

Ювелирные изделия – страсть женщин во все времена. Они издавна считаются важной составляющей образа, поэтому им всегда уделялось особое внимание. И ювелиры Древней Греции как никто другой преуспели в этом. Изделия, созданные ими, сравнимы с настоящим произведением искусства. И едва ли найдется женщина, которая не оценит по достоинству красоту украшений в этом стиле.
История ювелирных украшений в Греции
Древние греки славятся утонченным вкусом и любовью к прекрасному. Украшения в греческом стиле – сочетание простоты и совершенства. Каждое из них, найденное во время археологических раскопок, удивляет своей красотой. Сегодня ими можно любоваться во многих мировых музеях.
Ювелирные украшения античной Греции
Вместе с тем, неоправданная роскошь порицалась в те времена.
Древние греки были уверены, что все должно быть сдержанными и элегантными одновременно
Независимо от социального положения и статуса человека, эти правила строго соблюдались.
Особое внимание жители античной Греции уделяли украшениям на голову. Для этого использовались не только натуральные цветочные и растительные венки, но и всевозможные обручи с орнаментом или с жемчугом. В особых случаях, по праздникам или на выход, женщины использовали для волос диадемы, инкрустированные драгоценными, преимущественно прозрачными, камнями (например, горный хрусталь).
Изделия, созданные ювелирами античной Греции, по сей день восхищают. Вместе с тем, благодаря удивительному чувству гармонии, они не выглядят слишком кричащими и смотрятся сдержанно.
Характерные черты украшений в античном стиле
Греческие украшения выгодно выделяются среди большого разнообразия ювелирных изделий. Они, несмотря на некоторую массивность и роскошь, гармонично сочетают простоту и элегантность.
Среди особенностей, которые им характерны, следует выделить:
- Массивность. Основная черта, присущая античной моде. Особенно это применимо к греческим браслетам, которые призваны подчеркнуть изящество запястья.
- Материал. Преимущественно для них использовалось золото или серебро. Также, например, греческие украшения из серебра были дополнены жемчугом.
- Орнаментация. Характерная черта орнаментов – строгие и четкие линии. Ювелиры также использовали растительные узоры (цветы жимолости, листья оливкового дерева, плющ). Широкое распространение получило и использование меандра. Он мог быть квадратным или круглым.
Современные украшения
Ювелирные украшения Древней Греции
Несмотря на то, что этот стиль существует давно, он не теряет актуальности и по сей день. Многие модницы считают его идеальным для использования в особых случаях. Драгоценности должны быть неброскими, поскольку в основе греческого образа используются наряды в пастельных тонах.
Так, например, серьги в греческом стиле могут быть массивными, овальной формы или длинные, с растительным орнаментом или меандром. Их размер позволяет выгодно подчеркнуть черты лица.
Кольца с греческим орнаментом не менее популярны сегодня. Они дополнены растительными орнаментами, вырезанными птицами и даже насекомыми. Кольца могут быть тонкими и массивными. Главное не прогадать с их количеством. Даже в античные времена большое количество колец на пальцах считалось дурным тоном.
Ювелирные изделия в этом стиле, благодаря гармонии простоты и элегантности, популярны уже сотни лет
Со временем они видоизменяются, но основополагающие принципы, которые важны при производстве ювелирных изделий, остаются неизменными. Главное помнить о том, что во всем, а особенно в греческом образе, должна быть мера.
Источник: uvelirnoedelo.ru
Jewellery through the ages. Древняя Греция
У жителей Древней Греции был богатый выбор украшений: ожерелья, кольца, подвески, булавки-застёжки, а также браслеты, кольца, венки и диадемы. Изделия часто дополнялись вставками из изумрудов, гранатов-пиропов, сердоликов, полосчатых агатов, сардониксов, халцедонов, горного хрусталя и цветной эмали.
Древнегреческие мастера продолжали совершенствовать уже существующие ювелирные стили и техники и вывели их на «новые высоты». Несмотря на то, что техника работы с ценными металлами была позаимствована у Древних Египта и Месопотамии – древние греки создали свой уникальный стиль, сохранившийся на протяжении многих столетий в своей классической форме.
Золото было основным материалом ювелиров. Акцент делался на утончённость и детализированную аккуратность, а цветные камни и эмаль использовались гораздо реже, чем в Древнем Египте и Персии.
Микенская цивилизация была одной из ранних «вдохновительниц» развития ювелирного мастерства. После падения Микен и последовавших в конце XII-X вв. до н.э. «сумерек», Золотой век эллинской цивилизации стал истинным расцветом ювелирного зодчества. Использование литейных форм и усовершенствование техники сусального золота дали возможность древнегреческим мастерам создавать великолепные произведения, многие из которых сохранились до наших дней как эталон классического ювелирного искусства.
Правление Александра Македонского, его обширные завоевания открыли грекам богатые источники драгоценных камней и металлов, а также возможность использования разнообразных стилей и техник порабощенных народов.
Ювелирные украшения, так же как и другие виды искусства Древней Греции, постоянно подчёркивали связь между человеческим и божественным началами. Индивидуалистичность древнегреческой культуры была плодотворной почвой для буйства фантазии, легкости, непринуждённости и одновременно сложности дизайнов, которые не были мотивированы ни политически, ни идеологически.
Относительный консерватизм древнегреческих ювелирных украшений основывался на философских учениях, не приемлющих роскошь и излишества. В Древней Элладе чрезмерное использование и ношение дорогих и вызывающих убранств, в том числе украшений, считалось «женственным» признаком моральной и физической слабости.
В древнегреческой культуре украшения стали делиться на мужские и женские. И хотя представители обоих полов носили и кольца, и браслеты, и диадемы и ожерелья, за своих носителей говорили символические образы, используемые в произведениях. Мужские орнаменты включали в себя изображения хищных животных и птиц, с акцентом на физическую и сексуальную силу и энергию. Женские же «говорили» о плодородии, изобилии и изысканности.
Кроме природных мотивов весьма важными были и религиозные. Учитывая обширность Древнегреческого Пантеона, остановимся лишь на наиболее значимых тематиках.
Афродита (Любовь) – Эрот (Любовная Страсть) – Ника (Победа) Изображение Афродиты чаще всего сопровождалось легкокрылыми Эротом и Никой, а также голубями и лебедями, отождествляя всемогущество любви и торжество ее над миром.
Артемида (Дева-Охотница)
Изображение этой богини использовалось преимущественно женщинами. Будучи сестрой Аполлона, Артемида стала его женским воплощением. Вместе брат и сестра – Аполлон и Артемида – отождествляли мужское и женское начала – Солнце и Луну.
Деметра (Плодородие-Природа) – Персефона
Имя Персефоны переводится как «Смерть ведущая». Согласно древнегреческой мифологии, Персефона по полгода проводит то со своей матерью Деметрой, то с мужем Аидом в Царстве мёртвых. Когда Персефона живёт в «Потустороннем» царстве, на земле наступают осень и зима – Деметра, тоскуя по дочери, забывает обо всём – природа увядает, погружается в сон, похожий на смерть. С возвращением Персефоны в мир живущих, на смену зиме приходят весна и лето – объятая радостью Деметра вновь наполняет жизненной силой природу, пробуждая её к жизни и наделяя плодородием. Мать и Дочь – Деметра и Персефона – древние символы аграрного общества и культуры.
Афина (Мудрая Дева-Воительница)
Рождённая из головы своего отца Зевса, Афина является символом женщины с мужским началом, уравновешенным женскими чертами милосердия, сострадания и терпеливости.
Дионис – Менады – Сатиры
Дионис – бог вина и празднеств, актёрского мастерства и сексуального влечения всегда окружён полуживотными-полулюдьми – сатирами и последовательницами менадами – вакханками, которые играют на музыкальных инструментах и предаются удовольствиям, возбужденные и разгорячённые вином.
Ювелирное искусство Древней Греции по праву занимает почётное место классического культурного наследия западной цивилизации. Оно отражает не только эстетические воззрения и культурные убеждения, но и философию цивилизации, создавшей ювелирные произведения неоспоримого качества и изыска. Не стоит удивляться, что в наше время многие ювелиры не только черпают вдохновение в классической Элладе, но и копируют произведения древнегреческих мастеров, сохранившиеся до наших дней как в частных, так и в музейных коллекциях.
Yaroslavna Lasytsya – дизайнер
Sirin Jewellery Atelier
Источник: newstyle-mag.com
История костюма: Древняя Греция
В Древней Греции большое значение придавалось формам человеческого тела. Идеал красоты описан и в поэзии Гомера, в драматических произведениях, в работах философов, историков и летописцев. Красоте придавалось такое большое значение, что она могла стать причиной вооруженных конфликтов (Троянская война).
Помимо красоты образ жизни эллинов определялся также такими ценностями, как истина и добро, которые находились в тесном единстве. Представление о красоте ассоциировалось с положительными нравственными качествами. Идеалом греков был гармонически развитый, свободный человек, прекрасный душой и телом. Формирование такого человека обеспечивала продуманная система образования и воспитания.
Драпировка — основа древнегреческого костюма
Древние греки создали совершенный тип драпированного костюма. Прямоугольный кусок ткани различной длины и ширины, драпируясь на теле, подчеркивал гармонию тренированного тела и одежды, динамизм и свободу движений, скрывал недостатки. Пластика драпировки и осанка фигуры ценились гораздо выше стоимости ткани и красоты орнамента. Форма предмета доминировала над его декором.
Форма или отсутствие кроя одежды
Греческий хитон органично связан с архитектурой, особенно это касается эпохи классики, когда пропорции, масштабность, форма приобрели огромное значение. Ритм, расположение и форма складок, драпировок диктовались основной архитектурной формой эпохи — каннелированной колонной (ствол которой прорезан вертикальными желобками) дорического ордера. Первоначально вариантов греческого костюма было два: ионический и дорический (по названию племен и их территориальной принадлежности). Греческий костюм состоял из нижней одежды и плаща или накидки. Одежда древних греков на протяжении всего периода их истории по способу изготовления оставалась одинаковой, изменялись только ее размеры, ткань, отделка, украшения.
Кольцо из золота с бриллиантами из коллекции «Троя»
Фактуры, цвет, орнамент
Греки использовали мягкие, эластичные, хорошо драпирующиеся ткани. Чаще всего лен и шерсть. Их ткали ручным способом. Изначально греки носили одежду только домашнего изготовления и в основном белого цвета, но с развитием ткацкого и красильного ремесла появились разноцветные ткани с узорами.
Долгое время популярной тканью был ионийский лен, но позже он был потеснен шерстью, которую использовали дорийцы. В период архаики и ранней классики (VII век до н. э.— начало V века до н. э.) предпочтительными были оттенки голубого, нежно-розового, лилового, желтого цветов. Носили также хитоны светлых натуральных оттенков, часто с ярким орнаментом.
Самым престижным цветом, цветом аристократии, считался белый. Траурными считались серый и коричневый цвета. Зеленый, серый и коричневые цвета были цветами сельских жителей. В некоторых полисах было не принято окрашивать ткани. Так, спартанцы не имели цветной одежды, кроме красного военного плаща.
По краю одежд пускали орнамент, а на поле вышивали цветы, звезды, сцены битв или изображения богов. Крупный рисунок преобладал вплоть до V–IV вв. до н. э., но позже предпочтения сместились к однотонной одежде белого цвета с орнаментом по краю.
Коллекция ювелирных украшений «Троя»
Орнамент был подчинен ритму, раппорт строился по горизонтали. Узоры орнамента, связанные с природой, носили стилизованный геометрический или растительный характер, самые распространенные — это меандр, критская волна, пальметта. Вначале орнаменты были узкими, но когда греки начали использовать тяжелые дорогие ткани и одежда стала объемнее, орнамент тоже стал шире и массивнее.
В классический период (V — IV вв. до н. э.) в Грецию через Афины и Коринф стали завозить готовую одежду из ценных тканей: хлопчатобумажных из Индии, шелковых — из Сирии, узорчатых — из Персии, пурпурных из Финикии. Клечатые пёстрые и яркие одежды, имевшие азиатское происхождение, быстро обрели популярность.
Ионийцы носили длинные, ниспадающие пышными складками одежды с восточными мотивами. При культивируемой тяге к простоте, одежда в древней Греции была практически единственным способом заявить о своем вкусе и выделиться на фоне остальных. Греческий костюм только на первый взгляд выглядит простым и естественным. На самом деле драпировка, скалывание и разнообразные манеры ношения одной и той же вещи были целым искусством, которое воспитывалось в семье и считалось частью хорошего тона.
Мужская одежда
Самым древним видом греческой одежды, распространившейся от дорийцев, была хлайна. Она служила и верхней, и нижней одеждой и представляла собой узкий плащ из грубой шерсти. Под хлайну надевали хитон. Он служил нижней одеждой.
Хитон — это прямоугольный кусок ткани, сложенный по вертикали вдоль левого бока человеческого тела, скрепленный на плечах застежками — фибулами, подпоясанный ремешком с напуском (колпосом) и умело заложенный вертикальными складками. Различали дорический хитон — он был коротким (достигающим колен) и узким (около метра).
Такой хитон использовали как домашнюю одежду — выходить только в нем на улицу было не принято. Ионический хитон, вошедший в моду в VI веке до н. э. у восточного племени ионийцев. Он был длинным и закрытым: свободную сторону хитона скрепляли с помощью шнурков или застежек, оставляя разрез для руки.
Такой хитон чаще носили старики, женщины, государственные деятели, аристократы, участники священных игр. Выполнялся из двух кусков ткани иногда шириной до запястья и скалывался на каждом плече не одной, а несколькими заколками. При этом из складок получались рукава длиной иногда до локтя.
Довольно часто мужской хитон скреплялся фибулой только на одном плече и простейшим вариантом такой одежды был экзомис. Экзомис — хитон с концами, связанными на одном плече, оставляющий открытой руку, вместе с половиной груди — был одеждой сельских жителей и рабов, также мог использоваться как спортивная одежда. Изготавливался из грубой ворсистой шерсти.
Верхней одеждой у древних греков был гиматий или гиматион. Гиматий — архаичный длинный плащ с большим количеством складок, который носили поверх хитона. По форме он также представлял собой большой прямоугольный кусок шерстяной ткани одинаковый как для женщин, так и для мужчин. Иногда его носили без хитона.
Гиматий мог драпироваться разными способами вокруг тела, но чаще всего один его конец перекидывали через левое плечо, основное полотнище протягивали через спину под правую руку и закидывали второй конец на то же левое плечо. Дорический гиматий (аналог древней хлайны) сохранился до позднего времени лишь у спартанцев.
Верхней одеждой греческих аристократов и царей был вариант гиматия фарос — роскошный двойной плащ из египетского полотна, чаще всего пурпурного цвета. Помимо длинного плаща гиматия существовал короткий плащ — хламида, которую скрепляли застежкой на шее. Хламида также состояла из прямоугольного куска ткани. Её носили во время охоты, на войне, а также путешественники и пастухи.
Еще её использовали для спортивных состязаний (в этом случае она была единственным одеянием). В Афинах хламиду носили только юноши, а в Спарте и взрослые граждане тоже. К хламиде полагалась шляпа петас, которая представляла собой войлочную круглую шапочку с полями и без.
В VII — VI вв. до н. э. мужчины носили набедренную повязку, но уже обретали популярность широкие хитоны с короткими рукавами. Изображения людей в этой одежде сохранились на аттических вазах VI в. до н.э. До войн с персами (IV вв. до н. э.) было принято тесно стягивать талию. Пояс служил, чтобы подобрать хитон и сделать его нужной длины.
В эпоху эллинизма (III — I вв. до н. э.) в Греции появились элементы восточной моды: более тонкие, легкие, часто прозрачные, полупрозрачные ткани с орнаментом, вышитом золотом. Модным стал пурпурный цвет.
Источник: www.roskosh-jewel.ru