Украшение и фантазия кружево похожее на паутинки снежинки звездочки

Вид занятия: работа в технике «гратташ» (процарапывание).

Цели и задачи: дать представление об отражении элементов природы в произведениях художников, о свободном фантазирова­нии на тему узоров, об украшении заданной формы узором с ис­пользованием природных мотивов; знакомство с народными худо­жественно-декоративными промыслами; формирование понятий об орнаменте, его элементах, законах его организации (симметрия, ритм, условность цвета); развитие образного представления, фанта­зии; воспитание коллективистских качеств, взаимной вежливости, дисциплины, аккуратности.

Оборудование урока: желток, воск.

Зрительный ряд: слайды и фотографии кружев, бижутерии, бисерного и другого шитья, вышивок, вещи бытового назначения, декоративно украшенные, вышивка, узоры; рисунки детей; репро­дукции: Д. Левицкий «Портрет дочери Агаши в русском костюме», И. Билибин «Вологодская девушка в праздничном наряде», иллюст­рации к русским народным сказкам: М. Врубель «Царевна-Лебедь», Н. Рерих «Снегурочка», В. Васнецов «У царевны подземного царст­ва», В. Суриков «Меншиков в Берёзове».

2кл.ИЗО.15 урок. Украшение и фантазия

Музыкальный ряд: различные ритмические сочетания с преобладанием повторяющегося ритма.

I . Организация класса.

Проверка отсутствующих, готовности к уроку.

П. Беседа по теме урока.

Мастер Украшения учится у природы, но без собственной фан­тазии невозможно создать ни одного украшения, изображения. Красоту инея, паутинок, снежинок, пены набегающей волны, роси­нок на траве художник, фантазируя, преображает и превращает в кружева и ткани, в бусы и короны, в узоры, орнаменты, украшения.

На уроке показываются украшения, изделия (кружева, бижуте­рия, вышивка и т. д.), в которых отражены уже знакомые детям элементы природы.

Мастер Украшения — это художник, который создает украше­ния для человека. Посмотрим на украшения с драгоценными кам­нями, ведь это листики и цветы с капельками росы преображены фантазией художника! Например, художник, после того как скон­струировал форму кокошника- старинного женского головного убора, придумал из листьев и цветов украшения для него. А вот рыбка — ее рисунок и сочетания цветов вдохновили художника на создание рисунка для платья.

— Рассмотрим это кружево. Какие природные формы можно увидеть в нем?

Так родилось декоративно-прикладное искусство.

Справка. Декоративное искусство (от лат. decoro — «украшаю») — один из видов пластических искусств.

Декоративное искусство разделяется- на 1) связанное с архитектурой — монументально-декоративное искусство (витра­жи, мозаика, росписи на фасадах и в интерьерах, декоративная садово-парковая скульптура и т. д.); 2) декоративно-прикладное искусство (бытовые художест­венные изделия) и 3) оформительское искусство. Термин «декоративное искус­ство» широк по охвату входящих в него понятий. Оно вместе с архитектурой и дизайном формирует окружающую человека материальную предметно-пространственную среду, внося в нее эстетическое, образное начало. В декоратив­но-прикладном искусстве польза и красота всегда рядом. Предметы должны быть

ИЗО 2 класс Украшение и реальность. Снежинки, #waxcrayons, #восковыемелки #рисуемсалексеемникулиным

не только удобны, практичны, но и красивы. Предмет должен быть вы­разителен целиком — в своей конст­рукции, пропорциях, деталях, а так­же в отделке. Расписать узорами кувшин, украсить резьбой разделоч­ную доску, связать кружевную сал­фетку, выткать узоры по ткани, узо­ры ковра — все это требует большого мастерства.

Однако декоративные произве­дения демонстрируют не только эс­тетический вкус и фантазию худож­ника. В них, как и в произведениях других видов искусства, отражаются материальные и духовные интересы людей. И хотя сегодня изделия при­кладного искусства выпускаются художественной промышленностью, они в значительной мере сохраняют национальные особенности. Все это позволяет говорить о стилевом един­стве в декоративном искусстве опре­деленной исторической эпохи.

Читайте также:
Вива ла вика украшения отзывы

Художественная промышлен­ность (куда относятся и народные художественные промыслы) — это массовое производство декоративно-прикладных художественных изде­лий по проектам и моделям худож­ников. К отраслям художественной промышленности относятся: художественно-текстильная промышленность, сили­катная и керамическая, производство мебели, ковров, обоев и другое.

До появле­ния фабрик они осуществлялись ремесленными цехами, затем мануфактурами. В XX веке на них работают квалифицированные мастера декоративного искусства, а современная техника дает разнообразные возможности. Современные промыслы сложились на базе древнего народного искусства. Традиционные центры славятся своими изделиями и внутри страны, и за ее пределами. Наряду с мастерами, объе­диненными в традиционных центрах, существует целая армия мастеров-одиночек, следующих в своем творчестве народной традиции.

Традиционные виды народного декоративно-прикладного искусства начина­ют развиваться в новых районах, где их раньше не было. Распространение народ­ных промыслов является следствием их популярности.

Поэтому отдельные города, области, края, республики стремятся создать у себя предприятия по изготовлению художественных изделий в народном характере, гордятся ими и широко реклами­руют их. И как бы далеко ни шагнула техника, как бы ни преуспевала во всех сфе­рах производства электроника, как бы ни восхваляли «умных» роботов, механиче­ские руки, — живые человеческие руки не могут оставаться без дела. Своими руками сработанная вещь, в которой можно выразить себя, свои чувства, проявитьсвои смекалку, умение и терпение, вкус, — эта вещь всегда найдет себе место среди стандартных промышленных изделий. Мастерить, фантазировать, подчинять себе материал и преодолевать его сопротивление — в этом человек проявляет свою ис­тинно человеческую сущность и в наибольшей степени ощущает себя творцом.

В нашей стране в области керамики славятся: Гжель, игрушки Дымково и Филимоно, Скопин. Резьба и роспись по дереву: Городец, игрушки Сергиев Поса­да и Богородского, Хохлома. Вышивка и кружево: Набойна. Особенно знамениты елецкие кружева, павлово-посадские платки, вязаные вещи Архангельской облас­ти, украшенные вышивкой, бисером меховые вещи, сработанные на Севере; ковры Дагестана.

В области художественного металла: каслинское литье, серебро с чернью Вели­кого Устюга, кубачинские изделия, ростовская финифть, ювелирные изделия Мсте-ры и села Красное (Костромская область), златоустовская гравюра на стали. Худо­жественные изделия из кости и камня Архангельска, Тобольска и Чукотки. Русские художественные лаки: Федоскино, Палех, Мстера, Холуй, подносы Жостово.

Россия — многонациональная страна. В ней проживают люди различных нацио­нальностей. И каждый народ имеет свое декоративно-прикладное искусство. Общей основой изделий народных мастеров, народных умельцев является их практическая направленность (посуда, полотенце, одежда, шкатулки и т. п.). Также на изделиях умельцев разных народностей есть украшения в виде орнамента.

Каждый орнамент, хотя и имеет много общего с орнаментами других народов (ритмическое построе­ние, растительные и геометрические формы животного мира, общее композицион­ное решение — формат, цветовую гамму), все же отличается своими особенностями, национальным колоритом, сочетанием элементов и т. д. Большим своеобразием отличаются орнаменты народов мира. Географические особенности очень влияют на рисунок, колорит, композицию орнамента каждого народа.

Читайте также:
Украшение елки на новый год это обычай или традиция

III . Работа над заданием.

Задание: придумать кружево, похожее на снежинки, паутин­ки, звездочки. Украшение заданной формы (воротничок, подзор, кокошник, закладка для книги и т. д.).

Работа в технике «гратташ» (процарапывание).

Этапы выполнения задания:

1 ) Грунтовка листа:

— расположить лист перед собой, отчертить сверху-снизу, спра­ва-слева по 3-4 см, сделать внутреннюю рамку;

— подготовить мягкий желток (растопить воск), распределить между учащимися (по рядам, на 2-3 парты; яйца и воск свечи при­носят дети);

— загрунтовать желтком (воском) внутренний прямоугольник, промывая кисть в конце работы;

— загрунтовать 2-3 раза тушью или черной (можно цветной) гу­ашью так, чтобы не было пробелов и наслоений. Грунтовку вести быстро, аккуратно, не растирая по одному месту более 2-3 раз ки­стью до высыхания; — высушить;

— на полях — рамке — придумать сюжет будущего рисунка, сде­лав маленький эскиз в карандаше.

2) Пока грунт подсыхает, можно выполнить серию графических упражнений на отдельном листе:

— разная сила штриха;

— короткий и длинный штрих;

— разная ширина просветов между штрихами.

3) Рисунок узора выполнить процарапыванием, рисовать тон­кой кисточкой белой гуашью. Контур «изделия» обводят по трафа­рету.

Справка. Орнамент (от лат. ornanentum — «украшение») — узор, построен­ный на ритмическом чередовании, организованном расположении элементов. В зависимости от характера мотивов различают следующие виды орнаментов: гео­метрический, растительный, зооморфный, антропоморфный.

По характеру компо­зиции можно выделить такие типы орнамента: ленточный (фриз, бордюр, кайма), орнамент в круге (розетта), в квадратной или прямоугольной фигуре, сетчатый. Орнамент можно нарисовать графическим материалом, написать красками, вышить или выткать из ниток, вырезать по дереву или вычеканить по металлу, его можно сплести в виде кружева, циновки. Орнамент является стилем эпохи, признаком при­надлежности произведения к данному времени и к данной стране (готику, барокко, модерн мы угадываем сразу).

Симметрия (от греч. symmetria ) — соразмерность.

Гармония (от греч. hannonia ) — связь, стройность, соразмерность.

Ритм (от греч. rhythmos ) — чередование каких-либо элементов (звуковых, ре­чевых и т. д.), происходящее с определенной последовательностью, частотой.

Индивидуальная работа с учащимися. Анализ общих ошибок.

Требования к рисункам:

— оправданное заполнение листа (не мелко, не крупно);

— умение работать штрихом, линией, пятном, контуром, владе­ние материалом, изобразительной техникой;

— аккуратность, не должно быть прорезов бумаги, дырок.

Справка. Способом «процарапывание» пером или острым инструментом картона или бумаги, залитых тушью, пользуются многие художники, называется такая техника — «граттаж» (от франц. — «скрести, царапать»).

IV . Итоги урока.

Экспресс-выставка. Оценка выполненных работ, отбор лучших рисунков. Уборка рабочих мест.

Домашнее задание: посмотреть в детских книжках укра­шения сказочных героев.

Источник: tak-to-ent.net

Презентация «Украшения и фантазия. Кружевные узоры»

После того как вы поделитесь материалом внизу появится ссылка для скачивания.

Получить код —>

Читайте также:
Что такое патч украшение

Подписи к слайдам:

«Украшения и фантазия. Кружевные узоры». Урок изобразительного искусства и художественного труда во 2 классе

«Жила, говорят, сказочная бабушка Веретена. И умела она такую шаль сделать, что была не шита, не ткана, а прямо из воздуха сплетена. Возьмет, бывало, старушка иглу серебряную да нитку золотую, сядет на приступок перед избой и ну по воздуху иглой играть. Ходит серебряная игла, тянет за собой золотую нитку, прошивает воздух. Кружит игла, петельки набрасывает, узелками перетягивает.

Петелька — узелок. Так и застывает в воздухе золотой узор. Прошьет бабушка Веретена воздух, по углам узелками закрепит, глядишь — лежит перед ней шаль легкая, как облако, красивая, как утренняя заря, воздушная, прозрачная, узорчатая. Только и остается ахнуть на такое мастерство, кружевное умение».

Это сказка. Издавна ее рассказывали на Рязанской, Новгородской, Вологодской земле, где и появились первые русские кружевные мастерицы. Посмотрите, как красивы творения мастериц! Человек учится у природы, а чтобы создать красивые вещи надо быть не только наблюдательным, но уметь фантазировать. Посмотри на украшения с драгоценными камнями — ведь эти листики и цветы с капельками росы преображены фантазией художника!

Из листьев и цветов художник может придумать многое, например украшения для кокошника — старинного головного женского убора или полотенца

Посмотри на эту рыбку. Ее рисунок и сочетание цветов вдохновили художника на создание рисунка для платья.

Рассмотри это кружево. Какие природные формы можно увидеть в нем?

— Кто подсказал человеку идею создания кружевных, плетеных салфеток, скатертей, шалей и других подобных изделий? Кто научил человека плести кружева? Угадайте.

С ветки на ветку,

Зацепив за сук,

Тоненькую сетку

Мастерицы, создающие красивые кружевные изделия, подсматривают узоры в природе. Недаром и названия узоров старинных русских кружев так просты и поэтичны: «рыбка», «ручеек», «протекай-речка», «мороз», «звездочки», «гуличики», «цветочек», «елочка» и другие. Издавна кружева слыли рукодельной работой. В руках у мастерицы только и были что крючок костяной и нитка.

Крученую нить крючком подхватывали, плели-вязали узорчатые кружева. Но крючком тонкий узор не навяжешь, прозрачности настоящей не достигнешь. И к тому же, тянет крючок только одну нить. А кружево красиво, когда оно, словно паутинка, из нескольких нитей сплетается. И стали кружева не вязать, а плести сразу из многого множества нитей.

А чтобы они не перепутались, концы их не потерялись, к каждому кончику привязывались круглые палочки — коклюшки. Сегодня редко можно увидеть, как плетут кружево вручную на коклюшках. Теперь работу эту делает машина. Придумай кружево, похожее на снежинки, паутинки, звездочки. Укрась воротничок, салфетку, скатерть (на выбор) кружевным узором.

Работа может быть выполнена разными способами. 1 вариант — на альбомном листе, работая тонкой кистью изобразить кружевную салфетку, воротничок. Краски на выбор (гуашь или акварель). 2 вариант — из цветной бумаги или картона вырезать необходимую форму салфетки или воротничка, белой гуашью нарисовать узоры.

3 вариант — аппликация с дорисовыванием. Из белой тонкой бумаги вырезать ажурные снежинки. Ими украсить салфетку, скатерть. Белой гуашью дорисовать необходимый узор.

Читайте также:
Youtube украшения своими руками

! Обратите внимание на то, чтобы элементы узора не выпадали, то есть они должны соединяться между собой ниточками-линиями.

Домашнее задание: принести цв. бумагу и картон, ножницы, клей, нитки, иглу, блестки, конфетти, пайетки

Источник: uchitelya.com

Украшения и фантазия. Кружевные узоры
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, класс) на тему

Дидактическая цель — создать условия для осознания и осмысления темы «Украшения и фантазия. Кружевные узоры» с помощью организации на уроке частично- поисковой работы.

Цели по содержанию :

  • дать представление об отражении элементов природы в произведениях мастеров украшения, о свободном фантазировании на тему узоров с использованием природных мотивов;
  • познакомить с народными художественно-декоративными промыслами — вышивкой, кружевом.
  • создать условия для развития умения творчески преображать формы реального мира в условно-декоративные;
  • совершенствовать навыки работы разнообразной линией, связанной в композиции, в любой форме изделия.
  • создать условия для формирования интереса к изобразительному творчеству, декоративной деятельности;
  • воспитывать бережное отношение к родной природе, национальным традициям.

Методы обучения : частично-поисковый, метод решения учебных задач.

Формы организации учебной деятельности :

  1. Групповая
  2. Индивидуальная
  3. Фронтальная

Оборудование урока: гуашь, кисти, салфетки, клей.

Зрительный ряд: слайды кружев, украшений, вышивок и сами вещи бытового назначения, декоративно украшенные, работы учащихся по данной теме, презентация.

Литературный ряд: загадки по данной теме, учебник для 2 класса по программе Б.М. Неменского «Искусство и ты».

1. Организационный момент.

Проверка готовности рабочего места.

Кто шагает с сумкой книг
Утром в школу…(ученик)
Долгожданный дан звонок. (да)
Начинаем наш …(урок)

II. Введение в тему.

— Прочтите отрывок из книги «Волшебные узоры»

«Жила, говорят, сказочная бабушка Веретена. И умела она такую шаль сделать, что была не шита, не ткана, а прямо из воздуха сплетена. Возьмет, бывало, старушка иглу серебряную да нитку золотую, сядет на приступок перед избой и ну по воздуху иглой играть. Ходит серебряная игла, тянет за собой золотую нитку, прошивает воздух. Кружит игла, петельки набрасывает, узелками перетягивает.

Петелька — узелок. Так и застывает в воздухе золотой узор. Прошьет бабушка Веретена воздух, по углам узелками закрепит, глядишь — лежит перед ней шаль легкая, как облако, красивая, как утренняя заря, воздушная, прозрачная, узорчатая. Только и остается ахнуть на такое мастерство, кружевное умение».

— Ответьте на вопросы:

  1. Каким мастерством прославилась бабушка Веретена?
  2. Из чего создавала она свои кружевные изделия?

— Это сказка. Издавна ее рассказывали на Рязанской, Новгородской, Вологодской земле, где и появились первые русские кружевные мастерицы.

— Посмотрите, как красивы творения мастериц! (Рассматривают и вещи, принесенные на урок).

— А что помогает им создавать такую красоту?

Поэтому тема нашего урока «Украшения и фантазия «.

III. Новый материал.

— Сегодня нам нужно придумать свои кружевные узоры. Но сначала, чтобы создать красивый узор, подумайте и скажите:

— А в природе есть узоры? (Приведите свои примеры)

— Где мы их можем наблюдать?

Читайте также:
Большие шарфы как украшение

— Человек учится у природы, а чтобы создать красивые вещи надо быть не только наблюдательным, но уметь фантазировать.

— Посмотри на украшения с драгоценными камнями — ведь эти листики и цветы с капельками росы преображены фантазией художника!

— Из листьев и цветов художник может придумать многое, например украшения для кокошника — старинного головного женского убора.

— С чего начнет свою работу мастер? Что ему необходимо сделать, чтобы создать такую красоту?

( = Сначала художник как Мастер Изображения сделал много рисунков цветов и листьев. Потом как Мастер Украшения придумал из них узор для вышивки. А затем художник сконструировал форму кокошника и расположил на нем вышивку).

— Посмотри на эту рыбку. Ее рисунок и сочетание цветов вдохновили художника на создание рисунка для платья.

— Рассмотри это кружево.

— Какие природные формы можно увидеть в нем?

— Кто подсказал человеку идею создания кружевных, плетеных салфеток, скатертей, шалей и других подобных изделий? Кто научил человека плести кружева? Угадайте.

С ветки на ветку,
Зацепив за сук,
Тоненькую сетку
Натянул … (паук)

— Рассмотрите хрупкое, нежное творение древнего мастера природы — паука — его жилище — паутинку.

— А видели ли вы в лесу, поле паутинки? В их нежных нитях можно увидеть листочки, капли дождя, росу, запутавшихся насекомых. Паутинки — украшение леса. Мастерицы, создающие красивые кружевные изделия, подсматривают узоры в природе.

Недаром и названия узоров старинных русских кружев так просты и поэтичны: «рыбка», «ручеек», «протекай-речка», «мороз», «звездочки», «гуличики», «цветочек», «елочка» и другие.

— Попробуй повторить узоры кружевниц. Нарисуй их на тетрадном листке черной гелевой ручкой или фломастером. Придумай и изобрази свои узоры.

(Дети работают самостоятельно, придумывая и свои узоры)

— Давайте проверим что у вас получилось. Что вы нафантазировали?

(Мини-выставка, обсуждение и оценивание результатов работы)

— Послушайте стихотворение и назовите те природные формы, которые могли бы использовать мастерицы для создания кружевных узоров на различных изделиях.

Окружают меня кружева —
Одуванчик, дрожащий едва,
Пенный гребень на гладкой волне
И узор на морозном окне.
Кружева — в стрекозиных крылах
И в летящих сквозных облаках,
В паутине воздушной лесной,
В невесомой тени вырезной.
Кружит лист кружевной надо мной,

Заплелась кружевами трава —
Кружева, кружева, кружева…

IV. Практическая самостоятельная работа.

Придумай кружево, похожее на снежинки, паутинки, звездочки.

Укрась воротничок, салфетку, скатерть (на выбор) кружевным узором. Работа может быть выполнена разными способами.

1 вариант — на альбомном листе, работая тонкой кистью изобразить кружевную салфетку, воротничок. Краски на выбор (гуашь или акварель).
2 вариант — из салфетки вырезать необходимую форму салфетки или воротничка, белой гуашью нарисовать узоры.
! Обратите внимание на то, чтобы элементы узора не выпадали, то есть они должны соединяться между собой ниточками-линиями.

— Молодцы! Спасибо за урок!

Выставка работ. Анализ общих ошибок, оценивание работ. Уборка рабочих мест.

Источник: nsportal.ru

Рейтинг
Загрузка ...