

Ар-деко как стиль зародился в двадцатых годах прошлого столетия и очень быстро затмил собой популярный тогда модерн. В большей степени он задел промышленный дизайн — интерьеры, мебель, моду, фасады и плакаты, и, конечно, не обошел и ювелирное искусство. В те годы параллельно входили в моду абстракционизм, экспрессионизм, конструктивизм, которые признавались безусловно гениальными, но сложными для повседневной жизни. Зато вещи, выполненные в ар-деко, при своей кричащей роскоши и вальяжности выделялись на фоне всех этих «–низмов» возможностью повседневного использования, поэтому быстро заняли свою нишу.
Какие признаки определяют ар-деко?
Art Deco: ЮВЕЛИРНЫЕ ШЕДЕВРЫ в стиле Art Deco
Вещи в этом стиле определяются по следующим признакам:
- они всегда красивы, стильны и элегантны. Используются только благородные ценные материалы;
- преобладание строгих цветов. Говоря об ювелирных украшениях, можно сказать, что здесь не будет кричащих переливов различных цветных камней;
- точные формы исполнения, прямые линии и углы, симметричность композиции. Если в украшении есть исполнение в виде узоров, то они будут буквально гипнотизировать своей точностью и тщательностью соблюдения пропорций;
- использование элементов из экзотических и древних культур. Это могут быть узоры или явные напоминания японского, древнегреческого, древнеегипетского мотивов;
- звериная стилистика в украшениях, например, браслеты и колье, закрученные в виде свернувшейся в клубок змеи.
Ар-деко в ювелирных изделиях
Родоначальником стиля именно в ювелирных украшениях стал Дом Картье. После эпохи модерна с ее текучими формами и поэтическими цветочками украшения ар-деко поначалу кажутся непривычными, но одновременно завораживающими своей строгой красотой. Именно тогда в моду входят длинные нити жемчуга, бусы из натурального камня.
Особую страницу заняли наручные часы, которые становятся теперь не просто аксессуаром, а отдельным произведением ювелирного искусства. Здесь сочетаются дорогие благородные материалы корпуса со вставками из драгоценных камней.
Поначалу ювелиры отдавали предпочтение простым конструкциям и ясным формам, например, кругу, как более женственной фигуре. Затем начинают осваивать и другую «простую» геометрию: квадраты, прямоугольники, начинать совмещать точные формы с орнаментными сюжетами.
Ар-нуво и ар-деко — в чём разница? | #ПРОАРТ
Основными камнями, которые используют ювелиры и дизайнеры в ар-деко, стали кораллы, нефрит, топаз, рубин и оникс, который часто можно увидеть в украшениях в обрамлении бриллиантов
Здесь же присутствует сочетание эмали с драгоценными металлами и камнями, что особенно выделяется в украшениях, выполненных в стилистике древних артефактов.
Говоря об использовании камней, стоит упомянуть, что именно с этим стилем традиционная круглая огранка была заменена на трапециевидную, изумрудную и треугольную. Тогда же, с появлением ар-деко, появилась ювелирная инновация – закреплять камни на украшении без использования зубцов.
Будучи очень популярным в 20-х и 30-х годах, стиль не потерялся и дошел до нашего времени. Его и сейчас часто выбирают те, кто предпочитает сдержанный аристократический подход и строгую роскошь.
Источник: uvelirnoedelo.ru
#olgaleffersblog. Стиль Art Deco в ювелирных изделиях. Роскошь и простота, приправленные экзотикой
В переводе с французского «art deco» означает «декоративное искусство». Стиль ар-деко, или как его ещё называют – арт деко, получил название, когда в 1925 году в Париже проходила выставка декоративно-прикладного искусства. Когда и как зарождался этот стиль? И вообще, что же он представляет собой в ювелирном искусстве?
Все, даже хорошее, рано или поздно когда-то заканчивается. Вот и изысканный стиль Ар Нуво с его блеклыми тонами и витиеватыми линиями к 30-м г. ХХ века уступил место новому дерзкому стилю. Расцвет Ар Деко пришёлся на период между двумя мировым войнами. Женственность в моде сменилась стилем «гарсон». Короткие стрижки, напоминающие рубашки укорочённые платья геометрической формы, яркие цвета.
Конечно, ювелирное искусство не могло остаться в стороне и старалось соответствовать духу времени. Так, появились новые украшения — строгие и роскошные одновременно, с идеальной геометрией, объединившие никогда ранее не сочетавшиеся материалы. Например, традиционные драгоценные камни и хрусталь, слоновую кость, оникс, кораллы, перламутр.
Даже на огранке драгоценных камней отразились новые веяния. Она стала более строгой, чёткой и геометрической. Все чаще использовалась изумрудная огранка, а также треугольная и трапециевидная. Днём носили бесконечную нить искусственного жемчуга или бусы из камней. Вечером надевали роскошные броши-кисти, а также тяжелые пояса и браслеты (на запястье и иногда предплечье).
Главным металлом Ар Деко стала платина. В целом стали цениться серебристые оттенки металлов. В моду вошли белое золото, серебро, сталь и даже алюминий.
Появились броши-клипе (dress clip, fur clip) и сотуары (франц. «porter en sautoire», — «носить на спине, носить через плечо»), а также изысканные браслеты, в которых некрупные камни подчеркивали четкие линии плоских орнаментальных узоров.
Это был звёздный час таких ювелиров, как Фуке, Сандоза, Тамплие, Бушерон, Картье, Ван Клиф, Мабуссин и Chanel.
Альфонс и Жорж Фуке ( Fouquet)
Отец и сын Фуке, Жорж и Жан Фуке создавали ни на что не похожие коллекции -лаконично-геометрические с хрусталём и драгоценными камнями, в этническом стиле («китайская маска»), позднее строгие лаконичные украшения , созданные под влиянием авангарда.
Catier первым создавал украшения с тутти-фрутти, египетские коллекции и знаменитый белый ар-деко, сочетающий белые бриллианты с чёрным ониксом или чёрной эмалью. Сочетание этих цветов создавало игру света и отражало своеобразный мотив «шкура пантеры». Белый ар-деко помог создать новый стиль и обогатил коллекцию бренда. Украшения Картье в египетском стиле были сделаны из пластин нефрита в алмазах и рубинах, а также из кварца и голубого фаянса. Тутти-фрутти стал, пожалуй, одним из феерических мотивов компании: «вазы с фруктами» и «корзины с цветами» из рубинов, сапфиров и изумрудов не оставляли равнодушным никого.
Mauboussin прославился своими украшениями с изображением ваз с цветами. Ювелир всегда тяготел к ярким крупным камням, интересной и фантазийной огранке и экспериментам. Это и стало востребовано во времена ар-деко, когда шик и роскошь были так популярны. Бренд Mauboussin славился женственными и изящными украшениями, которые не оставались незамеченными.
Ювелирный дом Boucheron всегда тяготел к ар-деко, в этом стиле по сей день выпускаются все новые и новые украшения. Ювелирные украшения бренда имеют сдержанный, изящный и утонченный вид. После заказа иранского шаха Муххамеда на оценку шахской сокровищницы, Бушерон особенно вдохновляется восточными мотивами. Они постоянно прослеживаются в его творчестве. Особенно ему удавались украшения в стиле восточного ар-деко.
Chanel в 1932 году впервые представила ювелирную коллекцию “Bijoux de diamants”, дизайн большинства изделий был придуман Полем Ирибом. По сей день трансформирующиеся украшения в виде комет, перьев и помпонов из той самой коллекции производятся и востребованы покупателям.
Ван Клиф Энд Арпелс (Van Cleef and Arpels)
Van Cleef and Arpels создали свою невидимую закрепку камней, знаменитый браслет и дресс-клипы Ludo. В 1935 году коллекцию модного дома пополнил легендарный браслет Ludo Hexagone. Украшение завоевало популярность и выпускалось до 1950 года. Характерный дизайн использовался при создании многих украшения: браслетов, часов и тд.
Гибкая лента из шестиугольников изготавливалась из жёлтого золота или платины, а центр шестиугольника украшали изумрудами, бриллиантами или сапфирами. Стилизованная застёжка в виде пряжки дополняла изделие. За 15 лет модель выпускалась в различных вариациях.
Основными источниками вдохновения стали:
1. Живопись кубистов, абстракционистов и прочих.
2. Дягилевские сезоны с их костюмами и декорациями.
3. Египет. После открытия в 1922 году гробницы Тутанхамона случился бум на все египетское.
4. Индия. В тот момент было много привезённых из Индии сапфиров, изумрудов и рубинов.
5. Другие этнические мотивы. Африка, Азия.
6. Древняя Греция.
7. Технократия.
Подводя итог, стиль ар-деко оказался настолько хорош, что один из немногих не теряет актуальности по сей день. Многие ювелирные дома остаются поклонниками этого стиля, а модницы дополняют свои образы украшениями в стиле ар-деко и по сей день.
Источник: vintagedream.ru
Must-have недели: украшения в стиле ар-деко
Что такое – «большой» стиль? Это стиль, который затрагивает архитектуру, литературу, интерьеры, живопись, моду, ювелирные украшения и, разумеется, часы. То есть, по-настоящему «большой» стиль могуч и всеобъемлющ. Ар-деко (чьи приметы появились раньше 1925 года: их можно увидеть, например, в отдельных французских произведениях дома Cartier в 1916 году) оказался настолько сильным стилем (его влияние сошло на «нет» только лишь к концу 1930-х годов), что и по сей день многие ювелиры и часовщики привычно «питаются» своими (а иногда, что греха таить, и чужими) архивами тех славных далеких лет.
Напомним, чем же именно характеризуется столь великий и ужасный (в кавычках, разумеется) стиль ар-деко? Прежде всего, жесткой симметричностью, склонностью к крайне строгим геометрическим образцам, утилитарностью, лаконичностью, повышенным внимание к деталям, к отделке и, одновременно, утилитарностью. Кроме того, для ар-деко свойственно увлечение различными азиатскими национальными стилями: в первую очередь, индийским, японским и китайским. В последнем – немало ювелирных украшений у марки «Серебро России» (наш фаворит – кольцо из серебра с черным ониксом).
У «Эстета» в духе ар-деко, например, серьги в стиле шинуазри (то есть китайском стиле, но только в его европейском ключе): это серебряные серьги с длинными и пышными шелковыми нитями. И это настоящее костюмное украшение.
У Calvin Klein есть похожие серьги из гладкой стали с золотыми или серебряными шарами.
В серьгах марки Element также задействован жемчуг, но уже белого цвета: ставка сделана на контраст – белому жемчугу очень «подыгрывают» конусу из черного оникса, одного из главных материалов всего стиля ар-деко.
Не стоит удивляться, что так много ювелирных изделий современных российских компаний постоянно используют большие и малые принципы ар-деко. Дело в том, что ар-деко оказался последним «большим» и, что не менее важно, абсолютно самостоятельным и самодостаточным стилем XX века. Более поздние (например, послевоенные) годы столетия отличались, скорее, наличием определенных субкультур – к примеру, хиппи или панка, но никак не массированной «проработкой» всего жизненного пространства человека. К тому же, ар-деко всегда логичен и очень удобен в носке: такие украшения и часы можно носить как с офисным костюмом, так и с джинсами, со спортивной одеждой и с вечерним платьем.
Источник: www.alltime.ru