Вид (разновидности) деятельности детей: поисково-познавательная деятельность.
Содержание деятельности детей (дидактические единицы): свойства воды (агрегатное состояние воды – переход из жидкого в твердое).
Задания для совместной деятельности:
— закрепить представления детей об агрегатных состояниях воды (жидкое – твердое);
— выявить свойства и качества воды: превращается в лед (замерзать на холоде, принимать форму емкости, в которой находится, теплая вода замерзает медленнее, чем холодная);
– формировать у детей умение обсуждать проблему, высказывать предположения и формулировать гипотезу;
– формировать умение осуществлять деловое сотрудничество: высказывать свое мнение, выслушивать и учитывать мнения партнеров;
– формировать умение создавать и использовать условно-символические модели в деятельности;
– стимулировать интерес к поисковой деятельности.
Материалы и оборудование
Стимульный материал: найденные утром на прогулке песочные формочки с замерзшей водой (накануне был дождь, а ночью — подморозило).
Ледяные ёлочные игрушки (своими руками)
Материал для деятельности детей: емкости с водой разной температуры (холодная, теплая), разнообразные песочные формочки, веревочки, листочки, бусинки, веточки (по количеству детей), поднос, фломастеры, демонстрационная доска.
– карточки-заготовки для составления наглядного алгоритма проведения опыта;
– карточка с алгоритмом подготовки сообщения (доклада) о результатах эксперимента (цель, гипотеза, действия по ее проверке, результат);
— конверт с письмом для Деда Мороза;
— картинки с замерзшими льдинками.
Оборудование (техническое обеспечение): фотоаппарат
Конструктор совместной деятельности педагога и детей
Организует групповой анализ ситуации, выделение противоречия и постановку цели поисковой деятельности.
Предлагает детям стать мастерами
ледового дела, украсить елку кра
сивыми льдинками и отправить
фотографии Деду Морозу
Поощряет активность детей.
Обсуждают проблемную ситуацию, выдвигают предложения как можно решить. Осознают «как надо делать».
Осознают «зачем я буду участвовать в эксперименте» – чтобы украсить елку на территории детского сада
Предоставляет детям необходимые материалы.
Обсуждает с детьми из чего, как
лучше изготовить льдинки, как за
рисовать алгоритм, используя
условные символы. Обсуждает с
детьми правила совместной рабо-
Обсуждают и определяют алгоритм изготовления льдинок разной формы и зарисовывают его, придумывая условные символы.
Принимают решение провести эксперимент: проверить какая вода замерзает быстрее, какую форму она примет.
Осуждают последовательность совместной работы, уясняют правила совместной работы.
Обсуждают, как зарисовать результаты эксперимента в карточке-таблице.
Для выполнения задания дети
выбирают формочку, украшение,
веревочку и воду определенной температуры
Самодельные украшения изо льда.
Помогает подготовить групповые сообщения.
Осуществляет итоговый контроль изготовления льдинок, организует украшение елки и фиксирует на фотоаппарат.
Помогает детям подвести итог: установить соответствие результатов поставленной цели, выполнение всей программы действий.
Педагог делает общий вывод о ра
боте: отмечает слаженность, умен
ие договориться, выполнение ра
боты до получения результатов.
Дети развешивают полученные льдинки на елку.
Принимают решение послать письмо с фотографиями украшенной елки Деду Морозу.
Высказываются, о том, что нового узнали, чему научились.
Методы и приемы:
1. Обсуждение найденных песочных формочек с замерзшей водой.
– Как оказалась вода в формочках?
– Почему замерзла вода?
– Как сделать льдинку?
– Как можно получить льдинку разной формы?
– Чем можно украсить елку на участке?
2. Создание игровой ситуации (предложить детям стать мастерами ледового дела): ….
3. Обсуждение алгоритма деятельности изобретателя (с опорой на карточку с условно-символическим алгоритмом):
– Кто такие мастера ледового дела?
– Зачем нужны мастера ледового дела? Что было бы, если бы их не было?
– Какие действия выполняют мастера ледового дела? (при ответе опираться на карточку с условно-символическим алгоритмом деятельности мастера).
– Что надо сделать мастерам ледового дела, чтобы получить льдинки разной формы? (Придумать, как сделать льдинки, изготовить их, украсить елку, зарисовать алгоритм их изготовления и отправить фотографии Деду Морозу).
– Могут ли мастера ледового дела работать вместе?
– Какие правила важно соблюдать, когда выполняешь работу вместе?
4. Обсуждение действий по решению поисковой задачи «Как сделать льдинку разной формы?»
– Что такое льдинка?
– Можно ли использовать воду разной температуры для изготовления льдинок?
– Что нужно с ней сделать?
– Что нужно сделать с водой, чтобы она превратилась в льдинку?
– Куда надо налить воду, чтобы льдинки приобрели разную форму?
Гипотеза: вода превратится в льдинку определенной формы, если налить ее в разные формочки и вынести на мороз (который можно сделать самим).
– Какие материалы могут подойти для изготовления льдинки? (высказать предположение по предложенным материалам)
– Как можно изготовить ледяное украшение
5. Обсуждение и зарисовывание алгоритма изготовления ледяного украшения.
– Что нужно сделать сначала? (подумать, что и как нужно сделать) Как это изобразить знаками?
– Что нужно сделать до начала работы? (подобрать все материалы) Как это изобразить знаками?
– С чего нужно начать работу? Как это изобразить знаками?
– Что следует сделать затем?
– Что нужно сделать в конце работы? (подумать, удалось ли сделать льдинку).
– Как определить, что льдинка получилась, сделана правильно? (достать ее из формочки, повесить за веревочку).
6. Объяснение детям особенностей организации и взаимодействия по проведению эксперимента «Как сделать льдинку?» (с опорой на наглядный алгоритм).
– выполнить действия по изготовлению льдинок (по зарисованному ранее условно-символическому алгоритму);
– сравнить результаты и обсудить, у кого застыла вода быстрее.
7. Обсуждение результатов эксперимента:
– Что вы узнали в результате проведения эксперимента?
– Как вы определили, какую форму принимает застывшая вода?
– В чем сходство и отличия застывания льдинок из воды разной температуры?
– Как вы думаете: удалось ли нам быть мастерами?
7. Отправление письма с фотографиями Деду Морозу.
8. Итоговая беседа
– Смогли ли мы стать мастерами ледяного дела?
– Как мы это сделали?
– Чем отличаются ваши льдинки?
– Что было интересным?
––Какую помощь оказывали друг другу?
– Что нового вы узнали? Чему научились?
Практический материал для деятельности детей
Письмо Деду Морозу
«Уважаемый Дедушка Мороз! Мы каждый год разными способами красиво украшаем елочку к Новому году. В этом году мы украсили ее так – ледяными украшениями! Высылаем тебе фотографии нашей елки. Посмотри наши украшения. Может быть лесные звери украсят свои елки так же.»
Наглядный алгоритм изготовления ледяного украшения
1 – подумать как сделать льдинку;
2 – взять разные материалы для изготовления;
3 – разлить воду разной температуры в формочки;
4 – украсить различными предметами и положить веревочку;
5 – поставить на поднос и вынести на мороз;
6 – обсудить полученные результаты;
7 – украсить елку и сфотографировать ее;
8 – отправить письмо Деду Морозу.
Варианты размещения детей на разных этапах деятельности
1этап: свободное перемещение детей на участке, по группе, в центре группы, вокруг воспитателя (предъявляется объявление, задание, идет их обсуждение, создается игровая ситуация).
2 этап: центр поисковой лаборатории (обсуждается проблемная ситуация, отбирается необходимый практический материал для проведения исследования).
3 этап: учебная зона группы, размещение детей за столами (составление алгоритма, проведение исследования, ведение записи, зарисовки результатов).
4 этап: работа у доски (сообщение-доклад о результатах).
Источник: dohcolonoc.ru
Мастер-класс. Мастер-класс по изготовлению с детьми «Ледяных украшений» и «Конструктора изо льда» (возраст детей 3-4 года). Подготовила воспитатель Светлана Юрьевна Стома
опыты и эксперименты (младшая группа) по теме
Многие дети и взрослые очень любят зиму и ждут ее целый год. Это связано с праздниками, подарками и, конечно, возможностью поиграть со снегом.: снежки, лепка снеговиков, снежных городков, крепостей. Но часто взрослые не знают, чем можно развлечь своего ребенка на улице зимой ещё, и прогулка, как праздники, быстро заканчивается. И нарядные ёлочки убраны и утренники прошли.
Но так хочется, чтобы волшебное время нового года не заканчивалось! Сделайте ледяные украшения, украсьте ими деревья, постройте из цветного ледяного конструктора волшебный город. И сказка будет продолжаться до прихода весны. А когда всё растает, не грустите, скажите детям, что это Снегурочка всё забрала с собой: поиграть с Дедушкой Морозом в Великом Устюге, а когда придёт зима, она всё вернёт.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Мастер-класс. Мастер-класс по изготовлению с детьми «Ледяных украшений на деревья» и « Конструктора изо льда» (возраст детей 3-4 года)
Подготовила воспитатель Светлана Юрьевна Стома
Не стекло и не хрусталь,
А блестит, как будто сталь.
Занесёшь в тепло, домой.
Станет сразу он водой.
Холод от него идёт.
Ну, конечно, это… (лёд).
На занятиях по изучению свойств льда детей заинтересовал вопрос: «Где можно использовать цветные льдинки, оставшиеся после экспериментирования?»
Так у нас возникла идея сделать ледяные украшения для деревьев на участке и ледяной конструктор для игр на площадке .
Для работы мы использовали формочки от конфет, йогуртов и творожков, а для конструктора ещё можно приспособить различные пластмассовые формочки и коробочки, в которые упаковывают в магазинах продукты; краски , банки, «непроливайки», кисточки, н итки для развешивания игрушек
Окрасили воду в банках, в «непроливайках» в разные цвета, тщательно размешали кисточками.
Для изготовления игрушек я брала прочные нитки, нарезала их на количество предполагаемых игрушек — примерно по 40 см, складывала пополам.
Надо укладывать в каждую формочку нить так, чтобы петелька оставалась снаружи (примерно 7-8 см) для развешивания на дереве. В формочки положили бусинки, блёстки, кусочки дождика, залили цветной водой. В формочки для конструктора можно просто налить цветную воду без украшений. Это как захотят дети. Затем вынесли заготовки на улицу — когда вода замерзает, нитки держат игрушки-льдинки.
На следующий день приступили к извлечению льдинок из форм. Советую предварительно сделать надрезы на формах, чтобы детям было легко вынимать льдинки. Можно опускать заготовки в тёплую воду в тазике, но так, чтобы вода не попадала на лёд, т. к. он может потрескаться.
Развесили ледяные игрушки на деревья , а конструктор использовали для игр на площадке. Например, мы выкладывали светофор, делали машинки на ледяных колёсах, разноцветные цветы и т.п. Дети были в восторге!
Источник: nsportal.ru
Украшение сада к новому году. Часть 2 – ледяные украшения
Как ни красиво будет выглядеть наряженная ёлка возле дома, всё же она – не единственное украшение сада к новому году, которое здесь может быть. А материал для этого лежит буквально у нас под ногами – снег и лёд, нужно только правильно его использовать.
Включайте собственную фантазию, приглашайте к украшению сада всю семью, и ваш двор будет самым праздничным!
Ледяные скульптуры
Очень необычно может украсить сад возле дома скульптуры, причём не ставшие популярными в последние годы керамические или бетонные фигурки. Пусть они украшают сад в тёплое время года, а к новому году нужны снежные и ледяные скульптуры.
Простейшая и старейшая зимняя скульптура – снежная баба или снеговик. Для них и нужно всего только, что скатать три разных по величине шара из снега, составить из них пирамиду, приделать руки из веточек, глазки из пуговиц и нос-морковку. Можно и приодеть снеговика: водрузить на голову ведро-цилиндр, обмотать шею ярким шарфом. Получится настоящий денди.
А если в семье есть архитектор или хотя бы человек с художественным вкусом, пусть он постарается сделать настоящую ледяную скульптуру, но тратить на это время целесообразно лишь в том случае, если на Новый год обещают хорошие морозы.
Ледяные украшения
Очень интересное украшение сада к новому году получится, если нарядить деревья ледяными игрушками. Сделать их очень легко: в пластиковые стаканчики или формочки наливается вода и вставляется петелька для подвешивания, после чего форма замораживается, ледяная игрушка извлекается из нее и вешается на дерево. Этот простейший вариант можно усложнить, если подкрасить воду любым растворяющимся в ней красителем или положить в форму яркие предметы: ягоды, бусины, дольки мандаринов, конфетти. Тогда получатся удивительно красивые разноцветные игрушки. Их можно разложить и на подоконники снаружи – это будет уникальным и необычным украшением окон к Новому году.
Аналогичным способом можно сделать и венки изо льда, которыми можно украсить калитку забора или входную дверь. Для этого нужно найти форму, имеющую посередине круглое отверстие, наполнить её любыми вечнозелёными ветками, а также лентами, яркими ягодами и крупными бусинами. Всё это заливается водой и замораживается. После того, как вода полностью замёрзнет, венок окажется готов.
Для зимнего убранства сада прекрасным элементом могут быть ледяные шары. Для этого обычные воздушные шарики следует наполнить обычной или подкрашенной водой, завязать их и вынести на мороз (повторимся, главное – чтобы он был). Через сутки на хорошем морозе вода полностью замёрзнет. Надрезав острым ножом слой резины, оболочку снимают и взгляду являются удивительно гладкие украшения – цветные или прозрачные как стекло. Эти шары можно расставить вдоль садовой дорожки по бордюрам, хаотично расположить по участку или задействовать в сложных новогодних композициях.
Если воспользоваться всеми предложенными методами или даже их частью, то зимний сад станет местом новогодних чудес! Здесь будет отрада и веселье, как для детей, так и для взрослых.
Источник: stroiki-doma.net