Вид занятия: работа в технике «гратташ» (процарапывание).
Цели и задачи: дать представление об отражении элементов природы в произведениях художников, о свободном фантазировании на тему узоров, об украшении заданной формы узором с использованием природных мотивов; знакомство с народными художественно-декоративными промыслами; формирование понятий об орнаменте, его элементах, законах его организации (симметрия, ритм, условность цвета); развитие образного представления, фантазии; воспитание коллективистских качеств, взаимной вежливости, дисциплины, аккуратности.
Оборудование урока: желток, воск.
Зрительный ряд: слайды и фотографии кружев, бижутерии, бисерного и другого шитья, вышивок, вещи бытового назначения, декоративно украшенные, вышивка, узоры; рисунки детей; репродукции: Д. Левицкий «Портрет дочери Агаши в русском костюме», И. Билибин «Вологодская девушка в праздничном наряде», иллюстрации к русским народным сказкам: М. Врубель «Царевна-Лебедь», Н. Рерих «Снегурочка», В. Васнецов «У царевны подземного царства», В. Суриков «Меншиков в Берёзове».
2кл.ИЗО.15 урок. Украшение и фантазия
Музыкальный ряд: различные ритмические сочетания с преобладанием повторяющегося ритма.
I . Организация класса.
Проверка отсутствующих, готовности к уроку.
П. Беседа по теме урока.
Мастер Украшения учится у природы, но без собственной фантазии невозможно создать ни одного украшения, изображения. Красоту инея, паутинок, снежинок, пены набегающей волны, росинок на траве художник, фантазируя, преображает и превращает в кружева и ткани, в бусы и короны, в узоры, орнаменты, украшения.
На уроке показываются украшения, изделия (кружева, бижутерия, вышивка и т. д.), в которых отражены уже знакомые детям элементы природы.
Мастер Украшения — это художник, который создает украшения для человека. Посмотрим на украшения с драгоценными камнями, ведь это листики и цветы с капельками росы преображены фантазией художника! Например, художник, после того как сконструировал форму кокошника- старинного женского головного убора, придумал из листьев и цветов украшения для него. А вот рыбка — ее рисунок и сочетания цветов вдохновили художника на создание рисунка для платья.
— Рассмотрим это кружево. Какие природные формы можно увидеть в нем?
Так родилось декоративно-прикладное искусство.
Справка. Декоративное искусство (от лат. decoro — «украшаю») — один из видов пластических искусств.
Декоративное искусство разделяется- на 1) связанное с архитектурой — монументально-декоративное искусство (витражи, мозаика, росписи на фасадах и в интерьерах, декоративная садово-парковая скульптура и т. д.); 2) декоративно-прикладное искусство (бытовые художественные изделия) и 3) оформительское искусство. Термин «декоративное искусство» широк по охвату входящих в него понятий. Оно вместе с архитектурой и дизайном формирует окружающую человека материальную предметно-пространственную среду, внося в нее эстетическое, образное начало. В декоративно-прикладном искусстве польза и красота всегда рядом. Предметы должны быть
ИЗО 2 класс Украшение и реальность. Снежинки, #waxcrayons, #восковыемелки #рисуемсалексеемникулиным
не только удобны, практичны, но и красивы. Предмет должен быть выразителен целиком — в своей конструкции, пропорциях, деталях, а также в отделке. Расписать узорами кувшин, украсить резьбой разделочную доску, связать кружевную салфетку, выткать узоры по ткани, узоры ковра — все это требует большого мастерства.
Однако декоративные произведения демонстрируют не только эстетический вкус и фантазию художника. В них, как и в произведениях других видов искусства, отражаются материальные и духовные интересы людей. И хотя сегодня изделия прикладного искусства выпускаются художественной промышленностью, они в значительной мере сохраняют национальные особенности. Все это позволяет говорить о стилевом единстве в декоративном искусстве определенной исторической эпохи.
Художественная промышленность (куда относятся и народные художественные промыслы) — это массовое производство декоративно-прикладных художественных изделий по проектам и моделям художников. К отраслям художественной промышленности относятся: художественно-текстильная промышленность, силикатная и керамическая, производство мебели, ковров, обоев и другое.
До появления фабрик они осуществлялись ремесленными цехами, затем мануфактурами. В XX веке на них работают квалифицированные мастера декоративного искусства, а современная техника дает разнообразные возможности. Современные промыслы сложились на базе древнего народного искусства. Традиционные центры славятся своими изделиями и внутри страны, и за ее пределами. Наряду с мастерами, объединенными в традиционных центрах, существует целая армия мастеров-одиночек, следующих в своем творчестве народной традиции.
Традиционные виды народного декоративно-прикладного искусства начинают развиваться в новых районах, где их раньше не было. Распространение народных промыслов является следствием их популярности.
Поэтому отдельные города, области, края, республики стремятся создать у себя предприятия по изготовлению художественных изделий в народном характере, гордятся ими и широко рекламируют их. И как бы далеко ни шагнула техника, как бы ни преуспевала во всех сферах производства электроника, как бы ни восхваляли «умных» роботов, механические руки, — живые человеческие руки не могут оставаться без дела. Своими руками сработанная вещь, в которой можно выразить себя, свои чувства, проявитьсвои смекалку, умение и терпение, вкус, — эта вещь всегда найдет себе место среди стандартных промышленных изделий. Мастерить, фантазировать, подчинять себе материал и преодолевать его сопротивление — в этом человек проявляет свою истинно человеческую сущность и в наибольшей степени ощущает себя творцом.
В нашей стране в области керамики славятся: Гжель, игрушки Дымково и Филимоно, Скопин. Резьба и роспись по дереву: Городец, игрушки Сергиев Посада и Богородского, Хохлома. Вышивка и кружево: Набойна. Особенно знамениты елецкие кружева, павлово-посадские платки, вязаные вещи Архангельской области, украшенные вышивкой, бисером меховые вещи, сработанные на Севере; ковры Дагестана.
В области художественного металла: каслинское литье, серебро с чернью Великого Устюга, кубачинские изделия, ростовская финифть, ювелирные изделия Мсте-ры и села Красное (Костромская область), златоустовская гравюра на стали. Художественные изделия из кости и камня Архангельска, Тобольска и Чукотки. Русские художественные лаки: Федоскино, Палех, Мстера, Холуй, подносы Жостово.
Россия — многонациональная страна. В ней проживают люди различных национальностей. И каждый народ имеет свое декоративно-прикладное искусство. Общей основой изделий народных мастеров, народных умельцев является их практическая направленность (посуда, полотенце, одежда, шкатулки и т. п.). Также на изделиях умельцев разных народностей есть украшения в виде орнамента.
Каждый орнамент, хотя и имеет много общего с орнаментами других народов (ритмическое построение, растительные и геометрические формы животного мира, общее композиционное решение — формат, цветовую гамму), все же отличается своими особенностями, национальным колоритом, сочетанием элементов и т. д. Большим своеобразием отличаются орнаменты народов мира. Географические особенности очень влияют на рисунок, колорит, композицию орнамента каждого народа.
III . Работа над заданием.
Задание: придумать кружево, похожее на снежинки, паутинки, звездочки. Украшение заданной формы (воротничок, подзор, кокошник, закладка для книги и т. д.).
Работа в технике «гратташ» (процарапывание).
Этапы выполнения задания:
1 ) Грунтовка листа:
— расположить лист перед собой, отчертить сверху-снизу, справа-слева по 3-4 см, сделать внутреннюю рамку;
— подготовить мягкий желток (растопить воск), распределить между учащимися (по рядам, на 2-3 парты; яйца и воск свечи приносят дети);
— загрунтовать желтком (воском) внутренний прямоугольник, промывая кисть в конце работы;
— загрунтовать 2-3 раза тушью или черной (можно цветной) гуашью так, чтобы не было пробелов и наслоений. Грунтовку вести быстро, аккуратно, не растирая по одному месту более 2-3 раз кистью до высыхания; — высушить;
— на полях — рамке — придумать сюжет будущего рисунка, сделав маленький эскиз в карандаше.
2) Пока грунт подсыхает, можно выполнить серию графических упражнений на отдельном листе:
— разная сила штриха;
— короткий и длинный штрих;
— разная ширина просветов между штрихами.
3) Рисунок узора выполнить процарапыванием, рисовать тонкой кисточкой белой гуашью. Контур «изделия» обводят по трафарету.
Справка. Орнамент (от лат. ornanentum — «украшение») — узор, построенный на ритмическом чередовании, организованном расположении элементов. В зависимости от характера мотивов различают следующие виды орнаментов: геометрический, растительный, зооморфный, антропоморфный.
По характеру композиции можно выделить такие типы орнамента: ленточный (фриз, бордюр, кайма), орнамент в круге (розетта), в квадратной или прямоугольной фигуре, сетчатый. Орнамент можно нарисовать графическим материалом, написать красками, вышить или выткать из ниток, вырезать по дереву или вычеканить по металлу, его можно сплести в виде кружева, циновки. Орнамент является стилем эпохи, признаком принадлежности произведения к данному времени и к данной стране (готику, барокко, модерн мы угадываем сразу).
Симметрия (от греч. symmetria ) — соразмерность.
Гармония (от греч. hannonia ) — связь, стройность, соразмерность.
Ритм (от греч. rhythmos ) — чередование каких-либо элементов (звуковых, речевых и т. д.), происходящее с определенной последовательностью, частотой.
Индивидуальная работа с учащимися. Анализ общих ошибок.
Требования к рисункам:
— оправданное заполнение листа (не мелко, не крупно);
— умение работать штрихом, линией, пятном, контуром, владение материалом, изобразительной техникой;
— аккуратность, не должно быть прорезов бумаги, дырок.
Справка. Способом «процарапывание» пером или острым инструментом картона или бумаги, залитых тушью, пользуются многие художники, называется такая техника — «граттаж» (от франц. — «скрести, царапать»).
IV . Итоги урока.
Экспресс-выставка. Оценка выполненных работ, отбор лучших рисунков. Уборка рабочих мест.
Домашнее задание: посмотреть в детских книжках украшения сказочных героев.
Источник: tak-to-ent.net
Презентация «Украшения и фантазия. Кружевные узоры»
После того как вы поделитесь материалом внизу появится ссылка для скачивания.
Получить код —>
Подписи к слайдам:
«Украшения и фантазия. Кружевные узоры». Урок изобразительного искусства и художественного труда во 2 классе
«Жила, говорят, сказочная бабушка Веретена. И умела она такую шаль сделать, что была не шита, не ткана, а прямо из воздуха сплетена. Возьмет, бывало, старушка иглу серебряную да нитку золотую, сядет на приступок перед избой и ну по воздуху иглой играть. Ходит серебряная игла, тянет за собой золотую нитку, прошивает воздух. Кружит игла, петельки набрасывает, узелками перетягивает.
Петелька — узелок. Так и застывает в воздухе золотой узор. Прошьет бабушка Веретена воздух, по углам узелками закрепит, глядишь — лежит перед ней шаль легкая, как облако, красивая, как утренняя заря, воздушная, прозрачная, узорчатая. Только и остается ахнуть на такое мастерство, кружевное умение».
Это сказка. Издавна ее рассказывали на Рязанской, Новгородской, Вологодской земле, где и появились первые русские кружевные мастерицы. Посмотрите, как красивы творения мастериц! Человек учится у природы, а чтобы создать красивые вещи надо быть не только наблюдательным, но уметь фантазировать. Посмотри на украшения с драгоценными камнями — ведь эти листики и цветы с капельками росы преображены фантазией художника!
Из листьев и цветов художник может придумать многое, например украшения для кокошника — старинного головного женского убора или полотенца
Посмотри на эту рыбку. Ее рисунок и сочетание цветов вдохновили художника на создание рисунка для платья.
Рассмотри это кружево. Какие природные формы можно увидеть в нем?
— Кто подсказал человеку идею создания кружевных, плетеных салфеток, скатертей, шалей и других подобных изделий? Кто научил человека плести кружева? Угадайте.
С ветки на ветку,
Зацепив за сук,
Тоненькую сетку
Мастерицы, создающие красивые кружевные изделия, подсматривают узоры в природе. Недаром и названия узоров старинных русских кружев так просты и поэтичны: «рыбка», «ручеек», «протекай-речка», «мороз», «звездочки», «гуличики», «цветочек», «елочка» и другие. Издавна кружева слыли рукодельной работой. В руках у мастерицы только и были что крючок костяной и нитка.
Крученую нить крючком подхватывали, плели-вязали узорчатые кружева. Но крючком тонкий узор не навяжешь, прозрачности настоящей не достигнешь. И к тому же, тянет крючок только одну нить. А кружево красиво, когда оно, словно паутинка, из нескольких нитей сплетается. И стали кружева не вязать, а плести сразу из многого множества нитей.
А чтобы они не перепутались, концы их не потерялись, к каждому кончику привязывались круглые палочки — коклюшки. Сегодня редко можно увидеть, как плетут кружево вручную на коклюшках. Теперь работу эту делает машина. Придумай кружево, похожее на снежинки, паутинки, звездочки. Укрась воротничок, салфетку, скатерть (на выбор) кружевным узором.
Работа может быть выполнена разными способами. 1 вариант — на альбомном листе, работая тонкой кистью изобразить кружевную салфетку, воротничок. Краски на выбор (гуашь или акварель). 2 вариант — из цветной бумаги или картона вырезать необходимую форму салфетки или воротничка, белой гуашью нарисовать узоры.
3 вариант — аппликация с дорисовыванием. Из белой тонкой бумаги вырезать ажурные снежинки. Ими украсить салфетку, скатерть. Белой гуашью дорисовать необходимый узор.
! Обратите внимание на то, чтобы элементы узора не выпадали, то есть они должны соединяться между собой ниточками-линиями.
Домашнее задание: принести цв. бумагу и картон, ножницы, клей, нитки, иглу, блестки, конфетти, пайетки
Источник: uchitelya.com
Украшения и фантазия. Кружевные узоры
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, класс) на тему
Дидактическая цель — создать условия для осознания и осмысления темы «Украшения и фантазия. Кружевные узоры» с помощью организации на уроке частично- поисковой работы.
Цели по содержанию :
- дать представление об отражении элементов природы в произведениях мастеров украшения, о свободном фантазировании на тему узоров с использованием природных мотивов;
- познакомить с народными художественно-декоративными промыслами — вышивкой, кружевом.
- создать условия для развития умения творчески преображать формы реального мира в условно-декоративные;
- совершенствовать навыки работы разнообразной линией, связанной в композиции, в любой форме изделия.
- создать условия для формирования интереса к изобразительному творчеству, декоративной деятельности;
- воспитывать бережное отношение к родной природе, национальным традициям.
Методы обучения : частично-поисковый, метод решения учебных задач.
Формы организации учебной деятельности :
- Групповая
- Индивидуальная
- Фронтальная
Оборудование урока: гуашь, кисти, салфетки, клей.
Зрительный ряд: слайды кружев, украшений, вышивок и сами вещи бытового назначения, декоративно украшенные, работы учащихся по данной теме, презентация.
Литературный ряд: загадки по данной теме, учебник для 2 класса по программе Б.М. Неменского «Искусство и ты».
1. Организационный момент.
Проверка готовности рабочего места.
Кто шагает с сумкой книг
Утром в школу…(ученик)
Долгожданный дан звонок. (да)
Начинаем наш …(урок)
II. Введение в тему.
— Прочтите отрывок из книги «Волшебные узоры»
«Жила, говорят, сказочная бабушка Веретена. И умела она такую шаль сделать, что была не шита, не ткана, а прямо из воздуха сплетена. Возьмет, бывало, старушка иглу серебряную да нитку золотую, сядет на приступок перед избой и ну по воздуху иглой играть. Ходит серебряная игла, тянет за собой золотую нитку, прошивает воздух. Кружит игла, петельки набрасывает, узелками перетягивает.
Петелька — узелок. Так и застывает в воздухе золотой узор. Прошьет бабушка Веретена воздух, по углам узелками закрепит, глядишь — лежит перед ней шаль легкая, как облако, красивая, как утренняя заря, воздушная, прозрачная, узорчатая. Только и остается ахнуть на такое мастерство, кружевное умение».
— Ответьте на вопросы:
- Каким мастерством прославилась бабушка Веретена?
- Из чего создавала она свои кружевные изделия?
— Это сказка. Издавна ее рассказывали на Рязанской, Новгородской, Вологодской земле, где и появились первые русские кружевные мастерицы.
— Посмотрите, как красивы творения мастериц! (Рассматривают и вещи, принесенные на урок).
— А что помогает им создавать такую красоту?
Поэтому тема нашего урока «Украшения и фантазия «.
III. Новый материал.
— Сегодня нам нужно придумать свои кружевные узоры. Но сначала, чтобы создать красивый узор, подумайте и скажите:
— А в природе есть узоры? (Приведите свои примеры)
— Где мы их можем наблюдать?
— Человек учится у природы, а чтобы создать красивые вещи надо быть не только наблюдательным, но уметь фантазировать.
— Посмотри на украшения с драгоценными камнями — ведь эти листики и цветы с капельками росы преображены фантазией художника!
— Из листьев и цветов художник может придумать многое, например украшения для кокошника — старинного головного женского убора.
— С чего начнет свою работу мастер? Что ему необходимо сделать, чтобы создать такую красоту?
( = Сначала художник как Мастер Изображения сделал много рисунков цветов и листьев. Потом как Мастер Украшения придумал из них узор для вышивки. А затем художник сконструировал форму кокошника и расположил на нем вышивку).
— Посмотри на эту рыбку. Ее рисунок и сочетание цветов вдохновили художника на создание рисунка для платья.
— Рассмотри это кружево.
— Какие природные формы можно увидеть в нем?
— Кто подсказал человеку идею создания кружевных, плетеных салфеток, скатертей, шалей и других подобных изделий? Кто научил человека плести кружева? Угадайте.
С ветки на ветку,
Зацепив за сук,
Тоненькую сетку
Натянул … (паук)
— Рассмотрите хрупкое, нежное творение древнего мастера природы — паука — его жилище — паутинку.
— А видели ли вы в лесу, поле паутинки? В их нежных нитях можно увидеть листочки, капли дождя, росу, запутавшихся насекомых. Паутинки — украшение леса. Мастерицы, создающие красивые кружевные изделия, подсматривают узоры в природе.
Недаром и названия узоров старинных русских кружев так просты и поэтичны: «рыбка», «ручеек», «протекай-речка», «мороз», «звездочки», «гуличики», «цветочек», «елочка» и другие.
— Попробуй повторить узоры кружевниц. Нарисуй их на тетрадном листке черной гелевой ручкой или фломастером. Придумай и изобрази свои узоры.
(Дети работают самостоятельно, придумывая и свои узоры)
— Давайте проверим что у вас получилось. Что вы нафантазировали?
(Мини-выставка, обсуждение и оценивание результатов работы)
— Послушайте стихотворение и назовите те природные формы, которые могли бы использовать мастерицы для создания кружевных узоров на различных изделиях.
Окружают меня кружева —
Одуванчик, дрожащий едва,
Пенный гребень на гладкой волне
И узор на морозном окне.
Кружева — в стрекозиных крылах
И в летящих сквозных облаках,
В паутине воздушной лесной,
В невесомой тени вырезной.
Кружит лист кружевной надо мной,
Заплелась кружевами трава —
Кружева, кружева, кружева…
IV. Практическая самостоятельная работа.
Придумай кружево, похожее на снежинки, паутинки, звездочки.
Укрась воротничок, салфетку, скатерть (на выбор) кружевным узором. Работа может быть выполнена разными способами.
1 вариант — на альбомном листе, работая тонкой кистью изобразить кружевную салфетку, воротничок. Краски на выбор (гуашь или акварель).
2 вариант — из салфетки вырезать необходимую форму салфетки или воротничка, белой гуашью нарисовать узоры.
! Обратите внимание на то, чтобы элементы узора не выпадали, то есть они должны соединяться между собой ниточками-линиями.
— Молодцы! Спасибо за урок!
Выставка работ. Анализ общих ошибок, оценивание работ. Уборка рабочих мест.
Источник: nsportal.ru