Пишет tistoriya ( tistoriya )
2016-02-13 13:03:00
tistoriya
tistoriya
2016-02-13 13:03:00
«Скифское золото». Скиф, стреноживающий коня. Фрагмент вазы.
А есть ли материальные свидетельства жизни скифов? О да! И еще какие! Кровопийцы и, наверное, людоеды, дикие наездники, охотники за скальпами и черепами оказались искуснейшими ювелирами! Посетите Эрмитаж в Санкт-Петербурге. Там много изделий, датируемых IV веком до нашей эры. Общее название коллекций – «Скифское золото», хотя есть изделия из серебра.
Основные экспонаты поступили из Куль-Обского кургана близ Керчи (раскопки 1831 года), Чертомлыцкого кургана близ Никополя (раскопки 1862–1863 годов) и из других курганов Украины и Южной России.
Археологи полагают, что на серебряной вазе из Чертомлыка изображены скифы IV века до нашей эры. Вот скиф стреноживает прирученного коня. На морде коня уздечка с металлическими кольцами, на спине прилажено типичное английское скаковое седло, с одной подпругой и с нагрудником, но без подфея. Седло снабжено стременами. Характерно, что путы не ременные, а веревочные.
История скифов , которую не расскажут офицалы
Грива коня хорошо острижена.
Поражает одежда скифов.
Один стоит, одетый в прекрасного покроя комбинезон; гульфик и трусы прошиты и функционально, и красиво. Второй согнулся возле коня, полы его армяка прошиты двойным швом. Заметно, что обувь стачена на левую и правую ноги отдельно, а ведь это вошло в практику работы сапожников лишь в Новое время.
По поводу этого и других изображений искусствовед М. Скржинская («Скифия глазами эллинов») пишет:
«Края и полы курток, запахивавшиеся друг на друга, оторачивали мехом или выделяли полосой строчки… Особо нарядная куртка имела по два острых клина спереди и сбоку… Куртку с короткими рукавами носили поверх нижней рубашки с длинными рукавами. Иногда куртки имели капюшоны.
В теплое время надевали только шаровары. Их было два типа: более узкие, возможно кожаные, заправляли в сапоги, а более широкие из мягкой шерстяной ткани носили навыпуск. Сапоги из мягкой кожи без твердой подметки завязывали ремешком либо только на голеностопном суставе, либо пропускали еще под сводом ступни…
Женский костюм состоял из свободного длинного платья с глухим воротом и поясом по талии. На платье надевали одеяние, сходное с длинным халатом. Оно не застегивалось и не запахивалось спереди, а его длинные узкие рукава иногда оторачивали мехом. Скифянки носили головные уборы двух типов: колпак с острым верхом и трапециевидную шапку с накинутым на нее покрывалом».
Трудно сказать, насколько верно это описание. Можно сделать вывод, что у сапог скифов имеются каблуки. Можно, вслед за Скржинской, утверждать, что у сапог есть ремешки, но, возможно, это швы. Например, по мнению И. В. Давиденко, у скифа, в одиночку укрощающего коня, сапоги прошиты на подъеме; так кроят обувь в последние 300 лет. Вот вам и «IV век до н. э.»!
Что, если вы стали Скифом на один день?
В целом же из описания Скржинской со всей непреложностью следует, что скифы – средневековые люди, одетые в средневековую одежду. А ведь ювелир изображал то, что видел. И вот мы понимаем, что перед нами совсем не время людоедов и кровопийц, а время умелых портных, сапожных мастеров, художников, точно отображающих растительный и животный мир планеты.
Ювелиру позировали хорошо одетые пастухи или конюшие какого-нибудь князя или хана. Причем, хоть эти поделки названы «скифским золотом», поскольку найдены они в якобы скифской земле, и изображены на них якобы скифы, историки согласились на том, что эти вещицы изготовлены в ювелирных мастерских Греции.
Некоторые из них сделаны из электрона, природного сплава золота с серебром. Полагают, что он назван так из-за своего светло-желтого цвета, напоминающего янтарь, который греки также называли электроном. По сравнению с чистым золотом он тверже, прочнее и меньше подвергается износу, особенно при трении.
Источник: tistoriya.livejournal.com
maroona_art
Скифы — древний народ, живший в VII в. до н.э. — III в. н.э. Сведения о скифах восходят к античной традиции или получены на основе археологических исследований. Основная территория их расселения, названная античными авторами Скифией, — степи между нижним течением рек Дунай и Дон, степной Крым и район, прилегающие к Северному Причерноморью.
Скифы почитали бога войны, символом которого был меч. Во главе отдельных племен стояли вожди. Когда вождь умирал, умерщвляли его жен, оруженосцев, виночерпиев и боевых коней и хоронили их вместе с ним.
Скотоводство скифы сочетали с охотой. Зверь — главный их соперник в мире, а в мифологии — выразитель таинственных и могучих сил. Вероятно, в этих представлениях кроются истоки так называемого скифского звериного стиля, характерного для прикладного искусства скифов.
Главное функциональное назначение звериного стиля – сакральномагическое. Ведь изображаемые животные воплощали черты, так необходимые и высоко ценимые кочевниками вообще и скифами в частности. В представлениях многих народов древности образы некоторых зверей или наиболее характерных частей их фигур символизируют перенесение присущих им черт на владельца изображения.
Конь воина должен был, таким образом, «лететь быстрее лани», меч и копье разить врага, словно смертоносный удар лапы льва или клюва орла. Кроме того, скифы верили в охранительные свойства предметов с изображениями зверей и птиц, призванных устрашать и отпугивать как врагов, так и злых духов и, тем самым, оберегать хозяина данной вещи. Это были своего рода обереги-талисманы.
Скифские мастера особо выделяют те органы животных и птиц, которые символизируют зоркость и остроту слуха, силу, ловкость и смелость в борьбе, – глаз, ухо, рога, зубастую пасть, клюв, когтистые лапы. для усиления или подчеркивания каких-либо деталей. Тело зверя иногда заполняется фигурами других животных или наиболее важными частями их тел. Так, отростки рогов оленей и лосей, концы лап хищных зверей, копыта травоядных зачастую изображались в виде птичьих головок с загнутыми клювами. Иногда концы лап зверей украшены фигурками свернувшихся в кольцо хищников.
Наиболее популярными у кочевников были звери, обладавшие силой и выносливостью, стремительностью и быстротой реакции, зоркостью и тонким обонянием, мощью первого удара: олень, лось, горный козел, барс, пантера, волк, орел. Подобное стремление подчеркнуть самые важные достоинства того или иного животного привело скифских мастеров к выработке одного оригинального изобразительного приема – акцептированию признаков. Некоторые части тела животного в скифском зверином стиле, как правило, преувеличены. Рога оленя по длине обычно не уступают спине животного. Огромный глаз может целиком занимать голову зверя или птицы, а часто выходит и за ее пределы.
В основном, изображения в зверином стиле встречаются на предметах, жизненно важных для скифов-воинов: оружии, конской сбруи, вещей культового назначения, одежде и личных украшениях (они же – предметы, отражающие социальный статус, престиж данного человека: гривны, серьги, пекторали, браслеты, перстни и др.).
На протяжении своего многовекового существования (VII–III вв. до н. э.) скифский звериный стиль подчинялся единым законам и руководствовался общими изобразительными приемами. Для скифского звериного стиля характерен строго ограниченный набор канонических поз. Кажущееся на первый взгляд многообразие их на самом деле сводится всего к четырем: свернувшийся в кольцо хищник, животное с опущенными ногами, животное с ногами, согнутыми под углом и с поджатыми под туловищем ногами, лежащими одна на другой.
Золотая бляха в виде пантеры, VII в. до н. э.
Свернувшаяся золотая пантера. Сибирская коллекция Петра I, VI-V вв. до н. э.
Нашивная бляшка «Конный скиф», курган Куль-оба, 350 г. до н.э.
Скифский золотой олень. Костромской курган, VI в. до н. э.
Для скифов золото являлось не только материальной ценностью, мерилом богатства. У них в идеологии, как у многих ираноязычных племен, золото – это небесный огонь, это власть и бессмертие, потому что золото – неуничтожимый металл.
Нащитная бляха Пантера. Восприятие.
В Келермесском кургане была обнаружена нащитная золотая бляха в виде пантеры. Келермесские курганы относятся к рубежу VII-VI вв. до н.э. , к скифской архаике. Это погребения представителей военно-аристократических кругов Скифии. Все они были раскопаны в начале XX в. и далеко не всегда с соблюдением самых элементарных правил археологических раскопок.
Скифская пантера изображена так, как будто она готова напасть на свою жертву и разорвать ее. Об этом говорят согнутые лапы, наклон головы, вытянутая шея и оскал. И центр тела немного смещен влево, как будто пантера готовится к прыжку и отталкивается от поверхности.
Чем отличается скифская пантера от реальной? Во-первых, хвост и лапы пантеры украшены свернувшимися хищными животными для придания ей еще большей силы и мощи. Во-вторых, изменены уши — они увеличены, имеют округлую форму, а сам край уха украшен небольшими перегородками. Тело пантеры составлено из золотых гладких пластин. Шерсть отсутствует.
Если пантера готовится к прыжку, то шерсть ей будет мешать, она будет уменьшать скорость движения. Поэтому автор делает поверхность ровной. Хвост у пантеры не поднят, он как бы охватывает пантеру, придает ей цельности, и создается впечатление цельного снаряда.
На что делает художник основной акцент, изменяя черты реальной пантеры? На шею. По сравнению с реальной пантерой у скифской шея удлинена и она ровная – отсутствует высокий изгиб у самого основания шеи. Это твердая, мощная, длинная, изогнутая линия. Ощущение напряженного сгустка металла.
Центральная мышца на шее пантеры напряжена, она твердая и мощная, проведена на одном дыхании, с сильным нажатием. Все мышцы тела напрягаются, дыхания практически нет, кровь останавливается, тело замерло. Но это все длится не долго – сейчас произойдет выстрел снаряда, и вся накопленная мощь тела обрушится на врага.
При восприятии скифской пантеры возникает чувство силы и мощи.
Источник: maroona-art.livejournal.com
ЗОЛОТО СКИФОВ
Колье-ошейник
Около 1800 до н. э.
Золото; ковка
Обычай хоронить покойников в насыпных курганах был свойственен многим
кочевым племенам. Но скифские курганы, буквально, набиты золотом. Причем, не только захоронения знати, но и рядовых граждан.
Ни у каких других племен курганы не были столь богаты. Это бъясняется не только тем, что золото во все времена и у всех народов было символом богатства, но и особой ролью этого металла в религии и мифологии скифов. В иранской мифологии золото отождествлялось огнем, солнцем и вечной жизнью.
Отправляя умершего в загробный мир, его одежду старались сплошь покрыть драгоценным металлом.
Для этого была разработана специальная технология – ручная вытяжка золотой фольги и выдавливание из нее тонких блях с вытесненными на них изображениями. Делали это специальные мастера, передававшие свое искусство из поколения в поколение. Эти бляхи и нашивали на погребальный саван и одежду.
Согласно преданию, которое для нас сохранил “отец истории” Геродот, на скифскую землю пролился драгоценный метеоритный дождь. С неба упали золотые предметы, плуг с ярмом, секира и чаша. Первыми небесные артефакты увидели три брата–скифа и что есть духу кинулись к сокровищам.
Но едва старший брат подошел, чтобы поднять их, как золото запылало. Он отступил. Приблизился второй брат – золото опять воспламенилось.
И лишь когда подошел младший брат, пламя погасло, и он отнес золото к себе в дом…
Упомянутые священные золотые предметы скифские цари тщательно охраняли и с благоговением почитали их.
Ременная бляшка 8 век до н. э. Золото, серебро, цветное стекло
Государственный исторический музей Киев
Принадлежит культуре киммерийцев, населявших земли теперешней Украины до прихода скифов
Бляшка «Олень» 6 век до н. э. Золото
Государственный Эрмитаж Санкт-Петербург
Образец зооморфного искусства («звериного стиля»). Копыта оленя выполнены в виде «большеклювой птицы»
Ножны. Фрагмент Конец 5 — начало 4 века до н. э. Золото, чеканка
Государственный Эрмитаж Санкт-Петербург
Изображены сцены битвы между варварами и греками. Найдены в кургане Чертомлык, близ Никополя
Скифский гребень с изображением батальной сцены
Конец 5 — начало 4 века до н. э. Золото
Государственный Эрмитаж Санкт-Петербург
Найден в кургане Солоха
Пектораль. Фрагмент Середина 4 века до н. э. Золото; литьё, филигрань.
Государственный исторический музей Киев
Мужское украшение с изображением картин пастушеской жизни, сцен битв с участием грифонов, львов, коней и диких кабанов. Найдено в кургане Толстая могила (Украина)
Ваза с изображением скифских воинов 4 век до н. э. Электрум; чеканка
Государственный Эрмитаж Санкт-Петербург
Электрум — природный сплав золота (80%) и серебра (20%). Найдена в кургане Куль-Оба
Гривна с фигурками скифов-всадников 4 век до н. э. Золото
Государственный Эрмитаж Санкт-Петербург
Украшение было в ходу у кочевых народов. Найдена в кургане Куль-Оба
Серьги, ожерелье, браслеты и трубочка 4 век до н. э.
Золото, ковка, чеканка, скань, зернь, тиснение, пайка
Государственный Исторический музей Москва
Украшения выполнены греческими ювелирами. Найдено в Северной Украине
Сосуд со сценами охоты 400 — 375 до н. э. Серебро; позолота
Найдено на раскопках 1913 года в Кургане Солоха (Приднепровье)
Золотая гривна с окончаниями в виде скифских всадников. Фрагмент
400 — 350 до н. э. Золото
Государственный Эрмитаж Санкт-Петербург
Найдено в Кургане Куль-Оба, Крым
Золотая гривна с окончаниями в виде скифских всадников. Фрагмент 400 — 350 до н. э.
Золото
Государственный Эрмитаж
Санкт-Петербург
Найдено в Кургане Куль-Оба, Крым
Пара золотых серег с диском и ладьевидной подвеской
Около 350 до н. э. Золото
Курган Куль-Оба, Крым
Подвески и фибула 2 — 1 век до н. э. Агат, сердолик, цветное стекло
Краснодарский государственный историко-археологический музей-заповедник
Краснодар
Из станицы Динской
Браслет Вторая половина 1 века н. э.
Золото, бирюза, коралл, стекло
16 Кинжал Вторая половина 1 века н. э.
Золото, гранат, бирюза
Височный фалар от банданы 1 век
Золото, агат, бирюза, альмандины, коралл, цветное стекло
Азовский краеведческий музей
Из могильника «Дачи»
Браслет 4 — 5 век Золото, стекла; литье
Государственный историко-культурный музей-заповедник «Московский Кремль». Оружейная палата Москва
Шейная гривна 4 — 5 век Золото, стекла; литье Диаметр 22 см
Государственный историко-культурный музей-заповедник «Московский Кремль». Оружейная палата Москва
Найдено в Северном Причерноморье
Бляшка в виде фигурки кабана Золото
Государственный исторический музей Киев
Маленькие зооморфные (в виде фигурок кабанов, львов, оленей, коней) и антропоморфные (в виде Беса, Горгоны и других божеств) бляшки получили распространение в искусстве скифов и использовались для украшения одежды, головных уборов и конской сбруи
Бляшка в виде фигурки льва Золото
Государственный музей искусств народов Востока
Москва
Зеркало. Серебро; позолота
Государственный исторический музей Киев
Из кургана Келермес. Декорировано сценами в средневосточном, египетском и иранском стилях.
Круглая фалера Золото
Государственный музей искусств народов Востока Москва
Украшала костюм или церемониальную одежду, нашивалась прямо на ткань. Сюжетом для декора послужила стилизованная большеклювая птица
Нашивная бляшка «Конный скиф» Золото
Государственный Исторический музей Москва
Найдено в кургане Куль-Оба
Пектораль. Фрагмент Золото
Государственный исторический музей Киев
Некоторые из изображенных животных «смотрят на нас» — этот прием характерен для мастеров черноморских греческих колоний
Прямоугольные бляшки с изображением грифонов
Музей Троговитца
Предназначались для украшения оружия
Украшение женского головного убора Золото
Государственный исторический музей Киев
Изображена сцена бракосочетания двух богов
Шлем с изображением батальной сцены Золото; чеканка, гравировка
Государственный исторический музей Киев
Греко-скифская работа
Браслет с изображением зверей 5 — 4 век до н. э. Золото
Государственный Эрмитаж
Санкт-Петербург
«Сибирская коллекция» Петра I
Спиральный браслет с фигурками животных
4 — 3 век до н. э. Золото
Государственный Эрмитаж Санкт-Петербург
«Сибирская коллекция» Петра I
Скоба, фибула, бляхи с изображением грифонов
Конец 2 — первая половина 1 века до н. э. Гранаты, стекло; эмаль
Государственный Исторический музей Москва
Найдено в Северском Кургане (Северный Кавказ)
Гривна с оленьими головами 1 век до н. э. — 1 век н. э. Золото
Краснодарский государственный историко-археологический музей-заповедник
Краснодар
Найдено в станице Старокорсунской
Сарматские парные подвески Конец 1 — начало 2 века
Золото, сердолик, цветное стекло
Азовский краеведческий музей
Из «Сладковского» могильника, Ростовская область
Поясная застежка 2 — 3 век Бирюза
Краснодарский государственный историко-археологический музей-заповедник
Краснодар
Из некрополя Горгиппии
Серьга Золото, филигрань
Эгрет в виде грифона, держащего в когтях горного козла Золото
Государственный Эрмитаж Санкт-Петербург
Вероятно, украшал головной убор знатного воина. Найдено в междуречье Иртыша и Оби
territa.ru
Оригинал записи и комментарии на LiveInternet.ru
Источник: kolybanov.livejournal.com