Мелизмы — это вокальные украшения, не меняющие ритма и основной мелодии песни. Благодаря им, песня звучит красивей и интересней.
Это один из самых распространенных приемов — как в иностранных, так и в русских песнях.
Для качественного пения мелизмов, необходимо в первую очередь научиться правильному певческому дыханию и четко понимать, что такое опора.
Специальными упражнениями нужно разрабатывать гортань, чтоб она была более подвижной. Иногда у начинающих вокалистов гортань бывает подвижная от природы — а кому то нужно поработать, чтоб все звучало красиво и правильно.
Виды мелизмов.
Существует большое количество разновидностей мелизмов:
- Форшлаг (длинный и короткий) — звук или ряд звуков, которые исполняются перед основной нотой. Услышать форшлаг можно в припеве песни Christina Aguilera — Hurt:
Как украсить мелодию?
И еще один пример от Rihanna:
- Мордент — Включает в себя 3 звука (основной звук, ступень выше или ниже — и снова основной звук). В морденте последний звук длиннее. Как будто делаем акцент на него. Чаще всего используется в конце слов или в конце длинной музыкальной фразы.
Примеры: Полина Гагарина в песне “Колыбельная” в слове “плывет” —
Алексей Чумаков в песне “Тут и там” в слове “Мире” —
Whitney Houston использовала прием в огромном количестве своих песен и одна из них, это “I Will Always Love You” в слове “Stay” —
- Трель — Быстрое повторение двух нот, расположенных рядом.
Существует обозначение мелизмов в нотах, но обычно они исполняются импровизацией.
Вот обозначение разных видов мелизматики в нотах:
Мелизмы в нотах
Как петь мелизмы?
Существует множество упражнений для развития разных видов мелизматики, которые можно освоить с преподавателями нашей школы.
Давайте сделаем практические упражнения для освоения мелизмов.
Я хочу дать вам 2 техники:
1. Покачайте голос на звуке А, как будто вы качаете малыша.
Это упражнение помогает увеличить подвижность голоса и гортани, что очень необходимо для освоения вокального приема мелизм, а также вибрато.
2. Возьмите каждый мелизм отдельно и проучите его под оригинал.
Очень удобно оригинал песни замедлять прямо на Ютюбе (скорость воспроизведения на 0.75 или 0.5) — и проучивать в медленном темпе.
Потом ускорить до темпа в оригинале.
Дело в том, что вам нужно просто нейромышечно наработать большую базу простых мелизмов. Позже у вас будет получатся повторять их с первого раза, и возможно сочинять свои.
Хочу поделиться результатом нашей ученицы Наташи, как она поет с мелизмами Кристину Агилеру >>>
Пишите в комментариях названия песен, которые вы хотели бы научиться петь с мелизмами!
А справиться с самыми сложными вариантами и достичь крутых результатов помогут вам преподаватели нашей школы.
Ждём тех, кто мечтает научиться петь красиво и владеть своим голосом в совершенстве:
Источник: dzen.ru
Как научиться петь мелизмы
Когда Мэрайя Кэри или Ариана Гранде голосом будто вышивают тончайшее кружево, демонстрируя свой вокальный диапазон, — это завораживает слушателей! Если вы учитесь петь и хотите сделать своё выступление ярким, попробуйте включить в исполнение мелизмы.
- Теория. Что такое мелизмы
- Чем отличается современная мелизматика
- Что важно понять для обучения мелизматике
- 2 простых и 3 сложных мелизма
- Как научиться мелизматике
- Лайфхаки. Как развить индивидуальный стиль
- Как не переборщить с мелизматикой
Что такое мелизмы
Мелизмами называют различные вокальные украшения, обычно исполненные на одном дыхании. Ритмический рисунок и темп мелодии они не меняют, но делают песню более интересной и эмоциональной. Иными словами, мелизматика — это способ пения, при котором на один слог текста приходится сразу несколько звуков мелодии.
Посмотрите видео, где приведены сравнения разных видов исполнения: с мелизмами и без них
Пение с мелизмами и без. Какое исполнение вам нравится больше?
Чем отличается современная мелизматика
Мелизматическое пение уходит корнями в культовую музыку мировых религий. Католики использовали его, чтобы петь аллилуйи, православные — для евангельских стихир. Мелизматика была популярна в эпоху барокко и в классико-романтический период.
И теперь есть мелизмы академические, применяющиеся в оперном пении — разнообразные трели и не только. А есть мелизмы эстрадные, о которых мы и расскажем в этой статье. При этом существуют мелизмы, которые используются в обоих направлениях, но звучат по-разному. Например, форшлаг.
Сейчас на Западе, а следом и в России у вокалистов популярны подвижные ритмические рисунки — технически очень быстрые. Это «пробежки» / runs, «завитки» / curls, «петли» / loops и другие. Они как раз пришли к нам не из оперы, а из жанров африканской и афроамериканской культур: джаза, соула, r’n’b.
Что важно понять для обучения мелизматике
1. Стили музыки, принесшие нам современные мелизмы, зачастую строятся на пентатонике. Пентатоника — это гамма, которая состоит из пяти нот и не содержит полутонов. Практически все мелизмы построены на мажорной или минорной пентатонике.
Конечно, если вы знаете гаммы и разбираетесь в сольфеджио, вам будет легче освоить мелизматику. Но с преподавателями школы вокала Staccato можно начать этот путь и без глубокого погружения в теорию — просто практикуясь.
Человек, ранее не имевший отношения к музыке, вполне поймёт, как спеть простейшие мелизмы, состоящие из двух-трёх нот. Можно даже научиться этому на первом занятии, если посвятить его только мелизматике. В конце концов, важнее поймать ритм и развить подвижность голосового аппарата.
2. Приходится признать: из-за особенностей нашего языка и культуры, у многих людей в России голосовой аппарат не такой подвижный, как хотелось бы. Поэтому нужно запастись терпением и много заниматься. Иногда просто зазубривать — и в этом нет ничего страшного.
3. Важно также понимать, что мелизмы зачастую поют в высокой вокальной позиции. Все мы можем спеть ноты по-разному — используя грудной резонатор (трахею и бронхи) или головной (полости носа, рта, глотки). Мелизмы крайне трудно спеть из низкой позиции — поэтому лучше использовать высокую.
Мелизмы: 2 простых и 3 сложных
Это буквально две ноты, на одну из которых идёт усиление. Его может спеть почти каждый человек. Форшлаг применяется в блюзовых и классических песнях. Все демонстрации мелизмов записаны педагогом вокальной школы Staccato Ольгой Никифоровой.
Форшлаг — Rihanna — Higher
Форшлаг — Christina Aguilera — Merry Christmas
Это три-четыре ноты, спетые быстро. При опевании происходят малозаметные движения гортани — это несложно и достижимо за одно занятие с преподавателем. Опевание — популярный мелизм в эстрадном вокале, а в классической школе оно часто используется в хоровом пении.
Опевание — Stevie Wonder — I’ll be loving you always
Опевание — Christina Aguillera — Merry Christmas
Это несколько нот, спетые с верхней к нижней или наоборот. Каждая нота по ступеньке в данной тональности поётся в быстром ритмическом темпе, при этом соблюдается рисунок такта.
Если человек хоть чуть-чуть знаком с сольфеджио, он будет понимать, что ему надо уложить это в ритм и прийти к нужной ноте. Легче петь «пробежку» с верхней ноты к нижней, потому что всегда проще начать с точки опоры — со своего максимума, — а не пытаться до него дойти под конец.
Пробежки (Runs) — вверх и вниз
Пробежки (Runs) — Beyoncé — Love On Top
Этот мелизм сложнее предыдущих. Происходит спуск с высокой ноты вниз, возвращение к одной из нот тональности и снова спуск вниз. Часто после завитков следует завершение: пробежка. Но если пробежки можно спеть на полушёпоте, то с завитками так не получится — нужно владеть голосом. И дыханием.
Часто посредине мелизма у новичков оно заканчивается, а ведь гораздо красивее звучит, когда завитки спеты на одном вдохе.
Завитки (Curls) — Mariah Carey — A No No
Завитки (Curls) — Mariah Carey — My all
Здесь мы не только возвращаемся к одной из нот тональности, как в завитках, но и утрируем эту ноту наверху. А пойти обратно вниз можно уже, даже используя другой мелизм. Конечно же, это тоже довольно сложный в исполнении приём. Зато какой эффектный!
Петли Loops — Christina Aguilera Run To You
Петли Loops — Mariah Carey — Emotions
Упражнения для обучения мелизматике
Выберите песню с мелизмом, который вы хотите спеть, — например в YouTube. Замедлите видео, выбрав скорость 0,5, — и несколько раз прослушайте фрагмент. Если у вас есть инструмент, попробуйте на слух подобрать ноты, которые содержит мелизм. Например, их пять или семь. Запомните и повторяйте очень медленно. Раз за разом. Пойте их чётко.
Пытайтесь постепенно переходить от медленного темпа к быстрому. Важно начать с правильной ноты, закончить на правильной ноте — и прийти в нужную тональность.
Конечно, звучит непросто. Тренируясь самостоятельно, вы можете неправильно запомнить ноты и дальше будете петь, считая, будто получается мелизм, а это что-то совершенно другое. Поэтому лучше обучаться с преподавателем.
Видя, что студент освоил приём, преподаватель предложит ему что-то чуть более сложное. Так студент не станет «топтаться на одном месте» — и его вокал будет прогрессировать.
Ольга Никифорова
Если человек пришёл за мелизмами, педагог поможет ему с интонированием и дыханием. И будет подбирать распевки, которые помогут развить подвижность голосового аппарата, научиться правильно интонировать.
Ноты должны быть чистыми, челюсть — свободной. Поэтому мы в распевках чаще поём «Йэ-йэ-йэ-йэ», а не, допустим: «И-и-и-и». Это раскрывает гортань и расслабляет челюсть.
Важно также, что когда человек занимается самостоятельно — он одновременно и поёт, и думает, какие ноты сейчас надо петь. У него в голове — стратегия, математика. Поэтому ему сложнее распеваться. А с педагогом человек расслаблен и просто поёт от души
Как развить индивидуальный стиль
Для обучения важно слушать много музыки. Кристина Агилера, Мэрайя Кэрри, Ариана Гранде, Тори Келли, Стиви Уандер замечательно поют мелизмы. Слушая их, вы начнёте тренировать мозг запоминать различные вокальные рисунки — а дальше вам уже будет легче повторить за исполнителем. Музыку при этом нужно выбирать именно ту, которая нравится, а не просто «ради тренировки».
У многих знаменитых исполнителей есть авторский стиль в мелизматике. На этом видео собраны яркие примеры
Прослушивание «фирмовой» западной музыки прокачивает вас как вокалиста. Доказано.
Мелизмы — это самая настоящая импровизация. Когда человек доходит до уровня понимания музыкальных рисунков и структуры песни, он может придумывать собственные варианты соединения разных мелизмов. Тогда пение звучит не как подражание любимому исполнителю, а индивидуально. Так получается самобытность.
Мелизмы импровизация №1 педагога Ольги Никифоровой
Мелизмы импровизация №2 педагога Ольги Никифоровой
Как не переборщить с мелизматикой
Мелизмы — украшение песни. И это не тот случай, когда их не бывает много. Часто вокалист вплетает в песню мелизм за мелизмом, как будто хочет «надеть всё лучшее сразу». Не надо так!
Важно учитывать строение песни. Для большинства зарубежных песен в жанре soul стандартная форма такова: куплет, припев, куплет, припев, бридж (кульминация) и ещё один припев. Вокалисту стоит показать свои яркие способности — в бридже и в последнем припеве. А до того в песне всё должно идти постепенно. Не лучший способ начать первый куплет — в формате «Вот что я могу!» В итоге, и вокалист устанет с первых строчек петь мелизмы и выдохнется; и зритель не поймёт, что же конкретно ему оценивать, потому что всё очень витиевато.
Кроме того, песня должна подходить вокалисту. Это легко проверить. Спойте куплет и припев — и сразу будет ясно, вам относительно легко или всё-таки трудно, подходит ли тональность. Да, тональность можно изменить, но лучше сразу выбирать по себе.
Не стоит ставить себе спортивную цель: «Я возьму эти ноты во что бы то ни стало!» Мелизмы всегда затрагивают верхние ноты, и если это не ваша тональность, будет сложно.
И, наконец, есть композиции, где обилие мелизмов просто неуместно. Например, если песня — военная, сдержанная по смыслу.
Первый пробный урок
С нами уже 900+ творческих учеников
В этой компании вам точно понравится.
Константин , ваша заявка уже на почте у администратора.
Сейчас в школе ни души. Спят даже инструменты. Администратор перезвонит вам с номера 8 (812) 501 83 83 как только увидит вашу заявку. Хорошего дня.
Произошла ошибка! Ваша заявка не отправлена!
Вы знакомитесь с педагогом и обозначаете цели на обучение.
Преподаватель определяет ваши текущие музыкальные навыки.
Педагог составляет персональную программу ваших занятий.
Источник: www.staccatoschool.com
solfamusictheory
This WordPress.com. site is about music theory and methodology
Мелизмы
Орнаментика (от лат. ornamentum — украшение) — способы украшения мелодии в музыке, а также учение об украшении мелодии. Импровизируя в орнаментике, исполнитель мог передавать свои чувства, эмоции, а также демонстрировать технику. С конца XVI до середины XVIII вв. в европейской музыке сложилась целая система приемов украшения мелодии. С конца XVII в. украшения также называли манерами. Большое значение орнаментике придавал И. С. Бах, о чем свидетельствует составленная им в 1720 г. таблица расшифровки украшений для В. Ф. Баха:
В отечественном музыкознании систему приемов украшения мелодии называют мелизмами (от др.-греч. μέλισμα — песнь, мелодия).
Основные мелизмы западноевропейской музыки
Форшлаг (нем. Vorschlag , vor — «перед» и Schlag — «удар») — мелодическое украшение, состоящее из одного или нескольких звуков, предшествующих какому-либо звуку мелодии, и исполняющееся за счёт длительности этого последующего звука (как правило). Форшлаг обозначается мелкой нотой, записанной перед основной. Различают короткий и длинный (appoggiatura) форшлаги:
Мордент (ит. mordente — кусающий, острый) — мелодическое украшение, состоящее из 3-х звуков: основного, вспомогательного (секундой выше или ниже) и повторения основного. Все морденты исполняются за счёт длительности основной ноты. Мордент обозначается на письме короткой волнистой линией. Различают верхний мордент или просто мордент и перечёркнутый (одинарный) мордент или нижний мордент:
Группетто (ит. gruppetto ) — мелодическое украшение, состоящее из нескольких звуков: верхнего вспомогательного, основного, нижнего вспомогательного и основного. Исполняется за счёт длительности основной ноты:
Если группетто находится между нотами, то исполняется за счёт длительности предыдущей ноты:
Если в морденте или группетто необходимо альтерировать верхний вспомогательный звук, то знак альтерации ставится над знаком мелизма. Если необходимо альтерировать нижний вспомогательный звук, то знак альтерации ставится под знаком мелизма.
Трель (ит. trillare — дребезжать) — одно из наиболее распространенных мелодических украшений, представляющее собой быстрое чередование двух соседних нот, отстоящих на интервал большой или малой секунды:
Приведенная ниже таблица демонстрирует, как исполнять различные виды трелей в музыке эпохи барокко (1600–1750). Обратите внимание на сходство символов трели и мордента.
Источник: solfamusictheory.wordpress.com