- Татарское ювелирное искусство конца XVIII — начала XIX вв. стояло на очень высоком уровне. Многие ювелирные изделия татарских ремесленников не уступали по своим достоинствам произведениям восточных и русских мастеров. Замечательным достижением татарских ювелиров Заказанья является уникальная техника так называемой бугорчатой скани, которая не встречается в творчестве других народов. В этой технике татарские ювелиры создавали исключительно богатые украшения с весьма выразительными узорами, образующими своеобразную фактуру на поверхности изделия. В ювелирных изделиях орнамент почти целиком покрывает поверхность различных украшений. В расположении орнамента здесь также имеется определенная закономерность, зависящая от формы изделия. Прежде всего, орнамент в виде линейной композиции обрамляет форму изделия, затем оставшееся пространство заполняется самым разнообразным орнаментальным построением. В этой технике орнаментальные веточки заполнения не заканчиваются в плоскости рисунка диском или шариком, а возвышаются объемно в виде низкого или высокого конуса из плотных завитков. Бугорки завитков затем отделываются резцами. Проволока в этом случае берется очень тонкая, эластичная. Бугорчатая скань встречается как ажурная, так и с подкладкой — фоном. Естественно, что подобная работа выполнялась наиболее квалифицированными ювелирами, а материалом служило, как правило, высокопробное серебро и золото.
Смотреть похожие узоры
Дизайнерское украшение в этно-стиле — Все буде добре — Выпуск 544 — 05.02.15 — Все будет хорошо
Женское набедренное украшение яркӑч верховых чувашей.
19 век
Наконечник ремня.
Первая половина 12 века
Набедренное украшение яркӑч низовых чувашей. Фрагмент.
18 век — первая половина 19 века
Навершник. Фрагмент.
Конец 19 века
Змеевик. Оборотная сторона.
Вторая половина 12 века
Праздничный женский народный костюм.
Конец 18 — начало 19 века
Поясная накладка.
12 век
Фрагмент росписи крышки хлебницы.
Середина 19 века
Несессер.
1870-1880 годы
Набедренное украшение яркӑч низовых чувашей. Фрагмент.
18 век — первая половина 19 века
Трёхгранно-выемчатая резьба на опорных столбах ворот.
Конец 19 века — начало 20 века
Набедренное украшение яркӑч низовых чувашей. Фрагмент.
18 век — первая половина 19 века
Цветочные узоры в ювелирных изделиях (браслеты).
Вторая половина 19 века
Кокошник.
Середина 19 века
Привеска с изображением восьмилепестковой розетки.
Начало 13 века
Кокошник типа «сборник».
Начало 19 века
Ажурная накладка с изображением двух мифических животных.
Середина 15 века
Змеевик.
Первая половина 12 века
Женское набедренное украшение яркӑч верховых чувашей.
Начало 20 века
Ингушский войлочный ковер.
17 — начало 20 века
Цветочные мотивы и узоры в украшении ювелирных изделий.
9 век — 14 век
Ларец.
Первая половина 19 века
Поясная накладка.
Украшения из пуговиц — Все буде добре — Выпуск 583 — 15.04.15
Конец 11 века
Шкатулка.
Конец 18 века — начало 19 века
Источник: ornamika.com
Бугорчатая скань, тюбетейки и чак-чак: что привезти из казани
Традиционное сладкое блюдо Татарстана, приготовленное из яиц, молока, муки, масла и меда. Едят сладость руками. Есть специальные подарочные наборы, упакованные в металлические, пластиковые или деревянные шкатулки.
Эчпочмак, элеш, перемяч
Эчпочмак — национальное блюдо татар и башкир, треугольный печеный пирожок с начинкой из картофеля, мяса и лука. Особенность блюда в том, что начинка кладется сырой. Пирожки лепят с небольшим отверстием в центре, куда в процессе запекания заливают бульон для сочности. В честь татарского пирожка даже установлен памятник.
Перемяч — это аналог знакомого многим беляша, а элеш — пирог с курицей, очень похожий на русский курник.
Изготавливают их из бархата, самые простые и недорогие продают без украшения, для туристов украшают тесьмой, пайетками, золотой нитью. Некоторые тюбетейки расшивают вручную, что сказывается на их цене.
Статуэтка «Казанский кот»
В Казани на пересечении улиц Баумана и Мусы Джалиля есть огромный памятник коту. У основания памятника надпись: «Кот казанский: ум астраханский, разум сибирский». По одной из версий, в 40-х годах 17 века, когда императрица Елизавета Петровна была в Казани, она заметила, что в городе нет мышей, и издала указ выписать из Казани 30 котов для отлова мышей и крыс в Зимнем дворце. С тех пор казанские коты стали персонажами историй, картинок, и до сих пор статуэтки котов в тюбетейках — популярный сувенир из Казани.
Женские украшения в национальном стиле
Татарские женщины всегда носили много украшений, их общий вес мог доходить до 6 килограммов. Сейчас они продаются и в качестве сувениров. Их делают из серебра, яшмы, коралла, янтаря. Бугорчатая скань — техника самого высокого уровня ювелирного искусства татар.
Тут же можно купить для украшений деревянные шкатулки с резьбой, цветами, раскрашенные и обшитые тканью.
Расписная посуда
Источник: dzen.ru
Украшение из бугорчатой скани что это
Нет аккаунта? Зарегистрироваться
и национальные костюмы разных народов
Татарские женские ювелирные украшения
- 28 мар, 2014 at 11:26 AM
Из собраний Кунсткамеры XVIII в. Перевязь «бутимар». Нижегородская губ. Холст, нить шелковая, серебро, паста, коралл, позумент (галун), нить армированная, мастика, перламутр, стекло, нить хлопчатобумажная. Перевязь надевали на левое плечо под правую руку. К нижнему краю перевязи под правую руку пришивали мешочек или кармашек, куда клали молитву или заклинание.
Есть предположение, что такая перевязь возникла под воздействием обычая мусульман носить на себе особые амулеты или мешочки с зашитой в них охранительной молитвой или текстом из Корана.
Вот фотография украшения хасите из сайта Национального музея Республики Татарстан
В экспозиции представлена особая «Татарская золотая кладовая», где экспонируется уникальная коллекция татарских ювелирных украшений XVII-XIX веков. По назначению они делятся на категории: головные, шейно-нагрудные, наручные украшения. Комплекс украшений разнообразен – нагрудная перевязь (хасите), застежки (яка чылбыры), накосники (чулпы) и т.д.
В татарских украшениях широко использовались ювелирные бляхи, которые служили не только украшениями, но и имели значение амулетов и оберегов. Часть украшений представлена в комплексе с традиционной мужской и женской одеждой казанских татар. Отдельную группу составляют футляры для миниатюрных Коранов.
Основным материалом для изготовления украшений служили серебро и золото. Ювелирные изделия инкрустировались драгоценными и полудрагоценными камнями: топазами и аметистами, бирюзой и сердоликами, аквамаринами и хрусталем. Татарские ювелиры владели многочисленными приемами изготовления и декорирования изделий. Наибольшее развитие получила чеканка, литье, гравировка, насечка, инкрустация и чернь.
Наиболее искусные мастера владели техникой скани – плоской, накладной и бугорчатой. Бугорчатая скань являлась высшим достижением ювелирной техники казанских мастеров. От плоской она отличается тем, что завиток орнамента возвышается над плоскостью, заканчиваясь завитком проволоки, уложенной в виде низкого конуса. Традиционными мотивами орнаментов были растительные и геометрические узоры; надписи, выполненные арабской вязью.
Татарское ювелирное дело достигло наивысшего расцвета в XVIII — середине XIX вв. Древнейшим и наиболее крупным центром ювелирного дела была Новотатарская слобода в г. Казани, где располагались целые кварталы с ювелирными мастерскими, и районы Заказанья (Лаишевский, Сабинский, Мамадышский, Рыбно-слободский). Наиболее изящные и технически сложные украшения нередко изготовлялись женщинами.
Ювелиры владели всем технологическим процессом изготовления ювелирных изделий. Основным материалом служило серебро: низкопробное — для основной массы населения и высокопробное с позолотой — для высшего сословия. Золото, бронза и медь использовались крайне редко. Инструментарий ювелира был очень прост.
Он состоял из наковальни, напильников, тисков, щипцов, зубил, волочильных досок, пробойников, ножниц, молотка и т.д. Преобладающее место в декоре ювелирных изделий принадлежало цветочно-растительному орнаменту, реже — геометрическому. Еще реже встречались зооморфные, сильно стилизованные мотивы, что было связано с догмами ислама, запрещавшими изображение живых существ.
Издревле наибольшее развитие в ювелирном деле получили чеканка — чуку, литье — кою, гравировка — чоку. Используя чеканку, ювелиры изготовляли преимущественно бляхи — составные части женских украшений, а также браслеты, застежки. Литье применялось при изготовлении жетонов, подвесок для украшений, а также блях.
Отливкой из дешевых металлов имитировались старинные «екатерининские» и «елизаветинские» рубли и мелкая монета, которые, как и бляхи, использовались в качестве составляющих элементов украшений для татарок. Техника гравировки часто применялась при декоративном оформлении браслетов, нередко и блях. В виде мотива гравировки часто выступали связанные с восточными традициями благожелательные надписи, выполненные арабской вязью, т.е. декоративным письмом, в котором буквы связаны в непрерывный и равномерный орнамент. Текст нередко сливался с растительным узором в единую орнаментальную композицию. Гравировка на изделиях часто сопровождалась чернью — каралту, реже — насечкой или инкрустацией из другого металла.
Наиболее квалифицированные мастера владели и техникой скани — челтәрләү. Казань — единственный город в Поволжье, где было высоко развито искусство скани, причем оно носило здесь особый характер. Так, в России сканые узоры расцвечивали эмалью. Татарская же скань является исключением, ее завитки дают чисто графические рисунки сложных мелких узоров.
С точки зрения техники татарская скань связывается исследователями скорее со среднеазиатской или греческой, чем с русской. Высшим достижением татарских ювелиров была бугорчатая скань — калкытып челтәрләү, когда каждый завиток сканого орнамента объемно возвышается над плоскостью изделия. Бугорчатой сканью выполнялись ювелирные украшения для женщин высшего сословия.
Расцвет искусства скани приходится на середину XVIII — начало XIX в. Для сканых изделий этого периода характерны микроскопическая плотность и точность сканого заполнения, чистота отделки сканого орнамента. Имела распространение и связанная со сканью зернь: мелкие металлические шарики, напаянные на сканый орнамент. Из драгоценных и полудрагоценных камней часто использовались топазы, аквамарины, аметист, яшма, сердолик и бирюза, которые располагались на поверхности изделия обычно в виде розеток.
Муенса — женское нагрудное украшение
Чулпы — женские накосные украшения
Метки:
Источник: zinfira.livejournal.com