Туркменское ювелирное искусство – неотъемлемая часть национального культурного наследия, своими корнями уходит в глубь тысячелетий. Археологические раскопки в ранних поселениях на территории Туркменистана, цивилизации Древнего Мерва и Древней Нисы, а также многих других свидетельствуют о давних традициях туркменского народа по изготовлению ювелирных украшений.
Сегодня изделия туркменских мастеров-ювелиров включены в экспозиции лучших музейных собраний по всему миру. Они отличаются красотой и гармонией, привлекают своей самобытностью, симметричностью узоров и уникальными чертами национального орнамента. Еще в далеком прошлом ювелиры научились виртуозно сочетать золото и серебро с благородными камнями, выработав не только традиции безупречного технического мастерства, но и непревзойденные по эстетическим качествам художественные каноны.
Много интересного о ювелирах хранят народные предания. К примеру, одно из многочисленных требований, предъявляемых к мастеру, — точность. В древности, когда основным оружием в войнах были лук и стрелы, ювелиры одновременно были и лекарями. Они извлекали вонзившуюся стрелу из тела посредством специальной серебряной трубки, которая обладала антисептическим свойством и предохраняла при этом рану от заражения. Имея самые лучшие инструменты для работы, ювелиры одновременно были и «стоматологами».
Ювелирное искуство Туркменистан
Ювелирные украшения — неотъемлемая часть быта туркмен, их носили не только женщины и дети, но и мужчины. Ими украшали ахалтекинских скакунов в знак уважения к боевым коням и для защиты их от зла и болезни. Эти изумительные изделия создавались не только как декоративное дополнение к наряду, но и как чудодейственные талисманы.
Именно в украшениях символика, присущая всему национальному искусству, проявляется особенно ярко и волнующе. Форма, расположение камней, пропорции, композиция, орнамент – все это несло в себе магический смысл. Даже выбор серебра был неслучаен – по древним поверьям оно обладало целебными и защитными свойствами. Для отделки чаще всего использовали полудрагоценные камни: бирюзу, кораллы, сердолик, нефрит. Но самым любимым был и по сей день остается сердолик – камень, приносящий в дом изобилие, счастье и покой, а своей владелице – здоровье и защиту от дурного глаза.
Туркменские женские украшения зачастую напоминают доспехи древних воинов. Одни из них удивительно похожи на шлем древнего рыцаря, другие — вызывают ассоциацию с кольчугой, защищающей от стрел и копий. А массивные браслеты, закрывающие руку от кисти до локтя, идентичны по форме стальным нарукавникам.
Самыми первыми украшениями маленьких детей были обереги – серебряные бубенчики и пластинки разной конфигурации, которые нашивали на одежду, защищая малышей от болезней или сглаза. Детские украшения имели и чисто практическое значение. Когда ребенок начинал ходить, ему на ножки надевали браслеты с бубенцами, по звуку которых мать легко могла определить, где находится ее чадо.
Девушки и молодые женщины носили массивные украшения на голове, груди, на шее, руках, косах и одежде, а женщины преклонного возраста -облегченные и из чистого серебра. К достижению брачного возраста у девочек увеличивалось количество ювелирных украшений. Количество украшений, которое носила женщина, уменьшалось с возрастом после замужества и рождения ребенка, пожилая женщина носила только два амулета.
⚜Ювелирное наследие ТУРКМЕН⚜ восхищает весь мир.Девушки из Туркменистана/Turkmen national jewelry
Молодой девушке дарили серебряную «шапочку», с которой свисают «гупба» и «чекелек». Этот предмет символизировал её готовность вступать в брак. Надевая серебряную «гупба», венчающую подобно султану головную тюбетейку, девушка поневоле вырабатывала грациозную походку и пластику движений. Традиционный наряд невесты на свадьбе весил 20 кг.
Будущая свекровь невесты дарила ей украшение, представляющее собой два металлических сердца, спаянных вместе. Количество завитушек в нижней части украшения символизирует предполагаемое (желаемое) число детей.
Ювелирные украшения для мальчиков воспитывают в них чувство защитников Родины. Так, детский оберег в виде стилизованного лука со стрелой, символизирующий мужество, пришивали на спинку халатика мальчика, чтобы он вырос сильным и храбрым. Мужчины носили только серебряный пояс, к которому прикреплялся кинжал.
С конца XIX века и по сей день ни одна туркменка не может обойтись без брошки-застежки — солнечной «гульяка», которую прикалывают на ворот платья. В повседневной жизни женщины продолжают носить старинные талисманы – причудливые пластинки с монетками.
Удивительны традиции ювелиров средневековья. Учиться мастерству зергера считалось почётным и уважаемым занятием. Требовалось пять лет учёбы, чтобы приобрести необходимые навыки. За этот период мастер обеспечивал ученика инструментами и необходимыми материалами.
Для посвящения ученика на самостоятельную работу собирались лучшие мастера-ювелиры, и выпускник держал экзамен по мастерству. Если он считался достойным, учитель по традиции дарил ему инструменты и материалы для работы. Но еще в течение целого года молодой мастер, прежде чем предложить свой товар на продажу, обязан был показывать каждую вещь учителю.
В Древнем Мерве существовали улицы шорников, гончаров, ювелиров. Мастера с непререкаемым авторитетом объезжали на конях торговые ряды, не допуская к продаже недостаточно высокие по качеству ювелирные украшения. Было очень важно делиться опытом, своими методами и навыками, чтобы технические приёмы, создание узоров, орнамента, формы и цвета могли сохраниться и развиваться. Возможно, благодаря именно таким жестким правилам туркменское ювелирное искусство достигло высокого уровня.
Другая уникальная традиция среди зергеров – изготовление собственных профессиональных инструментов. Основные инструменты ювелира – небольшая наковальня, называемая «сандал», заостренная с одной стороны, молоток или «чукеч», который имел форму миниатюрной наковальни с различными приспособлениями для работы с металлом, для отстукивания и придания формы металлу, и пара кусачек, называемых «захамбар».
Ученик вовлекался в процесс изготовления этих инструментов, чтобы гарантировать, что он приобрел все необходимые профессиональные навыки. Эти изготовленные вручную инструменты сегодня очень ценятся по сравнению с некоторыми современными инструментами.Со временем ювелирное искусство туркмен трансформировалось, однако сохранило многие элементы традиционности. Украшения стали менее габаритными и более легкими, ведь раньше комплект женских украшений порой весил до 8 килограммов. Если раньше ювелирным делом занимались только мужчины, ведь эта профессия требовала особых навыков работы с металлом, в ХХ столетии учеником мог стать уже любой способный подросток, а в наше время и женщина-ювелир – не редкость.
Со временем ювелирное искусство туркмен трансформировалось, однако сохранило многие элементы традиционности. Украшения стали менее габаритными и более легкими, ведь раньше комплект женских украшений порой весил до 8 килограммов. Если раньше ювелирным делом занимались только мужчины, ведь эта профессия требовала особых навыков работы с металлом, в ХХ столетии учеником мог стать уже любой способный подросток, а в наше время и женщина-ювелир – не редкость.
Сегодня туркменские ювелиры создают подлинно национальные произведения, продолжая традиции мастеров прошлого. Уникальная коллекция женских ювелирных украшений хранится в Государственном музее Государственного культурного центра Туркменистана. Туристы, посещающие Туркменистан, могут не только любоваться ими в музеях страны, но и приобрести в торговых центрах, специализированных магазинах и по сложившейся с давних времён традиции — на базарах.
Источник: dzen.ru
Туркменское ювелирное искусство: очарование древней тайны
Туркменское ювелирное искусство – неотъемлемая часть национального культурного наследия, своими корнями уходит в глубь тысячелетий. Археологические раскопки в ранних поселениях на территории Туркменистана, цивилизации Древнего Мерва и Древней Нисы, а также многих других свидетельствуют о давних традициях туркменского народа по изготовлению ювелирных украшений.
Сегодня изделия туркменских зергеров (мастеров-ювелиров) включены в экспозиции лучших музейных собраний по всему миру. Они отличаются красотой и гармонией, привлекают своей самобытностью, симметричностью узоров и уникальными чертами национального орнамента. Еще в далеком прошлом ювелиры научились виртуозно сочетать золото и серебро с благородными камнями, выработав не только традиции безупречного технического мастерства, но и непревзойденные по эстетическим качествам художественные каноны.
Много интересного о ювелирах хранят народные предания. К примеру, одно из многочисленных требований, предъявляемых к мастеру, — точность. В древности, когда основным оружием в войнах были лук и стрелы, ювелиры одновременно были и лекарями. Они извлекали вонзившуюся стрелу из тела посредством специальной серебряной трубки, которая обладала антисептическим свойством и предохраняла при этом рану от заражения. Имея самые лучшие инструменты для работы, ювелиры одновременно были и «стоматологами».
Ювелирные украшения — неотъемлемая часть быта туркмен, их носили не только женщины и дети, но и мужчины. Ими украшали ахалтекинских скакунов в знак уважения к боевым коням и для защиты их от зла и болезни. Эти изумительные изделия создавались не только как декоративное дополнение к наряду, но и как чудодейственные талисманы.
Именно в украшениях символика, присущая всему национальному искусству, проявляется особенно ярко и волнующе. Форма, расположение камней, пропорции, композиция, орнамент – все это несло в себе магический смысл. Даже выбор серебра был неслучаен – по древним поверьям оно обладало целебными и защитными свойствами. Для отделки чаще всего использовали полудрагоценные камни: бирюзу, кораллы, сердолик, нефрит. Но самым любимым был и по сей день остается сердолик – камень, приносящий в дом изобилие, счастье и покой, а своей владелице – здоровье и защиту от дурного глаза.
Туркменские женские украшения зачастую напоминают доспехи древних воинов. Одни из них удивительно похожи на шлем древнего рыцаря, другие — вызывают ассоциацию с кольчугой, защищающей от стрел и копий. А массивные браслеты, закрывающие руку от кисти до локтя, идентичны по форме стальным нарукавникам.
Самыми первыми украшениями маленьких детей были обереги – серебряные бубенчики и пластинки разной конфигурации, которые нашивали на одежду, защищая малышей от болезней или сглаза. Детские украшения имели и чисто практическое значение. Когда ребенок начинал ходить, ему на ножки надевали браслеты с бубенцами, по звуку которых мать легко могла определить, где находится ее чадо.
Девушки и молодые женщины носили массивные украшения на голове, груди, на шее, руках, косах и одежде, а женщины преклонного возраста -облегченные и из чистого серебра. К достижению брачного возраста у девочек увеличивалось количество ювелирных украшений. Количество украшений, которое носила женщина, уменьшалось с возрастом после замужества и рождения ребенка, пожилая женщина носила только два амулета.
Молодой девушке дарили серебряную «шапочку», с которой свисают «гупба» и «чекелек». Этот предмет символизировал её готовность вступать в брак. Надевая серебряную «гупба», венчающую подобно султану головную тюбетейку, девушка поневоле вырабатывала грациозную походку и пластику движений. Традиционный наряд невесты на свадьбе весил 20 кг.
Будущая свекровь невесты дарила ей украшение, представляющее собой два металлических сердца, спаянных вместе. Количество завитушек в нижней части украшения символизирует предполагаемое (желаемое) число детей.
Ювелирные украшения для мальчиков воспитывают в них чувство защитников Родины. Так, детский оберег в виде стилизованного лука со стрелой, символизирующий мужество, пришивали на спинку халатика мальчика, чтобы он вырос сильным и храбрым. Мужчины носили только серебряный пояс, к которому прикреплялся кинжал.
С конца XIX века и по сей день ни одна туркменка не может обойтись без брошки-застежки — солнечной «гульяка», которую прикалывают на ворот платья. В повседневной жизни женщины продолжают носить старинные талисманы – причудливые пластинки с монетками.
Удивительны традиции ювелиров средневековья. Учиться мастерству зергера считалось почётным и уважаемым занятием. Требовалось пять лет учёбы, чтобы приобрести необходимые навыки. За этот период мастер обеспечивал ученика инструментами и необходимыми материалами.
Для посвящения ученика на самостоятельную работу собирались лучшие мастера-ювелиры, и выпускник держал экзамен по мастерству. Если он считался достойным, учитель по традиции дарил ему инструменты и материалы для работы. Но еще в течение целого года молодой мастер, прежде чем предложить свой товар на продажу, обязан был показывать каждую вещь учителю.
В Древнем Мерве существовали улицы шорников, гончаров, ювелиров. Мастера с непререкаемым авторитетом объезжали на конях торговые ряды, не допуская к продаже недостаточно высокие по качеству ювелирные украшения. Было очень важно делиться опытом, своими методами и навыками, чтобы технические приёмы, создание узоров, орнамента, формы и цвета могли сохраниться и развиваться. Возможно, благодаря именно таким жестким правилам туркменское ювелирное искусство достигло высокого уровня.
Другая уникальная традиция среди зергеров – изготовление собственных профессиональных инструментов. Основные инструменты ювелира – небольшая наковальня, называемая «сандал», заостренная с одной стороны, молоток или «чукеч», который имел форму миниатюрной наковальни с различными приспособлениями для работы с металлом, для отстукивания и придания формы металлу, и пара кусачек, называемых «захамбар». Ученик вовлекался в процесс изготовления этих инструментов, чтобы гарантировать, что он приобрел все необходимые профессиональные навыки. Эти изготовленные вручную инструменты сегодня очень ценятся по сравнению с некоторыми современными инструментами.
Со временем ювелирное искусство туркмен трансформировалось, однако сохранило многие элементы традиционности. Украшения стали менее габаритными и более легкими, ведь раньше комплект женских украшений порой весил до 8 килограммов. Если раньше ювелирным делом занимались только мужчины, ведь эта профессия требовала особых навыков работы с металлом, в ХХ столетии учеником мог стать уже любой способный подросток, а в наше время и женщина-ювелир – не редкость.
Сегодня туркменские ювелиры создают подлинно национальные произведения, продолжая традиции мастеров прошлого. Уникальная коллекция женских ювелирных украшений хранится в Государственном музее Государственного культурного центра Туркменистана. Туристы, посещающие Туркменистан, могут не только любоваться ими в музеях страны, но и приобрести в торговых центрах, специализированных магазинах и по сложившейся с давних времён традиции — на базарах.
Источник: turkmenportal.com
Загадка Древнего Востока: Как туркменские украшения для женщин и лошадей покорили весь мир
В мировом ювелирном искусстве есть очень интересное направление – туркменское. Национальные серебряные украшения этого народа неповторимы и узнаваемы. Восточные мастера многие века удивляли своим искусством весь мир, а сейчас их секреты пытаются разгадать зарубежные дизайнеры и ювелиры. «Туркменский стиль» до сих пор не вышел из моды, ведь он впитал в себя уникальные восточные традиции, помноженные на высокий художественный вкус и мастерство, полученное от предков.
Работа для мужчин
Если ткать ковры и вышивать в Туркмении было занятием женским, то изготовлением ювелирных украшений традиционно занимались мужчины. Древнее ювелирное искусство передавалось из поколения в поколение, и только в прошлом веке в мастера (по-туркменски – зергеры) стали набирать всех желающих. Мальчик, который устраивался учеником к мастеру, обычно не проходил никакого конкурса. Более того, ему ничего не нужно было платить за обучение: напротив, зергер при необходимости даже материально помогал своему ученику. Сначала будущему мастеру давали самую примитивную работу, но если он показывал талант и усердие, постепенно мастер начинал доверять ему и более сложные вещи – например, делать гнезда для вставки камней.
От простого к сложному. / Фото:blogspot.com
В конце обучения новоиспеченный зергер проходил своего рода экзамен: ему нужно было сделать ювелирное изделие самостоятельно. Если мастер признавал его работу достойной, юношу ждало самое важное в жизни событие – посвящение в мастера. В честь молодого зергера устраивали большой пир, на котором обязательно закалывали барашка и ставили на стол самые изысканные блюда. В знак признательности бывший ученик преподносил своему преподавателю халат, а тот мог подарить ему несколько своих инструментов.
Искусств для избранных. Точнее, для мужчин. Которые трудились для женщин. /Фото:orient.tm
Украшения вчера и сегодня
Самым распространенным материалом для изготовления туркменских ювелирных украшений испокон веков было серебро. Иногда его покрывали позолотой. Изделия украшали гравировкой, насечками, инкрустировали полудрагоценными камнями (чаще всего – сердоликом или бирюзой), и лишь в наше время ювелиры Туркмении стали вставлять в изделия искусственные камни и стекло.
При создании узоров мастера использовали простые геометрические фигуры — круги, ромбы, овалы, треугольники, квадраты. Считалось, что овальный камень в украшении символизирует глаз и поэтому защищает владельца от дурного глаза. Говорят, что именно поэтому в ювелирных изделиях туркменов столько камней такой округлой формы.
Ювелирные изделия туркменов отличают монументальность и в то же время вкус и простота. /Фото:orient.tm
Также распространено изображение павлина, который очень часто встречается в искусстве древнего Востока. Штампы для серебряных изделий были очень разнообразными в плане рисунка и обычно передавались по наследству.
Украшения изготавливали не только для женщин, но и для. коней. На налобной части сбруи животного обычно красовался камень-оберег. А вот мужчины ювелирные изделия почти не носили (разве что могли украсить свои доспехи).
Украшение для коня. /Фото:turkmen.ru
Конь, облаченный в туркменские драгоценности./Фото:turkmen.ru
Со второй половины позапрошлого века ювелирные украшения работы туркменских мастеров стали постоянными «участниками» престижных европейских выставок. И даже когда в 1960-х годах в Туркмении был наложен запрет на частное ювелирное дело, зергеры продолжали работать.
Интересно, что за многие века стилистика туркменских изделий особо не изменилась – ну, может быть, немножко оригинальнее стали узоры.
Сегодня многие дизайнеры мира стали обращать внимание на искусство туркменских зергеров, ведь их изделия привлекают своей самобытностью, точностью геометрических форм и симметричностью в совокупности с неповторимостью национальных орнаментов, которые впитали в себя тысячелетнюю историю искусства Древнего Востока.
Туркменская девушка в традиционном наряде с ювелирными украшениями. /Фото:livemaster.ru
Богатство туркменок
Туркменские женщины уделяли огромное внимание ношению украшений и придавали им глубокий, сакральный смысл. Сережки, браслеты, головные уборы не только говорили о статусе и положении женщины (замужняя или незамужняя, есть ли дети и т.д.) и принадлежности к тому или иному племени, но и служили своего рода оберегами.
Гордость и отличительный признак для туркменской женщины. /Фото:orient.tm
Люди наделяли свои украшения способностями давать владельцу силу, помогать в сохранении крепких семейных уз и даже излечивать от недугов. Ювелирные украшения-обереги нашивали на одежду малышам, а серебряные бубенчики на жилете ползающего по дому карапуза своим звоном еще и давали матери возможность всегда знать, где он.
Само серебро считалось олицетворением женского начала, и представительницы прекрасного пола обильно покрывали серебряными изделиями шею, руки, уши, косы, одежду. Особенно богато украшались головные уборы. Обычно поверх тюбетейки женщина носила что-то вроде серебряного купола с подвесками в виде серебряных пластин и драгоценных камней (стилизация под шлем туркмена-воина). Самыми настоящими шедеврами ювелирного искусства были даже прищепки и держатели для женских платков.
Таким подобием шатра покрывался головной убор туркменки. Фото:blogspot.com
Наголовное украшение. /Фото:123ru.net
Уже в девять-десять лет туркменская девочка имела свой персональный и довольно большой набор ювелирных украшений. А вот после 40-45 лет женщины традиционно старались украшать себя скромнее.
Сегодня туркменское ювелирное искусство стало более современным: с одной стороны, сохранились старинные традиции, с другой – появилась свобода в выборе узоров и приобретении материалов. Кроме того, это уже не строго мужское занятие – теперь среди зергеров встречаются и женщины.
Работы молодой женщины-ювелира Айджемал Чарыевой. /Фото:turkmenistan.gov.tm
Текст: Анна Белова
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Источник: kulturologia.ru