При изготовлении ювелирных украшений главное внимание должно быть обращено на качественное исполнение всего процесса. Требованиям стандартов, нормалей, технических условий, чертежей должны непременно соответствовать и материалы для изготовления изделий, и тщательность исполнения каждой конкретной операции, и, наконец, само готовое изделие.
Материалы для изготовления ювелирных украшений — слитки, ленты, полосы, прутки, проволока из золотых и серебряных сплавов, мельхиора, нейзильбера, томпака, меди — по своей структуре должны быть однообразными: без вмятин, царапин, надрывов, рябин.
- парные швы в изделиях не должны иметь прожогов; места пайки в изделиях должны быть непременно защищены, цвет припоя не должен отличаться от цвета основного металла, размеры и форма кастов должны соответствовать размерам и форме вставок;
- вставка по всем параметрам должна отвечать утвержденному эталону, способы закрепки должны обеспечивать необходимую прочность крепления вставок — шип вставки не должен выступать за пределы каста; каст не должен закрывать вставку более чем на одну третью часть высоты-коронки;
- вставки (кроме вставок из природного янтаря) не должны иметь видимые невооруженным глазом неполированные участки, раковины, штрихи и царапины, нечетко выраженные грани (завалы граней) сколы по рундисту, на гранях и ребрах, искривления площадки, граней и ребер;
- при крапановой и корнеровой закрепках крапаны и корнеры должны быть плотно прижаты к поверхности вставок, не допускается их качание; при многокрапановой закрепке (свыше четырех крапапор) не допускаются зазоры более 0,1 мм между отдельными крапанами и вставкой при условии, что смежные с ними крапаны не должны иметь зазоров; крапаны должны быть расположены по периметру вставки с одинаковым шагом или симметрично;
- при глухой закрепке каст должен обжимать вставку плотно, обеспечивая ее неподвижность; при этом в случае использования отделки гризантом рисунок гризанта должен быть четким и без разрывов;
- наносимый на изделие методом гравировки, чеканки, филиграни рисунок должен иметь достаточно четкое рельефное изображение; на изделиях с чернью и эмалью рисунок должен быть заполнен чернью и эмалью без пропусков и просветов;
- замки в изделиях должны закрываться и открываться без особых усилий при легком нажатии на них, обладать в то же время необходимой упругостью, обеспечивающей невозможность самопроизвольного открывания замка; застежные иглы в изделиях должны быть упругими, с заостренными концами, без заусенцев и не выступать за пределы изделия;
- шарнирные соединения должны быть подвижными, не давать перекоса, люфта, обеспечивать гибкость, мягкость, плавность в работе;
- предметы парных изделий (серьги, запонки) должны быть идентичными по форме, размеру, рисунку, цвету, касту, вставке;
- острые режущие кромки в изделиях не допускаются; звенья цепочек не должны иметь заусенцев; нити бус должны выдерживать статическое усилие на разрыв не менее 20 Н; паяные цепочки должны выдерживать статическое усилие на разрыв не менее: кордовые цепочки из проволоки диаметром от 0,25 до 0,35 мм — 2,6 Н; цепочки (кроме кордовых) из проволоки диаметром от 0,25 до 0,35 мм — 5 Н; цепочки из проволоки диаметром более 0,35 мм — 10 Н (1 кгс=10 Н).
Уход за золотыми и серебряными украшениями. От воздействия среды (воздуха, влаги, температуры, пыли) и просто от времени ювелирные украшения часто теряют свой первоначальный блеск. Возвратить им их прежний свежий внешний вид можно различными способами и средствами очистки.
Мои ИНСТРУМЕНТЫ для изготовления бижутерии. ХРАНЕНИЕ натуральных камней и фурнитуры
Что нужно НОВИЧКАМ для создания украшений (бижутерии) своими руками — фурнитура
Большинство золотых украшений подновляют (очищают) путем ручного их полирования войлочными шерстяными или матерчатыми щетками с нанесенной на них крокусной пастой в виде порошка или слабо разбавленной в воде или спирте (кашицы).
Украшения с матовым золочением и украшения со вставками из жемчуга и камней, чувствительных к воздействию химических препаратов, подновляются протиранием (полированием) мягкой щеткой с одновременным использованием расстворенного (в виде кашицы) в нашатырном спирте двууглекислого бикарбоната натрия.
Безкаменные золотые украшения и украшения со вставками, не подверженными разрушающим реакциям химикатов, хорошо очищаются путем погружения на короткое время в подогретый раствор, состоящий из 120 г двууглекислого бикарбоната натрия, 50 г хлорной извести, 30 г поваренной соли, 1/2 л воды.
При применении всех перечисленных выше способов очистки украшения после обработки обязательно промывают в чистой воде и просушивают.
Многие серебряные украшения подновляют с помощью флотированного мела, смешанного с нашатырным спиртом; смесь на изделие наносят щеткой, дают просохнуть, а затем осторожно полируют до блеска.
Хорошие результаты дает также очистка изделий бикарбонатом натрия (50 г), растворенным в 15 г воды: полирование в этом случае осуществляется обожженной магнезией, мягким фетром, шерстяной тряпочкой.
Потемневшие серебряные украшения можно очистить также в растворе (в виде кашицы), состоящим из 5 г порошкообразных квасцов, 15 г отмученного мела, 50 г воды или 10 г горячей воды, 15 г винного камня, 40 г углекислого бикорбаната натрия, 10 г уксусной кислоты, или 2 г порошкообразных квасцов, 50 г поваренной соли, 25 г жидкого мыла, 1/4 л воды, или 125 г мыла, 6 г углекислой окиси свинца, 6 г измельченного в порошок трепела (кремнезема), 6 г винной кислоты, 6 г аммиачных квасцов. После обработки изделия промывают в воде, а затем просушивают.
Темный налет с серебряных и посеребренных украшений легко удалить также следующим образом: надо промыть украшение в теплой мыльной воде, затем почистить мягкой тряпочкой, смоченной в смеси нашатырного спирта с зубным порошком, затем сполоснуть теплой водой и просушить. Серебряные и мельхиоровые (посеребренные) украшения можно освежить, промыв их в теплой воде с питьевой содой (50 г на 1 л воды) или в теплой мыльной воде с нашатырным спиртом (1 столовая ложка на 1 л воды). После этого украшения споласкивают и протирают насухо мягкой тканью.
Как известно, само назначение всех без исключения ювелирных украшений — создавать праздничное настроение. И для того чтобы радость общения с ними продлилась, необходимо помнить о следующем: не носить ювелирные украшения во время выполнения определенного вида работ (стирки, приготовления пищи, мытья посуды), а также при обращении с кислотами и щелочами.
Источник: tepka.ru
Материаловед
Требования к качеству изготовления ювелирных изделий
Захарова А. В., студентка
Ювелирные изделия — это украшения (кольца, броши, колье, бусы, булавки, браслеты, цепочки), которые человек надевает на одежду или непосредственно на тело . Для их изготовления применяют дорогостоящие материалы (золото, платина. серебро, драгоценные камни и др.). Ювелирные изделия могут быть изготовлены и из дешёвых материалов. такие изделия называются бижутерией. Важно, чтобы ювелирные изделия и из драгоценных металлов и из более дешевых были высокого качества.
Требования к изготовлению ювелирных изделий должны соответствовать требованиям отраслевого стандарта ОСТ 117-3-002-95 «Изделия ювелирные из драгоценных металлов. Общие технические условия» В соответствии с этим документом к качеству ювелирных изделий предъявляются следующие требования:
- Изделия серийного производства должны соответствовать техническому описанию.
- Изделия единичного производства должны соответствовать рисунку и (или) авторскому образцу.
- В изделиях могут быть незначительные варьирования элементов композиции, росписи или другой художественной отделки при условии сохранения сложности рисунка и высокого качества исполнения.
- Материалы, применяемые для изготовления изделий, должны удовлетворять требованиям действующих стандартов и технических условий.
- Изделия должны быть заклеймены территориальной государственной инспекцией пробирного надзора Российской государственной пробирной палаты.
- В изделиях из драгоценных металлов могут применяться детали из недрагоценных металлов только в том случае, если детали (часть деталей) не могут быть изготовлены из драгоценных металлов по техническим причинам. Разрешается также использование неметаллических частей (вставок, эмали, черни).
- Недрагоценные металлы, применяемые для изготовления изделий, находящиеся в непосредственном контакте с кожей и с пищевыми продуктами, должны быть из числа прошедших экспертизу в органах Государственного комитета санитарно-эпидемиологического надзора Российской Федерации.
- Парные изделия (серьги, запонки) в случае, если иные требования не предусмотрены техническим описанием, рисунком и (или) авторским образцом, должны быть подобраны по размерам, форме, виду огранки, цвету вставок, а также характеру рисунка вставок.
- Поверхности изделий могут быть равномерно шлифованными, полированными — доведенными до блеска, равномерно матовыми и фактурными — неполированными или частично полированными.
- На поверхностях изделий (кроме поверхностей с эмалевыми покрытиями) не должно быть трещин, раковин и заусенцев, следов инструмента, волнистости, следов клея, пятен и потертостей (кроме натиров на пробирном камне, не являющихся браковочным признаком)
- На нелицевой поверхности допускаются незначительные пористость, волнистость и следы инструмента, не ухудшающие внешний вид изделия.
- Эмалевые покрытия изделий должны быть гладкими, блестящими, без сколов, трещин, пропусков, просветов, пятен и видимых под прозрачной эмалью дефектов металла. Кроме того, на эмалевых покрытиях изделий (кроме предметов сервировки стола и украшения интерьера) не должно быть царапин, пузырей (включений), пор, наплывов на канты и перегородки.
- В изделиях с чернью рисунок должен быть заполнен без пропусков и просветов.
- На черневых покрытиях предметов сервировки стола и украшения интерьера не должно быть более пяти рассредоточенных пор.
- Сварные и паяные швы в изделиях должны быть плотными, ровными и не иметь прожогов. Со стороны лицевой поверхности изделия швы должны быть близкими по цвету к сплаву, из которого изготовлено изделие.
- Штампованный, чеканный, филигранный, резной и гравированный рисунки на поверхности изделий должны иметь четкое изображение.
- В реставрационных изделиях по согласованию с заказчиком допускаются дефекты, не поддающиеся исправлению.
- Режущие кромки в изделиях (кроме клинков ножей, игл булавок) не допускаются.
- Вставки, предназначенные для применения в изделиях, должны соответствовать требованиям действующих стандартов и технических условий.
- Культивированный жемчуг в изделиях не должен иметь механических повреждений поверхности жемчужного слоя, исключая отверстия для закрепки (нанизывания) жемчуга.
- Культивированный жемчуг в изделиях с двумя и более жемчужинами должен быть подобран по цвету, размерам и форме в соответствии с техническим описанием, рисунком и (или) авторским образцом.
- Вставки должны быть закреплены в оправе неподвижно, если иное не предусмотрено художественным решением, при этом возможность выпадения вставок должна быть исключена.
- При крапановой и корнеровой закрепке крапаны и корнеры должны быть заправлены, а концы их плотно прижаты к поверхности вставок. Крапаны должны быть расположены по периметру вставок симметрично, без перекосов, не перекрывая верхние грани короны и обеспечивая ее максимальный обзор, если иное не предусмотрено техническим описанием, рисунком и (или) авторским образцом.
- При глухой закрепке касты должны обжимать вставки по рундисту плотно, без зазора. При этом, в случае отделки гризантом, рисунок гризанта должен быть четким и без разрывов.
- Допускается крепить вставки из жемчуга, кораллов, янтаря, раковин, поделочного цветного камня, а также других непрозрачных материалов на клей в сочетании с глухой закрепкой или на клей и штифты.
- Серьги, а также броши, разъемные браслеты и шейные украшения должны быть снабжены замками.
- Замки в изделиях должны исключать самопроизвольное их открывание и быть удобными в использовании. Резьба винтового замка должна быть без пропусков и срывов.
- Замки браслетов и брошей должны иметь предохранители.
- Конструкция деталей крепления серег и брошей должна обеспечивать правильное положение изделий при эксплуатации в соответствии с их назначением и художественным решением.
- Булавки в изделиях должны быть упругими, с заостренными концами и не должны выступать за пределы изделия, если иное не предусмотрено техническим описанием, рисунком и (или) авторским образцом.
- Шарнирные соединения в изделиях должны обеспечивать подвижность деталей без их перекосов и люфтов.
- Цепочки должны обладать гибкостью, не должны иметь деформированных звеньев, звеньев с расслоением металла, а также перевернутых звеньев, изменяющих рисунок цепочки.
- В цепочках, изготовленных из проволоки диаметром менее 0,35 мм, не должно быть более двух спаев между звеньев.
Кроме требований к качеству изготовления при проектировании и создании художественного изделия необходимо обращать внимание на показатели эстетических и эргономических свойств. Например: оригинальность, стилевое соответствие, соответствие моде, композиция изделия, создание максимального удобства при использовании.
Соблюдать требования к качеству ювелирных изделий очень важно, так как несоблюдение их может привести к браку, могут быть нарушены эстетические и эргономические свойства изделия.
Свежие заметки
- Поздравление с Днем студента!
- Поздравление с Днем энергетика
- Привет мир!
Источник: xn--80aagiccszezsw.xn--p1ai
Требования к изготовлению мастер-модели
Серийное производство украшений представляет собой изготовление большого числа одинаковых изделий и основывается на методе литья по выплавляемым моделям с применением ручной и механической обработки. То есть, необходимо производить множество копий каждой модели. В этом случае объем и производительность чрезвычайно высоки, но требуется поэтапный контроль качества.
Но в первую очередь, качество и быстрота производства изделия зависят от эталонной модели изделия — мастер-модели. Чем более продуманной и качественной является мастер-модель, тем проще в дальнейшем получить хорошие отливки-копии. В связи с этим, для соответствия всем предъявляемым к ним требованиям, изготовление мастер-моделей во многом стандартизировано.
Факторы, определяющие качество мастер-модели:
Поверхность, грани, внутренние углы и стыки
Толщины и размеры
Правильность рабочих узлов и соединений
Правильность формирования литниковой системы.
Основными требованиями к изготовлению мастер-модели являются: качество поверхности, шероховатость, усадка, толщина. Также определенные требования предъявляются к швам, сопряжениям, радиусам.
К поверхности мастер-модели предъявляются жесткие требования, не ниже, чем для конечных отливок. Во-первых, на ней не должно быть трещин, раковин, пор, вмятин, царапин и следов инструмента, а также потертостей.
Допустимыми считаются 1-2 поры диаметром 0,1 мм (невидимые невооруженным глазом) на элементах изделия, которые впоследствии или будут обработаны, либо будут закрыты накладкой/швензой, либо в них будут закреплены вставки. Дефекты на ребре рисунка, в стыках на лицевой поверхности, на внешних ребрах стенок кастов и крапанов не допускаются.
Фактурированная поверхность на элементах модели должна иметь равномерную глубинау рисунка по всей поверхности, четкий контур. При покрытии фактурой всей поверхности обязательно необходимо предусмотреть места для именника и пробы.
Шероховатость поверхности допустима двух видов: 0.63 мкм — обработка наждачной бумагой вручную, и 0,32 мкм — полированная поверхность (с полировальной пастой). Модель может иметь скомбинированные поверхности в зависимости от конфигурации. Для моделей с четкими углами и четким геометрическим контуром рекомендуется первый вид шероховатости, для плавных сферических поверхностей — второй вид.
Поверхности литников могут быть обработаны любым способом, допустимо наличие неглубоких царапин, вмятин, выемок (не более 0,2 мм), но не допускаются глубокие поры, неметаллические включения.
Мастер-модель изготавливают с учетом усадки резины, воска и металла, а иногда и с припуском на обработку (от 5 до 10% от модели). Она также может изготавливаться с учетом двойной либо одинарной усадки. В первом случае мастер-модель изготавливается для изготовления шкалы размеров или модификаций (например, шинка кольца). Во втором случае — непосредственно для изготовления пресс-формы (компенсация усадки резины). Для мастер-моделей, проектируемых в 3Dпрограммах с последующим выращиванием и литьем, стандартная поправка на различные усадки составляет около 5%.
Радиусы закругления создаются для предупреждения образования усадочных трещин, возникающих вследствие неравномерности кристаллизации.
Для этих же целей сопрягают как внутренние, так и внешние острые кромки. Острые ребра могут быть только на плоскостях разъема. Величина рекомендуемых внутренних и внешних радиусов сопряжения отливок зависит от способа литья и для литья по выплавляемым моделям составляет: внутренний радиус 1,внешний радиус 0.5
Сопряжения между элементами мастер-модели могут быть трех видов:
Угол б между деталями необходимо округлить радиусами r и R, где 1,0? r ?1,25; R=r+S; б=30-60°
Наименее склонно к образованию усадочной пористости при условии правильного выбора радиусов закругления.
Сопряжение между двух деталей или стенок разной толщины, например, в крапановых кастах при переходе от каста к крапану. Соотношение между деталями при этом сопряжении не должно превышать 4:1 и переход предпочтительно сделать достаточно плавным для предупреждения образования трещин в граничных зонах при охлаждении отливки.
Паяные швы (если модель производится ручным способом) должны быть прочными и ровными по всей длине. Не должно быть дефектов, например, недопаев, прожогов, пор; швы должны быть зачищены. При соединении элементов мастер-модели необходимо избегать остроугольных промежутков, которые затрудняют дальнейшие операции при производстве изделия.
Минимальное пространство между элементами модели не менее 2Ч1Ч1 мм. Необходимо обеспечить правильное заполнение швов припоем для обеспечения качества соединений и образования галтелей (радиусов). При пайке необходимо следить за качеством шва не только с лицевой, но и с обратной стороны, так как нельзя допускать провалов, впадин, углублений или излишнего припоя.
Источник: studbooks.net