Прежде всего – это сложное олигомерное соединение, полученное синтетическим путем, природные смолы не имеют к нему никакого отношения. Этот состав был разработан в середине прошлого века, и сразу стал популярен в промышленности благодаря уникальным качествам. На этой основе постоянно разрабатываются новые виды компаунда с улучшенными характеристиками.
Диапазон применения чрезвычайно широк: производство стеклопластика, гидроизоляция, прочнейший клей, защита от химически агрессивной среды и т.д. Для практического использования необходимо смешать два компонента – саму смолу и отвердитель.
В ходе полимеризации происходит отвердевание смеси, причем можно получать материалы разнообразных свойств за счет варьирования пропорций, добавления наполнителей и изменения условий смешивания. Получившийся пластик характеризуется прочностью, износоустойчивостью, долговечностью, химической стойкостью, прозрачностью, отсутствием запаха, низкой усадкой при застывании.
Эти свойства эпоксидного компаунда используются и в промышленности, и в домашнем хозяйстве. В том числе и для создания удивительных, ни на что не похожих предметов интерьера и фантастических украшений.
Техника эпоксидная смола. Инструкция для новичков.Материалы для работы с эпоксидной смолой.
После смешивания компонентов получившуюся прозрачную субстанцию заливают в нужную емкость, а после затвердения при необходимости механически обрабатывают – обрезают, шлифуют, сверлят, полируют. Полученный материал внешне очень похож на стекло, но он практически небьющийся. Различают два вида: холодного отверждения и горячего.
Горячие реагенты используются для получения полимеров с улучшенными эксплуатационными качествами, выдерживающих большие нагрузки. Это техническая «эпоксидка». Для применения в быту разработаны холодные реагенты, создающие ювелирный тип. Работа с техническим типом в домашних условиях некомфортна и даже небезопасна.
Свойства
Это современное сырье для декоративных работ, достаточно простое в использовании. Отличается повышенными требованиями к точности пропорций смешиваемых компонентов (у разных производителей отличаются). До застывания он пластичен, способен принимать любую форму. После застывания становится точной имитацией стекла, но очень прочной. Поддается механической обработке.
Устойчиво к световому воздействию (способно желтеть от солнечного света, для устранения этого недостатка разработаны разновидности с УФ-фильтром). Для затвердевания необходим контакт с воздухом. Для окончательного затвердевания при комнатной температуре требуется 24 часа (может потребоваться и больше, зависит от производителя). Дает незначительную усадку.
В застывшем состоянии не выделяет опасных веществ. Возможно нанесение на стекло, дерево, металл и др. В исходном виде прозрачен, но может быть окрашен с помощью различных добавок.
Подготовка, стадии отвердения
Работать следует в проветриваемом помещении, в перчатках и респираторе, вдали от открытого огня. Для получения качественного сырья необходимо внимательно изучить инструкцию и строго соблюдать рекомендуемые пропорции. Отмерянные части тщательно перемешиваются до полной однородности и прозрачности. Образовавшиеся пузырьки следует убирать. Если требуется окраска, добавляют нужные красящие вещества. Тщательно размешанную массу разливают и оставляют застывать, прикрыв от попадания пыли и соринок (в начале поверхность липкая и легко может быть испорчена). Твердое изделие извлекается и при необходимости подвергается обработке (резьба, шлифовка и т.д.). От размешивания до затвердения состав проходит несколько стадий:
- Жидкая. Очень удобна для заливки форм, особенно со сложным рельефом, т.к. заполняет все неровности.
- Вязкость «жидкого меда», начало загустевания. На этом этапе эффективно заливать нерельефные формы. Также удобно формировать выпуклые линзы (например, для броши), т.к. состав уже не будет сразу стекать с основы, успевая затвердеть.
- Тягучесть «густого меда». Субстанция непригодна из-за пузырьков, которые легко образуются, но трудно убираются. Можно использовать для склеивания.
- Этап высокой густоты и липкости, для обработки не подходит.
- 5.«Резиновое» состояние. Липкость исчезает, масса пластична и упруга, легко формируется, но без дополнительной фиксации возвращается в первоначальное положение.
- Степень полной готовности – получаем готовое прочное изделие.
При использовании компаунда мастерами «хенд-мейда» очень важно правильно выбрать степень густоты в зависимости от типа выполняемых работ. Например, изготовление столешницы потребует заливки в состоянии первой стадии. Для изготовления кулона с сухими цветами оптимально использовать «жидкий мед». От правильности выбора зависит качество готового изделия.
Чтобы не тратить время на поиски сырья и полностью насладиться творчеством, рекомендуем воспользоваться нашим интернет-магазином. У нас богатый выбор качественных материалов.
Поделиться в соц. сетях:
Источник: jbizhu.ru
Что такое ювелирная смола?
Ювелирная смола – это материал, который используют для склеивания деталей, а иногда и как самостоятельное изделие. Ювелирной часто также называют обычную эпоксидную смолу, состоящую из олигомеров. Это синтетическое соединение получают из дефинилолпропана и эпихлоргидрина.
Исходное вещество получается жидким и довольно вязким, превратить смолу в ювелирные изделия получится только с использованием специальных отвердителей. Так, например с добавлением разных аминных составов эпоксидная смола застынет даже в домашних условиях. А вот кислотные отвердители позволяют смоле застывать только при ее нагреве до двухсот градусов.
Состав и свойства
Вещество относится к классу олигомеров, которые представляют собой молекулярные цепи из повторяющихся звеньев. Для получения смолы проводят химическую реакцию в щелочной среде между дефинилолпропаном и эпихлоргидрином. Изначально вещество получается жидким, в процессе отвердевания молекулярные цепи склеиваются, что приводит к образованию полимера.
Считается, что при горячем застывании кристаллическая решетка получающегося вещества будет более плотной. Поэтому такое застывание используется для изделий, которым предстоит служить в агрессивной среде. Как правило, изделия, застывающие без нагревания, являются менее прочными и более чувствительны к контакту с бытовой химией, а также чаще подвержены царапинам.
В норме эпоксидная смола имеет слегка желтоватый цвет, но при этом само вещество прозрачное. Желтоватый цвет обусловлен наличием примесей. Но профессиональные ювелиры предпочитают материал высокой очистки, который не имеет желтоватого оттенка.
Особенности получения
Химки синтезируют данное вещество используя 1 моль дефинилолпропана 2,3 моля эпихлоргидрина и 2 моля едкого натрия. Пропорции составляет 100-93-35. Дефинилолпропан является твердым кристаллическим веществом. Эпихлоргидрин является прозрачной жидкостью. Воды в этом растворе около одного процента.
Непосредственно для синтеза вещества используется стальной реактор с мешалкой и пароводяной «рубашкой». В реактор заливают эпихлоргидрин и нагревают его, когда вещество достигает температуры 50 градусов, включают мешалку. Затем постепенно добавляют дефиниолпропан. Его перемешивают с имеющейся жидкостью, а затем аккуратно тонкой струйкой засыпают натр.
Затем требуется два часа для конденсации, а температура в реакторе поднимается до 70 градусов. Через два часа нагрев выключается, но жидкость продолжают мешать, добавляя воду в процессе. В принципе после данных процедур смола готова. Далее ее настаивают при температуре в 40 градусов, это необходимо, чтобы масса расслаивалась максимально быстро.
Залитая вода поднимается наверх и сливается. Оставшуюся смолу промывают, заливают водой и настаивают снова. Это процедура повторяется до 5 раз. Промывка необходима, чтобы убрать из смолы поваренную соль.
Для определения чистоты раствора берут пробы со сливающейся воды. Когда там больше нет соли – промывки прекращают, так что 5 процедур – это скорее среднее число, а не максимальное.
После всего этого в смоле остается еще немного воды, которую затем выпаривают. Для этого в реакторе поднимают температуру до 50 градусов, включают холодильник и подсушивают смолу. Когда перестает образовываться конденсат, а вещество больше не пенится – смола считается высохшей.
В промышленных условиях эпоксидную смолу подсушивают в вакууме, но в целом это можно делать и в обычных условиях, только понадобится более высокая температура – 120 градусов. Готовая смола получается прозрачной. Оценивают прозрачность после того, как вещество остудят до температуры в 20 – 25 градусов. Готовое вещество отправляют в алюминиевую емкость, и оно готово к продаже.
Сфера применения
Эпоксидная смола применяется в самых разных сферах жизни. Ее часто используют для склеивания, при изготовлении ювелирных изделий, а также для герметизации. Так как это вещество благодаря своим свойствам не пропускает влагу.
Ювелиры могут использовать смолу самостоятельно или наносить на специальную основу. Для самостоятельного использования вещества потребуются формочки, которые покупают в магазинах для творчества.
Особенно красиво выглядят цветы или насекомые в смоле. Сами по себе это вещи довольно хрупкие, а в этом материале они могут застыть на долгий срок, не теряя своей красоты. Иногда можно увидеть залитые смолой веточки или листья деревьев.
До застывания смола пластична, чем пользуются при изготовлении украшений, например, можно сделать прожилки на листочках, ямки на клубничках и не только. Вещество также можно подкрасить, чтобы оно выглядело более привлекательным.
Еще одна сфера использования материала – украшение домов и предметов домашнего обихода. При должном умении ювелирная смола может украсить светильники, вазы, зеркала, столешницы, рамки для фотографий и многие другие предметы интерьера. Красиво выглядит мебель, если залить ее смолой с различными предметами внутри, например с цветами, лепестками и не только. Каждая такая работы выполняется только вручную и являются предметом искусства, ну и стоит, конечно же, не дешево.
Нюансы работы с ювелирной смолой
Для того, чтобы смола застывала, ее чаще всего разводят отвердителем в пропорции 1:1, реже можно встретить пропорции 2:1. Это зависит от конкретной разновидности использующейся ювелирной смолы. Но здесь важно помнить, что неправильное разбавление может существенно ухудшить качество изделия. Увеличение количества отвердителя застывание не ускорит.
Поэтому, если времени мало, допустимо нагреть среду на 10 градусов, так изделие будет застывать быстрее. Нагрев на 20 градусов ускорит процедуру застывания уже в 4 раза.
Стоимость
Самостоятельное изготовление смолы выглядит довольно сложно, ноне следует отчаиваться, так как ее вполне можно купить в готовом виде практически в любом магазине, специализирующемся на продаже товаров для хобби и творчества. Там же покупают необходимые красители и отвердители.
Материал продается в упаковках различных объемов. Примерная стоимость смолы высокой очистки составляет примерно 800 рублей за килограмм. Эту смолу чаще всего приобретают именно для изготовления ювелирных украшений. А вот для декорирования мебели вполне подойдут и более дешевые варианты с желтоватым оттенком, цена которых составляет около 300 – 400 рублей за килограмм.
Еще один важный фактор, оказывающий влияние на цену – это бренд. Так, товар популярного иностранного производителя может стоить втрое дороже, чем отечественные варианты.
Дешевле всего все же изготавливать вещество самостоятельно. Необходимые компоненты можно приобрести в химических лабораториях или в интернет-магазинах. А вот с реактором сложнее, поэтому далеко не все смогут изготовить материал самостоятельно. А вот с изготовлением форм дела обстоят проще. Лучше всего для создания форм подходит силикон, он гибкий и легко застывает.
Формы ля силикона можно сделать из детского пластилина. Застывший силикон вынимают, промывают и сушат. В готовое изделие уже вполне можно заливать смолу.
Как вам статья?
Источник: 1nerudnyi.ru
Частые вопросы при работе с эпоксидной смолой для творчества.
Эпоксидная смола для творчества получила широкое применение как в быту так и производственных условиях, но чтобы работать с ней нужно хорошо разбираться в особенностях.
Мы проясним 15 самых часто повторяющихся и важных вопросов, которые помогут избежать ошибок и огорчений при работе с эпоксидной смолой.
1. Что такое жизнеспособность смолы? Когда наступает резиноподобная пластичная фаза, при которой эпоксидку можно гнуть и лепить?
Жизнеспособностью называют период времени, в течение которого после перемешивания компонентов эпоксидка еще остается в достаточно жидком и пригодном для использования состоянии (К примеру, для смолы ПЭО-610КЭ-20/0 она составляет 250 мин.). Этого времени хватает, чтобы пузырьки воздуха вышли естественным путем как из объемных покрытий, так и из небольших по объему отливок.
Следующая стадия – гелеобразования – в течение которой консистенция становится эластичной (резиновой), внешне ее можно определить по вмятине, которая остается на поверхности при нажатии. Если требуется подзаливка, ее следует производить именно в этот период, тк из-за совместного отверждения переход будет незаметен. В «резиновой» фазе эпоксидка пластична и ее можно доработать, придав желаемую форму.
2. У вас несколько ювелирных эпоксидных смол. Какую из них нужно использовать? В чем преимущество эпоксидных смол ПЭО по сравнению с аналогами?
10К – это самая густая смола, в тоже время самая жесткая и хрупкая после полимеризации. Подходит для объёмных покрытий («линз»)
610КЭ –более текучая смола, по сравнению с предыдущей, содержит пластификатор, т.е. она не хрупкая. Подходит для заливки линз.
510КЭ – смола средней текучести, самая универсальная, ее используют в большинстве МК. Можно заливать изделия в формы, в тоже время, можно получить «линзу», если смолу после смешивания оставить для набора вязкости на несколько часов.
10КЭ – еще более жидкая смола. Больше подходит для заливки изделий в формы и имитации воды.
210КЭ – cамая жидкая смола и самая эластичная — изделия из нее слегка гнутся. Подходит для имитации воды, заливки сухоцветов.
Преимущество смол ПЭО в том, что они не уступая аналогам в оптическом качестве и УФ стойкости, охватывают более широкий диапазон по вязкости и жизнеспособности. Смолы выпускаются в соответствии с ТУ, прошли санитарно-эпидемиологическую экспертизу. К достоинствам также следует отнести 38 летний опыт работы сотрудников института в области создания компаундов с заданными характеристиками, подтвержденный авторскими свидетельствами, статьями и внедрением на более 200 предприятиях.
3. У меня образовался излишек компонента А, а компонент В уже был разлит. Можно ли затвердить его каким-то другим веществом?
Если у вас образовался излишек компонента А, то правильнее всего приобрести недостающее количество компонента В.
Важное замечание – для всей линейки ювелирных смол компонент В одинаковый.
4. Эпоксидка застыла, но верхняя часть линзы как будто покрыта масляной пленкой. Протерла линзу ацетоном, в результате нижняя часть гладкая и прозрачная, а верхняя стала шершавой. Как этого избежать в дальнейшем?
Причин появления масляной пленки может быть несколько: низкая температура, повышенная влажность, неправильное соотношение компонентов и их плохое перемешивание.
Для смолы ПЭО самая частая причина образования пленки – не учет обстоятельства, что плотности компонентов А и В разные и поэтому соотношение компонентов различно «по массе» и «по объёму».
Вторая по распространенности ошибка заключается заблуждением, что если взять больше отвердителя, то отверждение произойдет быстрее. На самом деле при излишке отвердителя, он останется не прореагировавшим между узлами сетки, а на поверхности будет наблюдаться его постепенное «выпотевание» (пленка).
Если пленка появилась, то с поверхности её нужно убирать не ацетоном, а теплой водой с губкой или разбавленным этиловым спиртом.
5. Я нарушила пропорции и клей застыл не полностью. Могу ли я сверху на этот не полностью застывший слой налить новый с правильной пропорцией?
Если вы еще не разлили смолу на изделие, можно добавить отвердителя, чтобы соотношение стало 3,3:1 (по объему) или 4:1 (по массе) и продолжать работать.
Если же заливка произошла, вы должны решить – смывать полимерный слой или оставлять вам, учитывая внешний вид/ «ответственность» изделия. Если изделие заказное, лучше сделать новую заливку. Допустимой погрешностью компонентов является 5%.
6. Как избежать того, чтобы ювелирный компаунд не стекал от краёв изделия и на поверхности не образовывались «проплешины»?
Чтобы компаунд не стекал, не заливайте его сразу свежеприготовленным, дайте выстояться несколько часов для набора густоты, потом заливайте.
7. Интересует, чем можно подкрашивать компаунды в бытовых условиях и сохранится ли прозрачность? Подходят ли для этого акриловые краски, чернила, акварель и т.д.
Мы рекомендуем использовать специально разработанные красители и концентраты . Они позволяют получать прозрачные компаунды всех цветов спектра и их комбинации – множество промежуточных цветов и оттенков.
Также можно использовать не содержащие воды красители, но обязательно предварительно проверять совместимость красителя и смолы на тестовой заливке.
8. Как работает отбеливатель Эпоксикон-400? Он делает белые детали более белыми или увеличивает прозрачность смолы?
Сине-фиолетовый краситель Эпоксикон-400 добавляется в смолы для улучшения эстетического восприятия. Он использует свойство человеческого глаза, которое заключается в том, что «кристально чистым» нам кажется цвет с голубизной. Особенно это важно при изготовлении изделий с толщиной свыше 3-5 см. Отбеливающий концентрат можно использовать ко всей линейкой ювелирных смол ПЭО.
9. Хочу сделать значок, а в качестве основы использовать нарисованный или напечатанный на принтере рисунок. Можно ли использовать для этого смолу и не потечет ли изображение?
Красящие вещества, входящие в состав паст ручек, чернил фломастеров или катриджей принтеров могут вступить во взаимодействие с эпоксидной смолой или отвердителем.
Лучше всего сделать пробную заливку.
Также можно на рисунок нанести защитное покрытие клея типа ПВА или лака, для надежности два-три слоя – покрытие обрабатывается с лицевой стороны, затем после просушки с обратной.
10. Есть ли белый краситель для белых непрозрачных подвесок?
Рекомендации будут отличаться в зависимости от применения. Если требуется, чтобы изделия отражали свет, то используют непрозрачные белые пигменты (флуоресцентный белый, серебристый белый жемчуг, белый ослепительный атлас); если же требуется, чтобы изделия пропускали свет, то используют светорассеивающий диффузант или белый искристый мерцающий краситель.
11. Столкнулась с проблемой выбора светящихся в темноте компаундов. Не могли бы вы указать их приблизительное время свечения?
Это зависит от засветки, марки форфоресцентных люминофоров, но средняя длительность различаемого послесвечения составляет 2-3 часа.
12. Как поведут себе эпоксидные смолы на солнце? И что может произойти с ними от контакта с морской водой?
3-4 часа пребывания на солнца ювелирных смол не приводит к их пожелтению, что было подтверждено экспериментальными данными. Эпоксидные материалы инертны к морской воде, так что в подобных украшениях можно легко купаться.
13. Можно ли отполировать изделие, если случайно оставил на нем отпечаток?
Да, полировки эпоксидных компаундов можно использовать пасту 3М и мелкую наждачную бумагу для удаления глубоких царапин.
14. Как компаунды реагируют на холод при транспортировке?
За 8 лет не было ни одного случая с претензией на морозоустойчивость смолы. География поставок ювелирных смол ПЭО обширна и в пределах России и за рубежом и практический опыт показывает, что проблем с морозоустойчивостью у смол ПЭО нет.
15. Правда ли, что ювелирная эпоксидная смола безвредна по сравнению с технической?
Все эпоксидные смолы токсичны, но ювелирные смолы меньше. Покупайте у проверенных поставщиков, чтобы быть уверенными, что вам продают именно ювелирные смолы.
Согласно экспертному заключению ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в городе Санкт-Петербург» прозрачные эпоксидные компаунды ПЭО «допускается применять в ювелирной промышленности, производстве бижутерии и сувениров, в том числе в быту.»
В отвержденном состоянии компаунды ПЭО безвредны (их даже используют в качестве пломбировочных материалов и для герметизации кардиостимуляторов).
Автор — к.т.н Гейдур С.А.
Источник: nestandart.shop