Украшение дымковской игрушки средняя группа

Организация: МБДОУ № 73

Населенный пункт: Мурманская область, г. Мурманск

Задачи:

Познакомить детей с одним из видов народно-прикладного искусства: дымковской игрушкой. Формировать умение выделять элементы росписи: круги, колечки, точки, полоски. Вызвать у детей желание расписать силуэты любимых игрушек (барыня, лошадка, олень). Воспитывать детей на народных традициях, показывая, как народное изобразительное искусство нераздельно от народной музыки и устного народного творчества.

Предварительная работа:

Рассматривание дымковских игрушек, рассматривание альбома «Дымковские игрушки», разучивание стихов о дымковских игрушках.

Материал: силуэты дымковских игрушек (барыня, лошадка, олень), гуашь, кисти.

Ход занятия:

Воспитатель:

Ребята, сегодня мне с утра почтальон принес для вас вот эту посылку. Интересно, что там? Давайте посмотрим.

Здесь письмо для вас и какие-то игрушки.

(Воспитатель читает стихотворение)

Мягко падает снежок,

Дымковская игрушка

Вьётся голубой дымок.

Дым из труб идёт столбом,

Точно в дымке всё кругом.

Там любили песни, пляски.

В селе рождались чудо-сказки,

Вечера зимой длинны

И лепили там из глины

Все игрушки не простые,

Воспитатель:

Ребята, а как называются эти игрушки?

Понравились вам дымковские игрушки? Давайте мы их рассмотрим!

Мы игрушки знатные,

Складные да ладные,

Мы повсюду славимся,

Мы и вам понравимся!

Воспитатель:

Ребята, а из чего сделаны дымковские игрушки?

Народные умельцы-мастера лепили игрушки из глины, потом обжигали в печи, покрывали молоком с мелом. А народные художницы расписывали эти игрушки.

Какими красками расписаны дымковские игрушки? (синий, красный, жёлтый, зелёный, чёрный)

Да, все игрушки расписаны яркими красками.

Чтобы они получились еще наряднее – добавляли золотую краску.

А еще дымковские игрушки отличаются и своим узором.

Какие узоры в их росписи вы увидели? (колечки, кружочки, точки, волны, полоски)

— А вы умеете рисовать прямые линии сверху – вниз? (прорисовываем в воздухе)

— Слева – направо? (прорисовываем в воздухе)

— Точки? (прорисовываем в воздухе)

— Колечки? (прорисовываем в воздухе)

— Круги? (прорисовываем в воздухе)

— Оказывается, вы тоже сможете нарисовать дымковский узор? Я приготовила силуэты игрушек из бумаги, хотите попробовать их расписать дымковским узором?

Показ рисования. Показ образца.

Физкультминутка (проводится 2 раза):

Мы старались рисовать, (руки в стороны)

Трудно было не устать. (наклоны туловища в стороны)

Мы немножко отдохнем (присесть, руки вперед)

И рисовать опять начнем. (встать, руки опустить)

Самостоятельная работа детей.

Выполненные работы складываются на один стол. Начинается ярмарка.

Воспитатель:

Пусть горят игрушки, пусть дарят тепло,

Празднику подружки, с ними так светло!

Как нарисовать дымковскую игрушку «Лошадка»? Роспись игрушки вместе с детьми гуашью!

Наша ярмарка начинается!

Всех на ярмарку зовём!

Кончил дело, гуляй смело!

Звучит русская народная мелодия, дети проходят на ярмарку, рассматривают свои работы.

1.Комарова Т.С. Народное искусство в воспитании дошкольников Москва. Педагогическое общество России, 2005.

2.Соломенникова О.А. Радость творчества. Москва. Мозаика-синтез, 2005.

Читайте также:
Украшение из шариков на дверь своими руками

3.Грибовская. Обучение дошкольников декоративному рисованию. Лепке. Аппликации. Издательство: М.: Скрипторий 2003,2013.

4.И.А. Лыкова « Изобразительная деятельность в детском саду». Средняя группа. Планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. М: «Карапуз – дидактика», 2009

5.Вохринцева С. В. Дымка. Книжка-раскраска. Изд-во «Страна фантазий» Екатеринбург. 2002.

Источник: www.pdou.ru

Конспект занятия в средней группе «Роспись дымковских игрушек»

Цель: ознакомление дошкольников с дымковской росписью.

Программные задачи:

Образовательные :

— закрепить знания о дымковской игрушке и ее орнаменте.

— активизация словаря: элементы росписи — точки, полоски, круги, волнистые линии, овалы, русское народное слово.

Развивающие:

— развивать у детей умение свободно пользоваться элементами дымковской росписи для украшения игрушек.

— развивать эстетические чувства, мелкую моторику, глазомер

Воспитательные:

— Воспитывать интерес к русскому народному творчеству.

Предварительная работа:

Знакомство с дымковскими игрушками, рассматривание иллюстраций и ширм по дымковской игрушке. Организация мини-музея «Дымковские игрушки». Д/и «Подбери краски для дымковских игрушек».

Материалы:

Модель для раскрашивания «Дымковский конь», «Барыня», «Индюк», гуашь, кисти, баночка для воды, салфетка, тычок (ватные палочки, посылка, дымковские игрушки, плакаты «Дымковская игрушка», презентация «Дымковская роспись».

Ход занятия:

Начинается занятие с положительной установки: (дети стоят на коврике кругом, держатся за руки)

Ну-ка дети, встаньте вкруг

Ты — мой друг, и я — твой друг

Крепко за руки возьмемся и

Друг — другу улыбнемся.

Раздаётся стук в дверь, входит почтальон Печкин.

Почтальон Печкин: Я принес для вас посылку. Эту посылку вам прислали дымковские мастера, чтобы рассказать о своем родном крае.

Дети: Спасибо, почтальон Печкин.

Почтальон Печкин: Ребята, ну а мне пора. Еще много посылок ждут своих адресатов.

Воспитатель: Ребята, давайте заглянем в нашу посылку и узнаем, что же в ней находится.

А в посылке игрушки (Достает из посылки игрушки)

Но игрушки эти не простые. Знаете как их называют?

Дети: Да. Эти игрушки называют — Дымковские.

Воспитатель: Посмотрите, сколько здесь игрушек и все они разные.

-Из чего сделаны эти игрушки? (из глины)

Воспитатель: С высокого берега реки Вятки, на котором стоит город Киров, видно заречную слободу Дымково (показывается презентация). Зимой, когда топятся печи, и летом в пасмурные дни, когда туман, вся слобода – будто в дыму, в дымке. Здесь, в далекую старину и зародилась эта игрушка. Зимой, когда у людей не было работы на полях, они лепили свистульки из глины.

Всю зиму женщины Дымково лепили их для ярмарки. Из небольшого глиняного шарика с отверстиями свистулька превращалась то в уточку, то в петушка, то в коника. Дымковскую игрушку расписывают (элементы): кружками, кольцами, полосками, змейками. Цвета используемы в дымковской игрушке это (стандартно): красный, оранжевый, желтый, малиновый, синий, голубой, изумрудный, зеленый и в очень небольшом количестве коричневый и черный. И вот на лотках и прилавках многолюдной ярмарки торгуют веселым товаром.

Воспитатель: Я предлагаю вам стать народными мастерами. Но сначала мы немного поиграем.

Читайте также:
Украшение на шею как браслет

Мы ребята удалые,

Всех на ярмарку зовем,

Всем игрушки продаем!

Раз, два, три, четыре,

Круг поуже, круг пошире!

На носочек и на пятку,

А потом пляши вприсядку!

Влево, вправо повернись,

Дети садятся за столы и смотрят на доску, где висит схема росписи дымковских игрушек.

Воспитатель: Сегодня мы с вами будем расписывать Дымковские игрушки. Обратите внимание на элементы росписи. Что вы видите? (Ответы детей: Прямые, волнистые линии, кружочки, колечки.)

Воспитатель: А какими красками расписаны игрушки? (Ответы детей: Игрушки расписаны жёлтыми, красными, синими, зелёными, чёрными красками)

Воспитатель: Из каких элементов составлены узоры? (Узоры составлены из кружков, точек, чёрточек, колец).

Показ приёмов рисования элементов росписи:

Большие кружки – всей кистью, поворачивая на пяточке;

Маленьких – тычком и ватными палочками;

Чёрточек – обратной стороной кисти.

Воспитатель: Я думаю, мы все готовы превратиться в народных мастеров. Осталось только сказать волшебные слова:

Вправо- влево повернись

И в умельцев превратись!

Воспитатель: Перед работой хочу пожелать вам, чтобы ваша игрушка была не только красивой, а еще доброй и веселой. Украсьте так, чтобы глядя на нее, душа радовалась.

Самостоятельная работа детей. Во время работы детей индивидуальная помощь затрудняющимся.

Воспитатель: Ребята, вы молодцы настоящие художники. Какие красивые игрушки у вас получились.

Воспитатель: С чем вы сегодня познакомились? Что нового узнали?

Дети: Мы узнали о селе Дымково и о Дымковских игрушках. А еще мы сами были мастерами и расписывали дымковские игрушки.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Декоративное рисование по мотивам дымковских росписей в средней группе «Украшение платочка» Задачи: *Познакомить детей с росписью дымковской игрушки (барышни, коня и др.) * Учить выделять элементы узора (прямые, пересекающиеся линии,.

Фотоочерк «Экскурсия на фабрику ёлочных игрушек». Часть 15 «Роспись»

Фотоочерк «Экскурсия на фабрику ёлочных игрушек». Часть 15 «Роспись» После осмотра мастерских начинается творческая часть экскурсии. В специальном кабинете на столах уже всё приготовлено для раскрашивания,.

Конспект НОД по аппликации в средней группе. Коллективная работа «Поезд для игрушек и лесных жителей» Задачи: Продолжать воспитывать у детей отзывчивость, сочувствие к игровым персонажам, вызвать желание помогать им. Продолжать учить правильно.

Конспект НОД по рисованию «Рисование дымковских узоров. Украсим тарелочку» во второй младшей группе

Конспект НОД по рисованию «Рисование дымковских узоров. Украсим тарелочку» во второй младшей группе Цель: создать условия для знакомства с дымковской игрушкой, особенностями узора; учить различать элементы дымковской росписи, рисовать кружочки,.

Конспект открытой ООД в средней группе «Мастерская игрушек» Задачи: — Закреплять у детей знания об игрушках: их значение, правила пользования. — Учить составлять описательный рассказ, сравнить между.

Конспект занятия по лепке в старшей группе по мотивам дымковских игрушек

Конспект занятия по лепке в старшей группе по мотивам дымковских игрушек Конспект занятия по лепке в старшей группе п о мотивам дымковских игрушек Воспитатель Ковалевская Л. Н. Интеграция образовательных областей:.

Конспект занятия по рисованию в подготовительной группе «Декоративная роспись» Цель: Закреплять представление о народных промыслах. Задачи: Образовательные: закреплять умение расписывать вылепленную фигурку, передавая.

Конспект занятия в подготовительной группе «Роспись гжельской посуды»

Конспект занятия в подготовительной группе «Роспись гжельской посуды» онспект занятия в подготовительной группе «Голубая гжель» Тема: «Роспись гжельской посуды» Программные задачи: — воспитывать уважение к.

Читайте также:
Что нужно для продажи ювелирных украшений

Конспект занятия в подготовительной группе с использованием ИКТ «Роспись хохломских ложек» Конспект занятия в подготовительной группе с использованием ИКТ. Роспись хохломских ложек Цель: расширять представление о видах народного.

Источник: www.maam.ru

Открытое занятие по художественно-эстетическому развитию «Дымковские игрушки»

Цель: Создание условий для знакомства детей с дымковской игрушкой как видом народного декоративно-прикладного искусства.

Образовательные: продолжать знакомить детей с происхождением промысла народной дымковской игрушки , элементами ее росписи, закреплять умение детей украшать силуэты изделий элементами дымковской росписи.

Учить украшать элементами росписи бумажные силуэты дымковских игрушек , создавая свой узор из элементов дымковской росписи с помощью поролоновых и ватных тычков. Продолжать упражнять в нетрадиционной технике рисования .

Развивающие: развивать эстетическое восприятие, чувство цвета, творчество, самостоятельность, аккуратность в работе.

Воспитательные: воспитывать аккуратность, эстетический вкус, любовь к русскому прикладному искусству, вызывать желание что-то сделать самим, перенимая у народных умельцев несложные приемы. Воспитывать интерес к народной игрушке , умение сочувствовать, сопереживать.

Интеграция образовательных областей : социально-коммуникативное, речевое, познавательное, художественно-эстетическое развитие.

Виды деятельности: игровая, коммуникативная, восприятие

художественной литературы и фольклора, музыкальная, двигательная.

Формы организации: групповая, индивидуальная.

Предварительная работа : Рассказ воспитателя о дымковских игрушках , рассматривание альбомов, картин о дымковских игрушках , беседы.

Словарь: дымковская игрушка, нарядная, радостная, веселая, праздничная, ярмарка.

Оборудование и материалы: презентация «Дымковская игрушка», ширма «Добро пожаловать», выставка предметов народного промысла, колпачок Петрушки, магнитофон с аудиозаписями, бумажные силуэты дымковских игрушек, гуашь, трафареты дымковских игрушек , поролоновые и ватные тычки, краски, тряпочки.

Ход занятия:

I .Организационный момент.

Психологическая установка на занятие

Собрались все дети в круг,

Я – твой друг и ты – мой друг.

Вместе за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся!

II .Основная часть.

Воспитатель. Сегодня замечательный день и я хочу предложить вам отправиться в путешествие, мы перенесемся с вами в прошлое. На много-много лет назад и узнаем, какими промыслами владели наши с вами предки.

Если мы глаза закроем и подсматривать не будем, мы волшебный мир откроем, о котором не забудем…

(Под веселую музыку появляется воспитатель в народном костюме)

Здравствуйте, гости дорогие,
Малые и большие!

Всех вас собрала,

И сама сюда пришла

Чтобы петь и танцевать,

Чтобы вас забавлять.

Вы садитесь поскорее

Я вам что-то покажу.

Да и что-то расскажу.

Сегодня я вам расскажу о жителях села Дымково….

Презентация «Дымковская игрушка»

На берегу реки Вятки стоит село -Дымковская слобода.

Когда на улице холодно и зимний мороз сковывал землю, в домах затапливали печи, дым окутывал крыши, да, так, что ничего не было видно, один дым. Вот и назвали то село Дымково.

С давних пор в этом селе умелые мастера делали яркие, нарядные игрушки!

А игрушки непростые, они сделаны из глины. Берет мастер кусок глины и начинает лепить из нее фигурку. А глина мягкая! Мягче чем пластилин.

Читайте также:
Елочное украшение барабан своими руками

Слепит игрушку и сразу в печь.

От огня и жара фигурка высыхает и становится твердой, как камушек.

Остынет игрушка после печи _мастер красит её всю в белый цвет.

Когда высохнет белая краска-начинается настоящее волшебство! Мастер берет яркие краски и начинает расписывать игрушку разноцветными узорами

Узоры очень простые, это прямые и волнистые линии, кружки и овалы, горошины и точки.

Основные цвета дымковской росписи: красный, желтый, зеленый, синий, оранжевый, малиновый.

А игрушки выходят просто загляденье. Олень-золотые рожки! На груди полосы и горошки!

Конь домчит до карусели, на коня вскочил Емеля.

Улыбнулся, засвистал, засвистал и ускакал!

По двору петух шагает, курочек он охраняет.

Дымковская барышня ходит неспеша, ею все любуются, ах как хороша.

Вот какие яркие, веселые игрушки делают дымковские мастера.

Сегодня в селе Дымково праздник-«Ярмарка» — шумный базар.
там найдёте на любой вкус товар!
— А вы знаете, что такое ярмарка? Ярмарка – это место, где продаётся разный товар, в давние времена не было магазинов и люди устраивали ярмарки. Продавали и покупали на ярмарках все что угодно и зверей, и продукты и конечно игрушки, сделанные своими руками.

На ярмарках не только торговали и покупали, но и обязательно веселились, как могли : песни пели, плясали, силой мерялись, ремеслом хвалились, подарки дарили!

— Ребята а вы хотите на ярмарку попасть? Тогда собирайтесь!

-Чтоб туда скорей добраться, будем мы сейчас стараться. Все садитесь на коней и поскачем поскорей.

Игровое упражнение «Цок, цок, копытца…»

-Ой ребята посмотрите мы с вами попали на ярмарку…

Солнце красное встает спешит на ярмарку народ.

А на ярмарке товары, продаются самовары!

Покупают люди сушки и отличные игрушки!

Здесь люди не только предлагали свои товары, но и пели, танцевали, веселились. И мы с вами оказались сегодня на самой настоящей ярмарке.

Танец «Ярмарка»

Ребята, посмотрите, а на этом столе совсем нет товара, но здесь что-то лежит…. (Дети подходят к первому стол, на котором лежит

Посмотрите ребята вместо игрушек лежит какое-то письмо …

«Дорогие друзья! Пишут, вам дымковские мастера , мы жили весело и свободно. Готовились к ярмарке…

Но случилось беда. К нам в село прилетела старая злая колдунья. Она заколдовала все краски. Все игрушки стали белыми, унылыми и грустными.

Мы просим у вас помощи, приезжайте и помогите нам» .

Поможем Ребята дымковским игрушкам ?

Тогда не будем терять времени и отправляемся в путь.

Топ, топ, хлоп, хлоп

Вокруг себя повернись

В Дымковском государстве очутись!

III .Продуктивная деятельность

(работа синтерактивной доской: показ изображения «Барыня»,прорисовывание

узоров детьми на рисунке)

(Приглашаем дорогих гостейпоиграть в русскую народную игру — хоровод

• принцип обогащения сенсорно-чув

Вот перед нами мастерская по росписи дымковских игрушек .

Мастерская, светлая, просторная. И всё в ней есть для превращения игрушки .

Читайте также:
Украшения в японской технике шибори своими руками

Давайте станем мастерами и поможем жителям села Дымково .

Старайтесь, чтобы ваши работы были красивыми и аккуратными . У хорошего мастера на рабочем месте всегда чистота и порядок , поэтому давайте оденем фартуки и нарукавники и приступим к работе.

Мне так понравилась лошадка, что я тоже решила ее украсить (показ рисунка на мольберте). Ребята, сегодня мы будем рисовать узоры с помощью вот таких палочек-тычков, (показывает тычок- палочку с поролоном и ватой) . Такой палочкой рисовать точки и кружочки гораздо быстрее и удобнее. Сначала поролоновым тычком нанесём по всей фигурке — большие круги, их нужно располагать друг от друга подальше, что потом еще нарисовать ватным тычком точки .

— Надо взять палочку, обмакнуть аккуратно в краску, и приложить на бочок к игрушке (показ техники рисования) . Цвет можно выбрать любой из яркой дымковской палитры . Теперь среди больших кружков , ватной палочкой нарисуем маленькие точки, для них мы выбираем другую краску.

(показывает приемы работы тычком, обращая внимание на то, что при смене краски нужно менять и тычок)

Приступим к украшению дымковских игрушек …

— Сяду прямо не согнусь, за работу я возьмусь.

Привезли мы глину с дальнего бугра
Ну-ка за работу, чудо-мастера!
Слепим, высушим – и в печь!
А потом распишем.
Будем мы игрушки “печь”,
Печка жаром пышет.
А в печи – не калачи,
А в печи – игрушки!

Едут, пальцы вперёд
Кулачок об кулачок
Лепят ладошками
Пальцы в щепотку, рисуют волнистые линии
“Лепят” ладошками
Кулачки сжимают и разжимают
Машут указательным пальцем
Вытягивают руки вперёд

Дети украшают фигурки игрушек (звучит народная музыка).

(По ходу расписывания игрушек направлять детей на правильное выполнение работы.)

— Дети, давайте посмотрим на игрушки , которые вы расписали. Какие красочные узоры на них получились, теперь игрушки стали красивыми и яркими, теперь игрушки можно отнести на ярмарку.

— И вот наши игрушки засветились, а на душе стало радостно, празднично ! А сейчас пришло время отдохнуть и повеселиться.

Как говорили в старину: «Делу — время, потехе- час!»

Поиграем мы немножко!

IV .Рефлексия с колпачком.

Колпак одеваем ребенку на голову, и он отвечает на вопрос.

— Скажите, где мы сегодня были?

— А зачем устраивали ярмарки?

— Что покупали и продавали на ярмарках?

— А кому же вы помогали?

— Про какие игрушки вы сегодня узнали?

— Из чего сделаны дымковские игрушки?

— А что вам понравилось больше всего?

-Вы просто молодцы! Ой, ребята, посмотрите в нашей группе появился волшебный сундучок! Посмотрим, что в нем!

Воспитатель открывает сундучок, а там лежать леденцы на палочке.

-Дети, это дымковские мастера решили вас отблагодарили за помощь.

-А сейчас скажем всем спасибо и до свиданья !

Снова мы глаза закроем и подсматривать не будем, в детский садик мы вернемся, мир волшебный не забудем.

Источник: www.art-talant.org

Рейтинг
Загрузка ...