иртыша и Оби (Россия)
Золото; литье, чеканка
Зеркало
650-620 гг. до н.э.
Келермесский курган 4, Закубанье, близ станицы Келермесская
Россия
Серебро, электр; металлопластика, чеканка
Бляха в виде фигуры пантеры
Келермесский курган 1, Прикубанье, Краснодарский край
Россия
Золото; пайка, чеканка, перегородчатая инкрустация
Секира
Келермесский курган 1
Закубанье, близ станицы Келермесская
Россия
Золото, железо, смола; техника басмы, чеканка, литье
Гривна из двух полых трубок с фигурками животных на концах
Место находки неизвестно
Сибирская коллекция Петра I
Гребень с изображением батальной сцены
Конец V — начало IV вв. до н.э.
Курган Солоха. Впускное погребение, Приднепровье, Запорожская область
Россия (ныне Украина)
Золото; литье, чеканка
Фиала с изображением сцен терзания животных
Конец V — начало IV вв. до н.э.
Курган Солоха. Впускное погребение, Приднепровье, Запорожская область
Россия (ныне Украина)
Сосуд со сценой охоты
400 — 375 гг. до н.э.
Курган Солоха, Приднепровье, Запорожская область
Россия (ныне Украина)
Амфора
Курган Чертомлык, Приднепровье
Россия (ныне Украина)
Рукоять меча
500 — 400 гг. до н.э.
Курган Чертомлык, Приднепровье
Россия (ныне Украина)
Налобник с нащечниками
Середина — третья четверть IV в. до н.э.
Курган Большая Цимбалка, Приднепровье
Россия (ныне Украина)
Поясная пластина (правая)
Западная Сибирь (?)
Россия
Поясная пластина (левая)
Юг Западной Сибири, между течениями рек Иртыша и Оби
Россия
Золото; литье, чеканка
Пластина поясная
IV — III вв. до н.э.
Юг Западной Сибири, между течениями рек Иртыша и Оби, Россия
Гривна
Ставропольский край, село Казинское, Россия
Бляшка с изображением сцены побратимства
Курган Куль-Оба, Боспорское царство
Керчь
Кубок шаровидный с рельефными изображениями сцен из скифской жизни
400-350 гг. до н.э.
Курган Куль-Оба, Боспорское царство, Керчь
Бляшка — всадник
400-350 гг. до н.э.
Курган Куль-Оба, Боспорское царство
Керчь
Браслет со сценами терзания оленя хищником
I в. до н.э. — первая половина II в.
Курган 2, погребение 2, Волгоградская область, село Верхнее Погромное
Россия
Золото; литье, ковка
Флакон с крышкой
Курган Хохлач, Нижний Дон, Ростовская обл., г. Новочеркасск
Россия
Золото, коралл, бирюза; чеканка, инкрустация
Сосуд с ручкой в виде лося
Курган Хохлач, Нижний Дон, г. Новочеркасск
Россия
Золото, кораллы, бирюза, стекло; литье, выколотка, инкрустация
Гривна и парные браслеты
Курган Хохлач, Нижний Дон, г. Новочеркасск
Россия
Золото, коралл, бирюза; литье, пайка
Надеюсь, что было интересно!
Следующая публикация будет посвящена греческому золоту, а следующая. но об этом позже!
Спасибо за внимание, с уважением, Анна.
Источник: www.livemaster.ru
nathoncharova
Древнегреческий историк и путешественник Геродот писал в своей книге «История и жизнеописание жизни скифов»: «Один из прекраснейших городов на земле — это Рим, расположенный на семи холмах, но не менее прекрасен город Пантикапей на севере Понта Эвксинского — на одном холме».
В разные времена город назывался по-разному — Черкио, Воспоро, Корчев, Боспор, Пантикапей. Пантикапей, именно так называли его основатели – греки, выходцы из Милетта. Это было в VII веке до нашей эры. Вскоре выходцы из Милетта стали жителями Боспорского царства, а Пантикапей столицей нового государства.
В центре города возвышается гора, получившая свое название в честь Понтийского царя Митридата. Высота ее 91 метр над уровнем моря. На вершине горы 2500 лет тому назад находился акрополь некогда блистающей красотой столицы Боспорского царства. Многочисленные античные храмы украшали город. Талантливые живописцы зарисовывали их своими фресками и росписями.
До наших дней сохранился один из прекрасных памятников — склеп Деметры, богини земледелия и плодородия, весьма почитаемой на Боспоре. Изображение Деметры на стенах склепа, страдающей от потери юной Коры, ее дочери, похищенной богом преисподней Плутоном, археологи ставят в ряд лучших образцов древнегреческой живописи.
Прошли тысячелетия, и в руины, пыль и прах превратились дворцы и храмы. Путешествуя по Крыму в 1820 году, молодой Александр Пушкин искал следы захоронения великого полководца в Керчи на горе Митридат, но ничего не нашел: «Морем мы приехали в Керчь. Здесь я увижу развалины Митридатова гроба. Но на ближней горе увидел груду камней, грубо высеченных, несколько ступеней, дело рук человеческих. Гроб ли это, древнее основание башни — не знаю, вот все что осталось», но впоследствии упомянул о нем в своей бессмертной поэме «Евгений Онегин» — «С Атридом спорил там Пилат, там умер гордый Митридат».
О понтийском царе Митридате VI Евпаторе (132–63гг. до н. э.) опубликовано множество книг, брошюр и защищено диссертаций. Его жизнь — одна из ярких страниц античной истории. Историки ставят его в один ряд с такими выдающимися деятелями античности, как Александр Македонский и Юлий Цезарь. Это была необыкновенная и выдающаяся личность своего времени. Его прославили в своих музыкальных произведениях Россини и Моцарт.
Еще в юности наследник Понтийского царя был весьма одаренным ребенком и кроме физического совершенства, обладал талантами оратора и способностями к изучению языков. Имел великолепную память. Легко овладевал языками всех племен и народностей, окружавших его царство, и разговаривал с ними без переводчиков. Как утверждали его современники, он знал не менее 22 языков. Кто из нынешних правителей владеет хотя бы несколькими иностранными языками?
Человек недюжинной силы, как в физическом смысле, так и в духовном. Прячась от преследовавших его убийц, посланных его матерью, царицей Понта Лаодикой, сторонницей Рима, неоднократно пытавшихся убить или отравить его, он семь лет провел в диких лесах и горах Кавказа и закалил свое тело. Укрощал и объезжал самых диких лошадей, но очерствел душой. Стал недоверчивым и подозрительным.
Боясь быть отравленным, он на протяжении многих лет принимал яд в малых дозах. И страх получить смертельный удар не только от врагов, но и от друзей, или даже детей, сопровождал его всю жизнь. И не напрасно.
Митридат был весьма выразительной личностью. Окружал себя историками и поэтами. Часто вступал в споры с философами. Любил музыку. А женская половина его окружения говорит, что он обладал необыкновенно недюжинными мужскими способностями.
Самые знаменитые дамы стремились к нему, как пчелы на мед. Как говорят — мужская сила и слава бежала впереди него.
Аппиан писал о Митридате VI «В Римской истории», что он был символом несгибаемой воли и не поддавался отчаянию даже в дни поражений. Он был человеком неукротимой энергии и гордостью национального духа. Умный, жестокий, хитрый и талантливый военачальник. Будучи сломленным, он постоянно вынашивал мысль сломить Рим и нападал на него.
Он упорно шел к этой цели, не соглашаясь ни на какие уступки и предложения. Ни один из заговоров от него не скрылся, даже последний. Но он по собственной воле оставил его без внимания и погиб от него.
Постепенно Митридат объединил под своей властью все причерноморские города и государства. В первые годы его правления античные черноморские города процветали и были мощной военно-экономической базой в его борьбе с Римом. Они выделялись резким контрастом по сравнению с другими государствами, подвластными Римской империи. Митридат, как некогда легендарно-сказочный восточный правитель Гарун Аль Рашид, переодевшись в простого ремесленника, обошел пешком все свое царство, изучая нужды и потребности своих подданных. Созданная им держава была грозной силой, противостоявшей могущественному Риму, претендующему на мировое господство.
Жители городов северного Причерноморья почитали Митридата как божество. Семь первых лет непрерывных побед сделали его могущественным правителем Востока. Он первым разбил и подчинил себе непокорных скифов, которых не смогли победить такие персидские полководцы, как Кир великий или Дарий, и даже Александр Македонский.
Весной 63 г. до н. э. во время праздника богини плодородия на Боспоре произошло сильнейшее землетрясение. Были разрушены города. Народ находился в отчаянии и растерянности. Этим воспользовался Фарнак (любимый сын) и возглавил мятеж. На начальном этапе восстания Митридату удалось его предотвратить. Сначала он хотел предать сына лютой смерти, но потом простил.
Тот был его последней надеждой.
Под знамена Фарнака переметнулись сначала самые лучшие части римских перебежчиков, а затем остальная часть армии и флот. Здесь, на вершине горы, которая затем будет носить его имя, после долгих переговоров царь отказался сдаться и решил свести счеты с жизнью. С ним находилась его верная гвардия — кельтские телохранители.
Митридат попытался принять яд, который всегда носил в рукоятке кинжала. Но приученный к яду организм стойко противостоял ему. Обессиленный царь приказал верному телохранителю кельту Битовту заколоть его. Битовт выполнил его просьбу, а затем заколол себя. Так покончил с собой величайший из царей древнего мира, Митридат VI.
Смерть Митридата римляне приняли с восторгом, которую они отметили десятидневными празднествами, в том числе с грандиозными гладиаторскими играми. Четверо его детей, плененных в Фанагории во время восстания, были отправлены в Рим, и во время праздничных мероприятий шли в толпе побежденных.
О Митридате, который окончил свой славный жизненный путь в нашем городе, остались лишь мифы и легенды, укрытые таинственным покровом.
Одной из самой интригующих считается легенда о том, что в недрах горы, возвышающейся над Керчью, в подземельях акрополя великим царем спрятаны огромные сокровища, в том числе и золотой конь Митридата — копия его любимца, который принадлежал ранее скифской амазонке и жене царя Гипсикратии. И еще гласит легенда, что вместо глаз у коня розовые сапфиры невиданной величины и красоты.
Когда же родилась эта легенда о спрятанном золотом коне в тайниках горы? Одни утверждают, что эта легенда переходила из поколения в поколение уже тысячи лет. Другие — что она зародилась во время золотой лихорадки. Да, да! Золотая лихорадка была не только в Австралии, Калифорнии и на Аляске, но и в Керчи.
Началась она в 1830 году, когда неистовый француз, влюбленный в наш город и отдавший ему свою жизнь, фанатик и археолог-любитель П. Дюбрюкс с помощью солдат Воронежского пехотного полка открыл курган Куль-Оба. И засверкала слава вечным блеском золота Куль-Обы, где были обнаружены золотые и серебряные изделия древнего скифского искусства.
Золотая лихорадка охватила все население города. Близлежащие курганы Керчи были безжалостно изрыты и раскопаны в поисках проклятого золота. Впрочем, большинство курганов уже были разграблены такими же искателями сокровищ еще в давние времена.
На горе Митридат толпы любителей древностей, их называли еще «счастливчиками», поскольку среди них действительно находились те, кто обогащался за счет найденных ценных фрагментов древних погребений, искали в недрах горы также и золотого коня. Но золотой конь не давался в руки искателям сокровищ.
Во время крымской войны французы, прослышав о легенде, пытались организовать его поиски, взрывая подозрительные места на Митридате, мечтая украсить им в Париже крупнейший музей мира — Лувр. Но не срослось. Им также не дался конь Митридатов. И украшает он не дворец-музей Лувр, а подземные дворцовые комплексы в горе Митридат.
Где правда и где ложь в этой прекрасной легенде? Несмотря на скептическое отношение к ней ученых, на пустом месте эта легенда возникнуть не могла. Как говорится, нет дыма без огня. О том, что Митридат был сказочно богат, утверждали все его современники. Предателям он приказывал заливать в горло не свинец, как было принято у других правителей, а золото.
Кроме того, он был фанатичным любителем искусств. Во время пиршества для именитых гостей на столах стояли чаши для вина, отделанные золотом и драгоценными камнями. Они были непревзойденным чудом художественного мастерства. И не исключено, что таким же дивом красоты был и золотой конь Митридата, которого он любил так же, как Александр Македонский своего Буцефала.
В керченской земле зарыто огромное количество кладов. Она была тем местом, через которое проходили пути многочисленных завоевателей. Не перечислить нашествий всех агрессоров на многострадальную землю. Через Керченский пролив мигрировали племена и народы самых различных национальностей.
И, естественно, в период вторжения завоевателей жители столицы, а определенная часть из них была отнюдь небедна, прятали в землю все накопленное богатство (банков-то не было). Каждый из жителей, прятавших свои сбережения в земле, в укромном месте, надеялся остаться в живых, чтобы потом воспользоваться ими. И, понятно, что многим из них не удалось возвратиться за сбережениями. Таковы жестокие правила войны.
Находили клады, случайно или целенаправленно, во все времена, в том числе и в современные. Этот поиск — весьма захватывающее и увлекательное занятие. Тяга к раскрытию тайн и поискам кладов, надо полагать, генетически заложена у нас в крови. Все неизвестное, таинственное завлекает нас и заставляет вступать на тропу невероятно притягательных приключений, искать сокровища и открывать неизведанные новые миры.
В самой горе захоронено громадное количество пантикапейских жителей. Существует даже некрополь под горой. Все склепы с захоронениями связаны между собой подземными сквозными отверстиями, где может пролезть человек. Они настолько близко расположены друг к другу, что грабители, чтобы не выбираться на поверхность, просто пробивали ходы между ними.
Но все они были разграблены еще в давние времена. Остались только глиняные черепки и фрагменты надгробной живописи.
«Ну, и где же золотой конь?» — спросите вы. По легенде в горе к упомянутому сокровищу ведет целая система подземных ходов с замысловатыми ловушками, и не один кладоискатель поплатился жизнью в поисках легендарного золотого коня и призрачной царской сокровищницы. А некоторые охотники за древностями теряли разум, добравшись до заветного клада, утверждая, что видели не только коня, но и целую колесницу, сделанную из чистого золота. Но можно ли им верить, потерявшим рассудок в погоне за сокровищами?
Говорят, что золотой конь проявляет себя в сильную грозу. Именно в то место, где он спрятан, бьет молния. За тысячелетия, что он находится в горе, в нем накопилось столько энергетики, что он стал притягивать к себе электрические разряды из поднебесья. Возможно, кому-то посчастливится определить место, куда они бьют, и он станет счастливым обладателем золотого коня! Но лучше не надо.
Пусть эта замечательная тайна, которую хранит наша гора, живет на нашей керченской земле и будоражит наши сердца.
Владимир Коркош,
старший научный сотрудник ЮгНИРО.
Источник: nathoncharova.livejournal.com
Скиф на коне деталь золотого украшения описание
Один из основных символов скифского искусства — олень. Однако, как известно, передвигались они отнюдь не на оленях, лошадь же играла в их жизни очень большую роль. В конце концов скифы были кочевниками, к тому же есть свидетельства, что у скифов был бог, покровительствующий лошадям — по свидетельству Геродота он был близок греческому Посейдону.
Погребальный обряд включал жертвоприношение лошадей. Наконец, скифы вывели самую выносливую лошадь. Лингвисты определили код, который позволяет сравнивать языки и одним из важнейших слов — кодов индоевропейских языков считают «лошадь» и «колесо». В Европу колесо и лошадь попали с индоевропейцами.
Логично было бы предположить, что главным символом скифов должна быть лошадь — но это не так. И на небеса скифы отправлялись странно — как бы на лошадях, но замаскировав их под оленей.
В 5 пазарыкском кургане у 4 из 10 лошадей на морды были надеты кожаные маски с рогами (Эрмитаж)
В своей книге «Искусство Алтая и Передней Азии» (М., 1961) С.И.Руденко сравнивает два изображения человекольва. На фото Сирийский получеловек-полулев
Получеловек-полулев с крыльями тоже носит оленьи рога — украшение настенного ковра. Пятый Пазырыкский курган.
Золотой олень со Щита из Костромского кургана в Прикубанье — одна из эмблем Эрмитажа, воплощающая стремительность скифов, красоту созданного ими художественного стиля.
А это шаманский головной убор с оленьими рогами — фотографию с выставки «Кочевники — между небом и землем» в Историческом музее взяла у френда vladimirdar — еще одно свидетельство важности символики оленя в духовной жизни кочевников
Пазырыкский олень на шаре, дерево, кожа. Эрмитаж
Символика оленя у пазырыкцев разнообразна, но в самом их типичном символе оленьи рога оканчиваются клювами, а само животное больше похоже на козерога и имеет клюв.
А этого оленя из Турции из музея в Аладжа-Хююке (дохеттский период) нашла у marmara_calypso здесь
Олень несет на своей спине хеттского бога. Рельеф высота 6,3 см, XV-XIII вв до н.э. Н.Непомнящий «Хетты. Неизвестная империя Малой Азии»/
О Пазырыкских коврах писала недавно здесь
Tags:
Recent Posts from This Journal
Поунами и искусство Та-Моку. Традиционные символы и значения маори
Международный Новый год
Музей Комболои — Греческий музей бусин
Золотое яйцо — от китайского императора Цинь Шихуанди до курочки Рябы. Сказка — ложь.
Брисингамен — ожерелье Фрейи
Финикийская подвеска
Бусины карфагенской Пандоры
К истории колец
Новгородские бусы
промо world_jewellery апрель 6, 2015 01:45 67
Информация об этом журнале
- Цена размещения 20 жетонов
- Социальный капитал 136
- В друзьях у
- Длительность 24 часа
- Минимальная ставка 20 жетонов
- Посмотреть все предложения по Промо
Гагат в древней Индии почитался священным камнем Великой Матери Мира. Cчиталось, что всякий, кто имеет с собой этот камень — попадает под ее защиту. В разных странах мира, независимо друг от друга, его считали талисманом, защищающим от дурного глаза, колдовства и злых духов. Талисманы из гагата…
( 18 comments — Leave a comment )
Dec. 27th, 2016 05:19 pm (UTC)
Зачем алтайские скифы приделывали лошади рога оленя?
Пользователь talinika сослался на вашу запись в своей записи «Зачем алтайские скифы приделывали лошади рога оленя?» в контексте: [. ] Оригинал взят у в Зачем алтайские скифы приделывали лошади рога оленя? [. ]
Dec. 27th, 2016 05:54 pm (UTC)
как интеоесно..спасибочки. доброго вечера!
Dec. 29th, 2016 11:58 pm (UTC)
Спасибо — взаимно))
Dec.
27th, 2016 07:16 pm (UTC)
Ну вот, раздразнили любопытство и в кусты ))). Ведь, наверное, Вы знаете какую-нибудь теорию или имеете догадки на этот счёт — почему именно олени (или рога?). Поделитесь?
Dec. 29th, 2016 11:46 pm (UTC)
я правда не знаю)) но, наверное, подобные религиозные представления должны были сложиться у народа, который на протяжении многих сотен лет жил в контакте с оленями) а потом условия жизни изменились, а верования остались) у многих народов олени священны) только что увлеклась вопросом и видами оленей :))
Dec. 27th, 2016 07:39 pm (UTC)
Похоже, что оленьи рога символизировали и олицетворяли связь с миром духов. Поэтому, очевидно, они и использовались при шаманских ритуалах. и вообще в искусстве, что касается потусторонних контактов.
Dec. 29th, 2016 11:26 pm (UTC)
Или с верхним миром) возможно у народов, которые жили в тундре, где не было деревьев, оленьи рога символизировали что-то вроде дерева жизни, поэтому и птичья символика связана с рогами иногда)
Dec. 30th, 2016 07:53 am (UTC)
Да, возможно и так.
Dec. 27th, 2016 08:50 pm (UTC)
в творчестве скифов вообще много загадок
Dec. 29th, 2016 11:12 pm (UTC)
согласна) загадочный народ))
Dec. 27th, 2016 09:09 pm (UTC)
А может в те времена и у лошадей рога были))
Dec. 29th, 2016 11:02 pm (UTC)
Может быть археологи что-то упустили)
Dec.
28th, 2016 05:20 am (UTC)
Как я понял, символика и правда знаковая
Dec. 29th, 2016 08:06 pm (UTC)
смысл, конечно, важный и древний)
Dec. 28th, 2016 07:27 am (UTC)
Для красоты наверное, нравятся им рога )
Dec. 29th, 2016 09:22 am (UTC)
согласна, выглядит круто) только клювы на рогах не могу понять — страшный сон какой-то
Dec. 28th, 2016 07:38 am (UTC)
Зачем алтайские скифы приделывали лошади рога оленя?
Пользователь uchitelj сослался на вашу запись в своей записи «Зачем алтайские скифы приделывали лошади рога оленя?» в контексте: [. ] Оригинал взят у в Зачем алтайские скифы приделывали лошади рога оленя? [. ]
Dec. 28th, 2016 10:47 am (UTC)
Зачем алтайские скифы приделывали лошади рога оленя?
Пользователь eaquilla сослался на вашу запись в своей записи «Зачем алтайские скифы приделывали лошади рога оленя?» в контексте: [. ] Оригинал взят у в Зачем алтайские скифы приделывали лошади рога оленя? [. ]
( 18 comments — Leave a comment )
Profile
world_jewellery Украшения мира
Latest Month
April 2023 | ||||||
1 | ||||||
2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 |
16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 |
23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 |
30 |
Tags
Page Summary
- livejournal : Зачем алтайские скифы приделывали лошади рога оленя?[+0]
- vabosu : (no subject)[+1]
- collectrix : (no subject)[+1]
- vladimirdar : (no subject)[+2]
- lareina : (no subject)[+1]
- tanafi : (no subject)[+1]
- martin33 : (no subject)[+1]
- shahtara : (no subject)[+1]
- livejournal : Зачем алтайские скифы приделывали лошади рога оленя?[+0]
- livejournal : Зачем алтайские скифы приделывали лошади рога оленя?[+0]
Источник: world-jewellery.livejournal.com