Как никакой другой вид изобразительного искусства скульптура близка архитектуре. Оба вида трехмерны и в создании художественного образа участвуют свет и тень. Даже материал, когда речь идет о скульптуре из камня, может быть тем же.
Имеются также скульптуры, совпадающие по размерам с архитектурными сооружениями, например Сфинкс в Гизе, колоссальный бронзовый Будда в Камакуре (Япония) или статуя Свободы в Нью-Йоркском порту. Созданные специально для зданий и органично связанные с ними произведения носят названия архитектурной пластики, хотя, конечно, каменная скульптура и пластика из металла, бетона или гипса отличаются друг от друга. Архитектурная пластика только в редких случаях служит просто декорацией, чаще всего она наглядно выражает смысл и цель сооружения и таким образом придает дополнительную выразительность постройке.
Ни один из предметов не подходит для этой цели больше и не привлекает скульптора сильнее, чем фигура человека, его образ, тело, пластика. Фигуры зверей тоже были и остаются предметом архитектурной пластики. Свидетельством чему — романский портал со львами и Кенигслуттер и квадриги на Бранденбургских воротах в Берлине и на здании Оперы в Дрездене.
Садовые скульптуры — оригинальные архитектурные элементы, скульптуры и украшения
Сюда же относятся и такие сказочные животные и птицы, как грифы, химеры и сфинксы. Формы изображения людей в рамках архитектурной пластики вообще разнообразны. Они простираются от головных портретов в медальонах и более или менее гротескных масок, как, например, голова Медузы, до бюстов и фигур в полный рост, изображающих одетое и обнаженное тело человека, подчас огромного размера. Сидящие колоссальные фигуры египетского скального храма Абу-Симбел имеют высоту 20 м.
Отдельный человек или группа людей представлены на зданиях или около них в различных действиях и положениях. При этом используются различные виды скульптуры, в том числе рельефные изображения, скульптура в нишах и круглая скульптура. В некоторых случаях статуи принимают на себя и функции несущего архитектурного элемента.
Кариатиды спокойно и величаво подпирают своими головами антаблемент. Атланты и гиганты несут свою тяжесть на плечах или руках, при этом кажется, что масса портальных завершений, балконов или маршей террас их почти раздавливает. Гермами-кариатидами или просто гермами называются несущие скульптуры, нижняя часть тела которых переходит в суживающуюся книзу пилястру.
В среднеевропейской архитектуре скульптура достигла в XIII в. своего первого расцвета, изображая религиозные сцены, фигуры святых и ктиторов. Например, качество скульптур ктиторов в Наумбургском соборе превосходно. 500 скульптур, по большей части превышающих рост человека, украшает западный портал собора в Реймсе; 1800 статуй первоначально входили в декорацию собора в Шартре.
Выдающемуся художественному гению прошлого Микеланджело мы обязаны скульптурами гробницы Медичи в Новой ризнице флорентийского собора Сан Лоренцо. Характерным для периода после 1500 г. была смена религиозных мотивов антично-мифологическими и изображениями властителей. Обе темы весьма тесно переплелись в период барокко. Скульптуры Марса, Зевса или Геркулеса часто следует понимать как аллегорию власти князя или короля. Часто властители изображались в римских тогах.
Скульптура Русалки. Статуя Русалок. Садовая скульптура.
К чисто архитектурной пластике, празднующей свой триумф в дрезденском Цвингере или замке Сан-Суси, добавились садовые скульптуры и скульптуры, украшающие фонтаны. Внутренне и неразрывно связанная с архитектурой скульптура XVIII в. попала в период классицизма в некоторую изоляцию. Заимствованные из античности рельефы, фигуры и упряжки лошадей казались иногда лишь декоративным дополнением и менее всего органичной архитектурной деталью.
Эта дистанция между скульптурой и зданием еще более выросла в XX в. вследствие противоречий между художественным произведением и массовым промышленным продуктом — зданием. Однако целью современного архитектурного творчества является сохранение новых и хорошо зарекомендовавших себя старых форм связанного с архитектурой искусства и использование их для придания большей эмоциональности окружающей нас архитектурной среде.
Шмалькальден (округ Зуль), так называемая «голова зодчего» на контрфорсе алтаря городской церкви св. Георга. Этот портрет появился после 1437 г. в фальшивом оконном люке с оконными ставнями, обитыми железом. Можно предположить, что архитектор изобразил себя в период расцвета.
Источник: snip1.ru
Скульптура как акцент архитектурной среды
Существуют детали, которые на первый взгляд могут показаться незначительными, но при этом являющиеся неотъемлемой частью каких-либо понятий, смыслообразующим элементом. Так, например, наличие галстука в костюме превращает этот костюм в деловой, воздушные шары «делают» детский праздник, и, как говорится, солянка без каперсов – не солянка. Этот же подход справедлив и в отношении оформления пространства общественных интерьеров, благоустройства городов и ландшафтного дизайна. В частности, скульптура является таким смыслообразующим элементом.
Понимание этого принципа существует с античных времён, доказательством чему служат дошедшие до нас произведения древнегреческой скульптуры, которые являлись неотъемлемой составляющей архитектурного ансамбля. Скульптура эта, как правило, представляющая собой идеализированные человеческие фигуры, является не только визуальным акцентом, но и создаёт ощущение «человечности» в восприятии всего комплекса сооружений.
О том, как это работает, можно понять и без погружения в историю искусств, достаточно вспомнить какой либо городской или парковый пейзаж с привычной уже скульптурной композицией или фонтаном, и представить себе то же место без этого смыслового ядра. Пейзаж тут же потеряет свою образность. И наоборот, можно посмотреть на обычный городской ландшафт, и представить себе его украшенным скульптурой – так простой озеленённый двор в восприятии тут же превращается в сквер, «проходное» место, благодаря правильному акценту, становится центром притяжения. То же преображение может произойти и с приусадебным участком, даже небольшого размера, главное — создание органичной композиции и соблюдение сомасштабности со сложившейся архитектурной средой.
Современная скульптура может быть исполнена из многих материалов — полимеров, бетона, древесины, но классический подход удерживает свои позиции, и первая ассоциация со словом «скульптура» – это камень, а ещё точнее – мрамор.
Производственная компания «Premier Interior» специализируется на проектировании и создании изысканных произведений из натурального камня для интерьеров, благоустройства городской среды и ландшафтного дизайна. Ознакомиться с примерами реализованных скульптур из мрамора можно на сайте компании: https://dizainkamnya.com/
В скульптуре существует множество как пластических, так и стилистических решений. Привязка их к среде зависит от характера рельефа ландшафта, архитектуры окружающих сооружений и их назначения. В любом случае для того, чтобы скульптура удачно воспринималась и как произведение искусства, и как гармоничная часть окружающей среды, потребуется эскизное решение и архитектурный проект. Особенно это актуально при размещении крупных форм, требующих как серьёзных подготовительных работ, так и значительных финансовых вложений.
Существуют определённые правила восприятия, которые следует учитывать при использовании скульптуры в оформлении ландшафтной композиции. Например, скульптура из мрамора будет хорошо восприниматься на фоне тёмной зелени хвойных растений, и, напротив, хорошим фоном для скульптуры из гранита или бронзы будет светлая или золотистая листва.
Кроме контрастного восприятия фона также важны намеченные точки восприятия скульптуры и ожидаемый эффект. Так, скульптурные композиции, размещаемые вдоль аллей, создают ощущение парадности, что весьма удачно для регулярной композиции, в которой аллея ведёт к парадному входу в дом. При этом нормой соотношения высоты скульптуры (вместе с пьедесталом) к ширине аллеи будет 1:3. Однако пропорции могут меняться в зависимости от планируемого эффекта.
В случае создания акцента в ландшафтном дизайне с пейзажной планировкой скульптура может быть размещена на повороте дорожки, что позволит создать либо эффект неожиданности, либо позволит выбрать максимально приемлемый с эстетической точки зрения угол восприятия. Там, где окружающая природная среда позволяет, желательно воспользоваться соседством водоёмов, учесть изгибы береговой линии, возможность восприятия скульптуры на фоне неба. Весьма удачным может быть размещение скульптуры в композиции с естественным камнем. Главное при этом соблюдать принцип уместности и сомасштабности, и тогда скульптура способна превратить рядовой сад в изысканный и неповторимый парк.
Источник: totalarch.com
Связь скульптуры с архитектурой и окружающей средой
Станковая скульптура экспонируется обычно в музеях. Ее смотрят вне зависимости от других произведений и интерьера. Ее можно переставить из зала в зал, перевезти в другой город, она сравнительно легка и подвижна. Монументальная и монументально-декоративная скульптура прочно связана с определенным местом.
И хотя известны примеры перестановки памятников (в Москве был передвинут памятник А. С. Пушкину), но случаи эти крайне редки. Монументальная скульптура очень тяжела, вес ее измеряется тоннами и десятками тонн, и перестановки ее сложны и трудоемки. Кроме того, такие передвижения редко имеют смысл: монументальная скульптура воздвигается под открытым небом — на площадях и улицах, — и окружение ее заранее учитывается художниками и архитекторами. Монументально-декоративная скульптура легче по весу, но еще крепче, «корнями», связана с окружающими: с зеленью аллеи, в которой она стоит, с нишей, в которую прячется, со зданием, которое поддерживает или венчает.
Включение скульптуры в архитектурный и природный фон обеспечивает ей наибольшую выразительность. Монументальная скульптура, воздвигнутая на площади, становится ее смысловым и композиционным центром: уходящая вверх вертикаль или чередование объемов монумента создают вокруг себя ритмически организованное пространство, которое, сочетаясь или контрастируя с ритмами обступающих площадь домов и вливающихся в нее улиц, придает ей завершенность.
Нередко скульптура определяет «звучание» площади, окрашивает ее романтически, делает торжественной, радостной или суровой. Так, угрюмая мощь конной статуи Бартоломео Коллеони, вознесенная на очень высокий и несоразмерно узкий постамент, создает вокруг себя такую суровую, напряженно-замкнутую среду, которая не свойственна ни одной другой площади Венеции.
Монументальная скульптура значительно сильнее воздействует на зрителя, чем станковая, и дело здесь не столько в ее размерах, сколько в сопричастности к текущей жизни. Окруженная воздушным пространством, красиво и четко вырисовывающаяся на фоне неба, она взаимодействует с белизной снега и зеленью деревьев, высветляется под лучами солнца, тускнеет вечерами, таинственно мерцает лунными ночами. Станковые произведения в музеях и на выставках нередко поставлены так, что их трудно, а то и совсем невозможно обойти.
Сегодняшние городские ансамбли немыслимы без торжественной монументальной скульптуры. Но не менее важна и скульптура монументально-декоративная (часто ее называют просто декоративной), делающая ансамбль нарядным и радостным. Монументальные па» мятники устанавливаются обособленно. Один монументальный памятник организует площадь; два — сразу вступают в спор.
Декоративные скульптуры не мешают друг другу и только выигрывают от соседства с аналогичными произведениями. Двадцать памятников на набережной или проспекте, любила повторять Мухина, убьют любую идею; двадцать декоративных скульптур составят праздничный хоровод.
К декоративной скульптуре относятся статуи и рельефы, не лишенные самостоятельного значения, но являющиеся частью архитектурных ансамблей или предназначенные для украшения городских площадей и улиц, интерьеров зданий, парков. К ней относится также всевозможная скульптурная орнаментация на зданиях — лепные, литые и чеканные украшения, надвратные гербы, маскароны, т. е. рельефы в виде фантастических масок людей и животных, и статуи, несущие функции вспомогательных архитектурных элементов. Таковы атланты и кариатиды — мужские и женские фигуры, исполняющие в архитектуре роль колонн или пилястров.
Оба этих слова — «атланты» и «кариатиды» — пришли к нам из Древней Греции: «кариатида» происходит от слова «кора», т. е. девушка, Атлантом в мифах звали гиганта, поддерживающего земной свод. Античная Греция оставила нам и один из наилучших образцов использования этих полустатуй-полуколонн. Один из портиков афинского храма Эрехтейон (421-460 до н. э.) поддерживают скульптурные изображения девушек в длинных одеждах — ниспадающие вниз складки напоминают ребра колонн. Спокойно и величаво стоят эти высокие, сильные фигуры; ни в их позах, ни в горделиво поднятых головах, ни в безмятежной умиротворенности их лиц не ощущается тяжести, которую они держат. В изображении атлантов скульпторы, напротив, чаще всего подчеркивают, какая огромная тяжесть лежит на их плечах; в образах атлантов прославляется мужская сила и выносливость.
Декоративной скульптурой принято венчать мосты (вспомним хотя бы уже знакомые нам группы «Укротителей коней» на Аничковом мосту в Ленинграде), пролеты парадных, неторопливо поднимающихся кверху лестниц. Ее можно увидеть у порталов и входов, на крышах дворцов, арок, театров: на здании Театра драмы им.
А. С. Пушкина в Ленинграде — четверка коней, управляемая Аполлоном, богом поэзии; на здании оперного театра во Львове — аллегорические фигуры Победы, Славы и Любви. Расположение фигур на крышах требует особой продуманности. Поднятая на высоту фигура зрительно меняет пропорции — кажется шире и приземистее, чем она есть на самом деле. Поэтому на большую высоту можно поднять не всякую, но только специально исполненную для этой цели статую. Кроме того, следует учитывать и возможности человеческого зрения: если скульптурный силуэт потеряет четкость, «расплывется», то это будет одинаково плачевно и для скульптуры, и для здания, которое она призвана украшать.
Иногда скульптуру устанавливают в нишах перед зданием. Таким образом она как бы входит в стену и вместе с тем получает только ей отведенное пространство, в котором играют свет и тень. Такая скульптура смотрится только с лицевой стороны, и тем не менее ее положение достаточно удобно и выгодно: появление тени в нише дает более четкое ощущение объемов, световые блики создают впечатление рождающегося в ней экспрессивного движения.
Главная роль в градостроительстве принадлежит архитектуре, но скульптура как монументальная, так и декоративная во многом дополняет облик города. В Париже, Флоренции, Ленинграде, Дрездене, Кракове существуют архитектурно-скульптурные ансамбли, известные всему миру. Их тщательно берегут, они сами по себе являются памятниками искусства.
Старинная площадь Рынок во Львове уже больше века сохраняется без малейших изменений. Четыре большие декоративные скульптуры, установленные правильным квадратом на равном расстоянии друг от друга, подчеркивают ее безукоризненную четырехугольную форму; их праздничная нарядность особенно выявляется в контрасте с суровой внушительностью находящейся в центре площади ратуши, с торжественностью стерегущих ее вход геральдических львов. Площадь тесно окружают дома XVI- XVII вв., щедро украшенные статуями античных богов, королей и рыцарей, крылатыми львами, смеющимися маскаронами, орнаментальными рельефами с играющими дельфинами, детскими головками и цветочными гирляндами. Суровая, несколько угрюмая архитектура площади дышит затаенной энергией и силой; скульптура смягчает ее суровость, придает ей мажорное звучание. Идти по площади Рынок надо неторопливо, внимательно вглядываясь в каждый карниз, в каждую статую — каждый шаг приносит новое впечатление, учит понимать, как велики и разнообразны возможности сочетания архитектуры и скульптуры.
Подлинный синтез искусств, сочетание двух или нескольких видов искусства, взаимосвязь всех их частей и видов в новом, гармоническом единстве и в стилевом обобщении достигается в тех случаях, когда элементы различных видов искусств объединены общностью идейного и стилистического замысла и составляют органическое целое. Такого результата можно добиться во взаимодействии монументальной скульптуры с городским ансамблем, декоративной скульптуры с архитектурным окружением. Именно синтезом обусловливается художественная выразительность таких ленинградских ансамблей, как площадь Декабристов с доминирующим над ней «Медным всадником», таких строений, как Главный штаб, Биржа или Адмиралтейство.
Источник: www.wm-painting.ru