Слайд 2МОЗАИКА – ОДИН ИЗ СПОСОБОВ УКРАШЕНИЯ СТЕН
ХРАМОВ СВЯЩЕННЫМИ ИЗОБРАЖЕНИЯМИ.
Слайд 3ТЕХНИКА ВЫПОЛНЕНИЯ МОЗАИКИ
1. Смальта (цветное стекло)выплавляли в
спец.мастерских. Для цвета добавляли окись различных металлов.
2.
Стены и своды покрывали цементирующим раствором.
Наносили рисунок
3. В раствор вдавливали кубики смальты.
Слайд 4
Декор стен крафтовой бумагой #идеидляремонта
Слайд 5ХРАМ КИЕВСКОЙ СОФИИ (СОФИЙСКИЙ СОБОР)
Слайд 6БОГОМАТЕРЬ ОРАНТА XI В.
Слайд 7СОФИЙСКИЕ САМОЦВЕТЫ СВЕТОНОСНОСТЬ – ЦЕННОЕ КАЧЕСТВО МОЗАИКИ. У САМАЛЬТЫ
КИЕВСКОЙ СОФИИ 177 ОТТЕНКОВ: 34-ЗЕЛЕНОГО, 25-КОРИЧНЕВОГО, 23-ЖЕЛТОГО. МОЗАИКА- ДОРОГОСТОЯЩАЯ
ТЕХНИКА ЖИВОПИСИ, ПОСЛЕ РАСПАДА КИЕВСКОЙ РУСИ ЕЕ ПЕРЕСТАЛИ ИСПОЛЬЗОВАТЬ,И ЗАБЫЛИ.
Слайд 8ИОАНН ЗЛАТОУСТ-В НАЧАЛЕ V В. КОНСТОНТИНОПОЛЬСКИЙ ПАТРИАРХ.
ВЫДАЩИЙСЯ ОРАТОР, ЗАСЛУЖИЛ ПРОЗВИЩЕ ЗЛАТОУСТ.
Слайд 9ФРЕСКА – БОЛЕЕ ДОСТУПНЫЙ ВИД НАСТЕННОЙ ЖИВОПИСИ. НАНОСИТСЯ
НА СЫРУЮ ШТУКАТУРКУ. КРАСКАМИ СЛУЖАТ МЕЛКО РАСТЕРТЫЕ ЦВЕТНЫЕ
ГЛИНЫ И КАМНИ, РАСТВОРЕННЫЕ В ВОДЕ. НЕДОСТАТОК – СО ВРЕМЕНЕМ ИЗВЕСТЬ ЧАСТИЧНО СЪЕДАЕТ ЦВЕТ, ОТ ЧЕГО ФРЕСКА ВЫГЛЯДИТ СЛЕГКА ПОБЛЕКШЕЙ.
Слайд 10
Слайд 11
Слайд 12МОЗАИКОЙ УКРАШАЛИ НАИБОЛЕЕ ЗНАЧИМЫЕ, С РЕЛИГИОЗНОЙ ТОЧКИ
ЗРЕНИЯ, ЧАСТИ ХРАМА. ФРЕСКАМИ УКРАШАЛИ – МЕНЕЕ ЗНАЧИМЫЕ.
Слайд 13ГРУППОВОЙ ПОРТРЕТ СЕМЬИ ЯРОСЛАВА МУДРОГО
Слайд 14СТЕНЫ ЛЕСТНИЧНЫХ БАШЕН СОБОР УКРАШАЮТ ФРЕСКИ, ЛИШЕННЫЕ
РЕЛИГИОЗНОГО СОДЕРЖАНИЯ, ПОЛНЫЕ ЖИЗНИ И ДВИЖЕНИЯ
Слайд 15МАСТЕРА ФРЕСКОВОЙ ЖИВОПИСИ – НОВГОРОДЦЫ.
Слайд 16ЦЕРКОВЬ СПАСА НА НЕРЕДИЦЕ ЭТО СУРОВОЕ ИСКУССТВО, ЛИШЕННОЕ
РАДОСТИ ВОСПРИЯТИЯ МИРА. ЗАСТАВЛЯЕТ ЗАДУМАТЬСЯ О ЗАГРОБНОЙ
ЖИЗНИ. ТЯЖЕЛЫЕ ВЗГЛЯДЫ ЛИКОВ СВЯТЫХ СЛОВНО ГИПНОТИЗИРОВАЛИ, ЗАСТАВЛЯЛИ ВНУТРЕННЕ ЗАДУМАТЬСЯ, ЧУВСТВОВАТЬ СЕБЯ МАЛЕНЬКИМИ, НИЧТОЖНЫМИ.
Слайд 17
Слайд 18
Слайд 19
Слайд 20
Слайд 21
Слайд 22ПОРЯДОК УКРАШЕНИЯ ХРАМА 1. ВЕРХНЯЯ ЧАСТЬ (КУПОЛ, СВОДЫ,
СВЕТОВОЙ БАРАБАН) – СИМВОЛ НЕБА – ОБРАЗ
СПАСА ВСЕДЕРЖИТЕЛЯ В ОКРУЖЕНИИ АНГЕЛОВ. НИЖЕ, В ПРОСТЕНКАХ БАРАБАНА) – ПРОРОКИ ИЛИ АПОСТОЛЫ, ЕЩЕ НИЖЕ – 4 ЕВАНГЕЛИСТОВ. 2. ВАЖНЕЙШАЯ ЧАСТЬ ХРАМА – АЛТАРЬ. ПОМЕЩАЛИ ИЗОБРАЖЕНИЕ БОГОМАТЕРИ ОРАНТЫ. НИЖЕ – КОМПОЗИЦИЯ ЕВХАРИСТИЯ (ПРИЧАЩЕНИЕ). ПО НЕЙ ГАЛЕРЕЯ СВЯТИТЕЛЕЙ-ОТЦОВ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ.
3. СРЕДНЯЯ ЧАСТЬ ХРАМА – СТЕНЫ И СТОЛБЫ – СИМВОЛИЗ. ЗЕМЛЮ. НА СЕВЕРНОЙ И ЮЖНОЙ СТЕНАХ – СЮЖЕТЫ ИЗ ЖИЗНИ ТОГО СВЯТОГО, В ЧЕСТЬ КОТОРОГО НАЗВАН ХРАМ, НА СТОЛБАХ – МУЧЕНИКИ.
Слайд 23СПАС ВСЕДЕРЖИТЕЛЬ
АНГЕЛЫ
ПРОРОКИ, АПОСТОЛЫ
БОГОМАТЕРЬ ОРАНТА
ЕВАНГЕЛИСТЫ
Слайд 24ЕВХАРИСТИЯ
СВЯТИТЕЛИ
МУЧЕНИКИ
Слайд 25РОСПИСИ ХРАМА ОТРАЖАЛИ ВАЖНЫЕ РЕЛИГИОЗНЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ХРИСТИАНСТВА.
МНОГИЕ СЮЖЕТЫ БЫЛИ ВЗЯТЫ ИЗ БИБЛИИ. НЕ
СЛУЧАЙНО ХРАМОВУЮ ЖИВОПИСЬ В СРЕДНИЕ ВЕКА НАЗЫВАЛИ «БИБЛИЕЙ НЕГРАМОТНЫХ»
Слайд 26ПРОВЕРЬ СЕБЯ: (АПОСТОЛЫ, БОГОМАТЕРЬ ОРАНТА, ЕВАНГЕЛИСТЫ, ИИСУС
ХРИСТОС, ХРИСТОС ВСЕДЕРЖИТЕЛЬ. ВЫСОКИЙ КУПОЛ СО МНОГИМИ СТЕКЛЯННЫМИ
ОКНАМИ: ИХ КРУГОМ 12. В ВЕРХНЕЙ ЧАСТИ ЕГО ИЗОБРАЖЕН_____ С АНГЕЛАМИ, А ПО ОКРУЖНОСТИ БАРАБАНА 12______, В ЧЕТЫРЕХ УГЛАХ КУПОЛА ЧЕТЫРЕ ______ — ВСЕ ЭТО ИЗ ПРЕКРАСНОЙ ПОЗОЛОЧЕННОЙ МОЗАИКИ С УДИВИТЕЛЬНЫМИ НАДПИСЯМИ. ВЕЛИЧЕСТВЕННЫЙ АЛТАРЬ…В НЕМ ОТ ВЕРХУ АПСИДЫ ДО НИЗУ ПО ВСЕЙ ДЛИНЕ В ВЫСШЕЙ СТЕПЕНИ ПРЕКРАСНОЕ ИЗОБРАЖЕНИЕ_______ ВО ВЕСЬ РОСТ, КОТОРАЯ СТОИТ С ПЛАТОМ У ПОЯСА С РАСКРЫТЫМИ ЛАДОНЯМИ, ПОДНЯВ РУКИ. ОНА СДЕЛАНА ИЗ РАЗНОЦВЕТНОЙ БЛЕСТЯЩЕЙ МОЗАИКИ С ПОЗОЛОТОЙ. ЗДЕСЬ ЖЕ ИЗОБРАЖЕН СТОЛ ТАЙНОЙ ВЕЧЕРИИ, ОКРУЖЕННЫЙ АНГЕЛАМИ: _____ ПЕРЕДАЕТ НАПРАВО ПЕТРУ И ЕГО СОДРУГАМ БОЖЕСТВЕННЫЙ ХЛЕБ…., И ВТОРИЧНО ЕГО ИЗОБРАЖЕНИЕ: ОН ДАЕТ ПИТЬ ИЗ ЧАШИ НАЛЕВО…..
Источник: thepresentation.ru
Как расписывают храмы?
Украшение и убранство храма с помощью живописных изображений имеет свои корни во временах царя Соломона и скинии ветхозаветной, которые по приказу Бога были оформлены богатыми изображениями пальм, плодов, херувимов. В древней книге Паралипоменон (Хроник) сказано:
Дом, который следует выстроить для Господа, должен быть весьма величественен, на славу и украшение пред всеми землями (1 Пар. 22,5)
Истоки и последователи храмовой росписи
Первые изображения в христианских храмах появились еще во 2 веке. Например, в Месопотамии в помещении для крещения, на стенах сохранились фрески. Верующие несли в храм символические предметы, которые, конечно, не могли там долго храниться. Например, виноградная лоза символизирует причащение и жертвенную кровь Христа. Крест – символ искупительной смерти Спасителя.
Якорь – знак надежды и твердого пристанища.
Но иметь в храме все эти предметы невозможно несмотря на то, что каждый из них имеет значение и смысл при богослужении. Поэтому предметы стали не приносить, а изображать на стенах храма, чтобы они всегда были перед глазами молящихся. Так появляется храмовая роспись. Но и площадь стен не безгранична, поэтому встала проблема выбора из бесконечного множества Евангельских сюжетов, самых характерных, показательных и душеполезных.
Существует три зоны для росписей:
- Входная зона – тема Крещения,
- Зона ниши – Евхаристия,
- Верхний регистр — райские сюжеты и аллегории.
Каждая зона могла быть украшена не только образами, но и растительным, цветочным орнаментом.
Принципы храмовой росписи
Позднее, когда появилось христианство и совершилась победа над иконоборчеством, во времена византийского периода, существовали два правила храмовой росписи.
- Образ должен быть узнаваемым, тождественным своему прообразу. Кроме того, на иконах начали наносить надписи, указывающие на лицо, прославленное на иконе. Тем самым, молящийся мог обращаться не просто к некоему образу, а к его прообразу, который мог оказать ему помощь и поддержку. Между молящимся и Небесной силой происходил диалог, настоящая встреча.
- Образ должен быть расположен на определенном и подобающем по иерархии месте, где каждый прихожанин мог найти его. И неважно, где он будет искать – в Кафедральном Соборе или деревенской церквушке. Всегда будет сначала Иисус Христос, затем Богоматерь, после нее – ангелы и святые по старшинству. Такой порядок установился с 9 века и из Византии перешел на Русь.
Принципы сложились при Византийском патриархе Фотии, причем стоит отметить, что принципы храмовой росписи становились вместе с сложением Литургического чина. Система устройства росписи в храме называлась программой росписи. Условия построения программ зависели от значения и смысла их в богослужении, от построения Литургии. Отсюда возникло 4 иконографических сюжета:
- Исторический – когда ветхозаветные и новозаветные сюжеты располагались в хронологическом порядке.
- Литургический — соблюдалась последовательность сюжетов богослужебной и календарной логики.
- Евхаристический – центр располагался в алтарной апсиде.
- Иерархический – смысловой центр находится в куполе храма.
Несмотря на такой строгий порядок, незыблемое соблюдение принципа иерархии, каждый храм в своей росписи совершенно уникален. Иконописцы могли принимать любые творческие решения, не нарушающие канонов и единой композиции архитектурно -художественного замысла росписи храма.
Зоны росписи
Любая из частей храма имеет несколько зон росписи. Так, в средней части храма существует 3 зоны:
- Зона верхняя (купол и свод верхнего яруса).
- Зона средняя (верхние уровни стен и парусов).
- Зона нижняя (вертикальные стены, нижняя часть).
Стоит коротко описать те изображения, которые размещаются в каждой из зон.
Верхняя зона
В верхней зоне изображаются, разумеется, главные лица Православия – Иисус Христос, Богоматерь, ангелы. Они могут быть включены в сцены, где местом действия является небо. Ведь это самый верхний, небесный свод. Также на куполе изображаются Святой дух в виде голубя, Крест Господень, Агнец в монограмме. В более поздней Руси на куполах стали изображать Новозаветную Троицу, Господа Савоафа и Отечество.
На боковой части свода наносят образы апостолов, праотцев и пророков. В больших соборах на нецентральных зонах широкой скуфьи или барабане можно увидеть Небесные Силы, Богородицу и Иоанна Предтечу.
В куполе на центральном медальоне при взгляде с запада на восток можно увидеть Христа Пантократора. Вседержитель сопровождается серафимами, а также восемью архангелами.
Древние пророки располагаются по календарному принципу, то есть, в порядке расположения праздников. В руках у пророков находятся свитки, где и читаются названия этих праздников.
Апостолы изображаются в иерархическом порядке. Верховные апостолы Петр и Павел, затем апостолы Андрей, Петр, Иаков и Иоанн — первозванные. После этого остальные ученики Христа. Таким образом, верхняя зона является важнейшей в части почитания и сложнейшей для работы церковных художников.
Средняя и нижняя зона
Верхние уровни стен используются для описания земной жизни Иисуса Христа. Начинается классический цикл с православных праздников, которые связаны с боговоплощением: Благовещение, Рождество и остальные праздники двунадесятые. Кроме 12 сюжетов могут прибавляться также сюжеты, рассказывающие о страстях Христовых – Тайная Вечеря, поцелуй Иуды, Снятие с Креста и другие. Нередко можно увидеть и эпизоды, связанные с рождением Христа – Поклонение волхвов, Бегство в Египет. И, конечно, сюжеты о чудесах, совершенных Господом.
Традиционно Страстные сюжеты помещаются на северных стенах, а иные события — с востока или запада.
Иные изображения на стенах храмов
В 14 веке, кроме указанных мотивов, связанных со Спасителем, на стенах храмов стала появляться и иная иконография, связанная с Богородицей и святыми. Эти мотивы пишутся в приделах, притворах. Причем сцены, конечно, отвечают отражению той личности, которой посвящается храм. В церкви Успения Богородицы чаще будут преобладать мотивы из жизни Пресвятой Девы. В Сергиевском храме – из жизни преподобного и так далее.
Западная стена храма содержит изображения сюжетов Страшного Суда. Выходящий из храма верующий должен помнить, что его также ожидает Суд, поэтому нужно бодрствовать и посвящать жизнь исполнению Божьих Заповедей.
Алтарь
В месте, где совершается Евхаристия, росписи посвящаются прежде всего, связанным с ней сюжетам. Нижний ярус отдается авторам литургических текстов – святителям Иоанну Златоусту, Василию Великому. Здесь же могут быть изображения святых диаконов, которые участвуют в богослужении. Над ними на стенах алтаря описывается сама Евхаристия, мотивы о причащении апостолов. Алтарь обычно украшается ликом Богородицы, стоящей или сидящей, а над ней – Иисус Христос.
На боковых стенах иногда можно увидеть прообразы освящения хлеба и вина, ветхозаветные бескровные жертвы.
Древние храмы с сохранившейся росписью
В России не так много храмов, в которых сохранились древние росписи. Богоборчество 20 века лишило следующие поколения этого бесценного дара. Но есть несколько церквей, в которых можно увидеть живопись 12 века. Одной из жемчужин древней храмовой росписи является Церковь Преображения Спаса на Нередице, построенная в 1198 году в Великом Новгороде.
Фрески нанесены на все поверхности внутри, а также своды храма. Они гармонично сочетаются с архитектурой строения, составляя вместе бесценный шедевр.
В Мирожском монастыре во Пскове также есть Преображенский храм, где еще более древние, 1140 года, фрески сохранились до наших дней.
Заключение
Росписи храмов способствуют не только их украшению, но и более полному восприятию богослужения. Они, как Святое Евангелие, вся история Церкви, жития святых, нуждаются в познании и понимании. Именно так человек укрепляет свою веру, становясь ближе к Богу и точнее исполняя Его заповеди.
Источник: omolitvah.ru
24 неповторимых витража, украшающих соборы, часовни и мечети всего света
Самые красивые и необычные витражи святых мест в мире.
Витражи создают особую атмосферу и соответствующее настроение. Проникающий сквозь них свет, способен добавить человеку особого чувства, которое может повлиять не только на внешнее восприятие, но и на внутреннее переживание туриста или паломника. И авторы этих 24 красивейших витражей, украшающих соборы, часовни и мечети — знали толк в своей работе.
1. Храм Святого Семейства, Барселона, Испания
В храме установлены цветные витражи характерные для готических храмов и посвящённые Воскресению Иисуса Христа.
2. «Окно славы», Часовня благодарения, Даллас, Техас
Один из самых больших горизонтальных витражей в мире.
3. Часовня Королевского колледжа, Кембридж, Великобритания
Главное украшение и символ здания — готическая часовня XV–XVI веков с прекрасными витражами.
4. Мечеть Насир аль-Мульк, Шираз, Иран
Убранство похоже на огромный калейдоскоп: солнечные лучи, проникая внутрь здания сквозь разноцветные витражные окна, превращают залы мечети в ослепительный лабиринт.
5. Церковь Нотр-Дам-дю-Саблон, Брюссель, Бельгия
Особый интерес в интерьере храма представляют старинные огромные витражи.
6. Собор Грейс, Сан-Франциско
Инсталляция из тысячи разноцветных атласных лент в соборе Грейс подбирались специально под многочисленные витражи, чтобы гармонировать с внутренним убранством собора.
7. Капелла Сент-Шапель, Париж, Франция
Капелла Сент-Шапель весьма знаменита своими уникальными яркими витражами, изумительно переливающимися в солнечных лучах и являются символом Небесного Иерусалима.
8. Глостерский собор, Глостер, Великобритания
На окнах великолепные витражи, на которых изображены сцены из жизни старой Англии, начиная от коронации королей и заканчивая сценами игры в гольф.
9. Храм Эману-Эль, Нью-Йорк, Нью-Йорк
Потрясающая мозаика, арки и витражи стоят того, чтобы посетить храм Эману-Эль.
10. Церковь святых Петра и Павла, Лавенгем, Саффолк, Великобритания
В городе никогда не было столько жителей, чтобы хотя бы наполовину заполнить этот украшенный большими витражами храм.
11. Собор Святого Сальватора, Брюгге, Бельгия
Главный храм города, является одним из немногих зданий в Брюгге, которые дошли до нас под натиском возраста без повреждений.
12. Собор Нотр-Дам-де-Пари, Париж, Франция
Единственным источником цвета в однообразно-сером интерьере являются многочисленные витражи, вставленные в переплеты высоких стрельчатых окон. Солнечный свет, проникая через них, заливает храм целой радугой оттенков.
13. Собор в Маринге, Маринга, Бразилия
Самый высокий в Латинской Америке католический собор с яркими витражами, придающими внутреннему убранству храма ослепительный свет.
14. Собор в Эксе, Экс-ан-Прованс, Франция
Витраж абсида, датируемый 1854 годом, изображает сцену Крещения Иисуса Христа.
15. Собор в Солсбери, Великобритания
Готический собор Девы Марии в городе Солсбери, считается чистейшим образцом английской готики. Окна собора богато украшены витражами, некоторые из них старинные некоторые заменялись в окнах во время реставрации.
16. Синагога Ллойд-Стрит, Балтимор, США
Обязательно зайдите внутрь в солнечный день хотя бы для того, чтобы полюбоваться игрой света, проникающего через витражи.
17. Кафедральный собор Нотр-Дам, Реймс, Франция
В соборе сохранились витражи XIII века, которые сосредоточены главным образом в верхней части нефа, хора и трансепта.
18. Собор Святого Михаила, Ковентри, Великобритания
Многоцветная стена современных витражей.
19. Церковь Святого Мартина, Ипр, Бельгия
В церкви привлекает внимание яркая капелла, залитая солнцем с красивой росписью стен, цветными витражами.
20. Церковь Святого Николая, Амстердам, Голландия
Витражи алтарной части храма, включающие в себя розу (8 метров в диаметре) и застекленные проемы в трех стрельчатых арках, являются творением мастера Ладона де Гана.
21. Голубая мечеть, Стамбул, Турция
Свет, попадающий внутрь мечети через 260 окон с цветными витражами, создает мистическое настроение.
22. Сиенский собор, Сиена, Италия
Витражи в огромных окнах-розах отбрасывают яркие блики на красочный, инкрустированный мрамором пол.
23. Собор Святого Себастьяна, Рио-де-Жанейро, Бразилия
Форма собора обеспечивает отличную акустику, а свет, который проникает сквозь витражи, придает всему происходящему мистическую атмосферу.
24. Церковь св. Климента, Гастингс, Сассекс, Великобритания
На широких окнах с западной стороны изображены яркие витражные рисунки с изображением Британских святых.
Однако, витражи — элемент настолько популярный, что украшенными ими могут оказаться совершенно разные архитектурные единицы, такие, например, как Ботанический сад в Мексике или любой частный дом — их наличие всегда привнесет некую таинственную нотку в оформление.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Источник: kulturologia.ru