Роуч (англ. roach) – мужской головной убор индейцев Северной Америки, изготовляемый из щетины или волоса различных животных, других подобных материалов, в том числе перьев. Роуч носили исключительно мужчины, чаще всего он предназначался для воинов или исполнителей ритуальных плясок.
Роуч на портрете Шаритахриша, вождя пауни, 1822 г.
Что касается этимологии, то роуч, это насмешливый американизм английского языка, буквально переводится как «таракан», «плотва», по смыслу также можно перевести как «ёжик». Роучем назывался не только головной убор, но и роучеобразные индейские прически, коротко стриженные гривы лошадей.
В английском языке сегодня роучи обозначают как roach headdresses (роучеобразные головные уборы?), porcupine roaches (роучи-дикобразы?) или artificial roaches (искусственные тараканы?). Как видим, перевести можно весьма вольно, но образ таракана, ежа или дикобраза присутствует в любом варианте.
Сложный роуч с распоркой. Северная Дакота, США, предположительно около 1900 г.
Indian headdress / Индейский головной убор с перьями / Warbonnet
Роуч из шерсти животных почти наверняка произошел от обычая, ранее соблюдавшегося некоторыми индийскими мужчинами, состригать все волосы с головы, за исключением узкой полосы, идущей от макушки к основанию шеи. Волосы животных, такие как перья из-под бороды индейки, остевые волосы дикобраза и волосы хвоста оленя, были добавлены к волосам, чтобы усилить эффект.
Некоторые исследователи приписывают головной убор из шерсти индейцам пауни, из-за легенды об их культурном герое Вороньем Пере. Другие авторы приписывают роуч племенным традициям, намекающим на сходство с красным гребнем пестрого дятла. Действительно, в ряде роучей применялись скальпы этих самых дятлов.
Простой роуч из оленьей шерсти и шкуры кролика. Конец XIX века
Индейские головные уборы
Почему же роуч часто ассоциируется у нас именно с перьями? Дело в том, что перья использовались индейцами практически во всех видах традиционных головных уборов. Давайте коротко остановимся на каждом из них.
Одним из самых демократичных, распространенных и малоизвестных головных уборов индейцев Северной Америки были плетёные шляпы. Их носили к западу от Скалистых гор и изготавливали из еловых корней или кедровой коры, которые были плотно сплетены в шапку, конус или форму с полями. Эти шляпы обозначали клан, статус и достижения владельца. Часто украшались перьями.
Индеец из Кламата в шляпе-корзине, 1923 г.
Гастовех (Gustoweh) – характерная для мужчин из народа ирокезов тюбетейка. В зависимости от принадлежности к определенному племени её украшали перьями фазана, индейки или ястреба, а также перьями орла, которые помещались сверху. Например, ирокез носил три верхних пера, стоящие вертикально, сенека — одно перо, стоящее вертикально, а каюга — одно загнутое назад перо.
Дети ирокезов, 1865 г.
Меховые тюрбаны носили некоторые племена южных равнин и прерий, в том числе пауни, осейджи и потаватоми. Их носили в ритуальных целях, они были сделаны из меха выдры, а хвост выдры свисал из «ножен», украшенных бисером. Вожди и члены их семей могли прикрепить орлиные перья позади шапки для церемоний.
Почему индейцы носили головные уборы с перьями
Тюрбан из меха выдры южных равнин
Многие племена носили кожаные повязки, ленты из ткани (пуэбло, навахо и апачи), а то и целые тюрбаны (семинолы, чероки и т.д.) из приобретенной у белых материи. Все эти головные уборы также украшались перьями.
Мужчина Отоэ в тканевом тюрбане и с орлиным пером, 1908 год
Самым известным индейским головным убором, несомненно, является feather headbands – военный капор или венец (обод) из перьев. Эта «шляпа» является особой и священной для индейцев Великих равнин, включая сиу и шайеннов.
Венец был принят и другими племенами индейцев после массовых депортаций и просветительских компаний в конце 1800-х годов. Туристы, посещавшие резервации, ожидали, что американские индейцы будут носить головной убор именно такого типа, и их не стали разочаровывать.
Военные капоры носили исключительно мужчины, обычно вожди и воины. Они символизировали власть и предназначались только для самых уважаемых представителей мужского пола. Даже когда женщины в этих племенах становились воинами или вождями, они не носили военный капор.
Использование капоров было преимущественно церемониальным, так как носить их в бою было неудобно и громоздко. Они были сделаны из перьев, часто причудливо переплетенных и украшенных шкурами горностая и бусы. Чаще всего использовались перья беркута, но не исключались и перья других птиц.
Убор с перьями, обтянутыми шкурками горностая. Три Лошади, не-персе, 1905 г.
Венец нес в себе много символизма и являлся статусным для владельца. Перья давали за мужество. Их носили вожди и знахари. Есть версия, что количество перьев связанно с количеством подвигов, но доподлинно известно, что «шляпы» никогда не переделывались, даже если новые подвиги затмевали все предыдущие.
Наиболее экзотической «шляпой» индейцев является головной убор бизона (buffalo headdresses) – сложная конструкция, с головы до щиколоток состоящая из шкуры бизона, украшенная его рогами и, конечно же, перьями птиц. Этот редкий головной убор носили лишь несколько северных равнинных племен, включая сиу. Он предназначался только отдельным кланам и воинам, отличившимся выдающимися подвигами.
Убор бизона, вождь команчей, 1908 г.
Получается, что перья присутствуют во всех традиционных головных уборах индейцев. Поэтому неслучайно, что в современной американо-европейской культуре индейцев представляют сплошь в венцах из перьев, но при этом ошибочно называют эти венцы роучами. Возможно когда-нибудь роучем будут называть вообще любой традиционный головной убор индейцев.
Виды роуча сегодня
Итак, сегодня под роучем понимается и собственно роуч, и военный капор. Какие они бывают и из чего их делают?
Распорка роуча. Сиу, нач. XIX в.
Простейшим роучем мог быть хвост оленя или кусок шкуры с длинной остевой шерстью. Однако потребность в более пышных «прическах» привела к появлению сложных роучей, где стоящая дыбом щетина закреплялась на основе, укладывалась вокруг макушки или располагалась рядами. Также были придуманы специальные костяные распорки, благодаря которым объем гребня еще больше увеличивался.
Распорки могли быть не только из кости, но и из рога оленя, дерева, кожи, металла или других материалов. Зачастую к ним приделывались трубочки, в которые закрепляли перья. Также роуч можно было украсить ракушками, бусинами или другими украшениями. Роуч предпочитали носить индейцы пауни, могавки, могикане, осейджи, пекоты, фоксы, гуроны и сауки. Его носили как воины, так и танцоры.
Роучи по рисункам Карла Бодмера, пер. пол. XIX в.
Известно несколько типов военных капоров из перьев:
- прямые военные капоры – высокие, узкие и с торчащими вверх перьями. Они считаются самыми архаичными;
- Halo Warbonnets – перья окружали лицо владельца;
- вытянутые капоры – ряды перьев спускались с головы вдоль спины владельца. Такие носили кри, сиу, шайенны и черноногие Вороньих равнин.
Материалы для военного капора еще более разнообразны, чем для собственно роуча. Это объясняется широким распространением моды на него, особенно в XIX веке, среди большинства индейских племен Северной Америки. Соответственно, из традиции изготовление капоров превратилось в элемент кустарной индустрии, когда творчество мастеров почти ничего не ограничивало.
Военная шапка с орлиными перьями, шайенны, XIX век
Главным и наиболее дорогим элементом венца, разумеется, были перья. Особенностью орла-беркута, перья с которого ценились более всего, является изменение цвета хвостовых перьев трижды за время жизни. Самыми ценными были белые с черными кончиками – от молодых беркутов. Проблема была в том, что перьев в хвосте было не так много, и убийство птицы на своей территории было равносильно уничтожению собственных инвестиций.
Поэтому индейцы прокрадывались к гнезду, и в отсутствии родителей выщипывали перья у молодых птиц. Такую процедуру можно было проводить до пяти раз, не нанося птице серьезного ущерба. Сама добыча таких перьев требовала немалого мужества и ловкости, что само по себе могло рассматриваться как достойный воина подвиг.
Вождь апачей Форель Тафойя в уборе типичном для апачей. 1904 г.
Пятнистые перья беркута среднего возраста добыть на гнезде было уже нельзя. Но можно было подобрать, как и полностью черные или коричневые – от старых орлов. Разумеется, убийство беркута тоже было нередким, что поставило этих птиц на грань уничтожения в XX веке.
Кроме перьев орла в ход шли любые подходящие материалы. Если поначалу основа делалась из кожи, то позже стали использоваться разные ткани, тульи фетровых шляп, куски солдатских одеял, выменянных у белых. Использовалась различная шерсть, пух, шкурки горностая или иной мех, иглы и шерсть дикобраза, маленькие зеркала и т.п., а для подвесок – даже стреляные латунные гильзы.
Головной убор равнин. 1875 г.
Из всего многообразия вариантов роуча в XX веке побеждают наиболее пышные варианты венцов с перьями вверх и назад, снабженными двумя шлейфами. Именно такие капоры становятся стереотипными.
Рынок индейских головных уборов
Популярность индейских головных уборов привела к появлению целой рыночной ниши по их изготовлению и сбыту. Кроме товаров собственно индейских кустарных мастерских можно найти предложения и от других предприимчивых товарищей на всех континентах (кроме Антарктиды).
В частности, в активном производстве поделок под индейцев задействованы производители России, Таиланда, Китая и Бали. На Али-Экспресс можно купить несколько вариантов «настоящего индейского роуча». Однако из настоящего в них только концепция.
Роуч с перьями павлина из Индии (Али-экспресс)
Сегодня охота на беркута, а также торговля его перьями запрещены по всему миру. Какое-то количество птиц в США могут добывать только коренные американцы для собственных нужд. Таким образом, купить венец из настоящих перьев орла сейчас практически нереально. Продавцы активно используют перья других, в основном, домашних птиц. Можно встретить роучи с перьями индюка, петуха и даже страуса.
Многие производители используют перья местных птиц, которые окрашивают. Также в ход идут искусственные перья и другие материалы. Несмотря на обилие низкокачественных поделок, роучи пользуются большой популярностью в качестве аксессуаров для праздников, спортивных мероприятий и фотосессий.
Роуч для фотосессии
Сегодня в США индейцы ведут борьбу против подобного использования роуча. Военный капор остается для многих племен священным предметом и племенным атрибутом. Многие коренные американцы хотели бы, чтобы роуч оставался чисто индейским головным убором.
Однако представляется, что эта борьба за национальную атрибутику изначально обречена на провал, так как популярность означает внимание и всегда коммерциализируется. Отсутствие же популярности приводит к забвению. Пока люди готовы приобретать военные капоры и играть в индейцев, у коренных американцев есть возможность популяризировать свою культуру и продавать хоть немного аутентичные роучи ручной работы в пику китайским массовым производителям.
Источник: www.monetnik.ru
Кому из индейцев было разрешено носить венец из перьев и какую функцию он выполнял
Пожалуй, каждый из нас при упоминании индейцев возникает ассоциация в виде смуглого мужчины на коне с томагавком или луком в руках и перьями на голове. Причем чаще всего в последнем случае речь идет о большом венце с огромным количеством перышек, чаще всего орлиных. Однако в реальности далеко не каждый индеец имел право носить подобный головной убор, да и выглядеть он мог по-разному. Да и чтобы надеть этот венец, требовался особый повод.
Это сегодня перья — часть концептуального образа индейца, а раньше — атрибут сакрального значения. /Фото: pinterest.de
Венец из перьев является особым головным убором для коренных американцев. Историки считают, что первооткрывателями в вопросе появления этого ныне незаменимого атрибута образа индейца являются представители племени сиу. Собирался венец следующим образом: брали кожаную или тканевую ленту, затем к ней с помощью кожаных нитей или сухожилий прикреплялись перья. Когда головной убор был готов, его внешний вид могли разбавить различными украшениями: вышивкой, бисером, рогами, ленточками из натуральной кожи или косичками.
Представитель племени сиу в аутентичной одежде с венцом из перьев на голове. /Фото: irinatraveling.com
На самом деле, орлиные или другие перья были не единственными материалами, из которых составляли головные уборы коренные жители американского континента. Причем довольно часто выбор сырья был индивидуален для каждого племени либо же схож у тех, что жили рядом. Зависел он и от территориального расположения его авторов. Однако практически всегда у головного убора было четко определенное значение, круг тех, кто может его носить, а также случаи, по которым они надевались.
Разнообразие головных уборов у индейцев на самом деле впечатляет. /Фото: vlast.kz
Так, например, существовал необычный головной убор под названием роуч. Он представлял собой нечто похожее на ирокез, который состоял из щетинок дикобраза или лосиной шерсти. Роуч был традиционным головным убором племен, которые проживали восточнее Скалистых гор, такие как понка или омаха. Зачастую подобные шапки имели право носить только юноши, которые готовились к обряду инициации и были в шаге от звания воина или уже успели как-то себя проявить. При этом у разных племен правила получения и ношения таких головных уборов за различные заслуги нередко варьировались.
Традиционный роуч. /Фото: wikipedia.org
Другим довольно популярным типом головного убора у ряда племен равнинных индейцев были рогатые шапки из шерсти буйвола. Они также не были доступны первому встречному. Чаще всего право носить такие шапки имели только мужчины-воины, которые уже прошли боевое крещение и отличились во время войны. Была и еще одна функция — сакральная или церемониальная, то есть, и случаи, когда рогатые головные уборы из шерсти буйвола надевали, также были четко определены.
Рогатые шапки у индейцев тоже встречались нередко. /Фото: blogspot.com
Для изготовления особых головных уборов индейские племена использовали также шерсть выдр или бобров. По виду они напоминают тюрбаны и, как и вышеупомянутые виды, имели четко очерченную функциональность. Так, они были частью мужского церемониального одеяния, то есть, имели ограничения по ношению. Распространены такие головные уборы были у некоторых племен, проживающих на южных равнинах, к примеру, потаватоми, пауни и осейджи.
Примерно так выглядели бобровые шапки индейцев. /Фото: pinterest.at
На самом деле, существует немало других типов головных уборов, которые бытовали практически у всех племён. Они имели свои особенности дизайна и набором украшений. Однако все эти варианты объединены одной общей характерной чертой: носить их могли лишь те, кто заслужил это право и получил определенный статус, равно как и владельцами их могли стати лишь некоторые.
Носить головные уборы у индейцев могли далеко не все. /Фото: diletant.media
Головные уборы носили особый смысл для индейцев, ведь ими могли владеть исключительно самые могущественные и уважаемые представители племени, причем в подавляющем большинстве случаев это были мужчины. Справедливости ради, следует уточнить, что женщины также имели право носить головные уборы или украшения, однако только те, которые представляют собой повязки из бисера или венцы с несколькими перьями.
Чаще всего женщины носили именно такие головные повязки. /Фото: diletant.media, livejournal.com
Интересно, что перьевой венец индейский мужчина получает не сразу большой и полностью укопмлектованный, а собирает его постепенно: за каждый подвиг или другой особый поступок он получает перо. А самое первое, еще будучи юношей, он должен заработать как доказательство того, что он перестал быть ребенком и вырос в настоящего мужчину. Показателем такой инициации может быть совершенный подвиг: акт мужества и чести, к примеру, во время охоты. Также первое перо можно получить ка дар, за хорошо выполненную работу или за служение во благо своего народа.
Все это великолепие в каждом случае собиралось годами и десятками доблестных поступков. /Фото: liveinternet.ru
Однако важную роль играли также сами перья, а точнее, какой птице они принадлежали. Больше всего ценились орлиные — они считались одним из высших знаков уважения. Кроме того, такое перо, согласно верованиям коренного американского населения, обладает мистическими, даже волшебными свойствами, силой природы и духов леса. По сути, они считались не только показателями доблести и исключительных качеств, но и мощными талисманами для их владельца.
Орлиные перья ценились больше всего. /Фото: wikiрedia.org
Чтобы получить в венец орлиное перо, необходимо было совершить боевой подвиг, или достигнуть определенных высот в политической или дипломатической деятельности. Также, его приносили в дар, если индеец во время боя первым коснулся противника или вышел из схватки невредимым — тогда перо давали самое большое по размеру. Еще один случай, когда оно дарилось жителю племени, относится к действиям, направленным на спасение жизни своих соотечественников или на их выживание.
Чем больше количество перьев в венце — тем больше великих деяний совершил его владелец. /Фото: gyana.pro
Интересно, что, даже при наличии достаточного количества перьев, не было гарантии, что из них будет сделан большой венец, или что его будут носить. Разрешение на создание такого особого головного убора необходимо было получить от вождя племени — именно он принимает окончательное решение, достоин ли претендент на владение такой регалии, и дает свое благословение. Поэтому нередко индейцы просто одно или несколько перьев в своих волосах.
Часто индейцы обходились без создания венца. /Фото: zzeal.co
Головной убор из перьев для индейца коренного народа Северной Америки — это, прежде всего, символ силы и храбрости. При этом, сам по себе венец был не самым практичным в повседневной жизни. Оба эти фактора — сакральный и прагматичный — были причиной того, что в большинстве случаев головной убор применялся как традиционный элемент одежды для важных церемоний, бракосочетаний, или других праздников.
По праздникам — венец побольше, на войну — поменьше. /Фото: travelask.ru
Именно там можно было увидеть наиболее массивные головные уборы, ведь они выполняли роль исключительно церемониальных украшений. А во время боя в качестве талисмана использовались венцы поменьше или несколько отдельных перьев. Считалось, что духи и силы природы будут оберегать доблестного воина из числа коренного американского населения от смерти и вражеских посягательств.
Источник: novate.ru
Головной убор индейцев — какой же он?
Когда у людей спрашивают про головной убор индейцев, первое, что всем приходит на ум – венец из орлиных перьев. Такие впечатляющие уборы можно часто увидеть в западных фильмах и телевизионных шоу про индейцев. И хотя сейчас это самый известный тип головного убора индейцев, носили его на самом деле только в нескольких племенах, живших в районе Великих равнин, таких как сиу, кроу, черноногие, шайенны и равнинные кри. Причем и у них венцы из перьев были разные.
Воины племени сиу носили головные уборы с одним или двумя рядами орлиных перьев, вставленных в порядке убывания длины. В племени кроу старейшины посещали формальные события в головных уборах, где орлиные перья веером располагались вокруг лица. Черноногие носили высокие и узкие головные уборы, когда орлиные перья находились в прямом вертикальном положении. Все эти головные уборы индейцев были сделаны из хвостовых перьев беркута, и каждое перо было заработано подвигом. Иногда перья окрашивали краской в честь конкретного дела.
Такие венцы считались важной торжественной регалией, и носили их только воины и вожди мужского пола. В некоторых индейских племенах женщины тоже ходили на войну, и бывали даже женщины-вожди, но они никогда не надевали головной убор индейцев. Воины-мужчины чаще всего хранили свои венцы для официальных мероприятий, ведь сражаться на поле боя в них было неудобно.
В 1800-х годах мужчины из других племен иногда стали носить такие же головные уборы, как и индейцы Великих равнин. Частично это произошло из-за того, что многие индейские племена, переселившись в Оклахому, стали перенимать некоторые атрибуты у своих новых соседей. В большинстве случаев головной убор индейца не имел для них большого значения.
Это было данью моде или же общим символом власти. Но для племен Великих равнин венец из перьев являлся священным символом чести и мужества, и каждое перо было результатом героической истории. Даже в наше время индейцам этого региона, служащим в вооруженных силах или совершившим какие-либо подвиги, иногда присуждают орлиные перья.
Большинство племен, живших к востоку от Скалистых гор, носили головной убор индейцев под названием «роуч». Он изготавливался из жестких волос животных:
дикобразов, лосей и оленей, которые прикреплялись к основе таким образом, чтобы на голове это выглядело, как гребень. Часто волосы окрашивали в яркие цвета и добавляли к ним ракушки и другие украшения. В некоторых племенах мужчины стригли свои собственные волосы под стиль роуча, также надевали и искусственные роучи. В других племенах эти головные уборы, прикрепленные к голове кожаными повязками, носили поверх длинных волос и кос. Сегодня наиболее часто можно встретить именно такой вариант ношения.
Роуч обычно носили воины и танцоры. Его значение менялось от племени к племени. В одних племенах этот головной убор индейцев надевали, идя в бой. В других он был частью торжественного наряда. Как и все стили одежды, роучи иногда выходили из моды, а иногда снова становились модными.
Как правило, они не имели важного духовного значения, и мальчики зарабатывали право носить роуч уже на первой важной церемонии. В настоящее время такие головные уборы можно часто увидеть на индейских знахарях, которые по-прежнему носят их как регалии.
Источник: fb.ru