«Модерн», стиль «модерн» (франц. moderne — новейший, современный), одно из названий стилевого направления в европейском и американском искусстве конца 19 — начала 20 вв. В Бельгии, Великобритании и США оно известно как «новое искусство» (Art Nouveau), в Германии — «югендстиль» (Jugendstil), в Австрии — «стиль Сецессиона» (Sezessionstil), в Италии — «стиль Либерти» («stile Liberty»), в Испании — «модернизм» (modernismo). Новый стиль стал последним воплощением идеалов романтизма в художественном творчестве. Модерн, проникший почти во все сферы искусства в последнее десятилетие ХIХ в., очень быстро распространился по всей Европе и, перемахнув через океан, нашел приверженцев в Соединенных Штатах.
Главным героем, а вернее, героиней нового направления в изобразительном искусстве стала женщина. Длинные, волнообразно ниспадающие волосы, плавные и мягкие линии женского тела особенно хорошо отвечали стилистическим пристрастиям модерна. На полотнах художников нового направления женщина появляется гораздо чаще, чем мужчина.
Модерн. Стиль, вдохновленный природой.
Да и весь характер стиля – женский: в нем ясно чувствуется желание нравиться. Здесь стремление к внешней красивости дополняется склонностью к самолюбованию и изрядной долей кокетства. Не случайно одно из многочисленных прозвищ модерна – стиль женщин и цветов.
Эту женственность искусства конца века, пожалуй, лучше других сумел выразить в своем творчестве чех Альфонс Муха. Родился он в 1860 г. в моравском городке Иванчице и на исходе столетия добился громкой славы в столице мирового искусства Париже. Во Франции художника называли Мюша. Но прежде чем добиться триумфа и позволить себе превратить мастерскую в музей драгоценных вещей и раритетов, ему пришлось испытать все тяготы и невзгоды жизни безвестных, непризнанных художников, которых в Париже всегда было в избытке.
Возможность стать профессиональным художником появилась у Альфонса Мухи только в 25 лет, хотя рисовать он начал чуть ли не в младенчестве, притом левой рукой. Учился он сначала в Мюнхене, а затем в Париже. Здесь ему не сразу, но повезло – он устроился работать в театр божественной, как ее тогда величали, Сары Бернар. С 1894 по 1901 гг.
Альфонс Муха писал для спектаклей ее театра декорации и плакаты. Первой работой, моментально прославившей имя чешского художника, была афиша к спектаклю театра Сары Бернар «Жисмонда», появившаяся утром 1 января 1895 г. на плакатных щитах Парижа. Уже в ней вполне определяется характер многих последующих плакатов, календарей и декоративных панно Альфонса Мухи.
Вслед за «Жисмондой» появились другие, не менее удачные плакаты, они время от времени переиздавались, а потом были выпущены в виде почтовых открыток. Заказы сыпались на художника как из рога изобилия. Альфонс Муха не был ювелиром. Все началось с тех же афиш Сары Бернар, где часто присутствовали необычные ювелирные украшения. Для их создания Муха изучал историю и фольклор.
И лишь потом Муха начал разрабатывать эскизы украшений на заказ. Эта необычная ювелирка и была выполнена в материале известным парижским ювелиром Жоржем Фуке.
Стиль модерн / 5 главных признаков, которые помогут вам отличить его в любом городе мира
Сотрудничество между художником и ювелиром началось в 1898 году или около того. На Всемирной выставке 1900 года в Париже Фуке показал ювелирную коллекцию Мухи, наделавшую много шума. Действительно, коллекция состояла из фантастических театральных предметов, которые были составлены из большого числа компонентов и соединяли множество техник и материалов.
Как и украшения, изображенные на графических работах Мухи, которые теперь превратились в модели для реальных вещей, воспроизведенные предметы в большинстве своем были необыкновенно восточными и византийскими одновременно. В своей утонченной роскоши эти сокровища соперничали с современным живописным ювелирным искусством, вдохновленным символизмом, таким, как искусство Рене Лалика. С тем, чтобы привлечь более широкую клиентуру, в последующих произведениях Муха отбросил орнаментальную избыточность в пользу большей строгости.
Самое известное украшение, созданное Фуке по эскизам Мухи — это золотой браслет, получивший в Европе название «роза руки». Невиданный ранее в Европе браслет свернувшейся кольцом змеей обвивал предплечье, жало переходило в кольцо с помощью тонкой цепочки. Впервые его изображение появилось на афише к «Медее». Браслет и кольцо шокируют своей натуралистичностью (свернувшиеся кольцом змеи), которую до определенной степени сглаживает экзотика материалов — опалов, рубинов, бриллиантов и эмали.
Сара Бернар помогла Мухе реализовать его ювелирные фантазии. Жорж Фуке, знаменитейший в то время парижский ювелир, предложил Мухе сотрудничество по ее рекомендации.
Украшения на театральных афишах Мухи представляли собой утонченную историческую стилизацию в духе подлинных артефактов Средневековья: широкий декоративный пояс, рельефная орденская цепь и богато орнаментированное оружие («Лорензаччо», «Гамлет»;-). Разработка сценографии спектаклей потребовала от художника изучения исторического и фольклорного материала. И вот театральные украшения и аксессуары появились на рекламных плакатах и декоративных панно в качестве необходимых декоративных элементов.
Образы эффектно подчеркивали самые невероятные драгоценные предметы. Украшения для волос, отдаленно напоминающие диадемы, сложные многоярусные ожерелья, пояса-шателены с подвесками, застежки-аграфы и пластины, плавно переходящие в платье («Брюнетка», «Зодиак» и др.).
Сценические украшения, нарисованные воображением художника, определили также тематику серии декоративных панно («Драгоценные камни»;-). Оригинальные рисунки Мухи пришлись по душе ювелиру. Надо заметить, что Фуке наступали на пятки не менее именитые ювелиры Р. Лалик и А. Вевер. Последний заказывал эскизы рисовальщику Э. Грассе, — тут-то и подвернулась со своими советами Сара Бернар, и Жорж Фуке нанял Муху в качестве рисовальщика.
И что же. Необычные проекты Мухи смутили критиков и вызвали упреки в недостатке связи с текущей модой. Украшения, выполненные Фуке, действительно громоздки и несколько эклектичны, как, например, предназначенная для Сары Бернар, брошь для корсажа отягощенная гроздьями маленьких камешков неправильной формы.
Если на афишах эти украшения выглядели убедительно, — как и абсолютно все изображения украшений, сделанные Мухой, — то при воплощении оказались чем-то спорным. Однако мнение это, конечно же, разделили не все. И вот тому подтверждение: серии украшений, выполненные по эскизам Мухи, обеспечили успех Фуке на ряде Всемирных выставок, покорив публику своей новизной.
В 1902 году Муха издал альбом «Декоративные документы» (Documents decoratifs), включивший коллекцию из 72 работ в карандаше оттенённым белым, эскизы Ар Нуово для дизайнеров в области искусств и ремесел. Портфолио также содержит разнообразие орнаментальных и натуралистических цветочных украшений, этюдов женской головы и обнаженной натуры. В этих работах илюстративный натурализм, обрамлен абстрактными узорами.
Рисунки для ювелирных украшений, мебели, столовых приборов, других предметов обихода того периода, указывают на то что цель Мухи в создании этих работ была двоякой. С одной стороны он каталогизировал огромный опыт работы в декоративной области, опыт который вышел за рамки двухмерного пространства в трехмерное, как это показано в его работе для парижской международной выставки 1900 года и величественный позолоченный интерьер бутика Fouquet (к нему мы вернемся).
С другой стороны его целью было выразить безусловное визуальное утверждение Ар Нуво. Даже принимая во внимание тот факт, что в это продвинутое время эра Art Nouveau уходила в забвение, нужно отдать должное искусному стилю исполнения Мухи и его способности создавать унифицированный стиль, трансформируя материальный мир в элегические и идеализированные формы.
К 1890-м годам мода перестала быть привилегией высших классов. Благодаря модным журналам широкая публика имела возможность познакомиться с самыми последними ее тенденциями, рождавшимися в мире богемы и в модельных домах Парижа, которые, как и поэты того времени, создавали культ «инфернальной» женщины, капризной и томной, чувственной и экзотической. В соответствии со вкусами той эпохи силуэт женщины приобрел змеевидные контуры и стал напоминать латинскую букву S. Наиболее активно стиль модерн вторгался в оформление вечерних нарядов, необычайно эффектных из-за асимметрии и манерно изогнутых линий.
Новый костюм требовал соответствующих аксессуаров, и прежде всего украшений нового типа. Появились оригинальные виды колье — ожерелья с жемчужной или бриллиантовой «бахромой», хорошо сочетавшиеся с мысообразными декольте; широкие ошейники, обильно украшенные камнями; тонкие обручи с камнем на длинном стержне, спускавшемся на грудь; поразительной красоты гребни, декорированные золотом и камнями. Но и традиционные виды украшений приобрели новые оригинальные черты.
В эпоху модерна на первый план в ювелирном деле вышел не мастер-ремесленник, изготавливавший похожие друг на друга «коммерческие драгоценности», а ювелир, создававший индивидуальные и по-настоящему художественные украшения, которые обладали новой образностью, отражавшей дух времени. Благодаря таланту авторов таких украшений ювелирное искусство, наряду с архитектурой и художественным стеклом, вышло на авансцену развития искусства, во многом определив декоративные особенности нового стиля.
На первоначальном этапе в образном строе ювелирных украшений, так же как и в искусстве модерна в целом, яркое развитие получило флоральное направление (от французского слова floral — цветочный), которое в наибольшей степени отвечало художественным устремлениям того времени. В основе его лежала трансформация мотивов, рожденных природой, причем если для эпохи историзма было характерно натуралистическое изображение цветов и насекомых, то мастера стиля модерн трактовали их как своеобразные знаки, несущие в себе нервную символику рубежа веков. В орнаментальном декоре флорального направления модерна нашел отражение волшебный и поэтичный мир растений и животных: изумрудные ящерицы и змеи, пестрокрылые стрекозы и бабочки, величавые подсолнухи и камыши, роскошные орхидеи, элегантные ирисы, нежные ландыши, эффектные цикламены и особенно много любимых поэтами «серебряного века» лилий.
Своего рода отличительным знаком орнаментального декора модерна стал мотив изгибающегося в воздухе бича, который получил название «удар бича». Среди излюбленных мотивов художников-ювелиров были также морская волна, лебединая шея, томные женские головки или фигуры с распущенными волосами и извивающимися руками в «летящих» рукавах. В ювелирных украшениях своеобразная изощренность флорального направления модерна проявлялась также в плавной текучести асимметричных форм с изысканными, к >11ченными очертаниями, в прихотливой изощренности композиционных построении и и почти мистическом колорите вещей, который возникал от сочетания мерцающих как старинные витражи, эмалей и зеленых, лиловых, голубых, белых, красных кам-i к-й. В украшениях много жемчуга, опалов, рубинов, демантоидов, аметистов, алма-«>п, хризопразов, перламутра, при этом выбор камней определялся не их стоимостью, а декоративными качествами и цветом.
Работы ювелиров модерна были столь прекрасны, что, возможно, впервые публика увидела в украшениях не просто драгоценный аксессуар костюма, а подлинное произ-исдение искусства. В 1890-е годы во Франции даже амбициозные представители «высокого искусства» изменили свое отношение к творчеству ювелиров: их произведения начали допускать на выставки Национального общества изящных искусств, в Обществе французских художников открылась секция прикладного искусства, устраивались персональные иыставки художников-ювелиров, их изделия стали публиковаться в журналах, закупаться музеями. Искусство ювелиров модерна получило всеобщее признание на Всемирной выставке, проходившей в Париже в 1900 году.
Источник: evakroterion.livejournal.com
Украшения в стиле ар-нуво
Яркий стиль модерн, или как его ещё называют – ар-нуво, просуществовал не так долго, но навсегда оставил след в истории и ювелирном искусстве. Этот экстравагантный стиль легко можно узнать по плавным линиям, ярким материалам, природным мотивам. Ювелиры эпохи ар-нуво смело раздвинули границы и нарушили установленные правила: использовали новые материалы, создавали революционные приёмы. Сегодня познакомимся с этим стилем чуть ближе.
На фото: ювелирные украшения в стиле ар-нуво. Мастер Рене Лалик.
Как всё начиналось .
Стиль ар-нуво официально охватывает период с 1895 по 1905 гг. Искусствоведы полагают, что своё начало этот стиль берёт от идеи, которая возникла примерно в 1880 году – объединить искусство и ремесло. В то время наблюдался рост индустриализации и мастера пытались сохранить ручной труд, показать индивидуальность и отстоять высокие стандарты качества.
Большое влияние на новое течение оказал импрессионизм. Художники уже не стремились точно передать образ цветка или животного, они сосредоточились на передаче природы чувственным и эмоциональным образом.
На фото: картины художника-импрессиониста Клода Моне.
Заметное влияние на стиль модерн оказало знакомство Европы со Страной Восходящего Солнца, которая долгое время была закрыта для европейцев. В 1862 году японцев пригласили принять участие в Международной выставке в Лондоне. Они привезли с собой гравюры, картины, украшения, костюмы и другие предметы.
Абсолютно всё привлекло европейцев, они были в восторге от способности японцев видеть и ценить красоту самых простых материалов. Интерпретация японских мотивов органично вошла в образность современности. Это были изображения хризантем и орхидей, волн и скал, обитателей морских глубин и заснеженных вершин.
На фото: картины с японскими мотивами художника-модерниста Альфонса Мухи.
Увлечение японской культурой стало неким противоядием от суетливости викторианской эпохи. Словно глоток свежего воздуха, ювелиры впитали японскую связь между природой и дизайном, простоту форм, интенсивное использование цвета и концепцию смешанных материалов. Так зародился совершенно новый декоративный стиль.
Самое большое влияние стиль ар-нуво оказал на ювелирную сферу, ознаменовав переход от викторианской эпохи к современному периоду. Украшения в стиле модерн впервые появились во Франции и Бельгии, а затем в Англии, Австрии и России. Самыми распространёнными мотивами эпохи модерн стали флора, фауна и женщины. Эти три основные темы постоянно фигурировали в дизайне украшений и каждый раз мастера придумывали что-то новое. Например:
- увядающий цветок считался таким же красивым, как и полностью распустившийся;
- популярностью пользовались насекомые и птицы. Фаворитами были стрекозы и бабочки, потому что они очень сильно менялись на разных этапах жизни;
- часто мастера изображали в своих работах женщин и особое внимание уделяли волосам. В качестве декоративного элемента ювелиры использовали плавные пряди, которые трансформировались в извилистые линии.
На фото: ювелирные украшения в стиле ар-нуво. Мастер Рене Лалик.
Украшения в стиле модерн были революционными и оживили то, что считалось шаблонным натурализмом. Ювелирные изделия изменили представление о драгоценностях: платина и бриллианты были заменены золотом, эмалью, цветными драгоценными камнями и стеклом.
Материалы и техники эпохи модерн
До 20 века ремесленники, работающие с ювелирными изделиями, отдавали предпочтение драгоценным металлам и бриллиантам. Ювелиры эпохи модерн хотели передать краски, интенсивные переходы, прозрачность и лёгкость. А сделать это они могли только с помощью ярких материалов. Поэтому мастера сильно отличались от предшественников тем, что начали использовать в своих шедеврах разноцветные драгоценные камни, эмаль, стекло и другие материалы.
На фото: кольцо, стилизованное под эпоху ар-нуво, «Успех» от ювелирного дома Maxim Demidov.
Ювелиры подбирали материалы исходя из эстетических свойств, а не из их денежной стоимости. Художники и дизайнеры хотели доказать, что предметы могут быть ценными только за свою физическую красоту, независимо от стоимости. Часто использовались цветные камни: лазурит, малахит, хризопраз, лунный камень и другие. Но больше всего ювелиры предпочитали опал.
Его искрящиеся переливы прекрасно гармонировали с эмалью. Также популярен был и барочный жемчуг, который ценился за большие размеры и неправильные, индивидуальные формы. Сейчас мастерам тоже нравится делать ювелирные шедевры с барочным жемчугом.
На фото: гарнитур с барочным жемчугом «Левина» от ювелирного дома Maxim Demidov.
Отличительные черты украшений в стиле модерн: асимметрия, фактурные поверхности, цветочные и анималистические мотивы, сочетание драгоценных металлов и яркие цвета. Техники, появившиеся в эпоху ар-нуво, были направлены на придание мастерству и ручному труду большого значения. Поэтому многие украшения были единичными творениями.
Техники, которые были изобретены в эпоху модернизма связаны с эмалью:
- Техника обработки эмали «Plique-à-jour» – создаёт иллюзию трехмерного изображения и полупрозрачности. С помощью этой техники мастера добивались сложного и очень популярного эффекта витража, который придавал украшениям характерный вид, очень похожий на трехмерную картину. Витражная эмаль особенно подходила для придания цвета, света и жизни тонким крыльям насекомых.
- Техника «Basse-taille» – часто использовалась как дополнение к plique-à-jour. Это некая гравировка, при которой на металле создаются барельефные узоры.
- Техника «гильош» – позволяла создавать повторяющиеся узоры.
На фото: витражная эмаль в технике «Plique-à-jour». Мастер Рене Лалик.
Ювелиры той эпохи уделяли больше внимания оправе, чем драгоценным камням. Большинство украшений в стиле модерн имеют ажурную отделку. Мастера часто экспериментировали с материалами, которые ранее не использовались в ювелирных изделиях, такими как рог, стекло, медь и эмаль. Революционные материалы помогли добавить размера ювелирным изделиям, а красочные драгоценные камни были в центре внимания. Гранаты, перидоты, опалы и жемчуг позволяли создавать более яркие узоры, чем бриллианты.
Известные ювелиры эпохи модерн
Одной из самых важных фигур в ювелирном искусстве того времени был французский художник и ювелир Рене Лалик. Он и считается основоположником стиля модерн. Рене создавал дизайны для таких престижных ювелирных домов как Cartier, Boucheron и Vever. Не боялся экспериментировать с материалами. Ценил эмаль и стекло за художественные возможности и часто сочетал их с драгоценными самоцветами.
На фото: ювелирные украшения в стиле ар-нуво. Мастер Рене Лалик.
Рене Лалик покорил Париж невиданными ранее орнаментами, которые запечатлели красочный мир природы – мир цветов и растений, насекомых и рептилий, фруктов и нимф. Новаторским было и использование мастером, казалось бы, второстепенных для украшения материалов.
Но Лалик доказал, что в руках истинного творца любой материал может превратиться в художественное произведение искусства. Именно поэтому современники называют Лалика «ювелир-поэт». В его творениях символические и натуралистические элементы перетекают и объединяются с лирическими компонентами, создавая экзотический эффект. Искусству Рене Лалика часто подражали не только ювелиры, но архитекторы, художники и другие ремесленники.
В это же время творили свои шедевры и другие мастера: Луи Комфорт Тиффани, Карл Фаберже, Филипп Вольферс, Анри Вевер, Жорж Фуке.
На фото: ювелирные украшения в стиле ар-нуво. Мастер Жорж Фуке и Анри Вевер.
Конец эпохи ар-нуво
Стиль модерн просуществовал всего 10-15 лет. Драгоценности из-за своего размера и хрупкости были не очень пригодны для постоянной носки и приобретались как предметы искусства. Украшения воспринимались как слишком художественные и предназначались только для немногих избранных.
Эпоха модерна не была сосредоточена на временных рамках. Важно было только искусство. Мастера черпали вдохновение в природе и добавляли к ней красиво изогнутые изящные материалы. Ар-нуво был больше, чем просто стилем, это был образ мышления, который следовал философской идее о том, что «искусство должно быть образом жизни».
На фото: кольцо, стилизованное под эпоху ар-нуво, «Шёлковая акула» от ювелирного дома Maxim Demidov.
Ар-нуво знаменовал собой некий протест промышленной революции. С появлением большего количества фабрик многим мастерам хотелось продемонстрировать важность природных элементов, тонкие черты природы, индивидуальность изделий. Ювелиры эпохи модерна считали себя художниками и проявляли особую заботу и преданность ручному труду.
На фото: колье, стилизованное под эпоху ар-нуво, «Олимпия» от ювелирного дома Maxim Demidov.
Чувственный, экзотический и экспрессионистский дизайн эпохи модерн и сейчас востребован среди коллекционеров и любителей прекрасного. Однако оригинальные украшения в стиле модерн встречаются крайне редко.
Источник: maxim-demidov.ru
Стиль Ар нуво (модерн) — свежий ветер перемен в ювелирном искусстве
Ювелирные изделия в стиле ар нуво ломали все прежние традиции и законы в создании украшений.
Стиль Ар Нуво отличает прихотливо изгибающаяся линия. В природе нет ничего прямого, графичного, все линии и очертания не подвластны никакой логике, как и женщины.
Бабочки, стрекозы, птицы, растения и нимфы — герои украшений этого стиля..
Бушерон. Эмаль в стиле модерн и бабочка Источник:gallery-precious.jp
Рене Лалик. Брошь в стиле модерн из золота, эмали и лунного камня
Рене Лалик
Опал в объятиях эмалевых ирисов — в эпоху модерна самые цитируемые цветы и любимый камень в украшениях.
Ювелиры, специализирующиеся на изделиях в стиле модерн, предпочитали работать с полудрагоценными, а не драгоценными материалами. Основное внимание уделялось оригинальности и мастерству дизайна, а не дороговизне камней и металлов.
Виртуоз-ювелир Рене Лалик с любовью воссоздал нежные листья плюща, которые выглядят совершенно натуралистично
Этот листок-брошь выполнен Жоржем Фуке сегодня хранится в Бирмингемском музее искусства
Украшения выполнялись из нового вида пластика под названием галалит, прессованного стекла и эмали.
Галалит — пластмасса из казеина, казеин-формальдегидная смола, получаемая при обработке казеина формальдегидом. Коммерческое название «галалит» происходит от греческих слов γάλα (молоко) и λιθος (камень).
Галалит — вещество без запаха, нерастворимое в воде, биоразлагаемое, неаллергенное, антистатическое и практически негорючее. В зависимости от удельного веса и содержания воды — прозрачное светло-жёлтое до совершенно непрозрачного темноокрашенного. Технология производства позволяла получать материал с различными художественными эффектами.
Галалит хорошо обтачивается и шлифуется. Применялся для изготовления пуговиц, гребней, ручек, рукояток для зонтов и тростей. Высшие сорта галалита применялись для имитации слоновой кости, янтаря и рога.
Подвеска с использованием галалита. Рене Лалик
Украшение с использованием формованного (прессованного) стекла. Рене Лалик
Эмаль Plique à jour довольно часто использовалась для придания ювелирным изделиям полупрозрачного эффекта. Несмотря на то, что освоить эту технику было непросто, результаты невероятно красивы.
Plique-à-jour (По-французски «пропускать дневной свет») — это стекловидная эмаль. Техника, при которой эмаль наносится в ячейки, аналогична перегородчатой эмали, но без подложки в конечном продукте, поэтому свет может проходить сквозь прозрачную или полупрозрачную эмаль. По сути, это миниатюрная версия витража и считается очень сложным с технической точки зрения
Знаменитая брошь Рене Лалика, выполненная в технике рlique à jour. Музейный экспонат.
Еще один восхитительный пример витражной эмали. Маркус и Компания. Нью-Йорк, музейный экспонат
Не смотря на то, что украшения были созданы из недорогих материалов — они не являлись ширпотребом, пользующимся спросом у широких масс. Как раз большинство обывателей были возмущены откровенной эротичностью изделий.
Подвески в виде обнаженных нимф Анри Вевера тому пример:
Однако большой популярностью этот стиль пользовался у парижской богемы, которые могли себе позволить себе такую смелость.
Золотые нимфы Лалика
- Когда я смотрю на украшения той эпохи, то словно погружаюсь в нереальный, сказочный мир, который населяют феи, драконы, волшебные травы и воздух напоен ароматами цветов и свежий ветер дует в лицо.
Источник: dzen.ru