Украшение черты весь что это такое

Нас часто спрашивают о символике «ярославских» изразцов, о значении всех этих рельефных птиц и животных, изображаемых на современных русских изразцах.

Поэтому мы решили в своей статье кратко рассказать об этом, обратив внимание нашего читателя, что древние символы не свойственны ярославской изразцовой школе, где применялись в основном разнообразные цветочные розетки, отличающиеся друг от друга числом лепестков. Зооморфные сюжеты, с полными символизма полуживотными и полуптицами, присущи Владимиро-Суздальской традиции и о ней пойдет речь в нашей небольшой статье.

К середине XII века Владимиро-Суздальское княжество было крупнейшим на Руси, а Суздаль и Владимир четвертым и пятым по размеру городами. Архитектура этих городов была настолько самобытна, что сформировала собственную одноименную архитектурную школу.

Главным характерным признаком Владимиро-Суздальских храмов стала белокаменная резьба с фольклорными сюжетами или «звериным стилем» с различными элементами византийского происхождения, а также греческого и персидского эпоса.

ТОП-10 ошибок в декоре тортов

На стенах Владимиро-Суздальских храмов можно увидеть переработанных греческих персонажей — китоврасов, «обрусевших» потомков кентавров, грифонов — «собак Зевса», алконостов — райских птиц с человеческим лицом, их коллег сиринов — птиц-дев, восходящих происхождением к сиренам и многих других персонажей.

Итак, по порядку.

Китоврасы — они же кентавры — дикие существа, полулюди-полукони из греческой мифологии. Русские китоврасы восходят к талмудическим легендам о царе Соломоне и его противнике Асмодее, которого в славянских легендах заменил собой китоврас.

Единороги — происходят из древнеиндийского эпоса, однако, на Руси появились из Византии с раннехристианскими сочинениями.
Символизируют собой чистоту и невинность.

Грифоны — «собаки Зевса» — огромные птицы с орлиным клювом и телом льва, стерегущие золото Зевса от аримаспов — циклопических людей, проживающих в северо-восточных землях.

Сирины — происходят от древнегреческих сирен — птицы-девы, как и сирены, зачаровывающие людей своим пением. Но в отличие от древнегреческих сирен, русские сирины не были демонизированы и более того, считались божественными птицами, предсказывающими будущее.

Алконосты — райские птицы с человеческим лицом — восходят к греческому мифу об Алкионе, превращенной богами в зимородка и несущей яйца в море, делая его спокойным на шесть дней пока не вылупятся птенцы.

Читайте также:
Украшение лестницы на новый год в детском саду своими руками

Гамаюны — птицы-девы из мифологии древних персов, «предвещающие счастье».

Берегини — русалки из древнеславянского эпоса, имя которых происходит от слова «берег», живущие в воде и заманивающие людей в омут. Есть еще вариация этого персонажа в эпосе друидов. Также имеется аналогичный персонаж мужского рода Тритон (в русском варианте — Водяной) — сын Посейдона, зловредное демоническое существо, как и Берегиня, вредящее людям. На рельефах изображаем в виде существа с рыбьим хвостом и бородой.

Соколы — благородные птицы — символ солнца и света, победы и превосходства, защиты и свободы. У славян символизируют собой силу, мужество, доброго молодца.

Весна украшает землю цветами.

Соловьи — символизируют любовь и радость, но иногда светлую печаль.

Птицы — символы человеческой души, трепещущей и мятежной.

Полканы — полупсы-полулюди, они же песиглавцы. Более поздние персонажи, относимые к XIV-XV векам и символизирующие нехристь, «идолище поганое», «татарщину».

Львы — элементы апотропической магии — рельефные обереги от зла, стражи ворот и трона.

Семарглы — «семиглавы» — древнерусское божество, символизирующее собой семичленный древнерусский пантеон. По версии К. В. Тревера восходит к иранской мифической полуптице Сэнмурв с головой льва.

По своему происхождению все антропоморфные персоналии Владимиро-Суздальской резьбы, перенесенные позднее на изразцы, были языческими. Тем интереснее этот симбиоз в архитектуре Владимиро-Суздальских храмов, совмещавший в себе изображения христианских святых и символы старой дохристианской веры славян.

Некоторые из перечисленных персонажей есть и на наших изразцах Суздальской серии. Всего в нашей коллекции этой серии восемь рельефов и семь персонажей: сокол, птица, соловей, два льва, семаргл, кетаврас и грифон.

В статье использовались материалы Мифологического словаря издательства «Советская Энциклопедия», 1991 год.

О символизме графических орнаментов русских изразцов вы можете прочитать на этой странице.

Отзывы наших клиентов

Сделала вместе уже два камина (в гостиной и в спальне) — удивительные художественные идеи и отличное исполнение.

Ирина Гайда, частный заказчик
Охотничий камин

Юля! Поздравляйте нас! Ваша красавица самая лучшая в интерьере))) . Спасибо вам за все!

Татьяна Воротникова, архитектор
Бирюзовая изразцовая печь
Спасибо вам! Очень красиво получилось. . Панно задает тон всей кухне

Наталья Давыдова, частный заказчик
Панно для кухни с дичью

Удивительная работа! Прекрасный мастер! Очень тонкая, одухотворенная красивая работа! С портретов, написанных Юлией, смотрят чудесные, как будто знакомые женщины.

Елена Оболенская, частный заказчик
Панно Святая Иустина
Спасибо огромное! Китайский получился полный улет!

Ирина Гайда, Частный заказчик
Китайский камин
Спасибо вам за качественную профессиональную работу!

Читайте также:
Головное украшение в виде венца как правильно из драгоценных металлов и камней

Александр, архитектор
Пряничное барбекю
Юля, добрый! Ну вы молодцы!) Красота!

Егор, архитектор
Панно Карта Мира

Юлия — добрый день. Хочу вас поздравить с очередным успешно реализованным проектом. Печь получилась — ОФИГЕТЬ.

Источник: www.russian-mayolica.ru

К истокам: «Русское узорочье» – ювелирное искусство Руси

В данной статье хотелось бы обратиться к истории ювелирного искусства Древней Руси, в частности к «Русскому узорочью». Вполне вероятно, что те вещи, которые были модными несколько веков назад, вдохновят нас, современных авторов, на создание украшений в национальных русских традициях!

Что же такое «Русское узорочье»? Этим термином названо яркое самобытное искусство золотых и серебряных дел мастеров Древней Руси XVI-XVII веков. Это направление сочетает в себе мотивы искусства Византии, Востока и Запада. Русские мастера отчасти видоизменили традицию изготовления украшений, которая была известна со времен Византии и берет свое начало в Древнем Риме: расцветили украшения драгоценными эмалями и драгоценными камнями, придали им ярко выраженный национальный колорит.

Название «Русское узорочье» удивительно точно передает характер украшений того времени, которые отличались пышностью орнаментального декора и необычайным богатством красок. В украшениях использовалось множество насыщенных по тону цветных камней самого высокого достоинства — сапфиров, рубинов, изумрудов, аметистов, бирюзы и, конечно, любимого во все времена жемчуга. Особую декоративность придает изделиям обилие растительного сканного орнамента, широкое применение многоцветной эмали, черни глубокого тона, рельефных чеканных узоров. Мотивы ажурного узора, украшенных камнями и эмалью, напоминают цветки граната, тюльпанов и других незнакомых на севере растений.

К истокам

Важную роль в парадном женском наряде играли рясны — длинные, спускавшиеся до плеч жемчужные нити, которые подвешивали к головным уборам симметрично по обеим сторонам лица.

К истокам

К истокам

К истокам

Особенно разнообразны и оригинальны по форме были серьги. Судя по форме замка, некоторые довольно массивные украшения носили не в ушах, а прикрепляли к головному убору.

К истокам

К истокам

К истокам

Наиболее ярко черты «русского узорочья» проявились работах московских златокузнецов: золотых серьгах, украшенных сканью с многоцветными эмалями, камнями и жемчужными подвесками. Красочные, нарядные, с четко выверенными симметричными формами эти серьги олицетворяют представления о красоте, характерные для того времени, и являются образцом художественного совершенства.

К истокам

К истокам

Кольца и перстни также пользовались всеобщей любовью. Иногда в особо торжественных случаях кольца надевали на все пальцы. Изумруды, рубины, сапфиры, бирюза, жемчуг в эффектном обрамлении выглядели, как цветы. Популярны были перстни-печати и перстни с восьмилепестковой розеткой, украшенной небольшими камнями и мелким растительным орнаментом.

К истокам

К истокам

К истокам

Необходимым дополнением в качестве украшения были драгоценные пуговицы, пряжки, булавки и, конечно же, золотые и серебряные цепи, которые чаще собирались из плоских элементов или из завитков плющеной скани и украшались белой или голубой эмалью.

Читайте также:
Декоративное украшение интерьера технология

К истокам

К истокам

К истокам

К истокам

К истокам

Мастера золотого и серебряного дела XVI-XVII веков продолжили художественные традиции своих предшественников и, аккумулируя в своем творчестве опыт искусных ювелиров Византии, а нередко и заимствуя некоторые технические приемы и мотивы искусства Востока и Запада, они вместе с тем привнесли в ювелирное дело свой особый идеал красоты и создали яркий самобытный стиль русского искусства.

Российские ювелиры на протяжении многих столетий неоднократно обращались и обращаются к творчеству мастеров «русского узорочья», создавая шедевры русского стиля.

Литература: Шаталова И.В.Стили ювелирных украшений. — 2004.

Источник: www.livemaster.ru

Дымковская роспись: традиционные элементы и узоры, фото игрушки, технология изготовления

В числе старинных русских промыслов гончарное ремесло занимает одно из самых значительных мест. Помимо чисто бытовых предметов утвари, мастера создавали веселые игрушки, получившие впоследствии название дымковская роспись. Зародившись как боковая ветвь основного промысла, со временем это направление переросло в самостоятельную ветвь народного творчества.

История дымковской росписи

История дымковской

Издавна на Руси многие праздники сопровождались народными гуляньями, а в качестве музыкального сопровождения использовались различные дудочки и глиняные свистульки. Более 400 лет назад одну из памятных дат (Хлыново побоище) на Вятской земле отмечали праздником «Свистопляски».

Начав с изготовления ярких свистулек, мастерицы слободы Дымково расширили список игрушек предложением фигурок барышень и кавалеров, животных и птиц. Со временем поделки мастериц стали продавать круглый год, а их слава вышла далеко за пределы Вятки (г. Киров).

Игрушечный промысел приносил настоящую прибыль, причем занимались им в основном женщины. Секреты мастерства передавались от матери к дочери, образовались настоящие династии. Однако в начале 20-го века спрос на продукцию народных мастеров резко упал, а фамильный промысел почти исчез.

До середины столетия традиции и секреты народной росписи сохранились благодаря мастерице Анне Мезриной и художнику Алексею Деньшину. Позже была создана артель по изготовлению народной игрушки в традициях местного искусства. Целью ее работы были не только выпуск продукции, но и сохранение навыков и секретов творчества мастеров Вятской земли.

Основные типы дымковской игрушки

Для всех фигурок и поделок характерны общие черты: формы, расцветки, узоры, технология создания. Хотя каждая игрушка имеет свои индивидуальные черты и не похожа на своих собратьев, все разнообразие форм условно делят на несколько групп.

Женщины

Женщины

По форме барышни имеют величественную осанку, круглую колоколообразную юбку в пол и обязательно головной убор: кокошник или шляпку. Это могут быть кормилицы с младенцами на руках, водоноски, богатые барыни (с зонтиком, муфтой, собачкой и т. д.), девушки с хлебом-солью.

Читайте также:
Правила ношения украшений для мужчин

Кавалеры

Кавалеры

Мужские фигурки не так популярны и более скромны, поэтому их ассортимент менее разнообразен. Одиночные фигурки, как правило меньше по размеру, также обязательно в головном уборе. Как правило, это военные, моряки, кавалеры в сюртуках. Более простые варианты (мужики) изображаются с балалайками, гармошками, собачками, верхом на животных.

Птицы

Птицы

Обычно это индюки, петухи, утки. Все они раскрашены очень ярко, индюки и петухи – с распушенными разукрашенными хвостами, а утки – с пышными оборчатыми пелеринами и раскраской по всей поверхности.

Животные

Животные

В самом начале преобладали изображения тотемных животных: медведя, оленя, козла, барана. Позже с развитием промысла стали популярны фигурки и домашних животных. Как и в других поделках, преобладают яркие цвета.

Характерные черты: широко расставленные ножки и вскинутые головы. Иногда фигурки ироничные: играют на музыкальных инструментах и одеты в яркую одежду.

Цельные композиции

Цельные композиции

Игрушечные группы могут включать в себя фигурки не только людей, но и животных или птиц. Сюжеты таких композиций разнообразны – от простых бытовых сценок до изображений гуляний или сказочных историй.

Характерные примеры: чаепитие, катание на тройках или просто на лошадках, прогулки на лодке или в саду, ярмарка со скоморохами и др.

Традиционные черты дымковской игрушки

Поделки мастериц Вятской земли можно легко отличить по характерным особенностям – выглядят они всегда жизнерадостно, имеют приятные округлые формы и порождают только положительные эмоции. Мастерицы веками вырабатывали свой стиль, поэтому даже внешне различные поделки несут на себе печать традиций народного творчества.

Цветовая гамма

Цветовая гамма

Черный и коричневый цвета используются в самом минимальном объеме – только для подчеркивания или разделения. Наиболее распространенными красками являются:

  • зеленый (символ природы);
  • красный (красота и здоровье);
  • синий (небесные просторы);
  • белый (чистота, добро, правда);
  • желтый (солнечный свет).

Богатство цветовой гамме придавали наклейкой позолоты в виде точек и ромбиков, которые изготавливались из сусального золота и наклеивались яичным белком.

Элементы росписи и орнаменты

Элементы росписи

Мастерицы всегда использовали только строгие геометрические фигуры. Характерными элементами росписи являются круги и точки, прямоугольники, ромбики и зигзаги, различные линии и их сочетания.

Порядок нанесения отдельных элементом определяется мастером и его предпочтениями. Изначально каждый символ и весь орнамент имел скрытое значение и был связан с природой: волнистая линия – вода, круг со звездой – солнце, перекрещенные полоски – колодезный сруб.

Читайте также:
Новогодние украшения своими руками из туалетной бумаги

Используемые сюжеты

Используемые сюжеты

Первоначально поделки создавались для детей. Хотя позже их стали приобретать как сувенирную продукцию, сюжетные линии по-прежнему сохраняют свою простоту и непосредственность: семейное чаепитие, катание на лодке или лошадях, группы барышень или всадников и т. д.

Каждая сценка даже у сложных композиций понятна и ребенку, вызывает только положительный отклик у зрителя. Посыл мастеров понятен: радость, веселье, жизнеутверждение.

Материалы изготовления

Материалы изготовления

Вятские мастерицы использовали для своей продукции красную глину с добавлением мелкого речного песка. В современном мире при создании поделок могут быть использованы и другие материалы:

  • пластилин;
  • самозатвердевающая полимерная глина;
  • соленое тесто.

Эти варианты подойдут для тех, кто хочет попробовать свои силы самостоятельно. Каждый из них имеет свои нюансы, поэтому при выборе стоит изучить свойства каждого материала. Однако в профессиональном секторе по-прежнему используют только глину с добавками.

Как выглядит дымковская игрушка

Вероника Соколова

Основа каждого изделия – это самая большая часть (туловище, юбка и т. д.). Из комочка глины скатывают шарик, затем придают ему нужную форму – округлый брусок. К основе добавляют второстепенные элементы. Например, у лошади это:

  • ноги;
  • шея и голова;
  • грива, хвост, уши.

Соединения деталей сглаживают мокрой тряпочкой, чтобы не было видно швов. Для этого рядом всегда держат мисочку с водой. Нанесение мелких деталей проводят острой палочкой (рот, глаза, ожерелье, перья), а для заглубленного узора используют рельефные штампики из обожженной глины.

Сушка и обжиг

Сушка и обжиг

Готовые фигурки высушивают от нескольких дней до 2-3 недель. Срок зависит от размеров поделки и условий в помещении (влажности и температуры). Следующий этап – обжиг, который раньше проводили в печи, устанавливая изделия на железном противне над дровами.

Современное электрооборудование позволяет выполнить операцию с минимальным риском для мастера и продукции – равномерно и с контролем температурного режима.

Побелка игрушки

Побелка

Перед декорированием все изделия покрывают белой краской. Традиционно применялся разведенный мел на молоке. Этот состав показал свою долговечность на протяжении веков, поэтому его используют и современные мастерицы.

Исключение – детское творчество, когда для побелки берут обычную белую гуашь.

Нанесение росписи

Нанесение росписи

Заключительный этап – нанесение рисунка на белую поверхность. Простота форм при раскраске поделок прошлых веков объясняется использованием палочек, обернутых тканью, вместо кистей.

В краски добавляли яичный желток, что придавало им долговечность и прочность. Оттенки получали разведением основных красок мелом. Поверх рисунка фигурка может быть украшена кусочками сусального золота различных геометрических форм.

Источник: farfor-biser.info

Рейтинг
Загрузка ...