Увлеченным
Электрическое Электро
Себе и любимым
Все в дом В дом
Передвигаемся
Себе и любимым
Передвигаемся
Попробуйте эти варианты поиска:
- Антиквариат и Искусство → Текстиль, нитки → Старинные костюмы 2645
- Драгоценности и украшения 248285
- Коллекционное → Елочные украшения 159836
- Винтаж → Украшения 78386
- Сделано своими руками → Украшения 602
- Разное → К Новому году → Елочные украшения 8500
- Драгоценности и украшения → Украшения из природного камня 8032
Уточните поиск |
Винтаж (3164) • Украшения (3090) Бижутерия (2507) Ювелирные изделия (409) Коллекционное (5146) • Елочные украшения (4025) Подвески (1535) Шары (480) Ватные и папье-маше (402) Другое (340) Картонаж (277) Прищепки (261) Фигурки (259) Драгоценности и украшения (1813) • Бижутерия (1405) Другое (1092) • Украшения из природного камня (310) Антиквариат и Искусство (2435) • Ювелирные изделия (493) Из других материалов (393) |
Увлеченным
Электрическое
Себе и любимым
Все в дом
Передвигаемся
ОстальноеВсе права защищены 1999-2023 Мешок Wed, 03 May 2023 14:26:15 +0300 Источник: meshok.net г р и в н а• ж. стар. род медальона, ладонки, образка, медного, серебряного, золотого, обычно створчатого, носимого на цепи, на шее; жалованные гривны, что ныне ордена; крупная серебряная монета, вероятно также носимая на шее; ныне десять копеек. При Петре гривна серебра лотов; гр. золота червонцев. При Ярославе, в гривне было ногат или резаней, полагая по две резани на куну или мордку, или гривен на фунтов серебра. Чаял, гривна: ан десять копеек! Кто гривны не бережет, сам рубля не стоит. Гривна, да гривна, ан и двадцать копеек. Противна, как нищему гривна. Что шаг, то гривна. Рублю гривна не ровня. Сыр коровай примите, а золоту гривну положите, свадебн. гривенки на гривенку ступает, полтиною ворота запирает, зажиточен и тчив. Гривенка, гривняга, гривняжка умалит. Гривенка встарь означала вес; фунт (при Шуйском)? Подвеска у образов, приклад. гривенку подвесила своему ангелу, червонец. портных, гривенка вм. гривка, вырезка в одежде сзади, для воротника. Гривенник м. или гривенный, пск. гривошник, монета в десять копеек; гривенник серебряная, а гривенный медная, в три копейки серебра, которую народ, по старой памяти, перекладывает на медный счет. Гривенный прилаг. стоящий гривны; к ней относящийся. Гривенничать, торговать или копить по мелочи; скупо торговаться • денежная и весовая единица Древней Руси Источник: scanwordhelper.ru Статья «Традиционные русские женские шейные украшения Верхнеокского региона ХIХ-ХХ веков.»БусыК бусам мы относим одиночные длинные или короткие нити с бусинами или бисером. Бусы могут иметь застежку, завязку или быть достаточно длинными, чтобы свободно надеваться через голову. В середине ХIХ века наиболее популярны были дутые бусы из янтаря, кораллов или терракоты, красного, белого, молочного фарфора. Позднее с развитием стеклодувного промысла появились пустотелые бусины серебрянного, золотого цветов, с «бензиновыми» переливами. По размеру и форме бусины были различны, от 0,5 до 3 см, круглые, вытянутые, гантелевидные, приплюснутые. Крупные бусины могли перемежать с мелкими бусинами или с бисером. Бусы носили во много рядов, надевая под горло одни на другие так, чтобы получился «зоб», закрывающий гортань и шейную ямку. Бусы были особенно распространены вблизи тоговых городов и станций, в окрестностях Одоева, Белева, Калуги, Козельска. В этих районах отсутствовали бисерные украшения и элементы головных уборов. В Новосильском и других районах Орловской области бусы сочетали с плоскими гайтанами, в Жиздринском и Хвастовическом районах, где была устойчива традиция ношения бисерных украшений бусы довольно редки. Широкому распространению дутых бус способствовало развитие стекольных заводов, в особенности по производсту аптекарской и иной дутой посуды, при которых формировались кустарные центры камушного промысла[11]. Ленты как шейное украшениеТретью группу шейных украшений составляют ленты. В качестве шейного украшения в среде однодворок Новосильского района были распространены банты из травчатой атласной ленты. Излюбленным цветом ленты был красный, синий, зеленый, фиолетовый с желтыми, зелеными, белыми, голубыми цветами или однотонные. Ленту подвязывали вокруг шеи под отложной воротник рубахи-манишки и завязывали спереди плоским бантом. Подобные банты носили однодворки Тульской, Курской, Воронежской, Тамбовской губернии. Украшения также могли быть сшивными, для этого лента укладывалась 3-5 сшитыми петлями по груди. Длина каждой петли могла достигать по 25-35 см. Все петли нашивали на ленту или полосу кумача, которую завязывали прямо вокруг шеи. Традиция носить ленту как шейное украшение также широко распространилась в Белевском районе Тульской области в 1/3 ХХ века. Девушки повязывали шелковую однотонную ленту розового, красного, зеленого, голубого и др. цветов поверх узкого ворота рубахи, завязывали спереди бантом и укладывали концы по груди. Поверх ленты надевали в несколько рядов дутые стеклянные и янтарные бусы. Одновременно с шейной лентой девушки могли носить бисерный гайтан-хрестовку или чипочку в один или несколько рядов, или крест на ленте — замене гайтана. Шейные и нагрудные украшения использовали раздельно или в комплектах, сочетали с бусами и шейными лентами. Анализ полевых материалов и фотографий конца XIX – начала ХХ вв. показывает, что для крестьянок пограничья Калужской и Брянской областей одинаково важным было наличие жерелка или замещающих его бус, закрывающих горло в несколько слоев, и нагрудного украшения, маркирующего зону груди и солнечного сплетения. Комплекты из жерелка и гайтана, обычно выполненных в едином стиле, сохранились на территории Хвастовического, Жиздринского, Севского, Трубчевского районов, население которых относится к особой этнографической группе полехов или граничит с ними. В Брянском уезде жерелок заменился на ожерелье с нитями бус. Здесь[АН2] их распространение коррелирует с ареалом головных уборов с массивными бисерными позатыльнями. Эти украшения дополняли архаичный поневный комплекс с распашной синей поневой, рубахой с косыми и прямыми поликами, туникообразным фартуком-занавеской. В среде однодворцев Орловской области обязательными являлись бусы или ленты и нагрудное украшение типа гайтан, которое могло дополняться множеством бус и украшениями из лент. Здесь украшения дополняли комплекс с юбкой-андараком или круглой поневой с прошвой и рубахой-манишкой. Гайтаны Орловской области намного длиннее калужских и брянских, до низа живота. Их носили по несколько штук единовременно, могли заправлять за пояс фартука. Шейные и нагрудные украшения почти не сохранились в среде барского населения Белевского, Одоевского, Арсеневского, Чернского районов Тульской области бисерные украшения не известны и память о них среди населения не сохранилась. В 1920-х гг. в период дефицита бисера и другой фурнитуры практически повсеместно на смену описанным украшениями пришли шелковые ленты и бусы из дутого стекла. Технологии изготовления украшений в ряде сел сохранились до конца XX века и, с появлением пластикового бисера, а позднее и стеклянного, жительницы, включая девочек, вновь стали низать гайтаны и жерелки для сценических костюмов народных хоров. При этом в местах, где приверженность старым формам украшений была сильна, в частности в Полесье, население использовало новые материалы для создания старых украшений, в других местах, где технологии уже оказались утраченными, ушла мода на старинные украшения или не возникло сильных фольклорных ансамблей, довольствовались многослойными бусами из дутого стекла. Украшения девушки, как и сарафаны, головной убор, являлись частью ее имущества, которое не могло быть продано родителями без ее согласия[12]. Количество украшений и их ценность служили маркерами состоятельности семьи невесты. Головные уборы и украшения, особенно бисерные, сохранились намного меньше в сравнении с текстильными элементами костюма. В первую очередь это связано с высоким влиянием моды на эти элементы женского костюма. Украшения и уборы носили меньшую утилитарную нагрузку, чем базовые элементы одежды – рубаха, сарафан или понева, передник. С утратой семантической нагрузки и эстетической ценности, украшения и головные уборы быстро теряли свою ценность. Под влиянием моды также быстро утрачивалась и технология изготовления. Третьей причиной стало снижение доступности расходных материалов для традиционных украшений. В конце XIX в. резко снизился процент импорта бисера и практически прекратилось его собственное кустарное производство в России[13]. В 1910-1920-х приток галантереи в деревню практически прекратился и восстановился, уже с новым ассортиментом только в середине 1920-х[14]. Также сократилось производство продукции галунных и канительных фабрик, поставлявших тесьму, галун, блестки, которые были неотъемлемыми декоративными элементами женского костюма. Взамен широкое распространение получили ленты, стеклянные дутые бусы, «елочный» стеклярус[15]. Украшения из старых элементов чаще всего распускали и использовали как источних материала для создания новых, более модных вещей, или продавали на ярмарках жителям более консервативных сел или старьевщикам, о чем упоминают Н.П. Гринкова и Н.И. Лебедева, посещавшие ярмарки в 1920-х гг[16]. Заключение В статье дан обзор шейных украшений, бытовавших на территории пограничных районов Брянской, Калужской, Орловской, Тульской области. Выделены три группы украшений, распространенных в начале ХХ века – ожерелья нескольких форм, бусы и ленты. Описаны морфологические особенности украшений разных районов и особенности комплектования украшений, сочетания с основным комплексом одежды. Также показана динамика смены украшений с распространением фабричных товаров и городской моды. Если вас заинтересовала эта статья, вы хотите, чтобы тут появились иллюстрации, или хотите пригласить меня с докладом — напишите мне https://www.facebook.com/a.neslukhovskaya Материалы по этнографии России . СПб.: Т. 1, 1910 с.; Лебедева. Н.И. Народный быт в верховьях Десны и в верховьях Оки (этнологическая экспедиция в Брянской и Калужской губерниях в 1925 и 1926 гг) Научные труды, Т.1, Рязань 1996; [1] Шереметева М.Е. Крестьянская одежда Калужской гамаюнщины. Этнографический очерк (Труды Калужского об-ва истории и древностей) Калуга, 1925.; Женская одежда в б. Перемышльском уезде Калужской губернии: с 26 рисунками на отдельных листах. Калуга. Калужский государственный областной музей, 1929 г.; Гринкова Н.П. Одежда западной части Калужской губ. Материалы по этнографии. Т. 3. Вып. 2. Л., 1927. С. 17-36 Народный быт в верховьях Десны и в верховьях Оки (этнологическая экспедиция в Брянской и Калужской губерниях в 1925 и 1926 гг) Научные труды, Т.1, Рязань 1996; [4] Шереметева М.Е. Крестьянская одежда Калужской гамаюнщины. Этнографический очерк (Труды Калужского об-ва истории и древностей) Калуга, 1925.; Шереметева М.Е. Женская одежда в б. Перемышльском уезде Калужской губернии: с 26 рисунками на отдельных листах. Калуга. Калужский государственный областной музей, 1929 г.; [5] Гринкова Н.П. Одежда западной части Калужской губ. Материалы по этнографии. Т. 3. Вып. 2. Л., 1927. С. 17-36 [6] Сафонова Г.Б. Художественные особенности женских народных украшений Калужского края XIX – начала XX в. Вопросы археологии и истории Верхнего Поочья: Материалы 4–й региональной научной конференции. Калуга, 1991. С. 42 – 45.; [7] Артемьева Е.В. Костюм молодой женщины с. Алешня, Чудесные мгновения. Серия Традиционный костюм, Вып. 1 (5) М. 2005 [8] Моисеенко Е. Фалеева В. Бисер и стеклярус в России XVIII — начала XX века. Л., 1990 [9] Маслова Г.С. Изменение традиционного рязанского народного костюма за годы Советской власти (По материалам Комплексной экспедиции Института этнографии АН СССР, с. 102-117, 1966 [10] Неслуховская А.В. Галантерейный товар и его влияние на русский традиционный костюм XIX–начала XX в. с. [АН1]Указать, что бранская тер. Была Орловской [АН2]Что входит в комплекс – поневы, завески, рубахи Источник: mindculture.ru |