История культуры Муранское стекло
Санникова Ю.
Муранское стекло – это изделия из стекла, изготовленные по методу венецианских стеклодувов. Мурано – группа небольших островов в архипелаге Венеции, где с конца XIII века располагаются стеклодувные мастерские. Муранское стекло имело большую популярность, начиная со Средневековья, которая сохраняется и в наши дни.
Группа островов Мурано
Необходимо отметить, что до настоящего времени технология изготовления муранского стекла остается неизменной. Муранское стекло изготавливается исключительно вручную, без использования промышленных красителей. Понятие муранского стекла имеет два вида значений – узкое и широкое.
В узком смысле оно означает стеклянные изделия, изготовленные на островах Мурано в Италии, в широком – тип (стиль) выдувания стекла. Важно понимать отличия этих двух понятий, поскольку под маркой «муранское стекло» часто производится обычное стекло, имеющее вид настоящего, но не соблюдающего технологию. В настоящей статье мы будем руководствоваться именно узким понятием.
Мастер класс Фьюзинг стекла своими руками Как сделать авторское украшение из стекла DIY
Stella cometa di Natale (комета Рождества Христова). Скульптура из муранского стекла. Скульптор Симон Ченедезе, 2007. Кампо Санто Стефано, Италия
В настоящее время подлинность происхождения муранского стекла защищена сертификатом Vetro Artistico di Murano, который выдается только мастерам, зарегистрированным как хозяйствующие субъекты на островах Мурано в Италии.
Сертификат Vetro Artistico di Murano над одном из изделий из муранского стекла
История муранского стекла
Секрет изготовления стекла и технологии стеклодувов появились в Европе во время Крестовых походов. Венецианский дож Э. Дандоло в 1204 году привез из Константинополя образцы художественного стекла, в основном предметы утвари (чаши, кубки). В настоящее время данные образцы хранятся в соборе Св. Марка в Венеции.
По мнению историков (См., например: Кубе А. Венецианское стекло. -М.: Аквилон, 1925), данные предметы утвари послужили венецианским ремесленникам образцом для подражания. После взятия крестоносцами Константинополя Венеция становится единственным мировым центром стеклоделия.
Могила дожа Э. Дандоло в константинопольской св. Софии
Уже в начале второго тысячелетия Венеция имела монополию на стекло, которое достигало в то время невероятной цены. В XIII веке венецианские стеклодувы объединились в гильдию — своеобразный производственно-творческий союз. В 1268 году гильдия провела первую выставку стекла.
Украшение из стекла – Колье | How to do Юлия Дюбенко
Первоначально все мастерские находились на территории Венеции, но концу XIII века количество стекольных фабрик, на которых часто возникали пожары, выросло в настолько, что стало угрожать существованию самого города. В 1291 г. городские власти принимают решение о выносе стекольного производство за черту города (Бек К. История Венеции. -М.: Весь мир, 2002).
Самым удобным местом для этого была признана группа островов в Венецианском заливе, объединенных в остров Мурано, который стал идеальным местом для производства стекла с точки зрения контроля за ремесленниками и сохранения профессиональной тайны.
Острова Мурано – острова стеклодувов
Остров Мурано еще со времен существования Римской империи был заселен. К X столетию Мурано был известен как крупный порт и значительный по размерам город, являющийся самостоятельной административной единицей, на острове было свое правительство, чеканились собственные монеты.
С XVI столетия Мурано стал одним из любимых мест отдыха богатых жителей Венеции, здесь строились особняки знати и виллы, во дворах устанавливались фонтаны. В XVII столетии Мурано стал местом отдыха купцов и аристократов. В XV-XVI столетиях муранское стекло славилось на всю Европу.
Вазы, разноцветные чаши, кувшины в форме яйца, стеклянные сосуды – все это пользовалось огромной популярностью. Правительство, желая сохранить такой источник дохода, делало все, чтобы не дать раскрыть секреты стеклодувного искусства: мастеров всячески поощряли, но за раскрытие секрета стеклодува казнили. Был введен запрет на вывоз отдельных компонентов, из которых можно было бы изготовить стекло. Все корабли тщательно обыскивались.
Худ. Каналетто. Вид на церковь Сан-Джиованни-дей-Батутти на острове Мурано, 1725-1728, Эрмитаж, Санкт-Петербург
В XVII столетии слава уникального муранского стекла пошатнулась, и оно потеряло популярность. Появились стеклодувные фабрики в Богемии и Силезии, новые исторические обстоятельства привели к образованию других торговых путей, и Венеция лишилась своих торговых преимуществ.
В 1797 г. Венецианская республика перестала существовать, а ее стеклодувные мастерские были полностью уничтожены войсками Наполеона. В 1814 г., территория Венецианской республики входит в состав империи Габсбургов, которая на государственном уровне поддерживала производство богемского.
На этом история муранского стекла практически закончилась, но венецианскому стеклу было суждено возродиться. В 1854 г. открывается стекольная фабрика «Fratelli Toso», в 1859 г. открыта еще одна стекольная фабрика «Salviatidott. Antoniofu Bartolomeo» (Джанинни Ф. Культура, искусство и история. Венеция. Флоренция. Неаполь. Рим и Ватикан, 1997).
На этой фабрике изготовлялась цветная мозаичная стеклянная плитка, которая в те времена требовалась для реставрации мозаичных панно и витражей. А в 1861 г. был открыт Музей Стекольного Искусства, при котором была организована школа стеклодувов. В Музее были собраны лучшие образцы искусства мастеров-стеклодувов, бережно хранимые со времен расцвета муранского стеклопроизводства. После освобождения от австрийской оккупации за короткий период удалось восстановить технологии производства стекла.
Музей Стекольного искусства в Мурано
В ХХ столетии история венецианского стекла получает новое развитие, выдающие художники предлагают сотрудничество стекольным мастерам, появляются новые стекольные фабрики. К примеру, в 1921 г. была основана компания «Cappellin-Venini», хозяева которой Джакомо Каппеллин и Паоло Венини создали новое направление в изготовлении стекла – изделия в силе модерн. Стеклянные шедевры, изготовленные на данной фабрике, экспонировались на различных выставках и получили распространение во многих странах Европы.
Продукция компании Cappellin-Venini. «Venini by I, Sailko. Licensed under CC BY 2.5 via Commons — https://commons.wikimedia.org/wiki/File:Venini_%26_co.,_murano,_paolo_venini,_vasi.JPG#/media/File:Venini_%26_co.,_murano,_paolo_venini,_vasi.JPG
В 1990 г. была основана мастерская Signoretto Lampadari, которая в настоящее время представляет прекрасные изделия на рынке. Благодаря техническим знаниям, опыту и творческим способностям мастеров, Signoretto Lampadari специализируется на производстве роскошных люстр Rezzonico и Venetian (рис. 1.), воспроизводя предметы искусства, которые на протяжении веков украшали самые изысканные в мире интерьеры.
Источник: historicus.media
Муранское стекло:драгоценные украшения из доступных материалов
Кто мог подумать, что недорогая стеклянная бижутерия однажды станет практически драгоценной – при этом спрос на нее вырастет до уровня всемирной моды, а популярность превысит всякие мыслимые пределы?
Подобные метаморфорзы, разумеется, не случайны и свойственны одному только муранскому стеклу. Просто венецианские стеклоделы, в течение веков создававшие люстры и светильники, статуэтки и вазы, витражи и посуду, решили приблизиться к народу и взялись за выпуск стильных украшений.
Эскизы для первых колец и браслетов, брошей и заколок рисовались гениальными художниками. Свои работы муранцам адресовали Анри Тулуз-Лотрек, Пабло Пикассо, Марк Шагал, Пьер Боннар. Украшения из муранского стекла были обречены на успех – и слава не заставила себя ждать!
Но история острова Мурано в Венецианской лагуне состоит не из одних только взлетов.
Муранская ссылка
Стеклоделие в древности считалось родственным алхимии – недаром же Римская империя приложила все усилия к переманиваю древнеегипетских мастеров в метрополию. Для удобства работы приезжих умельцев римские стеклодувы изобрели стальную трубку в деревянном кожухе-мундштуке, позволявшую создавать объемные изделия из расплавленного стекла.
Венецианские стеклоделы переняли и развили римские наработки стекольного искусства. Условия, созданные в Венеции для мастеров-стекловаров, признавались исключительными. Сюда стекались талантливые ремесленники со всей Европы.
Не меньше пяти веков кряду граждане Венеции не только радовались успехам местных стеклоделов, но и проклинали колдовское ремесло. Деревянный в первом тысячелетии после рождества Христова, город неоднократно выгорал из-за неосторожного обращения ремесленников с огнем.
Наконец в 1291-м году терпение венецианских властей лопнуло. Всем стекловарам вместе с семьями, мастерскими и хозяйством предписывалось переселиться на остров Мурано, входящий в городские владения.
Заодно указывалось: стеклоделам жить на острове безвыездно, с возможностью посещения Венеции, но без возможности покинуть город. Под страхом смерти и конфискаций запрещалось публиковать секреты профессии, тем более посвящать в тонкости иноземцев. Взамен мастерам обеспечивался солидный доход, право на почетное гражданство и многие иные весомые привилегии.
Расцвет муранского стеклоделия
Мудрость венецианских дожей дала блистательный экономический эффект. Гордые стеклоделы – а больше никто – носили на поясе по два кинжала для защиты от разбойников; выдавали дочерей замуж за знатных граждан города; ломили такие цены за цветные витражи, зеркала и посуду, что приобретать их изделия решались только богатые церковные общины да аристократические семейства Европы. Тем не менее, в заказах на венецианское стекло недостатка не ощущалось.
В середине XV века на острове Мурано трудилось более трехсот семей мастеров-стеклоделов. Население острова – вместе с учениками и подсобниками – достигало 25 тысяч человек. Но начался XVI век, и грянула буря.
Тяжелые времена
Тяжелые времена, наступившие для Венецианской республики, сказались и на стекольщиках острова Мурано. Привилегии потеряли свое значение, выгодные браки не оправдали надежд, а промышленный шпионаж таки достиг своей цели. Охраняемые некогда как зеница ока, секреты муранских стекловаров просочились на континент, породив конкуренцию и снизив цены на изделия.
Постепенное снижение выгодности стеклоделия привело к тому, что в конце XVIII века вместе с прекращением существования Венецианской республики закатилось солнце и для муранских мастеров. Во времена властвования Наполеона о былом величии знаменитых умельцев лишь вспоминали. Стекла не варил никто.
Возрождение традиций
Интерес к муранскому стеклу вернулся во второй половине XIX века. Именно тогда мало-помалу стали возрождаться стекольные производства острова Мурано, повторяя, совершенствуя и изобретая новые методы работы с художественным стеклом.
Главный инструмент стеклодува оставался прежним: железная трубка с грушевидным утолщением на конце для захвата горячей стеклянной массы. Печь, керамическая емкость да шихта – смесь ингредиентов для варки стекла – менялись мастерами сообразно решаемым задачам.
Не менее полувека ушло на восстановление значимости муранского стеклоделия для мирового потребителя. Лишь к началу ХХ века новое венецианское стекло вернулось на топовые позиции художественного рынка Европы.
Начался новый этап развития.
Новое стекло нового времени
Заполненность рынка – и беда, и стимул для производителя. Муранские стеклоделы с удовольствием вернулись бы к былым товарам, но. Зеркала нынче выпускают все, кому не лень. Витражей заказывают мало. Лидерство в продуцировании хрусталя и прочего декоративного стекла перешло к богемцам.
Волей-неволей муранцам пришлось сосредоточиться на технологиях уникальных и не освоенных прочими ремесленниками. Авантюриновое стекло, изобретенное мастерами Миотти без малого четыреста лет назад, в Германии стали делать с железными опилками – в то время как по венецианской технологии используется лишь медная крошка. Мельчайшие кристаллики меди, густо рассеянные в толще прозрачного стекла, создают эффект сверкающей золотой россыпи.
Филигранное стекло, создаваемое при помощи переплетения контрастных стеклянных нитей, заливаемых прозрачной фоновой стекломассой, тоже относится к давним наработкам муранских мастеров. Национальные европейские школы переиначили старинные венецианские технологии, но не превзошли их. Поэтому новые муранские стеклоделы сочли нужным возродить традиции былых времен.
Техника мозаичного стекла millefiori – изобретение александрийских мастеров начала Новой Эры. Муранские мастера эпохи Ренессанса лишь усовершенствовали методику соединения цветных стеклянных стержней и нитей в монолитные жгуты. Художники нового времени научились создавать в технике «миллефьори» настоящие картины – с мадоннами, младенцами, ангелами и райскими пейзажами.
«Кракелаж» и «пулегозо» – сходные приемы. «Кракелаж» создает на поверхности муранского стекла сетку явственных трещин. «Пулегозо» насыщает стенки сосуда пузырьками. Достигается эффект путем погружения раскаленного стеклянного пузыря в холодную воду. Подогрев заготовки изнутри не дает трещинам пронизать всю толщу стеклянной стенки. Последующее обмакивание растрескавшегося снаружи пузыря в жидкое горячее стекло «залечивает» трещины, но оставляет пузырьки.
Женские украшения из муранского стекла
Однако ни о каком возрождении острова Мурано как центра производства уникального цветного стекла не было бы и речи, если бы мастера не согласились с необходимостью запуска серийного продуцирования колец, браслетов, брошей, заколок и прочих мелочей.
Чего хочет женщина – того хочет бог, как известно! А женщина хочет быть красивой. Поэтому мастера недавнего прошлого решили: браслет Murrina, элементы которого изготовлены по технологии «миллефьори», должен входить в арсенал каждой уважающей себя женщины! И, желательно, в нескольких экземплярах.
Идея прижилась! В 60-х годах прошлого столетия, когда цветная пестрота как нельзя лучше соответствовала бунтарским настроениям в обществе, браслеты «муррина», а следом за ними и серьги, и кольца, и броши с заколками из мозаичного муранского стекла ворвались в жизнь.
Но если в ту пору муранские украшения на женщинах символизировали вызов истеблишменту, то сегодня изделия Murrina наоборот, подчеркивают хороший вкус и финансовые возможности владелицы.
Цветной бисер и фигурные расцвеченные бусины из муранского стекла стали основой для новой (точнее, хорошо забытой старой) модной «фишки». Нити, унизанные яркими бусинками, фигурками, цветочками вплетаются в волосы и помогают дамам обретать желанную индивидуальность.
Выполненные в едином стиле с нитями для кос колье, браслеты, подвески позволяют использовать комплект дробно, поддерживая общую направленность образа, но меняя облик. К радости многочисленных поклонниц натуральных самоцветов, муранцы выпускают бусины, имитирующие жемчуг, агаты, халцедоны. Надо ли говорить, что изделия муранских стеклоделов по красоте и разнообразию превосходят творения природы.
Отличить от подделки
К сожалению, с первого взгляда определить подлинность муранского стекла невозможно. Специалисты, досконально знающие особенности колорита и стилистики продукции Мурано, поголовно живут в Венеции.
Маркировка Murano Glass, равно как и сертификатная документация изделий, повышает вероятность приобретения аутентичного украшения из венецианского стекла, но полной гарантии не дает.
Этими изделиями из муранского стекла, можно порадовать себя в ЗАКУПКА
Источник: www.mam4.ru
Бижутерия из стекла
Сегодня рынок бижутерии и различных аксессуаров предлагает широкий ассортимент самых разных украшений из различных металлов и сплавов, камней и, конечно же, стекла. На любой вкус, цвет и кошелек.
К особенностям бижутерии из стекла относятся безграничные дизайнерские возможности, потому что визуально стекло, используемое для изготовления украшений и бижутерии, очень красивое. И из него можно выполнить самые необычные детали для самых разных украшений. При всем при этом, бижутерия из стекла имеет вполне доступную цену.
Благодаря этому любая девушка может разнообразить свой наряд и стиль в целом с помощью таких украшений. Например, элегантных сережек или колье. Кроме того, изделия из стекла чаще всего прослужат вам многие годы и при этом они не потребуют очень щепетильного ухода.
Разновидности
Существует несколько разновидностей стекла, из которых изготавливается бижутерия. Также не менее популярны и различные украшения из жидкого стекла, очень часто, при желании, такие украшения можно делать и самостоятельно.
Муранское (Венецианское)
Очень многие производители украшений используют муранское стекло. Часто его называют венецианским. Оно является одним из самых востребованных.
Свое название это стекло получило благодаря острову Мурано (Murano) в Италии, где вот уже многие годы производят одно из самых качественных стекол во всем мире.
Любое изделие из муранского стекла, будь то шарм для браслета или серьги, не оставит никого равнодушным, ведь такие украшения поражают своим разнообразием и оригинальностью, а также различными узорами внутри самого стекла.
Чешское
Данный вид стекла крайне популярен из-за своей невысокой цены, но это вовсе не значит, что качество у него среднее. Очень многая бижутерия из чешского стекла выпускается в аналогичных моделях, что и из муранского. Стекло из Чехии не уступает другим аналогам по многим своим свойствам. Вам всего – лишь остается выбрать из понравившихся вариантов.
Источник: wlooks.ru