Первый Республиканский конкурс «Хакас чонныӊ алыптығ нымағы» («Богатырские сказания хакасского народа») пройдет в малом зале Национального центра народного творчества имени .
- 10.06.2022 14:05
Стартовал Всероссийский конкурс визуального творчества «Нарядная Русь». На конкурс принимают видеоролики по этнографии и археологии русского народного костюма.
- 26.01.2022 13:16
XI Международный эколого-этнический фестиваль театров кукол Чир Чайаан стартовал в Хакасии 2 июля. Мероприятие будет идти три дня.
- 02.07.2021 17:59
Вопрос о проведении национального праздника «Тун пайрам» («Праздник первого молока») подняли на заседании оперативного штаба по распространению коронавируса в правительстве .
- 15.06.2021 13:12
Один из главных национальных праздников «Чыл пазы» отметят в Центре культуры и народного творчества имени С.П. Кадышева в Абакане 20 .
Хорошие хакасские традиции_Пого
- 17.03.2021 12:55
Как выбор имени для аэропорта привёл к межнациональным спорам
- 01.04.2021 16:51
Герб Хакасии таит в себе целый букет сакральных знаний
- 03.07.2018 13:00
Тест к 8 марта: Что носят женщины разных народов
- 07.03.2018 11:49
Быт и верования хакасов
- 17.07.2017 13:18
Тест: Угадайте народ по традиционному костюму
- 02.02.2017 16:59
В Пскове открылась выставка элементов народного костюма
- 14.08.2015 14:26
- 13.08.2019
Зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор), свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС77-52290 от 25.12.2012.
В рубрике ИМХО публикуются мнения, которые могут не совпадать с позицией редакции. При использовании материалов сайта ссылка на «Национальный акцент» обязательна.
Источник: nazaccent.ru
LiveInternetLiveInternet
банан+ шоколад и слоеное тесто=. 09.04.2017 —> Смотрели: 10 (0)
Gary Moore — Still Got The Blues (Live A 30.10.2012 —> Смотрели: 181 (6)
Цекунов И. Филигрань по дереву 02.09.2012 —> Смотрели: 52 (0)
Ковроткачество (видео мастер-класс) 07.07.2012 —> Смотрели: 209 (0)
Мозаичное плетение картин и икон бисером 03.07.2012 —> Смотрели: 2940 (6)
Онлайн-урок 3: «Хакасское нагрудное украшение Поғо»
-Фотоальбом
Мой город 06:49 02.01.2011 Фотографий: 1
-Поиск по дневнику
-Подписка по e-mail
-Друзья
Друзья онлайн Shraddha макошь311
-Постоянные читатели
-Статистика
Создан: 01.01.2011
Записей: 13437
Комментариев: 17673
Написано: 33345
Женское хаккаское украшение Пого
Пого (ПOFO) — хакасское женское нагрудное украшение, сохранившее за время своего бытования устойчивость формы с незначительными модификациями. Это украшение представляет собой полусферическое, иногда подково- или копытообразное по форме изделие, выполненное в технике вышивки бисером, коралловыми мелкими бусами и перламутровыми круглыми пластинами тана с кораллом посередине. Основной акцент делался на перламутрах тана в нечетном количестве — от трех до девяти. В 19 в. пого носили на уровне живота, современные женщины обычно его носят на уровне груди.
Сваха и невеста — качинки. фото сделал Федоров Н.В. в 1910 году
Назначение пого связано с важным событием в жизни человека — вступлением в брак, созданием семьи. Пого — принадлежность одежды свахи, многодетной благополучной женщины. Пого надевали поверх свадебной одежды. В ансамбле с Пого на свахе должна быть — родовая шапка.
Прибытие свах
Пого. Качинцы. Усть-Абаканский район, улус Трояков. Рис. Д.П.
Черепанова, 1947г.
Термин «Пого», изменяясь во времени, вобрал в себя и сохранил значение родового узла счастья, состоявшего из знаков солнца и луны, ход Солнца по небу — вместилище души, тесно связанные с идеей плодородия, деторождения.
В этимологическом словаре есть глагол поf – / поF арFа, поо рFа, / – завязывать узел.
Напоминает по форме пого и полумесяц с закругленными рожками. Обтянутый плисом, украшенный перламутровыми пуговицами, между которыми нашивались кораллы и бисер, образуя круги, сердечки, «почки», трехлистники и другие древние узоры. По нижнему краю пускалась бахрома из бисерных снизок силбiрге с мелкими серебряными монетками на концах.
Полусфера – это наиболее важная деталь, несущая главную семантическую нагрузку. Видимо полусфера символизирует небосвод, поэтому строго выполняется во всех нагрудных украшениях. Тана как солярный символ пого часто имеет форму круга с лучами внутри. Существовало мнение, что так изображались астральные знаки или колесницы.

В коллекции более ранних пого обнаруживаются три “солнца”: одно в центре, два – ниже со спицами. Не исключено, что эти знаки символизируют ход Солнца по небу, его перемещение из высшего мира в подземный мир.
У многих древних народов существовали представления: когда Луна на небе, Солнце находится в подземном царстве. Солнце передает прошлое настоящему, а настоящее будущему.
Более современные пого, изготовленные в ХХ веке напоминают лик или маску. В таком узоре легко угадываются “глаза”. На некоторых пого четко фиксируются три “глаза”. Центральная пуговица (тана) – это так называемый “третий глаз” или “всевидящее око”. Именно эта деталь подчеркивает в пого его силу как оберега.
Можно предположить, что духи – покровители “теси” посредством пуговиц – глаз “взирают” на этот мир. Симметрично в верхней части пого располагаются “уши”.
Пого имеет две основные магические функции: охранительную и множительную. Все нагрудные украшения закрывали жизненно важные органы человека: грудь, живот. Их охраняли перламутровые тана – сам по себе исцеляющий охранительный материал. Раковины каури отпугивали злых духов, кораллы приносят богатство. Ряды бисера вкруговую и бахрома – символы лучей, веревок солнца – укрепляют жизнь человека.
Пого – украшение полифункциональное, несущее в каждой из часто скрытых функций особую смысловую нагрузку.

Обычно женщины готовили пого своим дочерям перед свадьбой.
Вот как описывает пого Шибаева Юлия Артемьевна, известный этнограф, которая в советские времена прошла репрессии, в своей книге «Одежда хакасов». Книга была написана по итогам сбора материалов в экспедициях по Хакасии в 1945-1951 гг.
«В народный костюм входят и украшения. Среди них, бесспорно, наиболее интересны у качинок их нагрудные украшения — пого. Известны они у них давно
Носили их исключительно замужние женщины (но только не вдовы).
Пого представлял собой закругленный кусок плотной ткани или кожи размером примерно 30×30 см. с лицевой стороны покрытый тканью, чаще всего бархатом, и сплошь богато расшитый разноцветными бусами, кораллами, монетами, серебряными и золотыми бляхами, украшенный аграфами, а также круглыми перламутровыми пуговицами, что вместе составляло определенный красочный орнамент. Все это покупалось, и стоило пого очень дорого.
К верхним краям пришивали тесьму, которую надевали на шею, и, таким образом, пого ложилось на грудь. Носить пого полагалось поверх идектiг тон и надетый на него сигедек.

Пого Кичили Ивановны Шурышевой было справлено еще ее бабушкой по матери.
Это пого, самое позднее, относится к 70-м годам XIX века. Оно считалось очень ценным из-за обилия на нем покупных перламутровых пуговиц.
Каркас пого сделан из четырех слоев простой ткани, которую пропитали мучным тестом и высушили, отчего он стал твердым. С изнанки пого обшито ситцем, а с лица черным бархатом. По последнему суровыми нитками нашиты разноцветный бисер и крупные и мелкие перламутровые пуговицы. Края отделаны подвесками из прозрачных бусинок и тонких золотых мишурных шнурочков (подвески). на которые нанизаны золотистые и цветные бусы и три старинных серебряных гривенника, самый старый из которых 1856 года.
В других пого подвески могут быть дополнены гранеными цветными пуговичками, иметь больше монет и т.д.
Орнамент несложен. В нем можно только проследить круги; назван он нами тернихоз — «кругами». Ярче орнамент выражен на более позднем пого бельтирки Карачаковой, где он состоит из 5 таких кругов. Возможно, он когда-то осмыслялся как солярный.
Другие два пого этой же Шурышевой отличаются тем, что форма их каркаса более удлиненная, чем на первом, более старом пого; эти пого были уже справлены ее матерью, т.е. на рубеже XX века.
Пого обычно делает, если она имеет эту возможность, мать еще до замужества дочери, но бывает, что пого делает уже после свадьбы для своей жены муж.
Оба более поздних пого Шурышевой сплошь зашиты бисером, пуговиц на нем, в отличие от первого, немного, и они выполняют определенную роль в орнаменте, который включает в число своих элементов не только круги, но и «почки», «червей» (с русского) и «извилины».
Пого составляет национальную особенность качинской женской одежды, но похожие нагрудные украшения были также у башкир и якуток.
Хакаль был распространен в центральной Башкирии и представлял собой лопатообразный кусок двойной ткани, закрывавшей всю грудь до талии, обшитый но краям рядами коралла, сплошь зашитый посередине старинными мелкими монетами, круглыми пуговицами, серебряными украшениями и т.д.

Держался он на шее посредством завязок. На рубеже нашего века его стали носить некоторые из южных башкирок.
В XIX веке якутское женское нагрудное украшение уже исчезло. Носили его, видимо, как и качинское пого. только замужние женщины. Называлось оно «тигилук» и было «увешано» стеклянными бусами.
А.П. Окладников, говоря о якутском тигилуке. возражает Линдау, считавшему, что тигилук поразительно похож на тунгусские нагрудники. «Якутские нагрудники, — пишет А.П. Окладников, — ближе всего не к тунгусскому переднику, а к аналогичной части женского костюма некоторых других тюркских племен, в том числе сибирских тюрок и башкир». Первоначальным назначением качинского, якутского и башкирского нагрудников, по-видимому, было закрывать грудь, открывавшуюся в прорез ворота рубахи»
Нередко на пого можно увидеть раковины каури. Они известны как обереги с глубокой древности у многих народов Евразии. Каури появились на территории Хакасии еще 3 тысячи лет назад в Карасукскую эпоху. Позже в период Средневековья они были широко распространены в Древнехакасском государстве. Завозились они из Индии по знаменитому Великому шелковому пути через Китай, Тибет, Монголию.

Раковины каури по-хакасски называется чысланас, что в переводе значит: чыслан – змея, нас /мас/ – голова, предположительный перевод – “Голова змеи”. И только в кызыльском диалекте хакасского языка раковины каури называют, тибе тiзi (буквально: зуб верблюда ). Одно из принятых русских названий раковины каури – ужовка, что соответствует по смыслу приведенному ранее. У хакасов считается, что раковина каури обладает свойством притягивать душу ребенка.
В музейных коллекциях пого раннего периода нет бахромы, выполненной из бисера или гирлянд из них, завершающих изделие, хотя на них есть следы их бытования.

Нагрудник, видимо, связан с почитанием богини Умай, которая дарует молодоженам души детей. Потому-то свахе необходимо было надевать пого на свадьбу, чтобы привлечь в дом молодоженов милость богини и семейное счастье и благополучие. В настоящее время пого получил широкое распространение. Хакасские женщины теперь надевают его не только на свадьбу, но и на любой праздник.
1. Кидиекова И.К. ПOFO./ И.К. Кидиекова.// Энциклопедия Республики Хакасия. В 2-х т./ Гл. редактор В.А. Кузьмин. – Красноярск: Поликор, 2007. – Т. 2: О-Я. – 320 с. – с. 51
2. Бутанаев В. Любимые наряды./ Виктор БУТАНАЕВ, доктор исторических наук.// Сокровища культуры Хакасии./ гл. ред. А.М. Тарунов. – М.: НИИЦентр, 2008. – 512 с. – (Наследие народов Российской Федерации. Вып.10). — С.86-101
Источник: www.liveinternet.ru
Презентация, доклад Хакасские узоры
Вы можете изучить и скачать доклад-презентацию на тему Хакасские узоры. Презентация на заданную тему содержит 22 слайдов. Для просмотра воспользуйтесь проигрывателем, если материал оказался полезным для Вас — поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок и добавьте наш сайт презентаций в закладки!
Презентации » Образование » Хакасские узоры
Слайды и текст этой презентации
Слайд 1
Описание слайда:
Хакасские узоры МКУК «Знаменский СДК»
Слайд 2
Описание слайда:
тамга ТАМГА клеймо, штемпель; рукоприкладный знак и тавро. Тамга вилами, тамга рассохой, гребенкой, крест в кругу и пр. На топоре тамга мастера. Царь пожаловал митрополита, со алою тамгою ярлык дал. Толковый словарь Даля(тюрк.).
Таможенная пошлина в древней Руси ХIII-ХV вв., взимавшаяся при наложении специального клейма на товар Толковый словарь Ушакова метка как знак собственности (первоначально — в родовом обществе у монголов). Печать, печатка. Тамга́ — родовой фамильный знак.
Слайд 3
Описание слайда:
УЗОР С ГЕРБА ХАКАСИИ На вид орнамент неприметен, Но всем известен в белом свете Уже столетия живёт, Народ его издревле бережёт. Быть может нитками зигзаги в узоры вытканы не зря И мы с тобою видим знаки хакасского календаря.
Слайд 4
Описание слайда:
кружева Общим для хакасского орнамента является его растительный характер. Большая или меньшая геометризация, крупность или дробленность элементов, но в обоих случаях это — вьющиеся, крутящиеся стебли и цветы. Приспособляемость орнамента к форме заполняемой им площади — показатель его жизненности, глубокой традиционности, вкуса.
Слайд 5
Описание слайда:
Хакасский узор
Слайд 6
Описание слайда:
Откуда вообще возник узор? Орнамент возник из объемного рисунка. Из образа, отображавшего реальные вещи, постепенно отбрасывались незначительные штрихи, черты, несущественные подробности. Оставалось только самое характерное, но и оно претерпело изменения: было преувеличено. Так образовался орнаментальный рисунок. Профессор Борис Алексеевич Энгросс
Слайд 7
Описание слайда:
Особенности хакасского узора
Слайд 8
Описание слайда:
Особенности южного хакасского узора для южных степных районов Хакасии характерен стилизованный, геометрический рисунок орнамента, как бельтырско-сагайский реалистичен, наряду с геометрическими характерны и растительные формы. Орнаментация форм здесь крупнее, силуэт стебля, листьев, цветка четко читается на фоне темного сукна.
Слайд 9
Описание слайда:
Особенности северного хакасского узора На севере Хакасии в долине Июсов, для кызыльцев, характерен особый отличительный вид рисунка. В центре вышивались крупные розеты в виде цветка. Этот рисунок несет древнюю символику солнца — главного божества у многих народов мира. За крупными солнечными цветами оформляются букеты более мелких цветов, изображения которых напоминают удивительную красоту полевых цветов, лугов и лесов Хакасии.
Слайд 10
Описание слайда:
Особенности северного хакасского узора Второй тип трафаретов — алынча ульгу — отдельные, разрозненные выкройки элементов, соединяя которые в определенной композиции, создавались узоры вышивки. Эти выкройки узора пальметт, многолепестковых розет, лировидных, цветочных элементов, трилистников. Элементы «алынча ульгу » можно применять в бесконечных вольных вариациях орнаментального рисунка. Все зависит от мастерства мастерицы. Как для старинной, так и современной вышивки характерен следующий процесс узоротворчества: подобранный образец узора накладывался или приметывался нитками на ткань, обводился мелком или стежками ниток контур рисунка, после чего вспарывался и откладывался.
Слайд 11
Описание слайда:
Особенности северного хакасского узора Как для старинной, так и современной вышивки характерен следующий процесс узоротворчества: подобранный образец узора накладывался или приметывался нитками на ткань, обводился мелком или стежками ниток контур рисунка, после чего вспарывался и откладывался.
Слайд 12
Описание слайда:
Исторические элементы хакасского узора Августаева Людмила Гавриловна Аскизский район, с. Усть-Чуль
Слайд 13
Описание слайда:
Исторические элементы хакасского узора
Слайд 14
Описание слайда:
Исторические элементы хакасского узора
Слайд 15
Описание слайда:
Исторические элементы хакасского узора
Слайд 16
Описание слайда:
Исторические элементы хакасского узора
Слайд 17
Описание слайда:
Исторические элементы хакасского узора в народном костюме
Слайд 18
Описание слайда:
Исторические элементы хакасского узора в народном костюме
Слайд 19
Описание слайда:
Элементы хакасского женского костюма Совершенно верно эта форма содержится на гербе Хакасии, который представляет собой щит, в центре которого помещено красное традиционное хакасское женское нагрудное украшение “пого” в виде сердцевидной овальной пластины. На “пого” изображен в прыжке (в полете) серебряный крылатый барс с золотыми глазами и когтями.
Слайд 20
Описание слайда:
ПОГО Пого вырезался из дублёной кожи в виде полумесяца с закруглёнными рожками, обшивался материалом. На лицевой стороне пришивались перламутровые пуговицы, пространство между которыми заполнялось кораллом и бисером в виде кругов, сердечек, почек, трилистников и других древних узоров. Вдоль бортов нагрудник “пого» окаймлялся жемчужными пуговицами.
По нижнему краю пускалась бахрома из бисерных снизок с мелкими серебряными монетками на концах Понятно, что это было одно из дорогостоящих украшений. В начале XIX века “пого” стоило 150 рублей. Раньше “пого” беременные женщины носили на уровне пояса, чтобы уберечь плод от дурного сглаза, сейчас его носят только на уровне груди.
Слайд 21
Описание слайда:
хос ызырга Согласно хакасским поверьям уши женщины не должны быть пустыми, так как к кораллам притягивается душа (хут сыынча). Именно поэтому замужние женщины украшали себя чаще всего коралловыми серёжками — «хос ызырга», изготавливались они из медной проволоки, изогнутой в виде кольца. На кольцо нанизывались большие и маленькие коралловые бусины, в завершении серьги украшались серебряной полурублевой монетой и шелковой кисточкой. Лишь вдовы не имели права носить серьги в полном снаряжении — они оставляли всего по две бусины, либо носили только одну серёжку.
Слайд 22
Описание слайда:
узумчук Иногда косички украшались подвесками — поос. На концы передних косичек (примерно по девять штук с каждой стороны) привязывали кисточки «чачах поос» или «нинчi поос», изготовленные из коралловых и бисерных снизок. К косичкам они крепились за шнурок из конского волоса. Позже, в XIX веке, девушки начали изготавливать и носить «чапрах» — серебряные монеты с косичкой.
У женщин победнее передние косички украшались подвесками «сас поос», свитыми из шерсти загривка барана вместе с шелковой ниткой. К концам такого украшения привязывали по жемчужной пуговице «узумчук».
Источник: myslide.ru