Подготовка эмали, как и весь процесс эмалирования, требует особой чистоты. Плитку (куски) и гранулы эмали с посторонними включениями выбраковывают, оставляя лишь те, прозрачность и цвет которых одинаковые. Проверенные и отобранные куски эмали промывают, просушивают, затем дробят в стальной ступке до образования очень мелкой крошки.
Крошку тщательно промагничивают и растирают в ступках из поделочных камней при малых объемах эмалей или в мельницах – при больших. Полученный порошок отделяют (путем отсеивания) от более крупных частиц, эмали маркируют и в таком виде хранят. Перед нанесением на изделие порошкообразную эмаль подвергают многократной промывке – растворению в воде, получая таким образом устойчивую однородного состава суспензию-шликер. В таком виде эмаль хранится под слоем воды, перед самым наложением вода сливается.
http://jewelpreciousmetal.ru/technology_enamel_comparativecharacteristics.php» target=»_blank»]jewelpreciousmetal.ru[/mask_link]
Как наносят эмаль на ювелирные изделия | Русские самоцветы
Приблизительный расчет веса закрепленных камней
Независимый эксперт-геммолог. Научные звания: G.G. GIA (Дипломированный Геммолог, Геммологический Институт Америки), A.J.P. GIA (Акредитованный Ювелирный Профессионал Геммологического Института Америки), MBA Kingston University UK (Магистр Делового Администрирования Университета Кингстон Великобритания).
Автор книги-бестселлера «Драгоценные камни».
Другие публикации эксперта:
- Оценка стоимости цветных ювелирных камней методом аналитических иерархий
- Криптовалюты и ювелирка. Точки соприкосновения
- Синтетические бриллианты 2020
- Как оценить самоцвет или игра без правил
- Поговорим о новом ГОСТе на бриллианты
- Сапфиритовое безумие
- Бриллианты, сапфиры, рубины: Стоит ли инвестировать в драгоценные камни?
- Distinguish natural and synthetic melee diamonds
- Различаем натуральные и синтетические меле бриллианты
- Как покупать бриллианты за границей
Вставка в ювелирное изделие может быть дешевой, в таком случае можно особенно не заморачиваться. Если судьба такого изделия – переплавка, то и измерять ничего не придется. Вставку можно вытащить и просто вернуть клиенту. Совершенно другое дело, когда в руки попадает украшение, скажем, 56й, 72й или 84й пробы с драгоценным камнем. Оценивать такое изделие раздельно по цене лома и цене камня было бы варварством, к тому же выкреплять вставку из старинного украшения задача не всегда простая, а при условии «глухой» закрепки и вовсе невозможная.
В случае сложной закрепки камня или уникального изделия с драгоценной вставкой, на помощь ювелиру – оценщику придет математика. Существует ряд довольно простых формул, которые позволят установить вес ювелирного камня, не вытаскивая его из изделия. Всё, что потребует – это ювелирный гейджер и умение им пользоваться. Размеры камня следует определять с точность до 0.01мм.
Конечно же математическое установление веса имеет погрешность. Рассчитанный вес камня может отличаться от фактического на 10 – 15%. Однако в некоторых случаях недостаток точности с лихвой компенсируется отсутствием необходимости разборки ювелирного украшения.
Вес любых ювелирных камней измеряется в метрических каратах. В одном грамме – пять карат, а один карат — это 0.2 грамма. Как перевести размеры камня в миллиметрах в вес в каратах. Из курса школьной физики мы помним, что вес любого объекта — это произведение объема объекта на его плотность. Измеряя размеры камня, мы можем вычислить его объем, но что делать с плотностью?
Плотность драгоценного камня зависит от того, к какому классу минералов принадлежит данный камень. Например, плотность алмаза 3,47—3,55 г/см³, турмалина 3,02—3,26 г/см³, а корунда 3,9—4,1 г/см³. Таким образом, одинаковые по размеру драгоценные камни, принадлежащие к разным классам минералов, всегда будут иметь разный вес. Абсолютно одинаковые по размеру и типу огранки бриллиант, турмалин и рубин будут иметь совершенно разный вес. При прочих равных условиях, рубин — самый тяжелый, бриллиант будет весить меньше, а турмалин – самый легких из них всех.
Разумеется, чтобы оперировать плотностью ювелирного камня, необходимо сначала определить, что именно закреплено в вашем изделии. Это можно сделать, например, самостоятельно, с помощью несложных геммологических тестов.
С помощью ювелирного рефрактометра можно измерить коэффициент преломления, а используя полярископ — определить характер преломления (одинарное, двойное, агрегат). Прилагающийся к полярископу «коноскоп», при определенном навыке, может помочь разглядеть оптическую фигуру, определяющую, является ли камень одноосным или двуосным.
Нелишними для самостоятельной экспертизы будут дихроскоп и карманный спектрометр. Ознакомиться с работой этих приборов и научиться ими пользоваться возможно на любом геммологическом учебном курсе. Все характеристики камня, считанные с помощью перечисленных выше приборов, помогут однозначно определить группу минералов, к которой принадлежит данный драгоценный камень, а значит и узнать его плотность. Значения плотности можно без труда найти в интернете. Ниже приведена Таблица 1, в которой указаны средние значения плотности для наиболее распространенных ювелирных камней.
Таблица 1. Средняя плотность для разных групп минералов в г/см³
В Таблице 2 приведены формулы для расчета веса камней определенной формы огранки.
Таблица 2. Формулы приблизительного расчета веса закрепленных камней
Обозначения в таблице:
D – Диаметр камня
L – Длина камня
W – Ширина камня
Dth – глубина или толщина камня (состоит из суммы высот короны, рундиста и павильона)
SG – средняя плотность минерала (см. Таблицу 1)
WC – фактор коррекции веса
Как измерять линейные параметры камней показано на рисунках 1 и 2.
WC – «фактор коррекции веса» заслуживает отдельного внимания. Обычно поправку при измерении веса ювелирного камня следует вносить только в случаях, если присутствуют очевидные проблемы с качеством огранки.
Случаи, когда необходимо применять параметр WCописаны в Таблице 3. В практическом смысле, все приведенные значения процентов складываются и означают, что вес камня на увеличить на соответствую цифру поправки. Допустим, если рундист камня «толстый», а павильон «очень сильно увеличен» — это означает, что из таблицы 3 надо взять цифру 3% (если рундист ближе к «слегка утолщен») или 4% (если рундист ближе к «очень толстый») и сложить этот процент с цифрой соответствующей по вашим ощущениям «очень сильно увеличенному павильону от 13 до 18%.
Пусть вас не смущает оценка параметров «на глаз». После нескольких практических экспериментов, глазомер обычно оттачивается до такой степени, что вопроса «какой поправочный коэффициент применить» — не возникает. Предположим, в нашем случае, рундист конечно толстый, но не очень, то есть 3%, а павильон настолько сильно выпирает, что это бросается в глаза – 18%. Общая поправка к весу составит 3+18 = 21%, то есть наш коэффициент WCбудет равен 1.21.
Таблица 3.Поправочные коэффициенты при определении веса закрепленных в изделии ювелирных камней
Особого внимания заслуживает тема определения приблизительного веса камней, ограненных кабошоном. Кабошон должен быть гладкий, без какой-либо резьбы на поверхности, без просверленных отверстий. В большинстве случаев огранка кабошоном применяется только к недорогим ювелирным камням, но из любого правила бывают исключения. Специфика расчета веса кабошона состоит в том, что этот вид огранки не имеет четких правил, поэтому формула для расчета одна – универсальная, а поправочный коэффициент приходится определять «на глаз» по таблице 4.
Таблица 4. Поправочные коэффициенты кабошонов
Форм огранки кабошонов существует великое множество и для этих случаев существуют более подробные таблицы поправочных коэффициентов.
Как практически использовать приведенную выше информацию?
Предположим, имеется кольцо, в котором закреплен рубин диаметром 4.00 мм, высотой 3.90мм, с очень толстым рундистоми сильно увеличенным павильоном.
Для начала вычислим вес камня без корректирующих факторов. Воспользуемся формулой из Таблицы 2 и значением SGиз Таблицы 1:
Вес = 4.00 (диаметр камня в мм) х 4.00 х 3.90(высота или глубина камня в мм) х 4.00 (SGдля корундов) х 0.0018 = 0.44928 кт (округляем до 0.45 карата)
Из-за толщины рундиста добавим к весу 5%, а за счет сильно увеличенного павильона еще 10%. Итого WCсоставит приблизительно + 15% от общего веса камня. То есть наш рубин в кольце весит скорее всего 0.45 х 1.15 = 0.5175 (округляем до 0.52) карата.
Источник: expojeweller.ru
Все о ювелирной эмали
Ювелирное покрытие в украшениях привлекает своей необычной красотой. Используя его различные оттенки, можно создать поистине уникальные изделия, которые подчеркнут неповторимость драгоценного украшения и уникальность его владельца.
Оглавление:
- Ювелирная эмаль
- Состав и виды эмали
- Способы нанесения
- Перегородчатая эмаль
- Технология изделий с перегородчатой эмалью
- Ювелирные изделия с эмалью
- Ювелирная эмаль своими руками
- Особенности выбора украшений и уход за ними
Ювелирная эмаль
Ювелирная эмаль известна еще со времен Древней Руси. Тогда она имела другое название, но принцип ее нанесения остался тем же.
Финифть использовали как в ювелирном, так и в декоративно-прикладном искусстве. Ею украшали богатую утварь: кубки, ларцы, чаши. Хотя прошло много веков, а технологии претерпели изменения, но свойства эмали все также высоко ценятся мастерами-ювелирами.
Данный вид покрытия является ручной работой, даже если само драгоценное украшение отштамповано по заводским стандартам. Процесс эмалирования представляет собой покрытие поверхности драгоценного металла легкоплавким стеклом. Эмали различают по составам и способам нанесения.
Какой бы не использовался метод: перегородчатый, сканный, выемчатый – все это преследует единственную цель: качественное нанесение покрытия на металл.
Состав и виды эмали
Стеклянный сплав, который покрывает украшение, может быть разной степени плавления, цветов и типа нанесения.
В его состав входят кремнеземы и различные оксиды. Чтобы придать тот или иной оттенок покрытию, в смесь добавляют никель, оксид цинка или кобальт. Эмали по своим свойствам достаточно устойчивы в эксплуатации и воздействию внешних факторов. Они прочны, поэтому их часто используют в оформлении. Ювелирные изделия с эмалью смотрятся очень эффектно.
Виды эмалированных покрытий разделяют по способу закрепления. Есть горячие и холодные эмали для украшения ювелирных изделий, рассмотрим более детально:
- Горячие покрытия. Именно этому способу отдают предпочтения маститые ювелиры. Ее используют с очень давних времен. Для обработки такого ювелирного покрытия необходима печь, нагревающаяся до 800 градусов. Эмалевый порошок прочно прилепляется к металлической основе. Подобный способ использовался со времен Руси.
- Холодные покрытия. Для такого покрытия не нужны высокие температуры. Это своего рода стеклопластик, который разделяют на двухкомпонентную, теплоотверждаемую и светоотверждаемую глазурь. Двухкомпонентное покрытие самое простое: смешать в нужных долях и раскрасить изделие.
Процесс действия теплоотверждаемой эмали схож с горячей, но здесь потребуется температура до 160 градусов. Однако полировать такое покрытие нельзя, оно достаточно хрупкое. Процесс закрепления светоотражаемой холодной эмали на металлическую основу напоминает фотопломбирование в кабинете стоматолога.
Поверхность покрытия подвергают облучению ультрафиолетовой лампой. После этого она застывает. Светоотверждаемое покрытие используют в ремонте сколов на ювелирных украшениях.
Способы нанесения
Существует несколько способов нанесения ювелирного эмалированного покрытия на драгоценные изделия. Эти техники характерны именно для цветных эмалей, например:
- Клаузоне. Это перегородочная техника. Золотые или серебряные нити напаивают в качестве орнамента. Она напоминает технику филигрань с замысловатыми иероглифами.
- Шамплеве. На поверхности украшения металл высверливается, а образовавшиеся ямки заполняют разноцветной эмалевой крошкой. Это самая древняя технология нанесения покрытия.
- Финифть. Цветным раствором расписывается поверхность изделия. Здесь нет перегородок и ямок. Изделие покрывают нужным количеством слоев и «выпекают».
Перегородчатая эмаль
Украшения с перегородчатой эмалью являются одной из наряднейших техник. На пластину из драгоценного металла, с помощью тонких проволок из серебра, выкладывается рисунок. Внутрь этих перегородок и наносят глазурь.
В давние времена эта техника использовалась для оттенков всей красоты драгоценных камней в изделии. Дошедшие до нашего времени украшения Древней Индии, демонстрируют всю пестроту красок чистых самоцветов. Так же, изделие могло быть снабжено чеканкой, и все это называлось «минанкари».
В китайской же традиции, наоборот, не принято было сочетать глазурь и ювелирные камни. Это была очень тонкая работа, сродни нынешней полиграфии. В основном перегородчатая эмаль использовалась на ценных предметах домашней утвари. Сосуды и вазы украшались традиционными изображениями реальных и мифических зверей. В Европе и России подобная техника называется витражной эмалью.
Истинная перегородчатая техника – образец тонкой и трудоемкой работы. Это штучный товар, уникальный в своем роде.
Здесь нет массового производства. С ее помощью готовятся эксклюзивные украшения под определенного заказчика.
Признаки перегородочной эмали:
- рисунок тонкой работы;
- контуры формирует тонкая проволока, которую можно увидеть целиком, даже на фото;
- цена изделия достаточно высока.
Украшения в такой технике редко можно найти на большом производстве, не встречаются они и в больших ювелирных магазинах, работающих с крупными брендами. Подобные изделия можно обнаружить в небольших ювелирных мастерских, на площадках Интернет-ресурсов, посвященных хэн-дмэйд тематике, на выставках.
В подобных местах можно получить, действительно, авторское украшение с историей.
Технология изделий с перегородчатой эмалью
Если смотреть на капли, собранные в паутине после дождя, можно понять принцип перегородчатой эмали. Сначала выкладывается проволочкой контур, который потом заполняется разноцветной массой. Изделие просыхает и обжигается. Складывается впечатление, что в кружево металла оправлено стекло.
Технология эмалирования достаточно трудоемка:
- на металлическую основу белой гуашью наносят эскиз;
- заготовку выпиливают или чеканят согласно рисунку;
- основу под изделие отбеливают в кислоте прежде, чем покрыть слоем эмали, потом происходит обжиг в печи при температуре в 800С;
- для перегородок используют проволоку 999 пробы: здесь идет работа с пинцетом и круглогубцами. Формируются элементы каркаса, которые скрепляют специальным клеем, выгорающим при обжиге;
- глазурь разводят с водой и заливают в ячейки. Сначала изделию нужно просохнуть, чтобы вода не нарушила структуру рисунка;
- украшение помещают в муфельную печь, предварительно разогретую;
- изделие нельзя подвергать резкому перепаду температур, поэтому остыть оно должно естественным путем.
Обжигание может происходить много раз для достижения нужного цвета и оттенка. Перегородчатая техника отличается от витражной тем, что у нее есть основа. Витражная эмаль прозрачна на просвет, как стекло.
Ювелирные изделия с эмалью
Украшения с нанесенной глазурью ценятся достаточно высоко, бывают случаи, когда их цена превышает стоимость изделий с ювелирными камнями. Здесь важны и исходные продукты, качество материала, драгоценная основа, мастерство и художественный вкус ювелира.
При помощи технологии эмалирования появляются не просто кольца, серьги, браслеты. Это потрясающие произведения искусства. Ювелирная эмаль может стать элементом украшения запонок, брошей, подвесок и колье. Иногда ее сочетают с камнями – тогда она становится оправой, а иногда, для создания шедевра, достаточно просто красок.
Если судить упрощенно, финифть – стекло, стойкое к химическому воздействию. Однако и оно подвержено сколам, исправить которые может ювелир. Как правило, горячая эмаль украшения делает дороже, поскольку процесс его изготовления довольно длителен.
Приготовленная холодным способом глазурь, продавливается на украшении ногтем. Ее не полируют, поэтому, изначально поверхность такого изделия может быть немного неровной.
Горячая глазурь на вид имеет прозрачное финишное покрытие. По своему составу, подобные украшения разделяют на прозрачные, полупрозрачные и глухие.
Ювелирная эмаль своими руками
Эмалирование предметов в домашних условиях возможно. В арсенале начинающего мастера должны быть лишь следующие составные:
- Медные пластинки. Необходимы в качестве основы для нанесения ювелирной эмали. Как правило, кровельную медь можно раздобыть в строительных гипермаркетах и специализированных рынках.
- Инструменты. Работая с металлами, нужно иметь при себе ножницы по металлу. Так же понадобятся щипчики, пинцеты, бокорезы, круглогубцы и прочие приспособления для тонких манипуляций.
- Ювелирная эмаль. Самый важный атрибут, ради которого все и затевается. Проще всего найти такой неходовой товар на сайтах производителей. Существуют отечественные и зарубежные образцы для выполнения изделий с холодной и с горячей эмалью. Следует учесть, что для работы может понадобиться ступка из металла для измельчения вещества. Если работы будут проводиться с холодной эмалью, нужны будут катализаторы. Работая со светоотражающим веществом, понадобится полимеризационная лампа.
- Муфельная печь. Устройство необходимо, если украшения будут изготавливаться при помощи горячей эмали. На начальном уровне работы с эмалью холодным способом, конвекционная печь вполне подойдет. Микроволновую использовать нельзя. Муфельная печь – удовольствие достаточно дорогое.
к оглавлению ↑
Особенности выбора украшений и уход за ними
Следует изучить предложения рынка, прежде чем приобретать ювелирные украшения. Эмаль требует от мастера определенной сноровки и мастерства. Стоит учесть следующие нюансы:
- Качественные изделия на основе драгметаллов не стоят дешево, их относят к украшениям класса премиум.
- На украшении не должно быть сколов и дефектов.
- Основой под ювелирное изделие с эмалью подходит золото, серебро и медь. Эти металлы хорошо держат форму при нагревании.
Уход за подобными изделиями подразумевает:
- защиту украшений от механических повреждений;
- избежание температурных перепадов и долгого нахождения на солнце;
- нанесение косметических средств перед надеванием украшений, избегать контактов с бытовой химией;
- избежание длительного контакта с влагой, снимать перед водными процедурами.
Процесс ухода за ювелирными украшениями с эмалью не требует специальных навыков. Для удаления загрязнений достаточно теплой воды и мягкой тряпицы. После мытья, украшение нужно просушить.
Основная задача ювелирной эмали – служить украшением дорогого изделия. Она не заменяет камни, а подчеркивает их великолепие и блеск. Порой, тонкая работа эмальеров по отдаче не уступает мастерам огранки. Нужно иметь художественное чутье и четко придерживаться технологического процесса, чтобы создать истинный шедевр.
Источник: gems-and-jewels.ru