Способы украшения керамических изделий

Декорирование скульптурными методами производят на свежеотформованном или подвяленном изделии, находящемся в кожетвердом состоянии.

Декорирование живописными методами ведут на высушенном, обожженном, глазурованном изделиях.

Рельеф — любое выпуклое изображение, возвышающееся над поверхностью материала, или изображение, вдавленное в толщу материи (контррельеф). Рельефы, в частности контррельефы, наносятся в виде всевозможных вмятин, штрихов, полосок, украшающих гончарные изделия, которые можно наносить с помощью стеков, монет, колечек, наперстков, пуговиц, пилочек и других предметов домашнего обихода. Пользуясь ими как печатью, можно приготовить специальные штампики из глины, дерева или гипса, которые покрывают лаком для усиления их прочности.

Техника создания рельефа в гипсовой форме сводится к получению в самой форме негативного рельефа, то есть контррельефа. Рельефы образуются на изделии в результате формовки в гипсовых формах. Нанесение рельефного орнамента или скульптурных деталей можно выполнять прямо на гипсовой модели пластилином.

Декор керамики: простой способ, красная глина.

В гипсовой форме рельеф ещё раз тщательно прорабатывается.

Ажур — вид декора, когда рисунок создаётся посредством сквозной резьбы материала. Вырезывание осуществляют под некоторым углом, создавая впечатление вырезов больших размеров, чем они есть на самом деле.

Скульптурный метод

Живописный метод декорирования используется по обожжённому и глазурованному изделию. Применяется как ручная роспись подглазурными и надглазурными красками, так и механические способы декорирования (декалькомания, шелкография, аэрография, печать, штамп и др.), которые используются на предприятиях художественной керамики.

Само название красок — надглазурные и подглазурные -объясняет, что в одном случае живописный декор наносят на глазурованную поверхность готового изделия, а в другом случае живопись наносят на керамическую основу изделия до покрытия её глазурью и проведения процесса обжига, таким образом она оказывается под глазурью. Декоративный эффект в этих случаях получается различный, своеобразный.

Читайте также:
Большие елки из бумаги своими руками для украшения зала

Надглазурная живопись. Краски наносят кистью или пером, затем изделия подвергают декоративному обжигу, в процессе которого краски сплавляются с глазурью и прочно закрепляются на глазурованной поверхности изделия. Надглазурная роспись после обжига характеризуется чёткостью, выпуклостью рисунка, а также большим разнообразием палитры (оттенков) красок и более интенсивным их звучанием, чем в подглазурной живописи.

До проведения обжига на декорируемом изделии можно сделать все необходимые исправления (в случае неудачного нанесения рисунка) вплоть до снятия живописного слоя целиком при помощи смоченного в скип@$ром и скип@$https://ozlib.com/956374/tehnika/metody_dekorirovaniya_keramicheskih_izdeliy» target=»_blank»]ozlib.com[/mask_link]

Декорирование и роспись керамического изделия

Рельефное декорирование включает в себя резьбу, гравировку (процарапывание), тиснение, налепные узоры. К гладкому декорированию относится лощение, чернение, ангобирование, глазурование и роспись.

Техники декорирования керамики: способы тиснения

Рельефное декорирование

Благодаря простоте и доступности данного вида отделки, ее приемы сохранились с глубокой древности до наших дней. Тиснеными орнаментами можно украшать самые разнообразные керамические изделия, в том числе и игрушки. Тиснение выполняется на сырых, только что слепленных глиняных изделиях.

Если после обжига такое изделие глазуруется, то под слоем глазури, которая образует в углублениях темные наплывы, узор становится более живописным и выразительным. Для тиснения применяются самые разнообразные предметы и материалы. Определенную фактуру получают, например, отпечатывая на поверхности изделия грубую или рельефную ткань.

Иногда изделия украшали отпечатками шнура или веревки, различных растений, колосьев, хвойных иголок, зерен. Мелкие части растений вдавливали в стенки сосуда, так, чтобы получился узор, и в таком виде помещали сосуд в печь. После выгорания зерен на поверхности оставался углубленный узор.

Также для нанесения тисненого узора гончары с древнейших времен используют штампики, изготовленные из различных палочек, веточек и соломинок. Кончики деревянных палочек закругляют, затачивают, срезают под разными углами, вырезают на их торцах простейшие фигурки. Современные мастера используют также шляпки гвоздей и шурупов, крестовые отвертки, различные трубочки и т.п. Отпечатывая, таким образом, на поверхности изделия различные черточки, кружочки и колечки, можно составлять довольно выразительные узоры. Несмотря на свою простоту, такой узор выгодно подчеркивает форму изделия, придавая ему особую выразительность.

Читайте также:
Камни в серебре украшения какие бывают

Источник: sites.google.com

Декорирование керамики

Одним из наиболее значительных нововведений эпохи неолита является глиняная посуда, позволившая улучшить способы приготовления пищи и расширить ассортимент пищевых продуктов. Легкость нанесения орнамента на сырую глину при формовке сосудов давала возможность первобытному человеку выразить свои творческие возможности и мировоззрение, изучение которых дает много информации археологам. Самые древние предметы из обожженной глины найдены в Чехословакии, на стоянке Дольни-Вестонице. Это еще не посуда из глины (ее люди изобретут почти на 20 тыс. лет позднее).

Лощение и томление

Древний прием декорирования, называемый лощением, заключается в том, что всю поверхность керамического изделия или отдельные его участки натирают почти до зеркального блеска каким-либо гладким предметом — камнем-голышом, полировальной косточкой, стальной ложкой, стеклянным пузырьком и т. п.

Налепы

Издревле гончары использовали налепные узоры не только как выразительные украшения, но и как технический прием, позволяющий снять напряжение в глине при сушке и обжиге изделия. Главный инструмент при выполнении лепных украшений — руки. Основные элементы, из которых составляют узоры, — жгуты и разновеликие катыши (шарики, бусины, конусы и т. п.).

Тиснение и гравировка

Пальцевые защипы. Особый вид тиснения представляют собой так называемые пальцевые защипы. Основные, и единственные, инструменты, которыми подобное тиснение выполняется, — это пальцы рук. Посуда с пальцевыми защипами довольно часто встречается при раскопках скифских курганов. Пальцевым тиснением украшали края посуды и на- лепные жгуты, опоясывающие ее.

Способы тиснения

Зародившиеся многие тысячелетия назад приемы декоративной отделки благополучно дожили до наших дней благодаря своей простоте и доступности. Глубину тиснения подчеркивают возникающие вокруг каждого углубления блики. Подобные приемы декорирования используются современными мастерами для отделки различных изделий. Простой, но выразительный орнамент на сосудах выполняется ограниченным количеством инструментов — трубочкой, заостренной палочкой и лопаткой. Под слоем зеленой поливы «муравы» поверхность переливается, словно полированный малахит.

Читайте также:
Виды кораллов в украшениях

Тиснение

Все существующие способы декоративной отделки изделий из глины разделяются на два основных вида — рельефное и гладкое декорирование. Рельефное декорирование включает в себя резьбу, гравировку, тиснение, лепное узорочье. К гладкому декорированию относят лощение и морение (чернение), ангобирование, роспись. Изделия подвергают декоративной отделке или до обжига, или после него.

Ангобирование

Для нанесения на изделия ангоб должен быть разведен настолько, чтобы он был несколько гуще сметаны. Изделия обливают жидким ангобом. Эта операция называется ангобированием. На ангобирование следует направлять подсушенные изделия. Перед поливкой ангобом их надо обтереть влажной губкой или мягкой тряпкой.

После ангобирования изделия должны быть направлены в сушку, затем покрыты бесцветной глазурью. С помощью цветных ангобов гончарные изделия можно покрывать различными рисунками.

Также на сайте:

Обработка поверхностей сосуда

Обработка поверхностей сосуда

После окончания конструирования сосуда следовал важный этап — обработка его поверхностей. В древности самой распространенной была обработка непосредственной поверхности. Позднее в некоторых культурах поверхность начали покрывать дополнительным слоем тонко отмученной глины.

Чаще всего стенки и дно посуды подвергали заглаживанию. Как правило, внешняя поверхность отделывалась тщательнее, чем внутренняя. Заглаживание могло производиться влажной рукой, тканью, кожей, створками раковин моллюсков, деревянными или костяными инструментами (например, щепкой или ребром животного).

Обжиг в гончарных горнах

Обжиг в гончарных горнах керамических изделий

Самыми совершенными конструкциями для обжига керамики стали многокамерные гончарные горны. Гончарный горн представляет собой специализированное устройство с двумя или несколькими камерами.

Одна из них представляла собой топочную, т. е. место, куда помещалось и где сжигалось топливо. Другие предназначались для размещения изделий.

Источник: kerami-ka.ru

Рейтинг
Загрузка ...