Стилевые направления в ювелирных украшениях это

Твердо говорить о сегодняшних тенденциях развития ювелирного дела, получится только при условии понимания его исторических корней.

Предлагаю пройтись по ступенькам расцвета этих замечательных украшений с древних времен.

Пока география торговых взаимоотношений была затруднена техническими невозможностями, каждое сообщество людей, развивалось достаточно изолированно, порождая самобытную этническую культуру. Так сформировалась Греческая культура, культура Майя, Китайская или Японская культура, Индийская и Азиатская культуры и т.д. С момента как обмен информацией, а соответственно и накопленными ценностями, стал преодолевать географические барьеры — человечество живет в основном во время эклектик, «нео» стилей, стилизаций и крайне редко рождает яркие, принципиально новые стили. Но, однажды родившись, стиль, повторяется вновь и вновь. Сегодня его можно узнать в вещах, которые живут рядом с нами.

Классицизм

Греческое искусство, в том числе и ювелирное, считается колыбелью европейской художественной культуры. Оно характеризуется, в первую очередь, гуманистическим мировоззрением, что подтверждается преобладанием изображений человека. Именно в Древней Греции сложились и были сформулированы главные художественные конструктивные принципы — гармония, ритм, органичность идеи и формы. Немалый интерес представляют сохранившиеся фрагменты декоративных изделий и украшений: голова быка из чеканного листового золота с зернью, цветочная розетка из электра с филигранью и фигуркой грифона в центре, выполненной зернью — деталь диадемы (диаметр 4,7 см).

Стилевые направления. Как составлять образы?

В середине V века до н. э., после победы греков над персами греческая культура достигла своей золотой эры. Не только всемирно известные шедевры архитектуры, как Парфенон на Афинском Акрополе, но и произведения златокузнецов Классического периода свидетельствуют о том, что в это время были выработаны основополагающие эстетические принципы. Главным из них стала категория Красоты. Идея красоты подразумевала математическую просчитанность пропорций и асимметричную уравновешенность композиции, контрапост — принципы, обязательные как для монументального, так и для декоративного искусства. Вот как они принципы выдержаны в гравированной женской фигуре на золотом кольце-печатке из Таренто:

Принцип ритмичного узора прочитывается и в золотом ожерелье из Таренто. Звенья и подвески скомпонованы в центрическую и пластически разнообразную систему, разделенную на два регистра — горизонтальный и вертикальный. На внутреннем ободе элементы в виде розеток и бутонов лотоса располагаются плотной цепочкой, чередуя круглые и удлиненные, особенно популярные в Греции. Сравнению с декором обода, сконцентрированного вокруг шеи, подвески обращены в противоположную сторону, вовне. Противопоставление между компонентами, создающими художественный ритм, снимается мотивом голов, играющим роль конструктивного, объединяющего элемента.

Так в ювелирном украшении проявились главные орнаментальные принципы греческой классики: четкость, контрастность, уравновешенность через взаимодействие элементов, пропорциональность, ставшие залогом Гармонии — отличительной черты классического искусства.

Читайте также:
Украшение платья бусинами своими руками

Ювелирные украшения / топ 10 самых популярных стилей

Рим

Из золотых изделий сохранились преимущественно украшения, которые также выдержаны в характерном для римлян эклектическом стиле. Доминирует здесь влияние этрусской культуры. По сравнению с греческими и этрусскими изделиями римские ювелирные украшения тяжеловесны и пестры.

До нас дошли в большом количестве золотые и серебряные перстни с резными портретами, шпильки для волос с фигурками Амура, Венеры или Ники. В Помпеях были найдены золотые браслеты, выполненные в форме змей в подражание грекам. Очень интересны браслеты в виде двух рядов полых полусфер из Боскореале. Большой популярность пользовались медальоны-подвески, восходящие к этрусским образцам, и серьги, особенно любимые римлянками. В соответствии с модой их часто надевали по нескольку штук одновременно, так что при движении женщины позванивали ими как колокольчиками.

Геммы, в результате восточных и эллинистических влияний, используются римлянами не только в ювелирных украшениях. Ими декорируют обувь, оружие и чаши для питья. Эта форма стала особенно популярной после завоевания в 49 году Александрии, богатой резными камнями. Отсюда в Рим экспортировалось несметное количество драгоценных камней, гемм и жемчуга.

Резные камни известны в Средиземноморском регионе с 1700 г. до н. э. Алмазные приспособления, возможно, использовались для их изготовления уже в Эллинистический период. Предположительно вращающиеся инструменты для резьбы по камню происходят из Греции. Техника огневого золочения была изобретена в римские времена. Из золота приготавливалась паста, которая накладывалась на изделие из серебра, меди или бронзы.

ВИЗАНТИЯ

Корни византийского искусства лежат в греко-римской античности. Но весь дух её художественной культуры совершенно иной, часто противоположный античному. Наивысшего расцвета Византия достигает в эпоху правления императора Юстиниана (527 — 565 гг.). Важнейшим центром художественной культуры в этот период становится Константинополь — столица государства.

Определяющую роль играет церковь и императорский двор. Византийский император — земной наместник Бога, поэтому ему надлежало воздавать почти божественные почести. Византийцы любили роскошь как элементу престижа, стремление к великолепию, пышности, широко использовали драгоценные материалы.

Огромную роль в формировании и развитии византийского искусства сыграло иконоборчество, косвенным результатом которого стало бурное развитие орнаментальной структуры декора. В византийском искусстве есть черты сходства с мусульманским. Это декоративизм, тяготение к линеарности. Господствующее ощущение покоя и величия в византийском искусстве обусловлено его естественной консервативность и статичностью.

Влияние византийского искусства на западноевропейское осуществлялось разнообразными путями: через византийские города на территории Италии, посольские дары, через трофеи, добытые в результате крестовых походов. Но особую роль играла деятельность православного духовенства, направленная на распространение византийской культуры и созданию «византийского» стиля в славянских странах.

Византийских ювелирных украшений сохранилось относительно немного, в основном это серьги, перстни, браслеты, ожерелья. В их декоре часто использовали драгоценные камни и жемчуг, эмали и чернь. Россыпи цветных камней и золото, играющее объединительную роль, представляют своеобразный документ, свидетельствующий о необычайной роскоши этой культуры. В ювелирном искусстве использовалось даже больше камней и жемчуга, чем в Ранний Римский период. Это видно уже на примере медальонов, где в орнаменте доминирует мотив сочетания двух крестов — прямого и диагонального, оттененный различиями в колорите камней; светлые и темные (жемчуг, рубины, изумруды).

Читайте также:
Ювелирные украшения своими руками книга

Среди культовых ювелирных изделий главную роль играют золотые овальные медальоны — энколпионы, служившие для хранения реликвий, для обозрения которых в корпусе делалось специальное «оконце». Такие реликварии с изображением Богоматери или Иисуса Христа носили епископы.

Наибольшую славу византийским златокузнецам и ювелирам принесли эмали. Отсюда они проникли в Европу. Как западную, так и восточную. Встречаются византийские эмали двух типов — либо как отдельные мотивы на золотом фоне, либо они покрывают всю поверхность изделия. Предпочтение отдавалось композиционным решениям с богатым золотым фоном.

Византийцы высоко ценили этот металл, так как считали, что им покрыто небо.

ДРЕВНЯЯ РУСЬ

Замечательные памятники «византийского стиля» представляет искусство Древней Руси. Древнерусские мастера владели многими техниками ювелирного дела: сканью (или филигранью), басмой (тиснением), чеканкой. Но наивысших успехов они достигли в перегородчатых эмалях.

Они не только великолепно освоили её, о чем свидетельствуют золотые колты и диадема со сценой вознесения на небо Александра Македонского, но и сохранили эту технику на высоком уровне в то время, когда сами византийцы её утратили. К шедеврам филигранной техники, в Древней Руси её называли сканью, от русского глагола «скать», или свивать, относится клад, найденный в Старой Рязани и датируемый ХII веком. Его декор поражает сочностью ювелирной техники, оттеняющей вставки цветных камней.

Источник: www.sostav.ru

Кубизм, конструктивизм, абстракционизм, футуризм, хайтек: авангардный стиль в ювелирных украшениях

Кольцо в кубическом стиле - фото chrishabanajewelry.com

Кубизм, конструктивизм, абстракционизм, футуризм и хайтек были направлениями, адепты которых вдохновлялись механизмами, а позднее даже приборами. С учётом сегодняшней популярности Apple эта тенденция явно не ослабевает. Ну а ювелиры, чуткие к веяниям моды, создавали и создают украшения, отражающие дух этих «технократических» направлений.

Ювелирные украшения в стиле кубизма

Кубизм (от французского cubisme) — модернистское направление прежде всего в живописи (начало 20 века, Франция). «Отец» кубизма, как известно, Пабло Пикассо. Художественный критик Луи Воссель назвал в 1908 году новые картины известного французского художника Жоржа Брака «кубическими причудами» (фр. bizarreries cubiques). Отсюда и появилось название направления.

Художественный стиль кубизм характеризуется «геометризованными» условными формами. И отвечающие этим признакам «кубические» ювелирные изделия сегодня совсем не редкость.

Подвеска в стиле кубизм - chrishabanajewelry.com Серьга с элементами стиля кубизм - chrishabanajewelry.com Колье в кубическом стиле - chrishabanajewelry.com

Бижутерия-в-кубическом-стиле---style.it Крест-в-кубическом-стиле---sos-jewellery.co.uk Теннисный-браслет-в-кубическом-стиле---sos-jewellery.co.uk

Угловато-кубической часто создают не только крупную бижутерию, но и драгоценные миниатюрные изделия.

Кольца-в-кубическом-стиле---бренд-sos-jewelry---фото-gem-a-porter.com

Обладатель подобных украшений уж точно обратит на себя внимание. Если симметрии у вас в лице не так уж много, вы устали маскировать свою сухощавость объёмистым трикотажем, и вам надоело пояснять, что стрижка «ёжик» это ваш выбор, а не санитарная необходимость — вуаля! Примерьте образ межзвёздной дивы, сверкайте призматическими кристаллами и металлом ломаных форм. Швейцарский ювелир Даниэль Шике (Daniel Chiquet) творит именно для такого — нестандартного — покупателя.

Читайте также:
Инструменты для украшения блюд характеристика инструментов для карвинга

Даниэль-Шике---кубизм---schmuck-kunst.ch

Украшения с признаками конструктивизма

Конструктивизм (от французского constructivisme или от латинского constructio – построение). Его черты:

  • строгость
  • геометризм
  • простота форм и
  • монолитность внешнего облика

Революционная Россия породила плеяду ярких архитекторов и художников-конструктивистов: Гинзбург, Мельников, Леонидов, Лисицкий, Татлин, братья Веснины.

Однако конструктивистское ювелирное изделие более занятно, чем архитектурное строение. Отдельные части украшения-«конструкта», а то и всё изделие целиком, может менять конфигурацию (а порой и назначение). К примеру, эти особым образом соединённых друг с другом кольца работы Дэниэля Шике составляют единое:

Даниэль Шике - кольцо с элементами конструктивизма---schmuck-kunst.ch Даниэль Шике - кольцо с элементами конструктивизма---schmuck-kunst.ch Даниэль Шике - кольцо с элементами конструктивизма---schmuck-kunst.ch

Встречаются также сложно-составные изделия, подвижно соединённые в нескольких местах (так называемые трансформеры). Вариативность использования зависит от фантазии и сноровки обладателя:

Кольцо-трансформер-sos-jewellery.co.uk

Кстати, именно «трансформеры» — один из любимых приемов производителей популярных сегодня подвесок для влюбленных.

Вот еще несколько примеров изделий с вполне конструктивистской, технократической фактурой:

Кольцо с элементами конструктивизма - chrishabanajewelry.com Кольцо с элементами конструктивизма - chrishabanajewelry.com

Брошь с элементами конструктивизма - Дэниель Шике - schmuck-kunst.ch Брошь с элементами конструктивизма - Дэниель Шике - schmuck-kunst.ch

В отличие от зафиксированного, «истинно конструктивистское» изделие можно перебирать и перестраивать едва ли не полночи. Стоят такие украшения совсем не дёшево, но во-первых они незаурядны, во вторых часто подходят как мужчинам, так и женщинам.

Абстрактные украшения для конкретных женщин

Абстракционизм (от латинского abstractio — удаление, отвлечение) смело абстрагировался от «копирования реальности». Одна из целей абстракционизма — «гармонизация» цвета и форм для создания разнообразных ассоциаций. Художники Кандинский, Малевич, Ларионов, Жоан Миро — вот лишь немногие из длинного списка абстракционистов.

Если, отправляя мужа в ювелирный магазин, жена скажет «принеси то, не знаю что,» то это и будет абстракционизм в ювелирных изделиях:

Кольцо в стиле абстракционизм - huffyjewels.com

Такие украшения характеризуют:

  • асимметрия
  • текучесть форм
  • неожиданно акцентированные вставки, отверстия
  • игра фактур

При этом техники и приемы для создания «абстрактных» ювелирных изделий могут быть самыми разнообразными, также как и применяемые материалы и «расцветки»:

Подвески - абстракционизм - mariannahadass.com Подвеска - абстракционизм - mariannahadass.com Брошь - абстракционизм - mariannahadass.com

Пример ювелирных изделий в стиле абстракционизм — работы датского ювелира Ханны Бехренс (Hanna Behrens). Ханна — мастер металлического плетения. «Кольчужной» фактуре она придаёт замысловатые формы, создавая изделия с ярким, ни на что не похожим характером:

Ханна-Бехренс---абстрактные-украшения---mobilia-gallery.com Ханна-Бехренс---абстрактные-украшения---mobilia-gallery.com

Украшения «от футур»

Кубофутуризм — направление, в котором в разное время работали Малевич, Гончарова, Розанова, Бурлюк и другие. Стилистика футуристических украшений отсылает к «межгалактической» эстетике.

Браслет-Мarni-в-стиле-футуризм---surfingbird.ru Серьги-Луи-Вуиттон-в-стиле-футуризм---surfingbird.ru

Для этого стиля характерны:

  • угловатые конструкции полированного металла
  • вставки открытых цветов
  • комбинация фактур и
  • асимметрия

Колье-в-футуристическом-стиле---butherightthing.com Серьги-в-футуристическом-стиле---butherightthing.com

Деление на мужские и женские украшения затруднительно и условно. Можно разве что ориентироваться на величину изделия.

Читайте также:
Бутылка или украшение геншин

Ювелирные изделия в стиле хайтек

Из названия следует, что элементы технологий должны стать декоративным акцентом ювелирного украшения. Так например, Паола Мирай, мадридский дизайнер, элементы материнской платы заключает в прозрачную, самостоятельно изготовленную резину. В итоге у нее получаются легкие брошки и серьги, а также запонки и браслеты с навеки застывшими внутри хайтек-компонентами. Буквально — технократические «муравьи в янтаре»:

Паола-Мирай - украшения хайтек---novate.ru

Хайтек-украшения из металла характеризуются:

  • гладкими поверхностями (полированными или матовыми)
  • использованием технических деталей или стилизацией под них
  • асимметрией

По сути, мало что мешает изготовить подобное украшение самостоятельно. Приборы и механизмы окружают нас плотной толпой, и вынуть пару-тройку гаек себе на парюру особого труда не составит:).

Технократические ювелирные стили: что общего?

Суммируя, отметим ещё раз характерные черты изделий этих пяти направлений:

  • асимметрия
  • геометризированные формы (исключая абстракционизм)
  • подражание конструкциям или прямое включение элементов конструкций в украшение
  • одинаковая пригодность и мужчине, и женщине

Если поиск вашей индивидуальности лежит вдали от накатанной колеи ювелирного гламура, то украшения в данных стилях — именно то, на что стоит обратить внимание.

Источник: juvelirum.ru

Стилевые направления в ювелирных украшениях это

Инна Вениаминовна Шаталова

Характеризуя то или иное произведение ювелирного искусства, созданное в наши дни, мы, порою не задумываясь, часто говорим: «О, это чистая классика, а это явное барокко» или «Какой модерн!» Действительно, черты исторических художественных стилей нередко можно увидеть в современных изделиях ювелиров, ибо, невзирая на то что каждый уважающий себя художник стремится к поиску и созданию оригинальных произведений, он вольно или невольно оперирует теми знаниями, которые были накоплены на протяжении всей истории развития искусства и запечатлелись в его памяти. Творчески интерпретируя достижения художественной культуры какой-либо эпохи, талантливый мастер неизбежно создает оригинальное произведение, отражающее эстетические представления и вкусы своего времени, а возможно, и знаменующее появление новых путей в искусстве. Таким образом, зачастую стили прошлого оказываются спроецированными в будущее. Именно поэтому историческая память и понимание стилевых особенностей работ старых мастеров так важны для художников-ювелиров. Вспомним слова великого мыслителя XVI века Мишеля де Монтеня, который говорил, что «вычеркнуть и изгладить из памяти — прямой путь к неведению».

Умение ориентироваться в стилевом многообразии произведений ювелирного искусства необходимо не только художникам-ювелирам, но и сотрудникам ювелирных и антикварных салонов и магазинов, да и всем любителям этих замечательных творений человека. Однако, несмотря на то, что существует обширная литература по декоративно-прикладному искусству на русском языке, практически отсутствуют специализированные издания о стилях ювелирных украшений, хотя можно найти многочисленные исследования, посвященные стилям мебели и костюма. В какой-то степени это обстоятельство объясняется сложностью проблем, стоящих перед исследователями ювелирного искусства.

Одна из них заключается в том, что такие миниатюрные предметы, как драгоценности, далеко не всегда обладают типичными стилевыми отличиями, например характерными узорами, декоративными мотивами или изображениями и т.д., что не позволяет отнести их к какому-либо определенному художественному стилю. Кроме того, хотя драгоценные изделия изготавливались из, казалось бы, «вечных материалов», жизнь многих старинных украшений была недолгой.

Читайте также:
Украшения своими руками для девочек 8 лет

Под влиянием изменчивой моды их неоднократно переделывали, заменяли в них камни, переплавляли. Порою печальную участь ювелирных изделий предопределяли правители государств, решая с помощью драгоценностей запутанные финансовые проблемы своей страны.

Так было при советской власти в России, а еще раньше — при Людовике XTV во Франции, когда Король-Солнце дважды издавал указы о переплавке золотых и серебряных украшений на монеты. Такое происходило и во многих других государствах. Случалось, что и превратности жизни заставляли владельцев драгоценностей прятать свои сокровища «на черный день» в кладах, которые так и не были найдены. Таким образом, многие вещи оказались потеряны либо недоступны для исследователей, что, несомненно, осложняет работу по изучению эволюции стилей ювелирных украшений.

Тем не менее актуальность этой темы не вызывает сомнений. Особенно своевременно обращение к ней в наши дни, когда российские золотых дел мастера, в силу исторических причин долгие десятилетия находившиеся на периферии мирового искусства, наконец вернулись на общеевропейский путь развития. «Ювелирная жизнь» страны, вдохновленная их деятельностью, бурно возрождается. Повсеместно появляются все новые ювелирные предприятия и мастерские, магазины и салоны, проводятся многочисленные выставки и конкурсы, произведения российских ювелиров получают международное признание.

Возможно, говорить о стиле или стилях современного искусства еще преждевременно. Как показывает исторический опыт, должно пройти значительное время после ухода стиля с арены искусств, чтобы можно было описать его полно и точно, дать ему адекватную оценку и определение. Тем не менее в этой книге, где собраны лучшие произведения последних лет, созданные российскими ювелирными предприятиями, впервые предпринята попытка осветить основные стилевые направления, в русле которых идет развитие современного искусства драгоценных украшений. Бесспорно, при рассмотрении этого вопроса не может быть однозначных суждений, как их вообще не может быть, когда речь идет о современном искусстве. Однако автор надеется, что предлагаемая читателям книга даст импульс для дальнейших углубленных исследований, в чем он видит основную задачу своего труда.

Для иллюстрации стилей и стилевых направлений использованы произведения российских и зарубежных ювелиров.

Осуществление настоящего издания было бы невозможно без энтузиазма и деятельного участия всего творческого коллектива, работавшего над книгой, а также многих современных российских предприятий, которые предоставили необходимую информацию и слайды своих изделий. Автор глубоко признателен им за это. Особую благодарность я бы хотела выразить старшему научному сотруднику Музеев Московского Кремля Ларисе Пешехоновой за ее дружескую поддержку и профессиональную помощь.

Инна Шаталова

Искусствовед, член Международной ассоциации искусствоведов,

член Союза художников России

Источник: bibliotekar.ru

Рейтинг
Загрузка ...