Искусство резьбы по кости в Китае называется гудяо (кит. 骨雕). Традиция резьбы по слоновой кости известна в Китае с каменного века, тогда в бассейне реки Хуанхэ ещё водились слоны. Когда слонов истребили, бивни стали привозить из других стран. Древние китайские мастера работали также с моржовыми клыками и рогом носорога.
Ранние костяные изделия были довольно просты, но за сотни лет резьба по кости превратилась в настоящее искусство. Из слоновой кости вырезали веера, скипетры, заколки, палочки для еды, рукоятки ножей, чаши, декоративные решётки, украшения мебели и многое другое. Из неё также делали статуэтки божеств, святых подвижников и других персонажей.
Наибольшего расцвета искусство резьбы по кости достигло в эпоху династии Мин (кит. 明朝, 1368–1644 гг.). Тогда же расширился ассортимент костяных изделий: из кости начали вырезать всевозможные шкатулки, подносы, рамки для картин, курительные трубки, нюхательные бутылочки, клетки для птиц и сверчков и т.п.
Изделия из кости!
Работа со слоновой костью требует терпения, хорошего глазомера и точных движений. Сначала мастер изучает бивень, направление волокон кости и другие особенности. Если работа очень сложная, то иногда делают макет из глины и соотносят его с костью. При особенно трудоёмких работах изделие выполняют по частям, а потом соединяют их в единое целое. Готовые костяные изделия полируют, покрывают лаком и раскрашивают или сохраняют матовую белизну природного материала.
Издавна в Китае славятся две основные школы косторезного искусства: кантонская (или гуанчжоуская) и пекинская.
Источник: ua-yojik.livejournal.com
Художественная резьба по кости
Со временем резьба по кости выделилась в самостоятельный вид художественного творчества. Была распространена в декоративно-прикладном искусстве Востока, Греции, Рима, Византии. В Древней Греции из слоновой кости делали великолепные статуи, которые, к сожалению, не сохранились до нашего времени, возможно, скульптуры были выполнены из дерева и только покрыты костяными пластинами. С X века стали популярны поделки с геометрическими узорами, изображениями растений и животных.
Бивень мамонта — это благородный дорогой материал, обладающий неповторимой цветовой гаммой. Она возникает от воздействия минералов в местах залегания, повторить ее искусственным способом невозможно. Происходит так называемое природное морение, так, торф придает кости мамонта коричневый оттенок, железо — охристый, а медесодержащие породы — синеву.
Изумительные украшения из кости. Обзор изделий мастеров
Бивни и кости мамонтов находят во многих местах земли, даже в средней полосе. Но только на Севере, благодаря вечной мерзлоте, они хорошо сохраняются, хотя их возраст — минимум 10 тысяч лет. Лучше всего, говорят мастера, бивень мамонта сохраняется в северных водоемах.
Форму будущего сувенира всегда диктует материал. Мастер вписывает позу фигурки в изгибы кусочка, в его сколы и трещины. При этом нужно минимизировать расход материала, но, например, при ажурной резьбе в пыль может уйти до 50 процентов бивня. Эскизов на бумаге не делают, а на самом куске помечают части будущей фигурки.
Интересно, что ни одна ручная работа не повторяет другую в точности, даже если мастер этого захочет. Каждый бивень или рог имеет свою фактуру и цвет, двух идентичных кусков не бывает.
Знаменитые теперь холмогорский, тобольский и чукотский художественные промыслы бережно сохраняют и развивают традиции старинного искусства резной кости.
Источник: zorca.ru
Европейское косторезное искусство
Резьба по кости — один из самых древних видов художественного творчества практически во всех странах. И в каждой стране это искусство имеет свои национальные особенности. В европейских странах кость как материал для декора приобрела популярность во времена средневековья.
Мастера изготавливали предметы культа: ларцы с резными накладками, иконы с библейскими сюжетами, кресты, священные сосуды и другие предметы.
Диптих с изображением евангельских сцен, Вторая половина XIII в.
В Европе в IX — ХI веков были популярны складные иконы из кости (диптихи), которые создавались по подобию византийских образцов. Позднее стали изготавливать иконы из трех и четырех створок (полиптих), которые скрепляли в виде книг. Главная тема в создании икон — сюжеты из жизни святых и Христа. Иконы выполнялись в рельефе и украшали готическими арками.
Редкий французский резной диптих из слоновой кости на деревянной подставке, покрытой красным плюшем, около 1330-1350 годов, высота 9 см, вероятно, Париж.
На левой панели, изображение Девы Марии с младенцем между ангелами. В ее правой руке цветок, младенец Христос держит золотое яблоко, по бокам ангелы со свечами.
На правой панели – изображение Распятия с фигурами Богородицы и Иоанна у подножия креста.
До наших времен дошли прекрасные произведения искусства средневековых косторезов, и не только религиозного, но и светского назначения, которые продолжают вызывать восторг наших современников изумительной красотой и выразительностью: скульптуры, миниатюры, ювелирные изделия, костью украшали мебель, инкрустировали приклады огнестрельного оружия.
Пластина с изображением выезда на охоту, Третья четверть XIV века.
Пластина с изображением праздничной сцены, вторая половина XIV века.
Кружка из резной слоновой кости с изображением сцены охоты на медведя в оправе из позолоченного серебра, высота 17,5 см, Клаус Варнекен, Брунсвик, около 1660 г.
Флакон из резной слоновой кости в виде сидящего сиамского сановника в оправе из золота с бриллиантами, высота 8,2 см, Франция или Германия, начало XVIII века.
Табакерка из резной слоновой кости с библейскими сюжетами в серебряной оправе, длина 7,2 см, вероятно, фламандская, XVIII век.
Табакерка из резной слоновой кости с изображением охоты на кабана в золотой оправе, длина 9 см, Германия, XVIII век.
Мода на резные изделия из кости в разные времена менялась: уходила в прошлое и возрождалась вновь. В конце XIX века на волне интереса к искусству эпохи Возрождения было создано много прекрасных изделий из кости, вдохновленных древними косторезными шедеврами.
Резная кружка из слоновой кости в серебряной оправе, высота 24 см, конец XIX века.
Пара фигурок: святой Людовик и святая Елизавета; из позолоченного серебра с эмалью и резной слоновой кости, высота 18 см, Ханау, Германия, конец XIX века.
Кружка из резной слоновой кости с изображением резвящихся амуров в оправе из позолоченной бронзы, высота 34,5 см, XIX век.
Декоративное блюдо из резной слоновой кости со сложным вакхическим сюжетом в металлической оправе, диаметр 52 см, конец XIX века.
Шкатулка из резной слоновой кости в оправе из серебра, черепахового панциря и цветного камня, увенчанный лежащей нимфой и Купидоном, с изображением аллегорий любви на резных панелях, высота 26,5 см, работа B. Neresheiner https://www.passionforum.ru/posts/153335-evropeiskoe-kostoreznoe-iskusstvo.html» target=»_blank»]www.passionforum.ru[/mask_link]