Стиль барокко в украшениях это

Ювелирная энциклопедия: украшения в стиле барокко

«Барокко» в переводе с итальянского (barocco) означает «причудливый». В Португалии так называли крупные жемчужины неправильной формы. Этот стиль европейской культуры зародился в конце XVI – начале XVII столетия и просуществовал весь XVIII век. Барокко присущи парадность, пышность, подчеркнутая торжественность и роскошь, чувственность, отказ от строгих, простых форм и канонов в пользу многообразия, соединение контрастов, представление о мире и о человеке как о чем-то вечно меняющемся и сложном. Стиль масштабно заявил о себе в таких видах искусства, как архитектура, скульптура и живопись, литература, танец и музыка, ювелирное дело.

Ян Вермеер «Девушка с жемчужной сережкой» (1665)

Петер Пауль Рубенс. Портрет Елены Фурман в свадебном одеянии (ок. 1630–1631)

АРХИТЕКТУРНЫЙ СТИЛЬ: БАРОККО

Барокко как феномен культуры и искусства имеет итальянские, как вы уже поняли, корни. Но на «язык» ювелирных украшений его законы впервые были переложены во Франции. Также считается, что именно в эпоху барокко появилось разделение украшений на дневные и вечерние. Любуясь картинами великих мастеров прошлого: Рубенса, Вермеера, Караваджо, Веласкеса, Ван Дейка, – можно увидеть, какие драгоценности носили в ту эпоху и понять, почему их театральная красота так привлекает, вдохновляет и современных дизайнеров.

Основные черты ювелирного стиля барокко

Материалы и техника декорирования. Желтое золото, крупный жемчуг, эмаль, бриллианты, рубины, изумруды, сапфиры, топазы.

Формы украшений. Крупные, зачастую объемные, овальные, со скругленными углами или волнообразные.

Ведущие мотивы в дизайне украшений. Растительный, цветочный, геральдический орнамент; симметрия и ритмичность, четкость рельефа и ясность конструкции; сочные, насыщенные цвета, позолота, обилие декора.

Типичные украшения.

  1. Если это броши, то «банты», «букеты» или «ветви»;
  2. Серьги в стиле барокко – это канделябры с тремя жемчужными подвесками (такая форма называлась «жирандоль»);
  3. Если это колье, то «склаваж» (напоминает ажурный воротничок, обязательно имеет подвеску, ниспадающую в ложбинку груди);
  4. Перстни обязательно массивны;
  5. Подвески в стиле барокко имеют вид стручка гороха или экзотического цветка;
  6. Парные браслеты из жемчуга или золота с драгоценными камнями;
  7. Украшения для волос.

Стиль как часть… стиля

Барокко – изначально часть вечерней моды. Броские украшения великолепно сочетаются с ярким макияжем, сложной высокой прической, одеждой из атласа, шелка, бархата, имеющей драпировки, рюши, кружевную отделку, шнуровку, расшитой стразами либо пайетками (исторически на их месте были драгоценные камни, которые в гардеробе богатых аристократок уютно чувствовали себя даже на поясах, пряжках туфель и пуговицах). Барочные украшения можно добавить и в повседневный образ, особенно с денимом, трикотажем, натуральной или искусственной кожей, кружевом, шелком или органзой. Просто уменьшите в будничном случае «дозу» аксессуаров до одного-двух, например, каффа и броши или браслета и кольца.

Читайте также:
Техника как украшение интерьера

Стиль Барокко в одежде, современной моде, украшениях

Ювелирные украшения в стиле барокко на подиуме

Пожалуй, самый преданный поклонник стиля барокко (точнее, необарокко, как именуют его журналы) уже несколько сезонов подряд – модный дом Dolce Gabbana, весна-лето 2016″ width=»600″ height=»600″ />

Gucci, весна-лето 2016

Chanel, весна-лето 2016

Украшения в стиле барокко на красных дорожках

Можно смело утверждать, что ни одна торжественная церемония не обходится без роскошных барочных драгоценностей. Так, на балу Института костюма Met Gala 2016 дочь Анны Винтур Би Шаффер была неотразима в бриллиантовых серьгах-жирандолях Fred Leighton, а актриса Кейт Босуорт украсила прическу изысканным венком Dolcehttps://sunmag.me/tsennosti/30-06-2016-yuvelirnyj-stil-barokko.html» target=»_blank»]sunmag.me[/mask_link]

Стили: Барокко

Стили: Барокко

Текст статьи содержит ознакомительную информацию о стиле, послужившем творческим источником для дизайнеров ЮБ Роскошь , создавших коллекции «Акварель» , «Инфанта Изабелла» , «Флёр де Лис» и «Шелковый путь» .

Возникновение Стиль барокко возник в Италии. Свои «видимые» формы он стал обретать с конца XVI столетия. Итальянское слово «барокко» означает буквально «странный», «причудливый». Поначалу оно носило оскорбительный оттенок, подразумевая нелепицу, абсурд (возможно, от португальского слова, означающего уродливую жемчужину).

Италия в начале XVII утратила экономическое и политическое влияние в Европе, но продолжала оставаться центром культуры и католического мира. Духовенство и Знать Италии компенсировала утрату власти демонстрацией богатства и роскоши. Стиль Барокко позволял создавать иллюзию могущества и богатства приемами живописи и искусства.

Сегодня стиль благополучно существует в архитектуре, в интерьере, в декоративно прикладных отраслях современной цивилизации. Современный барокко может быть обозначен приставкой НЕО, но от этого, сам стиль не меняется. Сегодня стиль Барокко также выглядит дорого и роскошно.

патетическая приподнятость образов, их динамичность, страстность.  контрасты масштабов, цветов, света и тени, совмещение реальности и фантазии

Что символизирует, выражает этот стиль. Барокко — это буйство оптимизма, Барокко-это парадная торжественность и пышность. Барокко-это представления: о единстве и о многообразии мира, о его сложности, изменчивости, и постоянном движении; В барокко человек, это часть мира. Как это реализуется в рамках стиля: — патетическая приподнятость образов, их динамичность, страстность. — контрасты масштабов, цветов, света и тени, -совмещение реальности и фантазии, -стремление к слиянию различных искусств в едином ансамбле Черты стиля: -четкая конструктивность (масса мелких элементов компонуется в симметричный силуэт) — ритмичная композиция (соподчинение элементов друг другу ) — плотный растительный орнамент, яркость и контрастность цветов.

Орнаментальные элементы стиля: -тяжелые гирлянды цветов и плодов, раковины и волюты, мотивы аканта, прихотливых бантов, картушей, двойного завитка виде буквы «С».

двойного завитка виде буквы С..jpgПышные строго симметричные формы 2.jpg в орнаменте барокко доминируют растительные мотивы

Архитектура барокко отличается мощным пространственным размахом, сложностью беспокойных, сливающихся друг с другом, как бы текучих форм, криволинейностью планов и очертаний, связью с окружающим пространством. Фасады, с колоссальными на несколько этажей колоннами, полуколоннами и пилястрами, роскошными скульптурными деталями, часто колеблющимися от выпуклого к вогнутому, придают самому сооружению движение и ритм. Ни одна деталь не является самостоятельной. Все подчинено общему архитектурному замыслу. Самые крупные и знаменитые ансамбли барокко в мире: Версаль (Франция), Петергоф (Россия), Аранхуэс (Испания), Цвингер (Германия), Шенбрунн (Австрия).

Читайте также:
Мастика в домашних условиях для украшения тортов

контрасты масштабов, цветов, света и тенипространственный размах сложностью беспокойных сливающихся друг с другом текучие формы и криволинейностью планов.jpgНи одна деталь не является самостоятельной. Все подчинено общему архитектурному замыслу.jpg Аранхуэс Испания.jpg

Интерьер Потолок, украшенный яркими богатыми фресками, стены из расписанного мрамора и позолота. Часто используются контрастные цвета. Применение золота и позолоты в интерьере повсеместно. Каждый уголок интерьера должен быть богато декорирован.

Мебель стала настоящим предметом искусства, ее вычурность и богатство, казалось, предназначалась лишь для украшения интерьера, и не носили утилитарного характера. Стулья, диваны и кресла обиты дорогой, богато окрашенной тканью, гобеленами. Кровати огромны, с балдахинами и струящимися вниз покрывалами. Шкафы также больших размеров, декорированные и инкрустированные. Зеркала украшены скульптурами и лепниной с растительным узором, часто позолоченные.

Применение золота и позолоты в интерьере повсеместно..jpgИнтерьер замка Линдерхоф в стиле барокко.jpgИнтертьерв стиле барокко.jpg Мебель стала настоящим предметом искусства ее вычурность и богатство казалось предназначалась лишь для украшения интерьера.jpg

длинные шлейфы глубокие декольте.jpg Мужская прическа барокко.jpgмногослойные платья и костюмы сложного кроя 2.jpgобилие кружев не только на платьях, но и на обуви, женская прическа барокко.jpg

Одежда в стиле барокко – это, прежде всего, многослойные платья и костюмы сложного кроя, корсеты, излишне длинные шлейфы, глубокие декольте, обилие кружев не только на платьях, но и на обуви, шнуровки, ленты, оборки и банты, вышивка в виде цветов и всевозможных завитушек. Огромное внимание к деталям. Важны такие аксессуары как муфты, веера, зонтики от солнца из кружева, а также трости с изящными, богато украшенными рукоятками Для модников было обязательным использование косметики. Бледное напудренное лицо было неотъемлемой частью образа в стиле барокко. Пикантная деталь – мушка на лице

Ювелирные украшения Пышные, строго симметричные формы обильно украшены глубокими по цвету драгоценными камнями. -нити жемчуга, Жемчуг нашивали с лентами на платье, -серьги формы «жирандоль» — драгоценные пряжки для одежды и обуви. — заколи ( аграфы, броши для корсажа, броши-розетки, броши — склаважи, броши-банты, броши, выполнявшиеся в виде букетов)

Источник: www.roskosh-jewel.ru

Искусствоед.ру – сетевой ресурс о культуре и искусстве

Библиографическая запись: Ювелирное искусство эпохи Барокко. — Текст : электронный // Искусствоед.ру – сетевой ресурс об искусстве и культуре : [сайт]. – 2021. – URL: https://iskusstvoed.ru/2021/01/30/juvelirnoe-iskusstvo-jepohi-barokko/ (дата обращения: 3.05.2023)

  • Home
  • История искусств
  • Ювелирное искусство эпохи Барокко

Ювелирное искусство эпохи Барокко

2 года ago Enottt Комментарии к записи Ювелирное искусство эпохи Барокко отключены

Просмотры: 8 876

Пришедший на смену Возрождению стиль барокко имел в странах Западной Европы различные социально-экономические и исторические предпосылки. Так, в Италии это попытки церкви объединить весь христианский мир под властью папского престола. Во Франции в этот период происходит формирование абсолютистской монархии. Несмотря на разнообразие исторических причин, художественный стиль был единым для большинства стран.

Так, в декоре уже нет слепого следования античным мотивам. Многие орнаментальные элементы становятся легче, наряднее, утрачивая недавнюю массивность и даже некоторую тяжеловесность форм. Они начинают активнее взаимодействовать с окружающим пространством. Прямые линии сменяются изогнутыми. То же происходит и с мотивами масок и солнца.

Читайте также:
Как собрать украшение из шаров

Их чередование вносит стилевое разнообразие.

Вопреки возможным ожиданиям, ювелирных произведений ХVII века сохранилось не так много. Во Франции большинство драгоценных изделий этого периода исчезло из-за необходимости оплачивать огромные расходы на поддержание престижа Людовика ХIV. В 1688 году по его распоряжению вся золотая и серебряная утварь королевского двора была отправлена в переплавку. В результате за один год было уничтожено такое количество изделий, как в ходе войн за несколько столетий. Уцелевшие предметы невелики по размеру и относятся, как правило, к XVII в. Среди них ларец Анны Австрийской из чеканного и резного золота с несколько перегруженным декором из цветов и листьев, изготовленный около 1645 г.

В луврских коллекциях имеются: мисочка из позолоченного серебра, датированная 1666 г., серебряный кувшин шлемовидной формы с орнаментом ламбрекена, еще один кувшин 1677 г. из гладкого кованого

серебра, литой серебряный канделябр с гравированным и точеным орнаментом, с парижским клеймом 1636 г., а также кубок с тем же клеймом 1700 г., украшенный в нижней части ламбрекеном (Париж, Музей декоративных искусств); блюдо 1698 г. из позолоченного серебра с завитками цветущих побегов по бордюру (Лондон, Музей Виктории и Альберта). Меньше пострадала культовая утварь, в силу обстоятельств избежавшая переплавки. Несколько предметов церковной утвари, как, например, серебряный потир из собора Труа с рельефными сценами Страстей Господних или реликварий св. Лаврентия из церкви Сен-Совер в Монтрейль- сюр-Мер (департамент Па-де-Кале) избегли уничтожения только ввиду их культового назначения.

Выдающиеся мастера в эти годы работали и в провинции. В Европе в это время начинается процесс упорядочения ювелирного производства. Во Франции, как и в других странах, ювелиры помещают на своих произведениях личное клеймо, рядом с которым ставится цеховое клеймо и еще третье, свидетельствующее об уплате налога казне. Клейма позволяют с уверенностью определить мастера и дату изготовления, разумеется, если сохранились таблицы клейм, что имеет место далеко не всегда. В очень немногих видах прикладного искусства возможна такая точная атрибуция.

Любовь к пышному, помпезному декору распространилась и в других странах Европы.

Барокко продолжило начатый в эпоху Ренессанса процесс переработки сложившихся форм ювелирных украшений. В ХVII веке вновь, после забвения со времен средневековья, появились платяные булавки (фибулы, застежки для плащей и аграфы), но уже в виде брошей. В первую очередь они выполняют утилитарную функцию, скрепляя расходящиеся драпировки или вырез. Введение брошей в моду легенда приписывает мадам де Савиньи, придворной даме из окружения Людовика ХIII. Первоначально, с лицевой стороны броши обильно декорировались рубинами, сапфирами, изумрудами и жемчугом.

Читайте также:
Что такое настольные украшения

Прямые наследницы платяных булавок, броши стали репрезентативным украшением и должны были подчеркивать декольте или благородно вознесенную, обнаженную шею.

Как символ изящных излишеств барокко в середине века появляются абсолютно нефункциональные пряжки для обуви. Их охотно носили и взрослые, и дети.

Подвески в эпоху барокко не имели широкого распространения. Исключение составляли только украшенные алмазами с лицевой стороны и эмалью с оборотной.

Исключительной принадлежностью барочного дамского костюма было шитье жемчугом и жемчужные нити в несколько рядов. Жемчуг также применялся и в не очень распространенных в эпоху барокко браслетах. Они были низанными жемчугом или золотыми с драгоценным камнем, с оборотной стороны украшались эмалью. Как правило, браслеты носили попарно, на узкой манжете с рюшем. Серьги, как уже говорилось выше, составляли непременную принадлежность гарнитуров, которые все чаще появляются в эпоху барокко.

Во времена Людовика ХIV во Франции, занимавшей теперь ведущее место в ювелирном искусстве Европы, сложился тип серег, получивший название «жирандоль» – в виде трех небольших подвесок. Художественная промышленность Франции во второй половине 17 в. достигла высокого расцвета. Серебряная посуда,
ювелирные изделия, ковры, ткани и кружева изготовлялись не только для дворца и для потребителей внутри Франции, но и для широкого вывоза за границу, что было одной из особенностей политики меркантилизма. Как положительный факт следует отметить, что организация художественного производства на основе централизации наряду с системой академического образования приводила к большому стилевому единству также и в различных отраслях художественной промышленности.

В кольцах барокко отдавало предпочтение вставкам из больших граненых камней. Шинка чаще всего

оставалась гладкой или декорировалась чеканным и гравированным растительным орнаментом, иногда с эмалью. Своеобразное изобретение барокко – кольца с секретом; разъёмное кольцо, при соединении составляющих частей составляющее символ, например, крест.

В эгретах барокко любило пышные букеты цветов, банты и развевающиеся ленты. Как правило, уцелевшие серебряные предметы барочного ювелирного искусства относятся к концу ХVII столетия – это ларец Анны Австрийской из чеканного и резного золота, выполненный около 1645 года и кубок, а также золотые плакетки, посвященные победам Людовика ХIV, выполненные Пьером Жереми, первым представителем династии столичных мастеров золотых дел.

Характерными памятниками барокко являются блюда из позолоченного серебра, чрезвычайно и повсеместно популярные в эти годы. Их убранство изобилует множеством фигур, представленных в сложных сюжетных композициях. Роскошные экземпляры таких работ голландских мастеров конца ренессанса и начала барокко хранятся в Оружейной Палате Музеев Московского Кремля. Они попали в Россию в качестве посольских даров.

Читайте также:
Украшения и поделки своими руками к рождеству

В Голландии в конце Ренессанса и в начале эпохи барокко выдающимся мастером был уроженец Утрехта, знаменитый Пауль ван Вианен. Сначала он переехал в Баварию, а затем в Прагу, где императором Рудольфом II был удостоен звания главного придворного мастера. В эпоху барокко в Голландии появляются кубки для вина в виде рога. Их содержимое необходимо было выпивать за один приём, так как эти сосуды, завершающиеся изображением ветряной мельницы, или «колеса фортуны», невозможно было поставить на стол иначе как дном кверху.

Множество ювелирных изделий эпохи барокко, перегруженных обильным декором, и статуэток животных, выполненных в реалистической манере, сохранилось в Германии. Здесь любили драгоценные камни в серебряной или золотой оправе, разделанной эмалями.

Англия первоначально испытывала значительное влияние Германии и Фландрии. Отсюда, некоторая

тяжеловесность чеканного декора с фигурами амуров, поддерживающих гирлянды цветов и плодов. Но уже в начале ХVII века проявляется своеобразие английской национальной школы, выразившееся, прежде всего, в создании новых сосудов. Таким открытием стало изобретение около 1610 года чайника, форма которого восходит к китайским кувшинам для вина.

В Португалии и Испании в результате грабительских колониальных войн скапливаются огромные запасы драгоценных металлов. Однако впоследствии почти все эти богатства были утрачены.

Необыкновенная пластическая роскошь и колористическое богатство декора произведений ювелирного искусства эпохи барокко, отмеченная в этом разделе, не только результат внутренней эволюции в пределах европейского континента, но и рецепции европейцами сокровищ открытых ими новых стран – Индии, Америки, Китая.

  1. Ювелирное искусство : мир — образ украшений. — М. : Директмедиа Паблишинг, 2004. — 1 электрон. опт. диск (CD-ROM) : цв.; 12 см. — (Электронная Библиотека DirectMedia; 36)
  2. Моран, Анри де. История декоративно-прикладного искусства : От древнейших времен до наших дней. С прил. ст. Ж. Гассио-Талабо о дизайне. [Пер. с фр.] / Анри де Моран. — М. : Искусство, 1982. — 577 с. : ил., 24 л. цв. ил.; 24 см.
  3. Всеобщая история искусств : в 6 томах / редкол.: Б. В. Веймарн [и др.] ; Акад. художеств СССР. Ин-т теории и истории изобразит. искусств. — Москва : Искусство, 1956-1966. — .; 27 см.
    Т. 4: Искусство 17-18 веков / под общ. ред. Ю. Д. Колпинского, Е. И. Ротенберга. — 1963. — 479 с., LXXXVII с., 221 л. ил. : ил.

Превью: Панно с изображением коленопреклоненного Великого герцога Козимо II. Каструччи, Микеле; Чекки, Гуалтьеро; Мерлини, Козимо; Фальк, Йонас; Париджи, Джулио. 1617 — 1624 гг. Золото, изумруды, бриллианты, самоцветы; инкрустация, мозаика. 54,5 х 64,5 см. Музей серебряных изделий, Флоренция

Источник: iskusstvoed.ru

Рейтинг
Загрузка ...