Нашла на музейном сайте РЭМ огромную коллекцию фотографий разнообразных ожерелий, монисто и прочих украшений, в которых использовались монеты. Завораживающее разнообразие, удивительная фантазия разных народов.
Армянское свадебное ожерелье
Украшение наплечно-нагрудное (перевязь). Татары
там очень любопытная статья о символизме:
А.Б. Островский, научный сотрудник главной категории отдела этнографии русского народа, доктор исторических наук; А.В. Ратникова, научный сотрудник ведущей категории отдела специализированного хранения.
. У каждой монеты имеются метонимические свойства, обусловленные присутствием благородного (или цветного) металла и правом на участие в обмене, и свойства метафорические, связанные с символическим значением металла, геометрической формы, надписей и изображений в культуре того или иного народа.
Нашли старую монету? Хотите оценить и продать? Тогда вам точно надо посмотреть это видео!
Эти свойства сочетаются с эстетикой монеты при ее включении в конкретные контексты традиционных культур: в декор предметов вооружения, костюма, его аксессуаров, в культовую атрибутику и предметы-обереги. Монета, будучи произведением высокого профессионального мастерства, соединяет в себе красоту металла, чеканной миниатюры и надписей. Множество монет различного размера и правильной формы позволяло создавать из них разнообразные композиции в декоре костюма, производить легкий звон при движении. Металлические деньги в качестве элемента декора оказались в середине XIX века настолько востребованы, что на фабриках России, Германии и ряда других европейских стран начали производить декоративные имитации монет.
Украшение к головному убору, Македония. Сер. 19 века
В традиционной культуре многих народов монеты издавна обладали своеобразной информативной функцией: они символизировали надежность, прочное благосостояние, пожелание плодовитости. Монеты закладывали под фундамент строящегося дома, их жертвовали святому месту, оставляли у целительного источника, клали в могилу. В качестве благопожелания их помещали в сундук с приданым невесты, в ритуальный хлеб.
У казаков, украинцев, татар, а также у многих народов Поволжья, Кавказа и Сибири монеты – одна, несколько или целый набор – входили в состав нарядного женского костюма. Особенно популярны были монеты в свадебном убранстве невесты: из них делали серьги, браслеты, их включали в головные уборы, ожерелья и другие типы украшений. У народов Поволжья ряды из монет, закрепленные подобно чешуе, закрывали грудь невесты, создавая слой символической защиты.
СОКРОВИЩА ВАНКУВЕРСКОЙ БАРАХОЛКИ. Старинные монеты, украшения, фарфор, сумочки.
Нагрудник, башкиры, 1-я пол. 19 века
У народов России разнообразные монеты – русские (от допетровской эпохи и вплоть до советского времени), немецкие, австро-венгерские, турецкие, арабские, китайские, украшавшие порознь или в комплексе женский свадебный костюм, символизировали достоинство невесты и ее семьи, законность и престижность заключаемого брака, пожелание прочности семейных уз и одновременно служили телесным оберегом.
Браслет, крымские татары, османские монеты, конец 19 века.
Самый востребованный контекст использования монет в традиционной культуре – женские костюмные комплексы. Монеты нашивались на различные части костюма, включались в композицию съемных украшений. В собрании РЭМ насчитывается около полутора тысяч подобных экспонатов.
Из вышеназванных свойств монет метонимические присущи им изначально, а эстетические проявляются и усиливаются в основном при включении монет в костюм и аксессуары. Что же касается метафорических свойств, то они, будучи очевидными для носителей традиционной ментальности, становятся доступны пониманию исследователей только в результате анализа роли монет в верованиях и обрядах, а также в составе женского костюма, т.е. где, как и почему они в нём использовались.
Изучая метафорические свойства монет, исследователи стремятся выяснить семиотический статус какого-либо съемного украшения в культуре конкретного народа, подкрепленный способом его ношения, или семиотические свойства определенного предмета вооружения, или амулета.
Присутствие монет в костюмном комплексе может выражать социальную семантику:
- маркировать государственную и/или конфессиональную принадлежность;
- демонстрировать богатство (при обилии в декоре костюма крупных серебряных монет), высокое имущественное положение семьи владельца;
- обозначать принадлежность к престижной социальной группе;
- указывать, в сочетании с украшением определенного типа, на принадлежность к определенной половозрастной группе (девушки, молодые женщины).
Еще одно доказательство, что браслеты-шармы самозарождаются во всех уголках Земли: армянский браслет 19 века, в котором использована византийская монета 14 (. ) века, с изображением на аверсе – св.Евгения, на реверсе – св.Василия, со скипетрами, на конях
Также монеты способствуют усилению и даже привнесению магической семантики:
- служат оберегом благодаря:
- присутствию металла (серебра), его блеску и звону при движении,
- изображениям царственных особ и святых (в особенности св. Георгия), гербового орла, иногда надписям;
- наконец, что не менее важно, благодаря размещению монет на лбу или у висков, на затылке, по воротнику, по краям бортов, обшлагам рукавов, по боковым швам и подолу или же благодаря созданию покрытия из рядов монет на груди (в женской праздничной одежде у народов Поволжья, Балкан);
- являются выражением пожелания богатства и плодовитости при их обилии в костюме женщин фертильного возраста;
- свидетельствуют о санкционировании заключаемого брака и пожелании его прочности в случае закрепления множества монет (с изображением профиля царственной особы) аверсом вверх.
Перстень, буряты, нач. 20 века
Женское кольцо, каракалпаки, монета 1930-х годов
Метонимические свойства монет усиливают, главным образом, социальные семиотические качества костюма и украшений, а метафорические – магико-символические. Среди последних особенно разнообразны способы наделения качеством оберега. Здесь уместно привести высказывания выдающегося французского этнолога К. Леви-Строса об историко-культурной значимости украшений в оформлении облика: «Украшения ранних этапов культуры имели как магическое, так и декоративное значение», «С помощью своих украшений первобытный человек становится социальным существом».
Украшение нагрудное – «сюрбан – зяки» (Чувашия)
Изучая материалы, с которыми сочетаются монеты в декоре костюма, исследователи установили, что довольно часто они соседствуют с раковинами каури (особенно у народов Поволжья, Сибири). Известно, что у различных народов мира, в том числе в только что выше названных регионах России, каури еще несколько столетий назад могли выполнять функцию денег при обмене. Наряду с этим функциональным сходством и раковина каури, и монета благодаря своей форме ассоциируются в традиционной культуре с женским началом. Интуитивно-художественное сочетание монет и каури семиотически акцентирует ценность женщины и усиливает ее магическую защиту.
Свадебный головной убор туркмен-йомудов «хасава». Сер. 19 века. Монеты в декоре свадебного головного убора выполняли функцию благопожелательного символа, средства магической защиты и знака престижа, указывающего на высокий имущественный статус семьи. В височной зоне хасава крепились антропоморфные подвески «адамлык», которые соотносятся с образом богини плодородия.
Монеты, включавшиеся в состав украшений, подбирались вне зависимости от их государственного происхождения, времени выпуска. Учитывались, главным образом, материал, размер и изображения на аверсе и реверсе. Эстетическая значимость монет обусловливалась также и способом их включения в декоративную композицию:
- при сплошном покрытии основы (когда монеты плотно закреплены в ряд либо внахлест) – части костюма или аксессуара – создается образ защитного пояса либо кольчуги;
- при подвешивании монет по периметру или нижнему краю одежды, украшения возникает подобие бахромы;
- при изготовлении ожерелья из монет, их подбирают по размеру, размещая самую крупную в центре, что создает впечатление целостной совокупности, завершенности;
- использование в композиции множества монет или же помещение подвески в оправу способствует усилению, мультипликации образа входа, круга.
Украшение шейное, Украина, начало 20 века.
Украшение нагрудное. Мордва (татары-мишари ?)
Ожерелье. Евреи кавказские: евреи горские. 19 век. Монеты Ирана
Источник: shakko.ru
Монеты в народной одежде и украшениях
В альбоме «Монеты в народной одежде и украшениях», подготовленном научным коллективом Российского этнографического музея, представлена традиция использования монет в костюме и украшениях разных народов. Не только информативные метафоры и защитная функция монет, но и их блеск и звучание, форма правильного круга, составленные из них оригинальные композиции обогащали эстетику костюма и помогали создать этнический образ женской красоты.
Монеты – одна, несколько или целая композиция из монет – входили в состав нарядного женского костюма – у русских казаков и однодворцев, украинцев, народов Балкан, у народов Прибалтики и Поволжья, Кавказа, Средней Азии, Сибири. Использовались разнообразные монеты – российские, от допетровской эпохи и вплоть до советского времени, а также из Австро-Венгрии, Германии, Турции, Ирана, Китая.
В альбоме впервые представлена своеобразная востребованность «звонкой монеты», символика признаваемого в народе богатства и состоятельности. Присутствие монет из разных стран, нередко в одном и том же предмете, выражало регулярные торговые, историко-бытовые контакты и познавательную открытость, издавна свойственные народам России – крупнейшей державы Евразии.
Всего в альбоме представлено около 300 экспонатов по разным этнографическим темам: женский костюм и украшения, а также предметы вооружения, ритуальные предметы.
Отобранные экспонаты репрезентативны относительно собрания предметов с монетами, насчитывающего около 1500 единиц.
В структуре альбома применен региональный подход, характеризующий монеты в контекстах традиционной культуры народов различных историко-культурных областей.
Книга адресована этнографам, культурологам, модельерам, всем читателям, интересующимся народными художественными традициями.
- Полотенце в культуре русского сельского населения Алтая в конце XIX — начале XXI в
- Узоры Поволжья. Истоки, рожденные на Волге
- П. Ефименко «Приданое по обычному праву крестьян Архангельской губернии.» 1872 года издания
- «Традиции» выпуск №3, июль — сентябрь 2019 г. (традиционный костюм Брянской области)
- Особенности художественной вышивки России XIX века (С. И. Назарова)
https://www.perunica.ru/tradicii/10075-monety-v-narodnoj-odezhde-i-ukrashenijah.html
Копировать ссылку
Категория: Традиционная одежда
Другие новости из категории Традиционная одежда:
Вышел в свет альбом Е.Л. Мадлевской, Т.А. Зиминой «Шушпан. Душегрея. Корсет.
Нагрудная одежда в русском традиционном костюме», который знакомит читателя с самобытными видами нагрудной одежды, входившими в состав русского народного костюма. Исследовательской и иллюстративной базой издания является
В издательстве «Бослен» вышла книга Валентины Жигулёвой «Русская народная одежда. Понёва и юбка». Книга посвящена народной одежде южнорусского региона конца XIX – начала XX века. На основе собрания Сергиево-Посадского музея-заповедника с привлечением экспонатов ряда других музеев подробно показаны
В альбоме представлена коллекция Государственного объединенного Музея Республики Татарстан по традиционной одежде татарского народа. Костюм — наиболее яркий и самобытный определитель национальной принадлежности, где материальное начало целостно сочетается с духовным миром прошлого.
В предлагаемом издании представлены лучшие образцы народного быта и искусства русских, коренного населения северо-запада России, Поволжья, Северного Кавказа, Сибири и Дальнего Востока, то есть народов, входящих в состав Российской Федерации. В этих ярких красочных произведениях, выполненных в
Национальная одежда — своеобразная летопись исторического развития и художественного творчества народа. Будучи одним из устойчивых элементов материальной культуры, она издавна отражала не только этническую принадлежность и географическую среду; в ней сказывался уровень экономического развития,
Источник: www.perunica.ru
Украшения из монет: мода на все времена
Чеканка монет сродни ювелирному искусству. Их дизайн проработан до мелочей и наполнен глубоким символизмом, а для изготовления используются ценные материалы. Кольца, браслеты, ожерелья из монет — самая наглядная демонстрация состоятельности и благополучия.
История популярности
Ювелирные изделия, украшенные монетами, существовали со времен глубокой древности — с тех, пор как люди освоили чеканку. Монеты привлекали внимание своей эстетикой, а еще — материалом изготовления: их создавали преимущественно из золота и серебра. Тот, кто владел таким украшением, демонстрировал свое могущество и богатство.
Монеты были не только платежным инструментом. К их созданию привлекались талантливые художники и мастера-чеканщики. Неудивительно, что многие путешественники хранили монеты дальних стран — как памятный сувенир о местах, где им довелось побывать.
Украшения с ценными монетами были и способом хранения денежных единиц. Во время морского путешествия или военного похода было безопаснее перевозить их на себе, чем использовать для этой цели отдельный аксессуар.
На Руси женщины носили монисто — ожерелье из монет, которое могло стоить целое состояние. Также были популярны цаты — небольшие плоские монетки, подвешенные на цепь. Позднее они превратились в аналог современной медали.
Коренные народы Америки тоже носили монеты на шее. Для этой цели использовались изделия из серебра: считалось, если подвеска почернеет — ее владельца хотят отравить.
Какими бывают
Различают старинные украшения из монет, и стилизованные, созданные современными художниками. Последние часто работают на заказ: они создают изделие из материала клиента. Основой для создания украшения служат монеты США, Канады, Норвегии и других стран.
Интересно, что не все государства разрешают использовать их денежные единицы для изготволения ювелирных изделий. В Сингапуре действует закон, запрещающий «калечить, уничтожать или портить» денежные единицы страны. Нарушителю грозит штраф до 2 тысяч долларов.
Материалы
Для изготволения украшений годятся монеты из самых разных материалов:
Обычно украшение создают из монеты после несложной обработки: ее обрезают, оставляя только объемное изображение вместе с кантом. Также могут использоваться плоские жетоны, стилизованные под старинные монеты.
Вид украшений
Из монет изготавливают практически любые виды украшений:
- ожерелья;
- браслеты;
- подвески;
- запонки;
- серьги.
Чаще этот элемент встречается в женских украшениях, оформленных в этническом стиле или стиле бохо. Но строгих ограничений по его использованию в ювелирном деле нет.
Как носить
Украшения с монетами носят так же, как и другие аксессуары с броскими и необычными элементами. К ним подбирают расслабленный нейтральный фон — белую льняную рубашку, тонкое вязаное платье, хлопковый комбинезон. «Денежные» украшения придают образу элемент роскоши и небрежного шика.
При выборе аксессуаров старайтесь, чтобы они были изготовлены из одного металла. Серебряные монеты желательно сочетать с изделиями из серебра, золотые — с золотом. Если в образе используются украшения из разных металлов, их следует расположить как можно дальше друг от друга.
Видеоматериалы по теме:
Источник: dragzoloto.ru