Ассортимент женских татарских, национальных украшений невозможно не заметить, а особенно их обладательниц. Подробнее в метариале ТНВ.
Украшения татарок во все времена были помпезными, вычурными будь то накосники, броши, ожерелья или кольца. В нынешнее время современные татарские модницы придерживаются некоего «национального» стиля в своей повседневной одежде, однако аксессуары в виде сережек и колец стали меньше по размеру и менее вычурные. Но их главная национальная особенность по-прежнему сохраняется в виде узоров, связанных с мусульманской традицией.
Многочисленные типы ожерелий – из монет, сканых или чеканных блях, из самоцветов и цепочек с подвеской в виде металлической коранницы — сопровождали женский костюм, особенно в конце XIX века.
Ассортимент женских украшений был значительно шире по назначению, что связано с мусульманской традицией, когда состоятельность мужчины определяется богатством одеяний и количеством драгоценных украшений у его жены.
«Баш хаситәсе»
Национальный стиль. Украшения без нафталина
Из головных украшений у всех групп татар имели место налобные повязки и височные украшения. Так, например, налобная цепочка из сканых блях — баш хаситә се являлась принадлежностью раннего каркасного головного убора казанских татарок. Они были шитые золотом, бисером, украшенные порою чеканными металлическими бляхами.
Среди головных украшений, самое широкое распространение у всех групп татарок, имели накосники – украшения для кос. Кроме многочисленных вариаций монетных накожников широко бытовали накосники в виде фигурных блях. Они выполнялись в технике филиграни, штамповки, литья, украшались самоцветами, зернью, цветочно-растительным орнаментом или арабской вязью при использовании гравировки, черни, чеканки. Массивные накосники — чулпы из 6-9 блях, соединенные в 2-3 ряда коромыслицем- коянтә ле чулпы, крепились сразу к обеим косам.
Алка, сырга — серьги впервые надевали девочки в тре х-четырехлетнем возрасте и посиди до глубокой старости. Это серьги в форме «знака вопроса» и многочисленные варианты монетных, кольцевых «лунницеобразных» сере жек. Также серьги, состоящие из двух филигранных блях с мелкими листовидными подвесками, с основой миндалевидной формы.
«Яка чылбыры»
Говоря о шейно-нагрудных украшениях это были прежде всего матерчатые нагрудники, у казанских татар они были украшены позументом и ювелирными накладными бляхами.
Особо эффектным украшением казанских татарок считалась воротниковая застежка с подвесками — яка чылбыры. Они крепились к специальным парчовым или бархатным воротникам. Застежки-пряжки были выполнены в спиральной технике филиграни с самоцветами и обрамле нной розеткой бирюзы.
Широко распространенными украшениями рук являлись браслеты, кольца, перстни. Браслеты беләзек татарки носили постоянно, по одному на каждой руке, это означало что у мужа и жены хорошие отношения между собой. Браслеты были из: тончайшей золоченой филиграни, инкрустированной драгоценными камнями в высшем сословии, а также из низкопробного серебра у низших слоев. То же касается и перстней, ибо «два-три перстня татарка носила ежедневно, собираясь же в гости, она унизывала ими едва ли не каждый палец».
Мастер-класс по изготовлению ИЗЮ (татарское нагрудное украшение). Автор — Фатыхова Лилия, г. Сатка
Источник: dzen.ru
Татарские украшения для женщин своими руками
Лилия АБЗАЛИНА,
учитель технологии гимназии №5 г. Зеленодольска
Цель: духовно- нравственное воспитание учащиеся на уроках технологии на примере использования татарского орнамента.
Задачи:
– формировать интерес к декоративно-прикладному творчеству;
– воспитывать чувство патриотизма, любви к народным традициям;
– знакомство татарским орнаментом;
– выполнение практической работы по оформлению броши с татарским орнаментом.
Материалы и инструменты: компьютер, проектор, лекало, ножницы, горячий клей, булавка, фетр (красный, зеленый), бисер, леска, ножницы, иголка, картон.
Ход мастер-класса
- I. Организационный момент
- Встреча детей, их размещение
- Проверка присутствия учащихся на уроке.
- Организация рабочего места.
- Техника безопасности на уроке.
Учитель. Добрый день, учащиеся! Думаю, сегодняшний мастер-класс будет вам интересным и полезным. Урок у нас сегодня не обычный, интересный связанный с орнаментом нашего народа.
Вы все знаете, что у каждого народа есть свои традиции, обычаи и главное свой орнамент. Народный костюм носит ярко выраженный этнический характер. Традиционная одежда существовала не как нечто неизменное статичное по всей территории проживания татар. С глубокой древности она формировалась как взаимозависимое множество местных традиций, сближавшихся и вырабатывающих общие черты в ходе своего развития в процессе этнокультурной консолидации народа.
На сегодняшний день очень актуально включать в образы элементы с национальным орнаментом. Это тюбетейки, калфак, брелки, броши, серьги, браслеты, накосники, шейно-нагрудные украшения, перевязь. Так же сейчас на улицах Республики Татарстан в городе Казани можно встретить людей в одежде и в обуви вышитой национальным орнаментом.
Украшение ручной работы считается эксклюзивным и неповторимым. Брошь – это ювелирное изделие, прикалываемое на одежду. Обычно изготавливается из металла, часто драгоценного – золота или серебра – и украшается драгоценными камнями или эмалевыми вставками. Как правило, брошь используется только в качестве украшения, однако она может нести и утилитарную функцию – например, застёжки. Брошь подчеркивает индивидуальность.
Учитель. Сегодня мы с вами на мастер-классе сделаем брошь из ветра. Для того нам понадобится: фетр (красный, зеленый), бисер, леска, лекало, горячий клей, булавка, ножницы, картон, иголка.
У вас на столе инструкции по изготовлению броши из фетра:
- Ранее подготовленные лекало (№1) обводим на зеленом фетре (2 шт.) и на картоне (1 шт.).
- Лекало (№2) обводим на красном фетре (1 шт.).
- Вырезаем. У нас получается зеленый орнамент тюльпан и красный узор.
- С помощью горячего клея приклеиваем зеленый орнамент на картон.
- На зеленый фетр приклеиваем красный орнамент. Так же с помощью горячего клея, заклеиваем на картон булавку и зеленый фетр.
- На края броши пришиваем бисер. Мы так обрабатываем края, делая последние штрихи.
III. Рефлексия
Учитель. Фетровая бижутерия очень удобная в носке – легкая и практичная. Она актуальна в любое время года. Сочетается как с летним, так и с зимним гардеробом. Думаю, у нас получилось прикоснуться к истории и традициям своего народа.
– Сейчас предлагаю вам, на изображении яблони прикрепить яблоки зеленого и красного цветов, в соответствии с тем понятен ли был материал на уроке и насколько продуктивным мастер класс. (Зеленый – понравилось, получилось; красный – не понравилось, трудности.)
– Спасибо всем за активность!
Источник: xn--80aaivq1a3a.xn--p1ai
«Люди, копирующие мои изделия, подталкивают меня к развитию»
Резеда Аглиуллова училась на ветеринара, а стала дизайнером национальных украшений.
Интерес к национальному колориту проявляют не только туристы. В последние несколько лет одежда, обувь и аксессуары в татарском стиле на пике моды и становятся все популярнее. Среди задающих стиль – основатель собственного бренда татарских украшений Резеда Аглиуллова. В интервью KazanFirst она рассказывает о том, как с образованием ветеринара стала узнаваемым дизайнером, объясняет, почему нужно бороться с копировальщиками авторских украшений и утверждает, что всякое творчество считается прибыльным.
— Резеда, в вашем профиле в Инстаграме указано, что вы ветеринарный врач, психолог, художник и дизайнер. В Казани вы широко известны и как создатель национальных женских украшений. Так что из этого главное для вас?
— Моя мама по профессии ветеринарный врач и я пошла по ее стопам. В 2006 я приехала в Казань и поступила в Академию ветеринарной медицины. С того времени я очень полюбила Казань и в 2014 году окончательно переехала сюда жить. С детства мне нравилось рисовать, в родительском доме до сих пор сохранены мои папки с рисунками.
Возможности водить в художественную школу в то время не было, поэтому я поступила в вечернюю художественную школу для взрослых. Чему была очень рада. Именно в то время и полюбила роспись по дереву, душа и руки сами потянулись к этому делу. В 2016 году стала получать дополнительное образование психолога общего профиля, в этой специальности я развиваюсь и сейчас.
А еще состою в ансамбле индийского танца Сантош, это еще одна моя страсть. Но пока я в декретном отпуске.
— А что вас привело в ваше последнее ремесло, то есть к созданию именно национальных украшений?
— Любовь. Родилась я вдали от исторической родины, поэтому моя душа всегда тянулась к национальному. Всегда гордилась тем, что я татарка, несмотря на то, что родилась и выросла в Тольятти. Во время обучения в вечерней художественной школе появилась идея создать нагрудное украшение и брошь.
Тогда я еще стеснялась выставлять свои работы на обозрение, к тому же ни у кого не видела подобных украшений из дерева с росписью от руки. С этого и началась моя история. А с прошлого года взялась за осуществление мечты детства – стать дизайнером одежды. Сейчас мы отшиваем вторую летнюю коллекцию с татарской изюминкой. Пока ничего не загадываю, но мне очень нравится во всем этом крутиться.
— У вашего увлечения — создание украшений, довольно богатая история. Правда, что украшения для татарских женщин всегда были важным элементом образа?
— Да, правда. Я вспоминаю свой первый приезд в Казань. Это было перед моим поступлением в ветеринарную академию. Мы с мамой тогда приехали как туристы. Прогуливаясь по городу, я заметила, что женщины носят серьги, похожие на серьги моей бабушки.
И только по этим серьгам даже я из русскоязычного города понимала, что это передо мной сидит татарка. Эти серьги были их отличительной чертой. Сейчас я впервые вспоминаю этот момент. Возможно, с тех пор в моем подсознании живет то, что можно подчеркнуть свою национальность только одним лишь украшением.
— Расскажите, какие элементы были особенно ценными для татарок?
— На самом деле у каждого из украшений есть свои особенные названия. Например, чулпы – накосники. Муенса или изю – это нагрудное украшение, подвеска. Ее вышивали из ткани в соответствии с платьем и так делают до сих пор. В исторических названиях, признаюсь, я не сильна.
Ценились серьги и браслеты, и пояски.
— Чем объяснялась такая тяга народа к ювелирным изделиям?
— Любая женщина хочет украсить себя и я думаю, что ее тянет ко всему красивому, тем более, когда стоит вопрос об украшениях.
— С чего вы начинали и как работаете сейчас?
— Однажды, когда я обучалась в художественной школе, пошла в магазин для творчества. Там впервые увидела заготовки в виде сердец из дерева. И душа потянулась к этим сердцам. Я узнала, какие мне нужны краски, какие кисти и начала расписывать их. Мне очень нравилось и за неделю-две у меня собралось порядка 25 сердец. Некоторые храню до сих пор.
В течение года расписывала еще и матрешки, шкатулки. Приехала с этим всем в Казань и стала участницей ярмарки «Энже» при мечети Ярдэм. Там мне присудили третье место. Победа придала мне больше уверенности в себе, я подумала, раз заслужила третье место, значит, мои работы нравятся людям. Сейчас создаю брошки из дерева, стекла, кожи и акрила.
Все делаю сама, помимо брошек из стекла, мне их выплавляли мужчины на специальных печах. Сейчас у меня маленький малыш и я работаю по ночам. Мы планируем найти офис в центре, чтобы людям было можно прийти и посмотреть все мои труды, ассортимент постоянно пополняется.
— Сколько вы трудитесь над созданием одной пары сережек или, например, одной броши?
— Допустим для набора из подвески и сережек без художественной росписи понадобится не меньше трех дней. В первый день я занимаюсь покраской изделий. Сначала покрашу одну сторону, потом когда высохнет, другую. На следующий день приступаю к процессу лакировки. И на третий день составляю само изделие с помощью фурнитуры, привожу его в товарный вид, упаковываю.
Конечно, за три дня можно создать не один набор. С брошками чуть полегче, потому что нужно покрасить лишь одну сторону. Мы используем еще и стекловидное покрытие, которое сохнет в течение суток. Это тоже не самое простое занятие. Оно требует нескольких условий.
Обязательно должен быть ровный стол, сохранены все пропорции, если что-то не учесть, ничего не получится. Работа может испортиться еще и если зальешь не по технологии или попадет пылинка. Все приходит с опытом, рука нарабатывается с годами.
— Отличительная черта ваших украшений – яркий цвет и обязательный национальный орнамент. Кто или что вас вдохновляет на такое?
— Сколько бы я не старалась делать украшения в нежных, пастельных тонах – у меня не получается. Видимо, это связано с моим характером. Я довольно шустрый человек, позитивный и поэтому мне нравятся такие яркие, сочные краски. Поговорив с несколькими людьми, которые придерживаются того самого нежного стиля, я поняла, что нужно оставаться сомой собой.
— Поделитесь, если не секрет, создание украшений – это прибыльно?
— Основная прибыль идет от ярмарок. А они бывают разные. Сейчас стоимость участия в них дорогая – от двух до восьми тысяч рублей, где-то дешевле, где-то дороже. Есть и бесплатные. Прибыль зависит от ее посетителей. Когда ты раскладываешь свой товар, ты не знаешь как пойдет продажа.
Благо, если выкупишь аренду и во второй день пойдет доход, без учета того, что ты вкладываешь в материалы. Я не знаю как правильно ответить, потому что прибыль — она для каждого разная. Для меня, для женщины в декрете – это прибыльно, потому что это реализация, потому что можешь обеспечить ребенка по его потребностям.
В совокупности получается, что заниматься творчеством – это всегда прибыльно, независимо от того, сколько денег ты получаешь. Лично мне, вне зависимости от прибыли, хочется заниматься своим творчеством. Могу сказать точно, что когда я только начинала свой путь у меня была нулевая прибыль, с годами она, конечно, увеличилась.
Однажды сказала мужу, что даже если уйдут все клиенты, я буду заниматься этим для себя. У меня нет такого, чтобы я занималась этим ради денег. И я очень держусь за это чувство.
— Насколько в Казани развита ниша национальных украшений и есть ли спрос на национальную продукцию?
— Сейчас в Казани есть очень много татарских брендов. Есть те, кто занимается национальной одеждой. Те, кто вводит в моду национальные головные уборы, тюбетейки, калфаки. Есть веб-дизайнеры, кто на компьютере вводят татарский орнамент. Есть и те, кто расписывает футболки национальным орнаментом. Я восхищаюсь всеми этими людьми.
Я заметила, что после того, как стала создавать татарские украшения из дерева, в Казани таких людей стало много. Первое время расстраивалась. Но потом, люди, которые копируют меня, стали подталкивать к совершенствованию, развитию. Поэтому я постоянно стараюсь радовать покупателей всякими новинками.
— У вас есть какие-либо намерения по развитию вашей деятельности в будущем?
— Я занимаюсь этим уже пять лет и не хочу останавливаться, хочу дальнейшего развития. В голове для этого уже отложились определенные алгоритмы. На данный момент я борюсь за свое авторское право. Хоть не люблю конфронтации, разбирательства, приходится быть жесткой в этом вопросе, иначе если не бороться с этим, ты будешь подпитывать эту платформу.
Хочется, чтобы люди уважали творчество другого человека. Очень жаль, что не все это понимают. На будущее есть большая мечта – создать уютное татарское место для души.
Источник: kazanfirst.ru