Организация: МБДОУ № 73
Населенный пункт: Мурманская область, г. Мурманск
Задачи:
Познакомить детей с одним из видов народно-прикладного искусства: дымковской игрушкой. Формировать умение выделять элементы росписи: круги, колечки, точки, полоски. Вызвать у детей желание расписать силуэты любимых игрушек (барыня, лошадка, олень). Воспитывать детей на народных традициях, показывая, как народное изобразительное искусство нераздельно от народной музыки и устного народного творчества.
Предварительная работа:
Рассматривание дымковских игрушек, рассматривание альбома «Дымковские игрушки», разучивание стихов о дымковских игрушках.
Материал: силуэты дымковских игрушек (барыня, лошадка, олень), гуашь, кисти.
Ход занятия:
Воспитатель:
Ребята, сегодня мне с утра почтальон принес для вас вот эту посылку. Интересно, что там? Давайте посмотрим.
Здесь письмо для вас и какие-то игрушки.
(Воспитатель читает стихотворение)
Мягко падает снежок,
Дымковская игрушка
Вьётся голубой дымок.
Дым из труб идёт столбом,
Точно в дымке всё кругом.
Там любили песни, пляски.
В селе рождались чудо-сказки,
Вечера зимой длинны
И лепили там из глины
Все игрушки не простые,
Воспитатель:
Ребята, а как называются эти игрушки?
Понравились вам дымковские игрушки? Давайте мы их рассмотрим!
Мы игрушки знатные,
Складные да ладные,
Мы повсюду славимся,
Мы и вам понравимся!
Воспитатель:
Ребята, а из чего сделаны дымковские игрушки?
Народные умельцы-мастера лепили игрушки из глины, потом обжигали в печи, покрывали молоком с мелом. А народные художницы расписывали эти игрушки.
Какими красками расписаны дымковские игрушки? (синий, красный, жёлтый, зелёный, чёрный)
Да, все игрушки расписаны яркими красками.
Чтобы они получились еще наряднее – добавляли золотую краску.
А еще дымковские игрушки отличаются и своим узором.
Какие узоры в их росписи вы увидели? (колечки, кружочки, точки, волны, полоски)
— А вы умеете рисовать прямые линии сверху – вниз? (прорисовываем в воздухе)
— Слева – направо? (прорисовываем в воздухе)
— Точки? (прорисовываем в воздухе)
— Колечки? (прорисовываем в воздухе)
— Круги? (прорисовываем в воздухе)
— Оказывается, вы тоже сможете нарисовать дымковский узор? Я приготовила силуэты игрушек из бумаги, хотите попробовать их расписать дымковским узором?
Показ рисования. Показ образца.
Физкультминутка (проводится 2 раза):
Мы старались рисовать, (руки в стороны)
Трудно было не устать. (наклоны туловища в стороны)
Мы немножко отдохнем (присесть, руки вперед)
И рисовать опять начнем. (встать, руки опустить)
Самостоятельная работа детей.
Выполненные работы складываются на один стол. Начинается ярмарка.
Воспитатель:
Пусть горят игрушки, пусть дарят тепло,
Празднику подружки, с ними так светло!
Как нарисовать дымковскую игрушку «Лошадка»? Роспись игрушки вместе с детьми гуашью!
Наша ярмарка начинается!
Всех на ярмарку зовём!
Кончил дело, гуляй смело!
Звучит русская народная мелодия, дети проходят на ярмарку, рассматривают свои работы.
1.Комарова Т.С. Народное искусство в воспитании дошкольников Москва. Педагогическое общество России, 2005.
2.Соломенникова О.А. Радость творчества. Москва. Мозаика-синтез, 2005.
3.Грибовская. Обучение дошкольников декоративному рисованию. Лепке. Аппликации. Издательство: М.: Скрипторий 2003,2013.
4.И.А. Лыкова « Изобразительная деятельность в детском саду». Средняя группа. Планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. М: «Карапуз – дидактика», 2009
5.Вохринцева С. В. Дымка. Книжка-раскраска. Изд-во «Страна фантазий» Екатеринбург. 2002.
Источник: www.pdou.ru
Конспект занятия в средней группе «Роспись дымковских игрушек»
Цель: ознакомление дошкольников с дымковской росписью.
Программные задачи:
Образовательные :
— закрепить знания о дымковской игрушке и ее орнаменте.
— активизация словаря: элементы росписи — точки, полоски, круги, волнистые линии, овалы, русское народное слово.
Развивающие:
— развивать у детей умение свободно пользоваться элементами дымковской росписи для украшения игрушек.
— развивать эстетические чувства, мелкую моторику, глазомер
Воспитательные:
— Воспитывать интерес к русскому народному творчеству.
Предварительная работа:
Знакомство с дымковскими игрушками, рассматривание иллюстраций и ширм по дымковской игрушке. Организация мини-музея «Дымковские игрушки». Д/и «Подбери краски для дымковских игрушек».
Материалы:
Модель для раскрашивания «Дымковский конь», «Барыня», «Индюк», гуашь, кисти, баночка для воды, салфетка, тычок (ватные палочки, посылка, дымковские игрушки, плакаты «Дымковская игрушка», презентация «Дымковская роспись».
Ход занятия:
Начинается занятие с положительной установки: (дети стоят на коврике кругом, держатся за руки)
Ну-ка дети, встаньте вкруг
Ты — мой друг, и я — твой друг
Крепко за руки возьмемся и
Друг — другу улыбнемся.
Раздаётся стук в дверь, входит почтальон Печкин.
Почтальон Печкин: Я принес для вас посылку. Эту посылку вам прислали дымковские мастера, чтобы рассказать о своем родном крае.
Дети: Спасибо, почтальон Печкин.
Почтальон Печкин: Ребята, ну а мне пора. Еще много посылок ждут своих адресатов.
Воспитатель: Ребята, давайте заглянем в нашу посылку и узнаем, что же в ней находится.
А в посылке игрушки (Достает из посылки игрушки)
Но игрушки эти не простые. Знаете как их называют?
Дети: Да. Эти игрушки называют — Дымковские.
Воспитатель: Посмотрите, сколько здесь игрушек и все они разные.
-Из чего сделаны эти игрушки? (из глины)
Воспитатель: С высокого берега реки Вятки, на котором стоит город Киров, видно заречную слободу Дымково (показывается презентация). Зимой, когда топятся печи, и летом в пасмурные дни, когда туман, вся слобода – будто в дыму, в дымке. Здесь, в далекую старину и зародилась эта игрушка. Зимой, когда у людей не было работы на полях, они лепили свистульки из глины.
Всю зиму женщины Дымково лепили их для ярмарки. Из небольшого глиняного шарика с отверстиями свистулька превращалась то в уточку, то в петушка, то в коника. Дымковскую игрушку расписывают (элементы): кружками, кольцами, полосками, змейками. Цвета используемы в дымковской игрушке это (стандартно): красный, оранжевый, желтый, малиновый, синий, голубой, изумрудный, зеленый и в очень небольшом количестве коричневый и черный. И вот на лотках и прилавках многолюдной ярмарки торгуют веселым товаром.
Воспитатель: Я предлагаю вам стать народными мастерами. Но сначала мы немного поиграем.
Мы ребята удалые,
Всех на ярмарку зовем,
Всем игрушки продаем!
Раз, два, три, четыре,
Круг поуже, круг пошире!
На носочек и на пятку,
А потом пляши вприсядку!
Влево, вправо повернись,
Дети садятся за столы и смотрят на доску, где висит схема росписи дымковских игрушек.
Воспитатель: Сегодня мы с вами будем расписывать Дымковские игрушки. Обратите внимание на элементы росписи. Что вы видите? (Ответы детей: Прямые, волнистые линии, кружочки, колечки.)
Воспитатель: А какими красками расписаны игрушки? (Ответы детей: Игрушки расписаны жёлтыми, красными, синими, зелёными, чёрными красками)
Воспитатель: Из каких элементов составлены узоры? (Узоры составлены из кружков, точек, чёрточек, колец).
Показ приёмов рисования элементов росписи:
Большие кружки – всей кистью, поворачивая на пяточке;
Маленьких – тычком и ватными палочками;
Чёрточек – обратной стороной кисти.
Воспитатель: Я думаю, мы все готовы превратиться в народных мастеров. Осталось только сказать волшебные слова:
Вправо- влево повернись
И в умельцев превратись!
Воспитатель: Перед работой хочу пожелать вам, чтобы ваша игрушка была не только красивой, а еще доброй и веселой. Украсьте так, чтобы глядя на нее, душа радовалась.
Самостоятельная работа детей. Во время работы детей индивидуальная помощь затрудняющимся.
Воспитатель: Ребята, вы молодцы настоящие художники. Какие красивые игрушки у вас получились.
Воспитатель: С чем вы сегодня познакомились? Что нового узнали?
Дети: Мы узнали о селе Дымково и о Дымковских игрушках. А еще мы сами были мастерами и расписывали дымковские игрушки.
Прикреплённые файлы:
Публикации по теме:
Декоративное рисование по мотивам дымковских росписей в средней группе «Украшение платочка» Задачи: *Познакомить детей с росписью дымковской игрушки (барышни, коня и др.) * Учить выделять элементы узора (прямые, пересекающиеся линии,.
Фотоочерк «Экскурсия на фабрику ёлочных игрушек». Часть 15 «Роспись» После осмотра мастерских начинается творческая часть экскурсии. В специальном кабинете на столах уже всё приготовлено для раскрашивания,.
Конспект НОД по аппликации в средней группе. Коллективная работа «Поезд для игрушек и лесных жителей» Задачи: Продолжать воспитывать у детей отзывчивость, сочувствие к игровым персонажам, вызвать желание помогать им. Продолжать учить правильно.
Конспект НОД по рисованию «Рисование дымковских узоров. Украсим тарелочку» во второй младшей группе Цель: создать условия для знакомства с дымковской игрушкой, особенностями узора; учить различать элементы дымковской росписи, рисовать кружочки,.
Конспект открытой ООД в средней группе «Мастерская игрушек» Задачи: — Закреплять у детей знания об игрушках: их значение, правила пользования. — Учить составлять описательный рассказ, сравнить между.
Конспект занятия по лепке в старшей группе по мотивам дымковских игрушек Конспект занятия по лепке в старшей группе п о мотивам дымковских игрушек Воспитатель Ковалевская Л. Н. Интеграция образовательных областей:.
Конспект занятия по рисованию в подготовительной группе «Декоративная роспись» Цель: Закреплять представление о народных промыслах. Задачи: Образовательные: закреплять умение расписывать вылепленную фигурку, передавая.
Конспект занятия в подготовительной группе «Роспись гжельской посуды» онспект занятия в подготовительной группе «Голубая гжель» Тема: «Роспись гжельской посуды» Программные задачи: — воспитывать уважение к.
Конспект занятия в подготовительной группе с использованием ИКТ «Роспись хохломских ложек» Конспект занятия в подготовительной группе с использованием ИКТ. Роспись хохломских ложек Цель: расширять представление о видах народного.
Источник: www.maam.ru
Открытое занятие по художественно-эстетическому развитию «Дымковские игрушки»
Цель: Создание условий для знакомства детей с дымковской игрушкой как видом народного декоративно-прикладного искусства.
Образовательные: продолжать знакомить детей с происхождением промысла народной дымковской игрушки , элементами ее росписи, закреплять умение детей украшать силуэты изделий элементами дымковской росписи.
Учить украшать элементами росписи бумажные силуэты дымковских игрушек , создавая свой узор из элементов дымковской росписи с помощью поролоновых и ватных тычков. Продолжать упражнять в нетрадиционной технике рисования .
Развивающие: развивать эстетическое восприятие, чувство цвета, творчество, самостоятельность, аккуратность в работе.
Воспитательные: воспитывать аккуратность, эстетический вкус, любовь к русскому прикладному искусству, вызывать желание что-то сделать самим, перенимая у народных умельцев несложные приемы. Воспитывать интерес к народной игрушке , умение сочувствовать, сопереживать.
Интеграция образовательных областей : социально-коммуникативное, речевое, познавательное, художественно-эстетическое развитие.
Виды деятельности: игровая, коммуникативная, восприятие
художественной литературы и фольклора, музыкальная, двигательная.
Формы организации: групповая, индивидуальная.
Предварительная работа : Рассказ воспитателя о дымковских игрушках , рассматривание альбомов, картин о дымковских игрушках , беседы.
Словарь: дымковская игрушка, нарядная, радостная, веселая, праздничная, ярмарка.
Оборудование и материалы: презентация «Дымковская игрушка», ширма «Добро пожаловать», выставка предметов народного промысла, колпачок Петрушки, магнитофон с аудиозаписями, бумажные силуэты дымковских игрушек, гуашь, трафареты дымковских игрушек , поролоновые и ватные тычки, краски, тряпочки.
Ход занятия:
I .Организационный момент.
Психологическая установка на занятие
Собрались все дети в круг,
Я – твой друг и ты – мой друг.
Вместе за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся!
II .Основная часть.
Воспитатель. Сегодня замечательный день и я хочу предложить вам отправиться в путешествие, мы перенесемся с вами в прошлое. На много-много лет назад и узнаем, какими промыслами владели наши с вами предки.
Если мы глаза закроем и подсматривать не будем, мы волшебный мир откроем, о котором не забудем…
(Под веселую музыку появляется воспитатель в народном костюме)
Здравствуйте, гости дорогие,
Малые и большие!
Всех вас собрала,
И сама сюда пришла
Чтобы петь и танцевать,
Чтобы вас забавлять.
Вы садитесь поскорее
Я вам что-то покажу.
Да и что-то расскажу.
Сегодня я вам расскажу о жителях села Дымково….
Презентация «Дымковская игрушка»
На берегу реки Вятки стоит село -Дымковская слобода.
Когда на улице холодно и зимний мороз сковывал землю, в домах затапливали печи, дым окутывал крыши, да, так, что ничего не было видно, один дым. Вот и назвали то село Дымково.
С давних пор в этом селе умелые мастера делали яркие, нарядные игрушки!
А игрушки непростые, они сделаны из глины. Берет мастер кусок глины и начинает лепить из нее фигурку. А глина мягкая! Мягче чем пластилин.
Слепит игрушку и сразу в печь.
От огня и жара фигурка высыхает и становится твердой, как камушек.
Остынет игрушка после печи _мастер красит её всю в белый цвет.
Когда высохнет белая краска-начинается настоящее волшебство! Мастер берет яркие краски и начинает расписывать игрушку разноцветными узорами
Узоры очень простые, это прямые и волнистые линии, кружки и овалы, горошины и точки.
Основные цвета дымковской росписи: красный, желтый, зеленый, синий, оранжевый, малиновый.
А игрушки выходят просто загляденье. Олень-золотые рожки! На груди полосы и горошки!
Конь домчит до карусели, на коня вскочил Емеля.
Улыбнулся, засвистал, засвистал и ускакал!
По двору петух шагает, курочек он охраняет.
Дымковская барышня ходит неспеша, ею все любуются, ах как хороша.
Вот какие яркие, веселые игрушки делают дымковские мастера.
Сегодня в селе Дымково праздник-«Ярмарка» — шумный базар.
там найдёте на любой вкус товар!
— А вы знаете, что такое ярмарка? Ярмарка – это место, где продаётся разный товар, в давние времена не было магазинов и люди устраивали ярмарки. Продавали и покупали на ярмарках все что угодно и зверей, и продукты и конечно игрушки, сделанные своими руками.
На ярмарках не только торговали и покупали, но и обязательно веселились, как могли : песни пели, плясали, силой мерялись, ремеслом хвалились, подарки дарили!
— Ребята а вы хотите на ярмарку попасть? Тогда собирайтесь!
-Чтоб туда скорей добраться, будем мы сейчас стараться. Все садитесь на коней и поскачем поскорей.
Игровое упражнение «Цок, цок, копытца…»
-Ой ребята посмотрите мы с вами попали на ярмарку…
Солнце красное встает спешит на ярмарку народ.
А на ярмарке товары, продаются самовары!
Покупают люди сушки и отличные игрушки!
Здесь люди не только предлагали свои товары, но и пели, танцевали, веселились. И мы с вами оказались сегодня на самой настоящей ярмарке.
Танец «Ярмарка»
Ребята, посмотрите, а на этом столе совсем нет товара, но здесь что-то лежит…. (Дети подходят к первому стол, на котором лежит
Посмотрите ребята вместо игрушек лежит какое-то письмо …
«Дорогие друзья! Пишут, вам дымковские мастера , мы жили весело и свободно. Готовились к ярмарке…
Но случилось беда. К нам в село прилетела старая злая колдунья. Она заколдовала все краски. Все игрушки стали белыми, унылыми и грустными.
Мы просим у вас помощи, приезжайте и помогите нам» .
Поможем Ребята дымковским игрушкам ?
Тогда не будем терять времени и отправляемся в путь.
Топ, топ, хлоп, хлоп
Вокруг себя повернись
В Дымковском государстве очутись!
III .Продуктивная деятельность
(работа синтерактивной доской: показ изображения «Барыня»,прорисовывание
узоров детьми на рисунке)
(Приглашаем дорогих гостейпоиграть в русскую народную игру — хоровод
• принцип обогащения сенсорно-чув
Вот перед нами мастерская по росписи дымковских игрушек .
Мастерская, светлая, просторная. И всё в ней есть для превращения игрушки .
Давайте станем мастерами и поможем жителям села Дымково .
Старайтесь, чтобы ваши работы были красивыми и аккуратными . У хорошего мастера на рабочем месте всегда чистота и порядок , поэтому давайте оденем фартуки и нарукавники и приступим к работе.
Мне так понравилась лошадка, что я тоже решила ее украсить (показ рисунка на мольберте). Ребята, сегодня мы будем рисовать узоры с помощью вот таких палочек-тычков, (показывает тычок- палочку с поролоном и ватой) . Такой палочкой рисовать точки и кружочки гораздо быстрее и удобнее. Сначала поролоновым тычком нанесём по всей фигурке — большие круги, их нужно располагать друг от друга подальше, что потом еще нарисовать ватным тычком точки .
— Надо взять палочку, обмакнуть аккуратно в краску, и приложить на бочок к игрушке (показ техники рисования) . Цвет можно выбрать любой из яркой дымковской палитры . Теперь среди больших кружков , ватной палочкой нарисуем маленькие точки, для них мы выбираем другую краску.
(показывает приемы работы тычком, обращая внимание на то, что при смене краски нужно менять и тычок)
Приступим к украшению дымковских игрушек …
— Сяду прямо не согнусь, за работу я возьмусь.
Привезли мы глину с дальнего бугра
Ну-ка за работу, чудо-мастера!
Слепим, высушим – и в печь!
А потом распишем.
Будем мы игрушки “печь”,
Печка жаром пышет.
А в печи – не калачи,
А в печи – игрушки!
Едут, пальцы вперёд
Кулачок об кулачок
Лепят ладошками
Пальцы в щепотку, рисуют волнистые линии
“Лепят” ладошками
Кулачки сжимают и разжимают
Машут указательным пальцем
Вытягивают руки вперёд
Дети украшают фигурки игрушек (звучит народная музыка).
(По ходу расписывания игрушек направлять детей на правильное выполнение работы.)
— Дети, давайте посмотрим на игрушки , которые вы расписали. Какие красочные узоры на них получились, теперь игрушки стали красивыми и яркими, теперь игрушки можно отнести на ярмарку.
— И вот наши игрушки засветились, а на душе стало радостно, празднично ! А сейчас пришло время отдохнуть и повеселиться.
Как говорили в старину: «Делу — время, потехе- час!»
Поиграем мы немножко!
IV .Рефлексия с колпачком.
Колпак одеваем ребенку на голову, и он отвечает на вопрос.
— Скажите, где мы сегодня были?
— А зачем устраивали ярмарки?
— Что покупали и продавали на ярмарках?
— А кому же вы помогали?
— Про какие игрушки вы сегодня узнали?
— Из чего сделаны дымковские игрушки?
— А что вам понравилось больше всего?
-Вы просто молодцы! Ой, ребята, посмотрите в нашей группе появился волшебный сундучок! Посмотрим, что в нем!
Воспитатель открывает сундучок, а там лежать леденцы на палочке.
-Дети, это дымковские мастера решили вас отблагодарили за помощь.
-А сейчас скажем всем спасибо и до свиданья !
Снова мы глаза закроем и подсматривать не будем, в детский садик мы вернемся, мир волшебный не забудем.
Источник: www.art-talant.org