Практическое использование одежды не мешало украшать её шариками и кружками из мамонтовой кости, бисером, бусами.
На старинной одежде и бытовых предметах народов Крайнего Севера обязательно встречается бисер. Одежда, сумки украшались росписью и вышивкой, подшейным волосом оленя или полоской бисера по контуру росписи, что подчеркивало силуэт.
Если использовалась вышивка, то, как правило, располагалась она по швам и краям одежды, чтобы мешать проникновению злых духов в одежду.
Эвенкийский орнамент строго геометричен, ясен по структуре и по форме, сложен и по своей композиции. Он состоит из простейших полос, дуг или арочек, кругов, чередующихся квадратов, прямоугольников, зигзага, крестообразных фигур. Разнообразие применяемых при орнаментации материалов, различная расцветка кожи, меха, бисера, тканей тщательно обогащают этот простой, на первый взгляд, орнамент и придают украшаемым предметам весьма нарядную внешность.
«В своем искусстве эвенкийские мастерицы издавна широко применяли цветные сукна, ровдугу — тонко выделанную оленью кожу в виде замши, мех оленя, лося, белки, соболя, олений волос, свои собственные красители и цветные нитки, выделанные из оленьих сухожилий. Короткий легкий кафтан, плотно облегающий фигуру, нагрудник, пояс, унты, наголенники, шапки, рукавицы обильно украшаются бисером, вышиваются оленьим волосом и цветными нитками, инкрустируются кусочками меха, полосками кожи и материи различной окраски, покрываются плетениями из ремешков, аппликацией из кусочков цветной ткани и оловянными бляшками. Украшение носит чисто конструктивный характер: все эти обрамления борта, подола, обшлагов, основных швов одежды, выпушки, кантики подчеркивают собой конструкцию вещи и создают богатейшую фактуру.
Мастер-класс по созданию национальной повязки из бисера на голову «Украшение северных народов»
Из кусочков меха мастерицы составляют узоры на нагрудниках, спинках кафтанов, торбасах и ковриках. Общим способом для украшения всяких меховых вещей является комбинирование полос белого и темного меха. Иногда полосы того иди другого цвета по одному краю вырезают зубчиками, и на этот край нашивают полосы другого цвета.
В искусстве меховой мозаики эвенки достигли большого совершенства.
Особенно интересны «кумаланы» /коврики/, специфические тунгусские произведения искусства. «Кумаланы» имеют, как хозяйственное назначение /ими покрывают вьюки при транспортировке на оленях, укрывают вещи, их подстилают в чумах/, так и ритуальное /шаманские коврики, необходимые в семейных обрядах эвенков/.»Кумаланы» шьют из двух или четырех шкур лобовины оленя или лося. На окантовку и детали идут кусочки меха рыси, лисицы, медведя.
Размеры «кумаланов» имеют от 60-80 см в ширину до 130-170 см в длину. Из ровдуги эвенкийские мастерицы искусно вырезали узоры для унтов, кафтанов, рукавиц, кисетов, а также для вьючных сумок, недоуздков и других предметов оленьей упряжи. Все ровдужные предметы орнаментировались жгутиковыми прямыми швами с белым подшейным волосом оленя, обметанным сухожильной ниткой. Пространство между этими жгутиками-швами окрашивали красной, бурой, черной краской.»
Новая коллекция этнических украшений 2
Кумалан настолько отражает национальные особенности, что даже на флаге эвенкийского национального округа он находит себе место, имеет вид восьмилучевого солнца.
Орнамент в одежде обладал определенной сакральной силой, внушающей владельцу данной вещи чувство уверенности и неуязвимости, силу и мужество. Так, например, изображение солнца или орнамента паук означали благопожелание и имели охранительную функцию.
В орнаменте эвенкийских изделий часто используется образ солнца. Техника исполнения и декора — меховая мозаика, вышивка бисером.
Семантику декора определил культ природы. Круги с точкой в центре и без нее в виде розеток на одежде — это астральные знаки, символы космоса: солнце, звезды, структура мира. Треугольный орнамент — символ женского пола, связан с идеей и культом плодородия, заботой о продолжении человеческого рода, укрепления могущества общины.
Следует заметить, что верования северных народов не позволяли изображать людей, животных и птиц анатомически точно. Потому и существует длинный ряд символов и аллегорий, который сегодня можно читать, получая определенную информацию в результате расшифровки.
Источник: vuzlit.com
Бисер у эвенков.
Фотография этого украшения использовалась как основа для аппликации.
Коренные жители Крайного Севера издавна использовали ракушки, кружки из мамонтовой кости, бисер и бусины для украшения одежды, домашней утвари и даже упряжи для животных.
Эвенкийский орнамент геометричен и сложен и по своей композиции. Орнамент в одежде обладал сакральной силой Так изображение солнца (которое часто встречается) означало благопожелание и имело охранную функцию. Круги с точкой в центре и без нее в виде розеток на одежде — это символы космоса: солнце, звезды, структура мира. Треугольный орнамент — символ женского пола, связан с плодородием, заботой о продолжении человеческого рода, укрепления могущества общины.
Верования северных народов не позволяли изображать людей, животных и птиц анатомически точно. Потому существует множество символов для их изображения.
В своем искусстве эвенкийские мастерицы издавна широко применяли цветные сукна, ровдугу (тонко выделанную оленью кожу в виде замши), мех оленя, лося, белки, соболя, олений волос, свои собственные красители и цветные нитки, выделанные из оленьих сухожилий. Короткий легкий кафтан, плотно облегающий фигуру, нагрудник, пояс, унты, наголенники, шапки, рукавицы обильно украшаются бисером, вышиваются оленьим волосом и цветными нитками, инкрустируются кусочками меха, полосками кожи и материи различной окраски, покрываются плетениями из ремешков, аппликацией из кусочков цветной ткани и оловянными бляшками.
Самой колоритной деталью одежды является женский нагрудник. Бисерная вышивка от ворота до пояса с акцентами на груди демонстрировала всю красоту наряда. Бисер подбирали ярких цветов: золотистый, розовый, голубой, белый, но часто делался фон из светлых бусин, а затем добавлялись яркие изображения. Подчеркивали и оттеняли рисунок полосками черного бисера.
Бисером также украшался бубен шамана, изображались определенные символы для предания ему силы.
Бисером отделывали колыбели для защиты детей от злых духов – абаасов.
Интересные статьи об истории бисероплетения:
Я выбрала тему бисероплетения, потому что это очень красиво. Бисероплетение развивается и в наши дни, создаются много красивых изделий.
Источник: stranamasterov.ru
Мастер-класс «Эвенкийские украшения»
С 1 по 3 ноября 2021 г. в Представительстве Ассоциации КМНСС и ДВ РФ в Санкт-Петербурге в онлайн и оффлайн форматах прошел мастер-класс «Эвенкийские украшения». Организатором и ведущей мастер-класса стала Веретнова Галина, член Молодежного совета СПб регионального отделения АКМНСС и ДВ РФ, молодой мастер по изготовлению женских нагрудных украшений и традиционного костюма эвенков, активный участник и лауреат всероссийских творческих конкурсов и выставок по декоративно-прикладному искусству и художественным промыслам.
Участники мастер-класса смогли познакомится с историей развития декоративно-прикладного искусства эвенков и в частности со спецификой их традиционной одежды, а также технологией пошива различных украшений. В том числе Галина познакомила участников с особенностями ведения малого бизнеса в сфере создания женской одежды в этническом стиле и т.п. Итогом таких занятий стало изготовление участниками детского нагрудного украшения.
Для информации: Мастер проводит лекции и семинары по традиционной одежде коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ.
Источник: raipon.info