Россияне видят в покупке драгоценностей один из самых надежных способов вложения денег. По данным ВЦИОМа, это вид капиталовложений занимает четвертое место по популярности после приобретения недвижимости, открытия счета в банке и хранения наличных. По данным Thomson Reuters, в 2016 году Россия вошла в десятку стран с самым высоким спросом на золотые украшения.
Рост интереса к украшениям и редким камням типичен для турбулентных периодов в экономике, рассказывает исполнительный директор представительства аукционного дома Sotheby’s в России Ирина Степанова. По ее словам, в последние годы на рынке наблюдается большой спрос на такие изделия.
Драгоценности являются одним из десяти активов Knight Frank Luxury Investment Index — специального индекса инвестиций в предметы роскоши, который отслеживает динамику вложений ультрахайнетов, то есть людей с состоянием от $30 млн. Как следует из последнего отчета Knight Frank, украшения являются одним из самых доходных активов в этом портфеле (туда входит десять видов люксовых товаров: антикварная мебель, китайский фарфор, часы, цветные бриллианты, драгоценности, почтовые марки, объекты искусства, монеты, вино и классические автомобили). За 12 месяцев ювелирные изделия выросли в цене на 4%, за последние пять лет — на 49%, а за десять лет — на 142%. Более доходными люксовыми товарами из индекса Knight Frank при долгосрочном горизонте инвестирования являются только автомобили, вино и монеты.
Ювелирный рынок: стоит ли инвестировать?
Удел богатых?
Не каждое ювелирное украшение способно вырасти в цене. Несмотря на веру россиян, в большинстве случаев изделия массового производства непригодны для инвестирования, так что считать удачным инструментом приумножения и сохранения капитала можно лишь некоторые категории украшений. «Покупка ювелирных изделий в качестве инвестиций сродни вложениям в искусство. Не каждая купленная картина вырастет в стоимости в будущем, но произведения востребованных художников или общепризнанные шедевры всегда будут неплохим вложением денег», — объясняет партнер UFG Wealth Management Оксана Кучура.
Приобретение массовых ювелирных изделий, которые продаются в сетевых ювелирных магазинах, нельзя считатьинвестиционным инструментом, уверяют эксперты. «На украшения широкого потребления в России делается очень большая наценка продавцами, не говоря о налогах. Такие украшения в два-три раза дороже металлов и драгоценных камней, которые в них используются», — объясняет аналитик «Открытие Брокер» Андрей Кочетков. После покупки они сразу теряют часть цены, которая связана с различными наценками и издержками производства, поскольку реализовать их чаще всего можно исходя лишь из цены драгоценного металла.
Лишь отдельные категории украшений могут в будущем вырасти в цене. «Во-первых, это изделия с крупными природными камнями, так как стоимость камней растет гораздо быстрее, чем стоимость драгоценных металлов», — перечисляет генеральный директор ассоциации «Гильдия ювелиров России» Эдуард Уткин. Крупными на рынке среди драгоценных считаются камни весом более одного карата, среди полудрагоценных — примерно от пяти карат, уточняет эксперт.
Блестящие вложения: стоит ли инвестировать в ювелирные украшения? TOPLEVEL 24.09.2022
Вторая категория — это сложные по исполнению и художественному замыслу ювелирные украшения, которые обладают культурной или исторической ценностью, являются произведениями искусства или предметами старины. По словам Уткина, стоимость изделий в обоих случаях начинается с сумм в несколько сотен тысяч рублей, а ценность уникального изделия может быть по достоинству оценена только через 20–30 лет.
Вложения в ювелирные украшения — дело обеспеченных инвесторов, уверен президент Singapore Castle Family office Эльдияр Муратов. «Инвестиции в изделия ювелирных домов доступны только состоятельной публике и нацелены на сохранение капитала и получение значительного прироста цены в будущем», — говорит он. Под состоятельной при этом понимается публика с активами от $5 млн, уточняет эксперт.
Впрочем, обойти ограничения и заработать на украшениях могут и не самые богатые инвесторы, уверены опрошенные РБК эксперты. Например, рассказывает Андрей Кочетков, можно попробовать найти украшения с более низкой наценкой. «Если есть возможность посетить такую страну, как ОАЭ, то у местных ювелиров можно купить золотые украшения с наценкой 10–15% сверх цены золота на бирже. Вполне очевидно, что такая покупка может оправдать себя на более коротком отрезке времени», — отмечает он.
Плюсы и минусы
У вложений в драгоценности есть преимущества. Цена приобретения в данном случае не волатильна и вряд ли будет падать. «Какое-то время она будет константой, а потом постепенно начнет расти в зависимости от роста стоимости камней и металла и увеличения спроса коллекционеров. Получить убыток здесь практически невозможно», — считает заместитель директора аналитического департамента «Альпари» Анна Кокорева. Кроме того, к плюсам можно отнести и высокую капиталоемкость активов. «Драгоценные изделия позволяют сконцентрировать огромное количество денег в одном маленьком объекте. Благодаря малому размеру и весу не возникает проблем с их хранением», — рассказывает Эльдияр Муратов.
Основные минусы вложений в украшения — низкая ликвидность рынка, длительный период инвестирования и высокий порог входа. Как и в случае покупки картин, горизонт вложений в драгоценности составляет, как правило, 20–30 лет, а стоимость драгоценных украшений на аукционах обычно не опускается ниже $300–400 тыс. «Определить нижний порог входа затруднительно. На аукционах могут продавать украшения начиная со $100 тыс., но во время торгов стоимость можетподняться до $2 млн», — объясняет Муратов.
Реализовать такие вложения сиюминутно тоже вряд ли получится, тем более что этот процесс требует особой экспертизы, добавляет Анна Кокорева. «Чтобы купить стоящее ювелирное изделие, необходимо потратиться на экспертизу и безопасную транспортировку, а чтобы продать, нужно заплатить комиссию аукциону или иному посреднику, а также найти покупателя», — говорит она. Стоимость услуг будет зависеть от сложности экспертизы и транспортировки. Минимальная стоимость оценки украшения, по словам эксперта, начинается от 35 тыс. руб. и выше. Комиссия посреднику может составить 0,5–3%.
На покупке драгоценностей можно заработать и в краткосрочной перспективе (один-два года), правда, доход в этом случае будет зависеть не от увеличения исторической ценности изделия, как в перспективе 10–20 лет, а от изменения цен на драгоценные металлы и камни, конкуренции среи контрагентов и, что самое важное, от уровня спроса на конкретное изделие и умения найти правильного покупателя, объясняет Муратов. Такие случаи редки, но встречаются. «Примером может служить сделка одного из наших клиентов. Инвестор приобрел кольцо из золота с очень редким по характеристикам голубым бриллиантом за $2,1 млн у частного коллекционера (с дисконтом 8%), а затем через четыре месяца после покупки выставил его на продажу на закрытом аукционе и реализовал за $2,75 млн, заработав тем самым $650 тыс.», — рассказывает Муратов.
Как выбрать
На стоимость украшения влияют несколько факторов: имя ювелира, провенанс (история владения), уникальность, характеристика камней и период изготовления, рассказывает Ирина Степанова. «Также, безусловно, важны качество и сохранность изделия и подтверждение подлинности происхождения», — добавляет Анна Кучера.
Сильно влияет на стоимость украшения драгоценный камень. Инвестору лучше приобретать изделия с редкими и качественными камнями, советуют эксперты. По словам Ирины Степановой, сейчас наиболее дорогими и востребованными являются цветные бриллианты и такие драгоценные камни, как сапфиры, рубины и изумруды. Среди бриллиантов, по данным Fancy Color Research Foundation (FCRF), самую высокую доходность за 12 месяцев показали голубые — их средняя стоимость выросла на 5,5%. По словам Эдуарда Уткина, дорожают последние годы и недрагоценные камни, например аквамарины, бериллы, турмалины и бирюза. «Рост в случае каждого камня разный, но, например, камень аквамарин 15 лет назад стоил примерно $15 за карат, а сегодня за 1 карат этого камня дают уже порядка $300», — приводит он пример.
Кстати, если инвестор хочет сделать акцент именно на драгоценном камне, то выгодным может стать создание украшения на заказ. Для этого можно приобрести не заключенный в оправу драгоценный камень и найти профессионального ювелира, который сделает из него шедевр, говорит Эльдияр Муратов. «Такое изделие может оказаться «штучным» и не иметь аналогов, что повысит его ценность. Затраты на изготовление изделия в этом случае будут в два-три раза меньше, чем при покупке аналога в салонах ювелирных украшений. Экономия произойдет за счет сокращения наценки дистрибьютора и бренда, затрат на логистику и за счет минимальной наценки при покупки камня и лома», — отмечает эксперт.
Еще один момент, на который стоит обратить внимание, — это происхождение изделия. Как правило, украшения с интересной биографией дорожают быстрее других. Кроме того, вероятность найти на них покупателя среди коллекционеров выше. Узнать историю украшения можно в самих ювелирных домах и у ювелиров, если те хранят архивы с регистрационными номерами изделий и именами заказчиков.
Среди ювелирных домов с громким именем эксперты называют Harry Winston, Buccellati, Van Cleef Co, Piaget, Cartier, Chopard, Bulgari и Mikimoto. Правда, предупреждают специалисты, принадлежность к крупному ювелирному дому не гарантирует, что цена на украшение вырастет. Если это не эксклюзивное украшение, а массовое изделие, то, несмотря на известный бренд, цена его, скорее всего, существенно не изменится.
Эксперты советуют присматриваться и к работам отдельных мастеров, которые создали и еще создают уникальные ювелирные произведения. Так, среди громких приобретений последних лет на ювелирном рынке эксперты Knight Frank называют продажу украшений таких авторов, как Cюзанн Бельперрон, Эндрю Грима, Жорж Брак, Коко Шанель и Питер Чанг.
Помимо признанных мастеров можно обратить внимание и на продукцию молодых, пока еще не известных ювелиров и ювелирных компаний, советует Эдуард Уткин. «Сейчас выгодно вкладывать деньги в наши молодые национальные бренды. Стоимость их украшений пока занижена, так как нет еще надбавки за известность бренда, в то время как качество исполнения и художественный замысел находятся на высоком уровне», — отмечает эксперт. Такие украшения, по мнению эксперта, очевидно недооценены и в течение пяти-семи лет подорожают. Среди молодых и перспективных российских фирм Уткин называет, например, восемь компаний, которые в сентябре 2017 года приняли участие в лондонской ювелирной выставке: это ювелирные дома ArgentoV, «Ринго», «Русские самоцветы», Чамовских, Кабаровских, Treasure House, Echo и Альдзена.
Роста стоимости можно ожидать и от украшений, связанных с определенными историческими периодами, — это изделия, созданные в 1900–1920-х годах, а также в 1950-е годы, рассказывает директор ювелирного департамента Christie’s в Лондоне Дэвид Уоррен. По его словам, стоимость таких украшений постоянно растет, так как они обладают исторической и культурной ценностью и пользуются спросом коллекционеров. По данным Knight Frank, за последние десять лет выросла стоимость античных украшений (на 63%), изделий, созданных в период с 1945 по 1975 год (на 73%), а также украшений Прекрасной эпохи (Belle Époque — условное обозначение периода европейской истории между последними десятилетиями XIX века и 1914 годом, на 93%).
Также положительно на цене может сказаться создание коллекции украшений. «Если вам посчастливилось собрать коллекцию часов Patek Philippe или брошей Van Cleef из редкой серии, это повышает ее стоимость и востребованность», — приводит пример Ирина Степанова. Собирать можно не только работы одного автора, но и изделия одной эпохи. «Если объединить украшения из одного исторического периода, когда вы решите продавать эту коллекцию, вероятнее всего, стоимость украшений будет выше, чем если бы вы их продавали по отдельности», — заключает Дэвид Уоррен. По его словам, это выгодная тактика, правда, предсказать с уверенностью, вырастет ли коллекция в цене и насколько, почти невозможно.
Приобретать эксклюзивные украшения стоит лишь у надежных продавцов или напрямую у известных ювелиров. «Тогда это изделие будет сопровождаться необходимым сертификатом соответствия и репутацией. В иных случаях нет гарантии, что это изделие не является репликой оригинала или вовсе подделкой», — предостерегает Андрей Кочетков. Монетизировать рост цены украшения можно, продав его частным образом или через различные аукционы.
Источник: investfunds.ru
Ювелирные украшения в кризис: являются ли эти товары инвестицией?
Есть товарные категории, ажиотажный спрос на которые не ведет к последующей блокировке рынка (как в случае с большинством других товарных групп). К таким категориям относятся, в частности, ювелирные украшения. Оправданны ли в кризис инвестиции в них, или они так же эффективны, как и вложения в автомобили, теряющие до 30% стоимости только при выезде из салона? Насколько это реальный способ сохранения стоимости и как долго продлится потребительский ажиотаж? Ответы на эти вопросы – в нашей сегодняшней статье.
Ажиотажный спрос-2014
В конце 2014 года наблюдался ажиотажный спрос на отдельные товарные категории в одежде, обуви и аксессуаров в верхнем ценовом сегменте. Ряд бутиков даже были закрыты «по техническим причинам» в силу физического отсутствия товаров. В среднем и «среднем плюс» ценовых сегментах также отмечался всплеск потребительской активности в связи со стремлением клиентов совершить покупки по «старым ценам», то есть – до переоценки по новому валютному курсу. Тем не менее в среднем сегменте наблюдается значительное затоваривание, так как к декабрю 2014 года было реализовано в среднем лишь 35% товара (при стандартном показателе по отрасли 56%), что стимулирует продавцов предлагать скидки. Таким образом, в некоторых магазинах покупатель получает двойную выгоду, приобретая по старым ценам и со скидками.
Некоторые розничные компании уже пересмотрели политику и провели переоценку, предоставив скидки на уже подорожавший товар, другие, напротив, оставили старые цены, но объявили об отказе от распродажи. Дополнительный фактор отказа от распродаж – невозможность ретейлеров выкупать заказы на будущий сезон при действующем валютном курсе и стремление или заработать дополнительные средства на его выкуп, или «переждать» сложный период с товаром, который не уценяется намеренно, чтобы продлить его жизненный цикл до поставки нового товара.
Необходимо понимать, что ажиотажный спрос ведет к важным последствиям. Стремление продавцов максимально реализовать товар сегодня может обернуться сильным замедлением оборачиваемости в следующем сезоне, то есть – уже весной-летом 2015 года. Падение спроса приведет к дальнейшему углублению кризиса, поскольку тайм-аут потребления может обернуться не только падением числа покупок и их стоимости, но и трафика в целом. В результате борьба за лояльных клиентов станет еще более острой, возникнет потребность существенно увеличить доходность каждого клиента для марки, предлагая ему:
- опции total look;
- скидки для стимулирования кросс-продаж;
- более агрессивный формат предложения и представления продаж;
- формирование более коммерческой ассортиментной матрицы (при сокращении объемов закупки – как в ширину ассортимента, так и в глубину).
СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ
Total look – это единый образ, созданный одним каким-то брендом, киноиндустрией или какой-либо знаменитой личностью.
Тайм-аут потребления может продлиться до осени 2015 года при условии отмены санкций или до марта 2015 года при сохранении санкций до конца 2015 года, причем наиболее острым он будет для обуви и мужской одежды, а наименее острым – для детской одежды.
Металл vs. украшение
Однако есть товарные категории, на которые ажиотажный спрос более оправдан, чем на прочие, причем (как уже было сказано) он не ведет к последующей блокировке рынка. К таким товарным категориям относятся ювелирные украшения. Они стоят намного дороже, чем золотые или серебряные слитки. При этом считается, что именно последние – наиболее распространенный способ сохранения стоимости.
Золото и серебро являются идеальными для инвестирования – редкость, долгосрочность и делимость являются их важнейшими характеристиками. И тем не менее потребители, особенно женщины, отдают предпочтение утилитарному характеру металлов в виде ювелирных украшений – цепочек, подвесок, колье, колец, браслетов и т.д. Какова же принципиальная разница между инвестициями в слитки и монеты по сравнению с ювелирными украшениями?
Рассмотрим динамику мирового спроса на ювелирные украшения по сравнению с инвестициями в золотые слитки и монеты (см. схему 1).
Схема 1. Динамика мирового спроса на золото по целевому назначению (I квартал 2009 – II квартал 2014 года), метрические тонны
Источник: Всемирный совет по золоту
Как видно, объем вложений в золотые слитки и монеты постоянно снижается на фоне роста вложений в ювелирные украшения. Это связано в первую очередь с общим повышением стабильности мировой экономики, при котором физические и юридические лица вкладывают средства больше в валюту или в потребление – в том числе и ювелирных украшений, которые помимо потребления несут и дополнительную ценность сохранения стоимости. Кроме того, спрос на ювелирные украшения увеличивается прогрессивно в связи с их большей исходной стоимостью. Наконец, ювелирные украшения проще приобрести, и они доступны более широкому кругу лиц.
С другой стороны, в ювелирных украшениях на самом деле меньше содержимое самого драгоценного металла. Чтобы сделать их носибельными, необходима твердость, которую не могут обеспечить чистое золото и серебро. Даже слитки и монеты максимум на 0,9999 состоят из золота и серебра.
Ювелирные же украшения требуют других компонентов, помимо золота и серебра, – отсюда система измерения каратности. Кроме того, существует большая премия за спрос на ювелирные украшения. Но эта более высокая премия, оплачиваемая при покупке ювелирных украшений, не означает, что будет возможность перепродать изделия с такой же премией позже.
Если говорить о сбережениях, то слитки золота и серебра наверняка будут расти в цене – особенно на фоне девальвирующих валют. Это монетарный спрос на драгоценные металлы, и здесь слитки выступают лучшей инвестицией, чем ювелирные украшения. Как видно на схеме 2, стоимость золота в России прогрессивно возрастала по мере развития кризиса с июля по декабрь 2014 года и достигла пика через день после «черного вторника» – 18 декабря 2014 года.
Схема 2. Динамика цен на золото в России, июль–декабрь 2014 года (руб.)
Источник: Центральный банк Российской Федерации
Однако в экономической конъюнктуре есть такие периоды, когда на фоне обрушения рынков потребители начинают продавать изделия, которые выросли в цене в этот период, включая золото и серебро. И такая продажа неизбежно вызовет падение цен. Но как показал кризис 2008 года, золото быстро возвращает утраченные позиции: с тех пор цена на него почти удвоилась. И это несмотря на ценовую коррекцию, которая происходила в 2012–2013 годах.
Хотя премии на ювелирные украшения снижаются, инвестиции в них могут оказаться менее доходными, чем кажутся на первый взгляд, и даже оказаться потерей, поскольку цена изделия может упасть почти до стоимости самого веса золотого содержимого в нем. В таком случае проще изначально приобрести золотой слиток вместо ювелирного украшения, учитывая низкую доходность последнего. Это обеспечит более высокий доход и относительно менее волатильные цены.
Правила грамотного инвестора
Почему же, если все так логично и просто, клиенты все же инвестируют в ювелирные украшения? Ответ достаточно очевиден.
Дело в том, что ювелирные украшения более физически доступны, чем слитки и монеты. В частности, в России в текущей обстановке у потребителей возникали сложности даже с простой конвертацией рублей в валюту, не говоря уже о приобретении золотых слитков. Действительно, приобрести можно как слитки физически, так и депозитарные расписки и сертификаты, удостоверяющие владение драгоценным металлом, однако это в сознании потребителя – и на практике – далеко не одно и то же.
В то же время владение ювелирными украшениями возможно физически и значительно более доступно. Многие ювелирные магазины, в том числе класса люкс, например Van Cleef, Cartier, Boucheron, отмечали ажиотажный спрос со стороны потребителей на ювелирные украшения, причем при минимальном выборе со стороны клиента. Основным фактором совершения покупки выступал располагаемый бюджет клиента, который тот желал инвестировать в нечто физически осязаемое и объективно ценное.
Каким образом грамотные потребители инвестируют в ювелирные украшения?
Рассмотрим их основные принципы.
- Человеку важно не только, что он покупает, но и где он покупает ювелирное изделие, поскольку это будет напрямую определять способность изделия сохранять стоимость и приносить доход.
- Дополнительное преимущество ювелирных украшений состоит в их носибельности, поэтому данный вариант идеально подходит для потребителей, планирующих покидать страну и желающих вывезти с собой ценности.
- При покупке в розничном магазине потребитель платит заметно больше реальной стоимости. Он оплачивает 18% НДС, а также розничную наценку – не менее 100%. Следовательно, приобретая изделия и пытаясь продать его на следующий день, потребитель в лучшем случае получит треть цены. Таким образом, инвестировать в ювелирные украшения человек будет, только если у него есть опасения обесценения денежных средств как минимум втрое.
- При приобретении ювелирных украшений потребитель исходит из тезиса о том, что они сохраняют стоимость или увеличиваются в стоимости, и это верно. Другой вопрос, что реализация этого украшения потребителем будет производиться не по розничной цене, а по оптовой в лучшем случае. На практике может пройти около 30 лет, прежде чем украшение снова приобретет изначальную стоимость.
- Дизайнерские изделия на первый взгляд кажутся более уверенным вложением, особенно ограниченные серии или тиражи, однако это совершенно наоборот. На практике потребитель оплачивает все маркетинговые расходы бренда и некоторые другие расходы. Ювелирные украшения от именитых брендов выполняют множество функций на рынке, но сохранение стоимости в кратко- и среднесрочном периоде определенно не одна из них.
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Это общее правило не применимо к отдельным изделиям, созданным новыми дизайнерами – об этом подробнее ниже.
Специалисты выделяют бижутерию в стиле ар деко периода 1920–1925 годов, обычно с платиной и бриллиантами, отмечая их линейный дизайн, востребованный и сегодня, при этом Cartier, Van Cleef and Arpels того периода – исключительного качества, не стоит сбрасывать со счетов и Boucheron, и Tiffany. Кольца и серьги пользуются максимальным спросом, чуть меньше – броши.
Источник: agjr.ru
Бриллиантовые корзины или акции алмазодобытчиков: стоит ли инвестировать в драгоценные камни и как это сделать
Бриллианты наряду с драгоценными металлами традиционно используются для долгосрочных инвестиций. Разбираемся, стоит ли вкладываться в бриллианты в России и каким образом это можно сделать.
Потенциал бриллиантов как инструмента вложения средств связан со стабильным ростом спроса на драгоценные камни в мире. Это происходит из-за постепенного исчерпания запасов месторождений алмазов, которые являются сырьем для производства бриллиантов. Дополнительный интерес российских инвесторов к бриллиантам вызван тем, что с 1 октября 2022 года правительство отменило налог на добавленную стоимость (НДС) при покупке гражданами инвестиционных бриллиантов в банках.
Что происходит на рынке
Мировая добыча алмазов в 2021 году, по оценке консалтинговой компании Bain
Купить бриллианты можно по программе Alrosa Diamond Exclusive и у ювелирных заводов. Приобрести бриллианты без НДС в России частный инвестор может в банках, у которых есть партнерская программа с «Алросой». Алмазодобытчик планировал сотрудничать с 12 российскими банками-партнерами.
Традиционно схема покупки камня выглядит так: инвестор обращается в VIP-офис банка и запрашивает просмотр бриллианта. Персональный менеджер высылает электронный каталог и записывает на встречу в офисе. При желании камень можно забронировать и посмотреть в офисе самой «Алросы».
Сделка по покупке проводится в банке. К каждому бриллианту предоставляются документы, подтверждающие его качество и характеристики. Приобретенные бриллианты можно оставить на хранение в офисе «Алросы».
Аналогичным образом происходит продажа: инвестор договаривается с персональным менеджером банка об условиях и приезжает в офис для оформления документов.
Для покупки инвесторам доступны редкие индивидуальные экземпляры, а также наборы бесцветных драгоценных камней массой от 0,3 до 2 карат с единой ценой за карат — бриллиантовые корзины, говорит руководитель продуктового блока ВТБ Private Banking Юлия Безменова. Для бриллиантовых корзин предусмотрена опция обратного выкупа, если клиент передает их на ответственное хранение в «Алросу». Редкие бриллианты также можно реализовать на площадках компании. Для этого необходимо обратиться к своему персональному менеджеру в банке.
Безменова обращает внимание, что бриллианты не являются инвестицией для краткосрочных спекулятивных целей, они представляют собой вложения, сохраняющие ценность в долгосрочной перспективе — от 5 лет и более.
По мнению Пучкарева, для инвестора более выгодный вариант — покупка акций «Алросы», так как она будет сопряжена лишь с небольшими комиссиями, в то время как покупка физических камней сопряжена с дополнительными издержками при их хранении и последующей продаже. «Кроме того, акции ликвидны, а быстро продать драгоценный камень без потери в стоимости может быть проблематично», — говорит он.
Инвестиции в акции «Алросы»
На «Алросу» приходится более 90% добычи алмазов в России и около 30% мирового производства. В 2021 году добыча компании составила 32,4 млн карат, а продажи (с учетом накопленных запасов) — 45,5 млн карат.
Пучкарев из «БКС Мир инвестиций» отмечает, что в моменте акции компании сложно назвать привлекательными. «Алроса» не публиковала отчетность в 2022 году, и сейчас нет четкого понимания о состоянии дел в компании, поясняет он. К негативным факторам для инвесторов, по словам аналитика, относится то, что компания отказалась от выплаты дивидендов, при этом для нее временно (на I квартал 2023 г. — прим. ред.) подняли ставку налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ).
По прогнозу Пучкарева, в 2023 году бумаги могут восстановиться вместе с рынком, но в текущей ситуации можно найти более интересные акции. Прямых аналогов «Алросы» на рынке нет, но, по мнению эксперта, из наиболее близких бумаг можно обратить внимание на акции золотодобытчиков — «Полюса» и «Полиметалла».
По данным Московской биржи, акции «Алросы» с января 2022 года по январь 2023 года подешевели на 37%. С начала 2023 года котировки выросли примерно на 1%, до 61,2 рубля за акцию на 24 января.
С помощью сервиса Банки.ру вы можете больше изучить тему инвестиций, почитать рыночную аналитику, выбрать подходящего брокера, а также купить интересующие вас акции, облигации или ПИФы, узнать ситуацию на рынке металлов, валюты и недвижимости.
Еще по теме:
Источник: www.banki.ru