Будучи также воспитателем по татарскому языку, я очень часто провожу мастер классы связаннаые с татарским народом, языком, бытом и т.д. Данный мастер класс я подготовила для воспитателей направленный на создание национальных татарских украшений из фетра и фомарина, бусин и декора. Данные изделия украсили наш мини-музей татасркой культуры в детском саду.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №2 «Рябинушка» Зеленодольского муниципального района
«Создание татарских национальных украшений из фетра»
(Татарское декоративно-прикладное искусство)
ТАТАРСКОЕ ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО
Татарское декоративно-прикладное искусство представляет собой яркую и многоцветную палитру древнего искусства, истоки которого уходят своими корнями во времена государства Волжской Булгарии, периода Золотой Орды и эпохи Казанского ханства.
Татарское народное искусство, как и творчество любого народа, имеет единую природу и развивает в своем арсенале устойчивые орнаментальные комплексы и мотивы, вырабатывает свой стиль и ритмику. Различают несколько видов орнамента – цветочно-растительный, зооморфный, геометрический, имеющие великое множество трансформаций и стилизаций.
мастер класс 1 апреля Изготовление татарских украшений
Во всем многообразии и красоте этот орнамент проявил себя во многих видах: кожаной мозаике, вышивке, ювелирном искусстве, керамике, резьбе по камню и дереву, каллиграфии. Раскрывая особенности традиционного костюма, невозможно поведать о нюансах только самой одежды. Воссоздавая картину всего образа, обязательным становится рассказ об украшениях, которые являются обязательной частью всего комплекта. Татарские женщины всегда их любили, носили и дома, и на выход. Причем необходимо отметить, что изготавливались украшения не только из металла, но были и тканевые, декорированные различными нашивками, лентами, бахромой и ювелирными бляхами.
Узнаваемые и широко распространенные среди тюркских народов — накосные украшения. У татар — это чулпы, состоявшие из узких лент с шумящими подвесками, вплетенными в косы. Еще были монетные (наиболее распространенные) литые и плетеные из проволок. В ходу были и полностью закрывающие косу в виде одной или нескольких соединенных перемычкой прямоугольных полос ткани — тезмә, чәч тәнкәсе, обильно украшенные монетами, разнообразными бляхами и бусинами.
Татарки всех возрастов очень любили носить серьги — сырга, алка. Причем они были разных размеров и вариаций исполнения.
Были в ходу среди татарок и ожерелья. Если говорить о более ранних вариациях, то данные украшения скорее девичьи, но уже со второй половины XIX века, когда традиционные тканевые нагрудники, особенно в городской среде, постепенно выходят из обихода, они начинают повсеместно распространяться и у женщин. Также использовались броши как декоративный и утилитарный предмет для скрепления грудного разреза рубахи.
Конечно раньше украшения чаще всего изготавливали из серебра и золота и украшались они драгоценными и полудрагоценными камнями, но сегодня я решила провести мастер-класс для своих коллег, по изготовлению татарских национальных украшений из фетра.
Мастер-класс по созданию ожерелья в татарском стиле
Фетр — самодостаточный материал для творчества и создания стильных украшений. Разный по цвету и плотности, он отлично поддается обработке, эффектно смотрится в изделиях и не утрачивает формы. Вот почему работать с ним могут не только профессиональные дизайнеры, но даже юные мастерицы, едва знакомые с техникой создания украшений. Подвески и брелоки, колье и браслеты — далеко не все варианты. Фетр очень яркий по цветовой палитре и в разных текстурах, есть металлизированный, матовый и гафрированный, а также разновидность фетра фомариан, из этих материалов украшения получаются, яркие, красивые и прекрасно держат форму.
Цель: Познакомить воспитателей с традициями, бытом и декоративно-прикладным искусством татар. Создать национальные украшения из фетра отобразив элементы и всю красоту татарских национальных украшений, но из современных материалов.
Задачи: Полностью передать вид, элементы национальных украшений.
Создать украшения из подручных средств и украсить ими музей МБДОУ №2 «Детский сад «Рябинушка».
Приобщить коллег к совместной деятельности, получить новые знания, и получить эстетическое наслаждение от проведенного мастер-класса.
- Фетр цветной( красный, желтый, зеленый, серебряный и т.д)
- Бусины разных цветов
- Бисер и паетки
- Стразы
- Крепления для серег и брошей
- Ленты и нити для нагрудников
- Готовые трафареты для создания урашений
- Ножницы
- Карандаш для нанесения контура
- Горячий клей-пистолет (или клей момент)
- Влажные салфетки
- Берем цветной фетр и трафарет для нанесения рисунка, переводим трафарет на лист фетра.
- Ножницами вырезаем заготовку, аккуратно подравниваем основу украшения.
- Украшаем основу бусинами, стразами, или бисером. Основываясь на свою фантазию украсить можно как угодно, самое главное передать элементы и традиции национальных украшений.
- На горячий клей крепим застежку или ленты для подвесок, а также жемчужинки или цветные камни.
- И ваше украшение готово.
Украшения из фетра получаются настолько яркими, привлекательными и изящными, что оно не только украсит музейный уголок нашего детского сада. Но также их можно применить и для выступления, для дополнения образа на утренниках и праздниках, такое украшение станет прекрасным подарком близкому человеку. Ведь в современном мире украшения сделанные своими руками ценятся намного дороже чем покупные.
Наши украшения получились настолько шикарными и поистине национальными, что все кто заходят в музей с восхищением смотрят на них, и удивляются что такая красота создана из фетра. Мы с коллегами прекрасно провели время, слушали татарскую мелодию курая, создавали красоту, вдохновлялись традициями и окунулись в ту эпоху 18-19 веков искусных ювелиров.
Источник: nsportal.ru
Татарские калфаки: наша подборка из 17 идей (выкройки и фото)
Калфак — это тот аксессуар, который встречается в национальных костюмах многих народов, правда название у каждого своё. Несколько веков назад данный головной убор указывал на статус человека, а помимо этого, можно было определить этническую принадлежность владельца. В данной статье мы рассмотрим, какие идеи калфака бывают, а исходя из этого, калфак вы сможете сделать даже сами.
Стоит обратить внимание, что ценность калфака зависит не от дороговизны материала, а от смысла содержания, вложенного в узор.
Простая выкройка для вашего будущего калфака.
Для создания калфака используется исключительно бархат.
Благодаря бархату калфак имеет очень красивый и насыщенный цвет.
Размер калфака может быть разным. Начиная от маленьких, которые крепятся на заколку к волосам и до больших, которые целиком надеваются на голову.
Бархат выбирается в сочетание к костюму и цвету глаз.
Так как мел быстро сотрется, то нужно нанести по чертежу стежки белыми нитками.
Узор с кальки необходимо перевести через копировку на белую бумагу.
Белую ткань с узором необходимо разложить на переднюю и налобную части бархата и наметать по краям белой ниткой.
Также узор можно сделать ещё лучше, использовав технологию объемной вышивки.
Для того, чтобы налобная часть имела жёсткую форму, по всей длине пришиваем корсажную ленту длиной 40 см и шириной 6 см.
Подкладку нужно сделать по выкройки бархата, только высота должна быть на 3 см меньше.
Обрабатывается подкладка по такой же схеме, как и бархат.
Для того, чтобы калфак хорошо сидел на голове, можно пришить шапочную резинку.
Само количество калфаков очень много. Поэтому всё зависит от ваших предпочтений.
Узор для калфака вы сможете вышить из самых различных и наиболее симпатичных материалов.
Сделать калфак своими руками не составит сложностей, но будет радовать вас при носке и приносить удобства.
Опубликовано в Идеи для дачи и дома
Калфак своими руками: выкройки с размерами (12 шт)
Калфак — женский татарский головной убор постоянно менялся на протяжении веков, как и весь национальный костюм. Каждый исторический период вносил свои изменения в национальные костюмы народов мира. Вот подборка из 12 выкроек с размерами, чтобы сшить калфак своими руками. Современной европейской женщине столь экзотический аксессуар может понадобиться для фотосессии.
Вот выкройка калфака, разработанная участницей проекта по технологии «Калфак – женский головной убор». Большое внимание автор уделяет национальному орнаменту.
Выкройка калфака из бумаги, отражающая внешний вид будущего изделия. Разработана участницей творческого проекта «Национальный головной убор калфак».
Выкройка калфака, в основе которого лежит тюбетейка. Боковая часть головного убора выкраивается, как тюбетейка, но верх может быть круглым или овальным с удлинением сзади.
Простая выкройка калфака. Для пошива рекомендуется бархат. Для жесткости используется корсажная лента.
Выкройка подкладки для калфака. В принципе, подкладка по крою не отличается от верха, но высота должна быть меньше на 3 см.
Выкройка современного калфака, к которому рекомендуется классический национальный орнамент.
Выкройка калфака с размерами и рекомендациями относительно малого калфака.
Выкраивается калфак как тюбетейка, в последе время модным стал калфак, поверх которого можно носить платок.
Древний татарский головной убор претерпевает изменения, позволяя выразить яркую индивидуальность.
Фасоны калфаков могут немного отличаться, размеры тоже быть разными, как и декор, но смысл остается прежним.
Приводимые размеры служат примером, можно менять их по своим потребностям, но желательно представлять внешний вид калфака.
Вариант выкройки калфака с размерами.
Как сшить калфак своими руками. 12 ФОТО
Калфак — древний женский татарский головной убор. Так как сейчас в значительной степени распространяются культуры разных народов, многие интересуются странами и народами, а значит и интересуются их одеждой. Ну, а, если вы заинтересованы татарской культурой, то вот вам 12 идей калфака для дополнения вашего оригинального образа.
Калфак может быть любого цвета, с любым узором (с изображением цветов, полумесяца, листьев и так далее) но одно остаётся неизменным – форма. Сам по себе калфак – это просто колпак с бахромой, свисающей чуть ли не до самых плеч.
Однако в какой-то момент, люди решили, что это слишком тяжело и томно, носить такое украшение и убрали эту бахрому. В итоге получился такой калфак (представлен на картинке ниже).
Поверх таких калфаков обычно носились шаль или платок. Да и в целом калфак считался не столько головным убором, сколько аксессуаром, таким как обруч (на голову).
Можно сказать и то, что в основе калфака лежит тюбитейка. Но вот у калфака есть необычное удлинение сзади.
Калфаки настолько вошли в привычный обиход, что со временем их стали всё сильнее и сильнее укорачивать и в итоге получили небольшие варианты, которые многие носят сейчас.
Небольшие варианты калфака выполняют роль заколки, или как представлено ранее – обруча.
Несмотря на то, что обычно мастера украшают калфаки разными узорами, этот головной убор выглядит очень эстетично и без них.
Помимо разных нитчатых вышивок, творцы-создатели могут также красить своё изделие бисером.
В основном, ткань из которой делали калфак – мягкая или замш. Но со временем появились и бархатные калфаки.
На картинке ниже представлен вариант бархатного темно-зеленого калфака. Выглядит очень богато и гармонично в сочетании с золотым цветом.
Очень проста выкройка калфака, сразу с узором.
И ещё одна, возможно менее понятная, но всё ещё простая.
Калфак татарский женский. 10 идей как сделать своими руками
Калфак как женский национальный головной убор татарок очень древний, но сейчас набирает популярность. Он сочетаем с современной одеждой и позволяет подчеркнуть индивидуальность, отсюда повышенный интерес к нему со стороны молодежи. Не желая вкладывать деньги в аксессуар, многие стараются изготовить его собственными руками. Тут поможет подборка десяти идей на тему собственноручного изготовления калфака.
Изготовить любой калфак поможет посещение мастер класса «Калфак своими руками» в Агрызской ЦБС.
Калфак – неотъемлемая часть татарского национального костюма. Еще один мастер класс по изготовлению калфаков.
Мастерица проводит мастер класс, демонстрируя устройство собственного калфака.
Бавлинский «Ак калфак» (общественная организация) проводит мастер класс по изготовлению калфаков в рамках Всемирного конгресса татар.
Калфаки могут иметь немного разные фасоны, быть чуть больше или меньше, но смысл один.
Калфак послужит ярким дополнением любого костюма, не обязательно национального.
Калфак при желании можно дополнять платком или шалью, носить поверх или под ними.
В среде артистов калфаки никогда не выбывали из употребления.
Богатая отделка калфака перекликается с узором костюма. Для выступления шикарный вариант.
Мастер класс для школьников по изготовлению калфака в виде маленькой тюбетейки, декорированной стразами.
Источник: 1000000diy.ru
_Мастер — класс по созданию татарского женского нагрудника — изю. Мастер класс по созданию татарского женского нагрудника изю. Выполнила Сатлыкова Ф. Г. Учитель татарского языка мбоу Осыпнобугорская сош
Единственный в мире Музей Смайликов
Самая яркая достопримечательность Крыма
Скачать 4.1 Mb.
Мастер — класс по созданию татарского женского нагрудника — изю .
Выполнила Сатлыкова Ф.Г.
Учитель татарского языка
МБОУ «Осыпнобугорская СОШ»
Одним из ярких элементов ансамбля женской татарской одежды были украшения. Они гармонично сочетались со всеми элементами национального костюма, который представлял собой уникальную систему народного художественного промысла. Прекрасное татарское национальное украшение — изю (нагрудник). Татарки в большом количестве вешали на себя разного рода изделия.
Средний вес всех аксессуаров за один раз мог достигать 6кг. Это изящное украшение пришивалось прямо на платье, а позже его просто завязывали на шею. Шили его из широкой ленты, а по краю отделывали монетами, лентами, бисером. Как и все остальные составляющие костюмов, изю имело свое предназначение. Им прикрывали разрез платья или рубахи замужние девушки.
Что-то вроде нагрудного фартука. Кроме этого, глядя на него, можно было определить насколько богата дама. Ведь украшали изю всем, что есть в доме.
По форме изю были: полуовальные, прямоугольные, подпрямоугольные, лунницеобразные, трапециевидные.
На данном мастер-классе мы будем делать изю из фетра в технике аппликации.
Цель мастер класса :
Передача личного профессионального опыта в сфере творческой и педагогической деятельности. Повышение профессионального мастерства педагогов в процессе усвоения опыта изготовления национального татарского украшения «изю», изучение народных традиций, истории татарского костюма, приобщение к народному творчеству.
Материалы и инструменты
- Шаблон «Изю»
- Фетр разных цветов;
- Глиттерный фоамиран красного,зеленого,золотого цветов;
- Тесьма;
- Лента;
- Бусины,стразы для украшения;
- Ножницы;
- Клей «Титан» или «Момент»(Клеевой пистолет)
Источник: topuch.com