Способы украшения золотых изделий в полихромном стиле

Сегодня продолжаю серию публикаций «Галерея драгоценностей» экскурсом в Эпоху Великого переселения народов. Предыдущие статьи, посвященные истории ювелирного искусства, Вы можете найти здесь:

Эпоха Великого переселения народов ознаменовалась грандиозными передвижениями племен, населявших земли от маньчжурских степей до атлантического побережья будущей Франции. Его активными участниками стали гунны, завоевавшие в IV в. огромное пространство от Волги до Днестра, включая степной Крым.

В Эрмитаже хранится замечательная коллекция гуннских древностей: золотые украшения одежды и головного убора, богатое убранство конского снаряжения. Большинство этих предметов происходит из погребений степной полосы юга России, где в конце IV в. образовался союз племен, возглавляемый гуннами.

Здесь сложилась новая культура, влияние которой отразилось в возникновении в ювелирном искусстве своеобразного полихромного стиля. Его особенностями являются сочетание золотого фона с красными или оранжевыми вставками полудрагоценных камней (граната, альмандина, сердолика, реже янтаря и цветного стекла) в напаянных гнездах, орнаменты из зерни и филигранных или штампованных поясков в виде «плетенки», «веревочки», «рубчика», а также использование в декоре изделий перегородчатой инкрустации.

РАСПРОДАЖА | ЗОЛОТО | ЮВЕЛИРНЫЕ УКРАШЕНИЯ | НИЗКИЕ ЦЕНЫ | ВЫГОДНО

В Галерее драгоценностей можно видеть многокрасочные диадемы с фигурным фризом, колты (височные подвески), наконечники гривен (шейных украшений) оригинальной формы, например, в виде стилизованной головы дракона, декоративные застежки-фибулы, а также богатое украшение конского убора.

Диадема

Конец IV — начало V в.

Волгоградская обл., хутор Верхне-Яблочный,
близ станицы Верхне-Куртоярской, Россия

Золото, бронза, гранаты; ковка, филигрань, инкрустация

Галерея драгоценностей. Часть 3 золото гуннов, фото № 1

Колт

Конец IV — начало V в.

Волгоградская обл., хутор Верхне-Яблочный,
близ станицы Верхне-Куртоярской, Россия

Галерея драгоценностей. Часть 3 золото гуннов, фото № 2

Наконечник гривны — голова волка-дракона

Конец IV — начало V в.

Ставропольский край, село Татарка, Россия

Золото, гранаты; пайка, инкрустация, зернь

Галерея драгоценностей. Часть 3 золото гуннов, фото № 3

Бляшка

Конец IV — начало V в.

Золото, бронза, сердолик, красный камень

Ставропольский край, село Татарка, Россия

Галерея драгоценностей. Часть 3 золото гуннов, фото № 4

Браслет

Конец IV — первая половина V в.

Тамань, станица Сенная

Галерея драгоценностей. Часть 3 золото гуннов, фото № 5

Фибула

Конец IV — начало V в.

Читайте также:
Страницы красной книги разноцветные это сделано не для украшения

Бывшая Черниговская губерния, с. Пашковка Россия (ныне Украина)

Серебро, золото, сердолик; ковка, пайка, инкрустация

Галерея драгоценностей. Часть 3 золото гуннов, фото № 6

Конский убор

Морской Чулек, Ростовская область, Россия

Золото, гранаты, стекло

Галерея драгоценностей. Часть 3 золото гуннов, фото № 7

Меч с кольцевым навершием в золотых ножнах

Эпоха Тюркского и Аварского Каганатов, VII в.

Перещепинский комплекс, село Малая Перещепина, близ Полтавы, Россия (ныне Украина)

Золото, железо, стекло; ковка, вальцовка, зернь

Галерея драгоценностей. Часть 3 золото гуннов, фото № 8

Браслет с инкрустацией

Перещепинский комплекс, село Малая Перещепина, близ Полтавы, Россия (ныне Украина)

Золото, инкрустация цветной пастой

Галерея драгоценностей. Часть 3 золото гуннов, фото № 9

Браслет с инкрустацией

Перещепинский комплекс, село Малая Перещепина, близ Полтавы, Россия (ныне Украина)

Золото, инкрустация цветной пастой

Галерея драгоценностей. Часть 3 золото гуннов, фото № 10

Парные браслеты с вставками на щитке

Перещепинский комплекс, село Малая Перещепина, близ Полтавы
Россия (ныне Украина)

Золото, изумруды; ковка, огранка, шлифовка, полировка

Галерея драгоценностей. Часть 3 золото гуннов, фото № 11

Фибула

Конец IV — начало V в.

Серебро, золото, гранаты

Галерея драгоценностей. Часть 3 золото гуннов, фото № 12

Всех благодарю за внимание!

Моя следующая публикация будет посвящена ювелирному искусству Византии, Киевской Руси и Средневековой Европы.

Источник: www.livemaster.ru

О древних украшениях полихромного стиля.

Сегодня мы поговорим о древних украшениях полихромного стиля. В одной из групп известного сообщества «одноклассники», были выставлены на определение фотографии следующего предмета Рис. 1.

Украшение колт гунны

Этот предмет мог бы не привлечь моё внимание, но ранее мне неизвестный стиль, интересные лучики и то, что предмет обнаружен в Ростовской области, заставили меня найти истину.

Предположения и гипотезы.

Были выдвинуты предположения, что предмет имеет кавказский след, ближе к дагестанским мастерам, многие эту идею поддерживали. Мне же показалось, что находка принадлежит золотоордынскому времени. Меня поразили лучевые ответвления и необычный декоративный стиль.

С идеей о золотоордынских мастерах я отправился на известный форум «Домонгол», чтобы как-то подтвердить свою гипотезу. Ответ на мой вопрос меня удивил.

Украшения гунны

Гуннское время.

Оказалось предмет имеет довольно таки определённую атрибуцию и датировку. А именно, он относится к гуннскому времени, предположительно 4-5 век нашей эры.

В это время на территории Евразийской степи к власти приходят племена гуннов. Они жестоко истребляют тех, кто оказывает всяческое сопротивление. Этот период называют великим переселением народов. На смену ирано-язычных культур в степь пришли тюркские племена. Благодаря их влиянию в регионе и образовался полихромный стиль, который выразился в украшениях данного периода.

Читайте также:
Во сне видеть много золотых украшений к чему

Украшения гуннов.

Полихромные украшения гуннского времени имеют характерный стиль, можно отметить следующие предметы:

  • кулоны, диадемы;
  • серьги,
  • колты — женские височные украшения, прикрепляющиеся к головному убору (пример, найденный в Ростовской области предмет).

Здесь можно посмотреть картинку из книги И.П. Засецкой «Золотые украшения гуннской эпохи» Рис. 2.

Естественно, что полихромные украшения находят по всей территории Евразийской степи:

  • Казахстан,
  • Украина,
  • Средняя Азия,
  • Северное Причерноморье (Крым, Одесса, Николаевск),
  • Венгрия,
  • Румыния.

Украшение полихромного стиля

Характеристики полихромного стиля.

Из особенностей полихромного стиля можно выделить следующие:

  • цветные камни в своеобразных гнёздах с бортиками;
  • узоры из зерни в виде ромбов и треугольников;
  • характерные высокие бортики по краю предмета;
  • эмали;
  • интересные лучеобразные ответвления.

Украшения гуннской эпохи делали из бронзы, серебра и золота.

Источник: donovedenie.ru

Тайны гуннской золотой диадемы IV-V вв. найденной около Шамахи

В эпоху раннего средневековья на огромных евразийских просторах господства гуннов в связи с общеисторическими изменениями произошла смена культурных традиций и универсализация материальной культуры. Культурная интеграция привела к трансформации и качественно новому состоянию во многих сферах жизни народов, живущих на разных социально-экономических уровнях.

И сложившимся цивилизациям Востока и Европы было, что воспринять у кочевников. Так, согласно Прокопию Кесарийскому, во времена Юстиниана византийцы перенимали от гуннов моду на ношение накидок, штанов и обуви. Византийский двор и сановники пытались подражать гуннским вождям.

Характерной чертой ювелирного дела периода Великой Миграции было сочетание красных камней, напоминающих кровь, с блеском золота. Яркие, и в декоре стилистически близкие украшения полихромного стиля художественного направления, объединенного общим характером декора, сочетающим металл со вставками из камней, были по вкусу не только кочевой, но и местной аристократии.

Основной схемой изготовления украшений, как и в предшествующий период, являлась ковка литой заготовки с высокими степенями обжатия, резка отдельных деталей, тиснение и пайка, филигрань и сборка украшений из множества деталей. По способу крепления на украшение камней — чаще гранат, агат и др., так же существовали такие способы, как изготовление посадочного места способом вырезания сквозного отверстия, или крепления камней в глухие и ободковые оправы.

Читайте также:
Украшение потолка к новому году своими руками дома

Данный художественно-технический стиль хоть и являлся своеобразным сплавом ахеменидских, скифских, греко-сарматских и сасанидских ювелирных традиций и мотивов, но стал маркером гуннской культуры, так как именно в данную эпоху он получил дальнейшее распространение и развитие вплоть до Центральной и Юго-Восточной Европы.

Многочисленные письменные источники присутствия гуннов на территории Азербайджана подтверждаются представительным вещественным археологическим комплексом, включающим украшения, предметы вооружения и быта.

В данном случае, речь идет о древней диадеме, обнаруженной в 1967 г. археологом Джаббаром Халиловым в захоронении в селении Хыныслы, когда-то крупного города с тысячелетней историей, находящегося в 1 -1,5 км от древнего города Шамахи.

Могильник представлял собой каменный ящик. Каменное перекрытие могильника отсутствовало. На дне могильного ящика был обнаружен скелет в вытянутом положении, расположенный на правом боку, ориентированный на юго-восток. Перед погребенным располагались три кувшина. Здесь же были обнаружены золотая диадема и одна пара золотых серег.

В юго-западном углу могильной камеры были обнаружены перемешанный скелет, пара бронзовых браслетов, пара колец печаток, и три бронзовые подвески.

Обнаруженная диадема состояла из трех прямоугольных пластин и скорее всего, служила налобным украшением. Мелкие отверстия, расположенные по краям пластины, служили для пришивания ее к мягкой основе высокого головного убора.

Листовое золото было декорировано гранатовыми вставками в четыре параллельных ряда. Гнезда-ячейки были изготовлены из узкой полоски с заходящими друг за друга концами, напаянной ребром на поверхность золотой пластины. Центральный фриз, вырезанный вместе с основанием из одной пластины, также был декорирован гранатовыми и по вертикали двумя зелеными вставками.

Двурядная штампованная плетенка, состоящая из положенных параллельно витых «верёвочек» и центральной гладкой проволочки, орнамент в виде «ёлочки» обрамляли края пластин диадемы. А центральный фриз был обрамлен рубчатым пояском, имитирующим «жемчужный» орнамент.

Центр венечного фриза, судя по клювовидной форме боковых «отростков», напоминал двуглавую хищную птицу. Фриз на хыныслинской диадеме не смыкался с верхним краем диадемы, что еще более подчеркивало смысл как изображение птичьих голов.

Читайте также:
Шоколадные украшения своими руками

Но фриз диадемы с округлой верхушкой-кроной и боковыми ветвями одновременно воспроизводил и сюжет «Мирового древа». Так, существующий у древних шумеров миф о Мировом древе и его охранителях.

Как считали некоторые ученые, фриз диадемы, в которой слились воедино образ мирового древа и его крылатых охранителей, нес информацию о наличии священного символа связи и соприкосновения верхнего (птичий) и нижнего (дерево) миров. Орел, образ двуглавой птицы, известный в цивилизациях Шумерского, Ассирийского, Мидийского и Хеттского царств, символизировал божественную силу и могущество. В скифской мифологии птица обычно небесный предок, а в китайской мифологии — один из четырех охранных животных. У египтян птицы символизировали душу, бессмертие и т.д.

Следует отметить, что птичья тематика является одним из наиболее излюбленных изображений на археологических украшениях Азербайджана с эпохи средней бронзы и вплоть до недавнего этнографического прошлого. Большое количество археологических находок, обнаруженных в Азербайджане, имеет мотив в виде птиц на шпильках для волос, фибулах, парных птиц на деталях серег и нагрудных украшениях.

Сакрализация птиц, нашедшая свое отражение и в «Авесте», в мифологии азербайджанцев, как и у многих восточных народов встречается в образе птицы Хумай. Как и многие народы, тюрки почитали птиц, символ силы и мощи, олицетворяющей солнце.

И данный декоративный элемент, «венчающий» гуннские диадемы, встречается и на диадемах гуннского и сармато-аланского периода, которые являлись предшественниками гуннов. Высказывалось и такое мнение, что «Мировое древо» имеет шаманское значение. Иными словами, данная диадема, несет мироощущение и идеологию многих цивилизаций.

В IV-V вв. золотые изделия выступали прежде всего маркером имущественной и аристократической верхушки, и связаны были с рангом их хозяина в обществе. Золотые предметы (пояса, оружие, диадемы) являлись атрибутом, подчеркивающим принадлежность к «золотому дому правителя» в его широком понимании, то есть к «государству». Например, аналогичная ситуация была в Византии с ранговыми золотыми поясами.

Сходная картина существовала и у кочевников, что свидетельствовало о признаках государственной организации, в которой именно представители власти должны были четко выделяться из общества. Запрет на нарушение этой вертикали, в которой даже люди имущие не могли позволить себе ни одного золотого «рангового» знака в уборе, указывает на хорошо развитую, давно функционирующую систему социальной организации общества.

Читайте также:
Бохо украшения своими руками для дома

Следует отметить, что дорогие, столь статусные золотые изделия — диадемы принадлежали к набору дипломатических даров, выполненных «специальной, постоянно функционирующей византийской мастерской, изготавливающей подарки для варваров». Так, в 400 г. н.э. «вождь и царь самых диких скифов, держащихся по другую сторону Эвксинского моря, живущих на Маэотиде и Танаисе, а так же на Босфоре и до реки Фазис, послал корону, покрытую золотом и усыпанную камнями». Примечательно, что здесь речь идет о короне, покрытой, а не сделанной из золота.

Золотые диадемы типа хыныслинской, вне всякого сомнения, работа государственных столичных ювелиров. Их изготовление для вождей и знати кочевников могло быть санкционировано только на высшем уровне. Например, согласно византийскому законодательству, жестко поставившему под государственный контроль ювелирное и оружейное ремесло, заказ мог поступать только со двора и однозначно «дворцовым ремесленникам». В этом контексте сочетание в ювелирных изделиях византийских и варварских элементов делалось намеренно, подчеркивая варварское происхождение собственника.

Описанная хыныслинская диадема, различаясь техническими приёмами, орнаментацией и формой, тем не менее является частью единой группы ювелирных изделий полихромного стиля, бытовавших с конца IV в. до середины V в. н.э. на обширных просторах Евразии.

Обнаруженные диадемы гуннского периода имеют идентичные стилистические особенности и поэтому являются звеньями одной цепи, имея сходства и отличительные особенности. Общность композиционных и технических особенностей диадем указывает на моду времени, эстетические нормы и знаки отличия местной аристократии и представителей власти в огромном ареале господства гуннов.

Таким образом, хыныслинская диадема принадлежит к редкому социально значимому головному убору женщины не просто из знати а правящей семьи. В декоре диадемы явно ощущается гуннский стиль и влияние имперских мод Востока.

Интересно, что диадемы характерны для элитарной культуры только обозначенного хронологического периода и не использовались в постгуннское время.

По материалам Музея истории Азербайджана

Источник: azerhistory.com

Рейтинг
Загрузка ...