Украшение как декоративный элемент костюма

Костюм, как и любое произведение искусства, призван выполнять эстетическую функцию — удовлетворять естественные и свойственные только человеку потребности в созерцании и созидании прекрасного. И хотя эта функция относительно утилитарности всегда находится в подчиненном положении, люди ею не пренебрегали даже в первобытную эпоху. Превратить функциональную одежду в художественно выполненный костюм позволяет ее декоративное оформление.

Декор в костюме — это художественная система, совокупность украшающих его элементов, не имеющих утилитарного назначения. В практическом смысле декоративные элементы в одежде не являются обязательными, как, например, конструктивные, однако они присутствовали в костюме человека уже в незапамятные времена и не теряют своей актуальности и сегодня.

За тысячелетия развития искусства костюма человечество изобрело бесчисленное множество приемов декорирования: крашение, набойка (печатание рисунка), различные техники росписи ткани (батик), художественное ткачество, вышивка, аппликация, печворк (составление полотна из лоскутов ткани), квилт (соединение печворка с фигурной стежкой), тиснение кожи, плетение, инкрустация и многие другие. При всем техническом разнообразии этих приемов украшения цель их применения одна — превратить даже грубое домотканое полотно в драгоценность, сделать костюм неповторимым и, кроме того, донести до зрителя определенную информацию.

Лейсы украшение для восточных танцев МК создание(1)

Уже в первобытном обществе человек стремился выделиться из числа себе подобных. С этой целью он начинает украшать свою внешность; сначала это было раскрашивание отдельных участков тела (лица, груди, живота, предплечий), а также нанесение татуировки. Позже, с развитием костюма рисунок декора стал наноситься не на тело человека, а на разнообразные материалы, из которых изготавливалась одежда. Эти изображения не только служили украшением костюма, но и определяли социальное положение его владельца, принадлежность к определенному племени, роду, а также имели религиозно-мистическое значение, т. е. являлись своеобразным оберегом.

Важную роль в истории костюма сыграло изобретение плетения и ткачества. Сырьем для производства ткани были волокна животного и растительного происхождения: шерсть, шелк, хлопок, лен, конопля и другие. Довольно рано человек научился окрашивать ткани натуральными минеральными и растительными красителями.

Мастерство крашения особенно было распространено на Востоке. В Индии древние красильщики расплавленным воском наносили рисунок на ткань, а потом опускали ее в красильные растворы. Места, покрытые воском и поэтому неокрашенные, составляли светлый узор на цветном фоне. В наше время эта декоративная техника называется батиком.

Индийские мастера придумали так же способ узелкового батика, который сегодня весьма популярен. Костюм индийцев изготавливался в основном из искусно выделанного хлопка, народы Дальнего Востока — китайцы, японцы — предпочитали шелк и достигли в его декорировании недосягаемых высот.

Китайцы применяли главным образом узорное ткачество, сочетая его со свободной росписью кистью. Японские художники украшали шелковые ткани, используя: технику горячего батика. Кроме того, у японцев очень популярным был набивной рисунок, который весьма своеобразно соединялся с ручной росписью.

Читайте также:
Украшения из серебра своими руками мастер класс

В странах Ближнего Востока распространенным способом украшения ткани являлась многоцветная набойка — техника, при которой рисунок наносился на ткань посредством оттиска узора, нанесенного на деревянную матрицу. Этот декоративный прием в средние века стал популярным и в Европе. Периодом наибольшего расцвета набивного искусства в Европе считается XVIII в., когда изготовление набивных тканей становится важнейшей отраслью текстильного производства. Именно в это время начинают действовать первые печатные машины, которые позволяли получать более тонкие и точные рисунки и значительно удешевили ткани с набивным рисунком, сделав их доступными для разных слоев населения.

Все описанные декоративные техники: роспись, батика набойка — связаны с нанесением красителя на ткань и не меняют ее фактуры. Не менее популярными были также приемы так называемого накладного декора, из которых наиболее древним и повсеместно распространенным являлась вышивка, которая свои истоки берет в глубокой древности, когда использовались костяные, а затем бронзовые иглы.

Возникновение вышивки искусствоведы относят к эпохе первобытной культуры человечества и связывают с появлением первых простейших видов сшитой одежды. Высокого совершенства искусство вышивки достигло в странах Древнего Востока и античного мира. В Древнем Египте вышивками украшали шерстяные, льняные и пеньковые ткани.

Когда в Индии научились вырабатывать легкую белоснежную материю, ее стали расшивать шерстяными, бумажными и золотыми нитями. В Китае, Японии вышивали цветными шелками, в переливах их нежных красок возникали причудливые растения и птицы, дивные картины природы. Широкое распространение в Иране, Индии и Турции, а также в Китае и Японии получило шитье золотом. Древнегреческий историк и географ Страбон описывает, как поражены, были греки, увидев золотые, расшитые самоцветными каменьями азиатские одежды.

Особым богатством славились роскошные византийские вышивки, выполняемые золотыми и серебряными нитями, жемчугом, драгоценными камнями. Роскошные вышитые узоры покрывали облачения правителей, богатых вельмож, жрецов. По преданию, русская княгиня Ольга, гостившая в Византии в 955 году, подсмотрела там работу золотошвей и переняла их мастерство. С тех пор искусство золотого шитья стало очень популярным на Руси.

Подлинным шедевром декоративного искусства является русская народная вышивка, которая была самым распространенным приемом декоративного оформления костюма. Русские вышивальщицы пользовались самыми разнообразными материалами: цветными шерстяными, шелковыми и хлопчатобумажными нитями, золотой и серебряной проволокой, речным жемчугом, бисером, стеклярусом и тому подобным.

В российских городах, селах и деревнях вышивкой занимались женщины любого возраста и сословия, украшая ею одежду, головные уборы, предметы домашнего обихода. Сказочные жар-птицы с пышными хвостами, раскидистые древа жизни с огромными цветами, величавые женские фигуры с воздетыми к небу руками украшали рубахи и сарафаны, головные уборы и платки, подзоры простыней и столешницы.

Особой красотой и разнообразием отличались полотенца: порой сплошь покрытые узорочьем, они служили нарядным убранством жилища и необходимым атрибутом всех событий крестьянской жизни — от рождения и крестин до похорон. Узоры и цветовой строй вышивок были неразрывно связаны с трудовой деятельностью людей и хранили их древние мистические представления о мире.

Читайте также:
Чем продезинфицировать украшения для пирсинга

Искусные вышивки украшали довольно простую по форме крестьянскую одежду из грубого домотканого полотна, придавая ей неповторимое своеобразие и красоту. Лучшие образцы русского народного костюма, созданные руками неграмотных крестьянок, находятся в музеях как предметы декоративно-прикладного искусства, поражая современного человека своей художественностью и композиционной продуманностью.

Вышивка, украшающая модную одежду нашего времени, безусловно, значительно отличается от исторических образцов и технологией исполнения (сегодня более распространена машинная вышивка), и рисунком узора, и отделочным материалом, однако и сегодня она является актуальным и модным декоративным приемом.

Особый декоративный эффект создает отделка костюма складами, защипами, буфами и другими элементами украшения. Это так называемая собственная отделка, которая не требует использования дополнительных материалов, отличается простотой и изяществом. В модной одежде она используется довольно часто, так как позволяет малыми средствами добиться оригинальности модели.

Как уже было отмечено ранее, декоративное оформление преследует только одну цель — украшение одежды, не предполагая при этом практических функций. В современном костюме украшением может служить также фурнитура, т. е. разнообразные элементы застежки: пуговицы, кнопки, пряжки, «молнии» и т. д.

Надо сказать, что современная одежда не всегда нуждается в декорировании. Вопрос использования декора определяется многими факторами: функциональным назначением (например, декор неуместен в некоторых видах рабочей или деловой одежды), стилем (декорирование не характерно для классического стиля), конструктивной основой (зачастую декор мешает оценить сложность и оригинальность конструкции костюма), рисунком ткани (ткань с крупным и ярким рисунком не требует дополнительного украшения), фактурой материала (активная фактура сама по себе декоративна) и т. д. Если же декор в композиции костюма необходим, он должен обогащать одежду, украшать того, кто ее носит.

Независимо от того, какой декоративный прием используется для украшения проектируемой модели, нужно учитывать ряд общих требований: декор должен быть умеренным, подчеркивать форму, как бы «вырастая» из нее, а не выглядеть случайным, чужим; должен иметь достаточно фона, чтобы придать простоту и благородство рисунку; должен соответствовать материалу, из которого изготавливается вещь, например, тяжелая ткань требует крупной рельефной вышивки, тогда как тонкая — изящной, легкой; наконец, он должен быть психологическим центром всего костюма, привлекая к себе внимание зрителя.

Использование декора может быть признано удачным, если он способствует созданию целостного, гармоничного, оригинального костюма, соответствующего требованиям современной моды.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Волевич Г. К. «Красиво и модно. Одежда для молодежи» М., 1998

2. Горбачёва Л. М. «Костюм ХХ века от Поля Пуаре до Эммануэля Унгаро» М., 1997

3. Горина Г. С.- «Моделирование формы одежды» М., 1991

4. Гофман А. Б. – «Мода и люди: Новая теория моды и моделей поведения» М., 1994

Читайте также:
Что можно положить в мыло ручной работы для украшения

5. Доброхотова И. А. «Беседы о моде, или зеркало, которое не лжёт»

6. Довличенко П. А. «Конструирование одежды» М, 2002

7. Долгова С. А. «Конструирование женской одежды» М, 1998

8. Ермилова Д. Ю. «История Домов Моды» М., 2003

9. Жердев Е. В. «Художественное осмысление объекта дизайна» М., 1993

10. Козлова Т. В. «Художественное проектирование костюма» М., 1982

11. Коробцева Н. А. «Истоки имиджа» М., 1999

12. Мартынова А. И. «Конструктивное моделирование одежды» М., 1999

13. Сидоренко Т. В. «Моделирование и художественное оформление одежды» М, 2001

14. Стриженова Т. К. «Из истории советского костюма» М., 1972

15. Труханов Д. А. «Конструирование одежды» М,1997

16. Живовись ХХ века. Галерея «Мастер» (журнал) М., 2001

17. ЛегПромБизнес (журнал) 2/ 2003

18. Kennedy Alan « Jeans Style of my Life», LA 2001

19. L,Officiele (журнал) 1998- 2003

20. Paulson Joh «Womans fashion»NY 1997

21. The Jeans Encyclopedia of Legend Past and Present by Sportswear

22. International NY 2001- 2002

23. Vogue (журнал) 1998- 2003

24. Директор (журнал) 62002

25. Ателье (журнал) 32005

Информация о работе «Разработка женского сценического костюма»

Раздел: Промышленность, производство
Количество знаков с пробелами: 93032
Количество таблиц: 6
Количество изображений: 0

Похожие работы

. между собой, но и с основным материалом и выглядел гармонично. Все образцы тканей, ниток, тесьмы и фурнитуры представлены в конфекционной карте таблица 3. Следующим этапом в разработке экспозиционных моделей женской одежды являлось построение конструкции лекал костюма используя народный крой и современные методики конструирования. Затем были выкроены детали изделия и сметаны для первой примерки. .

. , вобравшую исторический опыт русского народа, его миропонимание и отразивший русский менталитет, религиозные, философско-этические, эстетические установки; 3. Разработать экспериментальную учебно-методическую документацию и дидактическое обеспечение по дисциплине «История русского костюма и моды» по теме «Русский народный костюм» и элективные курсы. Объектом исследования явился исторический .

. Œежду понЯтиЯми «народные мотивы» и «народные традиции» нет противоречиЯ. ародные мотивы — это конкретное преломление народных традиций в современном искусстве созданиЯ вещей. ри этом имеютсЯ в виду народные художественные традиции, т. е. художественные принципы и творческий метод народного искусства, художественные и технические достижениЯ декоративно- прикладного искусства, передававшиесЯ .

. или описать все модели В. Зайцева, созданные им под влиянием русского искусства или русского народного костюма. Но, обращаясь к этим источникам, художник никогда не увлекается этнографическими элементами, не увлекается потому, что смелость его художественного видения глубоко современна, и это помогает ему создавать интересные и своеобразные модели. К несомненным удачам принадлежит и интересный .

Источник: kazedu.com

Декор и отделка

Декор в костюме, как правило, не имеет практического назначения и предназначен лишь для его украшения. Значение декора в костюме диктуют мода и стилистические особенности. Переодически декор в истории костюма становился главным смыслообразующим элементом одежды, отодвигая на второй план ее форму. Тенденции современной моды чаще упрощают костюм, не требуя сложных отделок и украшений.

Читайте также:
Как сделать новогодние украшения из тюли

Декор может являться средством выражения основной идеи композиции, определять выбор ткани, цвета и конструкции одежды, он способен усиливать выразительность линий, деталей, рельефов костюма.

Декоративные элементы в костюме — это различные средства его отделки: орнамент, отделочные материалы и фурнитура.

Орнамент — это живописное, графическое украшение материала из повторяющихся элементов. Основное изображение, которое повторяется в орнаменте, называется мотивом. Орнамент может компоноваться из одного мотива или нескольких, которые образуют группу — рапорт.

По содержанию изобразительных мотивов орнаменты делятся на геометрические, растительные, зооморфные, символические, комбинированные.

Геометрический орнамент представляет собой наиболее лаконичный вид орнамента, отличающийся наибольшей узнаваемостью и запоминаемостью. Как правило, он состоит из одноименных элементов: прямых и ломаных линий, геометрических фигур, спиралей, дуг, точек. Такой орнамент производит впечатление строгости и сдержанности (рис. 59).

Геометрический орнамент

Рис. 59. Геометрический орнамент

Растительный орнамент организован с использованием мотивов, представляющих собой декоративно переработанные изображения растений: листьев, веток, плодов и ягод растений или деревьев. Формы растительных орнаментальных мотивов могут сильно отличаться от природных форм, т.е. быть стилизованными (рис. 60).

Растительный орнамент является основным элементом декоративно-прикладного искусства. Часто в таком орнаменте заключены символический и магический смысл, система знаков и представлений о смысле жизни. У каждого народа существуют свои стилистические особенности в орнаменте, которые отличаются степенью и характером стилизации растений. Приемы стилизации русского орнамента складывались под влиянием двух культур — восточной и западной, наиболее сильное влияние оказали на него Кавказ и Византия.

Растительный орнамент

Рис. 60. Растительный орнамент

Определяющей характеристикой зооморфного орнамента является включение в него стилизованных изображений животных и птиц (рис. 61).

Зооморфный орнамент

Рис. 61. Зооморфный орнамент

В символический орнамент вписываются различные элементы и знаки, имеющие символическое значение (лавровые или дубовые ветки, волны и пр.).

Существуют также смешанные виды орнаментов, так называемые комбинированные. Комбинированные орнаменты состоят из мотивов разного происхождения, в том числе символических изображений. В него могут включаться и надписи.

Орнаменты различаются не только по характеру составляющих их элементов, но и по способу организации. Различные способы структурирования позволяют выделить следующие разновидности орнаментов: ленточный, замкнутый и сетчатый.

Ленточные орнаменты представляют собой полосу, состоящую из одного или повторяющихся в определенном порядке мотивов. Такой орнамент широко используется в одежде в виде вышивки, каймы и т.д. (рис. 62).

Ленточный орнамент

Рис. 62. Ленточный орнамент

В замкнутом орнаменте декоративные элементы сгруппированы так, что образуют замкнутое движение. Подобные орнаменты используются при оформлении платков, салфеток, ковров и т.д. (рис. 63).

Мотивы сетчатого орнамента располагаются вдоль многих осей переноса и создают движение во всех направлениях. Они предназначены для оформления больших плоскостей: тканей, обоев, ковров и т.д. При построении сетчатых орнаментов чаще всего используется

Читайте также:
К чему снится когда дарят украшение

Замкнутый орнамент

Рис. 63. Замкнутый орнамент

прямоугольная или ромбовидная структуры. Элементами структуры являются оси, образующие орнаментальную сетку, в ячейках которой размещаются повторяющиеся мотивы (рис. 64).

Сетчатый орнамент

Рис. 64. Сетчатый орнамент

Источник: studref.com

Обработка декоративных элементов

Обработка декоративных элементов

Обработка декоративных элементов на платьях, блузках, сарафанах

Есть несколько категорий декоративных элементов на швейном изделие:

  1. Ручная и машинная вышивка, стежка, аппликация из ткани;
  2. Воланы, двойные воланы;
  3. Складки, плиссировка ,гофре;
  4. Фестоны , бахрома ;
  5. Цветочные элементы(съемный или прикладной)
  6. Контрастные элементы из ткани или аксессуаров;
  7. Молний,шнурки, бейка;
  8. Помпон

Воланы

Волан можно раскроить из круга или спирали. как правила такие воланы уже не нуждаются в сборке но если есть желающие это сделать, то нужна сделать 2 параллельных шва.

Обработка нижних краев волана

Методы сборки волана

Методы сборки рюш

Методы обработки изделий с бейкой

Помпон в переводе с французского значит круглый. Это декоративный элемент раньше был частью военной униформы. Но теперь этот элемент — часть дизайна одежды и даже интериера. Чаще всего помпоны встречаются на головных уборах.

Бахрома с арабского кружева , это тесьмас висящими с одной стороны нитями, мягкими волокнами, шнурками или любыми другими подвесками. Используется как обшивка краев одежды ,обувь и сумок, Самое известное и модное это бахрома в стиле Шанель, но это можно сделать м своими руками :

Цветочные элементы на данный момент один из главных трендов встречающиеся как на одежде так и на обуви. Бренды такие как Гуччи , Прада и Диор сделали из этого символ своей компаний.

Плиссировка или плиссе от французского plissée — «морщить» декоративный элемент одежды в виде мелких, механически запрессованных, незастроченных складок, которые могут быть как плоскими (лежащими), так и выступающими гармошкой (гофре).

Это отличный декоративный элемент в случай юбок и платья.

Ручная вышивка используется для дорогих брендовых изделий. Это кропотливая работа имеет отличную альтернативу в лице простых швов которые могут украсить или дать вторую жизнь вашей одежде.

Стежка это шов при котором два и более слоев ткани соединяются вместе с помощью стежков, этот элемент является функциональным и используется для утеплителя верхней одежде такие как пальто, или же в декоративных целях в других изделиях.

Аппликация из ткани один из самых творческих процессов для которых нужны лишь хорошие идей и время, вот каким интересным это бывает:

Фестон живописное или лепное украшение в виде гирлянды ; зубчики по подолу женского платья или блузки.

Если у вас есть идей на тему: Обработка декоративных элементов

пишите в комментариях

Насколько полезным был этот пост?

Нажмите на звезду, чтобы оценить!

Средний рейтинг / 5. Количество голосов:

Пока нет голосов! Будь первым, кто оценит этот пост!

We are sorry that this post was not useful for you!

Let us improve this post!

Tell us how we can improve this post?

Источник: labdesire.com

Рейтинг
Загрузка ...